Страницы: 1 2 |11. | Проверка натяжения и замена приводных ремней | |----|----------------------------------------------------------------------| |12. | Проверка состояния и регулировка привода стояночного тормоза | |----|----------------------------------------------------------------------| |13. | Проверка исправности систем вентиляции, отопления, кондиционирования | |----|----------------------------------------------------------------------| |14. | Проверка исправности стеклоподъемников, стеклоочистителей, | | | омывателей ветрового стекла | |----|----------------------------------------------------------------------| |15. | Проверка работы механизма управления дверями салона автобуса | ----------------------------------------------------------------------------- Примечание: практические занятия проводятся на учебном транспортном средстве. Практические занятия направлены на устранение возможных неисправностей в реальных условиях движения с использованием штатного комплекта инструментов. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ" ---------------------------------------------------------------------------- |N/N | Наименование разделов и тем |Количество часов| |п/п | | теоретического | | | | обучения | |----|----------------------------------------------------|----------------| | | Раздел 1. Психологические основы безопасного | | | | управления транспортным средством | | |----|----------------------------------------------------|----------------| | 1. | Психологические основы деятельности водителя | 2 | |----|----------------------------------------------------|----------------| | 2. | Основы саморегуляции психических состояний в | 2 | | | процессе управления транспортным средством | | |----|----------------------------------------------------|----------------| | 3. | Основы бесконфликтного взаимодействия участников | 2 | | | дорожного движения | | |----|----------------------------------------------------|----------------| | | Итого по разделу | 6 | |----|----------------------------------------------------|----------------| | | Раздел 2. Основы управления транспортным средством | | | | и безопасность движения | | |----|----------------------------------------------------|----------------| | 4. | Планирование поездки в зависимости от целей и | 2 | | | дорожных условий движения | | |----|----------------------------------------------------|----------------| | 5. | Оценка опасности воспринимаемой информации, | 2 | | | организация наблюдения в процессе управления | | | | транспортным средством | | |----|----------------------------------------------------|----------------| | 6. | Оценка тормозного и остановочного пути. | 2 | | | Формирование безопасного пространства вокруг | | | | транспортного средства в различных условиях | | | | движения | | |----|----------------------------------------------------|----------------| | 7. | Техника управления транспортным средством | 3 | |----|----------------------------------------------------|----------------| | 8. | Действия водителя при управлении транспортным | 2 | | | средством | | |----|----------------------------------------------------|----------------| | 9. | Действия водителя в нештатных ситуациях | 1 | |----|----------------------------------------------------|----------------| | | Итого по разделу | 12 | |----|----------------------------------------------------|----------------| | | Всего по разделам | 18 | ---------------------------------------------------------------------------- ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ" РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ Тема 1. Психологические основы деятельности водителя Зрение, слух и осязание - важнейшие каналы восприятия информации. Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении автотранспортным средством. Внимание, его свойства (устойчивость (концентрация), переключение, объем и т.д.). Основные признаки потери внимания. Причины отвлечения внимания (застегивание ремня безопасности или регулировка зеркала после начала движения; настройка радиоприемника или навигационной системы во время поездки; прикуривание или прием пищи; чтение дорожной карты или схемы проезда во время движения; телефонные разговоры или дискуссия в транспортном средстве и т.д.). Свойства нервной системы и темперамент. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством. Психологические качества человека (импульсивность, склонность к риску, агрессивность и т.д.) и их роль в возникновении опасных ситуаций в процессе вождения. Обработка информации, воспринимаемой водителем. Прогноз развития ситуации как необходимый фактор обеспечения безопасности движения. Чувство опасности и скорости. Риск и принятие решений в процессе управления транспортным средством. Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности. Тема 2. Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством Психические состояния, влияющие на управление транспортным средством: утомление, монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Нештатные ситуации как фактор возникновения стресса. Приемы и способы управления эмоциями. Контролирование эмоций через самопознание. Профилактика утомления. Способы поддержания устойчивого физического состояния при управлении транспортным средством. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения. Приемы и способы повышения работоспособности. Нормализация психических состояний во время стресса. Тема 3. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения Общая культура человека как основа для безопасного поведения на дорогах. Этические качества личности. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности. Понятие конфликта. Источники и причины конфликтов. Динамика развития конфликтной ситуации. Профилактика возникновения конфликтов. Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. Возможности снижения агрессии в конфликте. РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ Тема 4. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения Влияние целей поездки на безопасность управления транспортным средством. Оценка необходимости поездки в сложившихся дорожных условиях движения: в светлое или темное время суток, в условиях недостаточной видимости, различной интенсивности движения, в различных условиях состояния дорожного покрытия и т.д. Выбор маршрута движения и оценка времени для поездки. Примеры типичных мотивов рискованного поведения при планировании поездок. Доводы в пользу управления рисками. Влияние дорожных условий на безопасность движения. Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Основные элементы безопасности дороги. Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и метеорологических условий. Понятие о дорожно-транспортном происшествии. Виды дорожно - транспортных происшествий. Причины и условия возникновения дорожно - транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам. Тема 5. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством Три основных зоны осмотра дороги впереди: дальняя (30 - 120 секунд), средняя (12 - 15 секунд) и ближняя (4 - 6 секунд). Использование дальней зоны осмотра для получения предварительной информации об особенностях обстановки на дороге, средней для определения степени опасности объекта и ближней для перехода к защитным действиям. Особенности наблюдения за обстановкой в населенных пунктах и при движении по загородным дорогам. Навыки осмотра дороги сзади при движении передним и задним ходом, при торможении, перед поворотом, перестроением и обгоном. Контролирование обстановки сбоку через боковые зеркала заднего вида и поворотом головы. Преимущества боковых зеркал заднего вида панорамного типа. Способ отработки навыка осмотра контрольно-измерительных приборов. Алгоритм осмотра прилегающих дорог при проезде перекрестков. Примеры составления прогноза (прогнозирования) развития штатной и нештатной ситуации. Ситуационный анализ дорожной обстановки. Тема 6. Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства при разных скоростях движения Время реакции водителя. Время срабатывания тормозного привода. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Способы контроля безопасной дистанции. Уровни допускаемого риска при выборе дистанции. Время и пространство, требуемые на торможение и остановку при различных скоростях и условиях движения. Безопасный боковой интервал. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения (по интенсивности, скорости потока, состояния дороги и метеорологических условий) и при остановке. Способы минимизации и разделения опасности. Принятие компромиссных решений в сложных дорожных ситуациях. Тема 7. Техника управления транспортным средством Посадка водителя за рулем. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы. Контроль за соблюдением безопасности при перевозке пассажиров, включая детей и животных. Назначение органов управления, приборов и индикаторов. Действия водителя по применению: световых и звуковых сигналов; включению систем очистки, обдува и обогрева стекол; очистки фар; включению аварийной сигнализации, регулирования систем обеспечения комфортности. Действия при аварийных показаниях приборов. Приемы действия органами управления. Техника руления. Пуск двигателя. Прогрев двигателя. Начало движения и разгон с последовательным переключением передач. Выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения. Торможение двигателем. Действия педалью тормоза, обеспечивающие плавное замедление в штатных ситуациях и реализацию максимальной тормозной силы в нештатных режимах торможения, в том числе на дорогах со скользким покрытием. Начало движения на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог. Начало движения на скользкой дороге без буксования колес. Особенности управления транспортным средством при наличии АБС. Специфика управления транспортным средством с АКПП. Приемы действия органами управления АКПП. Выбор режима работы АКПП при движении на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог. Тема 8. Действия водителя при управлении транспортным средством Силы, действующие на транспортное средство. Сцепление колес с дорогой. Резерв силы сцепления - условие безопасности движения. Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках, при буксировке. Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости. Способы парковки и стоянки транспортного средства. Выбор скорости и траектории движения в поворотах, при разворотах и в ограниченных проездах в зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства. Выбор скорости в условиях городского движения, вне населенного пункта и на автомагистралях. Обгон и встречный разъезд. Проезд железнодорожных переездов. Преодоление опасных участков автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск и подъем, подъезды к мостам, железнодорожным переездам и другим опасным участкам. Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом ограждения, предупредительные и световые сигналы. Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам. Тема 9. Действия водителя в нештатных ситуациях Условия потери устойчивости транспортного средства при разгоне, торможении и повороте. Устойчивость против опрокидывания. Резервы устойчивости транспортного средства. Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Пользование зимними дорогами (зимниками). Движение по ледовым переправам. Действия водителя при возникновении юза, заноса и сноса. Действия водителя при угрозе столкновения спереди и сзади. Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе усилителя руля, отрыве продольной или поперечной рулевых тяг привода рулевого управления. Действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду. Действия водителя по эвакуации пассажиров из транспортного средства. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА "ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК" ---------------------------------------------------------------------------- |N/N | Наименование тем |Количество часов| |п/п | | теоретического | | | | обучения | |----|----------------------------------------------------|----------------| | 1 | 2 | 3 | |----|----------------------------------------------------|----------------| | 1. | Пассажирские автотранспортные предприятия, их | 2 | | | структура и задачи | | |----|----------------------------------------------------|----------------| | 2. | Технико-эксплуатационные показатели пассажирского | 4 | | | автотранспорта | | |----|----------------------------------------------------|----------------| | 3. | Диспетчерское руководство работой автобусов на | 4 | | | линии | | |----|----------------------------------------------------|----------------| | 4. | Работа автобусов на различных видах маршрутов | 5 | |----|----------------------------------------------------|----------------| | 5. | Тарифы и билетная система на пассажирском | 2 | | | автотранспорте | | |----|----------------------------------------------------|----------------| | 6. | Особенности работы маршрутных такси и | 2 | | | ведомственных автобусов | | |----|----------------------------------------------------|----------------| | 7. | Страхование на пассажирском транспорте | 2 | |----|----------------------------------------------------|----------------| | 8. | Режим труда и отдыха водителя автобуса | 2 | |----|----------------------------------------------------|----------------| | | Зачет | 1 | |----|----------------------------------------------------|----------------| | | Всего | 24 | ---------------------------------------------------------------------------- ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА "ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК" Тема 1. Пассажирские автотранспортные предприятия, их структура и задачи Структура и задачи пассажирских автотранспортных предприятий. Виды автобусных перевозок: городские, пригородные, междугородные, международные. Общая схема управления перевозками пассажиров автобусами. Структура пассажирских перевозок. Задачи водителя автобуса; его роль в обеспечении безопасности пассажиров. Тема 2. Технико-эксплуатационные показатели пассажирского автотранспорта Количественные показатели: объем перевозок, пассажирооборот, машино-часы работы. Качественные показатели: коэффициент технической готовности, коэффициент выпуска на линию. Мероприятия по увеличению выпуска автобусов на линию. Продолжительность нахождения подвижного состава на линии. Скорость движения. Техническая скорость. Эксплуатационная скорость. Скорость сообщения. Мероприятия по повышению скорости сообщения, среднее расстояние поездки пассажиров. Коэффициент использования пробега. Мероприятия по повышению коэффициента использования пробега. Коэффициент использования вместимости. Среднесуточный пробег. Общий пробег. Производительность работы пассажирского автотранспорта. Тема 3. Диспетчерское руководство работой автобусов на линии Диспетчерская система руководства пассажирскими автомобильными перевозками. Централизованная диспетчерская служба (ЦДС). Организация выпуска подвижного состава на линию и выполнение графика движения. Порядок переключения автобусов на другие маршруты. Средства диспетчерской связи с водителями автобусов, работающими на линии. Порядок оказания технической помощи автобусам на линии. Порядок приема подвижного состава на линии. Порядок сдачи и оформления путевых листов при возвращении автобусов с линии по окончании смены. Контроль за своевременным возвратом автобусов в парк. Контрольно-ревизорская служба на пассажирском автотранспорте и ее задачи. Контроль автобусов на линии. Регулярность движения и ее значение. Оборудование для контроля за регулярностью движения. Организация контроля регулярности движения автобусов на городских маршрутах. Автовокзалы и автостанции. Основные формы первичного учета работы автобусов. Путевой (маршрутный) лист автобуса. Порядок выдачи и заполнения путевых (маршрутных) листов. Билетно-учетный лист, лист регулярности движения. Правила их заполнения на линии. Тема 4. Работа автобусов на различных видах маршрутов Классификация автобусных маршрутов. Остановочные пункты, их обустройство. Понятия о паспорте маршрута. Понятие о нормировании скоростей движения автобусов. Требования к дорогам, на которых организуется движение пассажирского маршрутного автотранспорта. Обследование маршрутов и выявление опасных участков. Схема опасных участков. Формы организации труда автобусных бригад. Расписание движения автобусов на линии. Маршрутное, станционное, контрольное расписания движения подвижного состава. Интервалы движения. Коэффициент сменности. Рейс. Оборотный рейс. Работа автобусов в часы "пик". Значение введения укороченных, экспрессионных и полуэкспрессионных рейсов. Остановки по требованию. Организация работы автобусов без кондуктора. Виды и характеристика специальных перевозок пассажиров автобусами (перевозки рабочих на работу и с работы, выделение автобусов по разовым заказам, перевозки детей, туристическо-экскурсионные перевозки и т.п.). Пути повышения эффективности использования автобусов. Нормы загрузки автобусов. Опасность работы автобуса с перегрузкой. Нормы расхода топлива и смазочных материалов для автобусов. Мероприятия по экономии топлива и смазочных материалов и опыт передовых водителей автобусов. Порядок учета и выдачи талонов на топливо и смазочные материалы. Заправка автобуса топливом; меры предосторожности. Тема 5. Тарифы и билетная система на пассажирском автотранспорте Тарифы на проезд в автобусах. Применение тарифов на перевозку пассажиров и багажа в автобусах, а также за пользование автобусами по отдельным заказам. Виды билетов, применяемых для оплаты пассажирами проезда в автобусах городских, пригородных и междугородных сообщений. Льготы на проезд в автобусах. Тема 6. Особенности работы маршрутных такси и ведомственных автобусов Организация перевозок пассажиров маршрутными такси. Организация таксомоторных перевозок пассажиров. Организация перевозок пассажиров ведомственными автобусами. Координация работы ведомственного и пассажирского автотранспорта общего пользования. Тема 7. Страхование на пассажирском транспорте Нормативные акты, регламентирующие страхование на пассажирском автотранспорте. Страхование на городских, пригородных, междугородних и экскурсионных перевозках. Особенности страхования международных перевозок. Тема 8. Режим труда и отдыха водителя автобуса Нормативные акты, регламентирующие режим труда и отдыха водителей автобусов. Продолжительность рабочего времени водителя, и из чего оно складывается. Продолжительность отдыха после непрерывного управления автобусом. Ежедневный, еженедельный отдых водителя. Максимальное время нахождения за рулем в течение одной рабочей смены. Тема 9. Основы эффективного общения Понятие общения, его функции, этапы общения. Стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как восприятие и понимание других людей). Характеристика вербальных и невербальных средств общения. Основные "эффекты" в восприятии других людей (эффект первого впечатления, "гало-эффект" и т.д.). Виды общения (деловое, личное). Качества человека, важные для общения (открытость, тактичность и т.д.). Стили общения. Барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования. Общение в условиях конфликта. Особенности эффективного общения. Правила, повышающие эффективность общения. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА "ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ" ------------------------------------------------------------------------------------- | N N| Наименование тем занятий | Количество часов | | п/п| |--------------------------------| | | |всего| в том числе | | | | |--------------------------| | | | |теоретические|практические| | | | |занятия |занятия | |----|---------------------------------------------|-----|-------------|------------| | 1. | Дорожно-транспортный травматизм (общая | 1 | 1 | | | | характеристика). Правовые аспекты оказания | | | | | | медицинской помощи пострадавшим при ДТП | | | | |----|---------------------------------------------|-----|-------------|------------| | 2. | Основы анатомии и физиологии человека | 1 | 1 | - | |----|---------------------------------------------|-----|-------------|------------| | 3. | Терминальные состояния. Шок, острая | 3 | 1 | 2 | | | дыхательная недостаточность, асфиксия, | | | | | | синдром утраты сознания | | | | |----|---------------------------------------------|-----|-------------|------------| | 4. | Проведение сердечно-легочной реанимации | 3 | | 3 | |----|---------------------------------------------|-----|-------------|------------| | 5. | Кровотечение и методы его остановки | 3 | 1 | 2 | |----|---------------------------------------------|-----|-------------|------------| | 6. | Первая медицинская помощь при травмах. Раны | 3 | 1 | 2 | | | и их первичная обработка | | | | |----|---------------------------------------------|-----|-------------|------------| | 7. | Правила наложения транспортной | 2 | | 2 | | | иммобилизации | | | | |----|---------------------------------------------|-----|-------------|------------| | 8. | Виды бинтовых повязок и правила их | 2 | 1 | 1 | | | наложения | | | | |----|---------------------------------------------|-----|-------------|------------| | 9. | Первая медицинская помощь пострадавшим с | 2 | 2 | | | | острым заболеванием и в состоянии | | | | | | неадекватности | | | | |----|---------------------------------------------|-----|-------------|------------| |10. | Особенности транспортировки пострадавшего | 2 | | 2 | | | при ДТП в лечебное учреждение | | | | |----|---------------------------------------------|-----|-------------|------------| |11. | Правила пользования медицинской аптечкой | 1 | | 1 | |----|---------------------------------------------|-----|-------------|------------| | | Зачет | 1 | 1 | | |--------------------------------------------------|-----|-------------|------------| | Всего | 24 | 9 | 15 | ------------------------------------------------------------------------------------- ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА "ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ" Тема 1. Дорожно-транспортный травматизм (общая характеристика). Правовые аспекты оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП Характеристика травм в зависимости от вида происшествия. Оснащение средствами безопасности транспортных средств. Обязанности водителя, медицинского работника, административных служб при ДТП с человеческими жертвами. Тема 2. Основы анатомии и физиологии человека Основные представления о строении и функциях организма человека. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Тема 3. Терминальные состояния. Шок, острая дыхательная недостаточность, асфиксия, синдром утраты сознания Определение и характеристика терминальных состояний. Признаки жизни и смерти, реанимационные мероприятия при наличии признаков жизни. Признаки и симптомы шока. Комплекс противошоковых мероприятий. Причины острой дыхательной недостаточности и асфиксии, комплекс мероприятий первой медицинской помощи и критерии его эффективности. Характеристика синдрома утраты сознания, кома, обморок, причины возникновения и первая медицинская помощь. Тема 4. Проведение сердечно-легочной реанимации Показания к проведению мероприятий сердечно-легочной реанимации. Восстановление функции внешнего дыхания. Проведение искусственного дыхания методом "рот в рот", "рот в нос". Методика использования воздуховода. Техника проведения закрытого массажа сердца одним или двумя спасателями. Контроль эффективности реанимационных мероприятий. Ошибки при проведении сердечно-легочной реанимации. Особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей и пожилых людей. Тема 5. Кровотечение и методы его остановки Виды кровотечений. Способы остановки кровотечения (пальцевое прижатие, наложение давящей повязки, наложение жгута или жгута - закрутки). Методика наложения жгута. Особенности остановки кровотечения из носа, ушей и полости рта. Первая медицинская помощь при легочном кровотечении и подозрении на внутрибрюшное кровотечение. Тема 6. Первая медицинская помощь при травмах. Раны и их первичная обработка Общая характеристика травм, особенности травм при ДТП. Классификация ран и их первичная обработка. Черепно-мозговые травмы. Закрытые повреждения мягких тканей. Синдром длительного сдавливания, особенности оказания медицинской помощи. Переломы костей скелета, характерные признаки перелома кости. Ожоги. Холодовая травма. Тема 7. Правила наложения транспортной иммобилизации Показания к транспортной иммобилизации и применяемые средства. Особенности транспортной иммобилизации при различных повреждениях и типичные ошибки при ее наложении. Тема 8. Виды бинтовых повязок и правила их наложения Правила наложения повязок на различные части тела. Применение индивидуального перевязочного пакета. Тема 9. Первая медицинская помощь пострадавшему с острым заболеванием и в состоянии неадекватности Особенности оказания первой медицинской помощи при острой сердечно-сосудистой недостаточности, гипертоническом кризе, диабетической коме, бронхиальной астме. Признаки и симптомы отравлений, оказание первой медицинской помощи. Симптомы острых заболеваний органов брюшной полости. Психические реакции и состояния неадекватности. Эпилептический припадок. Тема 10. Особенности транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение Правила переноски пострадавшего на носилках. Способы переноски пострадавшего на руках. Особенности транспортировки при различных повреждениях. Предотвращение травм при транспортировке. Тема 11. Правила пользования медицинской аптечкой Комплектация медицинской аптечки. Применение содержимого медицинской аптечки. Приложение к примерной программе предмета "Основы медицинской помощи" ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И МАНИПУЛЯЦИЙ 1. Техника очищения ротовой полости и восстановления проходимости верхних дыхательных путей. 2. Искусственная вентиляция легких: "рот в рот", "рот в нос", методика применения воздуховода. 3. Техника проведения закрытого массажа сердца одним или двумя спасателями. 4. Методика определения частоты пульса на: лучевой артерии, бедренной артерии, сонной артерии. 5. Определение состояния зрачков и их реакции на свет. 6. Способы остановки кровотечения: пальцевое прижатие, наложение давящей повязки, максимальное сгибание конечности. 7. Методика наложения жгута или жгута-закрутки. Наиболее правильные места их наложения. 8. Временная остановка кровотечения пальцевым прижатием артерий (плечевой, сонной, подключичной, подмышечной, бедренной) в типичных местах. 9. Методика проведения передней тампонады носа. 10. Использование салфеток "Колетекс ГЕМ" и порошка "Статин" с целью остановки капиллярного или венозного кровотечения. 11. Этапы и методика проведения первичной обработки раны. 12. Методика наложения бинтовой повязки. 13. Правила наложения типичных бинтовых повязок на различные части тела: циркулярная, спиральная, крестообразная, колосовидная, возвращающая. 14. Методика наложения повязки Дезо. 15. Методика наложения косыночных повязок на различные части тела. 16. Наложение герметизирующей повязки при пневмотораксе. 17. Техника наложения индивидуального перевязочного пакета. 18. Техника наложения транспортной иммобилизации с использованием подручных средств и стандартных шин при повреждениях: ключицы, плеча, предплечья, кисти, бедра, голени, стопы. 19. Техника наложения транспортной иммобилизации при повреждениях: позвоночника и костей таза, органов живота, множественных переломах ребер, черепно-мозговой травме. 20. Техника укладывания пострадавших на носилки и правила переноски с различными повреждениями. 21. Техника переноски пострадавших с применением лямок. 22. Техника переноски пострадавших на руках одним и двумя людьми. 23. Техника переноски пострадавших с применением подручных средств. 24. Порядок снятия одежды с пострадавшего при ДТП. 25. Техника применения гипотермического пакета-контейнера. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ---------------------------------------------------------------------------- | N/N | Наименование тем, заданий | Количество| | п/п | | часов | |-------|------------------------------------------------------|-----------| | 1 | 2 | 3 | |-------|------------------------------------------------------|-----------| | | Первоначальное обучение вождению | | |-------|------------------------------------------------------|-----------| | 1. | Посадка. Ознакомление с органами управления, | 1 | | | контрольно-измерительными приборами | | |-------|------------------------------------------------------|-----------| | 2. | Приемы управления автобусом | 3 | |-------|------------------------------------------------------|-----------| | 3*. | Движение с переключением передач в восходящем и | 6 | | | нисходящем порядках и с изменением направления | | |-------|------------------------------------------------------|-----------| | 3**. | Разгон, торможение и движение с изменением | (6) | | | направления | | |-------|------------------------------------------------------|-----------| | 4. | Остановка в заданном месте, развороты | 6 | |-------|------------------------------------------------------|-----------| | 5. | Маневрирование в ограниченных проездах | 6 | |-------|------------------------------------------------------|-----------| | 6. | Сложное маневрирование | 8 | |-------|------------------------------------------------------|-----------| | | Контрольное занятие | 1 | |-------|------------------------------------------------------|-----------| | | Итого | 31 | |-------|------------------------------------------------------|-----------| | | Обучение практическому вождению в условиях реального | | | | дорожного движения | | |-------|------------------------------------------------------|-----------| | 7. | Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения| 30 | |-------|------------------------------------------------------|-----------| | 8. | Вождение по маршрутам с большой интенсивностью | 50 | | | движения | | |-------|------------------------------------------------------|-----------| | 9. | Совершенствование навыков вождения автобуса в | 33 | | | различных дорожных условиях | | |-------|------------------------------------------------------|-----------| | | Итого | 113 | |-------|------------------------------------------------------|-----------| | | Экзамен | 1 | |-------|------------------------------------------------------|-----------| | | Всего: | 145 | ---------------------------------------------------------------------------- Примечания: 1. Упражнение (задание) "*" выполняется только при обучении вождению с механической коробкой переключения передач (далее - МКПП); Упражнение (задание) "**" выполняется только при обучении вождению с автоматической коробкой переключения передач (далее - АКПП). Остальные упражнения (задания) выполняются при обучении вождению как с МКПП, так и с АКПП. 2. При отработке упражнений по вождению предусматривается проведение контрольного осмотра транспортного средства и выполнение работ по ежедневному обслуживанию. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОЖДЕНИЮ Задание 1. Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно - измерительными приборами (обучение на транспортном средстве или тренажере) Общее ознакомление с органами управления, контрольно - измерительными приборами. Посадка в транспортное средство. Тренировка в регулировании положения сидения, пристегивании ремнем безопасности, пуске двигателя, подаче предупредительного сигнала, включении стеклоочистителей, системы освещения. (*) Ознакомление со схемой переключения передач, включение первой передачи, начало движения, разгона с переключением передач в восходящем порядке и замедления с переключением передач в нисходящем порядке. (**) Ознакомление со схемой переключения АКПП. Задание 2. Приемы управления автобусом (обучение на транспортном средстве или тренажере) Освоение техники руления. (*) Действия органами управления при начале движения, переключении передач в восходящем и нисходящем порядке, плавном и экстренном торможении, остановках (отрабатываются при неработающем двигателе). (**) Начало движения, движение по прямой, торможение и остановка. (*) Задание 3. Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке (обучение на транспортном средстве и тренажере) Разгон. Движение по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке. Движение по прямой. Способы перехода на низшую передачу (последовательный и без соблюдения последовательности). Способы торможения. Кратковременные остановки, длительная стоянка на уклоне и подъеме. Движение передним ходом по кольцевому маршруту. Разгон и торможение с остановками у стоп-линии. Повороты направо и налево, между препятствиями. Движение задним ходом по прямой с использованием различных способов наблюдения за дорогой. Движение задним ходом с поворотами налево и направо. Движение задним ходом между ограничителями, остановка. Работа по техническому обслуживанию. (**) Задание 3. Разгон, торможение и движение с изменением направления (обучение на транспортном средстве) Запуск двигателя транспортного средства с автоматической трансмиссией. Начало движения. Движение по прямой с изменением скорости путем изменения положения педали скорости. Режим принудительного понижения передач (Kick-down). Режим торможения двигателем. Движение задним ходом по прямой. Кратковременные остановки, длительная стоянка на уклоне. Движение передним ходом по кольцевому маршруту. Разгон и торможение с остановками у стоп-линии. Повороты направо и налево, между препятствиями. Движение задним ходом по прямой с использованием различных способов наблюдения за дорогой. Движение задним ходом с поворотами налево и направо. Движение задним ходом между ограничителями, остановка. Работа по техническому обслуживанию. Задание 4. Остановка в заданном месте, развороты Остановка при движении передним и задним ходом, на обочине, у выбранного ориентира, у дорожного знака, у тротуара (параллельно, под углом 45 и 90 градусов). Подъезд к ограничителю передним и задним ходом. Развороты без применения заднего хода. Задание 5. Маневрирование в ограниченных проездах Въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом. Выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами налево и направо. Проезд по "змейке" передним ходом. Разворот на ограниченном участке с применением заднего хода. Въезд в габаритный дворик, разворот с применением заднего хода, выезд. Задание 6. Сложное маневрирование Постановка транспортного средства в "бокс" передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево). Постановка на габаритную стоянку. Движение по габаритному тоннелю задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево). Начало движения на подъеме. Контрольное занятие На автодроме (площадке для учебной езды) проверяются: начало движения, движение по кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп-линии; движение по "змейке" передним ходом. Въезд в габаритный дворик, разворот в нем с применением заднего хода и выезд передним ходом; постановка на габаритную стоянку и в "бокс" задним ходом; преодоление габаритного тоннеля передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); начало движения на подъеме; разгон и торможение с остановкой у стоп-линии. ОБУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВОЖДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Задание 7. Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения Отработка навыка движения глаз. Выезд на улицы города (населенного пункта). Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения. Проезд и подъезд к обозначенным местам остановки. Проезд пешеходных переходов. Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов. Объезд препятствия. Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка. Оценка перекрестка (обзорность, число полос, наличие транспорта и т.д.). Перестроение. Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения. Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользование контрольно-измерительными приборами. Задание 8. Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения Совершенствование навыков движения глаз. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства. Выезд на дорогу. Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения. Проезд и подъезд к обозначенным местам остановки. Проезд пешеходных переходов. Осуществление посадки и высадки пассажиров (имитация). Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов. Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка. Определение расстояния до приближающегося транспортного средства. Определение скорости приближающегося транспортного средства. Необходимость и целесообразность перестроения. Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения. Выезд на перекресток. Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользование контрольно-измерительными приборами. Задание 9. Совершенствование навыков вождения в различных условиях дорожной обстановки Данное задание проводится по индивидуальному плану для каждого обучаемого, в том числе с целью устранения выявленных недостатков. ЭКЗАМЕН ПО ВОЖДЕНИЮ: Экзамен проводится в два этапа. Первый этап проводится на закрытой площадке или автодроме, второй этап - на контрольном маршруте в условиях реального дорожного движения. Приложение ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ "D" ----------------------------------------------------------------------------------- | N/N| Наименование учебных материалов | Единица |Количество | | п/п| | измерения| | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | А. | Оборудование | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 1. | Бензиновый (дизельный) двигатель в разрезе с | Комплект | 1 | | | навесным оборудованием и в сборе со сцеплением в | | | | | разрезе, коробкой передач в разрезе | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 2. | Элементы передней подвески, рулевой механизм в | Комплект | 1 | | | разрезе | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 3. | Элементы заднего моста в разрезе в сборе с | Комплект | 1 | | | тормозными механизмами и фрагментом карданной | | | | | передачи | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 4. | Комплект деталей кривошипно-шатунного механизма: | Комплект | 1 | | | - поршень в разрезе в сборе с кольцами, поршневым | | | | | пальцем, шатуном и фрагментом коленчатого вала | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 5. | Комплект деталей газораспределительного механизма: | Комплект | 1 | | | - фрагмент распределительного вала; | | | | | - впускной клапан; | | | | | - выпускной клапан; | | | | | - пружины клапана; | | | | | - рычаг привода клапана; | | | | | - направляющая втулка клапана | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 6. | Комплект деталей системы охлаждения: | Комплект | 1 | | | - фрагмент радиатора в разрезе; | | | | | - жидкостный насос в разрезе; | | | | | - термостат в разрезе | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 7. | Комплект деталей системы смазывания: | Комплект | 1 | | | - масляный насос в разрезе; | | | | | - масляный фильтр в разрезе | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 8. | Комплект деталей системы питания: | Комплект | 1 | | | а) бензинового двигателя: | | | | | - бензонасос в разрезе; | | | | | - топливный фильтр в разрезе; | | | | | - фильтрующий элемент воздухоочистителя; | | | | | б) дизельного двигателя: | | | | | - топливный насос в разрезе; | | | | | - форсунка в разрезе; | | | | | - фильтр тонкой очистки в разрезе | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 9. | Комплект деталей системы зажигания: | Комплект | 1 | | | - катушка зажигания; | | | | | - свеча зажигания; | | | | | - провода высокого напряжения с наконечниками | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 10.| Комплект деталей электрооборудования: | Комплект | 1 | | | - фрагмент аккумуляторной батареи в разрезе; | | | | | - генератор в разрезе; | | | | | - стартер в разрезе; | | | | | - комплект ламп освещения; | | | | | - комплект предохранителей | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 11.| Комплект деталей передней подвески: | Комплект | 1 | | | - гидравлический амортизатор в разрезе | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 12.| Комплект деталей рулевого управления: | Комплект | 1 | | | - рулевой механизм в разрезе | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 13.| Комплект деталей тормозной системы: | Комплект | 1 | | | - главный тормозной цилиндр в разрезе; | | | | | - рабочий тормозной цилиндр в разрезе; | | | | | - тормозная колодка дискового тормоза; | | | | | - тормозная колодка барабанного тормоза; | | | | | - тормозной кран в разрезе; | | | | | - тормозная камера в разрезе | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 14.| Элементы колеса в разрезе | Комплект | 1 | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | Б. | Учебно-наглядные пособия | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 1. | Учебно-наглядное пособие "Схемы устройства и работы | Комплект | 1 | | | систем и механизмов транспортных средств" <*> | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 2. | Учебно-наглядное пособие "Светофор с | Комплект | 1 | | | дополнительными секциями" <*> | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 3. | Учебно-наглядное пособие "Дорожные знаки" <*> | Комплект | 1 | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 4. | Учебно-наглядное пособие "Дорожная разметка" <*> | Комплект | 1 | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 5. | Учебно-наглядное пособие "Сигналы регулировщика" <*>| Комплект | 1 | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 6. | Учебно-наглядное пособие "Схема перекрестка" <*> | Комплект | 1 | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 7. | Учебно-наглядное пособие "Расположение дорожных | Комплект | 1 | | | знаков и средств регулирования в населенном пункте" | | | | | <*> | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 8. | Учебно-наглядное пособие "Маневрирование | Комплект | 1 | | | транспортных средств на проезжей части" <*> | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 9. | Учебно-наглядное пособие "Оказание первой | Комплект | 1 | | | медицинской помощи пострадавшим" <*> | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 10.| Набор средств для проведения практических занятий по| Комплект | 1 | | | оказанию первой медицинской помощи <**> | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 11.| Медицинская аптечка водителя | Комплект | 1 | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 12.| Правила дорожного движения Российской Федерации | шт. | 3 | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | В. | Перечень учебной литературы определяется | | | | | образовательным учреждением | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | Г. | Информационные материалы | | | |----|-----------------------------------------------------|----------|-----------| | 1. | Информационный стенд, содержащий: | шт. | 1 | | | - копию лицензии с приложением; | | | | | - книгу жалоб и предложений; | | | | | - Закон РФ "О защите прав потребителей"; | | | | | - рабочий учебный план и тематические планы по | | | | | предметам программы; | | | | | - расписание занятий; | | | | | - график вождения; | | | | | - схемы учебных маршрутов, согласованных с ГИБДД | | | ----------------------------------------------------------------------------------- Учебное транспортное средство должно быть оборудовано: 1. Дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза; 2. Зеркалом заднего вида для обучающего; 3. Опознавательным знаком "Учебное транспортное средство". -------------------------------- Примечание: <*> Учебно-наглядное пособие может быть представлено в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, электронного учебного издания, кинофильма, видеофильма, диафильма и т.д. <**> Набор средств определяется преподавателем по предмету. Страницы: 1 2 |