РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧИЛА С ГОЛЛАНДСКОЙ КОМПАНИЕЙ ДОГОВОР НА ВЫПОЛНЕНИЕ ИНЖИНИРИНГОВЫХ РАБОТ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РФ. ВОЗНИКАЕТ ЛИ У РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАННОСТЬ НАЛОГОВОГО АГЕНТА ПО УПЛАТЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ С ДОХОДОВ ГОЛЛАНДСКОЙ КОМПАНИИ-ПОДРЯДЧИКА? ВОЗНИКАЮТ ЛИ У ГОЛЛАНДСКОЙ КОМПАНИИ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИСПОЛНЕНЫ ЕЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 9 октября 2008 г. N 03-08-05 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом по вопросу исполнения российской организацией обязанности налогового агента в отношении дохода, выплачиваемого голландской компании-подрядчику за выполнение инжиниринговых работ на континентальном шельфе Российской Федерации, сообщает следующее. Пунктом 1 ст. 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 Кодекса. В перечень доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, не включаются доходы иностранных организаций от выполнения работ на территории Российской Федерации. В то же время п. 2 ст. 309 Кодекса предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, самостоятельно исполняют обязанность налогоплательщика налога на прибыль организаций в Российской Федерации, как это предусмотрено ст. ст. 246, 306 и 307 Кодекса. Статьей 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах. Если иностранная организация является резидентом государства, с которым Российская Федерация имеет действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то доходы, которые она получает от источника в Российской Федерации, подлежат налогообложению в порядке, установленном соглашением, при условии соблюдения этой иностранной организацией процедур, предусмотренных п. 1 ст. 312 Кодекса. Согласно ст. 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 прибыль предприятия одного государства (в рассматриваемом случае - Нидерландов) облагается налогом только в этом государстве, если только предприятие не осуществляет деятельность в другом государстве (России) через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет деятельность как сказано выше, то прибыль предприятия может облагаться налогом в другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству. В соответствии со ст. 5 Соглашения термин "постоянное представительство" означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое предприятие одного государства полностью или частично осуществляет деятельность в другом государстве. Таким образом, при получении голландской организацией от российской организации дохода от выполнения инжиниринговых работ, не приводящих к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, у российской организации не возникает обязанности по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации. В случае образования голландской организацией постоянного представительства, она выступает самостоятельным плательщиком налога на прибыль. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 9 октября 2008 г. N 03-08-05 |