ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОЦЕНОК И ДОСЧЕТОВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТАТИСТИКЕ 24 апреля 1995 г. N 33 (Д) С целью получения объективной и достоверной информации об объеме платных услуг населению Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Методику экономических оценок и досчетов показателей, характеризующих платные услуги населению, и ввести ее в статистическую практику с отчета за I квартал 1995 г. 2. Применять указанную Методику при определении общего объема платных услуг населению на федеральном и региональном уровнях. Председатель Госкомстата России Ю.А.ЮРКОВ 24 апреля 1995 г. N 33 УТВЕРЖДЕНА Постановлением Госкомстата России от 24 апреля 1995 года N 33 МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОЦЕНОК И ДОСЧЕТОВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ Методика разработана с целью получения объективной и достоверной информации об объеме платных услуг населению. Она предполагает формирование этого показателя путем дополнения данных, полученных на основе официального статистического наблюдения по формам N 1-услуги, МП, 1-ВЭС, расчетными и оценочными данными: об объеме услуг населению по недоучтенным предприятиям (не представившим сведения по форме N 1-услуги); об объеме услуг, оказываемых населению физическими лицами (гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица), зарегистрированными в налоговых службах; об объеме услуг, оказываемых населению физическими лицами, не зарегистрированными в налоговых службах. Информационной базой досчетов физических лиц являются данные районных налоговых служб о валовых доходах, получаемых этими лицами от предпринимательской деятельности, и экспертная оценка объемов, выполняемых лицами, уклоняющимися от уплаты налогов, а также статистические данные, косвенно характеризующие объемы услуг, оказываемые населению хозяйствующими субъектами и физическими лицами, не попадающими в поле зрения налоговых служб (например, данные о числе юристов, индивидуально построенных жилых домов и других построек, наличии бытовых машин и приборов). Досчеты объемов услуг, оказанных физическими лицами, производятся по медицинским, санаторно-курортным, нотариальным, транспортным, ритуальным услугам, услугам по ремонту обуви, пошиву одежды, ремонту автомобилей, бытовых машин и приборов, изготовлению обуви, по парикмахерским услугам и другим без выделения каждого вида в отдельности. Экспертная оценка, основанная на статистических данных, косвенно характеризующих объемы услуг, производится по услугам правового характера, услугам по строительству жилья и других построек, ремонту бытовых машин и приборов. В дальнейшем перечень этих услуг будет расширен. 1. Объем платных услуг, оказываемых населению предприятиями и организациями Объем платных услуг населению по официально учтенным предприятиям определяется как сумма объемов услуг, сформированных на основании следующих форм государственного федерального статистического наблюдения: - объем платных услуг официально учтенных предприятий всех форм собственности и организационно-правовых форм - на основании формы N 1-услуги "Отчет об объеме платных услуг населению"; - объем платных услуг малых предприятий, для которых оказание услуг не является основной деятельностью (малые предприятия промышленности, строительства и других отраслей), - на основании формы N МП "Об основных показателях деятельности малого предприятия"; - объем услуг совместных предприятий - на основании формы N 1-ВЭС "Отчет совместного и иностранного предприятия". К сформированному на основании государственного статистического наблюдения объему необходимо добавить объем услуг населению по предприятиям, не представившим сведения по форме N 1-услуги. Объем возможного недоучета определяется по данным обследования 1994 г. Если в регионе не проводилось такого обследования, то объем возможного недоучета можно взять в размере 5% (в среднем по России) от объема услуг населению по предприятиям, представившим сведения по форме N 1-услуги. В дальнейшем следует периодически проводить такое обследование. 2. Объем платных услуг, оказываемых населению физическими лицами (гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица), зарегистрированными в налоговых службах Налоговые службы Российской Федерации на всех региональных уровнях располагают информацией о частных лицах, занятых предпринимательской деятельностью. Финансовые результаты деятельности этих лиц учитываются и контролируются районными налоговыми службами по итогам года на основании сведений, сообщаемых физическими лицами в индивидуальных декларациях, содержащих валовой доход, затраты и чистый доход, подлежащий налогообложению. В декларации регистрируется вид деятельности, которым занимается физическое лицо. В настоящее время эти данные в налоговой инспекции не обрабатываются и не распределяются по видам деятельности. Для определения объема платных услуг, оказываемых физическими лицами, в региональной налоговой службе необходимо получить информацию о размерах совокупного валового дохода физических лиц и распределить его на два вида деятельности: торгово-коммерческую и оказание услуг. Если нет возможности получить в налоговых службах реальное соотношение для региона, можно принять соотношение 60% и 40%, выявленное в ходе обследования 1994 г. В случае, если в налоговых службах нет данных о валовом доходе (ВД), то необходимо использовать данные об объеме чистого дохода (ЧД). Исходя из уровня рентабельности 25%, объем валового дохода определяется по формуле: 100 ВД = ЧД (--- + 1); ВД = ЧД х 5. 25 Валовой доход и составит объем платных услуг, оказываемых населению физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за предыдущий год. Для получения такой информации за отчетный период текущего года необходимо использовать сводный индекс потребительских цен на товары и услуги (отчетный период к тому же периоду предыдущего года) и соответствующий коэффициент К, который для I квартала равен 0,25, для I полугодия - 0,5, 9 месяцев - 0,75, года - 1. В этом случае объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в установленном порядке, за I квартал 1995 года будет равен: ВДi = ВДо х 0,25 х Iр, где: ВДi - совокупный валовой доход за I квартал 1995 года; ВДо - совокупный валовой доход за 1994 год; Iр - сводный индекс потребительских цен на товары и услуги (I квартал 1995 г. к I кварталу 1994 г.). 3. Объем платных услуг, оказываемых населению физическими лицами, не зарегистрированными в налоговых службах По оценке работников налоговых служб России, от 30% до 60% физических лиц, оказывающих услуги населению, не проходят регистрацию в налоговых органах в основном по причине нерегулярности работы. Валовой доход (ВД) этих лиц оценивается с коэффициентом 1,5 к объему услуг предпринимателей, представивших налоговые декларации. 4. Экономическая оценка объемов платных услуг, оказываемых населению хозяйствующими субъектами и физическими лицами, не попадающими в поле зрения налоговых служб На практике информация по услугам, оказываемым физическими лицами, может быть получена по результатам выборочного обследования домашних хозяйств. Однако распространение выборочных результатов на всю совокупность ограничено, так как определенное сомнение вызывает репрезентативность этой выборки, поскольку в нее практически не попадают семьи с высокими доходами, тогда как именно эти семьи являются главными потребителями услуг физических лиц. Данные административных источников также не полны по охвату, так как налоговые службы не всегда фиксируют лиц, занимающихся ремонтом квартир, автомашин, строительством садовых и индивидуальных жилых домов, репетиторством, фотографированием и т.п. Кроме того, для расчета доходов от оказания населению платных услуг физическими лицами налоговые службы используют тарифы, сложившиеся в государственном секторе в предшествующем периоде. Фактически же в текущем периоде физические лица взимают с населения плату значительно выше используемой при расчетах. В итоге расчетный объем выручки от оказания услуг населению получается заниженным. Все это объясняет необходимость поиска источников информации об объемах платных услуг, оказываемых физическими лицами, а при отсутствии таковых - использование методов досчета. Для досчета выбраны отдельные виды услуг исходя из следующих принципов: во-первых, выбраны услуги, по которым наблюдается резкое снижение физических объемов, отмечавшееся по отчетности; во-вторых, те услуги, которые более характерны для современного периода. В их число вошли: услуги правового характера, по строительству жилья и других построек, ремонту бытовых машин и приборов. 4.1. Услуги правового характера Для определения объема услуг правового характера необходима следующая информация: число нотариусов и юристов, занимающихся частной практикой, и совокупный валовой доход этих специалистов за год. Численность нотариусов, занимающихся частной практикой, определяется по данным органов юстиции при администрациях или данным нотариальных палат. Данные о численности юристов, занимающихся частной практикой, отсутствуют. По экспертной оценке специалистов Министерства юстиции, соотношение юристов, занятых частной практикой и служащих в государственных и негосударственных учреждениях, находится в пропорции 2:1 (по России в целом). На региональном уровне это соотношение может быть другим. Целесообразно получить сведения о реальном соотношении у специалистов органов юстиции. За основу расчета могут быть приняты статистические данные о численности специалистов правовых служб (данные единовременного учета по форме 8 РУ-право). Численность юристов, занятых в государственных организациях (главные специалисты, ведущие и др. специалисты), должна быть увеличена в два раза или с учетом коэффициента, сложившегося в регионе (по экспертной оценке специалистов органов юстиции). Данные о годовом совокупном валовом доходе нотариусов и юристов должны быть получены в налоговых инспекциях на основании выборочного просмотра деклараций о доходах этих специалистов. Получение, на основе данных об объеме платных услуг правового характера за предыдущий год, подобной информации за отчетный период текущего года производится так же, как указано в п. 2. 4.2. Услуги по строительству жилья и других построек Расчет объема платных услуг по строительству жилья и других построек осуществляется отдельно по индивидуальным жилым домам и садовым домикам, дачам. Информационной базой для оценки стоимости услуг по строительству городскими жителями дач и садовых домиков служат следующие данные: - число семей, получивших земельные участки, - данные статистики сельского хозяйства; - количество проданных садовых домиков, хозблоков - данные статистики торговли (ф. 3-торг); - стоимость услуг по установке садового домика, хозблока, строительству дачи - экспертная оценка: минимальная стоимость равноценна стоимости строительных материалов (20 тыс. шт. кирпича для 1 домика и 4 тыс. шт. кирпича для установки хозблока). Порядок расчетов приводится на примере данных по России в целом: 1. Число построенных в 1993 году дач, садовых домиков, хозблоков характеризуют следующие данные: -------------------------------------------------------------------- | Годы | Число семей, | Из них построили садовые домики, | | | получивших участки,| дачи в 1993 г. | | | тысяч | | |-------|---------------------|------------------------------------| |1990 |793 |317 (793 х 40%) <*> | |-------|---------------------|------------------------------------| |1991 |3084 |463 (3084 х 15%) <*> | |-------|---------------------|------------------------------------| |1992 |1915 |96 (1915 х 5%) <*> | |-------|---------------------|------------------------------------| |1993 |807 |- | |-------|---------------------|------------------------------------| |Итого |Х |876 | -------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> По данным микроопроса владельцев садовых участков, в год получения земли строительством дачного дома, как правило, не занимаются. В последующие годы процент застраиваемых участков нарастает соответственно: 5%, 15%, 40%. 2. В 1993 г. населению было продано 50 тыс. садовых домиков и хозблоков. 3. Число дач, построенных в 1993 г. на основе возведения, садовых домиков и хозблоков равно 876 - 50 = 826 тысяч. 4. По экспертной оценке, примерно половина дач строится силами самих семей без привлечения наемной силы. Следовательно, из числа построенных в 1993 г. дач таких было: 826 : 2 = 413 тысяч. Остальные 413 тысяч составляют дачи, для строительства которых привлекалась наемная сила. 5. Стоимость строительства дачи, садового домика (хозблока) принимается на уровне стоимости необходимого для их строительства количества кирпича: для дачи - 20 тыс. шт., для садового домика (хозблока) - 4 тыс. шт. Для расчета приняты расценки 200 тыс. рублей за установку хозблока и 1 млн. рублей на строительство садового домика. 6. Объем платных услуг по строительству садовых домиков: 50 тыс. штук х 200 тыс. рублей = 10 млрд. рублей; 413 тыс. штук х 1 млн. рублей = 413 млрд. рублей; 10 + 413 = 423 млрд. рублей. Аналогично рассчитываются объемы услуг по строительству индивидуальных жилых домов. За основу расчета следует принять данные статистики строительства по форме N 1-ИЖС о числе построенных индивидуальных домов и стоимости строительства одного дома. Здесь также предполагается, что к строительству каждого второго дома привлекалась наемная сила. В этом случае объем платных услуг по строительству индивидуальных жилых домов в целом по России в 1993 году будет равен: 63 тыс. домов : 2 х 11,3 млн. рублей = 356 млрд. рублей. Таким образом, объем платных услуг по строительству жилья и других построек в 1993 году составил: 423 + 356 = 779 млрд. рублей. Из исчисленного таким образом объема услуг необходимо исключить объем, учтенный в форме N 1-услуги. Итог будет оценкой объемов расходов населения на строительство жилья и других построек физическими лицами. Далее следует найти соотношение этих двух частей и использовать его для расчета объема платных услуг по строительству жилья и других построек физическими лицами за отчетный период текущего года. 4.3. Услуги по ремонту бытовых машин и приборов Для определения объема услуг по ремонту бытовых машин и приборов необходима следующая информация: - количество техники, находящейся в пользовании у населения; - количество и средняя стоимость ремонта, необходимого для поддержания этой техники в рабочем состоянии. Объем парка бытовых машин в пользовании населения определяется по данным бюджетной статистики об обеспеченности соответствующими видами бытовой техники в расчете на 100 домашних хозяйств (последние имеющиеся данные, по возможности, с учетом динамики) и количеству домашних хозяйств на территории региона (по данным последней переписи населения). Объем парка бытовых машин исчисляется путем перемножения средней обеспеченности на количество домашних хозяйств в регионе. Количество ремонтов на единицу техники для основных видов бытовых машин приведено в приложении N 1 (не приводится). Средняя стоимость ремонта может быть определена путем деления средней цены 1 машины (данные статистики цен) на нормативный срок службы. Объем платных услуг по ремонту бытовых машин и приборов рассчитывается по формуле: О = N х R х С, где: N - парк бытовой техники на начало текущего года; R - число ремонтов на единицу парка в год; С - средняя стоимость одного ремонта. Поскольку рассчитывается предполагаемая стоимость ремонта техники за прошедший период (год), наличие бытовой техники берется на начало периода, средняя цена на каждый вид машин - по состоянию на середину периода. Из исчисленного таким образом объема услуг следует исключить объем, учтенный в формах статистического наблюдения. Итог будет служить оценкой объемов расходов населения на ремонт бытовых машин и приборов физическими лицами. Сформированные таким образом объемы услуг правового характера, по строительству жилья и других построек, ремонту бытовых машин и приборов, выполненные физическими лицами, необходимо проверить на объективность, используя данные статистики домашних хозяйств. Критерием полноты учета полученных объемов служит практическое совпадение соотношения объемов, полученных на предприятиях и в частном секторе. 5. Формирование общего объема платных услуг населению Общий объем платных услуг населению в 1993 г. в целом по России распределился следующим образом: ---------------------------------------------------------------------- | N | | трлн. | |строки| |рублей | |------|-----------------------------------------------------|-------| |1 | Объем платных услуг по официально учтенным | | | | предприятиям |3,97 | |------|-----------------------------------------------------|-------| |2 | Объем платных услуг по предприятиям, не | | | | представившим форму 1-услуги |0,20 | |------|-----------------------------------------------------|-------| |3 | Объем платных услуг, оказанных населению | | | | физическими лицами, всего |1,26 | | | в том числе: | | |------|-----------------------------------------------------|-------| |4 | зарегистрированными в налоговых службах |0,51 | |------|-----------------------------------------------------|-------| |5 | не зарегистрированными в налоговых службах |0,75 | |------|-----------------------------------------------------|-------| |6 | Экономическая оценка отдельных видов услуг | | | | в том числе: | | |------|-----------------------------------------------------|-------| |7 | услуги правового характера |0,13 | |------|-----------------------------------------------------|-------| |8 | услуги по строительству жилья и других построек |0,80 | |------|-----------------------------------------------------|-------| |9 | услуги по ремонту бытовых машин и приборов |0,01 | |------|-----------------------------------------------------|-------| |10 | Общий объем платных услуг |6,4 | ---------------------------------------------------------------------- Таким образом, из полученного на основе настоящей Методики общего объема платных услуг населению 38% составляют объемы, не попавшие в формы государственного статистического наблюдения и полученные расчетным путем. 6. Распределение общего объема платных услуг по отдельным видам Для получения общего объема платных услуг по каждому виду в отдельности необходимо к данным по официально учтенным предприятиям прибавить соответствующие расчетные данные. Для услуг правового характера, по строительству жилья и других построек, ремонту бытовых машин и приборов - это данные, полученные на основании соответствующих разделов 4.1, 4.2, 4.3 настоящей Методики. На остальные виды услуг распространяются данные об объеме услуг по недоучтенным предприятиям и физическим лицам (разделы 1 (абзац 2), 2, 3). Причем объемы услуг по недоучтенным предприятиям распределяются по видам услуг в той же пропорции, что и их удельный вес в объеме услуг по официально учтенным предприятиям, а объемы физических лиц следует распределить по тем видам услуг, которые представлены в налоговой инспекции. Для примера приводим данные о распределении объема платных услуг, выполненных физическими лицами, по видам услуг в целом по России в 1993 г.: --------------------------------------------------------------------- | Виды платных услуг | млрд. |в процентах | | | рублей | к итогу | |-------------------------------------------|----------|------------| |Платные услуги, всего |1260,00 |100,00 | | в том числе: | | | |-------------------------------------------|----------|------------| |бытовые |307,44 |24,40 | |-------------------------------------------|----------|------------| |транспорт |110,12 |8,74 | |-------------------------------------------|----------|------------| |культура |0,13 |0,01 | |-------------------------------------------|----------|------------| |физкультура и спорт |0,13 |0,01 | |-------------------------------------------|----------|------------| |медицина |15,12 |1,20 | |-------------------------------------------|----------|------------| |санаторно-курортные |2,52 |0,20 | |-------------------------------------------|----------|------------| |нотариат |805,14 |63,90 | |-------------------------------------------|----------|------------| |другие платные услуги |19,40 |1,54 | |-------------------------------------------|----------|------------| | Из бытовых: |307,44 |100,00 | |-------------------------------------------|----------|------------| |ремонт обуви |4,00 |1,30 | |-------------------------------------------|----------|------------| |пошив одежды |270,55 |88,00 | |-------------------------------------------|----------|------------| |вязание |0,31 |0,10 | |-------------------------------------------|----------|------------| |ремонт бытовых машин |5,53 |1,80 | |-------------------------------------------|----------|------------| |ремонт автомобилей |1,54 |0,50 | |-------------------------------------------|----------|------------| |изготовление мебели |4,30 |1,40 | |-------------------------------------------|----------|------------| |фото |4,00 |1,30 | |-------------------------------------------|----------|------------| |парикмахерские |2,77 |0,90 | |-------------------------------------------|----------|------------| |транспорт грузовой |3,69 |1,20 | |-------------------------------------------|----------|------------| |ритуальные |0,61 |0,20 | |-------------------------------------------|----------|------------| |прочие бытовые услуги |10,15 |3,30 | --------------------------------------------------------------------- ОБЪЕМ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В РОССИИ В 1993 ГОДУ (млрд. рублей) --------------------------------------------------------------------- | Виды услуг | Общий объем | в том числе по | | | платных услуг |официально учтенным | | | | предприятиям | | |----------------|--------------------| | | всего | в % к | всего | в % к | | | | итогу | | итогу | |-----------------------------|-------|--------|----------|---------| |Платные услуги, всего |6367,1 |100,0 |3970,5 |100,0 | | в том числе: | | | | | |-----------------------------|-------|--------|----------|---------| |бытовые |1934,7 |30,4 |745,7 |18,8 | |-----------------------------|-------|--------|----------|---------| |пассажирского транспорта |1693,4 |26,6 |1509,4 |38,0 | |-----------------------------|-------|--------|----------|---------| |связи |350,0 |5,5 |333,0 |8,4 | |-----------------------------|-------|--------|----------|---------| |жилищно-коммунального | | | | | |хозяйства |613,7 |9,6 |583,7 |14,7 | |-----------------------------|-------|--------|----------|---------| |по содержанию детей в | | | | | |дошкольных учреждениях |118,2 |1,9 |112,2 |2,8 | |-----------------------------|-------|--------|----------|---------| |культуры |84,1 |1,3 |84,0 |2,1 | |-----------------------------|-------|--------|----------|---------| |туристско-экскурсионные |102,9 |1,6 |98,9 |2,5 | |-----------------------------|-------|--------|----------|---------| |физической культуры | | | | | |и спорта |7,7 |0,1 |7,6 |0,2 | |-----------------------------|-------|--------|----------|---------| |здравоохранения |91,5 |1,4 |72,5 |1,8 | |-----------------------------|-------|--------|----------|---------| |санаторно-курортные | | | | | |и оздоровительные |274,2 |4,3 |258,2 |6,5 | |-----------------------------|-------|--------|----------|---------| |правового характера |969,6 |15,2 |63,2 |1,6 | |-----------------------------|-------|--------|----------|---------| |банковских учреждений |10,4 |0,2 |10,4 |0,3 | |-----------------------------|-------|--------|----------|---------| |другие услуги |116,7 |1,9 |91,7 |2,3 | --------------------------------------------------------------------- х х х При использовании предложенной Методики экономических оценок и досчетов следует иметь в виду, что она не совсем корректна, так как допускает двойной счет при формировании общего объема за счет того, что некоторая часть услуг правового характера, по строительству жилья и других построек, ремонту бытовых машин и приборов, оказанных физическими лицами, попадает в объемы, определенные на основе разделов 2 и 3. Однако в настоящее время этим можно пренебречь, так как Методика пока охватывает не все виды услуг, где имеет место недоучет объемов. По мере дополнения ее новыми видами (в первом полугодии 1995 г. предполагается довключить ритуальные и медицинские услуги) указанная некорректность будет сглаживаться. Кроме того, возможны существенные изменения указанной Методики (особенно в части распространения по видам услуг объемов услуг, оказанных населению физическими лицами) в случае достижения договоренности Госкомстата России с Госналогслужбой России о расширении разрезности разработки данных налоговых служб. Управление статистики услуг и социальной сферы Госкомстата России |