О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 14.12.00 22-06-1375/175

             О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ
               ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ
                   ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
                      ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          14 декабря 2000 г.
                           N 22-06-1375/175

         ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                          14 декабря 2000 г.
                           N 22-06-1375/175

                                (НЦПИ)


     Министерство образования   Российской   Федерации   и    Профсоюз
работников   народного   образования   и  науки  Российской  Федерации
направляют для практического использования в работе письмо "Ответы  на
вопросы  по применению Положения о порядке аттестации педагогических и
руководящих работников государственных и муниципальных образовательных
учреждений".
     Письмо составлено на  основе  обращений  и  запросов  от  органов
управления   образованием,   территориальных   организаций  Профсоюза,
педагогических и руководящих  работников  образовательных  учреждений,
поступивших   с  момента  введения  в  действие  Положения  о  порядке
аттестации педагогических и руководящих работников  государственных  и
муниципальных   образовательных   учреждений,  утвержденного  приказом
Минобразования России от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован в  Минюсте
России 24.07.2000, регистрационный N 2322).
     В связи  с  изданием  настоящего  письма  не  применяются  письмо
Минобразования   России   от  29.12.93  N  239-М  и  раздел  I  письма
Минобразования России и ЦК профсоюза работников народного  образования
и науки России от 22.04.97 N 23/146.

                                                        Приложение

              Ответы на вопросы по применению положения
                 о порядке аттестации педагогических
               и руководящих работников государственных
              и муниципальных образовательных учреждений

     1. Вопрос.

     Должны ли  быть  признаны  утратившими  силу  территориальные   и
ведомственные положения об аттестации, принятые в соответствии с ранее
действовавшим  Типовым  положением,  с  момента  введения  в  действие
Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений  (далее  по
тексту - Положение)?

     Ответ.

     Территориальные и    ведомственные    положения   об   аттестации
педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных
учреждений  и  организаций  образования  с 1 сентября 2000 года должны
быть признаны утратившими силу.
     Формы и   процедуры   аттестации,   являвшиеся  составной  частью
территориальных  и  ведомственных  положений  об   аттестации   и   не
противоречащие  Положению,  должны  быть  доведены  до  муниципальных,
территориальных  ведомственных  органов  управления   образованием   и
образовательных учреждений отдельным нормативно-правовым актом.  Кроме
того,  работникам  должно  быть  предоставлено  право  выбора  форм  и
процедур аттестации.

     2. Вопрос.

     Могут ли  органы управления образованием принимать дополнительные
нормативно-правовые акты  о  порядке  аттестации  с  учетом  специфики
региона, отрасли?

     Ответ.

     Нет, не  могут,  поскольку  пункт  1.8.  Положения  не  допускает
установления   федеральными   ведомственными    органами    управления
образованием,  органами  управления  субъектов  Российской  Федерации,
местными   (муниципальными)    органами    управления    образованием,
образовательными учреждениями иного порядка проведения аттестации.
     В соответствии со статьей  28  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании"   установление   порядка   аттестации   педагогических  и
руководящих работников государственных и муниципальных образовательных
учреждений   отнесено  к  компетенции  Российской  Федерации,  которая
реализуется Министерством образования Российской  Федерации  (подпункт
44 пункта 5 Положения о Министерстве образования Российской Федерации,
утвержденного постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
24.03.2000 N 258).

     3. Вопрос.

     Письмом Минобразования  России  и  Профсоюза работников народного
образования и науки Российской Федерации от  15.08.2000  N  297/19-10/
117   предложено   в   2000/2001  учебном  году  проводить  аттестацию
педагогических  и  руководящих  работников  в  сроки,  предусмотренные
Положением, по ранее поданным заявлениям.
     Означает ли  это,  что  работники,  у   которых   срок   действия
квалификационных категорий истекает в 2000/2001 учебном году, подавшие
заявления на аттестацию позднее  1  октября  2000  года  (дата  начала
аттестации  в  соответствии с Положением),  теряют в 2000/2001 учебном
году право на прохождение аттестации?

     Ответ.

     Нет, не означает.  В регионах,  где сроки подачи  заявлений  были
установлены   позднее   1   октября   или   не   установлены   вообще,
соответствующие органы  управления  образованием  должны  предоставить
таким   работникам   на  основании  их  заявлений  возможность  пройти
аттестацию  в  2000/2001  учебном  году  или  продлить  срок  действия
имеющихся  квалификационных  категорий до прохождения ими аттестации в
2001/2002 учебном году.

     4. Вопрос.

     Могут ли пройти аттестацию в порядке, предусмотренном Положением,
педагогические    работники    негосударственных    и    ведомственных
образовательных учреждений и каким образом?

     Ответ.

     Педагогические работники   негосударственных   и    ведомственных
образовательных   учреждений   могут   пройти  аттестацию  в  порядке,
предусмотренном  Положением,  на   основе   договора   между   органом
управления   образованием,   при   котором   создана   соответствующая
аттестационная   комиссия,    и    негосударственным,    ведомственным
образовательным учреждением или самим работником.

     5. Вопрос.

     Работнику в   текущем  учебном  году  присвоена  квалификационная
категория.  Через какое время он может  обратиться  в  соответствующую
аттестационную комиссию с заявлением о прохождении аттестации на более
высокую квалификационную категорию?

     Ответ.

     Работник, которому   в    текущем    учебном    году    присвоена
квалификационная   категория,   может   обратиться   с   заявлением  о
прохождении аттестации на более высокую квалификационную  категорию  в
соответствующую   аттестационную   комиссию   с  заявлением  в  сроки,
установленные для его подачи.

     6. Вопрос.

     Какие сведения о повышении квалификации вносятся  в  заявление  и
аттестационный   лист,   и   должны  ли  эти  сведения  подтверждаться
соответствующими документами?

     Ответ.

     В заявление и аттестационный лист вносятся сведения о прохождении
повышения   квалификации   в  соответствии  с  Типовым  положением  об
образовательном  учреждении  дополнительного  образования   (повышения
квалификации) специалистов,  утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 26.06.95 N 610,  с изменениями и дополнениями,
утвержденными  постановлением  Правительства  Российской  Федерации от
10.03.2000 N 213.  Сведения должны вноситься на  основании  документов
государственного  образца о прохождении повышения квалификации (п.  28
указанного Типового положения).
     По желанию  работника  в  заявление  могут  вноситься сведения на
основании иных документов о прохождении повышения квалификации.

     7. Вопрос.

     Если педагогический   работник    не    согласен    с    решением
аттестационной комиссии, как он может обжаловать это решение? Может ли
вышестоящая  аттестационная  комиссия  отменить  решение   нижестоящей
аттестационной комиссии?

     Ответ.

     В соответствии  с  п.  4.3.  Положения трудовые споры по вопросам
аттестации педагогических и руководящих работников  рассматриваются  в
комиссиях по трудовым спорам (КТС),  судах в порядке,  предусмотренном
законодательством Российской Федерации.  Следует  иметь  в  виду,  что
обжалованию   подлежат   только   вопросы,   связанные   с  процедурой
прохождения аттестации (например,  отказ  в  приеме  заявления,  сроки
прохождения аттестации, состав и полномочность аттестационных комиссий
и  экспертных  групп,  порядок  голосования   при   принятии   решения
аттестационной  комиссией  и  др.).  Сама  оценка  соответствия уровня
профессиональной компетентности работника требованиям  к  квалификации
при присвоении ему квалификационной категории обжалованию не подлежит.
     Административный порядок   рассмотрения   споров   по    вопросам
аттестации    Положением    не   предусмотрен,   поэтому   вышестоящая
аттестационная комиссия или орган  управления  образованием  не  может
отменить решение нижестоящей аттестационной комиссии.

     8. Вопрос.

     Положением предусмотрено,  что персональный состав аттестационной
комиссии образовательного учреждения, регламент ее работы определяются
самим образовательным учреждением,  создающим аттестационную комиссию.
Означает ли,  что решение этих вопросов находится только в компетенции
руководителя образовательного учреждения?

     Ответ.

     Нет, не  означает.  Вопросы формирования аттестационной комиссии,
регламента   ее   работы,   включения   в   ее    состав    работников
образовательного  учреждения,  представителей  органов государственной
власти и местного  самоуправления,  научных  и  других  организаций  и
отнесение  этих  вопросов  к  компетенции руководителя и (или) органов
самоуправления  образовательного  учреждения  должны  определяться   в
порядке,  предусмотренном  Уставом образовательного учреждения,  или в
порядке,   установленном   органом   самоуправления   образовательного
учреждения.
     Представитель соответствующего профсоюзного органа  включается  в
состав аттестационной комиссии любого уровня в обязательном порядке на
основе п. 3.6. Положения.

     9. Вопрос.

     Может ли   быть   делегировано   право   проведения    аттестации
педагогических  и  руководящих  работников  на первую квалификационную
категорию аттестационной комиссии образовательного учреждения?

     Ответ.

     Положение не  предусматривает  делегирование   права   проведения
аттестации   педагогических   и   руководящих   работников  на  первую
квалификационную категорию  аттестационным  комиссиям  образовательных
учреждений за следующим исключением.
     В соответствии  с  п.  3.2.  Положения  Министерство  образования
Российской  Федерации,  федеральные  ведомственные  органы  управления
образованием могут делегировать право проведения аттестации на  первую
квалификационную  категорию  педагогических  и  руководящих работников
(кроме директоров, начальников, заведующих) образовательных учреждений
только    федерального    подчинения    и    только    непосредственно
образовательному  учреждению  федерального  подчинения.  В   указанном
случае  образовательному  учреждению  делегируется  и право присвоения
таким работникам первой квалификационной категории.

     10. Вопрос.

     Может ли   быть   делегировано   право   аттестации   на   высшую
квалификационную  категорию  муниципальной аттестационной комиссии или
аттестационной комиссии образовательного учреждения?

     Ответ.

     Нет, не может.  В  соответствии  с  Положением  право  аттестации
педагогических  и  руководящих  работников  на высшую квалификационную
категорию находится в исключительной компетенции Центральной и Главной
аттестационных комиссий.

     11. Вопрос.

     Имеют ли  право  Центральная  и  Главная  аттестационные комиссии
проводить аттестацию педагогических и руководящих работников на первую
и вторую квалификационные категории?

     Ответ.

     В соответствии  с  п.  3.1.  Положения Центральная аттестационная
комиссия имеет право  проводить  аттестацию  только  педагогических  и
руководящих   работников   образовательных   учреждений   федерального
подчинения и только на высшую и первую квалификационные категории.
     Главная аттестационная  комиссия имеет право проводить аттестацию
педагогических и руководящих работников образовательных учреждений  на
высшую квалификационную категорию,  а также на первую квалификационную
категорию  педагогических  и  руководящих  работников  образовательных
учреждений,   находящихся   в  непосредственном  подчинении  субъектов
Российской Федерации.
     Центральной, Главной  и  муниципальной  аттестационным  комиссиям
Положением не предоставлено  право  проведения  аттестации  на  вторую
квалификационную категорию.

     12. Вопрос.

     Какой аттестационной    комиссией    осуществляется    аттестация
руководителей   образовательных    учреждений    как    педагогических
работников, в т.ч. на вторую квалификационную категорию?

     Ответ.

     Аттестация руководителя     образовательного    учреждения    как
педагогического работника в зависимости от квалификационной категории,
на    которую    он    претендует,    осуществляется   соответствующей
аттестационной комиссией.

     13. Вопрос.

     В каких  случаях  в  образовательном  учреждении  не  может  быть
создана  аттестационная  комиссия и его педагогические работники будут
аттестовываться на вторую квалификационную категорию в  аттестационной
комиссии другого образовательного учреждения?

     Ответ.

     Эти случаи  могут  быть  связаны  с  малочисленностью  работников
образовательного     учреждения,      невозможностью      сформировать
аттестационную  комиссию  из-за  отсутствия  специалистов  и по другим
причинам.  В  этих  и  других   случаях   по   распоряжению   местного
(муниципального)    органа    управления    образованием    аттестация
педагогических   работников   может   осуществляться    аттестационной
комиссией другого образовательного учреждения (пункт 3.3. Положения).

     14. Вопрос.

     Какие аттестационные    комиссии,    кроме   центральной,   могут
осуществлять  аттестацию  педагогических  и   руководящих   работников
ведомственных    государственных    и    ведомственных   муниципальных
образовательных  учреждений  (например,   музыкальные   школы,   школы
искусств, культуры, учреждения среднего профессионального образования,
культуры и  здравоохранения,  социального  обеспечения),  учредителями
которых  являются органы государственной власти субъекта РФ или органы
местного самоуправления?

     Ответ.

     Учитывая, что   законодательством   Российской    Федерации    об
образовании   (статьи   31   и  37  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании")  не   предусмотрено   создание   ведомственных   органов
управления  образованием  на  уровне  субъекта  Российской Федерации и
муниципальном   уровне,   то   аттестация   работников   ведомственных
образовательных    учреждений   (кроме   образовательных   учреждений,
находящихся в подчинении федеральных ведомственных органов  управления
образованием)  осуществляется соответственно Главной или муниципальной
аттестационной  комиссией,   создаваемой   государственными   органами
управления  образованием  субъектов  Российской  Федерации  и местными
(муниципальными) органами управления образованием  по  договору  между
работниками   или   образовательным   учреждением  либо,  если  такими
полномочиями  указанные  аттестационные   комиссии   будут   наделены,
соответственно  органами  государственной  власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления.

     15. Вопрос.

     Может ли  быть  решение  аттестационной  комиссии   в   отношении
работника,  проходящего  аттестацию,  по каким-либо причинам принято в
срок, превышающий 2 месяца с начала ее прохождения?

     Ответ.

     Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого  не  должна
превышать двух месяцев с начала ее прохождения (определяется графиком)
и до принятия решения  о  соответствии  или  несоответствии  работника
заявленной квалификационной категории (пункт 2.2. Положения).
     Продолжительность аттестации работника в  исключительных  случаях
может  быть  увеличена органом управления образованием,  руководителем
образовательного  учреждения,  проводящими  аттестацию,  например,  по
причине  временной  нетрудоспособности  работника в период прохождения
аттестации или другим уважительным причинам.

     16. Вопрос.

     Относятся ли к  работникам-совместителям,  имеющим  право  пройти
аттестацию в соответствии с п.  2.6.  Положения,  преподаватели вузов,
специалисты  органов   управления   образованием   и   методкабинетов,
выполняющие  педагогическую  работу  в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях?

     Ответ.

     В данном  случае   к   работникам-совместителям   относятся   все
работники  учреждений  и  организаций,  включая  преподавателей вузов,
специалистов органов управления образованием и методических кабинетов,
если  они  осуществляют  педагогическую  работу  в  государственных  и
муниципальных    образовательных     учреждениях     в     должностях,
тарифно-квалификационные    характеристики   которых   предусматривают
наличие  квалификационных  категорий,   а   оплата   за   эту   работу
осуществляется по разрядам Единой тарифной сетки.

     17. Вопрос.

     Нужно ли  дублировать  в образовательном учреждении приказ органа
управления  образованием  о  присвоении   работнику   квалификационной
категории?

     Ответ.

     Нет, не    нужно.   На   основании   сведений,   содержащихся   в
аттестационном  листе   работника   о   присвоенной   квалификационной
категории,  руководитель образовательного учреждения вносит в трудовую
книжку работника запись о  присвоенной  квалификационной  категории  и
издает    приказ    об    установлении   ему   соответствующего   этой
квалификационной категории разряда оплаты труда.

     18. Вопрос.

     Почему в  Положении  не  предусмотрено  никаких  преимуществ  при
аттестации  работников,  имеющих почетные звания,  государственные или
ведомственные награды, ученую степень кандидата или доктора наук?

     Ответ.

     Положение определяет порядок аттестации для всех педагогических и
руководящих  работников  без  какихлибо  исключений  и  преимуществ  в
отношении аттестуемого.
     До введения  вариативных  форм  и процедур аттестации федеральные
ведомственные  органы  управления  образованием  и  органы  управления
образованием  субъектов  Российской  Федерации  могут  при  проведении
аттестации предусматривать особые формы и процедуры для педагогических
и  руководящих  работников,  в  том  числе  и имеющих государственные,
ведомственные награды, ученую степень.

     19. Вопрос.

     Имеет ли  право  аттестационная  комиссия   отказать   в   приеме
заявления   на   прохождение   аттестации   от  работника,  достигшего
пенсионного возраста?

     Ответ.

     Нет, такого права у аттестационной комиссии нет.

     20. Вопрос.

     Кто принимает решение о  продлении  срока  действия  имеющейся  у
работника квалификационной категории?

     Ответ.

     Продление срока      действия      квалификационной     категории
осуществляется  в  исключительных  случаях  соответствующими  органами
управления образованием по заявлению работника.  Заявления должны быть
адресованы:  на  продление   высшей   квалификационной   категории   -
федеральному,    федеральным    ведомственным    органам    управления
образованием,  органам управления  образованием  субъектов  Российской
Федерации;  на  продление первой и второй квалификационных категорий -
местным (муниципальным) органам управления образованием.  Кроме  того,
органы  управления  образованием  субъектов Российской Федерации могут
принять общее решение по данному вопросу.
     Следует иметь в виду,  что срок рассмотрения заявлений граждан, в
том числе и по указанному вопросу, не должен превышать одного месяца.

     21. Вопрос.

     В письме Минобразования России и Профсоюза  работников  народного
образования  и  науки  Российской Федерации от 15.08.2000 N 297/19-10/
117 (п.  4) квалификационные категории в  течение  срока  их  действия
учитываются  на  всей территории Российской Федерации при установлении
работникам разрядов оплаты труда,  в том числе и  при  поступлении  на
педагогическую  работу  вынужденных  переселенцев  из бывших республик
СССР,  если им по прежнему месту работы по результатам аттестации была
присвоена  квалификационная  категория  по  соответствующей должности.
Кого следует считать вынужденными переселенцами в таком случае?

     Ответ.

     В данном  случае  вынужденным   переселенцем   признается   лицо,
достигшее   18-летнего  возраста  и  имеющее  документ  установленного
образца о признании его  вынужденным  переселенцем  в  соответствии  с
Законом  Российской  Федерации "О вынужденных пере-селенцах" в редации
Федерального закона от 20.12.95 N 202- ФЗ.  Срок действия имеющейся  у
такого   педагогического   работника   квалификационной  категории  на
территории Российской Федерации не может превышать пяти лет с  момента
ее присвоения по прежнему месту работы.

     22. Вопрос.

     Очень часто  педагогические  работники,  имеющие квалификационную
категорию по должности,  например,  учителя,  преподавателя  выполняют
одновременно  работу  по другой должности,  связанной с педагогической
работой.  Может ли оплата труда работников  на  разных  педагогических
должностях   производиться   с   учетом   квалификационной  категории,
присвоенной работнику по одной из педагогических должностей?

     Ответ.

     Оплата труда на разных педагогических  должностях  может  в  ряде
случаев  осуществляться  с  учетом  присвоенной по одной из занимаемых
должностей  квалификационной  категории,  если   совпадают   по   этим
должностям  их  должностные  обязанности,  учебные программы,  профили
работы.

     Примеры:
-------------------------------------------------------------------------
Должность, по которой        | Должность, по которой оплата труда
присвоена квалификационная   | производится с учетом квалификационной
категория                    | категории, присвоенной по должности,
                             | указанной в графе 1
-----------------------------|-------------------------------------------
             1               |                  2
-----------------------------|-------------------------------------------
                             |
учитель, преподаватель       | - воспитатель  (независимо  от  места
                             | работы: группа продленного дня, общежитие,
                             | интернат при школе,  школа-интернат,
                             | детский  дом  и  др.); социальный
                             | педагог,  педагог-организатор;
                             | педагог дополнительного образования
                             | (при совпадении профиля кружка,
                             | направления  дополнительной    работы
                             | профилю работы по основной должности)
-----------------------------|-------------------------------------------
старший воспитатель          | - воспитатель;
-----------------------------|-------------------------------------------
преподаватель-организатор    | - учитель, преподаватель, ведущий
основ   безопасности         | занятия с обучающимися по курсу
жизнедеятельности,           | "Основы безопасности жизнедеятельности,
допризывной подготовки (ОБЖ) | допризывной подготовки"; (ОБЖ) учитель,
                             | преподаватель физкультуры (физвоспитания);
-----------------------------|-------------------------------------------
руководитель физвоспитания   | - учитель, преподаватель  физкультуры
                             | (физвоспитания), инструктор физкультуры;
-----------------------------|-------------------------------------------
мастер  производственного    | - учитель труда, преподаватель, ведущий
обучения                     | преподавательскую работу по аналогичной
                             | специальности, инструктор по труду,
                             | педагог дополнительного образования
                             | (по аналогичному профилю);
-----------------------------|-------------------------------------------
учитель трудового  обучения  | - мастер производственного  обучения,
    (технологии)             | инструктор по труду;
-----------------------------|-------------------------------------------
учитель-дефектолог,          | - учитель специального (коррекционного)
учитель-логопед              | образовательного учреждения для детей
                             | с отклонениями в развитии, воспитатель,
                             | педагог дополнительного образования
                             | (при совпадении профиля кружка,
                             | направления дополнительной работы
                             | профилю работы по основной должности);
-----------------------------|-------------------------------------------
учитель музыки               | - преподаватель  детской  музыкальной
общеобразовательного         | школы (школы искусств, культуры),
учреждения, преподаватель    | музыкальный  руководитель,
учреждения среднего          | концертмейстер;
профессионального            |
образования                  |
-----------------------------|-------------------------------------------
преподаватель детской        | - учитель музыки общеобразовательного
музыкальной школы (школы     | учреждения, преподаватель учреждения
искусств, культуры),         | среднего профессионального образования;
музыкальный руководитель,    |
концертмейстер               |
-----------------------------|-------------------------------------------
тренер-преподаватель         | - учитель, преподаватель  физкультуры
ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП          | (физвоспитания), инструктор  по
                             | физкультуре;
-----------------------------|-------------------------------------------
преподаватель  учреждения    | - учитель того же предмета в
начального  или  среднего    | общеобразовательном учреждении;
профессионального            |
образования                  |
-----------------------------|-------------------------------------------
учитель общеобразовательного | - преподаватель того  же  предмета  в
учреждения                   | учреждении начального и среднего
                             | профессионального образования.
                             |
-----------------------------|-------------------------------------------

     В других случаях вопрос о возможности учитывать при оплате  труда
за    работу    на    разных   педагогических   должностях   имеющуюся
квалификационную категорию,  присвоенную по одной из них,  может  быть
рассмотрен    на    основании    письменного    заявления    работника
соответствующим    органом    управления    образованием    (в    т.ч.
ведомственным),    к    чьей    компетенции    относится    присвоение
квалификационной категории.

     23. Вопрос.

     С какого времени  должен  устанавливаться  разряд  оплаты  труда,
соответствующий присвоенной квалификационной категории?

     Ответ.

     Разряд оплаты труда, соответствующий присвоенной квалификационной
категории,  устанавливается со  дня  принятия  решения  аттестационной
комиссией   о   соответствии   работника  заявленной  квалификационной
категории.

     24. Вопрос.

     Если на педагогическую работу в учреждения общего, начального или
среднего  профессионального  образования  принимаются  преподаватели и
другие работники вузов, НИИ, имеющие по основному месту работы 14, 15,
16  и более высокие разряды ЕТС,  должны ли быть за ними сохранены эти
разряды?

     Ответ.

     Разряды оплаты  труда,  которые  работники  имели  в  учреждениях
высшего  профессионального  образования  и  научных  учреждениях,  при
переходе на педагогическую работу в учреждения  общего,  начального  и
среднего профессионального образования не сохраняются.  Оплата труда в
учреждениях   общего,   начального   и   среднего    профессионального
образования   устанавливается   в   соответствии   с   разрядами  ЕТС,
предусмотренными по  занимаемым  должностям  тарифно-квалификационными
характеристиками   (ТКХ),   в  соответствии  с  установленными  в  них
требованиями.

                               ***

     Учитывая, что вопросы, связанные со сроками установления разрядов
оплаты  труда,  возникают  не  только  при присвоении квалификационных
категорий,  но и в связи с  изменением  стажа  педагогической  работы,
уровня  образования,  получением  ученой  степени  и  других  случаях,
следует иметь в виду:
     - установление  разрядов оплаты труда педагогическим работникам в
зависимости от уровня образования и  стажа  работы  осуществляется  на
основании  документов  об  образовании,  стаже  работы  и  оформляется
приказом руководителя образовательного учреждения;
     - установление   разрядов  оплаты  труда  руководящим  работникам
образовательного   учреждения   осуществляется   в   соответствии    с
документами  о  присвоенной квалификационной категории с учетом группы
по оплате труда  руководителей,  к  которой  отнесено  образовательное
учреждение,   и  оформляется  приказом  руководителя  образовательного
учреждения (в т.ч. и на самого руководителя).
     Установление разрядов  оплаты  труда работников,  предусмотренных
ТКХ, производится со дня:
     - назначения работника на должность;

     - увеличения   стажа   педагогической  работы  (стажа  работы  по
специальности или  в  определенных  должностях  и  учреждениях),  если
документы,    его   подтверждающие,   находились   в   образовательном
учреждении, или со дня представления работником указанных документов в
образовательное учреждение;
     - представления соответствующего документа  об  образовании  (при
получении образования или восстановлении документа об образовании);
     - вынесения  решения  высшей  аттестационной  комиссией  (ВАК)  о
выдаче диплома о присвоении ученой степени;
     - присвоения почетного звания.

     При наступлении у работника права на  изменение  оплаты  труда  в
указанных   случаях   в   период   пребывания   его  в  очередном  или
дополнительном   отпуске,   а   также   в   период    его    временной
нетрудоспособности   оплата   труда  по  более  высокому  разряду  ЕТС
производится с первого рабочего дня по окончании отпуска  или  периода
временной нетрудоспособности.