О ФУНКЦИЯХ БАНКОВ ПО ВЕДЕНИЮ РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ. Письмо. Ассоциация Российских Банков. 19.09.08 А-02/5-552

              О ФУНКЦИЯХ БАНКОВ ПО ВЕДЕНИЮ РАДИАЦИОННОГО
                       КОНТРОЛЯ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ

                                ПИСЬМО

                     АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ

                         19 сентября 2008 г.
                             N А-02/5-552

                                 (Д)


     Ассоциация  российских  банков  обращается  в связи с проблемами,
возникающими  у  кредитных организаций при применении Инструкции Банка
России   от  04.12.2007  N  131-И  "О  порядке  выявления,  временного
хранения,  гашения  и  уничтожения  денежных  знаков  с  радиоактивным
загрязнением" (далее - Инструкция N 131-И).
     Нормами  Инструкции  N  131-И  на кредитные организации возложена
обязанность  по осуществлению таких операций, как ведение углубленного
радиационного  контроля,  хранение,  гашение  и  уничтожение  денежных
знаков  с  радиоактивным  загрязнением. Согласно статье 5 Федерального
закона  "О  банках  и  банковской  деятельности" указанные операции не
являются  банковскими,  а  их  осуществление приводит к отвлечению как
трудовых,  так  и  материальных  ресурсов на выполнение несвойственных
банкам функций.
     В  связи  с тем, что на кредитные организации возлагаются функции
по   углубленному   радиационному   контролю,   хранению,   гашению  и
уничтожению  денежных  знаков с радиоактивным загрязнением, банковское
сообщество    выражает    озабоченность    возможностью    наступления
определенных негативных последствий при применении Инструкции N 131-И.
     В  частности,  необходимость  выполнения  требований Инструкции N
131-И  по оборудованию отдельных помещений для работы с радиоактивными
деньгами,   оснащенных   электропитанием,   вентиляцией,   отоплением,
водопроводом   и   т.п.,   может   привести  к  сокращению  количества
подразделений  банков,  особенно  в  регионах. Наличие таких помещений
приводит  к  значительному  (в  некоторых  случаях  в разы) увеличению
необходимой  для  работы  подразделения  банка  площади, что не только
является  затратным, но нередко просто невозможным, т.к. подразделения
банков часто располагаются на арендованных площадях.
     Кроме   того,   строгие  требования  к  измерительным  диапазонам
(измерение  уровня  гамма-излучения  и плотности потока бета частиц) и
необходимость ежегодной проверки приборов предполагают высокие разовые
затраты  на их приобретение, что, как следствие, приводит к увеличению
стоимости банковских услуг для населения.
     В  этом  контексте  представляет  определенный интерес статистика
Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и
благополучия   человека.  Согласно  приведенным  данным  в  2007  году
зарегистрировано  234  радиационных  инцидента  и  аварии и 45 случаев
нахождения  источников ионизирующего излучения. При этом только в двух
случаях выявлены зараженные денежные купюры.
     Кроме  того,  углубленный  юридический  анализ  показал,  что  ни
Федеральный  закон  от  09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности
населения"  (далее - Закон N 3-ФЗ), ни Федеральный закон от 10.07.2002
N  86-ФЗ  "О  Центральном  банке  Российской Федерации (Банке России)"
(далее  - Закон N 86-ФЗ) не предусматривают полномочия Банка России по
нормативному  регулированию  порядка проведения радиационного контроля
денежных  знаков.  Из  содержания  пункта 1 статьи 13 Закона N 3-ФЗ не
следует    обязанность    кредитных   организаций   проводить   оценку
радиационной  безопасности денежных знаков. В статье 34 Закона N 86-ФЗ
также  отсутствует  норма  о  полномочиях Банка России по установлению
порядка контроля радиационного фона денежных знаков.
     В  пункте  1  статьи  13  Закона  N  3-ФЗ установлена обязанность
организаций,  осуществляющих  деятельность с использованием источников
ионизирующего  излучения,  проводить  оценку радиационной безопасности
денежных  знаков.  Однако  не  ясно, на основании каких правовых актов
следует относить к источникам ионизирующего излучения денежные знаки.
     Таким  образом,  не усматривается правовых оснований для введения
указанной обязанности на основании подзаконного нормативного правового
акта  Банка  России  без  внесения соответствующих изменений в Закон N
3-ФЗ.
     Если же денежные знаки все-таки являются источником ионизирующего
излучения  и  подлежат  радиационному контролю, то оценка радиационной
безопасности  денежных  знаков должна проводиться всеми организациями,
осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего
излучения, а не только кредитными организациями.
     В  этом случае радиационный контроль необходимо также производить
и   во  всех  иных  местах  значительного  скопления  денег  у  других
участников  налично-денежного обращения (сетевые магазины, автосалоны,
терминалы  по  приему  платежей, страховые компании, расчетно-кассовые
центры  и  т.д.), так как выявление зараженных денежных купюр на более
раннем  этапе  повысит  безопасность денежного обращения и распределит
ответственность  за  выявление  таких  купюр  между  всеми участниками
денежного обращения.
     В    целях    содержательного   решения   поставленного   вопроса
представляется,   что   для  углубленного  контроля,  транспортировки,
хранения,  гашения  и  уничтожения  зараженных денежных знаков было бы
более   целесообразно  привлекать  специализированные  государственные
организации.
     Учитывая  изложенное,  просим рассмотреть предложения банковского
сообщества,   направленные  на  исключение  возможности  возникновения
негативных последствий для кредитных организаций в связи с возложением
на   них   очередной   непрофильной   и  нефинансируемой  государством
обязанности,  и учесть их при дальнейшей работе над совершенствованием
порядка выявления, временного хранения и уничтожения денежных знаков с
радиоактивным загрязнениям.

Президент
                                                           Г.А.ТОСУНЯН
19 сентября 2008 г.
N А-02/5-552