О ФУНКЦИЯХ БАНКОВ ПО ВЕДЕНИЮ РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ ПИСЬМО АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ 19 сентября 2008 г. N А-02/5-552 (Д) Ассоциация российских банков обращается в связи с проблемами, возникающими у кредитных организаций при применении Инструкции Банка России от 04.12.2007 N 131-И "О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением" (далее - Инструкция N 131-И). Нормами Инструкции N 131-И на кредитные организации возложена обязанность по осуществлению таких операций, как ведение углубленного радиационного контроля, хранение, гашение и уничтожение денежных знаков с радиоактивным загрязнением. Согласно статье 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" указанные операции не являются банковскими, а их осуществление приводит к отвлечению как трудовых, так и материальных ресурсов на выполнение несвойственных банкам функций. В связи с тем, что на кредитные организации возлагаются функции по углубленному радиационному контролю, хранению, гашению и уничтожению денежных знаков с радиоактивным загрязнением, банковское сообщество выражает озабоченность возможностью наступления определенных негативных последствий при применении Инструкции N 131-И. В частности, необходимость выполнения требований Инструкции N 131-И по оборудованию отдельных помещений для работы с радиоактивными деньгами, оснащенных электропитанием, вентиляцией, отоплением, водопроводом и т.п., может привести к сокращению количества подразделений банков, особенно в регионах. Наличие таких помещений приводит к значительному (в некоторых случаях в разы) увеличению необходимой для работы подразделения банка площади, что не только является затратным, но нередко просто невозможным, т.к. подразделения банков часто располагаются на арендованных площадях. Кроме того, строгие требования к измерительным диапазонам (измерение уровня гамма-излучения и плотности потока бета частиц) и необходимость ежегодной проверки приборов предполагают высокие разовые затраты на их приобретение, что, как следствие, приводит к увеличению стоимости банковских услуг для населения. В этом контексте представляет определенный интерес статистика Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Согласно приведенным данным в 2007 году зарегистрировано 234 радиационных инцидента и аварии и 45 случаев нахождения источников ионизирующего излучения. При этом только в двух случаях выявлены зараженные денежные купюры. Кроме того, углубленный юридический анализ показал, что ни Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (далее - Закон N 3-ФЗ), ни Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) не предусматривают полномочия Банка России по нормативному регулированию порядка проведения радиационного контроля денежных знаков. Из содержания пункта 1 статьи 13 Закона N 3-ФЗ не следует обязанность кредитных организаций проводить оценку радиационной безопасности денежных знаков. В статье 34 Закона N 86-ФЗ также отсутствует норма о полномочиях Банка России по установлению порядка контроля радиационного фона денежных знаков. В пункте 1 статьи 13 Закона N 3-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводить оценку радиационной безопасности денежных знаков. Однако не ясно, на основании каких правовых актов следует относить к источникам ионизирующего излучения денежные знаки. Таким образом, не усматривается правовых оснований для введения указанной обязанности на основании подзаконного нормативного правового акта Банка России без внесения соответствующих изменений в Закон N 3-ФЗ. Если же денежные знаки все-таки являются источником ионизирующего излучения и подлежат радиационному контролю, то оценка радиационной безопасности денежных знаков должна проводиться всеми организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, а не только кредитными организациями. В этом случае радиационный контроль необходимо также производить и во всех иных местах значительного скопления денег у других участников налично-денежного обращения (сетевые магазины, автосалоны, терминалы по приему платежей, страховые компании, расчетно-кассовые центры и т.д.), так как выявление зараженных денежных купюр на более раннем этапе повысит безопасность денежного обращения и распределит ответственность за выявление таких купюр между всеми участниками денежного обращения. В целях содержательного решения поставленного вопроса представляется, что для углубленного контроля, транспортировки, хранения, гашения и уничтожения зараженных денежных знаков было бы более целесообразно привлекать специализированные государственные организации. Учитывая изложенное, просим рассмотреть предложения банковского сообщества, направленные на исключение возможности возникновения негативных последствий для кредитных организаций в связи с возложением на них очередной непрофильной и нефинансируемой государством обязанности, и учесть их при дальнейшей работе над совершенствованием порядка выявления, временного хранения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнениям. Президент Г.А.ТОСУНЯН 19 сентября 2008 г. N А-02/5-552 |