БАНК ПРИОБРЕТАЕТ У ИНОСТРАННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - РЕЗИДЕНТА ВЕЛИКОБРИТАНИИ, НЕ ИМЕЮЩЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В РФ, НЕИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИЕЙ СПРАВОЧНИКА ДЛЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ БАНК НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ, ЕСЛИ НА МОМЕНТ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ДОХОДА У БАНКА НЕ БЫЛО ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ПОСТОЯННОЕ МЕСТОПРЕБЫВАНИЕ КОНТРАГЕНТА? ПРИЗНАЕТСЯ ЛИ БАНК НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ ПО НДС? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 7 октября 2008 г. N 03-07-08/226 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на доходы и налога на добавленную стоимость при оказании иностранным лицом (Великобритания), не зарегистрированным на территории Российской Федерации, услуг по передаче неисключительных прав на использование результатов интеллектуальной деятельности российскому банку и сообщает следующее. В соответствии со ст. 12 "Доходы от авторских прав и лицензий" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.1994 доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом государстве, подлежат налогообложению только в этом другом государстве, если получатель имеет фактическое право на такие доходы. Вместе с тем согласно ст. 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, указанного подтверждения до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам. Таким образом, в случаях отсутствия у иностранной организации на момент выплаты дохода подтверждения постоянного местонахождения в Великобритании применяются положения Кодекса. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 309 Кодекса доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. В соответствии со ст. 319 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации при каждой выплате доходов. Одновременно отмечаем, что п. 2 ст. 312 Кодекса предусмотрен возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам, в отношении которых международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы налогообложения, предусмотрен особый режим налогообложения. Данный возврат осуществляется при условии предоставления следующих документов: заявления на возврат удержанного налога по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов; подтверждения того, что иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства; копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранному юридическому лицу, и копии платежных документов, подтверждающих перечисление сумм налога, подлежащего возврату, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Что касается применения налога на добавленную стоимость, то в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения этим налогом признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 Кодекса. При этом на основании положений данной статьи передача прав на результаты интеллектуальной деятельности относится к услугам. Так, согласно пп. 4 п. 1 данной статьи Кодекса местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или аналогичных прав признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия на территории Российской Федерации покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации. Таким образом, местом реализации услуг по передаче неисключительных прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, оказываемых иностранной организацией российской организации, в том числе банку, признается территория Российской Федерации. Положениями ст. 161 Кодекса установлено, что при реализации иностранными лицами, не состоящими на учете в российских налоговых органах, работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговыми агентами, приобретающими данные работы (услуги) у иностранных лиц. Поэтому российские налогоплательщики, приобретающие указанные работы (услуги) у иностранных лиц, обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость в отношении тех работ (услуг), которые в соответствии с нормами Кодекса подлежат налогообложению этим налогом на территории Российской Федерации. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 7 октября 2008 г. N 03-07-08/226 |