ОБ УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА УЧРЕЖДЕНИЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ВЕДОМСТВЕННОМ ПОДЧИНЕНИИ МИНОБОРОНЫ РОССИИ, МВД РОССИИ И МЧС РОССИИ). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 27.05.08 03-05-04-02/33


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            27 мая 2008 г.
                           N 03-05-04-02/33

                                 (Д)


                                                            Приложение

                                                   к письму ФНС России
                                                  от 19 июня 2008 года
                                                          N ШС-6-3/439

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по вопросу уплаты земельного налога учреждениями, находящимися
в ведомственном подчинении Минобороны России, МВД России и МЧС России,
и сообщает следующее.
     На  основании  ст.  388  Налогового  кодекса Российской Федерации
(далее  -  Кодекс)  налогоплательщиками  земельного  налога признаются
организации  и  физические  лица,  обладающие  земельными участками на
праве  собственности,  праве постоянного (бессрочного) пользования или
праве    пожизненного    наследуемого    владения.    Не    признаются
налогоплательщиками   организации   и   физические  лица  в  отношении
земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного
пользования или переданных им по договору аренды.
     В  соответствии  с  пп.  3  п.  2  ст.  389 Кодекса не признаются
объектом  налогообложения  по  земельному  налогу  земельные  участки,
ограниченные  в  обороте в соответствии с законодательством Российской
Федерации,  предоставленные  для  обеспечения  обороны, безопасности и
таможенных нужд.
     Пп.  5  п.  5  ст.  27  Земельного  кодекса  Российской Федерации
ограничиваются   в   обороте   находящиеся   в   государственной   или
муниципальной     собственности     следующие    земельные    участки,
предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.
     Согласно  разъяснениям  Минэкономразвития  России,  изложенным  в
письме  от 13.03.2007 N Д08-840, при рассмотрении вопроса об отнесении
земельных   участков,   предоставленных   для  обеспечения  обороны  и
безопасности,   к   земельным   участкам,  ограниченным  в  обороте  в
соответствии с законодательством Российской Федерации, важным является
разрешенное  использование  земельного  участка  либо  его фактическое
использование    для    обеспечения    деятельности,   предусмотренной
Федеральными законами "Об обороне", "О безопасности".
     Однако  данные  разъяснения не позволяют однозначно судить о том,
являются   ли   учреждения,  находящиеся  в  ведомственном  подчинении
Минобороны  России,  МВД  России  и  МЧС  России,  налогоплательщиками
земельного налога в отношении принадлежащих им земельным участкам.
     Вместе   с   тем,  как  показывает  судебно-арбитражная  практика
(Постановления   Федерального   Арбитражного  Суда  Северо-Кавказского
округа от 26.02.2008 N Ф08-697/08-246А, Федерального Арбитражного Суда
Северо-Западного  округа  от  06.03.2008  N А66-6534/2007, определение
Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации 12.03.2008 N 3450/08 и
др.)         организации        санаторно-курортных        комплексов,
лечебно-профилактические,   оздоровительные   и   учебные  учреждения,
подведомственные   Минобороны  России  и  МВД  России,  не  признаются
налогоплательщиками земельного налога в отношении принадлежащих данным
организациям земельных участков.
     Вынесение  судами решения о непризнании вышеуказанных организаций
налогоплательщиками   земельного  налога  основывались  на  положениях
Федерального  закона  от  31  мая  1996  г.  N  61-ФЗ  "Об  обороне" и
Федерального  закона  от  5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности"; а
также  положениях  о  Министерстве  обороны  Российской  Федерации,  о
Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Указами
Президента  Российской Федерации соответственно от 16.08.2004 N 1082 и
от   19.07.2004   N   927,   на  основании  которых  делался  вывод  о
ведомственной  принадлежности этих организаций к Минобороны России или
МВД  России  и о создании данных организаций в целях реализации задач,
стоящих перед этими федеральными органами исполнительной власти.
     Учитывая  изложенное,  полагаем,  что  при рассмотрении вопроса о
признании    налогоплательщиками    земельного    налога   учреждений,
находящихся в ведомственном подчинении Минобороны России, МВД России и
МЧС  России  следует  руководствоваться  Налоговым кодексом Российской
Федерации с учетом сложившейся судебно-арбитражной практики.

27 мая 2008 г.
N 03-05-04-02/33