1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАКОГО ГОСУДАРСТВА НЕОБХОДИМО ПОНИМАТЬ ПОД НАЦИОНАЛЬНЫМ В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ П. 3 СТ. 280 НК РФ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СДЕЛОК С ИНОСТРАННЫМИ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ ИЛИ ДЕПОЗИТАРНЫМИ РАСПИСКАМИ, ОБРАЩАЮЩИМИСЯ НА ОРЦБ ИНОСТРАННЫХ БИРЖ? 2. ПРАВОМЕ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 07.10.08 03-03-06/1/565

          1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАКОГО ГОСУДАРСТВА НЕОБХОДИМО
          ПОНИМАТЬ ПОД НАЦИОНАЛЬНЫМ В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ П. 3
        СТ. 280 НК РФ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СДЕЛОК С ИНОСТРАННЫМИ
            ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ ИЛИ ДЕПОЗИТАРНЫМИ РАСПИСКАМИ,
        ОБРАЩАЮЩИМИСЯ НА ОРЦБ ИНОСТРАННЫХ БИРЖ? 2. ПРАВОМЕРНО
        ЛИ В ЦЕЛЯХ П. 5 СТ. 280 НК РФ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ
        ЦЕНЫ ИНОСТРАННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ И РАСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
          ДАННЫЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
             (BLOOMBERG, REUTERS И ДР.)? 3. КАКОВ ПОРЯДОК
             НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ОПЕРАЦИЙ,
        СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕДАЧЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЦЕННЫХ БУМАГ
        ИНОСТРАННОМУ ДЕПОЗИТАРИЮ С ЦЕЛЬЮ ВЫПУСКА НА ОСНОВАНИИ
      УКАЗАННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ ИНОСТРАННЫХ ДЕПОЗИТАРНЫХ РАСПИСОК?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          7 октября 2008 г.
                           N 03-03-06/1/565

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  о  порядке налогообложения прибыли по операциям с
ценными бумагами и сообщает следующее.
     1.  В  соответствии  с п. 3 ст. 280 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  в  целях  гл.  25 Кодекса ценные бумаги
признаются  обращающимися  на организованном рынке ценных бумаг только
при одновременном соблюдении следующих условий:
     1)  если  они  допущены  к  обращению хотя бы одним организатором
торговли,   имеющим   на  это  право  в  соответствии  с  национальным
законодательством;
     2)  если  информация  об  их  ценах  (котировках)  публикуется  в
средствах  массовой  информации  (в  том числе электронных) либо может
быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом
любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения
операций с ценными бумагами;
     3)  если  по  ним  рассчитывается  рыночная  котировка, когда это
предусмотрено соответствующим национальным законодательством.
     В  целях  указанного  пункта  под  национальным законодательством
понимается  законодательство  того государства, на территории которого
осуществляется  обращение ценных бумаг (заключение гражданско-правовых
сделок,  влекущих  переход права собственности на ценные бумаги, в том
числе и вне организованного рынка ценных бумаг).
     Таким  образом,  если  сделки с иностранными ценными бумагами или
депозитарными  расписками  позволяют  определить, на территории какого
иностранного   государства   совершаются   указанные   операции,   под
национальным  законодательством  для  целей  применения  п.  3 ст. 280
Кодекса,  по  мнению  Департамента,  следует понимать законодательство
указанного иностранного государства.
     2.   В   отношении  операций  с  иностранными  ценными  бумагами,
обращающимися  на  организованном  рынке  ценных бумаг, совершаемых на
территории  иностранного  государства,  применятся порядок определения
рыночной  цены  для  целей налогообложения прибыли, установленный п. 5
ст. 280 Кодекса.
     В  соответствии  с  п.  5  ст.  280 Кодекса рыночной ценой ценных
бумаг,  обращающихся  на  организованном рынке ценных бумаг, для целей
налогообложения  признается  фактическая  цена  реализации  или  иного
выбытия  ценных  бумаг,  если  эта  цена  находится  в интервале между
минимальной  и  максимальной  ценами сделок (интервал цен) с указанной
ценной  бумагой,  зарегистрированной  организатором  торговли на рынке
ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки.
     При  этом  возможности  использования  для указанных целей данных
мировых  информационно-аналитических систем (Bloomberg, Reuters и др.)
о ценах на внебиржевых рынках Кодексом не предусмотрено.
     Вместе  с  тем,  по  мнению Департамента, налогоплательщик вправе
использовать  для  целей п. 5 ст. 280 Кодекса данные указанных мировых
информационно-аналитических систем о результатах торгов на иностранных
организованных рынках ценных бумаг (интервалах цен, зарегистрированных
организаторами торговли, рыночных котировках и др.).
     3. В случае передачи налогоплательщиком ценных бумаг иностранному
депозитарию  с  целью  выпуска  на  основании  указанных  ценных бумаг
иностранных  депозитарных  расписок налогообложение указанных операций
осуществляется с учетом следующего.
     На    дату    выпуска   иностранных   депозитарных   расписок   у
налогоплательщика  сохраняется  право  собственности  на ценные бумаги
российского  эмитента, переданные депозитарию, в связи с чем дохода от
реализации  или иного выбытия указанных ценных бумаг, учитываемого для
целей налогообложения прибыли, не возникает.
     Доходы   от   реализации   эмитированных   депозитарных  расписок
включаются в состав доходов от реализации ценных бумаг на основании п.
2 ст. 280 Кодекса.
     При   этом,   по  мнению  Департамента,  налогоплательщик  вправе
уменьшить  доходы от реализации эмитированных иностранных депозитарных
расписок  на  стоимость данных ценных бумаг, рассчитанную на основании
стоимости  ценных  бумаг  российского эмитента, право собственности на
которые   удостоверяется  реализуемыми  депозитарными  расписками,  по
данным налогового учета налогоплательщика.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения  законодательства Российской Федерации о налога и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
7 октября 2008 г.
N 03-03-06/1/565