ОБЯЗАН ЛИ БАНК ПРИЗНАВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С П. 3 СТ. 250 НК РФ В СОСТАВЕ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ДОХОДОВ ШТРАФЫ, ПЕНИ ИЛИ ИНЫЕ САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В СЛУЧАЯХ, КОГДА УСЛОВИЯМИ ДОГОВОРА УСТАНОВЛЕН РАЗМЕР НЕУСТОЙКИ ПРИ НАСТУПЛЕНИИ ОПРЕДЕ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 06.10.08 03-03-06/2/133

           ОБЯЗАН ЛИ БАНК ПРИЗНАВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С П. 3
          СТ. 250 НК РФ В СОСТАВЕ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ДОХОДОВ
        ШТРАФЫ, ПЕНИ ИЛИ ИНЫЕ САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ДОГОВОРНЫХ
           ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В СЛУЧАЯХ, КОГДА УСЛОВИЯМИ ДОГОВОРА
             УСТАНОВЛЕН РАЗМЕР НЕУСТОЙКИ ПРИ НАСТУПЛЕНИИ
          ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ? КАКАЯ ДАТА ПРИЗНАЕТСЯ
           ДАТОЙ ПРИЗНАНИЯ ДОХОДА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА
            НА ПРИБЫЛЬ, ЕСЛИ УСЛОВИЯМИ ДОГОВОРА НЕУСТОЙКА
            НАЧИСЛЯЕТСЯ ЗА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПРОСРОЧКИ ПЛАТЕЖА?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          6 октября 2008 г.
                           N 03-03-06/2/133

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по вопросу о порядке налогового учета доходов в виде неустойки
за нарушение договорных обязательств и сообщает следующее.
     В   соответствии  со  ст.  330  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации  за  нарушения договорных обязательств в договоре может быть
предусмотрена  уплата  должником  кредитору  неустойки (штрафа, пени).
Неустойка  (штраф,  пеня)  и  убытки  могут  быть уплачены (возмещены)
добровольно  либо  взысканы  в  судебном  порядке.  Порядок  признания
должником  штрафов  за  нарушение договорных обязательств регулируется
гражданским законодательством.
     В  соответствии  с  п.  3  ст.  250 Налогового кодекса Российской
Федерации   (далее  -  Кодекс)  в  составе  внереализационных  доходов
учитываются  доходы  в виде признанных должником или подлежащих уплате
должником  на  основании  решения  суда,  вступившего в законную силу,
штрафов,   пеней   и   (или)  иных  санкций  за  нарушение  договорных
обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
     При   этом   порядок   признания   указанного  дохода  для  целей
налогообложения  определяется  методом  признания  расходов и доходов,
применяемым  налогоплательщиком.  В  соответствии с пп. 8 п. 7 ст. 272
Кодекса  при  применении метода начисления доходы в виде сумм штрафов,
пеней  и  (или)  иных  санкций  за  нарушение  договорных или долговых
обязательств   учитываются  на  дату  признания  должником  либо  дату
вступления в законную силу решения суда.
     Учитывая    изложенное,    дата   и   основания   для   признания
налогоплательщиком  в целях налогообложения прибыли внереализационного
дохода в виде убытков и неустойки связаны с признанием соответствующих
сумм  должником либо с датой вступления в законную силу решения суда о
взыскании этих сумм.
     Следует  учитывать,  что признание указанных сумм должником может
быть  осуществлено как в форме согласия с предъявленными требованиями,
так  и  в форме совершения должником конкретных действий по исполнению
обязательства, которые свидетельствуют о признании долга.
     Таким   образом,   суммы   неустойки   за   нарушение  договорных
обязательств   учитываются   в   налоговом  учете  на  дату  признания
соответствующих сумм должником либо на дату вступления в законную силу
решения  суда о взыскании этих сумм. При этом наступление определенных
договором   обязательств,   являющихся   основанием  для  предъявления
должнику  претензии  или подачи иска в суд, само по себе не приводит к
образованию дохода, учитываемого на основании п. 3 ст. 250 Кодекса.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
6 октября 2008 г.
N 03-03-06/2/133