О ВЫПОЛНЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2006 ГОДЫ" И О КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ" НА 2007-2009 ГОДЫ (Редакция на 26.08.2008) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 24 апреля 2007 г. N 319-ПП (ЮИАИ) Решение проблем инвалидов является приоритетным направлением социальной политики органов государственной власти города Москвы и осуществляется в соответствии с городскими целевыми программами. В 2006 году завершилось выполнение Комплексной целевой программы "Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29 июня 2004 г. N 442-ПП. Реализация указанной Программы совпала с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, в соответствии с которым были переданы в федеральное подчинение городские бюро медико-социальной экспертизы; ликвидированы сложившиеся механизмы оказания реабилитационной помощи инвалидам с передачей этих полномочий с 1 января 2005 года федеральным органам исполнительной власти; установлен новый, более сложный порядок предоставления указанной категории населения услуг по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, снижены гарантии трудовой занятости инвалидов, а институт финансовой ответственности за создание для них рабочих мест вообще отменен. В связи с этим требуются дальнейшее совершенствование системы предоставления инвалидам, в том числе детям-инвалидам, услуг по комплексной реабилитации, усиление правового регулирования межведомственного взаимодействия и информационного обмена между органами исполнительной власти города Москвы и территориальными структурами федеральных органов, ускорение темпов работ по адаптации объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан. В целях создания условий для наиболее полного удовлетворения потребностей в реабилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, повышения качества и уровня их жизни и во исполнение Закона города Москвы от 26 октября 2005 г. N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" Правительство Москвы постановляет: 2. Утвердить Комплексную целевую программу "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы (далее - Программа) (приложение), определив следующие приоритетные направления: 1. Принять к сведению информацию Департамента социальной защиты населения города Москвы о выполнении Комплексной целевой программы "Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы". - совершенствование работы органов исполнительной власти города Москвы и переход от "заявительного" принципа работы с инвалидами к активному выявлению и удовлетворению их потребностей в реабилитации; - обеспечение к концу 2009 года условий жизнедеятельности для инвалидов, включая детей-инвалидов, путем комплексного приспособления для их нужд объектов социальной инфраструктуры, занимаемых организациями, подведомственными органам исполнительной власти города Москвы; - развитие специализированной службы "Социальное такси" для перевозки инвалидов, имеющих тяжелые ограничения в передвижении, общении и ориентации; - решение вопросов комплексной реабилитации, воспитания и образования детей-инвалидов и других детей с ограниченными возможностями здоровья и оптимизация сети городских специализированных образовательных и реабилитационных учреждений; - создание межведомственной системы постоянного мониторинга потребностей инвалидов, включая детей-инвалидов и инвалидов молодого возраста, и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, нуждающихся в реабилитации и приспособлении среды жизнедеятельности, а также объемов и качества предоставляемых им реабилитационных услуг; - повышение уровня подготовки кадров в сфере реабилитации инвалидов и формирования доступной среды жизнедеятельности. 3. Считать генеральной стратегической задачей органов исполнительной власти города Москвы, обеспечивающей основу развития города, безусловное приспособление для инвалидов в первоочередном порядке объектов социальной сферы, жилищного фонда и объектов дорожного хозяйства. 4. Возложить функции государственного заказчика - координатора Программы на Департамент социальной защиты населения города Москвы. 5. Возложить функции государственных заказчиков - главных распорядителей целевых бюджетных средств по направлениям деятельности на: 5.1. Департамент здравоохранения города Москвы - по медицинской реабилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. 5.2. Департамент образования города Москвы - по развитию системы воспитания, образования и профессиональной реабилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. 5.3. Комитет по культуре города Москвы - по социокультурной реабилитации инвалидов. 5.4. Комитет физической культуры и спорта города Москвы - по развитию физической культуры и спорта среди инвалидов. 5.5. Департамент транспорта и связи города Москвы - по совершенствованию системы транспортно-информационного обслуживания инвалидов. 5.6. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы - по приспособлению для нужд инвалидов объектов, находящихся на балансе (или управлении), подведомственных Департаменту городских организаций. 5.7. Префектуры административных округов города Москвы - по приспособлению для нужд инвалидов объектов городской инфраструктуры, расположенных на территории административного округа. 6. Департаменту образования города Москвы совместно с заинтересованными органами исполнительной власти города Москвы и другими организациями в дополнение Программы разработать и внести на рассмотрение Правительства Москвы в первом полугодии 2007 г. отдельную подпрограмму по решению проблем детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включая вопросы их дошкольного воспитания и образования, с конкретными мероприятиями, объемами требуемых на эти цели ассигнований бюджета города Москвы и адресными перечнями приспосабливаемых общественных зданий и сооружений, занимаемых объектами социальной сферы. 7. Департаментам, комитетам, управлениям, ответственным за реализацию мероприятий Программы, и префектурам административных округов города Москвы: 7.1. Обеспечить реализацию Программы, обратив особое внимание на организацию и безусловное выполнение работ по комплексному приспособлению подведомственных объектов городской инфраструктуры для комфортного использования их инвалидами. 7.2. По мере реализации мероприятий Программы с учетом полученных результатов вносить предложения руководителям комплексов городского управления по корректировке показателей раздела 3 Программы "Формирование комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан". 8. Установить персональную ответственность руководителей территориальных, отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы за невыполнение при подготовке технических и технологических заданий на новое строительство и реконструкцию занимаемых подведомственными организациями объектов (зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий и др.) требований, установленных действующим законодательством, по доступности их для инвалидов. 9. Объединению административно-технических инспекций города Москвы в ходе реализации городской программы "Мой двор, мой подъезд" осуществлять государственный контроль за реализацией проектных решений (утвержденных в установленном порядке) в части обеспечения доступа маломобильных групп населения к объектам городской инфраструктуры. 10. Первым заместителям и заместителям Мэра Москвы в Правительстве Москвы взять под личный контроль выполнение территориальными, отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы мероприятий раздела 3 Программы "Формирование комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан". 11. Комитету государственного строительного надзора города Москвы: 11.1. Не допускать выдачи заключения о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации без справки органов социальной защиты населения, подтверждающей соответствие объекта нормативным требованиям в части приспособления его для нужд инвалидов. 11.2. Ежеквартально информировать руководителей отраслевых, территориальных и функциональных органов исполнительной власти о нарушениях, допущенных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, в части соблюдения требований доступности их для инвалидов. 11.3. Представлять в Департамент социальной защиты населения города Москвы информацию по согласованной форме о всех нарушениях, допущенных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, в части соблюдения требований доступности их для инвалидов в сроки, установленные п. 29 настоящего постановления. 12. Префектурам административных округов города Москвы совместно с управами районов, территориальными подразделениями отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, общественными объединениями инвалидов, предприятиями и организациями различных форм собственности: 12.1. Разработать и утвердить до 1 июля 2007 г. комплексные целевые программы административных округов города Москвы по социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на 2007-2009 годы, выделив в отдельные подпрограммы работы по приспособлению для нужд инвалидов объектов и прилегающих к ним территорий с поадресными перечнями объектов и видов работ. 12.2. В целях реализации постановления Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 852-ПП "О совершенствовании работы по приспособлению инфраструктуры города Москвы для нужд инвалидов и других категорий маломобильных граждан" обеспечить постоянное проведение инвентаризации общественных зданий и сооружений (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), жилищного фонда, объектов дорожного хозяйства и транспортной инфраструктуры, расположенных на территории административных округов города Москвы, и на основании получаемых результатов ежегодно до 1 октября разрабатывать и утверждать (по районам и административным округам в целом) перечни приоритетных городских объектов, подлежащих приспособлению для нужд инвалидов. 12.3. Обеспечить контроль за ходом и качеством работ по реализации мероприятий раздела 3 Программы, в том числе в подведомственных организациях. 12.4. Создать в 2007 году постоянно действующие рабочие группы в управах районов города Москвы с участием инвалидов и их общественных организаций для контроля за ходом работ по приспособлению для нужд инвалидов расположенных на территории района объектов общественной инфраструктуры (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), а также для осуществления мониторинга в этой области. 12.5. В целях соблюдения установленных объемов и качества проводимых работ разработать и утвердить до 1 июля 2007 г. планы-графики проверок подведомственных объектов по приспособлению их для инвалидов и обеспечить контроль за их выполнением. 12.6. Ежемесячно подводить итоги выполнения мероприятий раздела 3 Программы "Формирование комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан" и принимать оперативные меры по устранению выявленных нарушений. 12.7. Ежемесячно до 5 числа следующего месяца представлять начиная с июля 2007 года в Департамент социальной защиты населения города Москвы по установленной форме (п. 13.1) информацию о ходе выполнения мероприятий раздела 3 Программы с результатами проверок и о принимаемых мерах по устранению выявленных нарушений. 12.8. Обеспечивать принятие в установленном порядке мер воздействия к руководителям организаций, допустившим нарушения при проведении работ по приспособлению объектов городской инфраструктуры для комфортного использования инвалидами. 13. Департаменту социальной защиты населения города Москвы: 13.1. Разработать до 1 июля 2007 г. форму представления информации префектурами административных округов города Москвы (п. 12.7). 13.2. На основании анализа получаемых материалов обеспечивать подготовку и ежеквартальное представление начиная с октября 2007 года информации руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы о ходе выполнения работ по разделу 3 Программы в части приспособления городской инфраструктуры для инвалидов. 13.3. Обеспечивать рассмотрение хода выполнения работ по приспособлению объектов городской инфраструктуры для комфортного использования их инвалидами на заседаниях Координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Правительстве Москвы и его профильных рабочих групп. 13.4. Подготовить и внести в III квартале 2007 г. в Правительство Москвы предложения по совершенствованию действующих нормативных правовых актов в части ужесточения наказаний в виде значительного увеличения размеров штрафных санкций за нарушения физическими и юридическими лицами требований действующего законодательства по созданию для инвалидов безбарьерной среды жизнедеятельности. 13.5. Совместно с заинтересованными органами государственной власти города Москвы и общественными организациями инвалидов обеспечить постоянное взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по вопросам формирования в городе Москве доступной среды жизнедеятельности и адаптации для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, находящихся в федеральной собственности. 13.6. Организовать в 2007 году в управлениях социальной защиты населения районов и административных округов города Москвы профильные подразделения (не менее 2 чел.) для осуществления координации деятельности организаций (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) в сфере формирования в городе комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан за счет и в пределах установленных Департаменту социальной защиты населения города Москвы предельной численности и фонда оплаты труда и ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2007 год по смете расходов на содержание его аппарата. 13.7. При участии префектур административных округов города Москвы, Комитета государственного строительного надзора города Москвы и других заинтересованных организаций организовать начиная с 2007 года проведение постоянно действующих семинаров для практических работников по вопросам приспособления для нужд инвалидов различных объектов городской инфраструктуры. 13.8. Оказывать методическую помощь территориальным, отраслевым и функциональным органам исполнительной власти города Москвы по приспособлению для нужд инвалидов подведомственных объектов городской инфраструктуры. 13.9. Внести в III квартале 2007 г. руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы предложения по созданию городского учебно-методического центра по проблемам реабилитации инвалидов и созданию для них доступной среды жизнедеятельности. 14. Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы: 14.1. По предложениям Департаментов социальной защиты населения города Москвы и жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в 2007 году разработать типовые варианты архитектурно-технических решений приспособления для нужд инвалидов объектов сложившейся застройки (входных групп жилых домов и объектов социальной инфраструктуры), а также внутридворовых территорий, пешеходных зон города и транспортных коммуникаций. 14.2. В рамках проводимого конкурса на лучший проект благоустройства территории по программе "Мой двор, мой подъезд" выделить номинацию "Лучшие предложения по проекту благоустройства объектов для маломобильных групп населения". 14.3. Совместно с Комитетом города Москвы по государственной экспертизе проектов и ценообразования в строительстве проработать вопрос о выделении в проектах на строительство (или реконструкцию) жилых и общественных зданий отдельного раздела, содержащего нормативный состав мероприятий по комплексному приспособлению всех элементов зданий для передвижения маломобильных групп населения (с ограничениями в передвижении, потерей зрения и слуха). 15. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы: 15.1. Совместно с префектурами административных округов города Москвы и другими заинтересованными организациями провести инвентаризацию действующих пешеходных переходов в части комфортного и беспрепятственного использования их инвалидами с различными ограничениями жизнедеятельности (прежде всего на креслах-колясках) и на основе полученных результатов до 1 июля 2007 г. внести при необходимости в Правительство Москвы уточненные предложения по увеличению в 2008-2009 гг. ассигнований бюджета города Москвы, необходимых для приспособления действующих подземных и наземных переходов для нужд инвалидов, с необходимыми обоснованиями и расчетами по объемам и источникам финансирования. 15.2. Совместно с Государственным унитарным предприятием по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост" в месячный срок после принятия настоящего постановления представить в установленном порядке на утверждение руководителю Комплекса городского хозяйства Москвы программу модернизации действующих подземных пешеходных переходов и пешеходных мостов в части приспособления их для нужд инвалидов с указанием перечней объектов, объемов и сроков выполнения работ, а также объемов финансовых затрат на эти цели и возможных источников финансирования. 15.3. В целях комфортного перемещения инвалидов-колясочников по городу обеспечить максимально возможное приспособление в 2007-2009 гг. дворовых территорий, тротуаров, переходов и других объектов дорожного хозяйства. 16. Руководителю Комплекса городского хозяйства Москвы взять под личный контроль реализацию п. 15 настоящего постановления. 17. Департаменту транспорта и связи города Москвы совместно с Государственным унитарным предприятием "Московский метрополитен" разработать и представить в Правительство Москвы во втором полугодии 2007 года предложения по адаптации подземного пассажирского транспорта для нужд инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности. 18. Префектурам административных округов города Москвы в месячный срок представить в Комплекс социальной сферы города Москвы перечни учреждений социальной сферы, в помещениях которых размещаются избирательные участки. 19. Руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы с участием префектур административных округов города Москвы обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе на креслах-колясках, на избирательные участки, расположенные в учреждениях социальной сферы. 20. Департаменту социальной защиты населения города Москвы: 20.1. В двухмесячный срок подготовить проекты правовых актов Правительства Москвы: - о порядке межведомственного взаимодействия при предоставлении инвалидам реабилитационных услуг и технических средств реабилитации городскими органами исполнительной власти (здравоохранения, образования, социальной защиты населения и др.) и отраслевыми подразделениями федеральных органов исполнительной власти; - о ведении Общегородского специального регистра инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности - получателей мер социальной поддержки в сфере реабилитации; - о расширении услуг специализированного транспортного обслуживания инвалидов службой "Социальное такси" по индивидуальным и коллективным заявкам, предусмотрев возможность бесплатной доставки детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в образовательные учреждения, а также работающих лиц с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности - к местам работы. 20.2. Совместно с Департаментами здравоохранения и образования города Москвы по согласованию с Федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве", Государственным учреждением - Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации внедрить в 2007 году в работу подведомственных учреждений информационную технологию ведения Общегородского специального регистра инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности - получателей мер социальной поддержки в сфере реабилитации. 20.3. Совместно с префектурами административных округов города Москвы продолжить создание в системе социальной защиты населения реабилитационных центров и отделений для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и других лиц с различными ограничениями жизнедеятельности и обеспечить постоянный мониторинг потребностей указанных категорий населения в реабилитации и приспособлении среды жизнедеятельности, а также объемов и качества предоставляемых услуг. 20.4. Обеспечить круглогодичное проведение курсов комплексной реабилитации для инвалидов с тяжелыми ограничениями в передвижении и самообслуживании (вследствие спинальной, военной, дорожной травм и других заболеваний) во вновь построенном реабилитационном центре для инвалидов "Преодоление" за счет и в пределах средств текущего бюджетного финансирования, выделяемого ежегодно в форме субвенций по разделу "Социальная политика". 20.5. Совместно с Комитетом по туризму города Москвы организовывать проведение тематических экскурсий по предварительным заявкам общественных организаций инвалидов. 21. Принять предложение Комплекса социальной сферы города Москвы и префектуры Северного административного округа города Москвы о размещении городского культурно-досугового центра для инвалидов на земельном участке по адресу: ул. Маршала Федоренко, вл. 14. 22. Департаменту социальной защиты населения города Москвы подготовить и внести на рассмотрение Правительства Москвы в III квартале 2007 г. проект распорядительного документа о строительстве городского культурно-досугового центра для инвалидов. 23. Департаменту здравоохранения города Москвы: 23.1. Подготовить и до 1 июля 2007 г. внести на рассмотрение Правительства Москвы в установленном порядке проекты распорядительных документов о реконструкции филиала городской клинической больницы N 1 им. Н.И. Пирогова в поселке "Лунево" Солнечногорского района Московской области и о реконструкции загородного отделения реабилитации Научно-практического центра интервенционной кардиоангиологии в поселке "Быково" Московской области. 23.2. Внести в 2007 году руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы предложения по совершенствованию работы юридической службы в специализированных учреждениях здравоохранения в целях усиления правовой защиты сотрудников этих учреждений и психически больных. 24. В целях обеспечения контроля за соблюдением прав инвалидов и своевременного принятия оперативных мер просить Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ежемесячно представлять руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы информацию по согласованной форме о положении дел по обеспечению инвалидов за счет средств федерального бюджета протезно-ортопедическими изделиями, техническими средствами реабилитации, путевками на санаторно-курортное лечение и другими услугами. 25. Разрешить Департаменту социальной защиты населения города Москвы обеспечивать инвалидов по индивидуальным программам за счет средств бюджета города Москвы реабилитационными мероприятиями, техническими средствами реабилитации и услугами, входящими в федеральный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, в случае документально подтвержденных отказов Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в предоставлении вышеназванных средств и услуг. 26. Комитету физической культуры и спорта города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы и другими заинтересованными органами исполнительной власти проработать вопрос о посещении по медицинским показаниям инвалидами плавательных бассейнов (бесплатно или на льготной основе) и до 1 июня 2007 г. представить предложения по данному вопросу в Правительство Москвы. 27. Комитету общественных связей города Москвы совместно с Департаментами экономической политики и развития, социальной защиты населения, науки и промышленной политики города Москвы, Управлением государственной службы занятости населения города Москвы, другими заинтересованными организациями и общественными объединениями инвалидов: 27.1. Обеспечить постоянное сопровождение в Федеральном Собрании Российской Федерации проекта федерального закона по вопросам квотирования рабочих мест для инвалидов. 27.2. Разработать и представить в первом полугодии 2007 г. в Правительство Москвы комплекс мер по государственному стимулированию работодателей в целях повышения возможности трудоустройства инвалидов и родителей детей-инвалидов, а также создания для них дополнительных рабочих мест. 28. Департаментам, комитетам, управлениям, ответственным за реализацию мероприятий Программы, и префектурам административных округов города Москвы осуществлять финансирование мероприятий Программы в 2007 году в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2007 год по соответствующим отраслям. 29. Установить, что финансирование Программы осуществляется за счет средств, утвержденных в бюджете города Москвы на очередной финансовый год, с учетом которых корректируются объемы работ, предусмотренные Программой. 30. Департаментам, комитетам, управлениям, ответственным за реализацию мероприятий Программы, и префектурам административных округов, управам районов города Москвы представлять в Департамент социальной защиты населения города Москвы отчеты о выполнении мероприятий Программы за 9 месяцев и текущий год (до 15 октября и до 1 февраля) с указанием финансовых затрат и их источников. 31. Департаменту социальной защиты населения города Москвы: 31.1. Ежегодно представлять: - до 15 ноября в Департамент экономической политики и развития города Москвы отчеты о фактическом выполнении программы за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за текущий год; - до 1 марта в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент финансов города Москвы сводный отчет о выполнении Программы за истекший год. 31.2. До 1 марта 2008 г. обобщить положительный опыт работы отдельных отраслевых, территориальных и функциональных органов исполнительной власти города Москвы по реализации Программы в 2007 году, уделив особое внимание качественному выполнению раздела 3 "Формирование комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан" для распространения его в целом по городу. 32. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы организовать освещение мероприятий Программы в средствах массовой информации. 33. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы рекомендовать ОАО "ТВ Центр" во втором полугодии 2007 г. организовать выпуск специальной постоянной передачи, освещающей вопросы социальной интеграции инвалидов и деятельности Правительства Москвы в этом направлении. 34. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы обеспечить размещение на объектах наружной рекламы информации о мероприятиях в области социальной интеграции инвалидов. 35. Снять с контроля постановления Правительства Москвы от 29 июня 2004 г. N 442-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. N 479-ПП) "О выполнении Комплексной целевой программы реабилитации инвалидов в городе Москве на 2001-2003 годы и о Комплексной целевой программе "Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы", от 28 июня 2005 г. N 479-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 31 января 2006 г. N 54-ПП) "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 29 июня 2004 г. N 442-ПП и признании утратившими силу некоторых правовых актов города Москвы" и от 31 января 2006 г. N 54-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. N 479-ПП". 36. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить в целом - на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. и по принадлежности - на первых заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н., Ресина В.И. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы до 30 марта 2008 г. И.о. Мэра Москвы В.И. Ресин 24 апреля 2007 г. N 319-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 319-ПП КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ" НА 2007-2009 ГОДЫ Паспорт Комплексной целевой программы ----------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Комплексная целевая программа "Социальная | | Программы | интеграция инвалидов и других лиц с | | | ограничениями жизнедеятельности города | | | Москвы" на 2007-2009 годы | |-----------------------|---------------------------------------------------| | Основание для | Закон города Москвы от 26 октября 2005 г. | | разработки | N 55 "О дополнительных мерах социальной | | Программы | поддержки инвалидов и других лиц с | | | ограничениями жизнедеятельности в городе | | | Москве" (ст. 12). | | | Постановление Правительства Москвы | | | от 29 июня 2004 г. N 442-ПП "О выполнении | | | Комплексной целевой программы реабилитации | | | инвалидов в городе Москве на 2001-2003 годы | | | и о Комплексной целевой программе | | | "Социальная интеграция инвалидов города | | | Москвы на 2004-2006 годы" (п. 4.13) | |-----------------------|---------------------------------------------------| | Государственный | Департамент социальной защиты населения | | заказчик- | города Москвы, персональный руководитель | | координатор | Программы - руководитель Департамента | | Программы | социальной защиты населения города Москвы | | | Сырников И.К. | |-----------------------|---------------------------------------------------| | Государственные | Департамент социальной защиты населения | | заказчики | города Москвы, Департамент здравоохранения | | Программы | города Москвы, Департамент образования | | | города Москвы, Департамент транспорта и | | | связи города Москвы, Департамент | | | жилищно-коммунального хозяйства и | | | благоустройства города Москвы, Комитет по | | | культуре города Москвы, Комитет физической | | | культуры и спорта города Москвы, | | | префектуры административных округов города | | | Москвы | |-----------------------|---------------------------------------------------| | Разработчик | Департамент социальной защиты населения | | Программы | города Москвы | |-----------------------|---------------------------------------------------| | Основные | Департамент социальной защиты населения | | исполнители | города Москвы. | | Программы | Департамент здравоохранения города Москвы. | | | Департамент образования города Москвы. | | | Департамент семейной и молодежной политики | | | города Москвы. | | | Комитет общественных связей города Москвы. | | | Комитет по культуре города Москвы. | | | Комитет физической культуры и спорта города | | | Москвы. | | | Департамент жилищно-коммунального хозяйства | | | и благоустройства города Москвы. | | | Департамент транспорта и связи города | | | Москвы. | | | Департамент потребительского рынка и услуг | | | города Москвы. | | | Департамент жилищной политики и жилищного | | | фонда города Москвы. | | | Департамент градостроительной политики, | | | развития и реконструкции города Москвы. | | | Комитет по архитектуре и | | | градостроительству города Москвы. | | | Департамент экономической политики и | | | развития города Москвы. | | | Департамент финансов города Москвы. | | | Управление государственной службы | | | занятости населения города Москвы. | | | Префектуры административных округов города | | | Москвы. | | | ФГУ "Главное бюро медико-социальной | | | экспертизы по г. Москве" (по согласованию). | | | Московское региональное отделение Фонда | | | социального страхования Российской | | | Федерации (по согласованию). | | | Московские городские организации | | | Всероссийского общества инвалидов, | | | Всероссийского общества слепых, | | | Всероссийского общества глухих, другие | | | общественные объединения инвалидов (по | | | согласованию). | | | Организации - победители конкурсов на право | | | реализации мероприятий Программы | |-----------------------|---------------------------------------------------| | Сроки и этапы | 2007-2009 гг.: | | реализации | 1 этап - 2007 г.; | | Программы | 2 этап - 2008 г.; | | | 3 этап - 2009 г. | |-----------------------|---------------------------------------------------| | Цель Программы | - повышение качества и уровня жизни | | | инвалидов и других лиц с ограничениями | | | жизнедеятельности путем развития | | | дифференцированной, устойчиво | | | функционирующей, экономически эффективной | | | и доступной системы услуг по медицинской, | | | профессиональной и социальной | | | реабилитации; | | | - обеспечение комфортных условий | | | жизнедеятельности инвалидам и другим | | | маломобильным гражданам в городе Москве | | | путем адаптации объектов социальной | | | инфраструктуры | |-----------------------|---------------------------------------------------| | Основные задачи | - реорганизация деятельности органов | | Программы | исполнительной власти города Москвы и | | | переход от "заявительного" принципа работы | | | с инвалидами к адресному выявлению их | | | потребностей в реабилитации для устранения | | | или возможно полной компенсации имеющихся | | | ограничений жизнедеятельности; | | | - обеспечение безусловного предоставления | | | инвалидам и другим лицам с ограничениями | | | жизнедеятельности в полном объеме | | | установленных действующим | | | законодательством государственных гарантий | | | по медико-социальной реабилитации; | | | - создание межведомственной системы | | | постоянного мониторинга потребностей | | | инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц | | | молодого возраста) и других лиц с | | | ограничениями жизнедеятельности в | | | реабилитации и адаптации среды | | | жизнедеятельности, объема и качества | | | предоставляемых реабилитационных услуг; | | | - оптимизация сети реабилитационных | | | учреждений, находящихся в ведении органов | | | исполнительной власти города Москвы; | | | - повышение эффективности и качества | | | выполняемых работ по адаптации объектов | | | городской инфраструктуры для инвалидов и | | | маломобильных граждан, прежде всего жилых | | | домов, пешеходных и транспортных | | | коммуникаций, рекреационных территорий | | | города; | | | - ускорение темпов приспособления для | | | инвалидов объектов городской | | | инфраструктуры (зданий и сооружений, | | | пешеходно-транспортных коммуникаций, | | | средств транспорта, связи, информации и | | | др.); | | | - усиление кадрового | | | и информационно-методического | | | сопровождения проблемы; | | | - развитие партнерских отношений с | | | негосударственными организациями в сфере | | | социальной интеграции инвалидов и других | | | лиц с ограничениями жизнедеятельности | |-----------------------|---------------------------------------------------| | Основные | 1. Совершенствование комплексной | | мероприятия | медико-социальной реабилитации инвалидов и | | Программы | других лиц с ограничениями | | | жизнедеятельности. | | | 2. Реабилитация инвалидов методами | | | культуры и искусства, спорта и туризма. | | | 3. Формирование комфортной среды | | | жизнедеятельности для инвалидов и других | | | маломобильных граждан. | | | 4. Информационное сопровождение социальной | | | интеграции инвалидов и других лиц с | | | ограничениями жизнедеятельности. | | | 5. Кадровое обеспечение проблем инвалидов | | | и других лиц с ограничениями | | | жизнедеятельности. | | | 6. Развитие социального партнерства в | | | сфере социальной интеграции инвалидов | |-----------------------|---------------------------------------------------| | Финансовое | Общий объем финансирования на 2007-2009 | | обеспечение | годы - 36,5 млрд. руб., в т.ч. по годам: | | Программы | | |-----------------------|---------------------------------------------------| | (тыс. руб.) | | | ------------------------------------------------------------------------ | | | По источникам |2007 |2008 |2009 |Всего | | | | финансирования | | | | | | | |-------------------------|----------|-----------|----------|----------| | | | 1. Бюджет города Москвы | | | | | | | |-------------------------|----------|-----------|----------|----------| | | | В т.ч.: | | | | | | | |-------------------------|----------|-----------|----------|----------| | | | - целевое бюджетное | 142384,0| 163741,6| 188302,8| 494428,4| | | | финансирование, | | | | | | | | включая средства на | 17200,0| - | - | 17200,0| | | | информатизацию | | | | | | | |-------------------------|----------|-----------|----------|----------| | | | - текущее бюджетное | 2765195,7| 3233737,2| 3592047,5| 9590980,4| | | | финансирование | | | | | | | | территориальных и | | | | | | | | отраслевых органов | | | | | | | | власти | | | | | | | |-------------------------|----------|-----------|----------|----------| | | | - средства адресной | 1741138,0| 3889819,0| 3680859,0| 9311816,0| | | | инвестиционной программы| | | | | | | | города Москвы | | | | | | | |-------------------------|----------|-----------|----------|----------| | | | - целевой бюджетный фонд| 664424,6| 691274,1| 811547,1| 2167245,8| | | | квотирования рабочих | | | | | | | | мест в городе Москве | | | | | | | |-------------------------|----------|-----------|----------|----------| | | | - целевой бюджетный фонд| 384493,6| 355520,6| 116698,9| 856713,1| | | | развития территорий | | | | | | | | города Москвы | | | | | | | |-------------------------|----------|-----------|----------|----------| | | | 2. Федеральный бюджет | 1190337,5| 1369164,2| 1574516,9| 4134018,6| | | |-------------------------|----------|-----------|----------|----------| | | | 3. Внебюджетные средства| 3445453,9| 3141697,8| 3360158,6| 9947310,3| | | |-------------------------|----------|-----------|----------|----------| | | | Итого |10333427,3| 12844954,5|13324130,8|36502512,6| | | ------------------------------------------------------------------------ | |---------------------------------------------------------------------------| | Ожидаемые | 1. Показатели объема и качества оказания | | результаты | реабилитационных услуг в соответствии с | | выполнения | индивидуальными программами реабилитации | | Программы | инвалидам и другим лицам с ограничениями | | | жизнедеятельности, которые будут | | | достигнуты к 2009 г.: | | | - количество услуг медицинской | | | реабилитации - не менее 500 тыс. в год, в | | | том числе детям до 18 лет - не менее 20 | | | тыс. в год; | | | - количество удовлетворенных заявок по | | | техническим средствам реабилитации - не | | | менее 160 тыс. заявок в год, в том числе | | | детям - 15 тыс. в год; | | | - количество детей, охваченных воспитанием | | | и образованием, - не менее 20 тыс. чел. в | | | год; | | | - количество созданных дополнительных | | | рабочих мест для инвалидов - 4650 (за три | | | года). | | | 2. Показатели дополнительно | | | приспособленных для инвалидов объектов | | | городской инфраструктуры к концу 2009 | | | года: | | | - количество административных зданий | | | и сооружений и прилегающих к ним | | | территорий - 21,1 тыс. объектов; | | | - количество квартир для инвалидов - 1,8 | | | тыс. квартир, в том числе 1,5 тыс. квартир | | | в сложившемся жилищном фонде; | | | - количество входных групп жилых домов - | | | 2,4 тыс. групп; | | | - количество тротуаров, переходов и других | | | транспортно-пешеходных коммуникаций - | | | 6,7 тыс. объектов; | | | - количество средств общественного | | | наземного городского пассажирского | | | транспорта, оборудованных аппарелями и | | | информационными табло, - 2,1 тыс. табло; | | | - количество автобусных и троллейбусных | | | маршрутов городского пассажирского | | | транспорта, приспособленных для инвалидов, | | | - 632. | | | Подробные показатели развития | | | материально-технической базы профильных | | | учреждений городского подчинения, а также | | | целевые показатели приведены в | | | мероприятиях Программы. | | | В целом реализация мероприятий Программы | | | позволит к 2009 году: | | | - стабилизировать численность инвалидов в | | | городе Москве, а по возрастным группам | | | (детям-инвалидам и инвалидам | | | трудоспособного возраста) снизить; | | | - уменьшить выход на инвалидность лиц с | | | умеренными ограничениями жизнедеятельности | | | вследствие их компенсации или устранения в | | | результате своевременно проведенных | | | реабилитационных мероприятий; | | | - повысить качество жизни инвалидов и | | | других лиц с ограничениями | | | жизнедеятельности | |-----------------------|---------------------------------------------------| | Система | Текущее управление реализацией Программы | | организации | осуществляется государственным | | управления и | заказчиком-координатором Программы и | | контроля за | дирекцией Программы, созданной в | | исполнением | установленном порядке. | | Программы | Реализация Программы осуществляется на | | | основе государственных контрактов на закупку | | | и поставку продукции для государственных | | | нужд, заключаемых государственными | | | заказчиками с исполнителями в установленном | | | законодательством Российской Федерации | | | порядке. | | | Государственный заказчик-координатор | | | отслеживает отклонения фактических | | | показателей от утвержденных в Программе, | | | устанавливает причины отклонения и готовит | | | предложения по корректировке целевых | | | показателей, механизму реализации | | | Программы и составу исполнителей. | | | Для обеспечения мониторинга | | | хода реализации Программы государственный | | | заказчик-координатор представляет два раза | | | в год в Департамент экономической политики | | | и развития города Москвы отчеты о ходе | | | выполнения программных мероприятий: | | | ежегодно 1 марта за отчетный год и 15 | | | ноября - за девять месяцев и об ожидаемом | | | выполнении Программы за год | ----------------------------------------------------------------------------- Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ За прошедшее десятилетие после принятия в 1995 году Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Москве сложилась и развивается комплексная, многоуровневая межведомственная система реабилитации инвалидов. В настоящее время в сфере реабилитации работают более 1420 организаций, предоставляющих медицинские, образовательные и социальные услуги инвалидам (детям и взрослым), в том числе городского подчинения - 1016, федерального - 44, негосударственных - 139. Сложившаяся система в целом обеспечивает потребности в реабилитации инвалидов, а также граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, но по каким-либо причинам не являющихся инвалидами. При этом проблема реабилитации инвалидов и интеграции их в социальную среду остается крайне актуальной. В настоящее время в городе проживают более 1,2 млн. инвалидов, из них 230 тыс. - лица трудоспособного возраста, 26 тыс. - детей-инвалидов, около 1 млн. - лица старше 55 лет, около 60 тыс. человек ежегодно проходят медико-социальную экспертизу, но инвалидами не признаются. Значительная доля инвалидов имеют 1 и 2 группы (около 70 процентов) вследствие тяжелых и средних степеней ограничений жизнедеятельности. Немалую роль в становлении и развитии реабилитационной помощи москвичам за прошедший период сыграли городские целевые программы, позволяющие сконцентрировать на решении поставленных задач организационные, экономические и финансовые возможности заинтересованных городских и федеральных структур, негосударственных организаций. В 2006 году завершилась реализация Комплексной целевой программы "Социальная интеграция инвалидов города Москвы" на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29 июня 2004 г. N 442-ПП. В связи с введением в действие с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и кардинальным изменением порядка работы с инвалидами постановлением Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. N 479-ПП в программу были внесены коррективы в части: - передачи Росздраву городской службы медико-социальной экспертизы; - изменения порядка обеспечения инвалидов протезами и другими техническими средствами реабилитации и передачи этих функций органам Фонда социального страхования Российской Федерации; - отмены норм обеспечения инвалидов бесплатно или на льготной основе транспортными средствами; - ликвидации института внесения работодателями обязательной платы на создание рабочих мест для инвалидов в случае невыполнения квоты и возможности направления этих средств на адаптацию среды для инвалидов. Постановлением и распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 877 и от 30 декабря 2005 г. N 2347-р соответственно были утверждены новый крайне сложный порядок предоставления инвалидам реабилитационных услуг, а также Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам за счет средств федерального бюджета. Однако принятые федеральными органами обязательства по реабилитации инвалидов не выполняются в полном объеме из-за отсутствия в федеральном бюджете на эти цели необходимых финансовых средств. Фактический объем федерального перечня значительно меньше действовавшего до 2005 года в Москве гарантированного городского перечня. В связи с этим в целях сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты инвалидов был принят Закон города Москвы от 26 октября 2005 г. N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве", которым регламентировано оказание дополнительных услуг по реабилитации инвалидам за счет средств городского бюджета. В декабре 2005 года полномочия в этой сфере были возвращены субъектам Российской Федерации Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определяемых в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года, 25 апреля 2005 года и 10 мая 2006 года. В связи с этим, а также для повышения качества и увеличения объема услуг по комплексной многопрофильной реабилитации и интеграции инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также устранения негативного влияния на условия жизни инвалидов в связи с изменением федерального законодательства необходимо продолжение решения проблемы программно-целевым методом. Настоящая Программа является продолжением Комплексной целевой программы "Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы", в ходе которой был выполнен комплекс профильных межведомственных мероприятий. Программные мероприятия включают шесть разделов по наиболее актуальным в настоящее время направлениям: - совершенствование комплексной медико-социальной реабилитации инвалидов (разных возрастных групп и с разными патологиями) и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; - реабилитация инвалидов методами культуры и искусства, спорта и туризма; - формирование комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан; - информационное сопровождение социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; - кадровое обеспечение проблем инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; - развитие социального партнерства в сфере социальной интеграции инвалидов. Ключевой проблемой инвалидов остается адаптация городской среды для инвалидов с физическими недостатками. Из наиболее сложно решаемых вопросов можно выделить следующие: - отработка межведомственного взаимодействия при строительстве и вводе в эксплуатацию новых объектов городской инфраструктуры (зданий, сооружений, средств транспорта, связи, информации); - повышение качества работ и темпов приспособления сложившейся общественной и жилой застройки города; - установка, эксплуатация и содержание стационарного специального подъемного оборудования для инвалидов в жилых домах; - совершенствование системы транспортного обслуживания инвалидов; - предоставление специальных услуг связи и информации инвалидам по слуху и зрению. Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Основными задачами Программы являются: - реорганизация деятельности органов исполнительной власти города Москвы и переход от "заявительного" принципа работы с инвалидами к активному адресному выявлению их потребностей в реабилитации для устранения или возможно полной компенсации имеющихся ограничений жизнедеятельности; - обеспечение безусловного предоставления инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в полном объеме установленных действующим законодательством государственных гарантий по медико-социальной реабилитации; - создание системы постоянного мониторинга потребностей инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодого возраста) в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, объема и качества предоставляемых реабилитационных услуг; - оптимизация сети реабилитационных учреждений для инвалидов, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы; - повышение эффективности и качества выполняемых работ по адаптации объектов городской инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан, прежде всего жилых домов, пешеходных и транспортных коммуникаций, рекреационных территорий города; - ускорение темпов приспособления для инвалидов объектов городской инфраструктуры (зданий и сооружений, пешеходно-транспортных коммуникаций, средств транспорта, связи, информации и др.); - усиление кадрового и информационно-методического сопровождения проблемы; - развитие партнерских отношений с негосударственными организациями в сфере социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. В целях достижения поставленных задач предполагается три этапа выполнения Программы: 1 этап - 2007 год. Предполагается сконцентрировать основные усилия на: - проработке основных направлений Программы; - реализации предусмотренных в 2007 году мероприятий. 2 этап - 2008 год. Предполагается: - проведение пилотных внедрений; - предварительная оценка пилотных внедрений, а также выполненных в 2007 году мероприятий; - реализация предусмотренных в 2008 году мероприятий, оценка хода их выполнения, эффективности и результативности. 3 этап - 2009 год: - анализ, обобщение и оценка выполненных мероприятий, разработка последующих этапов совершенствования системы социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве. Раздел III. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ Выполнение Программы возможно при условии достижения целевых индикаторов и показателей для каждого этапа их решения. Обоснованные значения целевых показателей и индикаторов приведены в мероприятиях Программы. Раздел IV. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ Первый раздел содержит три блока мероприятий по наиболее актуальным направлениям работы: - дальнейшего дифференцированного (исходя из потребности инвалидов) развития сети государственных учреждений (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта и др.) для инвалидов, включая детей-инвалидов, и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, приближенных к месту их жительства; - разработки и внедрения в работу учреждений городского подчинения новых технологий по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов на основе индивидуальных программ реабилитации; внедрения гибких и удобных режимов работы для удовлетворения потребностей указанной категории граждан в реабилитации; реализации пилотных технологий; - предоставления в необходимом объеме реабилитационных услуг инвалидам, включая детей-инвалидов, и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности; обеспечения их техническими средствами реабилитации. В целях расширения возможностей для реабилитации предусмотрены также мероприятия по сотрудничеству на конкурсной основе с негосударственными организациями, предоставляющими реабилитационные услуги. Во втором разделе сгруппированы мероприятия социокультурной реабилитации, развития физкультуры, спорта и туризма для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, в том числе по: - разработке и реализации специальных программ и фитнес-технологий для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности; - созданию условий для доступа инвалидов с ограничениями в передвижении, дефектами зрения и слуха в музеи, театры, выставочные залы и другие учреждения культуры и спорта, для пользования их услугами; - организации участия инвалидов как в общегородских массовых, так и специальных культурных, досуговых, спортивно-оздоровительных и туристических мероприятиях. Особое внимание уделяется развитию параолимпийского движения, а также программ работы с инвалидами вследствие психических заболеваний по системе "Спешиал Олимпик", в том числе для лиц, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания. Третий раздел посвящен наиболее сложно решаемой проблеме - формированию комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан. С учетом практики реализации предыдущей программы выделены следующие основные блоки задач: - приспособление административных зданий, сооружений и территорий города для инвалидов (в том числе при новом строительстве, реконструкции и ремонте); - переоборудование сложившегося жилищного фонда и прилегающих дворовых территорий, пешеходно-транспортных коммуникаций, рекреационных зон и территорий города, приспособленных для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности (в передвижении, зрения, слуха и др.); строительство в новых жилых домах специальных квартир для инвалидов; - создание условий для беспрепятственного пользования инвалидами-опорниками, с тактильными и сенсорными нарушениями средствами общественного наземного пассажирского транспорта; - совершенствование работы специализированной службы транспортного обслуживания инвалидов "Социальное такси"; - развитие специальных систем коммуникации и информационного общения для инвалидов с нарушениями слуха и зрения. В четвертом разделе предусмотрены мероприятия по информационному сопровождению проблемы, включая: - создание межведомственной системы постоянного мониторинга за потребностями инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодого возраста) в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, за объемом и качеством предоставляемых реабилитационных услуг; - проведение инвентаризации различных объектов социальной инфраструктуры, расположенных на территории города Москвы, для оценки доступности их для инвалидов и других маломобильных граждан; - совершенствование системы систематизации и учета работ по созданию в городе доступной для инвалидов среды жизнедеятельности путем: - внедрения в городе информационной технологии по учету объектов городской инфраструктуры для инвалидов; - совершенствования форм государственного статистического наблюдения за приспособлением городской среды для инвалидов и системы целевых индикаторов для оценки состояния доступа объектов городской инфраструктуры для инвалидов; - методологическое обеспечение решения проблем инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; - разработка и реализация технологий информирования инвалидов и членов их семей по вопросам социальной интеграции инвалидов и деятельности органов исполнительной власти в городе Москве в этой области. Мероприятия пятого раздела направлены на решение кадровой проблемы и предусматривают: - совершенствование подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов, работающих в сфере реабилитации инвалидов и адаптации объектов городской инфраструктуры; - формирование системы подготовки специалистов для работы с инвалидами в сфере физической культуры и спорта; - продолжение программ подготовки переводчиков жестового языка. В шестом разделе сгруппированы мероприятия по развитию социального партнерства в сфере социальной интеграции инвалидов. В частности, предусматривается: - усиление взаимодействия и межведомственной координации органов исполнительной власти федерального и городского уровня в решении задач по социальной поддержке инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности путем создания клубов для инвалидов на базе подведомственных органам исполнительной власти учреждений; - проведение социально значимых мероприятий, направленных на решение проблем инвалидов (в том числе для инвалидов молодого возраста, детей-инвалидов и членов их семей и других категорий); - участие в профильных российских и международных мероприятиях (выставках, конференциях, семинарах и т.д.); - организационная и финансовая (частично) поддержка деятельности общественных организаций инвалидов в сфере социальной интеграции. Конкретный перечень мероприятий, который предлагается реализовать для решения задач Программы и достижения поставленных целей, прилагается. Раздел V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Источники финансирования мероприятий Программы - средства бюджета города Москвы (целевое бюджетное финансирование Программы, текущее бюджетное финансирование территориальных и отраслевых органов власти, средства инвестиционной программы, целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве, целевого бюджетного фонда развития территорий города Москвы), федерального бюджета, внебюджетные источники. Сводные показатели финансирования городской целевой Программы определены исходя из достигнутого уровня финансирования предыдущей комплексной целевой программы 2004-2006 гг. с учетом прогнозируемого роста расходов на эти цели и приведены в Программе. Возможность использования внебюджетных источников предварительно проработана и подтверждается гарантийными письмами руководителей негосударственных организаций с последующим заключением соглашений о намерениях между государственным заказчиком и этими организациями. Раздел VI. ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ И ОПИСАНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ Для достижения поставленных целей сформированы и рассмотрены три сценария возможного хода реализации Программы (пессимистический, оптимистический, реалистический). В качестве критериев оценки сценариев приняты основные качественные и количественные показатели, характеризующие: охват инвалидов реабилитационными услугами; развитие сети городских учреждений, предоставляющих эти услуги; удельный вес полностью отвечающих требованиям действующих строительных норм и правил о доступности для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности объектов социальной инфраструктуры. Пессимистический вариант предусматривает сохранение на существующем уровне или ухудшение показателей качества реабилитационной помощи инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности. Такой сценарий может возникнуть вследствие следующих внешних негативных факторов: - сохранения объемов финансирования из федерального бюджета реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации федеральным перечнем, на уровне последних двух лет или его снижения; - дальнейшего усложнения порядков предоставления государственных гарантий инвалидам и снижения объема бесплатных реабилитационных услуг для инвалидов; - резкого изменения демографической ситуации в городе. Вступление в силу указанных факторов приведет к резкому ухудшению качества жизни инвалидов из-за отсутствия возможностей компенсировать имеющиеся ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения состояния здоровья. При этом варианте можно прогнозировать значительное увеличение численности инвалидов во всех возрастных группах, а также возрастание доли лиц 1 и 2 групп инвалидности, имеющих тяжелые ограничения. Возможными вариантами для рассмотрения являются сценарии (оптимистический и реалистический), при которых качественные показатели улучшаются. Оптимистический вариант предусматривает достижение к 2009 году: - 100% охвата инвалидов необходимыми в соответствии с индивидуальной программой реабилитации реабилитационными услугами (по восстановительному и санаторно-курортному лечению; обеспечению техническими средствами реабилитации; воспитанию и образованию детей - инвалидов и др.); - полного приспособления действующих на территории города всех объектов социальной инфраструктуры (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) для инвалидов с физическими недостатками. Для реализации оптимистического варианта необходимо выделение финансовых ресурсов из бюджетов всех уровней на период 2007-2009 гг. в объеме около 150 млрд. рублей. Данные показатели являются расчетными из-за отсутствия по ряду департаментов и комитетов проектно-сметной документации на приспособление зданий и сооружений для проведения объективной оценки объемов и видов работ. Реалистический вариант сформирован при условии полной мобилизации ресурсов бюджетного финансирования по всем видам расходов отраслевых и территориальных органов исполнительной власти на финансирование мероприятий Программы, привлечения внебюджетных источников и увеличения начиная с 2008 года уровня бюджетного финансирования работ по приспособлению городской среды для инвалидов (по сравнению со сложившимися за прошлые годы). Результат интегрированного воздействия вышеперечисленных факторов позволит сконцентрировать усилия на достижении главной целевой задачи - максимально возможного (с учетом конструктивных и технических особенностей) приспособления города для нужд инвалидов и маломобильных граждан. Общий объем финансирования на 2007-2009 гг. реалистического варианта составляет 36,5 млрд. рублей, в том числе из бюджета города Москвы - 22,4 млрд. рублей. Сравнительный анализ предложенных вариантов показал, что оптимистический вариант обеспечивает наиболее высокий уровень качества реабилитационной помощи москвичам в планируемом периоде, но требует и максимальных затрат на реализацию. Реалистический вариант, позволяющий достичь значительного повышения качества жизни инвалидов при оптимальных затратах, рекомендуется для принятия. Для осуществления этого варианта разработан комплекс мероприятий по реализации основных задач Программы. Раздел VII. ОПИСАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ И МОНИТОРИНГА ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ Общий контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет Правительство Москвы. Правительство Москвы назначает персонального руководителя Программы - руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы, отвечающего за ее реализацию и обладающего правом вносить предложения об изменении размеров финансовых средств, направляемых на решение отдельных задач Программы, а также создании в установленном порядке дирекции Программы. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками с исполнителями, отобранными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Текущее управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором Программы - Департаментом социальной защиты населения города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП. Для обеспечения мониторинга хода реализации Программы Департамент социальной защиты населения города Москвы ежегодно представляет Департаменту экономической политики и развития города Москвы и Департаменту финансов города Москвы: - до 1 марта - отчет о выполнении Программы с указанием причин срыва сроков намеченных мероприятий и несоответствия результатов финансовым затратам; - до 1 апреля года, предшествующего планируемому, - заявки на финансирование Программы по установленной форме; - до 15 ноября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. Ход и результаты выполнения мероприятий Программы могут рассматриваться на заседаниях Правительства Москвы с заслушиванием отчетов персонального руководителя Программы. Мероприятия Комплексной целевой программы "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы Раздел 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N п/п |Мероприятия |Ответственные |Сроки |Стоимость в тыс. руб. (в ценах 2007 г.) |Источники финансирования | | | |исполнители | |----------------------------------------------| | | | | | |Всего |2007 г. |2008 г. |2009 г. | | | | | | |(тыс. руб. | | | | | | | | | |или ед.) | | | | | |---------|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | |1.1. Создание и развитие реабилитационных учреждений | |---------|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.1.1. |В целях развития Центра |Департамент |2007-2008 гг.|Объемы средств будут определены в рамках |Адресная инвестиционная | | |патологии речи и |здравоохранения | |адресных инвестиционных программ города Москвы|программа города Москвы | | |нейрореабилитации обеспечить |города Москвы | | | | | |строительство нового корпуса | | | | | |---------|--------------------------------|-------------------|-------------|-----------T----------T-----------T-----------|---------------------------| |1.1.2. |Создать для инвалидов в |Департамент | | | | | | | | |неврологических отделениях |здравоохранения | | | | | | | | |окружных учреждений |города Москвы | | | | | | | | |здравоохранения: | | | | | | | | | |--------------------------------|-------------------|-------------|-----------T----------T-----------T-----------|---------------------------| | |- 160 специализированных коек в | |2007-2009 гг.| 5407,5| 1456,1| 1753,0| 2198,4|Текущее бюджетное | | |дневных стационарах | | | | | | |финансирование | | |--------------------------------|-------------------|-------------|-----------T----------T-----------T-----------|---------------------------| | |- 9 кабинетов биомеханики | |2008-2009 гг.| 21000,0| - | 11000,0| 10000,0|Текущее бюджетное | | |движения | | | | | | |финансирование | |---------|--------------------------------|-------------------|-------------|-----------|----------|-----------|-----------|---------------------------| |1.1.3. |Открыть в Западном |Департамент |2007-2009 гг.| 50500,0| 500,0| 10000,0| 40000,0|Адресная инвестиционная | | |административном округе на базе |здравоохранения | | | | | |программа города Москвы | | |городской поликлиники |города Москвы, | | | | | | | | |восстановительного лечения N 4 |префектура ЗАО | | | | | | | | |окружной реабилитационный центр | |2009 г. | 10000,0| - | - | 10000,0|Текущее бюджетное | | |для инвалидов | | | | | | |финансирование | |---------|--------------------------------|-------------------|-------------|-----------|----------|-----------|-----------|---------------------------| |1.1.4. |Завершить создание городского |Департамент | | | | | | | | |реабилитационного центра для |здравоохранения | | | | | | | | |больных и инвалидов с частыми |города Москвы, | | | | | | | | |обострениями психических |префектура ЮАО, | | | | | | | | |заболеваний и выраженной |Благотворительный | | | | | | | | |социальной дезадаптацией (на 200|фонд поддержки | | | | | | | | |коек) на базе филиала ПКБ N 1 |"Добрый век" | | | | | | | | |им. Н.А. Алексеева: | | | | | | | | | |--------------------------------|-------------------|-------------|-----------T----------T-----------T-----------|---------------------------| | |- провести капитальный ремонт | |2008-2009 гг.| 35000,0| - | 15000,0| 20000,0|Текущее бюджетное | | |лечебного корпуса N 4 и | | | | | | |финансирование | | |ландшафтные работы на | | | | | | | | | |прилегающей территории | | | | | | | | | |--------------------------------| |-------------|-----------T----------T-----------T-----------|---------------------------| | |- провести реконструкцию | |2008-2009 гг.| 15000,0| - | 7000,0| 8000,0|Внебюджетные средства | | |2-этажного корпуса в целях | | | | | | | | | |создания в нем дополнительных | | | | | | | | |