О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОЛЕТНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ АЭРОНАВИГАЦИОННАЯ СЛУЖБА 21 июля 2008 г. N 107 (Д) Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт аэронавигации" в соответствии с Государственным контрактом N 2969/08-040/ГК-154-10/Б от 15.05.2008 проведена научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа "Методические рекомендации по осуществлению полетно - информационного обслуживания воздушного движения". В целях организации применения полетно-информационного обслуживания воздушного движения приказываю: 1. Ввести в действие Методические рекомендации по осуществлению полетно-информационного обслуживания воздушного движения. 2. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Росаэронавигации Д.В. Савицкого. Руководитель А.В.НЕРАДЬКО 21 июля 2008 г. N 107 Приложение к Приказу Росаэронавигации от 21 июля 2008 года N 107 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОЛЕТНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ 1. Общие положения В настоящих Методических рекомендациях рассматриваются вопросы, связанные с внедрением полетно-информационного обслуживания (далее - ПИО), как самостоятельного вида обслуживания воздушного движения, которое обеспечивает экипажи воздушных судов (далее - ВС) консультациями и информацией, необходимыми для выполнения безопасных и эффективных полетов с учетом национальных особенностей использования воздушного пространства Российской Федерации. Целью ПИО является предоставление консультаций и информации для обеспечения безопасного и эффективного выполнения полетов. ПИО обеспечиваются все ВС, на полет которых эта информация может оказать влияние и которые обеспечиваются диспетчерским обслуживанием воздушного движения или иным образом известны соответствующим органам ОВД. Полетно-информационное обслуживание, как отдельный вид обслуживания, может предоставляться только в воздушном пространстве определенных размеров, называемом районом полетной информации (далее - РПИ). Органом ПИО также выполняется, при необходимости, и аварийное оповещение, которое осуществляется для уведомления соответствующих служб и организаций о ВС, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия этим службам и организациям. В районах полетной информации при предоставлении ПИО целесообразно применять уведомительный порядок использования воздушного пространства, при котором пользователь воздушного пространства: уведомляет о начале и окончании своей деятельности соответствующие органы полетно-информационного обслуживания воздушного движения; применяет установленные формы сообщений об использовании воздушного пространства и донесений с борта ВС; использует официально издаваемые документы по аэронавигационной информации; выполняет указания органов ОВД (управления полетами), а в случае соответствующего нарушения порядка использования воздушного пространства - команды ВС, поднятого в воздух органами противовоздушной обороны (далее - ПВО) для прекращения данного нарушения. Уведомительный порядок использования воздушного пространства может устанавливаться в классах воздушного пространства F и G, а также в классе E при полетах ВС по правилам визуальных полетов (далее - ПВП). При уведомительном порядке использования воздушного пространства пользователи воздушного пространства о своей предполагаемой деятельности уведомляют соответствующие органы полетно-информационного обслуживания воздушного движения. При уведомительном порядке использования воздушного пространства осуществляется заблаговременная подача правильно подготовленных уведомлений о начале и окончании деятельности по использованию воздушного пространства. Использование воздушного пространства без уведомления органов полетно-информационного обслуживания рассматривается как нарушение порядка использования воздушного пространства Российской Федерации. К нарушению порядка использования воздушного пространства также относится вход ВС в контролируемое воздушное пространство из неконтролируемого воздушного пространства без разрешения соответствующего органа ОВД (управления полетами). Функции по полетно-информационному обслуживанию и аварийному оповещению ВС в воздушном пространстве в пределах районов полетной информации целесообразно возложить на органы полетно-информационного обслуживания воздушного движения. Не допускается деятельность по использованию воздушного пространства при уведомительном порядке его использования без получения экипажем ВС соответствующей аэронавигационной и метеорологической информации в органе полетно-информационного обслуживания. Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью внедрения обоснованных подходов к организации полетно-информационного обслуживания воздушного движения в неконтролируемом воздушном пространстве Российской Федерации при уведомительном порядке его использования. 2. Организация воздушного пространства Район полетной информации включает все воздушное пространство в пределах его боковых границ, кроме воздушного пространства, ограничиваемого верхним районом полетной информации. Там, где район полетной информации граничит с верхним районом полетной информации, нижняя установленная граница верхнего района полетной информации является верхней границей нижнего района полетной информации. В тех случаях, когда создается верхний район полетной информации, действующие в нем правила не обязательно аналогичны правилам, действующим в расположенном под ним районе полетной информации. Границы района полетной информации или диспетчерского района устанавливаются таким образом, чтобы они охватывали верхнее воздушное пространство в пределах боковых границ нескольких нижних районов полетной информации или диспетчерских районов. Устанавливаемые в воздушном пространстве маршруты или часть маршрутов, вводимые в качестве контролируемого маршрута, консультативного маршрута или маршрута, обеспечиваемого полетной информацией, рекомендуется наносить на аэронавигационные карты, обозначать индексами и вносить в сборники аэронавигационной информации. Основные индексы маршрутов ОВД присваиваются в соответствии со следующими принципами: основному магистральному маршруту на всем его протяжении присваивается один и тот же индекс независимо от пересекаемых узловых диспетчерских районов, государств или регионов; в том случае, когда два или несколько магистральных маршрутов имеют общий участок, этот участок обозначается каждым из индексов соответствующих маршрутов, за исключением тех случаев, когда это создает трудности при обеспечении обслуживания воздушного движения, в последнем случае при согласии всех сторон присваивается только один индекс; присваиваемый одному маршруту основной индекс не присваивается какому-либо другому маршруту; для координации действий по потребностям государств в индексах уведомляются соответствующие региональные бюро ИКАО. Пункты передачи донесений рекомендуется устанавливать либо в качестве пунктов "обязательной" передачи донесений, либо "по запросу". При установлении пунктов "обязательной" передачи донесений руководствуются следующими принципами: число пунктов обязательной передачи донесений сводится к минимуму, необходимому для текущего обеспечения органов обслуживания воздушного движения информацией о ходе полета ВС, с учетом необходимости сведения к минимуму нагрузки на летный экипаж и диспетчеров, а также загруженности каналов двусторонней связи "воздух - земля"; наличие в какой-то точке радионавигационного средства необязательно определяет ее предназначение в качестве пункта обязательной передачи донесений; пункты обязательной передачи донесений не всегда устанавливаются на границах районов полетной информации или диспетчерских районов. Пункты передачи донесений "по запросу" устанавливаются с учетом потребностей обслуживания воздушного движения в дополнительных донесениях о местоположении, когда этого требуют существующие условия. Предназначение пунктов обязательной передачи донесений и передачи донесений по запросу периодически могут пересматриваться с целью сведения потребностей в передаче текущих донесений о местоположении к минимуму, необходимому для обеспечения эффективного обслуживания воздушного движения. Представление текущих донесений при пролете пунктов обязательной передачи донесений не всегда является обязательным для всех полетов при всех условиях. Минимальные абсолютные высоты полета устанавливаются и публикуются для каждого маршрута ОВД и диспетчерского района над его территорией. Устанавливаемая минимальная абсолютная высота полета обеспечивает минимальный запас высоты над контрольным препятствием, расположенным в пределах данных районов. В пределах установленных частей воздушного пространства, при необходимости вводятся требования об оснащении ВС приемоответчиками, передающими данные о барометрической высоте, и их использовании. 3. Организация полетно-информационного обслуживания воздушного движения Информация о фактическом ходе полетов, в том числе о ходе полетов тяжелых или средних беспилотных неуправляемых аэростатов, которые не обеспечиваются ни диспетчерским обслуживанием, ни консультативным обслуживанием воздушного движения: регистрируется органом обслуживания воздушного движения, обслуживающим район полетной информации, в пределах которого ВС выполняет полет, таким образом, чтобы ею можно было воспользоваться в справочных целях и в том случае, когда она требуется для целей поиска и спасания; передается органом обслуживания воздушного движения другим соответствующим органам обслуживания воздушного движения, когда это требуется делать. Передача предоставления ПИО осуществляется от одного органа ПИО в районе полетной информации другому органу ПИО в соседнем районе полетной информации во время пересечения ВС общей границы района полетной информации. Однако, в случае отсутствия надлежащих средств связи, первый орган ПИО продолжает по мере практической возможности обеспечивать полетно-информационное обслуживание этого полета до тех пор, пока ВС не установит двустороннюю связь с соответствующим органом ПИО в том районе полетной информации, в который оно входит. В том случае, когда органы ОВД обеспечивают одновременно ПИО и диспетчерское обслуживание воздушного движения, предоставление диспетчерского обслуживания воздушного движения осуществляется на первоочередной основе по отношению к предоставлению ПИО во всех случаях, когда этого требует предоставление диспетчерского обслуживания воздушного движения. ПИО может включать предоставление соответствующей информации: выпускаемой органом метеорологического слежения информации о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений природы по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полетов ВС (далее - SIGMET); выпускаемой органом метеорологического слежения информации о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений природы по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полетов ВС на малых высотах и которые не были еще включены в прогноз, составленный до полетов на малых высотах в соответствующем районе полетной информации или его субрайоне (далее - AIRMET); касающейся вулканической деятельности, предшествующей извержению, вулканических извержений, а также облаков вулканического пепла; касающейся выброса в атмосферу радиоактивных веществ или токсических химических веществ; об изменении эксплуатационного состояния навигационных средств; об изменении состояния аэродромов и связанных с ними средств, включая информацию о состоянии рабочих площадей аэродрома, когда они покрыты снегом, льдом или значительным слоем воды; о беспилотных неуправляемых аэростатах или любой другой информации, которая может повлиять на безопасность полетов. Кроме вышеуказанной информации, ПИО, которым обеспечиваются полеты, включает предоставление информации относительно: сообщаемых или прогнозируемых погодных условий на аэродромах вылета, назначения и запасных аэродромах; полета над водной поверхностью, при выполнении которого по мере возможности и по просьбе пилота может предоставляться любая имеющаяся информация, например о радиопозывном, местоположении, истинной линии пути, скорости и т.д., надводных судах в данном районе. Кроме информации, указанной выше, полетно-информационное обслуживание, предоставляемое ВС, выполняющим полеты по ПВП, включает предоставление имеющейся информации относительно движения и погодных условий по маршруту полета, в которых полет по ПВП может оказаться невыполнимым. Метеорологическую информацию и оперативную информацию (если таковая имеется) о навигационных средствах и аэродромах, включаемую в ПИО, рекомендуется предоставлять в объединенном с эксплуатационной точки зрения виде. Центры полетной информации осуществляют сбор всей полетной информации, относящейся к аварийному положению ВС, выполняющего полет в пределах соответствующего района полетной информации, и для передачи такой информации соответствующему координационному центру поиска и спасания. Центры полетной информации обеспечиваются информацией SIGMET и AIRMET, специальными донесениями с борта ВС, последними метеорологическими сводками и прогнозами, и при этом особое внимание уделяется происходящему или ожидаемому ухудшению погоды по мере его определения. Эти сводки и прогнозы касаются района полетной информации и других районов, которые могут определяться на основе региональных аэронавигационных соглашений. Центры полетной информации обеспечиваются через подходящие промежутки времени текущими данными о давлении для установки высотомеров в отношении мест, указанных соответствующим центром полетной информации. 4. Рекомендации по использованию опыта организации воздушного движения ниже нижнего эшелона Принятие решений о необходимости организации РПИ, где предоставляется полетно-информационное обслуживание воздушного движения и назначения органа ОВД, ответственного за такое обслуживание, может находиться в компетенции уполномоченного органа в области организации использования воздушного пространства. Для организации РПИ и предоставления ПИО в воздушном пространстве ниже нижнего эшелона целесообразно провести классификацию воздушного пространства с использованием системы классификации ИКАО. Указанную систему классификации следует применять с учетом особенностей национального воздушного законодательства. Существующее национальное воздушное законодательство в области организации использования воздушного пространства существенно ориентировано на стандарты и рекомендации ИКАО, что является хорошей платформой для дальнейшего использования международного опыта для организации и обеспечения полетов малой авиации в российских условиях. Для организации полетов на высотах ниже нижнего эшелона целесообразно использовать рекомендуемые ИКАО методы: присвоения индексов для обозначения маршрутов ОВД; присвоения индексов для обозначения стандартных маршрутов вылета и прибытия и относящихся к ним схем; установления точек переключения на маршруте ОВД; установления и обозначения основных точек на маршруте ОВД; установления пунктов передачи донесений; комбинированного эшелонирования ВС. 5. Рекомендации по установлению районов полетной информации в неконтролируемом воздушном пространстве в границах зоны (района) ЕС ОрВД Районы полетной информации устанавливаются, как правило, на основании предложений пользователей воздушного пространства, центров ЕС ОрВД, а также федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - предложения) в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации. Предложения о необходимости организации полетно-информационного обслуживания воздушного движения могут направляться в территориальные органы Федеральной аэронавигационной службы, ответственные за организацию использования воздушного пространства, в котором предлагается создание РПИ. В предложениях целесообразно отразить: обоснование необходимости установления РПИ; географические координаты границ РПИ в плане; границы РПИ по высоте; штурманские, инженерные, экономические расчеты РПИ; перечень мероприятий по обеспечению безопасности полетов в РПИ; карту структуры воздушного пространства РПИ с нанесенными на ней: границами РПИ; границами аэродромов, вертодромов, посадочных площадок, вертолетных площадок; запретными зонами, зонами ограничения полетов и опасными зонами; существующими и предлагаемыми элементами структуры воздушного пространства; максимальными значениями высот рельефа местности и искусственных препятствий. Решения о возможности создания РПИ, как правило, принимают территориальные органы Федеральной аэронавигационной службы после предварительных согласований с: иными территориальными органами Федеральной аэронавигационной службы в случае, если РПИ устанавливаются в воздушном пространстве, где ответственность за организацию использования воздушного пространства несут другие территориальные органы Федеральной аэронавигационной службы; районными и зональными центрами ЕС ОрВД; объединениями ВВС; заинтересованными пользователями воздушного пространства (по решению территориальных управлений Федеральной аэронавигационной службы); другими организациями и органами (в случае необходимости). Срок рассмотрения предложений заинтересованными органами исчисляется тридцатью днями, а при повторном представлении предложений - пятнадцатью днями и затем утверждаются руководителями территориальных органов Федеральной аэронавигационной службы. При возникновении конфликтных ситуаций в процессе выработки решения о возможности создания РПИ руководитель территориального управления Федеральной аэронавигационной службы организует согласительное совещание представителей заинтересованных сторон для выработки окончательного решения. В случае принятия решения о возможности создания РПИ на основе представленных предложений территориальному управлению Федеральной аэронавигационной службы целесообразно определить орган, который будет обеспечивать полетно-информационное обслуживание в создаваемом РПИ. При принятии решения об органе ОВД, который будет осуществлять ПИО, следует учитывать технические возможности существующих органов ОВД по обеспечению наблюдения, связи, навигации, наличию соответствующего персонала. Ответственность за обеспечение полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения в пределах района полетной информации может быть возложена на: орган обслуживания воздушного движения (ОВД), имеющий надлежащие средства для осуществления таких функций, например местный диспетчерский пункт (МДП); центр полетной информации (далее - ЦПИ), если ответственность за обеспечение такого обслуживания не возложена на орган обслуживания воздушного движения (ОВД), имеющий надлежащие средства для осуществления таких функций; пункт оперативного полетно-информационного обслуживания для маршрутной фазы полетов; пункт аэродромного полетно-информационного обслуживания на аэродромах. Органу, предоставляющему ПИО, следует проводить работы по подготовке необходимой информации, разработке документации, подготовке дополнений и изменений в существующих документах, а также участвовать в согласовании документов, необходимых для создания РПИ. При создании РПИ по согласованию с территориальным органом Федеральной аэронавигационной службы (если территориальный орган Федеральной аэронавигационной службы не потребовал иного) целесообразно провести следующие мероприятия: провести классификацию воздушного пространства РПИ в соответствии с установленным порядком; подготовить и внести изменения в Инструкцию по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД (в установленном порядке); провести выделение частоты для организации радиотелефонной связи, в случае создания нового органа обслуживания (в установленном порядке); подготовить изменения в сборники аэронавигационной информации; опубликовать поправки, дополнения в сборники аэронавигационной информации, бюллетень предполетной информации, выпустить циркуляр аэронавигационной информации; внести дополнения в соответствующие инструкции по производству полетов аэродромов, вертодромов, посадочных площадок; подготовить положение о ЦПИ и/или изменить положение о службе движения авиапредприятия; подготовить новые предложения или внести изменения в действующие технологии работы диспетчеров; подготовить предложения по изменению действующих должностных инструкций, а также правил и фразеологии радиообмена; организовать разработку, издание и распространение полетных карт с нанесением на них необходимой аэронавигационной информацией и структурой воздушного пространства; провести профессиональную подготовку персонала, который будет осуществлять ПИО воздушного движения; провести оснащение органа ПИО в соответствии с рекомендациями, приведенными в разделе 6 настоящих Методических рекомендаций. Сведения об установленных РПИ целесообразно вносить в Инструкции по использованию воздушного пространства зон ЕС ОрВД, а также публиковать в документах аэронавигационной информации. 6. Рекомендации по оборудованию органов полетно-информационного обслуживания Для органа, осуществляющего ПИО, рекомендуется следующий перечень оборудования, руководящих документов, справочных материалов и наглядных пособий: пульт диспетчера; автоматический радиопеленгатор (далее - АРП); дистанционные органы управления радиостанциями ВЧ и ОВЧ диапазонов; аппаратура громкоговорящей связи; аппаратура телефонной, в том числе междугородней, связи; оборудование для получения и отображения метеоинформации; график движения ВС (определяется технологией работы); часы цифровые электронные; должностные инструкции; табель внутриаэропортовой информации (выписка); технологии работы; правила и фразеология радиообмена (выписка); схема дальности действия РЛС (при наличии РЛС); схема дальности действия РЛС (АРП, радиостанций); схема профиля МВЛ (превышение рельефа местности и искусственных препятствий в полосе по 5 км в обе стороны от оси МВЛ); схема расположения запасных аэродромов; таблица метеоминимумов запасных аэродромов для посадки ВС; таблица метеоминимумов для взлета и посадки ВС; таблица позывных диспетчерских пунктов (секторов) и их рабочих частот; таблица боковой составляющей ветра по типам ВС; карта МВЛ с нанесенными на ней: безопасными высотами полета по участкам МВЛ; аэродромами МВЛ, районами авиационных работ; местами входа и выхода с МВЛ, маршрутами полетов ВС, маршрутами полетов на ведомственные аэродромы; схема своего района аэродрома (границы, ОПРС, выходные и входные коридоры, РЛС, пеленгаторы, зоны: пилотажные, ожидания и т.д.); схемы полета ВС в зонах ожидания, внеочередного выхода из зоны ожидания (для каждого курса); схема препятствий в районе аэродрома и контрольных азимутов (пеленгов) на них (в приграничных районах - ограничительных азимутов (пеленгов) в стороны госграницы); основные летно-технические характеристики ВС малой авиации; метеорологические коды ТАФ и МЕТАР; оборудование для построения навигационных диаграмм; крупномасштабная карта района; телетайп; стол с компьютером, подключенным к сети Интернет, и принтером; общее, индивидуальное и аварийное освещение; кресла; место для хранения справочных материалов и документов; комната для предполетной подготовки экипажей ВС; туалетная комната; источник питьевой воды (водопровод, колодец, водоразборная колонка и др.); огнетушители; система обогрева (кондиционирования), охлаждения; электропитание; резервный источник электропитания. Центр полетной информации имеет объединенный пакет аэронавигационной информации, состоящий из следующих элементов: сборники аэронавигационной информации, включая поправки; дополнения к AIP; НОТАМ и бюллетень предполетной информации; циркуляр аэронавигационной информации; контрольный перечень и перечень действующих НОТАМ. Перечень оборудования, руководящих документов, справочных материалов и наглядных пособий, рекомендованный для органа, осуществляющего ПИО, целесообразно согласовывать с территориальным органом Федеральной аэронавигационной службы. 7. Рекомендации по обеспечению органов полетно-информационного обслуживания аэронавигационной и метеорологической информацией и доведению этой информации до экипажей воздушных судов При полетно-информационном обслуживании в ходе полетов ВС обновляется (пополняется) информация о погоде, состоянии навигационных средств и т.д. Пользователям воздушного пространства при полетно-информационном обслуживании может предоставляться следующая информация: о сообщаемых и прогнозируемых погодных условиях на аэродроме вылета, назначения и запасных аэродромах; SIGMET (информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полета ВС) и AIRMET (информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полета ВС на малых высотах); о вулканической деятельности; о выбросах в атмосферу радиоактивных веществ; об изменении эксплуатационного состояния навигационных средств; об изменении состояния аэродромов и связанных с ними средств, включая информацию о состоянии рабочих площадей аэродрома, когда они покрыты снегом, льдом или значительным слоем воды; о беспилотных неуправляемых аэростатах; об опасности столкновения для ВС; или любой другой информации (радиопозывном, местоположении, истинной линии пути, скорости и т.д.), могущей повлиять на безопасность полетов. Информация о движении ВС в неконтролируемом воздушном пространстве предоставляется пилотам всякий раз, когда есть вероятность того, что она может помочь соответствующим пилотам избежать риска столкновения. Поскольку в неконтролируемом воздушном пространстве такая информация может предоставляться только о ВС, о присутствии которых известно, и поскольку ее достоверность в отношении местоположения и намерений соответствующего ВС может быть сомнительной, орган, предоставляющий ПИО не отвечает ни за постоянное предоставление этих данных, ни за их точность. Пилотам следует указывать на это при предоставлении им такой информации. Для предоставления информации пользователям воздушного пространства орган полетно-информационного обслуживания следует обеспечивать соответствующей аэронавигационной и метеоинформацией. Метеоинформация - это не только обработанная метеослужбой информация, полученная из текущих метеосводок о погоде, прогнозов погоды, информации о ветрах по высоте, метеокарт и т.д., но и последние данные из докладов с бортов ВС. Оперативная аэронавигационная информация поступает в орган полетно-информационного обслуживания по каналам связи с обычной системой рассылки уведомлений НОТАМ. Органу ПИО целесообразно иметь информацию об эксплуатационном состоянии визуальных и невизуальных средств, используемых для захода на посадку, посадки и взлета на аэродромах в границах РПИ. 7.1. Обеспечение органов полетно-информационного обслуживания аэронавигационной информацией При полетно-информационном обслуживании на аэродроме (вертодроме) с малой интенсивностью полетов в условиях ограниченной численности персонала выполнение обязанностей органа службы аэронавигационной информации может быть передано органу ПИО. Орган полетно-информационного обслуживания обеспечивается объединенным пакетом аэронавигационной информации, состоящим из следующих элементов: сборники аэронавигационной информации, включая поправки; дополнения к AIP; НОТАМ и бюллетень предполетной информации; циркуляр аэронавигационной информации; контрольный перечень и перечень действующих НОТАМ. При обращении пользователей воздушного пространства в орган ПИО данный орган оказывает помощь в обеспечении пилотов аэронавигационной информацией, необходимой им для выполнения полета, способами, имеющимися в его распоряжении. Информацию важно предоставлять таким образом, чтобы сократить время и облегчить подготовку пилотов к полету. Орган полетно-информационного обслуживания обеспечивается сборниками аэронавигационной информации (применительно к полетам в РПИ и по МВЛ), в состав которых входят: карта аэродрома/вертодрома; карта аэродромных препятствий; карта местности и препятствий в районе аэродрома; карта наземного аэродромного движения и постановки на стоянку ВС; карта района (маршруты вылета и пролета, маршруты прибытия и пролета); обзорная карта минимальных абсолютных высот ОВД; карта визуального захода на посадку (при условии установления правил визуального захода на посадку и при отсутствии средств радиосвязи); маршрутная карта (упрощенный вариант в качестве дополнения к перечню средств радиосвязи и радионавигации). Аэронавигационная информация в электронном виде предоставляется органом службы аэронавигационной информации (далее - САИ) так, чтобы данная информация могла достичь получателей (пользователей), по крайней мере, за 28 дней до вступления в силу в соответствии с системой регламентации и контролирования аэронавигационной информации. Органы САИ обеспечивают орган ПИО циркулярами аэронавигационной информации, в которых сообщаются: прогнозы, касающиеся существенных изменений аэронавигационных правил, обслуживания и средств; важная информация, которая получена в результате расследования инцидентов/происшествий и которая имеет отношение к безопасности полетов; советы по медицинским вопросам, представляющим особый интерес для пилотов; предупреждения пилотам, чтобы избежать физической опасности; информация о влиянии определенных погодных явлений на производство полетов; информация о фактическом и запланированном наличии новых или переработанных изданий аэронавигационных карт; информация о связном оборудовании, подлежащем установке на ВС; предварительная информация о плане на случай выпадения снега; прочая аналогичная информация. В случаях обращений пользователей воздушного пространства для облегчения предполетной подготовки орган ПИО может предоставлять имеющуюся у него аэронавигационную информацию (элементы объединенного пакета, аэронавигационной информации, карты и схемы), а также информацию по аэродрому вылета: неровности на любых участках площади маневрирования; наличие и глубина снежного покрова, льда или воды на взлетно-посадочной полосе (далее - ВПП) и рулежной дорожке (далее - РД) и их влияния на эффективность торможения; наличие снежных заносов или скоплений снега на ВПП и РД или в непосредственной близости от них; наличие запаркованных ВС на площади маневрирования; наличие птиц; выход из строя или нерегулярность в работе аэродромной системы огней и источника энергообеспечения аэродрома. На стенах ЦПИ рекомендуется размещать следующие материалы: карту государства масштаба 1:500 000; контурную карту зоны обслуживания мелкого масштаба с указателем по разбивке на районы и маршруты. На этой карте указаны районы полетной информации, которые будут упомянуты в бюллетене инструктажа; крупномасштабную карту зоны аэродромного/вертолетного движения с нанесенными контролируемыми зонами, средствами захода на посадку и вылета; карту аэродромных препятствий; крупномасштабную карту (приблизительно масштаба 1:3000) рабочей площади аэродрома/вертодрома и подходов к ней с указанием всех светотехнических средств и маршрутов руления от перрона до стартовых позиций. Точность данных аэронавигационной информации, имеющейся в распоряжении органа ПИО, отвечает требованиям, приведенным в таблице 1. Таблица 1 --------------------------------------------------------------------------- | Широта и долгота | Точность/тип данных | |-----------------------------------------|-------------------------------| |Точки границ района полетной информации |2 км | | |Объявленная | |-----------------------------------------|-------------------------------| |Контрольные точки, пункт ожидания |100 м | | |Результаты съемки | | |(рассчитанная) | |-----------------------------------------|-------------------------------| |Препятствия в районе (часть за пределами |5 м | |границ аэродрома (вертодрома)) |Результаты съемки | --------------------------------------------------------------------------- 7.2. Обеспечение органов полетно-информационного обслуживания метеорологической информацией Органы ПИО обеспечиваются метеорологическими органами следующей метеорологической информацией для ее распространения среди пользователей воздушного пространства: сводками METAR (сообщение о фактической погоде на аэродроме) и SPECI (авиационная выборочная специальная сводка по аэродрому), в том числе текущими данными о давлении по аэродромам и другим точкам, прогнозами TAF (прогноз погоды по аэродрому), охватывающими район полетной информации, по запросу центра полетной информации в соответствии с аэронавигационным соглашением, охватывающими аэродромы в соседних районах полетной информации; прогнозами ветра и температуры воздуха на высотах, прогнозами особых явлений погоды по маршрутам полетов с коррективами к ним, в частности таких явлений, которые могут воспрепятствовать выполнению полета по правилам визуальных полетов, информацией AIRMET, специальными донесениями с борта по району полетной информации и, в соответствии с аэронавигационным соглашением, по соседним районам полетной информации; прочей метеорологической информацией, запрошенной центром полетной информации у органа метеорологического слежения или органа ЕС ОрВД, для удовлетворения требований со стороны ВС, находящихся в полете. Если соответствующий орган метеорологического слежения запрошенной информацией не располагает, он может обратиться за помощью к другому метеорологическому органу. Органы ПИО обеспечиваются данными о давлении для установки высотомеров в отношении мест, указанных соответствующим органом ПИО, через подходящие промежутки времени текущими. В тех случаях, когда это необходимо для целей полетной информации, текущие метеорологические сводки и прогнозы направляются в органы ПИО. Экипажи ВС, выполняющие полеты в РПИ, на основе наблюдений, по возможности, обеспечивают орган РПИ донесениями о текущей метеорологической обстановке. Метеорологические сообщения с борта ВС являются важным источником метеорологических данных. Они особенно важны в районах, где приземные наблюдения редки или их проведение невозможно. Сообщения с борта также оказывают помощь при наблюдении за вулканическим пеплом, сдвигом ветра и турбулентностью. Качество обеспечения метеорологической информацией должно позволять органам ПИО в любой момент иметь в своем распоряжении для передачи экипажам ВС информацию, необходимую: для установки высотомеров; для передачи на борт ВС по запросу прогнозы атмосферного давления в отношении РПИ, находящихся в их ведении, а также в отношении соседних районов. Органы ЕС ОрВД обеспечивают органы ПИО имеющимися в их распоряжении регулярными и специальными метеорологическими сводками. При обращении пользователей воздушного пространства в орган ПИО данный орган оказывает помощь в обеспечении пилотов метеорологической информацией, необходимой им для выполнения полета, способами, имеющимися в его распоряжении. При предполетном планировании и перепланировании в ходе выполнения полета органом ПИО предоставляются имеющиеся в его распоряжении данные: текущие и прогнозируемые данные о ветре, температуре воздуха и влажности на высотах; фактические и ожидаемые особые явления погоды по маршруту и коррективы к этой информации; прогноз для взлета; сводки по аэродрому вылета, аэродрому посадки и на маршруте, запасному аэродрому посадки; прогнозы и коррективы к ним по аэродрому вылета и намеченной посадки, а также запасных аэродромов взлета, на маршруте и пункта назначения; соответствующие донесения с борта ВС, касающиеся всего маршрута полета; информацию AIRMET для полетов на малых высотах. Предоставление информации при предполетном планировании осуществляется органом ПИО по предварительно сделанному запросу. Для оперативного получения метеорологической информации органу ПИО целесообразно использовать системы связи, телефоны и телетайпные аппараты. 7.3. Доведение аэронавигационной и метеорологической информации до экипажей воздушных судов Информацию рекомендуется передавать на борт экипажам ВС с использованием нескольких способов (или одним из них), определяемых существующими возможностями органа ПИО: предпочтительный метод направленной передачи информации ВС по инициативе соответствующего органа ПИО с обязательным подтверждением приема; или общий вызов, передача всем соответствующим ВС с подтверждением приема; или радиовещательная передача; или линия передачи данных. Следует учитывать, что в определенных обстоятельствах, например на последних стадиях полета в пределах конечного участка захода на посадку, экипажи ВС могут быть не в состоянии подтвердить прием направленных передач. Общие вызовы могут использоваться только в тех случаях, когда до нескольких ВС необходимо незамедлительно довести важную информацию, например информацию о неожиданном возникновении опасных явлений, об изменении используемой ВПП или отказе ключевого средства захода на посадку и посадки. Метеорологическая информация и оперативная информация (если таковая имеется) о навигационных средствах и аэродромах, включаемая в полетно-информационное обслуживание, предоставляется в объединенном с эксплуатационной точки зрения виде. Когда сообщения, содержащие объединенную оперативную полетную информацию, необходимо передать на борт ВС, их рекомендуется передавать с указанным содержанием и, когда это предусмотрено, в указанной последовательности для различных этапов полета. Выборочные специальные сводки и скорректированные прогнозы по аэродрому могут передаваться по запросу и дополняются: направленной передачей соответствующим органом обслуживания воздушного движения; общим вызовом на соответствующих частотах для передачи соответствующим ВС и подтверждения ими выборочных специальных сводок и скорректированных прогнозов по аэродрому; непрерывной или повторяемой через короткие промежутки времени радиовещательной передачей там, где этого требует высокая интенсивность движения. Органам ПИО рекомендуется как можно скорее передавать специальные донесения с бортов ВС другим соответствующим ВС, связанному с ними метеорологическому органу и другим соответствующим органам ПИО. Передачи ВС продолжаются в течение периода времени, определяемого по соглашению между соответствующими метеорологическими полномочными органами и полномочными органами ПИО. Информация, направляемая ВС, например SIGMET и AIRMET, а также специальные донесения с борта ВС и наземными службами обычно охватывают часть маршрута в пределах до 1 часа полетного времени по направлению полета ВС. Органы ПИО через подходящие промежутки времени обеспечивают экипажи ВС текущими данными о давлении для установки высотомеров в отношении мест, указанных соответствующим органом ПИО. В качестве регулярной метеорологической информации для использования ВС при полете по маршруту может быть: регулярные и выборочные сводки и прогнозы на посадку; прогнозы по аэродрому (если это оговорено соответствующими документами); информация SIGMET, AIRMET (если это оговорено соответствующими документами). Передача соответствующим органом ПИО скорректированных прогнозов по аэродрому на борт ВС осуществляется только на том этапе полета, когда ВС находится в пределах определенного времени полета от аэродрома назначения, причем это время устанавливается на основе региональных аэронавигационных соглашений. Сообщения данных о местоположении содержат следующие элементы информации: опознавательный индекс ВС; местонахождение; время; эшелон или высота полета; следующий пункт и время его прохождения; следующая основная точка. При заходе на посадку пилот может запросить разрешения на пролет ЦПИ с целью визуального осмотра ВС с земли. После посадки, если нет крайней необходимости, диспетчер ПИО не дает указаний относительно руления, пока не завершится пробег. Важная аэродромная информация передается до начала конечного этапа захода на посадку ВС и включает в себя следующие сведения: работы по техническому обслуживанию на рабочей площади или в непосредственной близости; неровности или трещины на поверхности ВПП, отмечены они или нет; снег, слякоть или лед на ВПП; вода на ВПП; снежные сугробы или поземка по бокам ВПП; другие временные виды опасности, включая ВС на стоянке и птиц на земле или в воздухе; любая другая соответствующая информация. 8. Рекомендации по взаимодействию между смежными пунктами полетно-информационного обслуживания и центрами ЕС ОрВД при обеспечении полетов воздушных судов в неконтролируемом воздушном пространстве 8.1 Общие принципы организации взаимодействия В пределах района полетной информации органу ПИО рекомендуется иметь средства связи со следующими органами, обеспечивающими обслуживание в пределах его района ответственности: районным диспетчерским центром (далее - РДЦ), если они не расположены в одном месте; диспетчерскими пунктами подхода; аэродромными диспетчерскими пунктами (далее - АДП). Средства связи обеспечивают прямую речевую связь, приспособленную для циркулярной связи, и обеспечиваются автоматической записью. Между органами ОВД и другими органами, обеспечивающими обслуживание в пределах его района ответственности, рекомендуется иметь средства связи с: соответствующими военными органами; метеорологическим органом, обслуживающим данный центр; станцией авиационной электросвязи, обслуживающей данный центр; соответствующими учреждениями эксплуатанта; координационным центром поиска и спасания или, при отсутствии такого, любой другой соответствующей аварийно-спасательной службой. Центрам полетной информации (органам ПИО) и районным диспетчерским центрам целесообразно иметь средства для связи со всеми соседними центрами полетной информации и РДЦ. Данные средства связи во всех случаях включают средства, обеспечивающие передачу сообщений в форме, удобной для длительного хранения, и их доставку в соответствии с временем прохождения сообщений, установленных региональными аэронавигационными соглашениями. Перед переходом ВС из одного района полетной информации в другой ЦПИ передает соответствующему смежному ЦПИ, в воздушное пространство которого входит данное ВС, донесение о его местоположении. В состав донесения входят: опознавательный индекс ВС; местоположение ВС; время; эшелон полета или абсолютную высоту; следующее местоположение ВС и время пролета связанного с ним пункта; следующую основную точку маршрута полета. Ответственность за обеспечение полетно-информационного обслуживания ВС передается одним ЦПИ другому смежному с ним ЦПИ, обслуживающему соседний район полетной информации, во время пересечения ВС границы соседнего РПИ. В тех случаях, когда требуется осуществлять координацию действий между смежными ЦПИ, но при этом отсутствуют надлежащие средства связи, первый ЦПИ продолжает по мере практической возможности обеспечивать ПИО этого полета до тех пор, пока ВС не установит двусторонней связи с ЦПИ того РПИ, в зону ответственности которого оно входит. 8.2. Организация взаимодействия при различных способах создания центров полетно-информационного обслуживания 8.2.1. ЦПИ, организованный на базе МДП ЦПИ, организованный на базе МДП (диспетчер МДП, совмещая свои функции с обязанностями специалиста органа ПИО, пользуется всей инфраструктурой, оборудованием, всеми имеющимися видами связи для взаимодействия с ВС, смежными органами ОВД, смежными центрами полетной информации, поставщиками аэронавигационной и метеорологической информации, пользователями воздушного пространства, органами ПВО и др.). При этом связь с ВС, осуществляющими полеты в контролируемом воздушном пространстве, и с ВС, для которых организуется ПИО, целесообразно осуществлять по имеющемуся в МДП УКВ каналу радиосвязи (границы РПИ могут не совпадать с границами МДП). 8.2.2. ЦПИ, организованный на базе ВМДП ЦПИ, организованный на базе ВМДП (диспетчер ВМДП, совмещая свои функции с обязанностями специалиста органа ПИО, пользуется всей инфраструктурой, оборудованием, всеми имеющимися видами связи для взаимодействия с ВС, смежными органами ОВД, смежными центрами полетной информации, поставщиками аэронавигационной и метеорологической информации, пользователями воздушного пространства, органами ПВО и др.). При этом радиосвязь с ВС, осуществляющими полеты в контролируемом воздушном пространстве, и с ВС, для которых организуется ПИО, целесообразно осуществлять по имеющемуся в ВМДП УКВ каналу радиосвязи. Дополнительно целесообразно организовать (при отсутствии таковой) передачу метеорологической и аэронавигационной информации в ВМДП из МДП базового аэропорта по сети АФТН (границы РПИ могут не совпадать с границами ВМДП). 8.2.3. Вновь создаваемый ЦПИ Вновь создаваемому ЦПИ целесообразно взаимодействовать со следующими органами, обеспечивающими обслуживание воздушного движения в пределах его района ответственности: РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД, если они не расположены в одном месте; диспетчерскими пунктами аэродромов, находящихся в районе полетной информации; АДП, находящимися в районе полетной информации; со всеми смежными МДП, ВМДП и ЦПИ; с базовым местным диспетчерским пунктом; с органом базового аэропорта, предоставляющим аэронавигацию информацию и документы; с органом базового аэропорта, предоставляющим метеорологическую информацию; с соответствующими органами ПВО (через МДП или РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД); со станцией авиационной электросвязи, обслуживающей данный центр; с соответствующими учреждениями эксплуатанта и авиаплощадками. В качестве резервных видов связи организовываются для взаимодействия органами ЕС ОрВД (ПВО), органами ОВД и ЦПИ: KB радиосвязь через соответствующие радиобюро; мобильная телефонная радиосвязь (при необходимости); спутниковая система радиосвязи (для удаленных ЦПИ). Схема взаимодействия типового ЦПИ со смежными пунктами ПИО, ОВД и др. приведена на рисунке 1. Схему взаимодействия конкретного ЦПИ целесообразно разрабатывать в каждом конкретном случае создания ЦПИ в зависимости от границ зоны ответственности ЦПИ, его местонахождения, местных особенностей по организации связи и необходимостей передачи в/из ЦПИ различного вида информации. -------------------------------------------------------------------------------------- | ----------------- ----------------- ---------------- ----------------- | | | Орган, | | Орган, | | Смежные | | Смежные | | | |поставляющий МИ| | поставляющий | | ЦПИ | --| МДП (ВМДП) | | | | |--- | АНИ | | | | | | | | ----------------- | ----------------- ---------------- | ----------------- | | | ---------- -------- | | | ----------------- ----------------- | | ----------------- ----------------- | | | Авиаплощадки | | | | | | Учреждения | | | | | | | | | | эксплуатанта | | | | | ---------------- | | | | | |----------------| |----------------| | | | ----------------- | | ----------------- | | | ЦПИ | | | ----------------- | | ----------------- | | | Станция |----------------| |----------------| Базовый МДП | | | | авиационной | | | | | | | | электросвязи | ---------------- | | | | | | | | | | | | | | | |------------------- | | ------------------| | | | -----------------| ---------- -------- |----------------- | | | | | | | | -----------------| ---------------- ----------------- |----------------- | | | ДПП |- | ДПК | | АДП | -| РЦ ЕС ОрВД | | | ----------------- ---------------- ----------------- ----------------- | -------------------------------------------------------------------------------------- Рис. 1. Схема взаимодействия типового отдельно стоящего ЦПИ с органами ОВД, пунктами ПИО и др. 9. Рекомендации по уровню подготовки специалистов органов полетно-информационного обслуживания воздушного движения Полетно-информационное обслуживание воздушного движения могут осуществлять следующие специалисты: диспетчеры МДП (ВМДП); диспетчеры МДП, совмещенного с РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД; диспетчеры МДП, совмещенного с КДП МВЛ; диспетчеры МДП, совмещенного с ДПК; специалисты органа полетно-информационного обслуживания (ЦПИ). Первоначальная подготовка специалистов, обеспечивающих ПИО, может проводиться по согласованию с Росаэронавигацией в высших и средних учебных заведениях, учебных центрах, других организациях, а также в тех же учебных заведениях на курсах первоначальной подготовки диспетчеров ОВД из числа бывших авиационных специалистов. Стажировка и допуск специалистов органов ПИО к работе в ЦПИ осуществляются в соответствии с нормативными документами. Уровень подготовки специалиста органа ПИО рекомендуется оценивать по его способности на конкретном рабочем месте выполнять следующие основные обязанности: получать, регистрировать и проверять уведомления и планы полетов; предоставлять основную полетную информацию, включая метеорологическую информацию и информацию о риске столкновения; оказывать помощь командиру ВС в подготовке к полету и обеспечивать его необходимой информацией; с помощью соответствующих средств обеспечивать командира ВС в полете информацией, которая может быть необходимой для безопасного выполнения полета; в случае аварийной обстановки приступать к выполнению тех правил, которые могут быть изложены в технологии его работы. Дополнительно для выполнения функций специалисту органа ПИО воздушного движения необходима компьютерная грамотность на уровне пользователя и умение работать с аэронавигационным сайтом и сетью Интернет. Тематический план для подготовки специалистов органа полетно-информационного обслуживания представлен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям. Приложение к Методическим рекомендациям по осуществлению полетно-информационного обслуживания воздушного движения УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА ОВД (СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНОВ ПОЛЕТНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ) Координирование использования воздушного пространства и обеспечение полетно-информационного обслуживания воздушного движения Категория слушателей - специалисты органов ПИО Общий объем подготовки - 72 часа Аттестация - экзамены, дифференцированные зачеты Форма обучения - очная Режим занятий - 36 часов в неделю Учебно-тематический план ---------------------------------------------------------------------------------------- | NN | Наименование | Всего | В том числе: | Формы | | п/п | разделов, дисциплин | часов |----------------------------------| контроля | | | и тем | |лекции| выездные |практические, | | | | | | | занятия, | лабораторные | | | | | | |стажировка, | занятия, | | | | | | |деловые игры| семинары | | | | | | | и др. | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |1 | Нормативно-правовые | 10 |9 |- |- | Экзамен | | | документы (ВК РФ, ФП | | | | | | | | ИВП, ФАПП, НПП ГА и | | | | | | | | др.) | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |1.1 | Законодательные | 4 |4 |- |- | | | | документы в области | | | | | | | | ОрВД и ОВД, изданные | | | | | | | | Правительством | | | | | | | | Российской Федерации | | | | | | | | и ИКАО | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |1.2 | Ведомственные | 5 |5 |- |- | | | | инструктивные акты, | | | | | | | | изданные Минтрансом | | | | | | | | РФ, | | | | | | | | Росаэронавигацией и | | | | | | | | ФГУП "Госкорпорация | | | | | | | | по ОрВД" | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| | | Экзамен | 1 | | | | 1 | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |2 | Обеспечение | 8 |6 |- |1 | Диф. зачет | | | безопасности полетов | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |2.1 | Правила визуальных | 2 |2 | | | | | | полетов | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |2.2 | Внешние воздействия, | 1 |1 |- |- | | | | влияющие на | | | | | | | | обеспечение | | | | | | | | безопасности полетов | | | | | | | | при ПИО, аспекты | | | | | | | | загрузки и центровки | | | | | | | | ВС | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |2.3 | Учет и контроль | 1 |1 |- |- | | | | состояния | | | | | | | | безопасности полетов | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |2.4 | Организация и | 1 |1 |- |1 | | | | проведение поисковых | | | | | | | | и аварийно- | | | | | | | | спасательных работ | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |2.5 | Система | 1 |1 |- |- | | | | организационных мер | | | | | | | | по обеспечению | | | | | | | | безопасности полетов | | | | | | | | при ОВД | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |2.6 | Аэродромное и | 1 |1 |- |- | | | | внеаэродромное | | | | | | | | обеспечение полетов | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| | | Диф. зачет | 1 | | | | 1 | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |3 | Обслуживание | 12 |11 |- |- | Экзамен | | | воздушного движения | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |3.1 | Классификация ВП | 1 |1 |- |- | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |3.2 | Элементы структуры | 1 |1 | | | | | | ВП | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |3.3 | Приоритеты по | 0,5 |0,5 | | | | | | использованию ВП | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |3.4 | Виды обслуживания | 0,5 |0,5 |- |- | | | | воздушного движения | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |3.5 | Полетно- | 2 |2 |- |- | | | | информационное | | | | | | | | обслуживание | | | | | | | | воздушного движения | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |3.6 | Организация | 2 |2 |- |- | | | | воздушного движения | | | | | | | | в РПИ | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |3.7 | План полета | 0,5 |0,5 | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |3.8 | Минимумы аэродрома | 1,5 |1,5 |- |- | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |3.9 | Системы захода на | 1 |1 |- |- | | | | посадку | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |3.10 | Организация | 1 |1 |- |- | | | | выполнения | | | | | | | | визуального захода | | | | | | | | на посадку (ВЗП) | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| | | Экзамен | 1 | | | | 1 | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |4 | Технология работы | 10 |5,5 |- |3,5 | Экзамен | | | диспетчера ПИО, | | | | | | | | должностная | | | | | | | | инструкция, правила | | | | | | | | и фразеология | | | | | | | | радиообмена | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |4.1 | Организация | 1 |1 |- |- | | | | деятельности | | | | | | | | диспетчера ПИО | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |4.2 | Технология работы | 2 |1 |- |1 | | | | диспетчера ПИО, его | | | | | | | | должностная | | | | | | | | инструкция | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |4.3 | Правила и | 1,5 |0,5 |- |1 | | | | фразеология | | | | | | | | радиообмена | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |4.4 | ПИО в сложных | 2 |1 |- |1 | | | | метеоусловиях | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |4.5 | ПИО при особых | 1,5 |1 |- |0,5 | | | | случаях в полете | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |4.6 | Действия диспетчера | 1 |1 |- |- | | | | ПИО при отказе РТО и | | | | | | | | средств связи на | | | | | | | | аэродроме (площадке) | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| | | Экзамен | 1 | | | | 1 | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |5 | Авиационная | 8 |6 |- |1 | Экзамен | | | метеорология | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |5.1 | Метеорологические | 2 |2 |- |- | | | | явления, опасные для | | | | | | | | полетов, и их | | | | | | | | влияние на работу | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |5.2 | Метеорологическое | 3 |2 |- |1 | | | | обеспечение полетов | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |5.3 | Анализ и оценка | 2 |2 |- |- | | | | метеорологической | | | | | | | | обстановки при ПИО | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| | | Экзамен | 1 | | | | 1 | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |6 | Аэронавигационное и | 4 |3 |- |- | Диф. зачет | | | штурманское | | | | | | | | обеспечение полетов | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |6.1 | Обеспечение | 1 |1 |- |- | | | | безопасности | | | | | | | | самолетовождения | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |6.2 | Маневрирование ВС | 1 |1 |- |- | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |6.3 | Современные средства | 1 |1 |- |- | | | | и методы обеспечения | | | | | | | | точности и | | | | | | | | безопасности | | | | | | | | навигации | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |6.4 | Диф. зачет | 1 | | | | 1 | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |7 | Основы аэродинамики | 4 |3,5 |- |- | Диф. зачет | | | и ЛТХ ВС | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |7.1 | Основные | 1 |1 |- |- | | | | аэродинамические и | | | | | | | | летно-технические | | | | | | | | характеристики ВС | | | | | | | | малой авиации | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |7.2 | Равновесие, | 1 |1 |- |- | | | | устойчивость и | | | | | | | | управляемость ВС. | | | | | | | | Физический смысл | | | | | | | | летных ограничений | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |7.3 | Взлет, заход на | 1 |1 |- |- | | | | посадку и посадка ВС | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |7.4 | Особые случаи в | 0,5 |0,5 |- |- | | | | полете | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| | | Диф. зачет | 0,5 | | | | 0,5 | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |8 | Радиотехническое и | 10 |8 | |1,5 | Диф. зачет | | | светотехническое | | | | | | | | обеспечение полетов, | | | | | | | | оборудование ЦПИ | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |7.1 | Принципы | 2 |2 |- |- | | | | функционирования | | | | | | | | основных РТС ОВД, | | | | | | | | навигации и связи | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |7.2 | Эксплуатационно- | 2 |2 |- | | | | | технические | | | | | | | | характеристики РТС | | | | | | | | ОВД, навигации и | | | | | | | | связи | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |7.3 | Приводные | 1 |1 |- |- | | | | радиостанции | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |7.4 | Светосигнальные | 1 |1 |- |- | | | | системы | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |7.5 | Средства и | 3,5 |2 | |1,5 | | | | оборудование, | | | | | | | | установленные в | | | | | | | | центре ПИО | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| | | Диф. зачет | 0,5 | | | | 0,5 | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |9 | Уведомление об ИВП и | 6 |3 |- |2,5 | Диф. зачет | | | полетно- | | | | | | | | информационное | | | | | | | | обеспечение | | | | | | | | воздушного движения | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |9.1 | Порядок подачи, | 1 |0,5 |- |0,5 | | | | приема | | | | | | | | и аннулирования | | | | | | | | уведомлений об ИВП | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |9.2 | Координация | 2 |1 |- |1 | | | | воздушного движения | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |9.3 | Табель сообщений о | 1 |1 |- |- | | | | движении ВС | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| |9.4 | Составление | 1,5 |0,5 |- |1 | | | | телеграмм | | | | | | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| | | Диф. зачет | 0,5 | | | | 0,5 | |------|-----------------------|-------|------|------------|--------------|------------| | | Итого | 72 |55 |- |9,5 | 7,5 | ---------------------------------------------------------------------------------------- Структура и содержание учебно-тематического плана разработаны в соответствии с Законом "Об образовании", Типовым положением "Об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 610, квалификационными дополнительными характеристиками, государственными образовательными стандартами по подготовке диспетчеров ОВД, а также в соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.06.1997 N 1221 "Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ". |