КАКИЕ РАСХОДЫ, ПОНЕСЕННЫЕ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ВО ВРЕМЯ ЗАГРАНИЧНЫХ КОМАНДИРОВОК И КОМАНДИРОВОК НА ТЕРРИТОРИИ РФ, УЧИТЫВАЮТСЯ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ?. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 07.07.08 20-12/064123.1

          КАКИЕ РАСХОДЫ, ПОНЕСЕННЫЕ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
         ВО ВРЕМЯ ЗАГРАНИЧНЫХ КОМАНДИРОВОК И КОМАНДИРОВОК НА
          ТЕРРИТОРИИ РФ, УЧИТЫВАЮТСЯ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
                               ПРИБЫЛИ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                            7 июля 2008 г.
                           N 20-12/064123.1

                                 (Д)


     Согласно  статье  166  ТК РФ служебная командировка - это поездка
работника  по  распоряжению  работодателя  на  определенный  срок  для
выполнения  служебного поручения вне места постоянной работы. При этом
особенности    направления   работников   в   служебные   командировки
устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
     На  основании  статьи  168 ТК РФ в случае направления в служебную
командировку работодатель обязан возмещать работнику:
     - расходы по проезду;
     - расходы по найму жилого помещения;
     - дополнительные расходы, которые связаны с проживанием вне места
постоянного жительства (суточные);
     - иные  расходы, произведенные работником с разрешения или ведома
работодателя.
     Порядок  и  размеры  возмещения расходов, связанных со служебными
командировками,  определяются  коллективным  договором  или  локальным
нормативным актом.
     В  соответствии  с  подпунктом  12 пункта 1 статьи 264 Налогового
кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией,
относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности:
     - на  проезд  работника  к  месту  командировки и обратно к месту
постоянной работы;
     - наем   жилого  помещения.  По  этой  статье  расходов  подлежат
возмещению  также  расходы  работника  на оплату дополнительных услуг,
оказываемых  в  гостиницах  (за исключением расходов на обслуживание в
барах  и  ресторанах,  расходов  на обслуживание в номере, расходов за
пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
     - суточные  или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых
Правительством РФ.
     Постановлением  Правительства  РФ  от 08.02.2002 N 93 установлены
нормы расходов организаций на выплату суточных, в пределах которых при
определении  налоговой  базы  по  налогу  на прибыль организаций такие
расходы  относятся  к  прочим  расходам,  связанным  с производством и
реализацией,  в  том  числе  при  командировках  в  РФ  и  заграничных
командировках.   При   этом   нормы  суточных  по  загранкомандировкам
рассчитаны  таким образом, что срок пребывания в загранкомандировке не
ограничивается   количеством   дней,  и  только  в  случае  пребывания
работника  в  заграничной  командировке  более 60 дней размер суточных
уменьшается с 61-го дня пребывания в заграничной командировке.
     Кроме  того, время нахождения в загранкомандировке подтверждается
отметками в загранпаспорте о пересечении границы РФ.
     Минфином  СССР,  Госкомтрудом  СССР  и  ВЦСПС  от  07.04.88  N 62
утверждена Инструкция о служебных командировках в пределах СССР (далее
- Инструкция).
     В   пункте   4  Инструкции  установлено,  что  срок  командировки
работников   определяется   руководителями  объединений,  предприятий,
учреждений,  организаций.  Данный  срок не может превышать 40 дней, не
считая времени нахождения в пути.
     Следовательно,  направление  работника в другую местность на срок
более  40  дней  признается  временным переводом работника на работу в
другую местность (изменение места работы).
     На  основании  пункта 6 Инструкции фактическое время пребывания в
месте   командировки   определяется   по  отметкам  в  командировочном
удостоверении  о  дне  прибытия  в место командировки и дне выбытия из
места командировки.
     Отметки  в  командировочном  удостоверении  о  прибытии и выбытии
работника  заверяются  той  печатью, которой обычно пользуется в своей
хозяйственной  деятельности то или иное предприятие или учреждение для
засвидетельствования подписи соответствующего должностного лица.
     Учитывая, что перечень прочих расходов, связанных с производством
и   реализацией,  является  открытым,  расходы,  понесенные  во  время
загранкомандировки  и  не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи
264  НК  РФ, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ могут
быть  учтены  в  целях налогообложения прибыли. При этом такие расходы
должны  быть  признаны  соответствующими  требованиям, установленным в
пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.
     Согласно   пункту   1  статьи  252  НК  РФ  расходами  для  целей
налогообложения   прибыли   признаются  обоснованные  и  документально
подтвержденные  затраты  (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК
РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными
в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном
государстве,  на  территории которого были произведены соответствующие
расходы,  и  (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные
расходы  (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке,
проездными  документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с
договором).
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     В  ином  случае такие расходы при исчислении налога на прибыль не
учитываются   и  компенсируются  за  счет  средств,  оставшихся  после
налогообложения в распоряжении организации.
     При   этом   обоснованность  расходов,  учитываемых  при  расчете
налоговой  базы, оценивается с учетом обстоятельств, свидетельствующих
о   намерениях   налогоплательщика  получить  экономический  эффект  в
результате   реальной   предпринимательской   или  иной  экономической
деятельности.
     Основание: Определение Конституционного  суда  РФ  от  04.06.2007
N 320-О-П.

Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 2-го класса
                                                         Н.В. Прокаева
7 июля 2008 г.
N 20-12/064123.1