ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ И САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ 16 сентября 2008 г. N 493 (Д) В целях реализации пункта 10 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, приказываю: Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Министр Т. ГОЛИКОВА 16 сентября 2008 г. N 493 УТВЕРЖДЕНО Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 сентября 2008 года N 493 ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ И САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. Общие положения 1. Департамент охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Министерство) и обеспечивает деятельность Министерства по вопросам, относящимся к его ведению. 2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве, приказами Министерства, а также настоящим Положением. 3. К ведению Департамента относятся следующие вопросы: организации медицинской профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний (включая СПИД), в том числе обусловленных воздействием неблагоприятных факторов среды обитания и образа жизни; организации профилактики профессиональных заболеваний, обусловленных неблагоприятными факторами производственной среды и трудового процесса; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; защиты прав потребителей; технического регулирования в части обеспечения безопасности продукции для жизни и здоровья человека; медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы; обеспечения биологической и химической безопасности. 4. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими департаментами Министерства, подведомственными Министерству территориальными органами и организациями, федеральными службами и федеральным агентством (далее - федеральные службы и федеральное агентство) и их территориальными органами, государственными внебюджетными фондами, деятельность которых координирует Министерство (далее - государственные внебюджетные фонды), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями. II. Задачи Департамента 5. Основными задачами Департамента являются: 5.1. Обеспечение реализации функций Министерства по выработке основных направлений государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; 5.2. Обеспечение реализации полномочий Министерства по самостоятельному осуществлению правового регулирования по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; 5.3. Обеспечение реализации функций Министерства по координации и контролю деятельности федеральных служб и федерального агентства, а также координации деятельности государственных внебюджетных фондов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; 5.4. Информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента. III. Функции Департамента 6. Департамент в пределах вопросов, отнесенных к компетенции Департамента, осуществляет следующие функции: 6.1. Разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации; 6.2. Организует разработку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов; 6.3. Принимает участие в деятельности рабочих групп по разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов; 6.4. Организует и проводит экспертизу проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов; 6.5. Готовит предложения по федеральным целевым и ведомственным программам; 6.6. Принимает участие в подготовке проектов разъяснений, в том числе по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также готовит предложения о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; 6.7. Готовит предложения по созданию координационных и совещательных органов (советов, комиссий, групп, коллегий), в том числе межведомственных; 6.8. Осуществляет организационное обеспечение деятельности Правительственной комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) и Правительственной комиссии по вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации, а также обеспечивает участие Министерства в работе Правительственной комиссии по техническому регулированию, включая организацию разработки технических регламентов; 6.9. Оказывает органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации методическую помощь по вопросам разработки проектов нормативных правовых актов; 6.10. Разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам: 6.10.1. Санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; установления санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений, к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства, к потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ним материалам и изделиям и технологиям их производства, к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, к организации питания населения, к водным объектам, питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещений, к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок, к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, к жилым помещениям, к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, к условиям труда (производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников), к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека, к условиям воспитания и обучения; осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе: санитарной охраны территории Российской Федерации, ограничительных мероприятий (карантина), производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, обязательных медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека; лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции; проведения социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации; научных исследований в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения; мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия человека; 6.10.2. Предупреждения распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), а также профилактику, диагностику и лечение заболеваний, ассоциированных с ВИЧ; 6.10.3. Иммунизации населения Российской Федерации, в том числе: порядок отпуска гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики; перечень инфекционных болезней, при угрозе возникновения которых необходимо проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям; перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок; порядок и сроки проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям; национальный календарь профилактических прививок; акты об обеспечении государственных и муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами для проведения профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям; порядок регистрации профилактических прививок, поствакцинальных осложнений, оформления отказа от профилактических прививок, а также формы медицинских документов и сертификата профилактических прививок; 6.10.4. Формирования, ведения, сохранения и защищенности от несанкционированного доступа коллекций и музеев культур опасных и особо опасных биологических агентов как критически важных объектов в системе здравоохранения; 6.10.5. Иным вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 6.11. Готовит предложения по вопросам: укрепления индивидуального и общественного здоровья и формирования у граждан Российской Федерации здорового образа жизни; планирования мер по снижению рисков для здоровья населения, в том числе профессиональных рисков для здоровья работников; совершенствования национального календаря профилактических прививок (совместно с иными структурными подразделениями Министерства); порядка функционирования Национального радиационно - эпидемиологического регистра; организации деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов; иным вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 6.12. Обеспечивает организацию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области биологической и химической безопасности Российской Федерации; 6.13. Совместно с подведомственными Министерству федеральными службами и агентством участвует в подготовке международных проектов по вопросам, отнесенным к ведению Департамента; 6.14. Осуществляет взаимодействие с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, центрами гигиены и эпидемиологии, территориальными органами федеральных служб, руководителями образовательных и научных учреждений, профессиональными медицинскими ассоциациями, другими общественными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 6.15. Организует и проводит совещания, конференции, семинары по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 6.16. В соответствии с утвержденным графиком участвует в организации приема граждан; 6.17. Обеспечивает своевременное исполнение поручений Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Министр) и его заместителей; 6.18. Участвует в подготовке или подготавливает программные документы Правительства Российской Федерации; 6.19. Готовит предложения в проекты планов заседаний Правительства Российской Федерации, планов законопроектных работ Правительства Российской Федерации; 6.20. Принимает участие в подготовке ведомственного плана законопроектной деятельности Министерства в пределах компетенции Департамента; 6.21. Разрабатывает акты ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства; 6.22. Совместно с Департаментами Министерства готовит или участвует в подготовке заключений, отзывов, поправок на проекты федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов, поступающих на рассмотрение в Министерство; 6.23. Обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, определенным в пункте 3 настоящего Положения; 6.24. Готовит предложения Министру и его заместителям, касающиеся их участия в мероприятиях, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями и иными структурами гражданского общества; 6.25. Организует совещания, семинары и иные мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; 6.26. Готовит справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в целях обеспечения участия должностных лиц Министерства в комиссиях, совещаниях, семинарах и иных мероприятиях; 6.27. Привлекает с согласия руководителей департаментов Министерства работников этих департаментов для подготовки проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых Департаментом в соответствии с возложенными на него функциями; 6.28. Осуществляет рассмотрение обращений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, граждан и организаций в установленный срок по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; 6.29. Дает разъяснения структурным подразделениям Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, а также запрашивает у них необходимую информацию и документы; 6.30. Готовит совместно с Финансовым департаментом соответствующие предложения в целях реализации функции Министерства как главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций; 6.31. Готовит совместно с Финансовым департаментом соответствующие предложения по формированию федерального бюджета, предложения по формированию бюджетов и финансированию федеральных служб и федерального агентства, совместно с Департаментом развития социального страхования и государственного обеспечения - предложения по проектам федеральных законов о бюджетах Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и об исполнении этих бюджетов; 6.32. Готовит план работы Департамента на год, отчет об исполнении этого плана и предложения в план работы Министерства; 6.33. По вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, готовит проекты поручений территориальным органам Министерства и подведомственным организациям, федеральным службам, федеральному агентству, государственным внебюджетным фондам и контролирует их исполнение; 6.34. Осуществляет совместно с заинтересованными департаментами предварительное рассмотрение ежегодных планов работы и показателей деятельности федеральных служб и федерального агентства, а также отчетов об их исполнении, в части вопросов, отнесенных к компетенции Департамента, для представления и последующего утверждения Министром; 6.35. Запрашивает справки и другие документы, необходимые для реализации возложенных на Министерство полномочий, у территориальных органов Министерства и подведомственных организаций, федеральных служб, федерального агентства, государственных внебюджетных фондов, а также у органов и организаций, подведомственных указанным федеральным службам, федеральному агентству и государственным внебюджетным фондам, в порядке, установленном Типовым регламентом о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30, и Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 (Собрание законодательства Российской Федерации, 01.08.2005, N 31, ст. 3233); 6.36. Осуществляет совместно с заинтересованными департаментами рассмотрение документов, представленных в Министерство федеральными службами, федеральным агентством, государственными внебюджетными фондами и подведомственными организациями; 6.37. Принимает участие в рассмотрении поступающих документов по награждению государственными и ведомственными наградами; 6.38. Представляет Министру предложения об отмене противоречащих законодательству Российской Федерации решений федеральных служб и федерального агентства; 6.39. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; 6.40. Участвует в подготовке проведения конкурсов и в организации заключения государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности; 6.41. Направляет Министру предложения по вопросам, связанным с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Министерстве; 6.42. Готовит предложения по вопросам утверждения структуры и штатного расписания Министерства, сметы расходов на его содержание; 6.43. Участвует в подготовке предложений по вопросу утверждения служебного распорядка, административного и должностного регламентов; 6.44. Принимает участие в мобилизационной подготовке Министерства; 6.45. Осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра и его заместителей; 6.46. Осуществляет организацию ведения делопроизводства в Департаменте. IV. Руководство Департамента 7. Директор Департамента назначается на должность и освобождается от должности Министром. Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром. 8. Директор Департамента: 8.1. Осуществляет непосредственное руководство Департаментом и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент функций и состояние исполнительской дисциплины; 8.2. Представляет предложения Министру и его заместителям по вопросам, относящимся к ведению Департамента; 8.3. Представляет для утверждения Министру положение о Департаменте; 8.4. Вносит на рассмотрение Министру предложения о структуре и штатной численности работников Департамента, служебном распорядке, административном и должностном регламентах; 8.5. Участвует в совещаниях у Министра и его заместителей, проводимых по вопросам, относящимся к ведению Департамента; 8.6. По поручению Министра и его заместителей участвует в заседаниях коллегиальных органов, в составе которых присутствуют работники Министерства; 8.7. Направляет по решению Министра и его заместителей работников Департамента для участия в работе межведомственных рабочих групп, симпозиумах, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; 8.8. Рассматривает поступившие в Министерство проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к ведению Департамента, визирует указанные проекты и подписывает экспертные заключения на них; 8.9. Визирует и подписывает проекты служебных документов; 8.10. Распределяет обязанности между своими заместителями; 8.11. Утверждает положения об отделах Департамента; 8.12. Представляет Министру предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, об отпусках, о повышении квалификации, поощрении работников Департамента, об установлении размеров должностных окладов, надбавок отдельным работникам Департамента и наложении на них взысканий; 8.13. Представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей за аттестационный период с приложением необходимых документов в случае проведения аттестации; 8.14. Требует от гражданского служащего объяснения в письменной форме для принятия решения о применении дисциплинарного взыскания; 8.15. Участвует в работе по профессиональной подготовке работников Министерства, их переподготовке, повышению квалификации и стажировке; 8.16. Дает поручения работникам Департамента; 8.17. Организует работу Департамента в соответствии с требованиями по охране труда и технике безопасности. 9. Заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций Департамента в соответствии с утвержденным директором Департамента распределением обязанностей между ним и его заместителями. В случае временного отсутствия директора Департамента один из его заместителей исполняет его обязанности по решению Министра. 10. Должностные обязанности работников Департамента содержатся в служебном распорядке, административном и должностном регламентах, служебном контракте. |