ПОДЛЕЖАТ ЛИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НДС ПРЕМИИ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫЕ ПОСТАВЩИКОМ ПОКУПАТЕЛЮ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 6 августа 2008 г. N 19-11/73653 (Д) Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 НК РФ, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В практике взаимоотношений между организациями-покупателями (дилерами) и их поставщиками применяются различные формы оплаты поставленных товаров, включающие предоставление различных премий или скидок, в числе которых предоставление премий или скидок, связанных с продвижением товаров на рынке. Если предоставление премий или скидок направлено на продвижение товаров, заключенное между продавцом товаров и их покупателем (дилером), соглашение определяет целенаправленное выполнение покупателем товаров (дилером) за вознаграждение конкретных действий, например, обеспечивающих создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца (в частности, за размещение товаров на полках магазинов в оговоренных местах и выделение для товаров постоянного и (или) дополнительного места в магазине). Данное соглашение может быть заключено как в виде отдельного договора на выполнение магазином или торговой сетью указанных услуг, так и являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других видов договоров (в том числе договора поставки). На основании статьи 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если организация-заказчик (продавец товаров) полагает, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя товаров - организации торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым этим продавцом, либо подобные услуги в явном виде указаны в договоре между продавцом и покупателем, такие действия рассматриваются в качестве услуг (например, услуг по рекламе, продвижению товаров, прочих аналогичных услуг). В таких случаях указанные услуги подлежат налогообложению НДС у покупателя товаров, а суммы этого налога принимаются к вычету у продавца товаров в общеустановленном порядке. Во взаимоотношениях между продавцами товаров и их покупателями применяются различные премии и вознаграждения, выплачиваемые продавцами товаров их покупателям, не связанные с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров. Например, за факт заключения с продавцом договора поставки, за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, за включение товарных позиций в ассортимент магазинов и т.п. Указанные суммы не являются выплатами, связанными с расчетами за поставляемые товары. Плата продавцов товаров их покупателям за данные действия не связана с возникновением у покупателей обязанностей передать продавцам товаров имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. Такие операции, за которые выплачиваются премии и вознаграждения, осуществляются в рамках деятельности покупателя товаров (магазина) в области торговли и не связаны с деятельностью продавца товаров. Следовательно, на суммы премий и вознаграждений, полученные покупателем товаров от продавца и не связанные с оплатой товаров, не распространяются требования подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ. То есть указанные суммы не облагаются НДС как суммы, связанные с оплатой товаров. Основание: письмо ФНС России от 30.08.2007 N ШС-6-03/688@. Заместитель руководителя Управления советник государственной гражданской службы 2-го класса Н.В. Прокаева 6 августа 2008 г. N 19-11/73653 |