О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА НАЗНАЧЕНИЕМ ЛЕКАРСТВ. Письмо. Министерство здравоохранения РФ. 28.12.00 2510/14329-32

         О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА НАЗНАЧЕНИЕМ ЛЕКАРСТВ
   
                                ПИСЬМО

                   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

                          28 декабря 2000 г.
                           N 2510/14329-32

                                (НЦПИ)
   
   

     Во исполнение  решения  коллегии  Минздрава  России от 25.04.2000
(протокол  N  8,  п.  3)  "О  лекарственном   обеспечении   ветеранов"
Минздравом   России   совместно   с   привлечением   специалистов   по
клинико-экспертной работе,  по организации и управлению  деятельностью
лечебно-профилактических и фармацевтических учреждений, по организации
обязательного  медицинского  страхования  были  проведены  комплексные
проверки   состояния   лекарственного  обеспечения  ветеранов  в  ряде
территорий Северо-Западного и Центрального районов России.
     В ходе  проверок  были  изучены  медицинские документы пациентов,
находящихся в стационарах  различного  уровня  и  профиля  (областные,
городские,     центральные    районные    и    участковые    больницы,
специализированные   диспансеры),   а    также    в    соответствующих
амбулаторно-поликлинических        учреждениях.        Наряду        с
лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной
систем  здравоохранения  были  проверены  медицинские  учреждения иной
ведомственной принадлежности.
     Во всех  проверенных  субъектах  Российской  Федерации утверждены
территориальные целевые программы лекарственного обеспечения населения
и   лечебно-профилактических  учреждений,  территориальные  перечни  и
формуляры жизненно  необходимых  и  важнейших  лекарственных  средств,
осуществляются  меры по контролю за ценообразованием на лекарства и по
оптимизации закупок препаратов для лечебно-профилактических учреждений
и льготных групп населения путем проведения тендерных торгов.
     Вместе с тем были выявлены  случаи  нерационального  расходования
выделенных   на   эти   цели   государственных  средств,  связанные  с
необоснованным назначением лекарств.
     Установлено, что  назначение  лекарственных средств пациентам при
амбулаторном и стационарном лечении осуществляется  в  соответствии  с
Приказом Минздрава России от 23.08.99 N 328 "О рациональном назначении
лекарственных средств,  правилах выписывания рецептов на них и порядке
отпуска аптечными учреждениями (организациями)".
     В то же время должный текущий  и  плановый  контроль  со  стороны
заведующих    отделениями    и    заместителей   главных   врачей   по
клинико-экспертной  работе  за  обоснованностью  проводимой   терапии,
регламентированный  Приказом Минздрава России и Федерального фонда ОМС
от 11.12.98 N 361/99 "О порядке осуществления контроля за  назначением
и  обеспечением  отдельных  категорий  граждан Российской Федерации на
льготных условиях лекарственными средствами и  изделиями  медицинского
назначения", в полной мере не проводится.
     Наиболее часто встречаются следующие недостатки:
     - при назначении лекарств не принимаются во внимание утвержденные
Минздравом  России  федеральные  стандарты  лечения  отдельных   групп
заболеваний        (гастроэнтерологических,        пульмонологических,
психоневрологических и др.);
     - назначаются     лекарственные    препараты    с    недоказанной
эффективностью (АТФ,  кокарбоксилаза, рибоксин, витамины, поляризующие
смеси и др.);
     - без достаточных показаний назначается  парентеральное  введение
лекарств,  таких,  как фуросемид,  эуфиллин, препараты калия, нитраты,
смеси электролитов и пр.;
     - необоснованно   часто   соматическим   больным   в  стационарах
назначаются психотропные средства  (транквилизаторы,  антидепрессанты,
снотворные и т.д.);
     - без достаточных оснований назначаются антигистаминные препараты
при  неаллергической  патологии,  гентамицин  и другие антибиотики при
внебольничных   пневмониях   без   посева   мокроты   и    определения
чувствительности  к  антибиотикам,  препараты калия у кардиологических
больных без контроля уровня  калия  в  крови,  а  также,  невзирая  на
нормальный  или  высокий  уровень,  фуросемид  и  коротко  действующие
дигидропиридины в лечении артериальной гипертонии и пр.;
     - не  назначаются  абсолютно  показанные  лекарственные  средства
(антибактериальная терапия при язвенной болезни,  бета - блокаторы при
ишемической  болезни  сердца с гиперкинетическим типом кровообращения,
ингибиторов   АПФ   при   недостаточности   кровообращения,   базисной
противовоспалительной  терапии  при бронхообструктивных заболеваниях и
т.д.);
     - одновременно    назначаются    препараты   с   однонаправленным
терапевтическим эффектом (бета -  блокатор  +  верапамил,  эуфиллин  +
теопэк, диклофенак + индометацин и т.п.);
     - имеют   место   случаи   назначения   лекарств   при    наличии
противопоказаний   (диклофенак   при   обострении   язвенной  болезни,
пенициллин при бронхиальной астме),  а также назначение  несовместимых
препаратов;
     - при   стационарном   и   амбулаторном   лечении   имеет   место
полипрагмазия  (одновременное  назначение 7 - 8 препаратов для лечения
одного  заболевания)  и  политерапия   (одновременная   терапия   всех
имеющихся  у  пациента  заболеваний).  Наиболее  часто  эти недостатки
отмечаются в больницах  и  госпиталях  ветеранов  войн,  а  также  при
назначении лекарств на льготных условиях этой категории граждан;
     - не   осуществляется    возрастная    корректировка    дозировок
лекарственных   средств,   режимов   и  способов  введения  препаратов
(парентеральное назначение  больших  объемов  жидкостей,  недостаточно
медленно и т.д.) у граждан пожилого, особенно старческого возраста;
     - в историях  болезни  отсутствуют  достаточные  обоснования  для
назначения  того  или иного препарата,  отсутствуют необходимые данные
лабораторных  и  инструментальных  исследований,  записи  консультаций
узких специалистов, подтверждающие целесообразность выбора лекарств.
     Кроме того,  при амбулаторном лечении  клиническая  эффективность
проводимой  терапии  оценивается  недостаточно:  записи в амбулаторных
картах также не всегда мотивируют выбор  рекомендуемых  препаратов,  в
течение  длительного  времени  назначаются  одни и те же лекарственные
средства, несмотря на отсутствие клинического эффекта.
     В целях обеспечения проведения рациональной лекарственной терапии
и усиления контроля за обоснованностью  назначения  лекарств  Минздрав
России рекомендует принять следующие меры:
     1. Активизировать работу по созданию  формулярных  комитетов  при
органах  управления  здравоохранением субъектов Российской Федерации и
крупных муниципальных образований,  а также  по  созданию  формулярных
комиссий в лечебно - профилактических учреждениях.
     При этом  на  формулярные  комитеты  и   комиссии   рекомендуется
возложить следующие функции:
     - разработка    и    утверждение    соответствующих    формуляров
(территориальных,       амбулаторно-поликлинических,       больничных,
отделенческих  и  т.п.)  лекарственных  средств  на  основе  принципов
доказательной  медицины  по  наиболее  распространенным нозологическим
формам  с  учетом  профиля   учреждений,   их   мощности   и   объемов
финансирования;     выделение     в    формулярах    препаратов    для
этиопатогенетической,  вспомогательной  терапии  и  для   профилактики
возможных осложнений;
     - контроль  за  обоснованностью  и  целесообразностью  назначения
лекарственных препаратов; регулярное обсуждение выявленных недостатков
на клинических конференциях;
     - на  основании  представлений  из аптечных учреждений сведений о
неправильно  выписанных  рецептах  проведение  семинарских  занятий  о
правилах   оформления   рецептурных   бланков   с  врачами  и  средним
медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений.
     2. Продолжить   работу   по   введению   должностей   клинических
фармакологов в  штатное  расписание  крупных  лечебно-профилактических
учреждений.
     При этом необходимо возложить на клинических фармакологов функции
постоянного мониторинга за обоснованностью назначения,  совместимостью
и побочным действием лекарственных средств.
     3. Осуществлять   регулярный  мониторинг  главными  специалистами
различного  профиля  органов  управления  здравоохранением   субъектов
федерации  и  муниципальных  образований  за  выполнением  контрольных
функций  в  части  обоснованности  назначения  лекарств  заместителями
главных      врачей     лечебно-профилактических     учреждений     по
клинико-экспертной работе.
     4. Регулярно   проводить   семинары   по   вопросам   клинической
фармакологии и рациональной фармакотерапии  для  врачей  практического
звена   с   привлечением  клиницистов  из  научно-исследовательских  и
образовательных  медицинских   учреждений   и   главных   специалистов
различного   профиля  органов  управления  здравоохранением  субъектов
федерации и муниципальных образований.
     5. Ускорить   внедрение  в  лечебно-профилактических  учреждениях
автоматизированной   информационно-аналитической    системы    анализа
состояния  лекарственного  обеспечения и контроля за качеством лечения
больных.
     6. Завершить   работу  по  внедрению  персонифицированного  учета
граждан,  имеющих льготный  статус,  и  отпускаемых  им  лекарственных
средств.

Первый заместитель Министра
здравоохранения Российской Федерации
                                                           А.И. ВЯЛКОВ
28 декабря 2000 г.
N 2510/14329-32