О ПРОГРАММЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН В ВОСТОЧНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2009-2011 ГГ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 21 октября 2008 г. N 978-ПП (ПРМ) В соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. N 602 "Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года", от 28 января 2003 г. N 35-ПП "О ходе реализации основных положений Программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года", распоряжением Правительства Москвы от 2 апреля 2008 г. N 660-РП "О концепции Городской целевой программы мероприятий по созданию туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг." и в целях формирования единой системы туристско-рекреационных зон в городе Москве, а также развития инфраструктуры сервисного обслуживания и комплексного благоустройства территорий объектов туристского показа Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Программу мероприятий по реализации Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг. (далее - Программа) согласно приложению. 2. Возложить функции государственного заказчика Программы на префектуру Восточного административного округа города Москвы. 3. Государственному заказчику Программы обеспечить в установленном порядке: 3.1. Размещение государственного заказа на реализацию мероприятий Программы. 3.2. Представление в Департамент финансов города Москвы данных об объемах средств на выполнение мероприятий Программы для включения их в Реестр расходных обязательств города Москвы, принимаемых к обеспечению за счет средств бюджета города Москвы. 3.3. Обеспечить финансирование расходов, предусмотренных Программой, за счет и в пределах капитальных вложений, выделяемых префектуре Восточного административного округа города Москвы в рамках адресной инвестиционной программы города Москвы, и дополнительных расходов на финансирование мероприятий и учреждений, расположенных на территории Восточного административного округа города Москвы. 4. Департаменту экономической политики и развития города Москвы по предложениям государственного заказчика Программы предусматривать в адресных инвестиционных программах и в бюджете города Москвы начиная с 2009 года необходимые средства на выполнение мероприятий Программы. 5. Установить, что показатели финансового обеспечения Программы уточняются ежегодно при формировании бюджета города Москвы и адресной инвестиционной программы города Москвы на соответствующий год в соответствии с расчетами стоимости проектных работ и утвержденными проектами по объектам туристского показа. 6. Префектуре Восточного административного округа города Москвы: 6.1. Ежегодно в декабре представлять отчет о ходе выполнения Программы за текущий год в Правительство Москвы. 6.2. Обеспечить подготовку и передачу в Департамент имущества города Москвы документов на реконструированные, реставрированные и вновь созданные за счет средств бюджета города Москвы объекты недвижимого имущества с целью регистрации права собственности города Москвы на указанные объекты и последующей передачи их в установленном порядке эксплуатирующим организациям. 7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на префекта Восточного административного округа города Москвы Евтихиева Н.Н. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, массовых коммуникаций, спорта и туризма Байдакова С.Л. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 21 октября 2008 г. N 978-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 21 октября 2008 года N 978-ПП ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН В ВОСТОЧНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2009-2011 ГГ. Паспорт Программы мероприятий по реализации Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг. ----------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Программа мероприятий по реализации Концепции создания | | Программы | туристско-рекреационных зон в Восточном административном | | | округе города Москвы на 2009-2011 гг. | |----------------|----------------------------------------------------------| | Основание для | 1. Постановление Правительства Москвы от 08.08.2000 N 602| | Программы | "Об основных положениях Программы развития туризма в | | | городе Москве на период до 2010 года". | | | 2. Постановление Правительства Москвы от 28.01.2003 | | | N 35-ПП "О ходе реализации основных положений Программы | | | развития туризма в городе Москве на период до 2010 года".| | | 3. Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 | | | N 323-ПП "О Генеральной схеме размещения гостиниц в | | | городе Москве до 2010 года". | | | 4. Распоряжение Правительства Москвы от 02.04.2008 | | | N 660-РП "О концепции Городской целевой программы | | | мероприятий по созданию туристско-рекреационных зон в | | | Восточном административном округе города Москвы | | | на 2009-2011 гг." | |----------------|----------------------------------------------------------| | Государственный| Префектура Восточного административного округа города | | заказчик | Москвы. | | Программы | Руководитель Программы - префект Восточного | | | административного округа города Москвы Евтихиев Н.Н. | |----------------|----------------------------------------------------------| | Разработчик | ООО "Консалт Проект", протокол конкурсной комиссии | | Программы | N 11-0054118-07-2 от 18.09.2007, зарегистрировано в АИС | | | ЕРКТ N 01-184380-0000-0000-00000-07 от 28.09.2007, | | | государственный контракт от 28.09.2007 N 137-РП-2007 | |----------------|----------------------------------------------------------| | Сроки и этапы | 2009-2011 гг. | | реализации | Первый этап - 2009 г. | | Программы | Второй этап - 2010 г. | | | Третий этап - 2011 г. | | | Последующая перспектива - 2012-2013 гг. | |----------------|----------------------------------------------------------| | Цели Программы | - формирование в Восточном административном округе и в | | | городе в целом конкурентоспособной | | | туристско-рекреационной отрасли; | | | - повышение эффективности использования туристских | | | ресурсов Восточного административного округа; | | | - увеличение доходов бюджета города Москвы от | | | туристической деятельности; | | | - приток инвестиций в Восточный административный округ; | | | - создание новых рабочих мест; | | | - развитие условий для отдыха жителей округа и города, | | | развитие социальных контактов, связей между людьми; | | | - сохранение и/или восстановление историко-культурных и | | | природно-ландшафтных объектов, расположенных на | | | территории Восточного административного округа | |----------------|----------------------------------------------------------| | Основные | 1. Разработка градостроительной документации по объектам | | задачи | туристского показа. | | Программы | 2. Проведение реконструкции (реставрации) объектов | | | туристического показа. | | | 3. Развитие туристской инфраструктуры: | | | - развитие сервисной инфраструктуры в границах | | | туристско-рекреационных зон; | | | - формирование условий для развития разнообразных форм | | | спортивного отдыха, семейного туризма и т.д.; | | | - формирование туристских программ (экскурсионные | | | маршруты, мероприятия событийного туризма и др.); | | | - формирование условий для организации торговли | | | сувенирной продукцией, изделиями народных промыслов; | | | - организация транспортных подъездов к объектам | | | туристского показа и стоянок туристских автобусов. | | | 4. Продвижение туристско-рекреационных зон Восточного | | | административного округа (далее - ТРЗ ВАО) как | | | туристского продукта: | | | - проведение рекламно-информационных мероприятий; | | | - популяризация наиболее значимых историко-культурных и | | | природно-ландшафтных объектов округа; | | | - развитие Интернет-ресурсов округа в интересах ТРЗ ВАО; | | | - установка информационных указателей и модулей; | | | - разработка и распространение печатной информационной | | | продукции, выпуск специализированных карт, путеводителей,| | | брошюр и подарочных изданий, видеороликов и CD-дисков на | | | русском и иностранных языках. | | | 5. Создание эффективной системы управления ТРЗ ВАО и | | | координации отдельных проектов в рамках ТРЗ ВАО: | | | - управление туристской инфраструктурой, создание единого| | | туристского центра; | | | - создание единого центра экскурсионных и туристских | | | программ округа; | | | - формирование маршрутов, в первую очередь на основе | | | максимально готовых к показу объектов для обеспечения | | | адекватного, адресного вложения средств на подготовку | | | объектов к показу; | | | - создание системы обучения и повышения квалификации | | | экскурсоводов (гидов), работающих в рамках ТРЗ ВАО | |----------------|----------------------------------------------------------| | Основные | 1. Разработка градостроительной документации наиболее | | мероприятия | крупных и значимых объектов туристского показа и | | Программы | ландшафтных объектов, позволяющей детально определить | | | характер допустимых реставрационных и реконструктивных | | | мер по объектам культурного наследия, включая проведение | | | историко-архитектурных исследований. | | | 2. Проведение комплекса работ по реконструкции/ | | | реставрации объектов туристического показа ТРЗ ВАО. | | | 3. Развитие туристской инфраструктуры: | | | - проведение проектно-изыскательских работ; | | | - организация стоянок для паркирования туристских | | | автобусов; | | | - размещение общественных туалетов; | | | - создание туристско-информационных центров; | | | - создание входных групп; | | | - разработка и организация экскурсионных маршрутов и иных| | | туристических мероприятий; | | | - размещение объектов общественного питания, торговли | | | сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов. | | | 4. Продвижение ТРЗ ВАО как туристского продукта: | | | - разработка плана и организация рекламно-информационной | | | кампании; | | | - разработка, создание и поддержка: | | | туристского Интернет-ресурса округа; информационных | | | указателей и модулей; печатной информационной продукции, | | | карт, путеводителей, брошюр, подарочных изданий, видео- и| | | СД-дисков на русском и иностранных языках. | | | 5. Создание системы управления ТРЗ ВАО и координации | | | отдельных проектов в рамках ТРЗ ВАО: | | | - организация единого туристского центра; | | | - управление и контроль за реализацией мероприятий в | | | рамках формирования ТРЗ ВАО; | | | - развитие механизмов частно-государственного партнерства| | | в целях поддержки субъектов туристского потенциала; | | | - обучение и повышение квалификации экскурсоводов | | | (гидов), работающих в рамках ТРЗ ВАО | |----------------|----------------------------------------------------------| | Финансовое | Общий объем бюджетного финансирования - 634,1 млн. руб. | | обеспечение | Из них: | | Программы | 2009 г. - 140,2 млн. руб.; | | | 2010 г. - 237,1 млн. руб.; | | | 2011 г. - 256,8 млн. руб. | | | Последующая перспектива (2012-2013 гг.) - 112,5 млн. руб.| |----------------|----------------------------------------------------------| | Ожидаемые | При реализации предусмотренных мероприятий Программы | | результаты | будут достигнуты следующие основные результаты: | | реализации | - развитие инфраструктуры туристско-рекреационной отрасли| | Программы | города; | | | - повышение туристской привлекательности округа и города | | | в целом; | | | - привлечение дополнительных инвестиционных потоков за | | | счет деятельности сопутствующих видов частного бизнеса | | | (торговля, питание и др.) в экономику города; | | | - создание дополнительных рабочих мест; | | | - увеличение доходов в бюджет города Москвы; | | | - проведение работ по реконструкции и реставрации | | | объектов исторического наследия округа и благоустройство | | | территории; | | | - улучшение архитектурного облика округа и города в целом| |----------------|----------------------------------------------------------| | Система | В качестве головного исполнителя мероприятий Программы | | организации | предполагается созданное Правительством города Москвы | | управления и | Государственное учреждение Дирекция Программы мероприятий| | контроля за | по реализации Концепции создания туристско-рекреационных | | исполнением | зон в Восточном административном округе города Москвы на | | Программы | 2009-2011 гг. (далее - ГУ Дирекция Программы). | | | Контроль за целевым использованием финансовых средств | | | осуществляется государственным заказчиком в рамках | | | реализации механизма юридической ответственности | | | исполнителей государственных контрактов | ----------------------------------------------------------------------------- I. Анализ существующего положения и определение основных проблем на основе разработанной Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе Туристско-рекреационные зоны в Восточном административном округе города Москвы создаются в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", постановлением Правительства Москвы от 31.07.2001 N 701-ПП "О градостроительном плане развития территории Восточного административного округа до 2020 года", постановлением Правительства Москвы от 08.08.2000 N 602 "Об основных положениях Программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года". Главной стратегической целью Программы мероприятий по реализации Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг. (далее - Программа) является формирование в Москве конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики, обеспечивающей, с одной стороны, удовлетворение потребителей (как российских, так и зарубежных) в туристско-рекреационных услугах, а с другой, значительный вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части местного бюджета, привлечения инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия. Согласно Программе развития туризма в городе Москве на период до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 08.08.2000 N 602, под туристской зоной понимается территория, на которой развитие туристской инфраструктуры является приоритетным по отношению к другим отраслям деятельности. Туристская зона - это территория, на которой сосредоточены туристские ресурсы, привлекающие туристов, и туристская индустрия, обеспечивающая обслуживание туристов. Это именно комплекс, и ошибочным было бы называть туристской зоной некое сосредоточение достопримечательностей в отрыве от необходимой инфраструктуры. В туристской зоне формируется определенный туристский продукт, то есть туристское предложение, включающее такие элементы, как: осмотр достопримечательностей, посещение музеев, театров, участие в фестивалях, отдых (активный и просто прогулки), посещение сувенирных магазинов, художественных салонов и галерей, организация питания, размещение туристов в гостиницах, транспортные услуги, услуги гида и т.д. Основными предпосылками создания туристско-рекреационных зон на территории Восточного административного округа являются высокий историко-культурный потенциал территории, представленный значительным количеством объектов туристского показа, а также широкий тематический диапазон объектов туристского интереса, позволяющий создавать разноплановые экскурсионные маршруты и художественно-развлекательные программы. Туристский ресурс округа представляют три группы объектов. Первой группой являются историко-культурные ресурсы, состоящие из градостроительных ансамблей, отдельных зданий - памятников архитектуры и истории, монастырей, храмов, музеев и историко-художественных заповедников, памятников археологии и истории, городских и загородных усадебных комплексов, научных и промышленных объектов, мемориальных квартир, некрополей, монументов. Кроме того, в эту группу могут входить здания и сооружения, представляющие историко-культурный и архитектурный интерес, - комплексы благотворительных учреждений, усадьбы, городская застройка, мосты на Яузе, памятники и монументы, расположенные на территории округа. Вторую группу составляют природные ресурсы - привлекательные ландшафтные зоны, лесопарки, акватории притоков Москвы-реки, отдельные памятники природы, точки панорамного обзора. Необходимо отметить, что специфику округа определяют зеленые пространства парков. В их состав входят: Национальный природный парк "Лосиный остров", парк "Сокольники", Измайловский лесопарк, парки усадеб "Кусково", "Перово", "Терлецкое", парк бывшей Митрополичьей дачи в Черкизове, Черкизовский парк, сад-сиренгарий, озера ледникового происхождения - Святое, Белое, Черное. Третьей группой ресурсов округа являются объекты инфраструктуры - театры, кинотеатры, концертные залы, художественные галереи, спортивные сооружения, гостиничные комплексы и т.д. Проведенный в Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг. анализ зон концентрации объектов туристского интереса, анализ связанных с ними объектов "туристского приближения" (музеи, театры, зрелищные объекты), зон городской активности (объектов спорта, развлечения, гуляния), природно-ландшафтных объектов, фрагментов благоустройства и природного комплекса, объектов сервисной инфраструктуры и транспортного обслуживания позволяет условно выделить пять туристско-рекреационных зон в составе единой ТРЗ округа, которые включают в себя территории, отличающиеся целостностью градостроительной среды и представляющие историко-культурный интерес. Туристско-рекреационная зона N 1 "Лосиноостровская" включает территорию Национального природного парка "Лосиный остров" и представляет собой единое туристское пространство, характеризующееся прежде всего экологической направленностью маршрутов и ориентированное на рекреационные функции. Является наиболее перспективной с точки зрения развития экотуризма. Туристско-рекреационная зона N 2 "Сокольническая", в которую входят исторически сложившиеся территории "Сокольники", "Стромынка", "Преображенское-Семеновское", "Черкизово", представляющие собой наиболее значительную концентрацию памятников истории и культуры округа. Туристско-рекреационная зона N 3 "Измайловская", в которую входят исторически сложившиеся территории Дворцового ансамбля "Измайлово" (Измайловский остров), Измайловский ПКиО, "Терлецкое-Ивановское". Данная зона представляет собой единое туристское пространство, специфика которого состоит в достаточно четком акцентировании приоритетов в историко-культурном и природно-экологическом аспектах использования территории. Следует отметить, что Дворцовый ансамбль "Измайлово" включен в программу "Венок русских усадеб". Туристско-рекреационная зона N 4 "Кусковская", в которую входят исторически сложившиеся территории "Кусково-Перово" и "Косино", также обладающие уникальной спецификой. ГУК города Москвы "Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века" включена в состав туристских объектов программы "Венок русских усадеб". Отдельно стоящие объекты показа, расположенные на территории Восточного административного округа, формально объединены в туристско-рекреационную зону N 5. Основу каждой из зон составляют уникальные архитектурные и садово-парковые комплексы, отражающие значительнейшие вехи в истории развития московского градостроительства и архитектуры. Эти уникальные объекты определяют своеобразие Восточного административного округа и составляют его отличительные черты по сравнению с другими округами города. Другой составляющей туристской привлекательности территории является туристский потенциал. Он характеризует значимость и возможность реализации туристского ресурса и выражается в следующих показателях: количество и степень сохранности объектов показа, тематический диапазон, историко-культурная значимость, популярность, развитие сервисного обслуживания (торговые киоски, кафе, гостиницы, туалеты), пешеходная и транспортная доступность объектов туристского показа, обеспеченность стоянками для паркирования туристских автобусов и т.д. Туристский ресурс и потенциал определяют характер развития основных форм туристской деятельности и туристской индустрии на территории округа, к которым может быть отнесено: создание туристско - рекреационных зон, развитие обзорных и тематических экскурсий, включение объектов туристского показа округа в экскурсии и программы общегородского и международного значения, развитие зон отдыха местных жителей и событийного туризма. Для формирования полноценных программ развития туризма необходимо организовать взаимосвязь и развитие различных форм туристской деятельности, которые имеют разные туристские составы, цели и задачи. Посетители туристско-рекреационных зон - в основном, экскурсанты и отдыхающие из числа москвичей. Тем не менее в экскурсии и программы, организованные на территории ТРЗ, привлекается и туристский контингент приезжих россиян и интуристов. Привлечение иностранных туристов на территорию Восточного административного округа возможно за счет включения в международные и общегородские туры наиболее значимых объектов показа, разработки уникальных историко-художественных программ, развития событийного туризма и создания туристских гостиниц, отвечающих современным требованиям. Гораздо более эффективную туристскую группу посетителей объектов округа определяет внутренний туризм - как организованный (в составе автобусных экскурсий), так и самодеятельный. Одну из самых больших групп посетителей, интересующихся объектами истории округа, могут составить местные жители и жители других округов Москвы. Школьные автобусные экскурсии, программы выходного дня, ориентированные на семейный туризм, социальный и спортивный туризм - все эти направления туристской деятельности более адекватны задаче развития туризма на территории города. Отличительной особенностью ТРЗ ВАО является наличие большого количества рекреационных зон (парков, садов, водоемов), пригодных для развития зон отдыха и развлечений местного населения. Это Лосиный остров, Измайловский парк, Терлецкий парк, Черкизовский парк, Кусковский парк, парк "Сокольники", система озер ледникового периода в Косино. Развитие подобных зон отдыха и развлечений в сочетании с развитием событийного туризма способно приносить существенные постоянные доходы в бюджет в виде налоговых и неналоговых отчислений, способствовать развитию малого бизнеса, улучшению социального климата. Особое внимание в развитии Программы будет уделено экологическому туризму, включая экскурсионные маршруты, их оборудование, а также инфраструктуру. Особенности потенциала ТРЗ ВАО: Сильные стороны: - уникальность основных достопримечательностей и высокий имиджеобразующий культурно-исторический потенциал (музеи, планировка территорий, облик улиц и др.); - градостроительная политика городских властей, создающая необходимые предпосылки для полноценного развития туристской функции ТРЗ; - благоприятный инвестиционный климат для реализации отдельных проектов в рамках Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг. Слабые стороны: - недостаточное использование уникальности туристского потенциала ТРЗ ВАО при формировании туристского продукта города Москвы; - неопределенность стратегии и тактики формирования структуры туристского обслуживания; - отсутствие или недостаточное развитие ряда функций, присущих туристско-рекреационному назначению ТРЗ; - отсутствие структурирования (т.е. определения пропорций и приоритетов) в системе туристско-рекреационных функций как базы для формирования нового туристского продукта; - отсутствие координирующего органа в рамках территории ТРЗ ВАО; - отсутствие комплексного подхода при организации обслуживания в пределах ТРЗ ВАО. Возможности: - формирование нового качественного и конкурентоспособного туристского предложения; - создание эффективного механизма формирования, продвижения и реализации московского туристского продукта на внутрироссийском и зарубежных туристских рынках; - развитие зон отдыха местного населения; - создание специального уполномоченного органа по управлению и координации процессом формирования и функционирования ТРЗ. Опасности: - недостаток средств на реализацию программных мероприятий; - фрагментарный, некомплексный подход при реализации предложений; - зависимость от общей ситуации в стране (политической, экономической и т.д.). К основным проблемам туристской деятельности на территории Восточного административного округа следует отнести: 1. Недостаточное развитие туристского потенциала ТРЗ ВАО, что предусматривает проведение следующих мероприятий: - проведение реконструкции (реставрации) объектов туристского показа с целью подготовки их к эксплуатации в рамках ТРЗ ВАО и сохранения исторического наследия; - проведение реконструкции (реставрации) ландшафтных объектов с целью подготовки их к эксплуатации в рамках ТРЗ ВАО и организации массового отдыха. 2. Слабое развитие туристской индустрии ТРЗ ВАО. 3. Отсутствие единого координирующего центра по развитию ТРЗ ВАО и, как следствие: - слабое взаимодействие между субъектами туристских ресурсов и субъектами туристской инфраструктуры; - отсутствие четкой маркетинговой политики по продвижению туристского продукта ТРЗ ВАО. 4. Недостаточность использования туристских ресурсов и туристской индустрии округа для отдыха местных жителей. С созданием ТРЗ ВАО образуется единый туристский продукт. Это означает, что эффективно ТРЗ ВАО будет работать только при комплексном взаимодействии всех его составляющих. Программа объединяет объекты различной отраслевой принадлежности, а также различных видов собственности. Проведение мероприятий по Программе рассчитано на три года (2009-2011 гг.). При реализации Программы необходимо также учитывать создание и развитие ТРЗ в других округах города. Программа ТРЗ ВАО обеспечит согласованное, взаимоувязанное и устойчивое комплексное развитие туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на основе планомерной реализации единой системы инвестиционных и управляющих решений, максимально обеспечивающей туристско-рекреационные, градостроительные и финансовые интересы города. Такой подход позволяет проводить общую градостроительную и инвестиционную политику в туристско-рекреационной зоне в целом, реализуя ее на каждом осваиваемом участке (объекте), и обеспечивает возможность планирования процесса реализации Программы, включая все стадии - от предпроектной и проектной подготовки до эксплуатации и получения дохода. Реализация данной Программы возможна по одному из трех вариантов. Первый вариант. Развитие происходит за счет бюджетных средств. Положительной стороной данного подхода является возможность полного контроля городом всех структур ТРЗ ВАО и всех доходов от дальнейшей эксплуатации объектов. Основные риски при реализации данного варианта связаны с необходимостью привлечения больших объемов бюджетных средств при ограниченных финансовых возможностях городского бюджета и с недостаточно эффективной эксплуатацией объектов ТРЗ ВАО. Во втором варианте предусматривается привлечение только частных инвестиций при отказе от городского финансирования. При реализации этого варианта требуется минимальное бюджетное финансирование, однако представляется маловероятным привлечение частных инвестиций в реконструкцию/реставрацию малодоходных объектов туристского показа, без которых развитие ТРЗ ВАО невозможно. Изменение же вида использования данных объектов в целях увеличения его эффективности может противоречить интересам города в целом и интересам развития ТРЗ ВАО в частности. Третий вариант предусматривает бюджетное финансирование мероприятий по реконструкции / реставрации объектов показа, проведение единой рекламно-информационной политики, создание условий для развития туристской инфраструктуры, привлечение, поддержку и координацию действий по привлечению частных инвестиций к коммерчески привлекательным объектам ТРЗ ВАО. Реализация данного варианта позволит сохранить контроль города над памятниками туристского показа, многие из которых являются памятниками истории, культуры и архитектуры, наиболее эффективно использовать туристский потенциал округа, создать наиболее эффективную систему поддержки и координации туристской деятельности на территории округа и города в целом, развить механизмы частно-государственного партнерства, обеспечить привлечение новых инвесторов к участию в реализации Программы. При реализации третьего варианта существует риск привлечения недостаточного объема частных инвестиций в Программу, а также риск создания неприемлемых для интересов города и его жителей видов деятельности на объектах, для финансирования которых привлекаются частные инвестиции. Этот риск может быть сведен к минимуму путем грамотной организации управления реализацией Программы, обеспечивающей обоснованную разработку и отбор проектов с учетом рыночной конъюнктуры, а также строгий оперативный контроль за ходом выполнения мероприятий Программы и ее результатами. Анализ вариантов реализации Программы показывает, что наиболее приемлемым является третий вариант, который позволяет при ограниченном бюджетном финансировании и привлечении частных инвестиций обеспечить наиболее эффективное решение поставленной проблемы при разумной степени риска. II. Инвентаризация объектов В общей сложности при создании ТРЗ ВАО рассматривается 124 объекта, из которых 81 находится в собственности города. Список объектов с указанием необходимых мероприятий по каждому из них представлен в приложении 1 к Программе. В рамках выполнения Программы предусматривается финансирование только объектов городской принадлежности. III. Определение целей Программы и целевых индикаторов достижения поставленных целей Основными целями Программы являются: - формирование в Восточном административном округе и в городе в целом конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли; - повышение эффективности использования туристских ресурсов ВАО; - увеличение доходов городского бюджета от туристской деятельности; - приток инвестиций в ВАО; - создание новых рабочих мест; - развитие условий для отдыха жителей округа и города, развитие социальных контактов, связей между людьми; - сохранение и/или восстановление историко-культурных и природно-ландшафтных объектов, расположенных на территории Восточного административного округа. В свою очередь цели Программы можно рассматривать в рамках следующих составляющих: экономические, градостроительные, культурно-исторические, социальные, туристские. Экономической целью Программы является увеличение доходов города в виде налоговых и неналоговых поступлений в городской бюджет. Кроме того, к этой же цели следует отнести увеличение стоимости городского имущества за счет проведения реконструкций, реставраций и прочих мероприятий по улучшению городских объектов. Целевыми индикаторами достижения данной цели являются: - финансирование работ по реконструкции/реставрации объектов показа, в том числе ландшафтных, и ввод их в эксплуатацию; - финансирование работ по строительству и вводу в эксплуатацию объектов обслуживания туристов (центров обслуживания туристов, входных групп и др.) и ввод их в эксплуатацию; - финансирование работ по созданию мест паркирования туристских автобусов; - привлечение инвестиций на развитие туристской индустрии; - ввод в эксплуатацию экскурсионных маршрутов и других туристских программ; - ввод в эксплуатацию запланированных к коммерческому использованию площадей; - увеличение количества рабочих мест. Градостроительной целью Программы является проведение реконструкции/реставрации и нового строительства запланированных градостроительных объектов для эффективного функционирования ТРЗ. Целевыми индикаторами достижения данной цели являются: - проведение комплекса мероприятий по реконструкции/реставрации объектов показа (с разработкой градостроительной документации); - проведение мероприятий по строительству объектов обслуживания туристов (центров обслуживания туристов, входных групп и др.); - проведение работ по созданию мест паркирования туристских автобусов; - организация проведения работ по строительству запланированных коммерческих объектов для обслуживания ТРЗ. Культурно-исторической целью Программы является восстановление, сохранение и реставрация объектов исторического наследия, расположенных на территории Восточного административного округа, с целью организации дальнейшего осмотра/показа данных объектов. Целевыми индикаторами достижения данной цели являются: - реставрация, воссоздание памятников истории, культуры и архитектуры на территории Восточного административного округа; - организация осмотра/посещения памятников истории, культуры и архитектуры на территории Восточного административного округа. Социальными целями Программы являются: - увеличение доходов населения (целевым индикатором достижения данной цели является увеличение количества рабочих мест); - развитие условий для отдыха жителей округа и города, развитие социальных контактов, связей между людьми (целевыми индикаторами достижения данной цели являются организация мест проведения отдыха, ввод в эксплуатацию экскурсионных маршрутов и других туристских программ, развитие других объектов туристской инфраструктуры). Туристской целью Программы является увеличение туристских потоков и создание благоприятных условий для проведения туристских мероприятий. Целевыми индикаторами достижения данной цели являются: - обеспечение качественного проведения осмотра/показа объектов туристского ресурса на территории Восточного административного округа; - обеспечение туристского потока необходимым объемом сервисных услуг; - создание мест паркирования туристских автобусов. IV. Основные задачи реализации Программы Учитывая вышеизложенные проблемы и для достижения перечисленных выше целей необходимо решить комплекс задач в рамках выполнения Программы, а именно: 1. Разработать градостроительную документацию по объектам туристского показа. 2. Провести реконструкцию / реставрацию объектов туристского показа ТРЗ ВАО. 3. Развить туристскую инфраструктуру, а именно: - развить сервисную инфраструктуру в границах рассмотренных туристско-рекреационных зон; - сформировать условия для развития разнообразных форм спортивного отдыха и семейного туризма; - сформировать туристские программы (экскурсионные маршруты, мероприятия событийного туризма и др.); - определить и реализовать условия для организации торговли сувенирной продукцией, изделиями народных промыслов; - организовать транспортные подъезды к объектам туристского показа и места для паркирования туристских автобусов. 4. Организовать продвижение ТРЗ ВАО как туристского продукта посредством: - проведения рекламно-информационных мероприятий; - популяризации наиболее значимых историко-культурных и природно-ландшафтных объектов округа; - развития Интернет-ресурсов округа для целей ТРЗ ВАО; - установки информационных указателей и модулей; - разработки и распространения печатной информационной продукции, выпуска специализированных карт, путеводителей, брошюр и подарочных изданий, видео- и СД-дисков на русском и иностранных языках. 5. Создать эффективную систему управления ТРЗ ВАО и координации отдельных проектов в рамках ТРЗ ВАО: - создание единого координирующего туристского центра для управления туристской инфраструктурой, экскурсионными и другими туристскими программами; - формирование маршрутов, в первую очередь на основе максимально готовых к показу объектов для обеспечения адекватного, адресного вложения средств на подготовку объектов к показу; - обеспечить обучение и повышение квалификации экскурсоводов (гидов), работающих на маршрутах по объектам округа. По времени задачи разбиваются на первоочередные задачи и задачи последующей перспективы. В рамках настоящей Программы предусматривается решение задач первой очереди и подготовительные работы по задачам перспективы. К задачам первой очереди относится развитие туристско - рекреационной зоны N 2 "Сокольническая", которая включает исторически сложившиеся территории "Сокольники", "Стромынка", "Преображенское - Семеновское", "Черкизово", представляющие собой наиболее значительную концентрацию памятников истории и культуры округа. Приоритетное развитие данной территории позволит наиболее оптимально использовать ресурсы, сконцентрировав усилия и финансы на наиболее перспективном направлении, которое будет служить основой и отправной точкой роста при реализации Программы. Прежде всего необходимо определить, какие задачи выполняются городом, а для каких привлекаются частные инвестиции. Общий подход в решении данного вопроса следующий: город финансирует объекты показа (формирующие туристский поток, но коммерчески непривлекательные), частные инвесторы на конкурсной основе финансируют объекты туристской инфраструктуры (коммерчески привлекательные объекты по обслуживанию туристов). V. Система мероприятий по выполнению Программы Для выполнения поставленных задач предполагается проведение следующей системы мероприятий: 1. Обеспечение детальной инвентаризации объектов. 2. Обеспечение разработки градостроительной документации по объектам туристского показа, позволяющей детально определить характер допустимых реставрационных и реконструктивных мероприятий на территории объектов культурного наследия, включая проведение историко-архитектурных исследований. 3. Обеспечение проведения реконструкции/реставрации объектов туристского показа ТРЗ ВАО. 4. Развитие туристской инфраструктуры: - проведение проектно-изыскательских работ; - организация стоянок для паркирования туристских автобусов; - размещение общественных туалетов; - создание туристско-информационных центров; - создание входных групп; - разработка и организация экскурсионных маршрутов и иных туристских мероприятий; - организация объектов общественного питания; - организация торговли сувенирной продукцией, изделиями народных промыслов. 5. Продвижение ТРЗ ВАО как туристского продукта: - разработка плана и организация рекламно-информационной кампании; - разработка, создание и поддержка: - туристского Интернет-ресурса округа; - информационных указателей и модулей; - печатной информационной продукции, карт, путеводителей, брошюр, подарочных изданий, видео- и СД-дисков на русском и иностранных языках. 6. Создание системы управления ТРЗ ВАО и координации отдельных проектов в рамках создания ТРЗ ВАО. VI. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Выполнение Программы позволит достичь следующих важных для города социально-экономических и градостроительных результатов: - развитие инфраструктуры туристско-рекреационной отрасли города; - повышение туристской привлекательности округа и города в целом; - привлечение дополнительных инвестиционных потоков за счет деятельности сопутствующих видов частного бизнеса (торговля, питание и др.) в экономику города; - создание дополнительных рабочих мест; - увеличение доходов в бюджет города Москвы; - реконструкция и благоустройство городской территории; - улучшение архитектурного облика округа. Город получает доходы при реализации данной Программы за счет налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города Москвы, в том числе от сопутствующего туризму бизнеса. Общая окупаемость составляет около 9 лет, что представляется вполне допустимым при создании объектов городской инфраструктуры. VII. Финансовое обоснование реализации Программы Рассматриваемая Программа рассчитана на три года реализации (2009 - 2011 гг.). Однако ввиду медленной окупаемости Программы для оценки ее эффективности горизонт моделирования в экономических расчетах был принят как период 2009-2019 гг. В связи с этим при разработке Программы предусматривается определение показателей Программы в течение 2009-2011 гг., а также оценка параметров последующей перспективы Программы до двух лет (2012-2013 гг.). Суммарные расходы на мероприятия по Программе на три года реализации составят 634,1 млн. руб., в т.ч. расходы на рекламу - 27,8 млн. руб. Расходы в последующей перспективе (2012-2013 гг.) составят 112,5 млн. руб., в т.ч. расходы на рекламу - 65,4 млн. руб. Источником финансирования Программы является бюджет города Москвы. Бюджетные средства предусмотрены на проведение реконструкции / реставрации объектов туристского показа, создание мест паркирования туристских автобусов, создание общественных туалетов, туристских информационных центров, входных групп, что представлено в таблице 1: Таблица 1 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N |N |Туристско- | Наименование, дата создания, | Адрес БТИ |Район |Общая |В рамках Программы |Перспектива | |п/п|объекта|рекреационная| авторы объекта | | |стоимость |2009-2011 гг. | | | | |зона | | | | |---------------------|-------------| | | | | | | | |2009 |2010 |2011 |2012 |2013 | | | | | | | |----------|-------|------|------|------|------| | | | | | | |(млн. рублей) | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |1 |33 |II | Богатырский мост на Яузе, 1912 г. | Богатырский Мост|Богородское | 1,2| 0,3| 0,5| 0,4| 0,0| 0,0| | | | | | ул. | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |2 |113.1 |V | Водопроводная станция поселка | Поселок |Восточный | 2,9| 0,0| 0,0| 0,5| 1,5| 0,9| | | | | Восточный (Сталинская | Восточный | | | | | | | | | | | | водопроводная станция), 1937-1938 | | | | | | | | | | | | | гг., 1947 г., арх. И. Фридлянд, | | | | | | | | | | | | | А. Самойлов, Н. Гераскин, | | | | | | | | | | | | | С. Харитонов, А. Прибыткова | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |3 |100 |V | Храм Преподобных Зосимы и Савватия| Байкальская ул.,|Гольяново | 2,1| 0,0| 0,0| 0,4| 1,0| 0,7| | | | | Соловецких в Гольянове, 1842 г. | д. 35 | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |4 |88 |III | Усадьба "Ивановское", XVII в., | Сталеваров ул., |Ивановское | 1,4| 0,0| 0,0| 0,3| 0,7| 0,4| | | | | кон. XVIII - нач. XIX в., 1990-е. | д. 6 | | | | | | | | | | | | В настоящее время приходская | | | | | | | | | | | | | церковь с кладбищем | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |5 |88.1 |III | Храм Рождества Иоанна Предтечи в | Сталеваров ул., |Ивановское | 1,0| 0,0| 0,0| 0,2| 0,6| 0,2| | | | | Ивановском, 1801 г. | д. 6 | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |6 |88.2 |III | Дом причта, воскресная школа, 1994| Сталеваров ул., |Ивановское | 1,4| 0,0| 0,0| 0,3| 0,7| 0,4| | | | | г. | д. 6 | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |7 |81 |III | Церковь Рождества Христова в | Измайловский |Измайлово | 4,7| 0,0| 0,0| 0,8| 2,4| 1,5| | | | | Измайлове, 1689-1690 гг., | пр., вл. 28 | | | | | | | | | | | | переделка трапезной - XVIII-XIX | | | | | | | | | | | | | вв., возведение колокольни - | | | | | | | | | | | | | предположительно 1730-е гг. | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |8 |115 |V | ГУК Государственный выставочный | Измайловский |Измайлово | 0,5| 0,0| 0,0| 0,1| 0,2| 0,2| | | | | зал "МУЗЕЙ ИЗМАЙЛОВО", образован в| бульвар, д. 30 | | | | | | | | | | | | 1992 г. | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |9 |118 |V | Гуманитарный центр - музей | Измайловский |Измайлово | 0,4| 0,0| 0,0| 0,1| 0,2| 0,1| | | | | творчества аутсайдеров, основан в | бульвар, д. 30 | | | | | | | | | | | | 1995 г. | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |10 |120 |V | Дом, где жил архитектор и | 9-я Парковая |Измайлово | 3,6| 0,0| 0,0| 0,6| 1,9| 1,1| | | | | живописец В.М. Владимиров | ул., д. 41а | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |11 |116 |V | Государственный музей Вадима | Новогиреевская |Новогиреево | 0,6| 0,0| 0,6| 0,0| 0,0| 0,0| | | | | Сидура | ул., д. 37, | | | | | | | | | | | | | стр. 2 | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |12 |96 |IV | Усадьба "Перово" имп. Елизаветы и | Лазо ул. |Перово | 1,7| 0,0| 0,0| 0,3| 0,9| 0,5| | | | | графа Разумовского, XVII-XVIII | | | | | | | | | | | | | вв., арх. Б. Растрелли | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |13 |96.1 |IV | Храм Иконы Божьей Матери | Лазо ул., д. 5 |Перово | 0,3| 0,0| 0,0| 0,0| 0,1| 0,2| | | | | "Знамение" в Перово, 1690-1705 гг.| | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |14 |96.2 |IV | Усадебный парк (21,1 га), | Лазо ул., д. 1 |Перово | 3,5| 0,0| 0,0| 0,6| 1,8| 1,1| | | | | XVIII - нач. XIX в., арх. | | | | | | | | | | | | | Д.И. Жилярди, ГУК "ПКиО | | | | | | | | | | | | | "Перовский" - 1947 г. | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |15 |15 |II | Особняк В.Д. Носова, 1903 г., арх.| Электрозаводская|Преображенское| 2,1| 0,5| 0,8| 0,8| 0,0| 0,0| | | | | Л.Н. Кекушев. | ул., д. 12 | | | | | | | | | | | | В настоящее время здесь | | | | | | | | | | | | | располагается филиал Российской | | | | | | | | | | | | | государственной юношеской | | | | | | | | | | | | | библиотеки | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |16 |16 |II | Главный дом городской усадьбы | М. Семеновская |Преображенское| 2,1| 0,5| 0,8| 0,8| 0,0| 0,0| | | | | (В.Д. Носова), 1870-1883, 1910-е | ул., д. 1/12, | | | | | | | | | | | | гг., арх. П. Щеголев, И.В. | с. 1 | | | | | | | | | | | | Жолтовский, Л.Н. Кекушев, худ. | | | | | | | | | | | | | М.В. Добужинский. | | | | | | | | | | | | | В настоящее время здесь | | | | | | | | | | | | | располагается коммерческая | | | | | | | | | | | | | организация | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |17 |20 |II | Фабричный корпус, кон. XIX в. | М. Семеновская |Преображенское| 26,2| 6,3| 10,5| 9,4| 0,0| 0,0| | | | | В настоящее время здесь | ул., д. 3 | | | | | | | | | | | | располагается научно- | | | | | | | | | | | | | исследовательская организация | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |18 |24 |II | Земская больница кон. XIX - нач. | М. Семеновская |Преображенское| 5,3| 1,3| 2,1| 1,9| 0,0| 0,0| | | | | XX в. | ул., д. 13 | | | | | | | | | | | | В настоящее время здесь | | | | | | | | | | | | | располагается городское учреждение| | | | | | | | | | | | | здравоохранения | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |19 |13 |II | Церковь Вознесения Христова на | Измайловское |Соколиная гора| 3,9| 0,9| 1,6| 1,4| 0,0| 0,0| | | | | бывшем Семеновском кладбище, 1855 | шоссе, д. 2, | | | | | | | | | | | | г. | стр. 1 | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |20 |28 |II | Жилой дом, 1893 г., арх. | Журавлева пл., |Преображенское| 1,6| 0,4| 0,6| 0,6| 0,0| 0,0| | | | | Ф. Воскресенский. | д. 8 | | | | | | | | | | | | В настоящее время здание сдается в| | | | | | | | | | | | | аренду | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |21 |27 |II | Жилой дом (купцов Н.А. Егорова, | М. Семеновская |Преображенское| 1,1| 0,3| 0,4| 0,4| 0,0| 0,0| | | | | И.Е. Круговихина) (деревянный), | ул., д. 11/2, | | | | | | | | | | | | 1880-1890-е гг. | с. 3 | | | | | | | | | | | | В настоящее время здание сдается в| | | | | | | | | | | | | аренду | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |22 |29 |II | Доходный дом В.С. Лерх, 1911 г., | Суворовская ул.,|Преображенское| 1,1| 0,3| 0,4| 0,4| 0,0| 0,0| | | | | арх. А. Юнг. | д. 27 | | | | | | | | | | | | В настоящее время здание сдается в| | | | | | | | | | | | | аренду | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |23 |30 |II | Жилой дом, 1909 г., арх. Д.П. | Журавлева пл., |Преображенское| 1,8| 0,4| 0,7| 0,7| 0,0| 0,0| | | | | Сухов. | д. 12 | | | | | | | | | | | | В настоящее время здание сдается в| | | | | | | | | | | | | аренду | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |24 |34 |II | Комплекс жилых домов: | Преображенский |Преображенское| 26,2| 6,3| 10,5| 9,4| 0,0| 0,0| | | | | ул. Преображенский Вал, д. 24, | Вал ул., д. 24, | | | | | | | | | | | | к. 1, 1928 г., арх. М. Русанова; | к. 1. | | | | | | | | | | | | ул. Девятая Рота, д. 14, | Девятая Рота | | | | | | | | | | | | к. 1, 1930 г., арх. Г. Мапу; | ул., д. 14, к. 1| | | | | | | | | | | | планировочное решение - арх. И. | | | | | | | | | | | | | Николаев | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |25 |34.1 |II | Жилой дом, 1928 г. | Преображенский |Преображенское| 3,8| 0,9| 1,5| 1,4| 0,0| 0,0| | | | | | Вал, д. 24, | | | | | | | | | | | | | стр. 3 | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |26 |34.2 |II | Жилой дом, 1928 г. | Преображенский |Преображенское| 9,7| 2,3| 3,9| 3,5| 0,0| 0,0| | | | | | Вал, д. 24, | | | | | | | | | | | | | стр. 6 | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |27 |26 |II | Дом жилой, сер. XIX в. | Измайловское ш.,|Соколиная гора| 1,3| 0,3| 0,5| 0,5| 0,0| 0,0| | | | | В настоящее время здание сдается | д. 4 | | | | | | | | | | | | в аренду | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |28 |31 |II | Рабочий дворец им. В.М. | Ткацкая ул., |Соколиная гора| 2,5| 0,6| 1,0| 0,9| 0,0| 0,0| | | | | Загорского, на открытии которого 1| д. 27 | | | | | | | | | | | | мая 1920 г. выступал В.И. Ленин, | | | | | | | | | | | | | 1904 г. | | | | | | | | | | | | | В настоящее время здесь | | | | | | | | | | | | | располагается городская спортивная| | | | | | | | | | | | | организация | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |29 |36 |II | Жилой дом, где в 1932-1933 гг. жил| Медовый пер., |Соколиная гора| 2,3| 0,6| 0,9| 0,8| 0,0| 0,0| | | | | один из основоположников | д. 12 | | | | | | | | | | | | советского ракетостроения Ф.А. | | | | | | | | | | | | | Цандер | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |30 |40 |II | Электрозаводский мост на Яузе, | Гастелло ул., |Соколиная гора| 9,2| 2,2| 3,7| 3,3| 0,0| 0,0| | | | | 1954 г., арх. С.П. Леонтович, инж.| Б. Семеновская | | | | | | | | | | | | Ю.Ф. Вернер | ул. | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |31 |8 |II | Главный дом усадьбы XVIII в., | Попов пр-д, |Сокольники | 2,7| 0,6| 1,1| 1,0| 0,0| 0,0| | | | | административное здание | д. 2, стр. 1 | | | | | | | | | | | | текстильной фабрики с жилыми | | | | | | | | | | | | | помещениями, подвал и южная часть | | | | | | | | | | | | | - 1730-1750 гг., надстройка | | | | | | | | | | | | | второго этажа - 1794 г., | | | | | | | | | | | | | предположительно арх. Н. Легран, | | | | | | | | | | | | | надстройка фронтона, переделка | | | | | | | | | | | | | главного фасада - 1880 г., арх. | | | | | | | | | | | | | С.А. Гамбурцев. | | | | | | | | | | | | | В настоящее время здесь | | | | | | | | | | | | | располагаются производственные | | | | | | | | | | | | | мастерские | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |32 |5 |II | Корпус Покровской общины сестер | Гастелло ул., |Сокольники | 0,5| 0,1| 0,2| 0,2| 0,0| 0,0| | | | | милосердия, 1901-1902 гг. | д. 44, стр. 2 | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |33 |7 |II | Деревянный дом, кон. XIX - нач. XX| Гастелло ул., |Сокольники | 1,2| 0,3| 0,5| 0,4| 0,0| 0,0| | | | | в. | д. 5 | | | | | | | | | | | | В настоящее время здание не | | | | | | | | | | | | | эксплуатируется | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |34 |6 |II | Больница 300-летия дома Романовых | Гастелло ул., |Сокольники | 10,3| 2,5| 4,1| 3,7| 0,0| 0,0| | | | | в Покровской общине, 1913 г. | д. 42 | | | | | | | | | | | | В настоящее время здесь | | | | | | | | | | | | | располагается городское учреждение| | | | | | | | | | | | | здравоохранения | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |35 |46 |II | Дача Фон Мекк, кон. XIX в., 1910-е| 5-й Лучевой |Сокольники | 1,6| 0,4| 0,6| 0,6| 0,0| 0,0| | | | | гг. | просек, д. 14-16| | | | | | | | | | | | ГУК города Москвы Парк культуры и | | | | | | | | | | | | | отдыха "Сокольники" | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |36 |53 |II | Коронационное убежище (Дом | Короленко ул., |Сокольники | 3,3| 0,8| 1,3| 1,2| 0,0| 0,0| | | | | призрения И.Д. Баева), 1901 г., | д. 3 | | | | | | | | | | | | арх. А.Л. Обер, А.Ф. Мейснер. | | | | | | | | | | | | | В настоящее время здесь | | | | | | | | | | | | | располагается городское учреждение| | | | | | | | | | | | | здравоохранения | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |37 |53.1 |II | Больничный корпус (корпус N 1), | Короленко ул., |Сокольники | 2,1| 0,5| 0,8| 0,8| 0,0| 0,0| | | | | 1901 г., арх. А.Л. Обер, А.Ф. | д. 3, стр. 1 | | | | | | | | | | | | Мейснер | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |38 |53.2 |II | Специализированный корпус, 1901 | Короленко ул., |Сокольники | 1,7| 0,4| 0,7| 0,6| 0,0| 0,0| | | | | г., арх. А.Л. Обер, А.Ф. Мейснер | д. 3, стр. 2 | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |39 |53.3 |II | Больничный корпус (корпус N 3), | Короленко ул., |Сокольники | 3,4| 0,8| 1,4| 1,2| 0,0| 0,0| | | | | 1902 г., арх. И.Е. Кузнецов | д. 3, стр. 3 | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |40 |53.5 |II | Служебный корпус, 1901 г., арх. | Короленко ул., |Сокольники | 1,5| 0,4| 0,6| 0,5| 0,0| 0,0| | | | | А.Ф. Мейснер | д. 3, стр. 9 | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |41 |54 |II | Больница для хронических больных | Стромынка ул., |Сокольники | 5,1| 1,2| 2,1| 1,8| 0,0| 0,0| | | | | им. братьев Бахрушиных, 1884-1887,| д. 7 | | | | | | | | | | | | 1890-1892, 1908, 1913 гг., арх. | | | | | | | | | | | | | И.А. Иванов-Шиц, В.В. Лебедев, | | | | | | | | | | | | | А.И. Рооп, Б.В. Фрейденберг. | | | | | | | | | | | | | В настоящее время здесь | | | | | | | | | | | | | располагается городское учреждение| | | | | | | | | | | | | здравоохранения | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |42 |54.1 |II | Главный корпус с домовым храмом | Стромынка ул., |Сокольники | 2,7| 0,6| 1,1| 1,0| 0,0| 0,0| | | | | (больничный корпус N 1), 1884-1887| д. 7, стр. 1 | | | | | | | | | | | | гг., арх. Б.В. Фрейденберг | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |43 |54.2 |II | Дом призрения для неизлечимо | Стромынка ул., |Сокольники | 1,5| 0,4| 0,6| 0,5| 0,0| 0,0| | | | | больных (больничный корпус N 4), | д. 7, стр. 4 | | | | | | | | | | | | 1892 г., арх. Б.В. Фрейденберг | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |44 |54.3 |II | Родильный приют (больничный корпус| Стромынка ул., |Сокольники | 1,3| 0,3| 0,5| 0,5| 0,0| 0,0| | | | | N 5), 1903 г., арх. И.А. | д. 7, стр. 5 | | | | | | | | | | | | Иванов-Шиц | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |45 |54.4 |II | Докторский корпус (больничный | Стромынка ул., |Сокольники | 1,1| 0,3| 0,4| 0,4| 0,0| 0,0| | | | | корпус N 6), 1887 г., арх. | д. 7, стр. 6 | | | | | | | | | | | | Б.В. Фрейденберг | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |46 |54.5 |II | Аптечный корпус (больничный корпус| Стромынка ул., |Сокольники | 1,0| 0,2| 0,4| 0,4| 0,0| 0,0| | | | | N 9), 1887 г., арх. Б.В. | д. 7, стр. 9 | | | | | | | | | | | | Фрейденберг | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |47 |58 |II | Детская больница Святого | Матросская |Сокольники | 5,5| 1,3| 2,2| 2,0| 0,0| 0,0| | | | | Владимира, 1876 г., арх. Р.А. | Тишина ул., | | | | | | | | | | | | Гедике, 1883 г. - строительство | д. 14 | | | | | | | | | | | | церкви Святой Троицы, арх. А.П. | (Рубцовско- | | | | | | | | | | | | Попов. | Дворцовая ул., | | | | | | | | | | | | В настоящее время здесь | д. 1/3) | | | | | | | | | | | | располагается детское городское | | | | | | | | | | | | | учреждение здравоохранения | | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |48 |58.2 |II | Жилой корпус больницы для | Матросская |Сокольники | 3,9| 0,9| 1,6| 1,4| 0,0| 0,0| | | | | медперсонала и аптеки (больничный | Тишина ул., | | | | | | | | | | | | корпус N 2), 1886 г., арх. Р.А. | д. 14 | | | | | | | | | | | | Гедике. | (Рубцовско- | | | | | | | | | | | | В настоящее время здание не | Дворцовая ул., | | | | | | | | | | | | используется | д. 1/3) | | | | | | | | |---|-------|-------------|-----------------------------------|-----------------|--------------|----------|-------|------|------|------|------| |