О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ПИСЬМО ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 30 сентября 2008 г. N 25-12/19235 (Д) Направляю для использования в работе и исполнения в части касающейся Временный порядок действий должностных лиц Управления и приграничных таможен по отбору транспортных средств и товаров для проведения таможенного осмотра с использованием ИДК (МИДК), а также при работе с информацией, полученной с использованием ИДК (МИДК). Прошу до 31.10.2008 направить в СОТК Управления информацию о проблемах по реализации указанного Временного порядка, а также о предложениях по внесению изменений в него. Также в соответствии с пунктом 4 приказа ФТС России от 12.08.2008 N 995 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при работе с информацией, полученной с использованием инспекционно-досмотровых комплексов" прошу приграничные таможни начиная с октября 2008 года представлять ежемесячный отчет о результатах проводимого анализа информации в срок до 5 числа следующего за отчетным. При этом предложения по форме отчетности вместе с отчетом о результатах проведенного анализа информации за сентябрь 2008 года прошу направить в срок до 10.10.2008. Всю требуемую информацию прошу направлять в указанные сроки на адреса электронной почты sotk-shie@mtu.customs.ru (Шилкин Иван Евгеньевич) и sotk-paa@mtu.customs.ru (Подопригора Артур Анатольевич) с последующим досылом на бумажном носителе. Врио первого заместителя начальника Управления по таможенному контролю подполковник таможенной службы В.А. Самсонов 30 сентября 2008 г. N 25-12/19235 УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель начальника Управления по таможенному контролю полковник таможенной службы С.В. Рыбкин 24 сентября 2008 года ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИГРАНИЧНЫХ ТАМОЖЕН ПО ОТБОРУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ТОВАРОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОСМОТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ (МОБИЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ), А ТАКЖЕ ПРИ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ, ПОЛУЧЕННОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ (МОБИЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ) 1. Общие положения 1.1. Настоящий Временный порядок действий должностных лиц Управления и приграничных таможен по отбору транспортных средств и товаров для проведения таможенного осмотра с использованием инспекционно - досмотровых комплексов (мобильных инспекционно - досмотровых комплексов), а также при работе с информацией, полученной с использованием инспекционно-досмотровых комплексов (мобильных инспекционно-досмотровых комплексов) (далее - Временный порядок), разработан в целях повышения эффективности применения инспекционно - досмотровых комплексов (далее - ИДК), мобильных инспекционно - досмотровых комплексов (далее - МИДК) в соответствии с главой 34 Таможенного кодекса Российской Федерации, приказом ГТК России от 26.09.2003 N 1069 "Об утверждении концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации", приказом ФТС России от 12.01.2007 N 13 "Об утверждении порядка таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотрового комплекса в автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации", приказом ФТС России от 30.10.2007 N 1332 "Об утверждении порядка таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием мобильного инспекционно - досмотрового комплекса в автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации", приказом ФТС России от 11.01.2008 N 11 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей риска, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене" (далее - Инструкция по работе с рисками) и приказом ФТС России от 12.08.2008 N 995 "Об утверждении порядка действий должностных лиц таможенных органов при работе с информацией, полученной с использованием инспекционно-досмотрового комплекса". 1.2. Настоящий Временный порядок определяет: 1.2.1. Проведение анализа товаров и транспортных средств, перемещаемых через участок государственной границы РФ, расположенный в регионе деятельности Центрального таможенного управления, и применение критериев по отбору товаров и транспортных средств для осмотра с использованием ИДК (МИДК). 1.2.2. Действия должностных лиц автомобильных пунктов пропуска (далее - АПП) и пунктов приема уведомлений (далее - ППУ) по направлению товаров и транспортных средств для проведения таможенного осмотра с использованием МИДК. 1.2.3. Сроки передачи информации, полученной с использованием ИДК (МИДК). 1.2.4. Проведение контроля информации, полученной с использованием ИДК (МИДК). 2. Действия должностных лиц Управления и приграничных таможен 2.1. Выявление товарных партий со средней и высокой степенью риска осуществляется уполномоченными должностными лицами АПП, ППУ, отделов применения системы управления рисками (далее - ОПСУР) приграничных таможен, отделом координации и применения системы управления рисками (далее - ОКиПСУР) СОТК Управления, а также иными структурными подразделениями Управления и приграничных таможен, указанными в пункте 5 Инструкции по работе с рисками, в соответствии с системой управления рисками, в том числе с критериями, приведенными в приложении к настоящему Временному порядку. При этом в качестве источников информации используются: - электронные уведомления о регистрации ввоза в АПП, ППУ на таможенную территорию РФ товаров и транспортных средств; - электронные уведомления, направленные из таможенных органов Республики Беларусь; - сведения о перевозчиках (отправителях, получателях), которые ранее привлекались к административной ответственности по статьям 16.1, 16.2 КоАП РФ; - информационные таблицы, формируемые в соответствии с приказом Управления от 06.05.2008 N 219; - результаты осмотров с применением ИДК (МИДК), проведенных ранее в отношении однотипных (подобных) товаров; - собственные аналитические материалы; - информация, направляемая правоохранительными и другими подразделениями таможни, Управления; - другие источники информации. 2.2. Отнесение товарных партий к высокой и средней степени риска осуществляется экспертным методом. При этом высокой степенью риска следует считать товарные партии, в отношении которых выявлены три и более критерия риска либо два критерия, одним из которых является перемещение товаров организацией, ранее привлекавшейся к административной ответственности по статьям 16.1, 16.2 КоАП Российской Федерации. 2.3. Уполномоченные должностные лица АПП, ППУ осуществляют следующие действия: 2.3.1. Анализируют информацию, получаемую по результатам использования ИДК (МИДК) для наращивания базы данных справочной информации и дальнейшего применения в работе. 2.3.2. По окончании дежурной смены эксплуатирования ИДК (МИДК): - направляют в ОПСУР таможни информацию о проведенных сканированиях с указанием критериев риска, по которым были выбраны товарные партии; - осуществляют копирование на внешний носитель информации, полученной по результатам проведенных таможенных осмотров товаров и транспортных средств с использованием ИДК (МИДК), и передают ее на выделенный информационный ресурс таможни в соответствии с порядком, установленным начальником таможни. 2.3.3. Оперативно готовят информацию в ОПСУР таможни о товарных партиях, в отношении которых имеются обоснованные предположения о возможности нарушения таможенного законодательства РФ при их декларировании в таможне назначения и при отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности непосредственно в пункте пропуска. 2.3.4. Направляют в ОПСУР таможни предложения по актуализации перечня критериев рисков отнесения товарных партий к группе риска, в отношении которых в пунктах пропуска целесообразно применять ИДК (МИДК). 2.3.5. Таможенные осмотры товаров и транспортных средств, инициированные по информации ОПСУР приграничных таможен, ОКиПСУР СОТК Управления, проводят в соответствии с утвержденными в приграничных таможнях распорядительными документами, определяющими порядок контроля товаров и транспортных средств с использованием ИДК (МИДК). 2.4. Уполномоченные должностные лица ОПСУР приграничных таможен осуществляют следующие действия: 2.4.1. Анализируют информацию, получаемую по результатам использования ИДК (МИДК) для наращивания базы данных справочной информации и дальнейшего применения в работе. 2.4.2. По мере поступления из АПП, ППУ информации, указанной в пункте 2.3.2, направляют ее незамедлительно через информационно-технические подразделения таможни в Управление. 2.4.3. Ежедневно проводят анализ информации о проведенных таможенных осмотрах с применением ИДК (МИДК), а также сравнительный анализ сканированных изображений товарных партий и товаросопроводительных документов на предмет правильности и обоснованности решений, принятых по результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием МИДК. По результатам проведенного анализа в случаях выявления признаков нарушений таможенного законодательства Российской Федерации в письменной форме информируют первого заместителя начальника таможни по таможенному контролю для решения вопроса о мерах воздействия. 2.4.4. Оперативно анализируют информацию, поступившую из АПП, ППУ в соответствии с пунктом 2.3.3. По результатам анализа готовят проекты срочных профилей риска и направляют их на рассмотрение в ОКиПСУР СОТК Управления. 2.4.5. Информируют АПП, ППУ о самостоятельно выявленных рисковых товарных партиях, в отношении которых необходимо применение таможенного осмотра с использованием ИДК (МИДК). Порядок доведения до АПП, ППУ информации о необходимости сканирования выявленных рисковых товарных партий определяется начальником таможни. 2.4.6. Актуализируют перечень критериев рисков отнесения товарных партий к группе риска, в отношении которых в пунктах пропуска целесообразно применять ИДК (МИДК), и доводят его до АПП, ППУ, функциональных отделов таможни и ОКиПСУР СОТК Управления. 2.5. Уполномоченные должностные лица ОКиПСУР СОТК Управления осуществляют следующие действия: 2.5.1. Анализируют информацию, получаемую по результатам использования ИДК (МИДК) для наращивания базы данных справочной информации и дальнейшего применения в работе. 2.5.2. Ежедневно проводят анализ информации о проведенных таможенных осмотрах с применением ИДК (МИДК), а также сравнительный анализ сканированных изображений товарных партий и товаросопроводительных документов на предмет правильности и обоснованности решений, принятых по результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием ИДК (МИДК). По результатам проведенного анализа в случаях выявления признаков нарушений таможенного законодательства Российской Федерации в письменной форме информируют первого заместителя начальника Управления по таможенному контролю для решения вопроса о мерах воздействия. 2.5.3. Рассматривают поступившие из приграничных таможен в соответствии с пунктом 2.4.4 проекты срочных профилей риска. По результатам рассмотрения по актуальным проектам издаются срочные профили риска и направляются для применения в таможни назначения товарных партий. 2.5.4. Актуализируют перечень критериев рисков отнесения товарных партий к группе риска, в отношении которых в пунктах пропуска целесообразно применять ИДК (МИДК), и доводят его до ОПСУР приграничных таможен. 3. Заключительные положения 3.1. Еженедельно должностные лица ОПСУР приграничных таможен проводят: - мониторинг товаропотоков; - анализ товарных партий, включенных в списки для таможенного осмотра с использованием ИДК (МИДК); - анализ товарных партий, прошедших таможенный осмотр, и результатов этого осмотра; - анализ товарных партий, не прошедших осмотр, в том числе перевозок, фактически осуществленных через другие АПП, ППУ. Результаты анализа доводятся ОПСУР таможни в письменном виде до первого заместителя начальника таможни по таможенному контролю и первого заместителя начальника Управления по таможенному контролю, а также используются при подготовке информации о поставках со средней и высокой степенью риска. 3.2. При вступлении в силу нормативных правовых актов ФТС России и (или) Управления, определяющих иной порядок осуществления таможенного контроля с использованием ИДК (МИДК), а также при работе с информацией, полученной с использованием ИДК (МИДК), положения данного Временного порядка применяются в части, им не противоречащей. И.о. начальника службы организации таможенного контроля Управления подполковник таможенной службы В.А. Самсонов Приложение к Временному порядку ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ РИСКОВ ОТНЕСЕНИЯ ТОВАРНЫХ ПАРТИЙ К ГРУППЕ РИСКА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЦЕЛЕСООБРАЗНО ПРИМЕНЯТЬ ИДК (МИДК) ---------------------------------------------------------------------------- |N | Описание критерия риска | |критерия | | |риска | | |---------|----------------------------------------------------------------| |1 | Наличие информации, поступившей из правоохранительного блока | | | таможни | |---------|----------------------------------------------------------------| |2 | Не соблюдаются условия прямой отгрузки товаров, при этом | | | отправителями являются резиденты прибалтийских государств либо | | | поставки осуществляются через склады, расположенные | | | в прибалтийских государствах | |---------|----------------------------------------------------------------| |3 | Страна, в которой зарегистрирован отправитель товара, | | | располагается в оффшоре (согласно Указанию ЦБ РФ от 07.08.2003 | | | N 1317-У оффшорная зона) | |---------|----------------------------------------------------------------| |4 | Маршрут следования товаров не соответствует наиболее | | | рациональному исходя из географического расположения стран - | | | получателей и отправителей товаров | |---------|----------------------------------------------------------------| |5 | Товары, в отношении которых установлены низкие адвалорные | | | ставки таможенных пошлин | |---------|----------------------------------------------------------------| |6 | Товары, в отношении которых установлены ставки НДС в размере | | | 10% | |---------|----------------------------------------------------------------| |7 | В одном транспортном средстве одновременно перевозятся товары | | | с различными требованиями к условиям перевозки | |---------|----------------------------------------------------------------| |8 | Товары, в отношении которых установлены ставки таможенных | | | пошлин, величина которых меньше величины ставок таможенных, | | | установленных в отношении товаров, классифицируемых в той | | | же товарной позиции и/или по своим характеристикам и внешнему | | | виду относящихся к данным товарам | |---------|----------------------------------------------------------------| |9 | В одном транспортном средстве и/или в одном упаковочном месте | | | одновременно перевозятся товары, одни из которых относятся | | | к товарам риска, а другие - к товарам прикрытия | | | (при преобладании товаров прикрытия) | |---------|----------------------------------------------------------------| |10 | Ввозятся товары, бывшие в употреблении | |---------|----------------------------------------------------------------| |11 | Отличная от общепринятой (для конкретных товаров) разница между| | | весом брутто и нетто перевозимых товаров | |---------|----------------------------------------------------------------| |12 | Вес единицы товара не является характерным для данного товара | | | или идентичных, однородных товаров, товара того же класса или | | | вида | |---------|----------------------------------------------------------------| |13 | Неравномерное распределение нагрузок на оси транспортного | | | средства (прицеп, полуприцеп), загруженного однородным товаром | | | (отклонение более 250 кг) | |---------|----------------------------------------------------------------| |14 | Общий фактический вес транспортного средства с товаром | | | превышает сумму весовых характеристик транспортного средства | | | и перемещаемых в его грузовом отделении товаров, определенный | | | на основании данных из транспортных документов и технического | | | паспорта | |---------|----------------------------------------------------------------| |15 | Загрузка транспортного средства выше (ниже) установленной нормы| |---------|----------------------------------------------------------------| |16 | Товар через таможенную границу РФ перемещается в контейнере | |---------|----------------------------------------------------------------| |17 | Отсутствие на грузовых отделениях пломб или их нарушение либо | | | отличие маркировки пломб от маркировки, указанной | | | в представленных перевозчиком (экспедитором) документах | |---------|----------------------------------------------------------------| |18 | Повреждение целостности грузового отделения транспортного | | | средства | |---------|----------------------------------------------------------------| |19 | Наличие следов ремонта транспортного средства (грузового отсека| | | и кабины) | |---------|----------------------------------------------------------------| |20 | Имеются предположения о наличии скрытых дополнительных отсеков,| | | не предусмотренных производителем транспортного средства | |---------|----------------------------------------------------------------| |21 | Легковые транспортные средства, имеющие признаки перемещения | | | коммерческих партий товаров | |---------|----------------------------------------------------------------| |22 | Товар, который ранее не перемещался через пункт пропуска | |---------|----------------------------------------------------------------| |23 | Перевозчик, который ранее не осуществлял ввоз и вывоз товаров | | | через пункт пропуска | |---------|----------------------------------------------------------------| |24 | Отправитель товара, который ранее не осуществлял ввоз или вывоз| | | товаров через пункт пропуска | |---------|----------------------------------------------------------------| |25 | Получатель товара, в адрес которого ранее не оформлялась | | | процедура ВТТ/МТТ | |---------|----------------------------------------------------------------| |26 | Субъект ВЭД относится к категории лиц, перемещающих товары, | | | таможенный контроль которых после выпуска невозможен или | | | затруднен | |---------|----------------------------------------------------------------| |27 | Отправителем вывозимого товара выступает ИП, ЧП или физическое | | | лицо | |---------|----------------------------------------------------------------| |28 | Получателем товара выступает ИП или ЧП | |---------|----------------------------------------------------------------| |29 | Получатель или перевозчик, в отношении которых ранее были | | | выявлены нарушения таможенного законодательства РФ | |---------|----------------------------------------------------------------| |30 | Имеются признаки перетекания в адрес организации товаров, | | | оформляемых ранее организациями, имеющими высокие риски | | | и прекратившими свою деятельность в т.ч. в результате | | | проведения проверочных мероприятий | |---------|----------------------------------------------------------------| |31 | В представленных для таможенных целей документах содержатся | | | неполные и (или) противоречивые сведения, а также сведения, | | | вызывающие сомнения в их достоверности | |---------|----------------------------------------------------------------| |32 | Отсутствие упаковочного листа при перевозке товаров различной | | | номенклатуры | |---------|----------------------------------------------------------------| |33 | Наличие подчисток и исправлений в транспортных и коммерческих | | | документах, касающихся основных сведений о товаре | |---------|----------------------------------------------------------------| |34 | Отсутствие в товаротранспортных и коммерческих документах | | | отметок таможенных органов страны вывоза | |---------|----------------------------------------------------------------| |35 | Отсутствие в товаротранспортном документе отметок перевозчика, | | | записи о принятии груза под пломбой отправителя без пересчета | | | грузовых мест | |---------|----------------------------------------------------------------| |36 | В инвойсе (счете-фактуре) отсутствуют сведения об артикулах, | | | моделях товара, товарных знаках, марках, названии | | | производителя | |---------|----------------------------------------------------------------| |37 | В ходе проверки документов выявлены | | | санитарно-эпидемиологические заключения, выданные | | | не уполномоченными на это органами | |---------|----------------------------------------------------------------| |38 | Перевозятся товары, в отношении которых невозможно проведение | | | осмотра с применением ИДК (рассматривать вопрос о проведении | | | досмотра в ПП или информировании таможенного органа | | | назначения) | ---------------------------------------------------------------------------- |