РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ. Письмо. Министерство юстиции РФ (Минюст России). 21.12.00 06-5893

             РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ
                ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                    ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ

                          21 декабря 2000 г.
                              N 06-5893
   
                                (НЦПИ)
   

     Изучение поступивших  во  II  полугодии  2000  г.  в  Департамент
судебных  приставов документов от главных судебных приставов субъектов
Российской  Федерации  показало,  что  некоторые  региональные  службы
испытывают   определенные  трудности  при  применении  отдельных  норм
законодательства об исполнительном производстве, в связи с чем им даны
соответствующие разъяснения.
     Среди вопросов,  возникших  у   региональных   работников,   были
следующие.
     1. О   праве   органов    (должностных    лиц),    уполномоченных
рассматривать дела об административных правонарушениях
     В соответствии с пп.  6  п.  1  ст.  7  Федерального  закона  "Об
исполнительном  производстве" постановления органов (должностных лиц),
уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях,
являются исполнительными документами.
     Постановления органов  Государственной  инспекции  по   торговле,
качеству   товаров  и  защите  прав  потребителей  также  относятся  к
исполнительным документам,  поскольку в соответствии с ч.  1 ст. 224.6
Кодекса  РСФСР  об административных правонарушениях им подведомственны
дела данной категории.

          О конфискации имущества в административном порядке

     Действующее законодательство      регламентирует       применение
конфискации   имущества   по   приговору   суда   и  по  постановлению
административного органа.
     Согласно ст.    72   Федерального   закона   "Об   исполнительном
производстве"  порядок  исполнения  наказания   в   виде   конфискации
имущества  определяется  Уголовно-исполнительным  кодексом  Российской
Федерации.
     Из этой же нормы, а также из п. 1 ст. 62 Уголовно-исполнительного
кодекса Российской Федерации  следует,  что  конфискация  имущества  в
принудительном  порядке исполняется судебным приставом-исполнителем по
приговору суда.
     В соответствии  с  п.  1  ст.  2  Уголовного  кодекса  Российской
Федерации конфискация  есть  принудительное  безвозмездное  изъятие  в
собственность  государства  всего  или  части  имущества,  являющегося
собственностью осужденного.
     Понятие "конфискация"   как  мера  уголовной  ответственности  не
соответствует понятию "конфискация" в административном порядке (ст. 29
и 244 КоАП РСФСР).
     При конфискации  в  административном  порядке   в   собственность
государства обращается лишь предмет,  явившийся орудием совершения или
непосредственным  объектом  административного  правонарушения,  а   не
вообще имущество нарушителя.
     Судебные приставы-исполнители,     осуществляя     принудительное
исполнение  судебных  актов  или  актов  иных  органов,  не производят
изъятие предметов или объектов,  имеющих отношение к преступлению  или
правонарушению.
     Порядок изъятия вещей и документов определен ст.  244 КоАП РСФСР,
из  которой  следует,  что  вещи  и документы,  являющиеся орудием или
непосредственным  объектом  правонарушения,   изымаются   должностными
лицами органов,  предусмотренных в ст. 241 и 243 указанного Кодекса, и
хранятся до  рассмотрения  дела.  В  зависимости  от  результатов  его
рассмотрения они в установленном порядке конфискуются или возвращаются
владельцу  либо  уничтожаются,  а  при  возмездном  изъятии  вещей   -
реализуются.
     Таким образом,  вопросы,  связанные с исполнением  конфискации  и
возможной   дальнейшей   реализации   предметов,   явившихся   орудием
совершения    или    непосредственным    объектом    административного
правонарушения,   должны   решаться  органами  (должностными  лицами),
которые  вправе  принимать  решения  по  делам   об   административных
правонарушениях,  а не в рамках исполнительного производства судебными
приставами-исполнителями.
     2. О сроке для добровольного исполнения исполнительного документа
должником
     Согласно п.  5  ст.  11  Федерального  закона  "Об исполнительном
производстве" исполнительный документ,  по  которому  было  возбуждено
исполнительное   производство   и  который  после  этого  направляется
(передается) в другую службу судебных приставов для исполнения, должен
быть   принят   к   исполнению.   При   этом   повторное   возбуждение
исполнительного   производства   законом    не    предусмотрено,    и,
следовательно,  добровольный  срок  также  не  может быть предоставлен
повторно.
     3. Об исполнительском сборе
     Исполнительский сбор не является  платой  судебным  приставам  за
исполнение,  а  представляет собой правовой инструмент принудительного
воздействия  на  должников  в  исполнительном  производстве,   который
побуждает своевременно и в полном объеме исполнять требования судебных
актов и актов иных уполномоченных органов.
     В соответствии  со ст.  81 Федерального закона "Об исполнительном
производстве" при принудительном исполнении исполнительного  документа
судебный  пристав-исполнитель  взыскивает  с  должника исполнительский
сбор в размере  7%  от  взыскиваемой  суммы  или  стоимости  имущества
должника либо в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда.
     При отсутствии у должника денежных средств  взыскание  обращается
на  иное  имущество,  которое подлежит реализации.  Из денежной суммы,
полученной  путем  реализации  имущества,  удовлетворяются  требования
взыскателя и оплачивается исполнительский сбор (ст. 77).
     Из вышеуказанных  положений  следует,  что  исполнительский  сбор
взыскивается  с должника в денежной сумме.  Взыскание исполнительского
сбора имуществом, стоимость которого равна необходимой денежной сумме,
законодательством не предусмотрено.
     Кроме того,  в  случае  заключения  сторонами  в   исполнительном
производстве  мирового  соглашения  исполнительский  сбор  может  быть
взыскан  в  части  суммы,  взысканной  к   моменту   вынесения   судом
соответствующего   решения   о  заключении  между  сторонами  мирового
соглашения   и   прекращении   на   этом   основании   исполнительного
производства.
     В случае же прекращения исполнительного производства ввиду отмены
судебного  акта  или  акта  другого органа,  на основании которого был
выдан исполнительный документ,  исполнительский  сбор  в  обязательном
порядке   должен   быть  возвращен  должнику  согласно  п.  4  ст.  81
Федерального закона "Об исполнительном производстве".
     4. О взыскании денежных средств с бюджетополучателей
     Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год"  установил,
что взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных
средств  с  лицевых  счетов  в   органах   федерального   казначейства
Министерства   финансов  Российской  Федерации  производится  органами
федерального казначейства Минфина России на основании предъявленных им
исполнительных листов судебных органов (ст. 143).
     Таким образом,  в  данном  случае  Федеральный  закон   установил
исполнителем  требований  по исполнительным листам органы федерального
казначейства.  Поэтому исполнительные листы с требованиями о взыскании
денежных  средств  с организаций - должников,  являющихся получателями
бюджетных средств и у которых открыты  счета  в  органах  федерального
казначейства,  не могут исполняться в принудительном порядке, а должны
направляться для исполнения в органы федерального казначейства.
     5. Об   информации  о  должнике  -  гражданине,  запрашиваемой  в
отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации
     В соответствии   с   п.   5   ст.   6   Федерального  закона  "Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  государственного
пенсионного   страхования"  сведения,  содержащиеся  в  индивидуальных
лицевых   счетах   застрахованных   лиц,   относятся    к    категории
конфиденциальной   информации   в   соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
     Кроме того,  согласно ст.  11 Федерального закона "Об информации,
информатизации и защите информации" персональные  данные  относятся  к
категории конфиденциальной информации.
     Не допускаются сбор,  хранение,  использование и  распространение
информации  о  частной  жизни,  а равно информации,  нарушающей личную
тайну,  семейную  тайну,  тайну  переписки,  телефонных   переговоров,
почтовых,  телеграфных  и  иных  сообщений  физического  лица  без его
согласия, кроме как на основании судебного решения.
     Юридические и   физические   лица,   в   соответствии  со  своими
полномочиями  владеющие  информацией   о   гражданах,   получающие   и
использующие    ее,    несут    ответственность   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации  за  нарушение  режима  защиты,
обработки и порядка использования этой информации.
     Таким образом,  отделения Пенсионного фонда Российской  Федерации
руководствуются  вышеназванными нормами при ответе на запросы судебных
приставов.
     6. Об  удержании  алиментов  с  денежных  средств,  выплачиваемых
сотрудникам органов внутренних дел за участие в боевых действиях
     Постановлением Правительства  Российской  Федерации  N  841 от 18
июля 1996 г. утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода,
из  которых  производится  удержание  алиментов  на несовершеннолетних
детей, и поручено Министерству труда и социального развития Российской
Федерации   и   Министерству   финансов  Российской  Федерации  давать
разъяснения по применению Перечня.
     Указанный Перечень   не  предусматривает  удержание  алиментов  с
выплат за участие в боевых действиях.
     Из вышеназванных  министерств  получено подтверждение о том,  что
выплаты  сотрудникам  органов  внутренних  дел  за  участие  в  боевых
действиях  носят закрытый характер,  и удержание алиментов с выплат за
участие в боевых действиях является неправомерным.
     Также в  соответствии  с  п.  4  ст.  69  Федерального закона "Об
исполнительном производстве"  взыскание  не  может  быть  обращено  на
денежные  суммы,  выплачиваемые  за  работу с вредными условиями или в
экстремальных ситуациях.
     7. Об  установлении банками очередности удовлетворения требований
взыскателей
     Федеральным законом  "Об исполнительном производстве" установлена
очередность удовлетворения требований  взыскателей  по  исполнительным
документам   в   случае   недостаточности  взысканной  суммы,  которая
распределяется судебным приставом-исполнителем в соответствии  со  ст.
78 для удовлетворения всех требований.
     Банки и  иные  кредитные  организации  руководствуются  в   своей
деятельности  банковским  и  гражданским  законодательством.  При этом
гражданское законодательство основывается на признании  установленного
Конституцией    Российской   Федерации   равенства   всех   участников
гражданских  правоотношений,  что  закреплено  в  ст.  1  Гражданского
кодекса Российской Федерации.
     В статье 855 ГК  РФ  установлена  очередность  списания  денежных
средств  по исполнительным документам,  предъявляемым в банк судебными
приставами-исполнителями,  другими органами,  организациями,  а  также
физическими лицами.
     Таким образом,  при поступлении в банк нескольких  исполнительных
документов   соблюдается  установленная  ГК  РФ  очередность  списания
денежных средств,  которая зависит от существа  требования,  а  не  от
лица, предъявившего для исполнения исполнительный документ.
     При этом  соблюдаются  законные  права  всех  кредиторов,   среди
которых  могут  быть  взыскатели  разных очередей на списание денежных
средств со счетов должника.

Заместитель Главного судебного
пристава Российской Федерации,
Руководитель Департамента
судебных приставов
                                                          А. Герасимов
21 декабря 2000 г.
N 06-5893