1. МОЖЕТ ЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ СОМНИТЕЛЬНОЙ И ОТНОСИТЬСЯ В РЕЗЕРВ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ В ВИДЕ АРЕНДНЫХ (ЛИЗИНГОВЫХ) ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, ЕСЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВА В АРЕНДУ (ЛИЗИНГ) ПРЕДУСМОТРЕНО УСТАВОМ ОРГАНИЗАЦИИ?. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 21.10.08 03-03-06/1/594

         1. МОЖЕТ ЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ СОМНИТЕЛЬНОЙ И ОТНОСИТЬСЯ В
          РЕЗЕРВ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ В ВИДЕ
         АРЕНДНЫХ (ЛИЗИНГОВЫХ) ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА
          НА ПРИБЫЛЬ, ЕСЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВА В АРЕНДУ
        (ЛИЗИНГ) ПРЕДУСМОТРЕНО УСТАВОМ ОРГАНИЗАЦИИ? 2. ВПРАВЕ
        ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ РЕЗЕРВА
         ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ В ТЕЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПЕРИОДА
             ПУТЕМ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УЧЕТНУЮ ПОЛИТИКУ
                      ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          21 октября 2008 г.
                           N 03-03-06/1/594

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  о  порядке  формирования  резерва по сомнительным
долгам в налоговом учете и сообщает следующее.
     1.   Порядок  формирования  резервов  по  сомнительным  долгам  в
налоговом  учете  установлен  ст.  266  Налогового  кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс).
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  266  Кодекса  сомнительным долгом
признается  любая  задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в
связи  с  реализацией  товаров,  выполнением работ, оказанием услуг, в
случае  если  эта  задолженность  не  погашена  в сроки, установленные
договором,   и  не  обеспечена  залогом,  поручительством,  банковской
гарантией.
     В  отношении  задолженности,  возникшей в связи с предоставлением
имущества  в  пользование  (в  аренду,  в  лизинг  и  др.), необходимо
учитывать следующее.
     Пунктом  4  ст.  250  Кодекса  предусмотрено, что доходы от сдачи
имущества  (включая земельные участки) в аренду (субаренду) включаются
в  состав внереализационных доходов, если такие доходы не определяются
налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 Кодекса.
     По мнению Департамента, налогоплательщик вправе относить доходы в
виде  арендных  (лизинговых)  платежей к доходам от реализации услуг в
соответствии  со  ст. 249 Кодекса, если деятельность по предоставлению
имущества  в  аренду  (лизинг)  является  уставным  видом деятельности
налогоплательщика и осуществляется им на систематической основе.
     Учитывая  изложенное,  в  случае  если  доходы  от предоставления
имущества  в  аренду  (лизинг) в соответствии с п. 4 ст. 250 Кодекса и
применяемой    налогоплательщиком    учетной   политикой   для   целей
налогообложения  прибыли  учитываются в составе доходов от реализации,
задолженность    по   таким   платежам,   не   обеспеченная   залогом,
поручительством   или   банковской   гарантией,  может  быть  признана
сомнительной для целей налогообложения прибыли организаций.
     2.  В  соответствии  со  ст. 313 Кодекса система налогового учета
организуется  налогоплательщиком  самостоятельно  исходя  из  принципа
последовательности  применения норм и правил налогового учета, то есть
применяется  последовательно  от  одного налогового периода к другому.
Порядок  ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в
учетной    политике    для    целей    налогообложения,   утверждаемой
соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
     Решение   о   внесении   изменений   в   учетную   политику   для
налогообложения  при изменении применяемых методов учета принимается с
начала нового налогового периода.
     При  принятии  решения  о  формировании  резерва  по сомнительным
долгам   для   целей   налогообложения   прибыли  в  учетную  политику
организации  должны  быть  внесены  соответствующие  изменения.  Таким
образом,  формирование  указанного  резерва  для целей налогообложения
может быть осуществлено только с начала нового налогового периода.
     Мнение  Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит
правовых   норм   или   общих   правил,  конкретизирующих  нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
21 октября 2008 г.
N 03-03-06/1/594