МОГУТ ЛИ ЦЕНЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИЗНАВАТЬСЯ НЕОБОСНОВАННО ЗАВЫШЕННЫМИ В ПОРЯДКЕ, ОТЛИЧНОМ ОТ УСТАНОВЛЕННОГО СТ. 40 НК РФ? МОЖНО ЛИ ПРИЗНАТЬ РАСХОДЫ НА СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕОБОСНОВАННЫМИ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ СТ. 252 НК РФ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 22.10.08 03-02-07/1-418

         МОГУТ ЛИ ЦЕНЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИЗНАВАТЬСЯ
           НЕОБОСНОВАННО ЗАВЫШЕННЫМИ В ПОРЯДКЕ, ОТЛИЧНОМ ОТ
        УСТАНОВЛЕННОГО СТ. 40 НК РФ? МОЖНО ЛИ ПРИЗНАТЬ РАСХОДЫ
        НА СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕОБОСНОВАННЫМИ
        В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ СТ. 252 НК РФ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ
         НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, ЕСЛИ ОНИ ПРОИЗВЕДЕНЫ НА ОСНОВАНИИ
         СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, СОСТАВЛЕННОЙ С ОТКЛОНЕНИЕМ ОТ
          ТРЕБОВАНИЙ НПА, НЕ ПРОШЕДШИХ РЕГИСТРАЦИЮ В МИНЮСТЕ
                               РОССИИ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          22 октября 2008 г.
                           N 03-02-07/1-418

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросам  применения  ст.  ст. 40 и 252 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
     Принципы  определения  цены  товаров,  работ  или услуг для целей
налогообложения установлены ст. 40 Кодекса.
     Налоговые   органы   при   осуществлении   контроля  за  полнотой
исчисления  налогов  вправе  проверять  правильность применения цен по
сделкам лишь в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 40 Кодекса.
     В  этих случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные
сторонами  сделки,  отклоняются  в  сторону  повышения  или  в сторону
понижения  более  чем  на  20  процентов  от  рыночной цены идентичных
(однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести
мотивированное  решение  о  доначислении  налога  и пени, рассчитанных
таким  образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя
из  применения  рыночных  цен  на  соответствующие  товары, работы или
услуги.
     Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п.
п. 4 - 11 ст. 40 Кодекса.
     Согласно  п.  11  ст.  40  Кодекса  при  определении  и признании
рыночной  цены  товара,  работы  или  услуги  используются официальные
источники  информации  о рыночных ценах на товары, работы или услуги и
биржевых   котировках.   При   этом  Кодексом  не  определен  перечень
официальных источников информации о рыночных ценах.
     При  определении  налоговой базы по налогу на прибыль организаций
налогоплательщик  - российская организация уменьшает полученные доходы
на  сумму  произведенных  расходов  в  порядке, предусмотренном гл. 25
Кодекса.
     При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с
которыми  осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в
ст.  270  Кодекса)  признаются  расходами  для целей налогообложения и
учитываются  при  определении  налоговой  базы  по  налогу  на прибыль
организаций.
     Так,    расходами   признаются   обоснованные   и   документально
подтвержденные  затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса,
убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Обоснованность  расходов, учитываемых при расчете налоговой базы,
должна   оцениваться   с  учетом  обстоятельств,  свидетельствующих  о
намерениях   налогоплательщика   получить   экономический   эффект   в
результате   реальной   предпринимательской   или  иной  экономической
деятельности.
     Согласно   правовой   позиции  Конституционного  Суда  Российской
Федерации, выраженной в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П, в связи с
тем   что   в   налоговом  законодательстве  не  используется  понятие
экономической  целесообразности  и  не  регулируется порядок и условия
ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов,
уменьшающих  в  целях  налогообложения  полученные  доходы,  не  может
оцениваться   с  точки  зрения  их  целесообразности,  рациональности,
эффективности  или  полученного  результата.  В  силу принципа свободы
экономической   деятельности   (ст.  8  ч.  1  Конституции  Российской
Федерации)  налогоплательщик  осуществляет  ее  самостоятельно на свой
риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и
целесообразность.  Нормы,  содержащиеся  в  абз.  2  и  3 п. 1 ст. 252
Кодекса,  не  допускают их произвольного применения, поскольку требуют
установления  объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов
с  направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя
доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на
налоговые органы.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
22 октября 2008 г.
N 03-02-07/1-418