О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕДАЧЕЙ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Письмо. Федеральная налоговая служба. 04.04.08 02-1-07/16@

                           О ПОРЯДКЕ УЧЕТА
         В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ
              С ПЕРЕДАЧЕЙ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ
                      МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                ПИСЬМО

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

                           4 апреля 2008 г.
                            N 02-1-07/16@

                                 (Д)


     Федеральная  налоговая служба, рассмотрев запросы о порядке учета
в  целях налогообложения прибыли расходов, связанных с передачей жилых
помещений    администрации    муниципального   образования,   сообщает
следующее.
     В  ходе  строительства  по  условиям  инвестиционных договоров (в
частности,  по  договорам  о  безвозмездной передаче жилых помещений и
безвозмездной  передаче  средств  в  городской муниципальный бюджетный
фонд  на  развитие  инженерной инфраструктуры города, договорам аренды
земельного  участка)  у  застройщиков  (заказчиков, инвесторов) помимо
непосредственно   строительства   объектов  жилого  и  нежилого  фонда
возникает    обязанность    в    строительстве    или   финансировании
дополнительных  объектов  социальной  и коммунальной инфраструктуры, а
также  инженерных  сетей  для  нужд  государственных или муниципальных
органов   власти,   в   чьем   ведении  находятся  земельные  участки,
отчуждаемые под строительство.
     Речь   идет  об  обязательствах,  которые  возникают  в  связи  с
получением  прав на необходимый для строительства земельный участок (в
случае   если   он   находится  в  государственной  или  муниципальной
собственности),  а  также  разрешения  на  строительство  (в том числе
реконструкцию, капитальный ремонт) объектов жилого и нежилого фонда.
     Возникновение  данных  обязательств  обусловлено  тем, что органы
государственной  власти  и  органы  местного самоуправления в качестве
дополнительных      условий      предоставления     налогоплательщикам
соответствующих   прав  для  создания  (строительства,  реконструкции,
капитального  ремонта)  объектов  жилого  и нежилого фонда предъявляют
требования  по  созданию  (строительству,  реконструкции, капитальному
ремонту)  объектов  социальной  и  коммунальной  инфраструктуры (в том
числе объектов жилого и нежилого фонда), а также инженерных сетей.
     Глава  25  "Налог  на  прибыль  организаций"  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  (далее  - Кодекс) не предусматривает отраслевых
особенностей  налогообложения  налогом  на прибыль доходов и расходов,
возникающих  в  ходе  строительства  объектов недвижимости. Вследствие
этого  для  указанных  налогоплательщиков  применяется  общий  порядок
отражения  в  целях  налогообложения  прибыли  организаций  доходов  и
расходов, установленный главой 25 Кодекса.
     В   соответствии   с   пунктом  1  статьи  252  Кодекса  в  целях
налогообложения    прибыли   расходами   признаются   обоснованные   и
документально   подтвержденные  затраты,  осуществленные  (понесенные)
налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые обоснованные и
документально  подтвержденные затраты при условии, что они произведены
для  осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под
обоснованными  расходами  понимаются экономически оправданные затраты,
оценка которых выражена в денежной форме.
     В   силу   того,   что  осуществление  застройщиком  (заказчиком,
инвестором) указанных дополнительных расходов непосредственно вытекает
из  условий  инвестиционного  проекта  по  строительству  и  связано с
деятельностью  организации,  направленной  на  получение  прибыли, эти
расходы     в     целях     налогообложения     прибыли     признаются
экономобоснованными.
     В   то  же  время  согласно  пункту  5  статьи  270  Кодекса  при
определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы
по  приобретению  и  (или) созданию амортизируемого имущества, а также
расходы,   осуществленные   в   случаях   достройки,   дооборудования,
реконструкции,   модернизации,  технического  перевооружения  объектов
основных  средств.  С  учетом этого дополнительные расходы застройщика
(заказчика,   инвестора),   связанные   с  наличием  в  инвестиционном
контракте   дополнительных   обременений,   как  расходы  капитального
характера, формируют первоначальную стоимость объекта строительства.
     В   соответствии   с   пунктом  1  статьи  257  Кодекса  в  целях
налогообложения  прибыли  первоначальная  стоимость основного средства
определяется  как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если
основное  средство  получено  налогоплательщиком  безвозмездно,  - как
сумма,  в  которую  оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8
статьи 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до
состояния,  в  котором  оно пригодно для использования, за исключением
налога  на  добавленную  стоимость  и акцизов. В целях налогообложения
прибыли расходом, связанным с эксплуатацией амортизируемого имущества,
признается  амортизация,  исчисленная  в  соответствии  с  положениями
статей 256 - 259 Кодекса.
     По    завершении    строительства    объектов,    предусмотренных
дополнительными   обременениями,   осуществляется   их   безвозмездная
передача   органам   государственной   власти   и   органам   местного
самоуправления.  Пунктом  16  статьи  270 Кодекса установлено, что при
определении  налоговой  базы  не  учитываются расходы в виде стоимости
безвозмездно  переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав)
и расходов, связанных с такой передачей.
     Согласно  пункту  2 статьи 248 Кодекса имущество (работы, услуги)
или  имущественные  права  считаются  полученными  безвозмездно,  если
получение  этого  имущества  (работ,  услуг) или имущественных прав не
связано  с  возникновением у получателя обязанности передать имущество
(имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица
работы, оказать передающему лицу услуги).
     Исходя  из  изложенного,  в  случае если в рамках инвестиционного
проекта    на   строительство   объекта   недвижимости   предусмотрены
дополнительные обременения в пользу органов государственной власти или
органов  местного  самоуправления,  без несения расходов на выполнение
которых    у    организации   отсутствует   возможность   осуществлять
строительство  объекта  недвижимости,  и  при  этом со стороны органов
государственной  власти  и  органов  местного самоуправления возникают
встречные  возмездные  обязательства  (в  виде  предоставления прав на
необходимый для строительства земельный участок, а также разрешения на
строительство),  то  указанные  расходы  капитального  характера можно
рассматривать  как  экономически  обоснованные  расходы  по выполнению
работ  (оказанию услуг) соответствующим органам государственной власти
и   органам   местного  самоуправления,  учитываемые  при  определении
налоговой базы по налогу на прибыль.
     Аналогичная   позиция   изложена   в  письме  Минфина  России  от
18.01.2008 N 03-03-06/1/23.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
                                                           С.Н.ШУЛЬГИН
4 апреля 2008 г.
N 02-1-07/16@