ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 22 "АКЦИЗЫ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПОДАКЦИЗНОЕ МИНЕРАЛЬНОЕ СЫРЬЕ) (РЕДАКЦИЯ НА 12.04.2001). Приказ. Министерство РФ по налогам и сборам. 19.12.00 БГ-3-03/441

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                          19 декабря 2000 г.
                            N БГ-3-03/441

                                (ЮИАИ)


   

     В целях реализации положений главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской  Федерации,
07.08.2000, N 32, ст. 3340) приказываю:
     1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по  применению
главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизное
минеральное сырье).
     2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2001 года.

Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
государственный советник
налоговой службы II ранга
                                                           Г.И. БУКАЕВ
19 декабря 2000 г.
N БГ-3-03/441


                                                            Приложение

                                                к Приказу Министерства
                                                  Российской Федерации
                                                   по налогам и сборам
                                               от 19 декабря 2000 года
                                                         N БГ-3-03/441


                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
          ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 22 "АКЦИЗЫ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПОДАКЦИЗНОЕ МИНЕРАЛЬНОЕ СЫРЬЕ)

     1. Методические рекомендации для налоговых органов по  применению
главы  22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК
РФ) при исчислении и уплате акцизов на подакцизное  минеральное  сырье
(далее  -  минеральное сырье) разработаны на основании указанной главы
НК РФ и Федерального закона от  05.08.2000  N  118-ФЗ  "О  введении  в
действие  части  второй  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  и
внесении  изменений  в  некоторые  законодательные   акты   Российской
Федерации о налогах".
     Новый порядок исчисления и уплаты акцизов на минеральное сырье  в
соответствии  с указанными законодательными актами вступает в силу с 1
января 2001 года.  При этом следует иметь в виду, что с указанной даты
Инструкция  N  58  "О  порядке  исчисления  и уплаты акцизов на нефть,
включая  стабилизированный  газовый  конденсат,  и   природный   газ",
утвержденная   Приказом   МНС   России  от  22.03.2000  N  АП-3-03/109
(зарегистрирован Минюстом России 12.05.2000  N  2221),  применению  не
подлежит.
     2. В соответствии с пунктом 2 статьи 179 НК РФ организации и иные
лица,   указанные  в  данной  статье,  признаются  налогоплательщиками
акциза,  если они совершают  операции,  подлежащие  налогообложению  в
соответствии с главой 22 НК РФ.
     Налоговая база   по   операциям   реализации   природного    газа
определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 188 НК РФ.
     В соответствии со статьей 39 НК РФ реализацией товаров признается
передача  права  собственности  на  товары  как  на возмездной,  так и
безвозмездной основе.
     В случае   реализации  природного  газа  по  договорам  комиссии,
поручения или агентским  договорам  перехода  права  собственности  от
комитента к комиссионеру, от доверителя к поверенному, от принципала к
агенту на реализуемый природный газ не происходит.
     Поэтому акциз   на  природный  газ,  реализованный  по  договорам
комиссии,  поручения, агентским договорам, уплачивается собственниками
природного газа.
     При реализации природного газа по договорам  комиссии,  поручения
или  агентским  договорам  в  целях  налогообложения  применяется  вся
выручка  от  реализации,  включающая  и  вознаграждение  комиссионера,
поверенного или агента.
     3. Статьей  180  НК  РФ  устанавливаются  особенности  исполнения
обязанности  по  исчислению и уплате акциза в рамках договора простого
товарищества (договора о совместной деятельности).
     Совместная деятельность  в  рамках договора простого товарищества
регламентируется гражданским законодательством Российской Федерации, в
том числе статьями 1041 - 1054 ГК РФ.
     Участник договора простого товарищества,  исполняющий обязанности
по  исчислению и уплате всей суммы акциза,  обязан известить налоговый
орган об исполнении им обязанностей налогоплательщика акциза в  рамках
договора простого товарищества.
     Указанный участник  договора простого товарищества представляет в
налоговый  орган  по  месту  его  постановки  на   учет   в   качестве
налогоплательщика  Декларацию  по  акцизам  на  подакцизные  товары  и
подакцизное минеральное сырье,  утвержденную Приказом  МНС  России  от
28.02.2001  N  БГ-3-03/66  (далее  - Декларация) в целом по совместной
деятельности (по формам N 3 и  (или)  N  4  Декларации),  а  также  по
каждому  участнику договора простого товарищества - плательщику акциза
по минеральному сырью (по формам N 3а и (или) N 4а Декларации).
     Налоговый орган,   в   котором   участник    договора    простого
товарищества,  исполняющий  обязанности по исчислению и уплате акциза,
состоит на учете,  получив Декларацию по формам N 3а  и  (или)  N  4а,
проводит на ее основании камеральную проверку налогоплательщика акциза
и направляет для последующего контроля в  налоговые  органы  по  месту
постановки на учет остальных участников договора простого товарищества
копии указанных форм Декларации с  отметкой  проводившего  камеральную
проверку налогового органа о получении налоговой Декларации.
     4. Статья  183  НК  РФ  устанавливает   перечень   операций,   не
подлежащих налогообложению.
     4.1. Согласно указанной статье освобождаются  от  налогообложения
операции    по    использованию   природного   газа   на   собственные
технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций  в
пределах   нормативов,   обусловленных   технологиями   подготовки   и
транспортировки газа;  операции по использованию нефти на  собственные
технологические   нужды   нефтедобывающих   организаций   в   пределах
нормативов,   обусловленных   технологиями   добычи,   подготовки    и
транспортировки  нефти,  а  также  операции по использованию нефти для
целей повышения нефтеотдачи пластов и других технологических операций,
включая  обработку  бурового  раствора,  перевод  скважин на нефть при
освоении и исследовании скважин в пределах  нормативов,  обусловленных
технологиями добычи нефти;  кроме того,  операции по реализации нефти,
добываемой из вводимых в эксплуатацию  бездействующих,  контрольных  и
находящихся  в  консервации  (по  состоянию  на  1  января  1999 года)
скважин.
     При проведении  камеральных и выездных налоговых проверок следует
иметь в виду,  что освобождение от налогообложения указанных  операций
производится  только при наличии утвержденных в порядке,  определяемом
Правительством Российской Федерации, нормативов и перечня скважин.
     4.2. Операции по закачке природного газа  в  подземные  хранилища
согласно  подпункту  7  пункта  1  статьи  183  НК РФ освобождаются от
налогообложения.
     Однако следует  иметь в виду,  что при реализации природного газа
из  подземных  хранилищ  взимание  акциза  производится   в   порядке,
определенном главой 22 НК РФ.
     4.3. Подпунктом 10  пункта  1  статьи  183  НК  РФ  предусмотрено
освобождение  от  налогообложения  операций  по  реализации (передаче)
отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после их  обработки
или переработки.
     Данная правовая    норма    применяется    в   отношении   сухого
отбензиненного газа,  которому присвоен код 02 7152, а также попутного
газа   нефтяных  месторождений,  которому  присвоен  код  02  7112,  в
соответствии с Общероссийским  классификатором  продукции  ОК  005-93,
утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 301.
     5. Определение налоговой базы при реализации  минерального  сырья
производится   по   нефти  и  стабильному  конденсату  и  отдельно  по
природному газу.
     5.1. Налоговая  база  по  акцизу  на  нефть  и стабильный газовый
конденсат по операциям,  связанным с передачей добытых нефти  и  (или)
стабильного газового конденсата на переработку в структуре организации
и (или) на промышленную переработку на давальческой основе,  а также с
передачей  добытых  нефти  и (или) стабильного газового конденсата для
использования на собственные нужды определяется как  объем  переданной
нефти и стабильного газового конденсата в натуральном выражении.
     5.2. В    целях    налогообложения    стоимость    реализованного
(переданного)  на  территории  Российской  Федерации  природного  газа
исчисляется исходя из применяемых  цен,  но  не  ниже  государственных
регулируемых  цен,  с  учетом  предоставленных в установленном порядке
скидок  без  налога  на   добавленную   стоимость   и   надбавки   для
газораспределительных  организаций  при реализации транспортированного
(поставленного)  газа  непосредственно  конечным  потребителям,  минуя
газораспределительные организации.
     Поэтому по  операциям,  признаваемым  объектом  налогообложения в
соответствии с главой 22 НК РФ,  а именно:  передача природного газа в
структуре   организации   и   (или)  на  промышленную  переработку  на
давальческой  основе,   а   также   передача   природного   газа   для
использования на собственные нужды, налоговая база определяется исходя
из стоимости природного газа,  отраженной в бухгалтерском учете, но не
ниже  стоимости,  исчисленной  по государственным регулируемым оптовым
ценам, устанавливаемым ФЭК России.
     Аналогично определяется и стоимость природного газа по операциям,
освобождаемым от налогообложения:  закачка природного газа в пласт для
поддержания   пластового  давления,  направление  природного  газа  на
подготовку теплоносителей для нагнетания в нефтяные  пласты  и  других
методов  повышения  нефтегазоотдачи,  а  также  для  газлифтной добычи
нефти,  использование природного газа на  собственные  технологические
нужды   газодобывающих   и  газотранспортных  организаций  в  пределах
нормативов,  обусловленных технологиями подготовки  и  транспортировки
газа,  утверждаемых в порядке,  определяемом Правительством Российской
Федерации; передача отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа
после  их  обработки  или  переработки;  передача  природного газа для
производства (в том числе  на  давальческой  основе)  сжатого  газа  в
случае  его  реализации  по государственным регулируемым ценам,  в том
числе  и  по   организациям,   входящим   в   перечень,   утверждаемый
Правительством  Российской Федерации,  которым устанавливается нулевая
ставка акциза на природный газ.
     5.3. При определении налоговой базы по акцизу  на  природный  газ
следует  обратить  внимание  на  определение затрат на транспортировку
природного газа для организаций, не являющихся субъектами естественных
монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам.
     В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 188 НК  РФ  затраты
на транспортировку природного газа, принадлежащего лицам, признаваемым
налогоплательщиками  акциза  на  природный  газ   и   не   являющимися
субъектами  естественных  монополий  в  сфере  транспортировки газа по
трубопроводам,  по  территории  Российской  Федерации   включаются   в
налогооблагаемую  базу  по  акцизу  в  сумме  тарифа  (отпускных цен),
утверждаемого для внутрисистемного потребления субъектами естественных
монополий,  осуществляющими производство, транспортировку и реализацию
газа.
     В целях  осуществления  контроля за правильностью исчисления сумм
акциза на природный газ при проведении камеральной налоговой  проверки
следует   в   соответствии   со   статьей   88  НК  РФ  истребовать  у
налогоплательщиков,  не являющихся субъектами естественных монополий в
сфере транспортировки газа по трубопроводам, расчет затрат, включаемых
в налоговую базу по акцизу на  природный  газ  (протяженность  (км)  и
соответствующий объем (тыс.  куб.  м) по всем участкам транспортировки
газа,  имеющим различные ставки за услуги по транспортировке  газа,  а
также документы, являющиеся основанием для составления такого расчета.
     Организации -  налогоплательщики  акциза,  являющиеся  субъектами
естественных  монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам,
при расчете налоговой базы по акцизу на природный газ включают затраты
на  транспортировку  природного  газа в размере фактически уплаченного
тарифа на транспортировку.  Налоговые органы при проведении выездных и
камеральных   проверок   обязаны   истребовать   у   этих  организаций
уведомление о включении их в реестр субъектов естественных монополий в
топливно - энергетическом комплексе по форме согласно Приложению N 2 к
Положению о Реестре субъектов  естественных  монополий  в  топливно  -
энергетическом   комплексе,   в   отношении   которых   осуществляются
государственное регулирование и контроль, утвержденному Постановлением
Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 14.01.2000
N 2/11.
     6. На  природный  газ,  добываемый   на   территории   Российской
Федерации   организациями,   для   которых   на  1  января  2001  года
Правительством Российской Федерации была  установлена  нулевая  ставка
акциза,  и  реализуемый  этими  организациями на территории Российской
Федерации и в Республику Белоруссия,  нулевая  ставка  акциза  в  силу
статьи  14 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ сохраняется до 1
января 2002 года.
     При этом,  если  указанные  организации  передают  на  территории
Российской Федерации добытый ими природный газ  для  использования  на
собственные нужды,  на промышленную переработку на давальческой основе
и  (или)  в  структуре  организации  для  изготовления  других   видов
продукции,  то  перечисленные  операции  по  передаче  природного газа
подлежат  налогообложению  в  соответствии  с  главой  22   Налогового
кодекса.  В  этом  случае природный газ,  переданный для осуществления
указанных операций, облагается по ставке в размере 15 процентов.
     7. В соответствии со статьей 195 НК РФ дата реализации природного
газа определяется как день его оплаты.
     Поэтому, учитывая данную норму,  следует иметь в виду,  что акциз
на  природный газ,  отгруженный включительно по 31 декабря 2000 г.,  а
оплаченный после указанной даты,  исчисляется в порядке и по  ставкам,
установленным главой 22 НК РФ.
     8. Статьей 206 НК РФ определены особенности исчисления  и  уплаты
акцизов при выполнении соглашений о разделе продукции.
     В указанных случаях освобождаются от налогообложения операции  по
реализации  инвесторами  и  (или)  операторами  (или  по  их поручению
третьими  лицами)   добываемых   при   выполнении   таких   соглашений
подакцизных  видов  минерального  сырья,  если такое минеральное сырье
является   в   соответствии   с   условиями    указанных    соглашений
собственностью инвесторов.
     При этом следует иметь в виду,  что осуществляемые при реализации
соглашений  о  разделе  продукции  операции  по передаче нефти и (или)
стабильного газового конденсата,  а также природного газа, указанные в
статье 182 НК РФ,  от налогообложения не освобождаются, кроме операций
по  передаче  нефти  и  стабильного  газового  конденсата,   а   также
природного газа, указанных в статье 183 Налогового кодекса.
     При проведении контроля за исчислением и уплатой акциза на  нефть
и  стабильный  конденсат  следует  иметь  в  виду,  что при выполнении
соглашений о разделе  продукции,  заключенных  до  вступления  в  силу
Федерального  закона "О соглашениях о разделе продукции",  применяются
условия  исчисления  и   уплаты   акциза,   установленные   указанными
соглашениями.