ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И УНИФИЦИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДОКУМЕНТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Правила. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии. 25.12.00 ПР 50.1.019-2000

            ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
              ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ
           ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
                И УНИФИЦИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДОКУМЕНТАЦИИ
                       В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                               ПРАВИЛА

      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ

                          25 декабря 2000 г.
                         N ПР 50.1.019-2000

                                 (Д)


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                                        Постановлением
                                                   Госстандарта России
                                               от 25 декабря 2000 года
                                                              N 409-ст

                                                       Дата введения -
                                                    1 апреля 2001 года

                             Предисловие

     Разработаны Всероссийским  научно  - исследовательским институтом
классификации,  терминологии и информации по стандартизации и качеству
(ВНИИКИ)   Госстандарта   России,   Главным   межрегиональным  центром
обработки   и   распространения   статистической   информации    (ГМЦ)
Госкомстата России.
     Внесены Научно - техническим управлением Госстандарта России.
     Приняты и  введены  в действие Постановлением Госстандарта России
от 25 декабря 2000 г. N 409-ст.
     Взамен ПР 50-733-93.

                        1. Область применения

     Настоящие Основные  положения  определяют  содержание  работ   по
классификации  и  кодированию  технико  -  экономической  и социальной
информации и унификации документации,  проводимых в области создания и
развития   Единой   системы  классификации  и  кодирования  технико  -
экономической и социальной информации (ЕСКК) и унифицированных  систем
документации (УСД) в Российской Федерации, категории классификаторов и
унифицированных  форм  документов,  стадии  их   разработки,   порядок
введения  в действие и применения,  методы классификации и кодирования
информации и унификации документации,  международное сотрудничество  в
этой области.
     Основные положения   предназначены   для   федеральных    органов
исполнительной   власти,   органов   исполнительной  власти  субъектов
Российской   Федерации,   органов,   осуществляющих    лицензирование,
хозяйствующих    субъектов,    являющихся    юридическими   лицами   и
индивидуальными   предпринимателями,   действующими   на    территории
Российской   Федерации   независимо   от   их  формы  собственности  и
организационно - правовой формы, при проведении работ по классификации
и  кодированию  технико  -  экономической  и  социальной  информации и
унификации документации.
     Порядок разработки общероссийских классификаторов приведен в [1],
а процесс их ведения - в [2].

                            2. Определения

     В области  ЕСКК   и   УСД   применяются   следующие   термины   с
соответствующими определениями:
     2.1. Классификация   -   разделение   множества    объектов    на
подмножества  по  их  сходству или различию в соответствии с принятыми
методами классификации.
     2.2. Объект классификации - элемент классифицируемого множества.
     2.3. Признак классификации - свойство или характеристика  объекта
классификации, по которому проводится классификация.
     2.4. Классификационная  группировка  -   подмножество   объектов,
полученное в результате классификации.
     2.5. Ступень классификации - этап классификации при иерархическом
методе   классификации,  результатом  которого  является  совокупность
классификационных группировок.
     2.6. Глубина классификации - число ступеней классификации.
     2.7. Код:  Знак  (символ)  или  совокупность  знаков  (символов),
принятых  для  обозначения  классификационной  группировки или объекта
классификации.
     2.8. Кодирование  - присвоение кода классификационной группировке
или объекту классификации.
     2.9. Алфавит  кода  -  система  знаков  (символов),  принятых для
образования кода.
     2.10. Иерархический  метод  классификации  - метод классификации,
при котором заданное множество последовательно делится на  подчиненные
подмножества.
     2.11. Фасетный метод классификации  -  метод  классификации,  при
котором   заданное   множество   объектов   делится   на  подмножество
независимо, по различным признакам классификации.
     2.12. Последовательный метод кодирования - метод кодирования, при
котором в кодовом обозначении знаки на каждой ступени деления  зависят
от результатов разбиения на предыдущих ступенях.
     2.13. Параллельный метод кодирования  -  метод  кодирования,  при
котором  признаки  классификации  кодируются  независимо друг от друга
определенными разрядами или группой разрядов кодового обозначения.
     2.14. Порядковый  метод  кодирования  -  метод  кодирования,  при
котором кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда.
     2.15. Серийно - порядковый метод кодирования - метод кодирования,
при котором кодовыми обозначениями служат числа  натурального  ряда  с
закреплением  отдельных  диапазонов  (серий)  этих  чисел за объектами
классификации с одинаковыми признаками.
     2.16. Классификатор   технико   -   экономической   и  социальной
информации  (классификатор)  -  нормативный  документ,  представляющий
систематизированный   свод   наименований  и  кодов  классификационных
группировок и (или) объектов классификации.
     2.17. Общероссийский классификатор (ОК) - классификатор, принятый
Госстандартом России и обязательный для применения  при  межотраслевом
обмене информацией.
     2.18. Отраслевой (ведомственный) классификатор  -  классификатор,
принятый  федеральным  органом  исполнительной  власти (министерством,
ведомством),  на  который  возложено  выполнение  определенных   видов
экономической   деятельности,   и   не   подлежащий   применению   при
межотраслевом обмене информацией.
     2.19. Классификатор   организации   -   классификатор,   принятый
организацией, предприятием или их группами, занимающимися аналогичными
видами    экономической   деятельности,   применяемый   только   этими
хозяйствующими субъектами.
     2.20. Международная   классификация   -  классификация,  принятая
международной организацией.
     2.21. Ведение   классификатора  -  поддержание  классификатора  в
достоверном состоянии и информационное  обслуживание  заинтересованных
юридических и физических лиц.
     2.22. Гармонизация   классификаторов   -    приведение    данного
классификатора в соответствие с классификатором,  выбранным в качестве
основы, установленными путями гармонизации.
     2.23. Переходной  ключ  -  таблица,  устанавливающая соответствие
каждой группировке или  объекту  классификации  одного  классификатора
одной  или  нескольким группировкам или объектам классификации другого
классификатора.
     2.24. Унифицированная   форма   документа  (УФД)  -  созданная  с
использованием   методов    унификации    документации    совокупность
реквизитов,  установленных  в  соответствии  с решаемыми в данном виде
экономической деятельности задачами  и  расположенных  в  определенном
порядке на носителе информации.
     2.25. Унифицированная  система   документации   -   созданная   с
использованием    методов    унификации    документации   совокупность
взаимоувязанных унифицированных  форм  документов,  отвечающих  единым
требованиям  и  объединенных  в  зависимости  от сферы их применения в
общероссийские  унифицированные   системы   документации,   отраслевые
(ведомственные) унифицированные системы документации,  унифицированные
системы документации организаций.
     2.26. Общероссийская    унифицированная    форма    документа   -
унифицированная форма  документа,  входящая  в  состав  общероссийской
унифицированной  системы документации и обязательная для применения на
всей территории Российской Федерации в определенном виде экономической
деятельности.
     2.27. Отраслевая (ведомственная) унифицированная форма  документа
-  унифицированная  форма  документа,  входящая  в  состав  отраслевой
(ведомственной)   унифицированной   системы    документации    и    не
предназначенная для межотраслевого применения.
     2.28. Унифицированная    форма    документа     организации     -
унифицированная  форма  документа,  входящая  в состав унифицированной
системы документации организации и обязательная для применения  только
в  данной  организации  (предприятии)  или  их  группах,  занимающихся
аналогичными видами экономической деятельности.

                          3. Общие положения

     3.1. Создание   и   развитие   ЕСКК   в   Российской    Федерации
осуществляются в соответствии с:
     Законом Российской Федерации "О стандартизации" от 10  июня  1993
г. N 5154-1;
     Постановлением Совета  Министров   -   Правительства   Российской
Федерации  от  12  февраля  1993  г.  N  121  "О  мерах  по реализации
Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую  в
международной  практике  систему  учета  и статистики в соответствии с
требованиями развития рыночной экономики";
     Постановлением Правительства  Российской  Федерации от 12 февраля
1994 г.  N 100 "Об организации работ  по  стандартизации,  обеспечению
единства измерений, сертификации продукции";
     Постановлением Правительства Российской Федерации от  27  декабря
1995  г.  N  1251  "О  Федеральной программе государственной поддержки
местного самоуправления";
     Постановлением Правительства  Российской  Федерации  от 23 ноября
1996 г.  N  1410  "О  Федеральной  целевой  программе  "Реформирование
статистики в 1997 - 2000 годах";
     Постановлением Правительства Российской  Федерации  от  1  ноября
1999 г.  N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования
технико - экономической и социальной информации".
     3.2. ЕСКК представляет собой систему, включающую:
     общероссийские классификаторы   технико   -    экономической    и
социальной информации (далее - общероссийские классификаторы);
     нормативные и    методические     документы,     регламентирующие
разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов.
     Перечень общероссийских  классификаторов  и  федеральных  органов
исполнительной   власти,  ответственных  за  их  ведение,  приведен  в
Приложении А.
     3.3. УСД  состоят из совокупности взаимосвязанных унифицированных
форм документов, обеспечивающих документированное представление данных
в  определенных видах экономической деятельности;  средств их ведения;
нормативных и методических документов  по  их  разработке,  ведению  и
применению.
     Перечень общероссийских  унифицированных   систем   документации,
включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации,
и федеральных органов  исполнительной  власти  или  иных  организаций,
ответственных за их ведение, приведен в Приложении Б.
     3.4. Объектами  классификации  и  кодирования  в  ЕСКК   являются
технико   -   экономические   и  социальные  объекты  и  их  свойства,
используемые  в  различных  видах   экономической   деятельности   при
межотраслевом обмене информацией.
     3.5. Работы   по   классификации   и   кодированию   технико    -
экономической   и  социальной  информации  и  унификации  документации
проводятся  в  различных  видах  экономической  деятельности,  включая
статистику,  налоговую,  финансовую и правоохранительную деятельность,
банковское дело,  бухгалтерский  учет,  стандартизацию,  сертификацию,
производство   продукции  и  предоставление  услуг,  таможенное  дело,
образование,  транспорт,  торговлю,  внешнеэкономическую, лицензионную
деятельность,  и  осуществляются  с  целью унификации и стандартизации
информационного обеспечения процессов экономической деятельности.
     3.6. Общероссийские    классификаторы    создаются   федеральными
органами  исполнительной  власти  или  соответствующими  организациями
(далее   -  учреждения,  ответственные  за  разработку  общероссийских
классификаторов) по согласованию с Госстандартом России,  Госкомстатом
России  и  Минэкономразвития  России  в части основных видов технико -
экономической и социальной информации,  используемой при межотраслевом
обмене.
     Могут создаваться   отраслевые   (ведомственные)   классификаторы
технико  -  экономической  и  социальной  информации  и классификаторы
указанной информации,  используемые группой организаций,  занимающихся
аналогичными видами деятельности, или одной организацией.
     На этапе  принятия  общероссийских  классификаторов   Госстандарт
России   совместно   с   учреждением,   ответственным   за  разработку
общероссийского   классификатора,   определяет    федеральный    орган
исполнительной   власти  или  организацию,  ответственные  за  ведение
общероссийских классификаторов (далее - учреждения,  ответственные  за
ведение   общероссийских  классификаторов),  а  также  организации,  с
которыми эти классификаторы должны  быть  согласованы  в  обязательном
порядке.
     3.7. Межотраслевую координацию работ  по  разработке,  ведению  и
развитию ЕСКК осуществляют Госстандарт России и Всероссийский научно -
исследовательский институт классификации, терминологии и информации по
стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России.
     Госстандарт России в соответствии с Законом Российской  Федерации
"О   стандартизации"   устанавливает   порядок  разработки,  принятия,
введения   в   действие,   применения   и    ведения    общероссийских
классификаторов.
     3.8. Федеральные    органы    исполнительной    власти,    органы
исполнительной   власти   субъектов  Российской  Федерации  и  органы,
осуществляющие лицензирование,  при создании информационных  систем  и
ресурсов на федеральном и региональном уровнях управления и разработке
правовых актов  обеспечивают  обязательное  применение  общероссийских
классификаторов.
     Банку России  и  органам  местного  самоуправления  рекомендуется
обеспечить применение общероссийских классификаторов.
     3.9. Федеральные  органы  исполнительной  власти  при  разработке
проектов   правовых   актов,   связанных   с   созданием   и  ведением
государственных информационных  систем  и  ресурсов,  согласовывают  с
Госкомстатом  России  эти  проекты  в  части  обязательного применения
общероссийских  классификаторов  в  целях  обеспечения  сопоставимости
экономико  -  статистических  данных  о деятельности юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей.
     3.10. Госкомстат   России   и   Госстандарт  России  совместно  с
заинтересованными  федеральными  органами  исполнительной   власти   и
учреждениями,     ответственными     за     ведение     общероссийских
классификаторов,  обеспечивают   их   автоматизированное   ведение   и
предоставление   в   установленном   порядке   пользователям  на  всей
территории   Российской   Федерации   информации   об   общероссийских
классификаторах  и  вносимых в них изменениях,  записанных на машинных
носителях,  в том числе с использованием средств  телекоммуникаций  на
базе информационно - вычислительной сети Госкомстата России.
     3.11. Минюст России при осуществлении государственной регистрации
нормативных  правовых  актов федеральных органов исполнительной власти
учитывает  требования  об   обязательном   применении   общероссийских
классификаторов.
     3.12. Госстандарт России  принимает  и  обеспечивает  официальное
типографское издание общероссийских классификаторов и изменений к ним.
     3.13. Минфин России при разработке проекта  федерального  бюджета
на  соответствующий  год предусматривает выделение Госстандарту России
средств на развитие ЕСКК.

          4. Общие принципы функционирования Единой системы
         классификации и кодирования технико - экономической
                       и социальной информации

     Общими принципами  функционирования   ЕСКК   и   ведения   работ,
связанных с ее развитием, являются:
     учет социально - экономических изменений в стране;
     открытость и  общедоступность ЕСКК для пользователей в той части,
которая не содержит сведений, составляющих государственную тайну;
     автоматизация процесса   обработки   технико  -  экономической  и
социальной информации;
     обеспечение методического и организационного единства ЕСКК;
     комплексность ЕСКК,  предусматривающая  наиболее   полный   охват
технико  -  экономической  и  социальной информации,  используемой при
межотраслевом обмене;
     постоянная актуализация  технико  -  экономической  и  социальной
информации;
     обязательность применения  ЕСКК  при формировании государственных
информационных систем и ресурсов;
     совместимость ЕСКК,   государственных   информационных  систем  и
ресурсов и их  взаимодействие  в  едином  информационном  пространстве
Российской Федерации на основе использования ЕСКК;
     гармонизация ЕСКК    с     международными     и     региональными
классификаторами и стандартами.

         5. Задачи Единой системы классификации и кодирования
          технико - экономической и социальной информации и
      унифицированных систем документации в Российской Федерации

     Основными задачами ЕСКК и УСД являются:
     создание условий   для   формирования   единого   информационного
пространства на территории Российской Федерации;
     систематизация информации  по единым классификационным правилам и
их  использование  при  прогнозировании  социально  -   экономического
развития страны и ведении учета и отчетности;
     информационное обеспечение    налогообложения,    лицензирования,
квотирования,   операций  с  недвижимостью,  социального  страхования,
финансового посредничества;
     содействие специализации  и кооперированию в области производства
продукции и оказания услуг;
     упорядочение стандартизации  и сертификации выпускаемой продукции
и оказываемых услуг;
     создание условий  для  унификации  документации при осуществлении
межотраслевого документооборота;
     обеспечение совместимости информационных систем и ресурсов;
     обеспечение межотраслевого обмена информационными ресурсами;
     гармонизация ЕСКК     с     международными     и    региональными
классификациями и со стандартами.

    6. Категории классификаторов и унифицированных форм документов

     6.1. В   зависимости   от   области   применения   классификаторы
подразделяются на следующие категории:
     общероссийские классификаторы;
     отраслевые (ведомственные) классификаторы;
     классификаторы организаций,    предприятий    или    их    групп,
занимающихся аналогичными видами экономической деятельности  (далее  -
классификаторы организаций).
     6.2. Общероссийские  классификаторы   разрабатываются   в   целях
обеспечения:
     сопоставимости данных в различных сферах и на  различных  уровнях
экономической деятельности (межотраслевое применение);
     совместимости и  взаимодействия  государственных   информационных
систем и ресурсов;
     гармонизации с международными и региональными классификациями;
     информационной связи      с      действующими     общероссийскими
классификаторами;
     использования их    в   общероссийских   унифицированных   формах
документов.
     6.3. Отраслевые  (ведомственные) классификаторы разрабатываются в
целях включения  в  них  информации,  содержащейся  в  унифицированных
отраслевых   (ведомственных)   формах   документов,   отсутствующей  в
общероссийских классификаторах или  представляющей  собой  выборки  из
общероссийских классификаторов,  в которых допускается перекодирование
объектов классификации,  дополнение отсутствующими в них  объектами  и
(или) признаками классификации.
     6.4. Классификаторы организаций разрабатываются в целях включения
в  них  информации,  содержащейся  в унифицированных формах документов
организаций,  отсутствующей  в  общероссийских  и   (или)   отраслевых
(ведомственных)  классификаторах  либо представляющей собой выборки из
общероссийских и (или) отраслевых (ведомственных)  классификаторов,  в
которых допускается перекодирование объектов классификации, дополнение
отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации.
     6.5. Для  проведения сопоставимости объектов классификации или их
группировок  из  различных   классификаторов   могут   создаваться   и
использоваться  переходные  ключи,  которые  следует  рассматривать  в
качестве справочно - поискового аппарата.
     Переходные ключи могут разрабатываться между классификаторами,  в
которых по разным признакам классифицируются  одни  и  те  же  объекты
классификации;   между   классификаторами,   имеющими  взаимосвязанные
объекты классификации и т.п.
     6.6. Унифицированные   системы  документации  и  входящие  в  них
унифицированные   формы   документов   подразделяются   на   следующие
категории:
     общероссийские;
     отраслевые (ведомственные);
     организаций, предприятий или их групп,  занимающихся аналогичными
видами экономической деятельности (далее - организаций).
     6.7. Общероссийские унифицированные формы документов утверждаются
федеральными органами исполнительной власти или другими организациями,
ответственными  за  разработку  общероссийских  унифицированных систем
документации,  в состав которых входят  данные  унифицированные  формы
документов.
     6.8. Отраслевые (ведомственные) унифицированные формы  документов
и  унифицированные  формы  документов  организаций  разрабатываются на
основе  общероссийских  унифицированных   форм   документов   или   во
взаимосвязи с ними.
     6.9. Отраслевые (ведомственные) унифицированные формы  документов
утверждаются  федеральными  органами исполнительной власти или другими
организациями, ответственными за разработку отраслевых (ведомственных)
унифицированных  систем  документации,  в состав которых входят данные
унифицированные формы документов. Формы этой категории включают наряду
с  реквизитами,  содержащимися в общероссийских унифицированных формах
документов,  реквизиты,  отражающие   специфику   конкретной   отрасли
(ведомства).
     6.10. Унифицированные формы документов  организаций  утверждаются
соответствующими организациями. Формы этой категории включают наряду с
реквизитами,   содержащимися    в    общероссийских    и    отраслевых
(ведомственных)    унифицированных   формах   документов,   реквизиты,
отражающие специфику конкретной организации.

            7. Стадии разработки и ведения общероссийских
          классификаторов и унифицированных форм документов

     7.1. Для  общероссийского  классификатора  установлены  следующие
стадии разработки и ведения:
     1-я стадия     -     организация    разработки    общероссийского
классификатора;
     2-я стадия  -  разработка первой редакции проекта общероссийского
классификатора и ее рассылка в заинтересованные организации;
     3-я стадия    -   разработка   окончательной   редакции   проекта
общероссийского  классификатора,  ее   обязательное   согласование   и
представление для принятия;
     4-стадия - принятие и государственная регистрация общероссийского
классификатора;
     5-я стадия - официальное издание общероссийского классификатора;
     6-я стадия - ведение общероссийского классификатора.
     7.2. Для   общероссийской   унифицированной   формы    документов
установлены следующие стадии разработки и ведения:
     1-я стадия    -     организация     разработки     общероссийской
унифицированной формы документов;
     2-я стадия - разработка первой  редакции  проекта  общероссийской
унифицированной формы документов;
     3-я стадия   -   разработка   окончательной   редакции    проекта
общероссийской унифицированной формы документов;
     4-я стадия   -   утверждение   и    регистрация    общероссийской
унифицированной формы документов;
     5-я стадия - тиражирование бланков форм документов;
     6-я стадия   -   ведение   общероссийской  унифицированной  формы
документов.
     7.3. Порядок   разработки,   утверждения,  введения  в  действие,
издания,   ведения    и    применения    отраслевых    (ведомственных)
классификаторов    и    классификаторов    организаций   устанавливают
соответственно  утвердившие  их  федеральные   органы   исполнительной
власти, министерства, ведомства и организации.
     7.4. Порядок  разработки,  утверждения,  введения   в   действие,
тиражирования,   ведения   и   применения  отраслевых  (ведомственных)
унифицированных форм  документов  и  унифицированных  форм  документов
организаций  устанавливают  соответственно  утвердившие их федеральные
органы исполнительной власти, министерства, ведомства и организации.

           8. Методы классификации и кодирования технико -
                экономической и социальной информации
                      и унификации документации

     8.1. Основными методами классификации технико -  экономической  и
социальной информации являются иерархический и фасетный.
     8.2. Основными методами кодирования  технико  -  экономической  и
социальной   информации   являются   последовательный,   параллельный,
порядковый и серийно - порядковый.
     8.3. Выбор   методов   классификации   и  кодирования  технико  -
экономической и  социальной  информации  в  каждом  конкретном  случае
осуществляется разработчиком классификатора.
     8.4. В зависимости от специфики информации и  области  применения
классификаторов в них возможно применение различных сочетаний основных
методов классификации и кодирования.
     8.5. Для защиты кодов классификаторов и обеспечения достоверности
информации на всех  этапах  информационного  взаимодействия,  а  также
контроля  кодов  классификаторов  при  их  применении в классификаторы
могут вводиться контрольные числа. Контрольное число проставляют после
кода.   Целесообразность   применения   контрольных  чисел  определяет
разработчик классификатора.
     Контрольное число  рассчитывается  в  соответствии  с  методикой,
изложенной в Приложении В.
     8.6. Основными  методами  унификации документации являются методы
содержательной и формальной унификации.
     К методам содержательной унификации относятся:
     установление ограничительных номенклатур действующих форм;
     создание типовых форм;
     построение единой модели документов для  групп  однородных  задач
(использование формуляра - образца);
     унификация и стандартизация реквизитов, используемых в формах.
     Методами формальной унификации являются:
     унификация структур документов;
     создание общих синтаксических правил построения документа;
     унификация методов контроля информации документа.

   9. Регистрация классификаторов и унифицированных форм документов

     9.1. Принятые  Госстандартом России общероссийские классификаторы
подлежат   государственной    регистрации,    осуществляемой    ВНИИКИ
Госстандарта России.
     9.2. При  государственной  регистрации  каждому   общероссийскому
классификатору присваивается обозначение, состоящее из обозначения его
категории - "ОК",  отделенного пробелом трехзначного  регистрационного
номера    и    отделенного    тире   года   принятия   общероссийского
классификатора, записываемого четырьмя цифрами.
     Для общероссийского   классификатора,   построенного   на  основе
полного  аутентичного   текста   международного,   регионального   или
межгосударственного    классификатора    или    стандарта,   а   также
гармонизированного с ними,  указываются  в  скобках  обозначения  этих
классификаторов    или    стандартов   после   обозначения   категории
общероссийского классификатора "ОК".
     Для общероссийского   классификатора,   построенного   с   учетом
требований,  отражающих потребности российской  экономики,  на  основе
международного,  регионального  или межгосударственного классификатора
или стандарта их обозначения указываются в скобках  после  обозначения
общероссийского классификатора.
     9.3. При регистрации общероссийских классификаторов на каждый  из
них заводится дело общероссийского классификатора.
     9.4. Порядок регистрации и обозначения отраслевых (ведомственных)
классификаторов    и    классификаторов    организаций   устанавливают
соответственно  утвердившие  их  федеральные   органы   исполнительной
власти, министерства, ведомства и организации.
     9.5. Общероссийские     унифицированные     формы     документов,
утвержденные  в установленном порядке,  подлежат регистрации во ВНИИКИ
Госстандарта России путем их включения в Общероссийский  классификатор
управленческой документации.
     9.6. Порядок     регистрации      отраслевых      (ведомственных)
унифицированных  форм  документов  и  унифицированных  форм документов
организаций устанавливают соответственно  утвердившие  их  федеральные
органы исполнительной власти, министерства, ведомства или организации.

    10. Ведение классификаторов и унифицированных форм документов

     10.1. Основными  задачами  ведения общероссийских классификаторов
являются:
     научно -  методическое  и  организационное  обеспечение  работ по
ведению общероссийских классификаторов;
     поддержание общероссийских    классификаторов    в    достоверном
состоянии;
     информационное обслуживание    заинтересованных   юридических   и
физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них
изменений.
     10.2. Ведение общероссийских классификаторов,  их классов и (или)
группировок  обеспечивают  учреждения,  ответственные  за ведение этих
классификаторов,  их классов и (или) группировок, или определенные ими
головные организации из числа организаций,  как правило, находящихся в
их ведении.
     10.3. Поддержание  общероссийских  классификаторов  в достоверном
состоянии включает разработку,  согласование,  проведение экспертизы и
утверждение  изменений,  вносимых в общероссийские классификаторы,  их
официальное издание,  а также автоматизированное внесение изменений  в
машинные массивы общероссийских классификаторов.
     10.4. Информационное обслуживание заинтересованных юридических  и
физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них
изменений обеспечивают Госстандарт России,  Госкомстат России и другие
учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов.
     10.5. Порядок ведения отраслевых (ведомственных)  классификаторов
и классификаторов организаций определяют соответственно утвердившие их
федеральные органы исполнительной власти,  министерства,  ведомства  и
организации.
     10.6. Ведение общероссийских унифицированных систем  документации
включает   внесение   изменений   во  входящие  в  них  общероссийские
унифицированные  формы  документов,  их  замену  и   включение   новых
унифицированных форм документов, а также внесение изменений в ОКУД.
     10.7. Ведение общероссийских унифицированных систем  документации
обеспечивают  федеральные  органы исполнительной власти и организации,
ответственные за разработку этих систем документации.
     10.8. Ведение  отраслевых  (ведомственных)  унифицированных  форм
документов и унифицированных форм документов организаций  обеспечивают
соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти
и организации.
     10.9. Официальная   информация   о   принятии,   отмене,   замене
общероссийских классификаторов,  внесенных в них изменениях,  а  также
тексты  этих  изменений  публикуются Госстандартом России в ежемесячно
выпускаемом информационном указателе "Государственные стандарты".
     Перечень действующих    на    территории   Российской   Федерации
общероссийских  классификаторов  публикуется  Госстандартом  России  в
ежегодно   выпускаемом   информационном   указателе   "Государственные
стандарты".

          11. Основные задачи, функции и принципы построения
       автоматизированного банка общероссийских классификаторов

     11.1. Автоматизированное  ведение  общероссийских классификаторов
на  базе  информационно  -  вычислительной  сети  Госкомстата   России
осуществляется   в  рамках  автоматизированного  банка  общероссийских
классификаторов  (АБК),   предусматривающего   возможность   получения
хозяйствующими  субъектами  актуальной  информации  по  общероссийским
классификаторам и изменениям к ним.
     11.2. Основными задачами АБК являются:
     организация распределенной базы общероссийских классификаторов  и
поддержание ее в актуальном состоянии;
     создание условий  для  обозначения  сопоставимости   данных   при
межотраслевом  и  межрегиональном  обмене  информацией  при  внедрении
общероссийских классификаторов;
     оперативное предоставление актуальной и достоверной информации по
общероссийским классификаторам пользователям  и  в  системы  обработки
данных  функционирующие  на  различных  уровнях,  в том числе в Единый
Государственный регистр предприятий  и  организаций  (ЕГРПО),  целевые
реестры (регистры) федеральных органов исполнительной власти;
     формирование единого   информационного   фонда    нормативно    -
справочной  информации  в  целях  электронной обработки статистических
данных с использованием классификаторов;
     рациональное распределение   потоков   информации   (изменений  к
общероссийским  классификаторам,  запросов,  ответов  на  запросы)  на
федеральном и региональном уровнях и уровне местного самоуправления;
     обеспечение эффективного  информационного  взаимодействия  АБК  с
различными     информационными     системами    федеральных    органов
исполнительной  власти  и  органов  исполнительной  власти   субъектов
Российской Федерации;
     решение с  использованием  общероссийских  классификаторов  задач
аналитического  характера,  включая  получение сводно - группировочных
таблиц  статистических   данных,   и   обеспечение   информационно   -
справочного  обслуживания  пользователей  в  регламентном и диалоговом
режимах.
     11.3. АБК выполняет следующие функции:
     хранение, актуализацию   и   многократное   использование    базы
общероссийских классификаторов;
     поиск и  выдачу  на  видеотерминальные  и  печатающие  устройства
необходимых  данных из базы общероссийских классификаторов в требуемой
для пользователя форме;
     реализацию работы в пакетном и диалоговом режимах;
     формирование и запись на машинные носители данных  об  изменениях
общероссийских   классификаторов   для   актуализации   нормативно   -
справочной информации, регистров и других баз данных;
    оказание различных  информационных услуг по запросам хозяйствующих
субъектов;
     обеспечение сохранности,   целостности,  контроля  и  защиты  баз
данных общероссийских классификаторов от несанкционированного доступа.
     11.4. АБК  построен  на  принципах  распределенного банка данных,
включающего   АБК   на   федеральном   и   региональном   уровнях    и
обеспечивающего    распределение    потоков    информации   и   увязку
территориальных банков в единую систему.  АБК  на  федеральном  уровне
реализуется    в    Главном   межрегиональном   центре   обработки   и
распространения статистической информации (ГМЦ) Госкомстата России, на
региональном уровне - в территориальных органах Госкомстата России.
     11.5. АБК на федеральном уровне,  как  и  каждый  территориальный
банк  в  отдельности,  представляет  собой  информационно - справочную
систему,  предназначенную  для  хранения  и  обеспечения  актуальности
информации  по  общероссийским  классификаторам  и  изменениям к ним и
предоставления этой информации хозяйствующим субъектам.
     11.6. Информация по общероссийским классификаторам и изменениям к
ним в АБК представляется ВНИИКИ  Госстандарта  России  на  бумажном  и
машинном   носителях   на   основе   принятых   Госстандартом   России
общероссийских  классификаторах  и  утвержденных  ВНИИКИ  Госстандарта
России изменениях к ним.  Информация по общероссийским классификаторам
и изменениям к ним представляется во ВНИИКИ Госстандарта России (кроме
общероссийских классификаторов,  закрепленных за Госстандартом России)
на бумажном  и  машинном  носителях  учреждениями,  ответственными  за
разработку   и   за   ведение   общероссийских   классификаторов.  ГМЦ
Госкомстата  России  представляет  во   ВНИИКИ   Госстандарта   России
общероссийские  классификаторы  и  изменения  к ним только на бумажном
носителе.

        12. Введение в действие общероссийских классификаторов
                  и унифицированных форм документов

     12.1. На  этапе  принятия  Госстандартом  России  общероссийского
классификатора устанавливается дата введения его в действие, исходя из
необходимости  сбора тиража,  издания общероссийского классификатора и
подготовки  хозяйствующих  субъектов  к   применению   общероссийского
классификатора.
     12.2. При   утверждении   общероссийских   унифицированных   форм
документов    федеральными    органами    исполнительной    власти   и
организациями,  ответственными за их разработку,  устанавливается дата
введения   их   в   действие  с  учетом  необходимости  регистрации  и
тиражирования форм документов,  подготовки хозяйствующих  субъектов  к
внедрению общероссийских унифицированных форм документов.

                 13. Основные положения по применению
                    общероссийских классификаторов

     13.1. Общероссийские   классификаторы   подлежат   применению   в
различных   видах   экономической  деятельности,  включая  статистику,
финансовую  деятельность,  налоговую  и   лицензионную   деятельность,
банковское  дело,  бухгалтерский  учет,  образование,  стандартизацию,
сертификацию,  производство продукции  и  оказание  услуг,  таможенное
дело,  транспорт,  торговлю,  внешнеэкономическую,  правоохранительную
деятельности,    для    обеспечения    информационной    совместимости
федеральных,  региональных  и  муниципальных  информационных  систем и
ресурсов за  счет  стандартизации  представления  объектов  технико  -
экономической  и социальной информации в указанных видах экономической
деятельности.
     13.2. Использование общероссийских классификаторов при разработке
правовых актов,  а также при создании информационных систем и ресурсов
осуществляется путем:
     прямого применения   общероссийских   классификаторов    (выборок
позиций  из  общероссийских  классификаторов)  без  изменения принятых
кодов и наименований позиций;
     включения в  общероссийские  классификаторы  (выборки  позиций из
общероссийских классификаторов) дополнительных объектов  классификации
и  классификационных  признаков,  не  нарушающих  коды  и наименования
позиций  общероссийских  классификаторов  и  предусмотренных   в   них
резервных позиций.
     13.3. Присвоение   кодов   по   общероссийским    классификаторам
хозяйствующим субъектам осуществляют органы государственной статистики
при их  учете  и  идентификации  в  составе  Единого  государственного
регистра предприятий и организаций.
     В других  случаях  присвоение  кодов  объектам  классификации  по
общероссийским  классификаторам  хозяйствующие  субъекты  осуществляют
самостоятельно  путем  их  отнесения   к   соответствующему   коду   и
наименованию    позиции   общероссийского   классификатора   и   несут
установленную законодательством Российской  Федерации  ответственность
за неправильное их присвоение и применение.
     13.4. При    межотраслевом    обмене    информацией,     создании
информационных  систем и ресурсов не допускается применение отраслевых
(ведомственных) классификаторов технико - экономической  и  социальной
информации  и  классификаторов организаций для объектов классификации,
установленных в  общероссийских  классификаторах,  а  также  резервных
кодов общероссийских классификаторов.

      14. Международное сотрудничество в области Единой системы
        классификации и кодирования технико - экономической и
     социальной информации и унифицированных систем документации

     14.1. Международное сотрудничество по классификации и кодированию
технико   -   экономической   и  социальной  информации  и  унификации
документации  осуществляется  по  линии   международных   организаций,
занимающихся   указанными   вопросами,   а  также  на  двусторонней  и
многосторонней основах с соответствующими организациями других стран.
     14.2. Международное   сотрудничество   в   области   ЕСКК  и  УСД
осуществляется в таких международных организациях, как: ООН, ИСО, МОТ,
ЮНЕСКО, ЕЭК, Евростат и других.
     В рамках  ИСО  оно  осуществляется   техническим   комитетом   по
стандартизации ТК 257 "Документы и информация в управлении,  торговле,
промышленности  и  банковском  деле"  во  взаимосвязи  с  техническими
комитетами   ИСО/ТК   154   "Документы  и  информационные  элементы  в
управлении,  торговле и промышленности" и ИСО/ТК 68 "Банковское дело и
соответствующие финансовые службы".
     14.3. Международное   сотрудничество   по   линии   международных
организаций   заключается   в   участии   в  разработке  международных
классификаций и стандартов,  подготовке  замечаний  и  предложений  по
проектам международных классификаций и стандартов.
     14.4. Проведение работ по классификации и кодированию в странах -
членах  СНГ  осуществляется  в соответствии с Соглашением этих стран о
проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии
и сертификации.
     Выработку согласованных решений,  координацию работ и определение
основных   направлений  деятельности  на  межправительственном  уровне
осуществляет Межгосударственный совет по стандартизации,  метрологии и
сертификации.
     14.5. Использование международных  и  региональных  классификаций
осуществляется   на   основе   гармонизации   с  ними  разрабатываемых
общероссийских классификаторов путем:
     прямого применения международных и региональных классификаций без
изменения принятых в них кодов и наименований;
     включения в   них  дополнений,  отражающих  специфику  российской
экономики,  не нарушающих коды и наименования позиций международных  и
региональных  классификаций и предусмотренных в них резервных позиций,
если  иное   не   предусмотрено   в   международной   и   региональной
классификации.
     14.6. Двустороннее или многостороннее сотрудничество по  вопросам
классификации,  кодирования  и унификации документации включает работы
по гармонизации  национальных  классификаторов  стран  -  партнеров  и
систем их ведения,  совместную разработку классификаторов, нормативных
документов,  проведение  взаимных   консультаций,   обмен   опытом   и
информацией.


                                                          Приложение А

                                                        (обязательное)

                               ПЕРЕЧЕНЬ
                    ОБЩЕРОССИЙСКИХ КЛАССИФИКАТОРОВ

-------------------------------------------------------------------------------------
|     Наименование           | Аббревиатура |  Обозначение  | Федеральные органы    |
|    общероссийского         |              |               | исполнительной        |
|    классификатора          |              |               | власти, ответственные |
|                            |              |               | за ведение            |
|                            |              |               | общероссийских        |
|                            |              |               | классификаторов       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКС          | ОК (МК        | Госстандарт России    |
| классификатор стандартов   |              | (ИСО/ИНФКО    |                       |
|                            |              | МКС) 001-96)  |                       |
|                            |              | 001-2000      |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКУН         | ОК 002-93     | Госстандарт России    |
| классификатор услуг        |              |               |                       |
| населению                  |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКИСЗН       | ОК 003-99     | Госстандарт России    |
| классификатор информации   |              |               |                       |
| по социальной защите       |              |               |                       |
| населения                  |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКДП         | ОК 004-93     | Минэкономразвития     |
| классификатор видов        |              |               | России                |
| экономической              |              |               |                       |
| деятельности, продукции и  |              |               |                       |
| услуг                      |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКП          | ОК 005-93     | Госстандарт России    |
| классификатор продукции    |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКОГУ        | ОК 006-93     | Госкомстат России     |
| классификатор органов      |              |               |                       |
| государственной власти и   |              |               |                       |
| управления                 |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКПО         | ОК 007-93     | Госкомстат России     |
| классификатор предприятий  |              |               |                       |
| и организаций              |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКСО         | ОК 009-93     | Минобразование        |
| классификатор              |              |               | России                |
| специальностей по          |              |               |                       |
| образованию                |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКЗ          | ОК 010-93     | Минтруд России        |
| классификатор занятий      |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКУД         | ОК 011-93     | Госстандарт России    |
| классификатор              |              |               |                       |
| управленческой             |              |               |                       |
| документации               |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | Классификатор| ОК 012-93     | Госстандарт России    |
| классификатор изделий и    | ЕСКД         |               |                       |
| конструкторских документов |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКОФ         | ОК 013-94     | Госстандарт России    |
| классификатор основных     |              |               |                       |
| фондов                     |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКВ          | ОК (МК (ИСО   | Госстандарт России    |
| классификатор валют        |              | 4217) 003-97) |                       |
|                            |              | 014-94        |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКЕИ         | ОК 015-94     | Госстандарт России    |
| классификатор единиц       |              | (МК 002-97)   |                       |
| измерения                  |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКПДТР       | ОК 016-94     | Минтруд России        |
| классификатор профессий    |              |               |                       |
| рабочих, должностей        |              |               |                       |
| служащих и тарифных        |              |               |                       |
| разрядов                   |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКСВНК       | ОК 017-94     | Минобразование        |
| классификатор              |              |               | России                |
| специальностей высшей      |              |               |                       |
| научной квалификации       |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКИН         | ОК 018-95     | Госстандарт России    |
| классификатор информации о |              |               |                       |
| населении                  |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКАТО        | ОК 019-95     | Госкомстат России     |
| классификатор объектов     |              |               |                       |
| административно -          |              |               |                       |
| территориального деления   |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКД          | ОК 020-95     | Госстандарт России    |
| классификатор деталей,     |              |               |                       |
| изготавливаемых сваркой,   |              |               |                       |
| пайкой, склеиванием и      |              |               |                       |
| термической резкой         |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОТКД         | ОК 021-95     | Госстандарт России    |
| технологический            |              |               |                       |
| классификатор деталей      |              |               |                       |
| машиностроения и           |              |               |                       |
| приборостроения            |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОТКСЕ        | ОК 022-95     | Госстандарт России    |
| технологический            |              |               |                       |
| классификатор сборочных    |              |               |                       |
| единиц машиностроения и    |              |               |                       |
| приборостроения            |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКНПО        | ОК 023-95     | Минобразование        |
| классификатор начального   |              |               | России                |
| профессионального          |              |               |                       |
| образования                |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКЭР         | ОК 024-95     | Минэкономразвития     |
| классификатор              |              |               | России                |
| экономических регионов     |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКСМ         | ОК (МК (ИСО   | Госстандарт России    |
| классификатор стран мира   |              | 3166) 004-97) |                       |
|                            |              | 025-95        |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКОК         | ОК 026-95     | Госстандарт России    |
| классификатор информации   |              |               |                       |
| об общероссийских          |              |               |                       |
| классификаторах            |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКФС         | ОК 027-99     | Госкомстат России     |
| классификатор форм         |              |               |                       |
| собственности              |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Общероссийский             | ОКОПФ        | ОК 028-99     | Госкомстат России     |
| классификатор              |              |               |                       |
| организационно - правовых  |              |               |                       |
| форм                       |              |               |                       |
------------------------------------------------------------------------------------

     Примечание. Порядок  расположения  общероссийских классификаторов
соответствует последовательности их государственной регистрации.


                                                          Приложение Б

                                                        (обязательное)

                               ПЕРЕЧЕНЬ
                ОБЩЕРОССИЙСКИХ УНИФИЦИРОВАННЫХ СИСТЕМ
              ДОКУМЕНТАЦИИ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ОБЩЕРОССИЙСКИЙ
              КЛАССИФИКАТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

-------------------------------------------------------------------------------------
| Наименование               | Аббревиатура | Код по ОКУД   | Федеральные органы    |
| общероссийской             |              |               | исполнительной власти |
| унифицированной системы    |              |               | или иные организации, |
| документации               |              |               | ответственные за      |
|                            |              |               | ведение               |
|                            |              |               | общероссийских УСД    |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Унифицированная система    | УСОРД        | 0200000       | Росархив              |
| организационно -           |              |               |                       |
| распорядительной           |              |               |                       |
| документации               |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Унифицированная система    | УСПУД        | 0300000       | Госкомстат России     |
| первичной учетной          |              |               |                       |
| документации               |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Унифицированная система    | УСБД         | 0400000       | Банк России           |
| банковской документации    |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Унифицированная система    | УСФДБ        | 0500000       | Минфин России         |
| финансовой, учетной и      |              |               |                       |
| отчетной бухгалтерской     |              |               |                       |
| документации бюджетных     |              |               |                       |
| учреждений и организаций   |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Унифицированная система    | УСОСД        | 0600000       | Госкомстат России     |
| отчетно - статистической   |              |               |                       |
| документации               |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Унифицированная система    | УСУОБД       | 0700000       | Минфин России         |
| учетной и отчетной         |              |               |                       |
| бухгалтерской документации |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Унифицированная система    | УСДТ         | 0800000       | Минтруд России        |
| документации по труду      |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Унифицированная система    | УСДПФ        | 0900000       | Пенсионный фонд       |
| документации Пенсионного   |              |               | России                |
| фонда Российской Федерации |              |               |                       |
|----------------------------|--------------|---------------|-----------------------|
| Унифицированная система    | УСВД         | 1000000       | Минэкономразвития     |
| внешнеторговой             |              |               | России                |
| документации               |              |               |                       |
-------------------------------------------------------------------------------------


                                                          Приложение В

                                                        (обязательное)

                 МЕТОДИКА РАСЧЕТА КОНТРОЛЬНОГО ЧИСЛА

     Контрольное число рассчитывается следующим образом:
     1. Каждому  разряду кода общероссийского классификатора,  начиная
со  старшего  разряда,  присваивается  набор  весов,   соответствующий
натуральному  ряду чисел от 1 до 10.  Если разрядность кода больше 10,
то набор весов повторяется.
     2. Каждая  цифра  кода  умножается  на  вес разряда и вычисляется
сумма полученных произведений.
     3. Контрольное  число для каждого кода представляет собой остаток
от деления полученной суммы на модуль "11".
     4. Контрольное число должно иметь один разряд,  значение которого
находится в пределах от 0 до 9.
     Если получается   остаток,   равный   10,   то   для  обеспечения
одноразрядного  контрольного  числа  необходимо   провести   повторный
расчет,  применяя  вторую  последовательность весов,  сдвинутую на два
разряда влево.
     Если в   случае  повторного  расчета  остаток  от  деления  вновь
сохраняется равным 10,  то значение контрольного  числа  проставляется
равным "0".
     Пример расчета контрольного числа.
     Код 5 6 3 9 2 1
     Вес разрядов 1 2 3 4 5 6
     Сумма произведений,  полученная путем умножения каждой цифры кода
на вес разряда, равна

         5 x 1 + 6 x 2 + 3 x 3 + 9 x 4 + 2 x 5 + 1 x 6 = 78.

     Остаток от деления полученной суммы на модуль "11" равен 1

                           78 : 11 = 7 (1).

     Контрольное число для данного кода равно 1.


                                                          Приложение Г

                                                          (справочное)

                             БИБЛИОГРАФИЯ

     [1] ПР    50.1.020-2000    Порядок    разработки   общероссийских
классификаторов.
     [2] ПР   50.1.021-2000   Положение   о   ведении   общероссийских
классификаторов  на   базе   информационно   -   вычислительной   сети
Госкомстата России.