ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И УНИФИЦИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДОКУМЕНТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВИЛА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ 25 декабря 2000 г. N ПР 50.1.019-2000 (Д) УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2000 года N 409-ст Дата введения - 1 апреля 2001 года Предисловие Разработаны Всероссийским научно - исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) Госкомстата России. Внесены Научно - техническим управлением Госстандарта России. Приняты и введены в действие Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2000 г. N 409-ст. Взамен ПР 50-733-93. 1. Область применения Настоящие Основные положения определяют содержание работ по классификации и кодированию технико - экономической и социальной информации и унификации документации, проводимых в области создания и развития Единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации (ЕСКК) и унифицированных систем документации (УСД) в Российской Федерации, категории классификаторов и унифицированных форм документов, стадии их разработки, порядок введения в действие и применения, методы классификации и кодирования информации и унификации документации, международное сотрудничество в этой области. Основные положения предназначены для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов, осуществляющих лицензирование, хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, действующими на территории Российской Федерации независимо от их формы собственности и организационно - правовой формы, при проведении работ по классификации и кодированию технико - экономической и социальной информации и унификации документации. Порядок разработки общероссийских классификаторов приведен в [1], а процесс их ведения - в [2]. 2. Определения В области ЕСКК и УСД применяются следующие термины с соответствующими определениями: 2.1. Классификация - разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами классификации. 2.2. Объект классификации - элемент классифицируемого множества. 2.3. Признак классификации - свойство или характеристика объекта классификации, по которому проводится классификация. 2.4. Классификационная группировка - подмножество объектов, полученное в результате классификации. 2.5. Ступень классификации - этап классификации при иерархическом методе классификации, результатом которого является совокупность классификационных группировок. 2.6. Глубина классификации - число ступеней классификации. 2.7. Код: Знак (символ) или совокупность знаков (символов), принятых для обозначения классификационной группировки или объекта классификации. 2.8. Кодирование - присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации. 2.9. Алфавит кода - система знаков (символов), принятых для образования кода. 2.10. Иерархический метод классификации - метод классификации, при котором заданное множество последовательно делится на подчиненные подмножества. 2.11. Фасетный метод классификации - метод классификации, при котором заданное множество объектов делится на подмножество независимо, по различным признакам классификации. 2.12. Последовательный метод кодирования - метод кодирования, при котором в кодовом обозначении знаки на каждой ступени деления зависят от результатов разбиения на предыдущих ступенях. 2.13. Параллельный метод кодирования - метод кодирования, при котором признаки классификации кодируются независимо друг от друга определенными разрядами или группой разрядов кодового обозначения. 2.14. Порядковый метод кодирования - метод кодирования, при котором кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда. 2.15. Серийно - порядковый метод кодирования - метод кодирования, при котором кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда с закреплением отдельных диапазонов (серий) этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками. 2.16. Классификатор технико - экономической и социальной информации (классификатор) - нормативный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации. 2.17. Общероссийский классификатор (ОК) - классификатор, принятый Госстандартом России и обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией. 2.18. Отраслевой (ведомственный) классификатор - классификатор, принятый федеральным органом исполнительной власти (министерством, ведомством), на который возложено выполнение определенных видов экономической деятельности, и не подлежащий применению при межотраслевом обмене информацией. 2.19. Классификатор организации - классификатор, принятый организацией, предприятием или их группами, занимающимися аналогичными видами экономической деятельности, применяемый только этими хозяйствующими субъектами. 2.20. Международная классификация - классификация, принятая международной организацией. 2.21. Ведение классификатора - поддержание классификатора в достоверном состоянии и информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц. 2.22. Гармонизация классификаторов - приведение данного классификатора в соответствие с классификатором, выбранным в качестве основы, установленными путями гармонизации. 2.23. Переходной ключ - таблица, устанавливающая соответствие каждой группировке или объекту классификации одного классификатора одной или нескольким группировкам или объектам классификации другого классификатора. 2.24. Унифицированная форма документа (УФД) - созданная с использованием методов унификации документации совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данном виде экономической деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации. 2.25. Унифицированная система документации - созданная с использованием методов унификации документации совокупность взаимоувязанных унифицированных форм документов, отвечающих единым требованиям и объединенных в зависимости от сферы их применения в общероссийские унифицированные системы документации, отраслевые (ведомственные) унифицированные системы документации, унифицированные системы документации организаций. 2.26. Общероссийская унифицированная форма документа - унифицированная форма документа, входящая в состав общероссийской унифицированной системы документации и обязательная для применения на всей территории Российской Федерации в определенном виде экономической деятельности. 2.27. Отраслевая (ведомственная) унифицированная форма документа - унифицированная форма документа, входящая в состав отраслевой (ведомственной) унифицированной системы документации и не предназначенная для межотраслевого применения. 2.28. Унифицированная форма документа организации - унифицированная форма документа, входящая в состав унифицированной системы документации организации и обязательная для применения только в данной организации (предприятии) или их группах, занимающихся аналогичными видами экономической деятельности. 3. Общие положения 3.1. Создание и развитие ЕСКК в Российской Федерации осуществляются в соответствии с: Законом Российской Федерации "О стандартизации" от 10 июня 1993 г. N 5154-1; Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. N 1251 "О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. N 1410 "О Федеральной целевой программе "Реформирование статистики в 1997 - 2000 годах"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации". 3.2. ЕСКК представляет собой систему, включающую: общероссийские классификаторы технико - экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы); нормативные и методические документы, регламентирующие разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов. Перечень общероссийских классификаторов и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их ведение, приведен в Приложении А. 3.3. УСД состоят из совокупности взаимосвязанных унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определенных видах экономической деятельности; средств их ведения; нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению. Перечень общероссийских унифицированных систем документации, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации, и федеральных органов исполнительной власти или иных организаций, ответственных за их ведение, приведен в Приложении Б. 3.4. Объектами классификации и кодирования в ЕСКК являются технико - экономические и социальные объекты и их свойства, используемые в различных видах экономической деятельности при межотраслевом обмене информацией. 3.5. Работы по классификации и кодированию технико - экономической и социальной информации и унификации документации проводятся в различных видах экономической деятельности, включая статистику, налоговую, финансовую и правоохранительную деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизацию, сертификацию, производство продукции и предоставление услуг, таможенное дело, образование, транспорт, торговлю, внешнеэкономическую, лицензионную деятельность, и осуществляются с целью унификации и стандартизации информационного обеспечения процессов экономической деятельности. 3.6. Общероссийские классификаторы создаются федеральными органами исполнительной власти или соответствующими организациями (далее - учреждения, ответственные за разработку общероссийских классификаторов) по согласованию с Госстандартом России, Госкомстатом России и Минэкономразвития России в части основных видов технико - экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене. Могут создаваться отраслевые (ведомственные) классификаторы технико - экономической и социальной информации и классификаторы указанной информации, используемые группой организаций, занимающихся аналогичными видами деятельности, или одной организацией. На этапе принятия общероссийских классификаторов Госстандарт России совместно с учреждением, ответственным за разработку общероссийского классификатора, определяет федеральный орган исполнительной власти или организацию, ответственные за ведение общероссийских классификаторов (далее - учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов), а также организации, с которыми эти классификаторы должны быть согласованы в обязательном порядке. 3.7. Межотраслевую координацию работ по разработке, ведению и развитию ЕСКК осуществляют Госстандарт России и Всероссийский научно - исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России. Госстандарт России в соответствии с Законом Российской Федерации "О стандартизации" устанавливает порядок разработки, принятия, введения в действие, применения и ведения общероссийских классификаторов. 3.8. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы, осуществляющие лицензирование, при создании информационных систем и ресурсов на федеральном и региональном уровнях управления и разработке правовых актов обеспечивают обязательное применение общероссийских классификаторов. Банку России и органам местного самоуправления рекомендуется обеспечить применение общероссийских классификаторов. 3.9. Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием и ведением государственных информационных систем и ресурсов, согласовывают с Госкомстатом России эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико - статистических данных о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 3.10. Госкомстат России и Госстандарт России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и учреждениями, ответственными за ведение общероссийских классификаторов, обеспечивают их автоматизированное ведение и предоставление в установленном порядке пользователям на всей территории Российской Федерации информации об общероссийских классификаторах и вносимых в них изменениях, записанных на машинных носителях, в том числе с использованием средств телекоммуникаций на базе информационно - вычислительной сети Госкомстата России. 3.11. Минюст России при осуществлении государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти учитывает требования об обязательном применении общероссийских классификаторов. 3.12. Госстандарт России принимает и обеспечивает официальное типографское издание общероссийских классификаторов и изменений к ним. 3.13. Минфин России при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривает выделение Госстандарту России средств на развитие ЕСКК. 4. Общие принципы функционирования Единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации Общими принципами функционирования ЕСКК и ведения работ, связанных с ее развитием, являются: учет социально - экономических изменений в стране; открытость и общедоступность ЕСКК для пользователей в той части, которая не содержит сведений, составляющих государственную тайну; автоматизация процесса обработки технико - экономической и социальной информации; обеспечение методического и организационного единства ЕСКК; комплексность ЕСКК, предусматривающая наиболее полный охват технико - экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене; постоянная актуализация технико - экономической и социальной информации; обязательность применения ЕСКК при формировании государственных информационных систем и ресурсов; совместимость ЕСКК, государственных информационных систем и ресурсов и их взаимодействие в едином информационном пространстве Российской Федерации на основе использования ЕСКК; гармонизация ЕСКК с международными и региональными классификаторами и стандартами. 5. Задачи Единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации и унифицированных систем документации в Российской Федерации Основными задачами ЕСКК и УСД являются: создание условий для формирования единого информационного пространства на территории Российской Федерации; систематизация информации по единым классификационным правилам и их использование при прогнозировании социально - экономического развития страны и ведении учета и отчетности; информационное обеспечение налогообложения, лицензирования, квотирования, операций с недвижимостью, социального страхования, финансового посредничества; содействие специализации и кооперированию в области производства продукции и оказания услуг; упорядочение стандартизации и сертификации выпускаемой продукции и оказываемых услуг; создание условий для унификации документации при осуществлении межотраслевого документооборота; обеспечение совместимости информационных систем и ресурсов; обеспечение межотраслевого обмена информационными ресурсами; гармонизация ЕСКК с международными и региональными классификациями и со стандартами. 6. Категории классификаторов и унифицированных форм документов 6.1. В зависимости от области применения классификаторы подразделяются на следующие категории: общероссийские классификаторы; отраслевые (ведомственные) классификаторы; классификаторы организаций, предприятий или их групп, занимающихся аналогичными видами экономической деятельности (далее - классификаторы организаций). 6.2. Общероссийские классификаторы разрабатываются в целях обеспечения: сопоставимости данных в различных сферах и на различных уровнях экономической деятельности (межотраслевое применение); совместимости и взаимодействия государственных информационных систем и ресурсов; гармонизации с международными и региональными классификациями; информационной связи с действующими общероссийскими классификаторами; использования их в общероссийских унифицированных формах документов. 6.3. Отраслевые (ведомственные) классификаторы разрабатываются в целях включения в них информации, содержащейся в унифицированных отраслевых (ведомственных) формах документов, отсутствующей в общероссийских классификаторах или представляющей собой выборки из общероссийских классификаторов, в которых допускается перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации. 6.4. Классификаторы организаций разрабатываются в целях включения в них информации, содержащейся в унифицированных формах документов организаций, отсутствующей в общероссийских и (или) отраслевых (ведомственных) классификаторах либо представляющей собой выборки из общероссийских и (или) отраслевых (ведомственных) классификаторов, в которых допускается перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации. 6.5. Для проведения сопоставимости объектов классификации или их группировок из различных классификаторов могут создаваться и использоваться переходные ключи, которые следует рассматривать в качестве справочно - поискового аппарата. Переходные ключи могут разрабатываться между классификаторами, в которых по разным признакам классифицируются одни и те же объекты классификации; между классификаторами, имеющими взаимосвязанные объекты классификации и т.п. 6.6. Унифицированные системы документации и входящие в них унифицированные формы документов подразделяются на следующие категории: общероссийские; отраслевые (ведомственные); организаций, предприятий или их групп, занимающихся аналогичными видами экономической деятельности (далее - организаций). 6.7. Общероссийские унифицированные формы документов утверждаются федеральными органами исполнительной власти или другими организациями, ответственными за разработку общероссийских унифицированных систем документации, в состав которых входят данные унифицированные формы документов. 6.8. Отраслевые (ведомственные) унифицированные формы документов и унифицированные формы документов организаций разрабатываются на основе общероссийских унифицированных форм документов или во взаимосвязи с ними. 6.9. Отраслевые (ведомственные) унифицированные формы документов утверждаются федеральными органами исполнительной власти или другими организациями, ответственными за разработку отраслевых (ведомственных) унифицированных систем документации, в состав которых входят данные унифицированные формы документов. Формы этой категории включают наряду с реквизитами, содержащимися в общероссийских унифицированных формах документов, реквизиты, отражающие специфику конкретной отрасли (ведомства). 6.10. Унифицированные формы документов организаций утверждаются соответствующими организациями. Формы этой категории включают наряду с реквизитами, содержащимися в общероссийских и отраслевых (ведомственных) унифицированных формах документов, реквизиты, отражающие специфику конкретной организации. 7. Стадии разработки и ведения общероссийских классификаторов и унифицированных форм документов 7.1. Для общероссийского классификатора установлены следующие стадии разработки и ведения: 1-я стадия - организация разработки общероссийского классификатора; 2-я стадия - разработка первой редакции проекта общероссийского классификатора и ее рассылка в заинтересованные организации; 3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта общероссийского классификатора, ее обязательное согласование и представление для принятия; 4-стадия - принятие и государственная регистрация общероссийского классификатора; 5-я стадия - официальное издание общероссийского классификатора; 6-я стадия - ведение общероссийского классификатора. 7.2. Для общероссийской унифицированной формы документов установлены следующие стадии разработки и ведения: 1-я стадия - организация разработки общероссийской унифицированной формы документов; 2-я стадия - разработка первой редакции проекта общероссийской унифицированной формы документов; 3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта общероссийской унифицированной формы документов; 4-я стадия - утверждение и регистрация общероссийской унифицированной формы документов; 5-я стадия - тиражирование бланков форм документов; 6-я стадия - ведение общероссийской унифицированной формы документов. 7.3. Порядок разработки, утверждения, введения в действие, издания, ведения и применения отраслевых (ведомственных) классификаторов и классификаторов организаций устанавливают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства и организации. 7.4. Порядок разработки, утверждения, введения в действие, тиражирования, ведения и применения отраслевых (ведомственных) унифицированных форм документов и унифицированных форм документов организаций устанавливают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства и организации. 8. Методы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации и унификации документации 8.1. Основными методами классификации технико - экономической и социальной информации являются иерархический и фасетный. 8.2. Основными методами кодирования технико - экономической и социальной информации являются последовательный, параллельный, порядковый и серийно - порядковый. 8.3. Выбор методов классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации в каждом конкретном случае осуществляется разработчиком классификатора. 8.4. В зависимости от специфики информации и области применения классификаторов в них возможно применение различных сочетаний основных методов классификации и кодирования. 8.5. Для защиты кодов классификаторов и обеспечения достоверности информации на всех этапах информационного взаимодействия, а также контроля кодов классификаторов при их применении в классификаторы могут вводиться контрольные числа. Контрольное число проставляют после кода. Целесообразность применения контрольных чисел определяет разработчик классификатора. Контрольное число рассчитывается в соответствии с методикой, изложенной в Приложении В. 8.6. Основными методами унификации документации являются методы содержательной и формальной унификации. К методам содержательной унификации относятся: установление ограничительных номенклатур действующих форм; создание типовых форм; построение единой модели документов для групп однородных задач (использование формуляра - образца); унификация и стандартизация реквизитов, используемых в формах. Методами формальной унификации являются: унификация структур документов; создание общих синтаксических правил построения документа; унификация методов контроля информации документа. 9. Регистрация классификаторов и унифицированных форм документов 9.1. Принятые Госстандартом России общероссийские классификаторы подлежат государственной регистрации, осуществляемой ВНИИКИ Госстандарта России. 9.2. При государственной регистрации каждому общероссийскому классификатору присваивается обозначение, состоящее из обозначения его категории - "ОК", отделенного пробелом трехзначного регистрационного номера и отделенного тире года принятия общероссийского классификатора, записываемого четырьмя цифрами. Для общероссийского классификатора, построенного на основе полного аутентичного текста международного, регионального или межгосударственного классификатора или стандарта, а также гармонизированного с ними, указываются в скобках обозначения этих классификаторов или стандартов после обозначения категории общероссийского классификатора "ОК". Для общероссийского классификатора, построенного с учетом требований, отражающих потребности российской экономики, на основе международного, регионального или межгосударственного классификатора или стандарта их обозначения указываются в скобках после обозначения общероссийского классификатора. 9.3. При регистрации общероссийских классификаторов на каждый из них заводится дело общероссийского классификатора. 9.4. Порядок регистрации и обозначения отраслевых (ведомственных) классификаторов и классификаторов организаций устанавливают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства и организации. 9.5. Общероссийские унифицированные формы документов, утвержденные в установленном порядке, подлежат регистрации во ВНИИКИ Госстандарта России путем их включения в Общероссийский классификатор управленческой документации. 9.6. Порядок регистрации отраслевых (ведомственных) унифицированных форм документов и унифицированных форм документов организаций устанавливают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства или организации. 10. Ведение классификаторов и унифицированных форм документов 10.1. Основными задачами ведения общероссийских классификаторов являются: научно - методическое и организационное обеспечение работ по ведению общероссийских классификаторов; поддержание общероссийских классификаторов в достоверном состоянии; информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений. 10.2. Ведение общероссийских классификаторов, их классов и (или) группировок обеспечивают учреждения, ответственные за ведение этих классификаторов, их классов и (или) группировок, или определенные ими головные организации из числа организаций, как правило, находящихся в их ведении. 10.3. Поддержание общероссийских классификаторов в достоверном состоянии включает разработку, согласование, проведение экспертизы и утверждение изменений, вносимых в общероссийские классификаторы, их официальное издание, а также автоматизированное внесение изменений в машинные массивы общероссийских классификаторов. 10.4. Информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений обеспечивают Госстандарт России, Госкомстат России и другие учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов. 10.5. Порядок ведения отраслевых (ведомственных) классификаторов и классификаторов организаций определяют соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства и организации. 10.6. Ведение общероссийских унифицированных систем документации включает внесение изменений во входящие в них общероссийские унифицированные формы документов, их замену и включение новых унифицированных форм документов, а также внесение изменений в ОКУД. 10.7. Ведение общероссийских унифицированных систем документации обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и организации, ответственные за разработку этих систем документации. 10.8. Ведение отраслевых (ведомственных) унифицированных форм документов и унифицированных форм документов организаций обеспечивают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти и организации. 10.9. Официальная информация о принятии, отмене, замене общероссийских классификаторов, внесенных в них изменениях, а также тексты этих изменений публикуются Госстандартом России в ежемесячно выпускаемом информационном указателе "Государственные стандарты". Перечень действующих на территории Российской Федерации общероссийских классификаторов публикуется Госстандартом России в ежегодно выпускаемом информационном указателе "Государственные стандарты". 11. Основные задачи, функции и принципы построения автоматизированного банка общероссийских классификаторов 11.1. Автоматизированное ведение общероссийских классификаторов на базе информационно - вычислительной сети Госкомстата России осуществляется в рамках автоматизированного банка общероссийских классификаторов (АБК), предусматривающего возможность получения хозяйствующими субъектами актуальной информации по общероссийским классификаторам и изменениям к ним. 11.2. Основными задачами АБК являются: организация распределенной базы общероссийских классификаторов и поддержание ее в актуальном состоянии; создание условий для обозначения сопоставимости данных при межотраслевом и межрегиональном обмене информацией при внедрении общероссийских классификаторов; оперативное предоставление актуальной и достоверной информации по общероссийским классификаторам пользователям и в системы обработки данных функционирующие на различных уровнях, в том числе в Единый Государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО), целевые реестры (регистры) федеральных органов исполнительной власти; формирование единого информационного фонда нормативно - справочной информации в целях электронной обработки статистических данных с использованием классификаторов; рациональное распределение потоков информации (изменений к общероссийским классификаторам, запросов, ответов на запросы) на федеральном и региональном уровнях и уровне местного самоуправления; обеспечение эффективного информационного взаимодействия АБК с различными информационными системами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; решение с использованием общероссийских классификаторов задач аналитического характера, включая получение сводно - группировочных таблиц статистических данных, и обеспечение информационно - справочного обслуживания пользователей в регламентном и диалоговом режимах. 11.3. АБК выполняет следующие функции: хранение, актуализацию и многократное использование базы общероссийских классификаторов; поиск и выдачу на видеотерминальные и печатающие устройства необходимых данных из базы общероссийских классификаторов в требуемой для пользователя форме; реализацию работы в пакетном и диалоговом режимах; формирование и запись на машинные носители данных об изменениях общероссийских классификаторов для актуализации нормативно - справочной информации, регистров и других баз данных; оказание различных информационных услуг по запросам хозяйствующих субъектов; обеспечение сохранности, целостности, контроля и защиты баз данных общероссийских классификаторов от несанкционированного доступа. 11.4. АБК построен на принципах распределенного банка данных, включающего АБК на федеральном и региональном уровнях и обеспечивающего распределение потоков информации и увязку территориальных банков в единую систему. АБК на федеральном уровне реализуется в Главном межрегиональном центре обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) Госкомстата России, на региональном уровне - в территориальных органах Госкомстата России. 11.5. АБК на федеральном уровне, как и каждый территориальный банк в отдельности, представляет собой информационно - справочную систему, предназначенную для хранения и обеспечения актуальности информации по общероссийским классификаторам и изменениям к ним и предоставления этой информации хозяйствующим субъектам. 11.6. Информация по общероссийским классификаторам и изменениям к ним в АБК представляется ВНИИКИ Госстандарта России на бумажном и машинном носителях на основе принятых Госстандартом России общероссийских классификаторах и утвержденных ВНИИКИ Госстандарта России изменениях к ним. Информация по общероссийским классификаторам и изменениям к ним представляется во ВНИИКИ Госстандарта России (кроме общероссийских классификаторов, закрепленных за Госстандартом России) на бумажном и машинном носителях учреждениями, ответственными за разработку и за ведение общероссийских классификаторов. ГМЦ Госкомстата России представляет во ВНИИКИ Госстандарта России общероссийские классификаторы и изменения к ним только на бумажном носителе. 12. Введение в действие общероссийских классификаторов и унифицированных форм документов 12.1. На этапе принятия Госстандартом России общероссийского классификатора устанавливается дата введения его в действие, исходя из необходимости сбора тиража, издания общероссийского классификатора и подготовки хозяйствующих субъектов к применению общероссийского классификатора. 12.2. При утверждении общероссийских унифицированных форм документов федеральными органами исполнительной власти и организациями, ответственными за их разработку, устанавливается дата введения их в действие с учетом необходимости регистрации и тиражирования форм документов, подготовки хозяйствующих субъектов к внедрению общероссийских унифицированных форм документов. 13. Основные положения по применению общероссийских классификаторов 13.1. Общероссийские классификаторы подлежат применению в различных видах экономической деятельности, включая статистику, финансовую деятельность, налоговую и лицензионную деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, образование, стандартизацию, сертификацию, производство продукции и оказание услуг, таможенное дело, транспорт, торговлю, внешнеэкономическую, правоохранительную деятельности, для обеспечения информационной совместимости федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и ресурсов за счет стандартизации представления объектов технико - экономической и социальной информации в указанных видах экономической деятельности. 13.2. Использование общероссийских классификаторов при разработке правовых актов, а также при создании информационных систем и ресурсов осуществляется путем: прямого применения общероссийских классификаторов (выборок позиций из общероссийских классификаторов) без изменения принятых кодов и наименований позиций; включения в общероссийские классификаторы (выборки позиций из общероссийских классификаторов) дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций. 13.3. Присвоение кодов по общероссийским классификаторам хозяйствующим субъектам осуществляют органы государственной статистики при их учете и идентификации в составе Единого государственного регистра предприятий и организаций. В других случаях присвоение кодов объектам классификации по общероссийским классификаторам хозяйствующие субъекты осуществляют самостоятельно путем их отнесения к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неправильное их присвоение и применение. 13.4. При межотраслевом обмене информацией, создании информационных систем и ресурсов не допускается применение отраслевых (ведомственных) классификаторов технико - экономической и социальной информации и классификаторов организаций для объектов классификации, установленных в общероссийских классификаторах, а также резервных кодов общероссийских классификаторов. 14. Международное сотрудничество в области Единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации и унифицированных систем документации 14.1. Международное сотрудничество по классификации и кодированию технико - экономической и социальной информации и унификации документации осуществляется по линии международных организаций, занимающихся указанными вопросами, а также на двусторонней и многосторонней основах с соответствующими организациями других стран. 14.2. Международное сотрудничество в области ЕСКК и УСД осуществляется в таких международных организациях, как: ООН, ИСО, МОТ, ЮНЕСКО, ЕЭК, Евростат и других. В рамках ИСО оно осуществляется техническим комитетом по стандартизации ТК 257 "Документы и информация в управлении, торговле, промышленности и банковском деле" во взаимосвязи с техническими комитетами ИСО/ТК 154 "Документы и информационные элементы в управлении, торговле и промышленности" и ИСО/ТК 68 "Банковское дело и соответствующие финансовые службы". 14.3. Международное сотрудничество по линии международных организаций заключается в участии в разработке международных классификаций и стандартов, подготовке замечаний и предложений по проектам международных классификаций и стандартов. 14.4. Проведение работ по классификации и кодированию в странах - членах СНГ осуществляется в соответствии с Соглашением этих стран о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Выработку согласованных решений, координацию работ и определение основных направлений деятельности на межправительственном уровне осуществляет Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. 14.5. Использование международных и региональных классификаций осуществляется на основе гармонизации с ними разрабатываемых общероссийских классификаторов путем: прямого применения международных и региональных классификаций без изменения принятых в них кодов и наименований; включения в них дополнений, отражающих специфику российской экономики, не нарушающих коды и наименования позиций международных и региональных классификаций и предусмотренных в них резервных позиций, если иное не предусмотрено в международной и региональной классификации. 14.6. Двустороннее или многостороннее сотрудничество по вопросам классификации, кодирования и унификации документации включает работы по гармонизации национальных классификаторов стран - партнеров и систем их ведения, совместную разработку классификаторов, нормативных документов, проведение взаимных консультаций, обмен опытом и информацией. Приложение А (обязательное) ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩЕРОССИЙСКИХ КЛАССИФИКАТОРОВ ------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Аббревиатура | Обозначение | Федеральные органы | | общероссийского | | | исполнительной | | классификатора | | | власти, ответственные | | | | | за ведение | | | | | общероссийских | | | | | классификаторов | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКС | ОК (МК | Госстандарт России | | классификатор стандартов | | (ИСО/ИНФКО | | | | | МКС) 001-96) | | | | | 001-2000 | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКУН | ОК 002-93 | Госстандарт России | | классификатор услуг | | | | | населению | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКИСЗН | ОК 003-99 | Госстандарт России | | классификатор информации | | | | | по социальной защите | | | | | населения | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКДП | ОК 004-93 | Минэкономразвития | | классификатор видов | | | России | | экономической | | | | | деятельности, продукции и | | | | | услуг | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКП | ОК 005-93 | Госстандарт России | | классификатор продукции | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКОГУ | ОК 006-93 | Госкомстат России | | классификатор органов | | | | | государственной власти и | | | | | управления | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКПО | ОК 007-93 | Госкомстат России | | классификатор предприятий | | | | | и организаций | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКСО | ОК 009-93 | Минобразование | | классификатор | | | России | | специальностей по | | | | | образованию | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКЗ | ОК 010-93 | Минтруд России | | классификатор занятий | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКУД | ОК 011-93 | Госстандарт России | | классификатор | | | | | управленческой | | | | | документации | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | Классификатор| ОК 012-93 | Госстандарт России | | классификатор изделий и | ЕСКД | | | | конструкторских документов | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКОФ | ОК 013-94 | Госстандарт России | | классификатор основных | | | | | фондов | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКВ | ОК (МК (ИСО | Госстандарт России | | классификатор валют | | 4217) 003-97) | | | | | 014-94 | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКЕИ | ОК 015-94 | Госстандарт России | | классификатор единиц | | (МК 002-97) | | | измерения | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКПДТР | ОК 016-94 | Минтруд России | | классификатор профессий | | | | | рабочих, должностей | | | | | служащих и тарифных | | | | | разрядов | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКСВНК | ОК 017-94 | Минобразование | | классификатор | | | России | | специальностей высшей | | | | | научной квалификации | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКИН | ОК 018-95 | Госстандарт России | | классификатор информации о | | | | | населении | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКАТО | ОК 019-95 | Госкомстат России | | классификатор объектов | | | | | административно - | | | | | территориального деления | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКД | ОК 020-95 | Госстандарт России | | классификатор деталей, | | | | | изготавливаемых сваркой, | | | | | пайкой, склеиванием и | | | | | термической резкой | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОТКД | ОК 021-95 | Госстандарт России | | технологический | | | | | классификатор деталей | | | | | машиностроения и | | | | | приборостроения | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОТКСЕ | ОК 022-95 | Госстандарт России | | технологический | | | | | классификатор сборочных | | | | | единиц машиностроения и | | | | | приборостроения | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКНПО | ОК 023-95 | Минобразование | | классификатор начального | | | России | | профессионального | | | | | образования | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКЭР | ОК 024-95 | Минэкономразвития | | классификатор | | | России | | экономических регионов | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКСМ | ОК (МК (ИСО | Госстандарт России | | классификатор стран мира | | 3166) 004-97) | | | | | 025-95 | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКОК | ОК 026-95 | Госстандарт России | | классификатор информации | | | | | об общероссийских | | | | | классификаторах | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКФС | ОК 027-99 | Госкомстат России | | классификатор форм | | | | | собственности | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Общероссийский | ОКОПФ | ОК 028-99 | Госкомстат России | | классификатор | | | | | организационно - правовых | | | | | форм | | | | ------------------------------------------------------------------------------------ Примечание. Порядок расположения общероссийских классификаторов соответствует последовательности их государственной регистрации. Приложение Б (обязательное) ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩЕРОССИЙСКИХ УНИФИЦИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДОКУМЕНТАЦИИ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Аббревиатура | Код по ОКУД | Федеральные органы | | общероссийской | | | исполнительной власти | | унифицированной системы | | | или иные организации, | | документации | | | ответственные за | | | | | ведение | | | | | общероссийских УСД | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Унифицированная система | УСОРД | 0200000 | Росархив | | организационно - | | | | | распорядительной | | | | | документации | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Унифицированная система | УСПУД | 0300000 | Госкомстат России | | первичной учетной | | | | | документации | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Унифицированная система | УСБД | 0400000 | Банк России | | банковской документации | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Унифицированная система | УСФДБ | 0500000 | Минфин России | | финансовой, учетной и | | | | | отчетной бухгалтерской | | | | | документации бюджетных | | | | | учреждений и организаций | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Унифицированная система | УСОСД | 0600000 | Госкомстат России | | отчетно - статистической | | | | | документации | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Унифицированная система | УСУОБД | 0700000 | Минфин России | | учетной и отчетной | | | | | бухгалтерской документации | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Унифицированная система | УСДТ | 0800000 | Минтруд России | | документации по труду | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Унифицированная система | УСДПФ | 0900000 | Пенсионный фонд | | документации Пенсионного | | | России | | фонда Российской Федерации | | | | |----------------------------|--------------|---------------|-----------------------| | Унифицированная система | УСВД | 1000000 | Минэкономразвития | | внешнеторговой | | | России | | документации | | | | ------------------------------------------------------------------------------------- Приложение В (обязательное) МЕТОДИКА РАСЧЕТА КОНТРОЛЬНОГО ЧИСЛА Контрольное число рассчитывается следующим образом: 1. Каждому разряду кода общероссийского классификатора, начиная со старшего разряда, присваивается набор весов, соответствующий натуральному ряду чисел от 1 до 10. Если разрядность кода больше 10, то набор весов повторяется. 2. Каждая цифра кода умножается на вес разряда и вычисляется сумма полученных произведений. 3. Контрольное число для каждого кода представляет собой остаток от деления полученной суммы на модуль "11". 4. Контрольное число должно иметь один разряд, значение которого находится в пределах от 0 до 9. Если получается остаток, равный 10, то для обеспечения одноразрядного контрольного числа необходимо провести повторный расчет, применяя вторую последовательность весов, сдвинутую на два разряда влево. Если в случае повторного расчета остаток от деления вновь сохраняется равным 10, то значение контрольного числа проставляется равным "0". Пример расчета контрольного числа. Код 5 6 3 9 2 1 Вес разрядов 1 2 3 4 5 6 Сумма произведений, полученная путем умножения каждой цифры кода на вес разряда, равна 5 x 1 + 6 x 2 + 3 x 3 + 9 x 4 + 2 x 5 + 1 x 6 = 78. Остаток от деления полученной суммы на модуль "11" равен 1 78 : 11 = 7 (1). Контрольное число для данного кода равно 1. Приложение Г (справочное) БИБЛИОГРАФИЯ [1] ПР 50.1.020-2000 Порядок разработки общероссийских классификаторов. [2] ПР 50.1.021-2000 Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно - вычислительной сети Госкомстата России. |