ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (В ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ТРЕБОВАНИЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНО УСТАНАВЛИВАЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕРЕЧЕНЬ КОТОРЫХ УТВЕРЖДАЕТСЯ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 22 августа 2008 г. N 242 (Д) В соответствии с пунктом 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4933; 2007, N 50, ст. 6285; 2008, N 18, ст. 2063), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации). 2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. 3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И. Министр А.ФУРСЕНКО 22 августа 2008 г. N 242 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 10 ноября 2008 г. N 12598 Приложение УТВЕРЖДЕН Приказом Минобрнауки России от 22 августа 2008 года N 242 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (В ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ТРЕБОВАНИЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНО УСТАНАВЛИВАЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕРЕЧЕНЬ КОТОРЫХ УТВЕРЖДАЕТСЯ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации) (далее - Регламент) определяет сроки и последовательность действий Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) при осуществлении полномочия по контролю качества образования, установленного подпунктом 21 статьи 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 1997, N 47, ст. 5341; 2002, N 12, ст. 1093; N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; N 28, ст. 2892; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 7, ст. 838; N 17, ст. 1932; N 49, ст. 6070) в части контроля качества образования, подпунктом 1 пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135; 2000, N 29, ст. 3001; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 50, ст. 5280; 2007, N 1, ст. 21; N 17, ст. 1932; N 49, ст. 6070). Контроль качества образования осуществляется в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации (в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135; 2000, N 29, ст. 3001; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 50, ст. 5280; 2007, N 1, ст. 21; N 17, ст. 1932; N 49, ст. 6070)) (далее - образовательные стандарты и требования). 2. Исполнение государственной функции по осуществлению контроля качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации) (далее - государственная функция) осуществляется в соответствии с: Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 1997, N 47, ст. 5341; 2002, N 12, ст. 1093; N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; N 28, ст. 2892; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 7, ст. 838; N 17, ст. 1932; N 49, ст. 6070); Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135; 2000, N 29, ст. 3001; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 50, ст. 5280; 2007, N 1, ст. 21; N 17, ст. 1932; N 49, ст. 6070); Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3436; 2003, N 40, ст. 3820; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752); Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 300 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2670); Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. N 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 9, ст. 1098; 2008, N 6, ст. 502). 3. Исполнение государственной функции осуществляется Рособрнадзором в отношении: а) высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам; б) научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительные профессиональные образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные требования; в) образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы; г) федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; д) расположенных за пределами территории Российской Федерации российских образовательных учреждений и филиалов российских образовательных учреждений по всем реализуемым ими образовательным программам. 3.1. Исполнение государственной функции предусматривает осуществление контроля качества образования в организациях, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 3 настоящего Регламента (далее - организации), путем проведения мероприятий по контролю. Мероприятие по контролю может проводиться в отношении одной или нескольких организаций и (или) одного или нескольких филиалов организаций (далее - филиалы). 3.2. Предметом контроля качества образования является: содержание и качество подготовки обучающихся и выпускников; уровень и направленность образовательных программ, реализуемых в аккредитованных организациях и их филиалах. 4. Результатом исполнения государственной функции является повышение качества образования по образовательным программам, реализуемым в организациях. II. ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ 5. Почтовый адрес Рособрнадзора: 127994, Москва, ул. Садовая-Сухаревская, 16, Рособрнадзор. Официальный сайт Рособрнадзора в сети Интернет: www.obrnadzor.gov.ru. Управление лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора (далее - Управление) размещается по адресу: 115162, Москва, ул. Шаболовка, 33. Справочные телефоны Управления - (495) 954-51-27, (495) 237-34-90. Адрес электронной почты Управления: kruglov@obrnadzor.gov.ru. Информация по исполнению государственной функции размещается на официальном сайте Рособрнадзора в сети Интернет. При изменении информации по исполнению государственной функции осуществляется ее периодическое обновление. 6. При подготовке к проведению мероприятия по контролю и при проведении мероприятия по контролю у организации могут быть запрошены следующие материалы и документы: а) учредительные документы организации; б) лицензия на право ведения образовательной деятельности (далее - лицензия); в) свидетельство о государственной аккредитации; г) локальные акты, регламентирующие деятельность организации; д) личные дела обучающихся, воспитанников, выпускников; е) копии форм федерального государственного статистического наблюдения, предусмотренных для соответствующих организаций (за последние 5 лет); ж) приказы о зачислении обучающихся, воспитанников, их переводе, отчислении в связи с завершением обучения, копии выданных документов об образовании (за последние 5 лет); з) образовательные стандарты и (или) требования; и) основные и дополнительные образовательные программы, включая учебные планы, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы учебной и производственной практики, календарные учебные графики, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий; к) по каждой проверяемой образовательной программе: списки обучающихся; расписания учебных занятий; сведения о результатах прохождения обучающимися промежуточных аттестаций, экзаменационные материалы по дисциплинам учебных планов, курсовые проекты (работы) (за последние 5 лет); приказы об утверждении председателей государственных аттестационных комиссий, отчеты о результатах работы указанных комиссий, экзаменационные материалы для проведения итоговой аттестации выпускников; л) у организации профессионального образования по каждой проверяемой образовательной программе (за последние 5 лет): выпускные квалификационные работы (дипломные проекты, работы); договоры с организациями о предоставлении мест для прохождения практик обучающихся, отчеты обучающихся о прохождении практик; м) документация по защите диссертаций на соискание ученых степеней работниками и аспирантами организации (филиала) (в диссертационных советах данной организации и иных организаций) (за последние 5 лет); н) публикации работников организации (филиала) по результатам научных исследований (за последние 5 лет); о) документация по кадровому обеспечению организации, штатное расписание профессорско-преподавательского состава организации (филиала), личные дела педагогических работников организации (филиала), индивидуальные планы работы педагогических работников организации (филиала) на учебный год; п) документация по учебно-методическому, информационному и библиотечному обеспечению образовательного процесса. III. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ 7. Исполнение государственной функции предусматривает: подготовку и проведение мероприятий по контролю, обработку результатов мероприятий по контролю; контроль за исполнением предписаний, включая принятие мер в связи с неисполнением предписаний; формирование отчета о результатах контроля качества образования. Блок-схема последовательности действий при исполнении государственной функции приведена в приложении 1 к настоящему Регламенту. 7.1. При проведении мероприятий по контролю должностные лица Рособрнадзора не вправе: проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Рособрнадзора; осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц либо их представителей; требовать представление документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки; распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю. 7.2. Выполнение административных действий в рамках исполнения государственной функции осуществляется федеральными государственными гражданскими служащими Рособрнадзора (далее - специалисты) в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей. 8. Подготовка и проведение мероприятий по контролю, обработка результатов мероприятий по контролю 8.1. Подготовка к проведению мероприятия по контролю 8.1.1. Плановые мероприятия по контролю проводятся в соответствии с графиком проверок Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - график проверок) (согласно пункту 9 Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. N 116 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 9, ст. 1098; 2008, N 6, ст. 502)), который представляет собой единый план мероприятий по контролю и надзору, проводимых Рособрнадзором. 8.1.1.1. В соответствии с графиком проверок плановое мероприятие по контролю качества образования может проводиться в сочетании с мероприятием по контролю за соблюдением предусмотренных лицензией условий и (или) с мероприятием по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования. 8.1.1.2. Проект графика проверок на следующий год готовится Управлением и представляется заместителю руководителя Рособрнадзора не позднее 1 декабря текущего года. Проект графика проверок согласовывается заместителем руководителя Рособрнадзора. График проверок утверждается руководителем Рособрнадзора. 8.1.1.3. В отношении одного юридического лица плановое мероприятие по контролю (надзору) может быть проведено Рособрнадзором не более чем один раз в два года. 8.1.2. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся по решению руководителя (заместителя руководителя) Рособрнадзора, принимаемому при наличии следующих оснований: а) обращений физических и (или) юридических лиц с жалобами на нарушения прав и законных интересов действиями (бездействием) организаций, связанные с невыполнением ими обязательных требований, иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений; б) необходимости проверки исполнения предписаний. Информация, указанная в подпункте "а" пункта 8.1.2 настоящего Регламента, может поступать в Рособрнадзор как непосредственно в виде сведений, свидетельствующих о наличии признаков нарушений, так и в виде основанных на наличии таких сведений поручений Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России), иных федеральных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией, обращений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных должностных лиц. Внеплановое мероприятие по контролю качества образования может проводиться в сочетании с внеплановым мероприятием по контролю за соблюдением предусмотренных лицензией условий и (или) с внеплановым мероприятием по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования при наличии оснований, являющихся общими для указанных мероприятий (то есть обращений физических и (или) юридических лиц, иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений как по вопросам качества образования, так и по вопросам соблюдения предусмотренных лицензией условий и (или) по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации в области образования). 8.1.3. Мероприятие по контролю может проводиться в форме выездной (инспекционной) проверки (далее - выездная проверка) или в форме камеральной проверки. Мероприятие по контролю в форме выездной проверки проводится на основании приказа Рособрнадзора, мероприятие по контролю в форме камеральной проверки - на основании распоряжения Рособрнадзора. Специалист, ответственный за подготовку мероприятий по контролю, готовит проект соответствующего приказа или распоряжения Рособрнадзора. Проект приказа или распоряжения Рособрнадзора рассматривается и подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора. 8.1.3.1. В приказе или распоряжении Рособрнадзора указываются: номер и дата приказа или распоряжения о проведении мероприятия по контролю, наименование Рособрнадзора; состав комиссии по проверке с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей лиц, уполномоченных на проведение мероприятия по контролю, или фамилия, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; наименование юридического лица (юридических лиц), в отношении которого (которых) проводится мероприятие по контролю, с указанием при необходимости наименования филиала (филиалов) (далее - объект проверки); цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю (в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Регламента); правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; дата начала и окончания мероприятия по контролю; срок представления акта проверки. В распоряжении Рособрнадзора указывается также перечень документов, запрашиваемых у организации, по вопросам, подлежащим проверке, и срок их представления. Приказом или распоряжением Рособрнадзора утверждается план-задание проверки. 8.1.3.2. Мероприятия по контролю проводятся в форме выездных проверок: при получении поручений Минобрнауки России, иных федеральных органов государственной власти о проведении мероприятий по контролю в форме выездных проверок; при необходимости выезда в организацию с целью получения информации по вопросам, подлежащим проверке. В иных случаях мероприятия по контролю проводятся в форме камеральных проверок. 8.1.3.3. Проведение мероприятия по контролю в форме выездной проверки осуществляется комиссией по проверке, создаваемой Рособрнадзором, проведение мероприятия по контролю в форме камеральной проверки - комиссией по проверке или по решению руководителя (заместителя руководителя) Рособрнадзора без создания комиссии по проверке, одним специалистом Рособрнадзора, уполномоченным на проведение мероприятия по контролю в качестве проверяющего (далее - проверяющий). Комиссия по проверке формируется из специалистов Рособрнадзора с включением в ее состав при необходимости экспертов, прошедших квалификационные испытания, из числа работников образовательных организаций, научных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, из числа специалистов организаций, обеспечивающих контроль и надзор в сфере образования. Решение о включении указанных лиц в состав комиссии по проверке принимается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора в соответствии с особенностями объекта проверки и содержанием вопросов, подлежащих проверке. 8.1.3.4. Продолжительность выездного мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. 8.1.4. Копия приказа или распоряжения Рособрнадзора о проведении мероприятия по контролю передается председателю комиссии по проверке (проверяющему). 8.1.5. В организацию направляется по почте письмо Управления о проведении мероприятия по контролю в форме выездной проверки (образец письма Управления приведен в приложении 2 к настоящему Регламенту) с приложением плана-задания проверки: не позднее чем за 1,5 месяца до начала мероприятия по контролю - если планом-заданием проверки предусмотрена проверка по вопросу содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников; не позднее чем за 5 рабочих дней до начала мероприятия по контролю - при проведении планового мероприятия по контролю, не предусматривающего проверку по вопросу содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников. 8.1.6. Если планом-заданием проверки предусмотрена проверка по вопросу содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников, организация не позднее чем за один месяц до начала мероприятия по контролю представляет: учебно-программную документацию организации по образовательным программам, подлежащим проверке, - для сопоставления учебных планов с образовательными стандартами и требованиями; учебные планы организации по программам, подлежащим проверке, и списки обучающихся по этим программам на соответствующих курсах - для подготовки к проведению контроля освоения обучающимися образовательной программы. Рособрнадзор в месячный срок после получения из организации указанных материалов обеспечивает: проведение сопоставления учебных планов с образовательными стандартами и требованиями с использованием единого программно - информационного комплекса и подготовку заключения по учебным планам (с привлечением федерального государственного учреждения "Информационно - методический центр по аттестации образовательных организаций", подведомственного Рособрнадзору); формирование заданий для каждого обучающегося для проведения контроля освоения обучающимися образовательной программы (с привлечением федерального государственного учреждения "Национальное аккредитационное агентство в сфере образования" (далее - Росаккредагентство), подведомственного Рособрнадзору). Заключение по учебным планам передается председателю комиссии по проверке (проверяющему). 8.2. Проведение мероприятия по контролю 8.2.1. При проведении мероприятия по контролю в форме выездной проверки 8.2.1.1. До выезда в организацию (филиал) комиссия по проверке осуществляет рассмотрение имеющихся в Рособрнадзоре документов, сведений о деятельности организации по вопросам, подлежащим проверке, заключения по учебным планам (при наличии). 8.2.1.2. По прибытии в организацию (филиал) председатель комиссии по проверке предъявляет руководителю организации (филиала) (должностному лицу, исполняющему его обязанности) или уполномоченному им должностному лицу служебное удостоверение и копию приказа Рособрнадзора о проведении мероприятия по контролю, представляет указанному лицу членов комиссии по проверке, информирует указанное лицо о порядке проведения мероприятия по контролю. 8.2.1.3. В ходе выездной проверки комиссия по проверке в соответствии с планом-заданием проверки устанавливает: соответствие содержания подготовки обучающихся, качества подготовки обучающихся и выпускников, содержания итоговой аттестации выпускников, организации образовательного процесса, содержания и организации кандидатских экзаменов (по образовательным программам послевузовского профессионального образования) Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 1997, N 47, ст. 5341; 2002, N 12, ст. 1093; N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; N 28, ст. 2892; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 7, ст. 838; N 17, ст. 1932; N 49, ст. 6070) (далее - Закон Российской Федерации "Об образовании"), Федеральному закону от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135; 2000, N 29, ст. 3001; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 50, ст. 5280; 2007, N 1, ст. 21; N 17, ст. 1932; N 49, ст. 6070) (далее - Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"), образовательным стандартам и (или) требованиям, типовым положениям об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденным Правительством Российской Федерации (далее - типовые положения об образовательных учреждениях), законодательным и иным нормативным правовым актам, направленным на реализацию Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и типовых положений об образовательных учреждениях; соответствие содержания реализуемых образовательных программ уровню и направленности образовательных программ, подтвержденным свидетельством о государственной аккредитации. Систематизированное описание норм и требований, исполнение которых подлежит проверке (для образовательных учреждений различных типов и видов, научных организаций), размещено на официальном сайте Рособрнадзора в сети Интернет. 8.2.1.4. В ходе выездной проверки председатель комиссии по проверке и члены комиссии по проверке: запрашивают у уполномоченных должностных лиц организации материалы и документы по вопросам, подлежащим проверке (из числа указанных в пункте 6 настоящего Регламента), и проводят рассмотрение указанных материалов и документов; запрашивают у уполномоченных должностных лиц организации устные и письменные объяснения по вопросам, подлежащим проверке; проводят беседы с работниками организации, обучающимися, воспитанниками, их родителями (законными представителями) по вопросам, подлежащим проверке; организуют проведение контроля освоения обучающимися образовательной программы в форме собеседования, письменного или устного экзамена, контрольной работы, а также с использованием информационных технологий по заданиям, сформированным Росаккредагентством; проводят проверку качества подготовки обучающихся и выпускников путем анализа результатов итоговой аттестации, выпускных квалификационных работ (дипломных проектов, работ), результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, курсовых проектов (работ), отчетов по практикам; проводят наблюдение за ходом образовательного процесса (включая учебные занятия, практики, промежуточную аттестацию, итоговую аттестацию). Беседы с несовершеннолетними обучающимися, воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей). 8.2.1.5. По завершении выездной проверки председатель комиссии по проверке производит запись о проведенном мероприятии по контролю в имеющемся в организации (филиале) журнале учета мероприятий по контролю. 8.2.1.6. В случае, если в ходе выездной проверки был проведен контроль освоения обучающимися образовательной программы с использованием информационных технологий, Рособрнадзор обеспечивает (с привлечением Росаккредагентства) обработку результатов контроля и подготовку заключения по освоению обучающимися образовательной программы. Указанное заключение передается председателю комиссии по проверке. Комиссия по проверке рассматривает заключение по освоению обучающимися образовательной программы. 8.2.2. При проведении мероприятия по контролю в форме камеральной проверки: 8.2.2.1. Если для проведения камеральной проверки необходимо получение информации из проверяемой организации, специалист, ответственный за подготовку мероприятий по надзору, готовит письмо Управления в организацию с запросом о представлении документов для проведения мероприятия по контролю в форме камеральной проверки (образец письма приведен в приложении 3 к настоящему Регламенту). В письме Управления указывается основание проведения мероприятия по контролю, срок его проведения, срок представления документов (не менее двух недель со дня направления запроса), перечень запрашиваемых документов (из числа указанных в пункте 6 настоящего Регламента). Письмо Управления направляется в организацию. Организация почтой направляет запрошенные документы в Рособрнадзор. Документы, представленные организацией, передаются председателю комиссии по проверке (проверяющему). 8.2.2.2. В ходе камеральной проверки комиссия по проверке (проверяющий) проводит рассмотрение имеющейся в Рособрнадзоре информации о деятельности организации по вопросам, подлежащим проверке, заключения по учебным планам, документов по вопросам, подлежащим проверке, представленных проверяемой организацией по запросу Рособрнадзора, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", образовательными стандартами и (или) требованиями, типовыми положениями об образовательных учреждениях, законодательными и иными нормативными правовыми актами, направленными на реализацию Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и типовых положений об образовательных учреждениях. 8.2.3. По результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах (форма акта проверки устанавливается Рособрнадзором). Если в ходе выездной проверки выявлено отсутствие в организации (филиале) журнала учета мероприятий по контролю, в акте проверки делается запись об отсутствии указанного журнала. В акте проверки указываются сведения о результатах мероприятия по контролю: о выявлении соответствия или несоответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательным стандартам и (или) требованиям, нормативным правовым актам в области образования; о выявлении соответствия или несоответствия содержания реализуемых образовательных программ их уровню и направленности, подтвержденным свидетельством о государственной аккредитации; о подтверждении исполнения или неисполнения предписания. При выявлении в ходе проверки несоблюдения предусмотренных лицензией условий и (или) нарушения законодательства Российской Федерации в области образования в акте проверки указываются соответствующие сведения <*>. -------------------------------- <*> В указанном случае выполняются необходимые административные действия в рамках исполнения государственной функции по лицензированию образовательной деятельности и (или) по осуществлению надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования. Акт проверки подписывается председателем комиссии по проверке и членами комиссии по проверке (проверяющим). Член комиссии по проверке имеет право на запись особого мнения в акте проверки. При необходимости к акту проверки прилагаются заверенные организацией копии документов, свидетельствующих о наличии несоответствий и (или) нарушений по вопросам, подлежащим проверке. 8.2.4. При проведении мероприятия по контролю в форме выездной проверки, если составление акта проверки осуществляется в организации (филиале), в акте проверки указываются сведения об ознакомлении с актом проверки руководителя организации (филиала) (должностного лица, исполняющего его обязанности) или уполномоченного должностного лица, подпись указанного лица или сведения об отказе указанного лица от ознакомления с актом проверки. Первый экземпляр акта проверки остается у председателя комиссии по проверке для последующего представления в Управление. Второй экземпляр акта проверки передается под расписку руководителю (заместителю руководителя) организации (филиала) (должностному лицу, исполняющему его обязанности) или уполномоченному должностному лицу. При проверке филиала копия акта проверки направляется по почте в организацию с уведомлением о вручении. 8.2.5. При проведении мероприятия по контролю в форме камеральной проверки, а также в случае, если составление акта выездной проверки осуществляется в Рособрнадзоре (при необходимости рассмотрения заключения по освоению обучающимися образовательной программы, использования иных документов, имеющихся в Рособрнадзоре), второй экземпляр акта проверки направляется по почте в организацию с уведомлением о вручении или передается под расписку руководителю (заместителю руководителя) организации (филиала) (должностному лицу, исполняющему его обязанности) или уполномоченному должностному лицу. При проверке филиала в случае, если второй экземпляр акта проверки был передан под расписку руководителю (заместителю руководителя) филиала (должностному лицу, исполняющему его обязанности) или уполномоченному должностному лицу, копия акта проверки направляется по почте в организацию с уведомлением о вручении. 8.3. Обработка результатов мероприятия по контролю 8.3.1. Не позднее 10 рабочих дней после завершения проверки председатель комиссии по проверке (проверяющий) на основании акта проверки готовит отчет о проведении проверки (далее - отчет о проверке). 8.3.1.1. В отчете о проверке (за исключением отчета о проверке по результатам мероприятия по контролю за исполнением предписания) дается описание выявленных несоответствий и (или) нарушений или указывается на их невыявление. При выявлении несоответствий и (или) нарушений в отчете о проверке дается предложение: а) о направлении предписания: при выявлении несоответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательным стандартам и (или) требованиям; при выявлении несоответствия содержания реализуемых образовательных программ их уровню и направленности, подтвержденным свидетельством о государственной аккредитации; б) о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации или о лишении организации государственной аккредитации - при выявлении нарушения законодательства Российской Федерации в области образования, повлекшего за собой неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации, или иного нарушения прав и свобод обучающихся. 8.3.1.2. В случае проведения мероприятия по контролю за исполнением предписания в отчете о проверке указывается на подтверждение исполнения или неисполнения предписания. 8.3.2. Отчет о проверке не позднее 5 рабочих дней согласовывается начальником Управления и утверждается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора. 8.3.3. Если в результате проведения мероприятия по контролю не выявлены несоответствия и нарушения, отчет о проверке передается специалисту, ответственному за обработку результатов мероприятий по контролю, который в течение 10 рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовит письмо Управления о невыявлении несоответствий и нарушений. Письмо Управления направляется по почте в организацию. 8.3.4. Если в результате проведения мероприятия по контролю выявлены несоответствия и (или) нарушения, руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора принимает решение по вопросу о мерах, которые необходимо принять в связи с выявленными несоответствиями и (или) нарушениями. При необходимости Рособрнадзор привлекает к рассмотрению указанного вопроса Аккредитационную коллегию Рособрнадзора (далее - Аккредитационная коллегия). 8.3.4.1. При принятии решения Рособрнадзора о направлении предписания специалист, ответственный за обработку результатов мероприятий по контролю, в течение 10 рабочих дней готовит проект предписания организации или учредителю организации (далее - учредитель) (образец предписания приведен в приложении 4 к настоящему Регламенту). В предписании указывается срок устранения несоответствий и (или) нарушений. Срок устранения несоответствий и (или) нарушений составляет от 3 месяцев до 2 лет. Систематизированное описание устанавливаемых в предписаниях сроков устранения несоответствий и (или) нарушений в зависимости от их характера (для образовательных учреждений различных типов и видов, научных организаций) размещено на официальном сайте Рособрнадзора в сети Интернет. 8.3.4.2. Предписание в течение 3 рабочих дней рассматривается и подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора. Предписание направляется по почте в организацию (учредителю) с уведомлением о вручении, копия предписания, направленного в организацию, - учредителю с уведомлением о вручении. 8.3.4.3. При принятии решения Рособрнадзора о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации или о лишении организации государственной аккредитации выполняются необходимые административные действия в рамках исполнения государственной функции по государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. 8.3.5. В случае проведения мероприятия по контролю за исполнением предписания отчет о проверке передается специалисту, ответственному за контроль за исполнением предписания. 8.3.6. Специалист, ответственный за ведение базы данных о результатах контроля, вносит в базу данных информацию о проведении мероприятия по контролю, о его результатах и о принятых мерах. 9. Контроль за исполнением предписаний 9.1. Рассмотрение вопроса об исполнении предписания 9.1.1. Организация (учредитель), которой было направлено предписание <*>, должна исполнить его в установленный срок и представить в Рособрнадзор отчет о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований (далее - отчет об исполнении предписания). -------------------------------- <*> Решение о направлении предписания может быть принято как по результатам проведения мероприятия по контролю, так и в результате рассмотрения Аккредитационной коллегией вопроса о государственной аккредитации (в рамках исполнения государственной функции по государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций). 9.1.2. Поступивший в Рособрнадзор отчет об исполнении предписания в течение 3 рабочих дней передается специалисту, ответственному за контроль за исполнением предписания, который рассматривает указанный отчет в течение 12 рабочих дней после его получения. 9.1.3. Если отчет об исполнении предписания свидетельствует об исполнении или неисполнении предписания, специалист, ответственный за контроль за исполнением предписания, в течение 5 рабочих дней после рассмотрения отчета об исполнении предписания готовит проект письма Рособрнадзора о положительном или отрицательном результате рассмотрения вопроса об исполнении предписания. Проект письма Рособрнадзора в течение 3 рабочих дней рассматривается и подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора. Письмо Рособрнадзора направляется по почте в организацию (учредителю). 9.1.4. Если отчет об исполнении предписания не содержит сведений, позволяющих сделать вывод об исполнении или неисполнении предписания, специалист, ответственный за контроль за исполнением предписания, в течение 5 рабочих дней после рассмотрения отчета об исполнении предписания готовит проект служебной записки на имя руководителя (заместителя руководителя) Рособрнадзора о целесообразности проведения мероприятия по контролю с целью проверки исполнения предписания и передает проект служебной записки начальнику Управления. 9.1.5. Начальник Управления в течение 3 рабочих дней рассматривает проект служебной записки и либо подписывает ее, либо принимает решение об отсутствии оснований для проведения мероприятия по контролю и о направлении письма Рособрнадзора о положительном или отрицательном результате рассмотрения вопроса об исполнении предписания. 9.1.6. В случае, если начальник Управления принял решение о направлении письма Рособрнадзора о положительном или отрицательном результате рассмотрения вопроса об исполнении предписания, осуществляется подготовка и направление соответствующего письма Рособрнадзора. 9.1.7. В случае, если начальник Управления подписал служебную записку о проведении мероприятия по контролю, служебная записка и отчет об исполнении предписания передаются руководителю (заместителю руководителя) Рособрнадзора для принятия решения по вопросу о проведении мероприятия по контролю. Служебная записка в течение 3 рабочих дней рассматривается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора. 9.1.8. В случае, если руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора принял решение об отсутствии оснований для проведения мероприятия по контролю и о направлении письма Рособрнадзора о положительном или отрицательном результате рассмотрения вопроса об исполнении предписания, осуществляется подготовка и направление соответствующего письма Рособрнадзора. 9.1.9. В случае, если руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора принял решение о проведении мероприятия по контролю, осуществляется подготовка и проведение мероприятия по контролю, обработка результатов мероприятия по контролю. Руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора принимает решение по отчету о проверке. При необходимости Рособрнадзор привлекает к рассмотрению отчета о проверке Аккредитационную коллегию. В соответствии с принятым решением осуществляется подготовка и направление соответствующего письма Рособрнадзора. 9.1.10. Специалист, ответственный за ведение базы данных о результатах контроля, вносит в базу данных информацию о результатах рассмотрения вопроса об исполнении предписания. 9.2. Принятие мер в связи с неисполнением предписания 9.2.1. В случае, если организация (учредитель) не исполнила предписание в установленный срок, специалист, ответственный за контроль за исполнением предписания, в течение 5 рабочих дней после истечения срока исполнения предписания готовит проект служебной записки на имя заместителя руководителя Рособрнадзора: о наличии оснований для приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам; о наличии оснований для лишения организации государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам; о необходимости направления информации о неисполнении предписания учредителю. 9.2.2. Служебная записка в течение 3 рабочих дней подписывается начальником Управления и передается заместителю руководителя Рособрнадзора. Служебная записка в течение 3 рабочих дней рассматривается заместителем руководителя Рособрнадзора. 9.2.3. Руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора принимает решение по вопросу о мерах, которые необходимо принять в связи с неисполнением предписания. При необходимости Рособрнадзор привлекает к рассмотрению указанного вопроса Аккредитационную коллегию. 9.2.3.1. При принятии решения Рособрнадзора о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации или о лишении организации государственной аккредитации выполняются необходимые административные действия в рамках исполнения государственной функции по государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. 9.2.3.2. При принятии решения Рособрнадзора о направлении информации о неисполнении предписания учредителю специалист, ответственный за контроль за исполнением предписания, в течение 5 рабочих дней готовит проект письма Рособрнадзора учредителю. Проект письма Рособрнадзора в течение 3 рабочих дней рассматривается и подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора. Письмо Рособрнадзора направляется по почте учредителю. 9.2.4. Специалист, ответственный за ведение базы данных о результатах контроля, вносит в базу данных информацию о неисполнении предписания в установленный срок и о принятых мерах. 10. Формирование отчета о результатах контроля качества образования 10.1. Проект отчета о результатах контроля качества образования (далее - отчет) готовится специалистом, ответственным за подготовку отчета, на основании свода и анализа информации, содержащейся в базе данных о результатах контроля, и отчетов о проверках, проведенных Рособрнадзором. 10.2. Проект отчета согласовывается начальником Управления и представляется заместителю руководителя Рособрнадзора не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Проект отчета согласовывается заместителем руководителя Рособрнадзора. Отчет утверждается руководителем Рособрнадзора. 10.3. Соответствующая отчетная информация включается в состав ежегодного Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. IV. ПОРЯДОК И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ 11. Должностные лица Рособрнадзора, участвующие в исполнении государственной функции, несут персональную ответственность за полноту и качество исполнения государственной функции, за соблюдение и исполнение положений настоящего Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции. Ответственность должностных лиц Рособрнадзора, участвующих в исполнении государственной функции, устанавливается в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. 12. Текущий контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции, за соблюдением и исполнением должностными лицами Рособрнадзора, участвующими в исполнении государственной функции, положений настоящего Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции (далее - текущий контроль), осуществляется должностными лицами Рособрнадзора, ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции (далее - должностные лица, ответственные за организацию исполнения государственной функции). Перечень должностных лиц, ответственных за организацию исполнения государственной функции, устанавливается индивидуальными правовыми актами Рособрнадзора. 13. Текущий контроль осуществляется как в плановом порядке, так и путем проведения внеплановых контрольных мероприятий. Текущий контроль осуществляется путем проведения должностными лицами, ответственными за организацию исполнения государственной функции, проверок полноты и качества исполнения государственной функции, соблюдения и исполнения положений настоящего Регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, выявления и обеспечения устранения выявленных нарушений, рассмотрения, принятия решений и подготовки ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора, участвующих в исполнении государственной функции. Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается руководителем Рособрнадзора. 14. Должностные лица, ответственные за организацию исполнения государственной функции, несут персональную ответственность за организацию работы по исполнению государственной функции в соответствии с настоящим Регламентом и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к исполнению государственной функции, за обеспечение полноты и качества исполнения государственной функции. 15. Устанавливаются следующие требования к порядку и формам проведения текущего контроля: проведение текущего контроля не реже двух раз в год; проведение текущего контроля в форме плановых и внеплановых проверок; участие в проведении текущего контроля представителей образовательных и научных организаций. 16. В ходе текущего контроля проводятся комплексные и тематические проверки. При проведении комплексной проверки рассматривается исполнение государственной функции в целом, при проведении тематической проверки - вопросы, связанные с исполнением определенной административной процедуры. 17. По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений прав физических и (или) юридических лиц действиями (бездействием) должностных лиц Рособрнадзора, участвующих в исполнении государственной функции, виновные лица привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. V. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) И РЕШЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ (ПРИНЯТЫХ) В ХОДЕ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ 18. Действия (бездействие), решения должностных лиц Рособрнадзора, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции, могут быть обжалованы: вышестоящему должностному лицу Рособрнадзора; Министру (заместителю Министра) образования и науки Российской Федерации. 19. Обращение подается в письменной форме и должно содержать: при подаче обращения физическим лицом - его фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), при подаче обращения юридическим лицом - его наименование; почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения; либо наименование государственного органа, в который направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица; суть обращения; при подаче обращения физическим лицом - личную подпись физического лица, при подаче обращения юридическим лицом - подпись руководителя (заместителя руководителя) юридического лица; дату. К обращению могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенную в обращении информацию. 20. Личный прием физических лиц и представителей юридических лиц проводится уполномоченными должностными лицами Рособрнадзора и Минобрнауки России. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия физического лица или представителя юридического лица может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в установленном порядке. 21. Письменный ответ направляется автору обращения не позднее 30 дней со дня регистрации письменного обращения в Рособрнадзоре или в Минобрнауки России. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения обращения автор обращения уведомляется письменно с указанием причин продления. 22. Физические и юридические лица вправе обжаловать действия (бездействие), решения должностных лиц Рособрнадзора, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции, в судебном порядке. Приложение 1 к Административному регламенту исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации) БЛОК-СХЕМА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ------------------------------------------------------------------------------- | ------------------------------------------------- | | |Подготовка к проведению мероприятия по контролю| | | ------------------------------------------------- | | | | | \/ | | ------------------------------------------------- | | | Проведение мероприятия по контролю | | | ------------------------------------------------- | | | | | \/ | | ------------------------------------------------- | | | Обработка результатов мероприятия по контролю | | | ------------------------------------------------- | | | ---------------------------- | | | нет | Направление в организацию| | | \/ ---------------->| письма о невыявлении | | | ------------/\---------- |несоответствий и нарушений| | | <Несоответствия и (или)> ---------------------------- | | | нарушения выявлены | | | | ------------\/---------- | | | | да | | | \/ | | | ------------------------------------------------ | | | | Рассмотрение вопроса о мерах, которые | | | | | необходимо принять в связи с выявлением | | | | | несоответствий и (или) нарушений | | | | |----------------------------------------------| \/ | | |Принятие решения Рособрнадзора о мерах в связи| --- | | | с выявлением несоответствий и (или) нарушений|------------>|В| | | ------------------------------------------------ \ / | | | | | | \/ \/ | | ------------------------- --- | | |Направление предписания| |Б| | | ------------------------- \ / | | | | | \/ | | --- | | |А| | | \ / | ------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------- | --- | | |А| | | \ / | | | | | \/ | | -------------/\------------ | | | Отчет | нет --- | | ----------------><об исполнении предписания>- - -->|Г| | | | | представлен | \ / | | | -------------\/------------ | | | | да | | | \/ | | | ----------------------------------------------- | | | |Рассмотрение отчета об исполнении предписания| | | | ----------------------------------------------- | | | | | | | \/ | | | -------------/\-------------- | | | нет | Отчет об исполнении | да | | | --------------<предписания свидетельствует>--------------------------- | | | | | об исполнении предписания | | | | | | -------------\/-------------- | | | | | | | | | | | | отчет об исполнении предписания не | | | | | | содержит сведений, свидетельствующих | | | | | | об исполнении или неисполнении | | | | | | предписания | | | | | \/ | | | | | ------------------------------------------------ | | | | | | Подготовка и проведение мероприятия | | | | | | |по контролю, обработка результатов мероприятия| | | | | | | по контролю | | | | | | |----------------------------------------------| | | | | | | Рассмотрение отчета о проверке | | | | | | ------------------------------------------------ | | | | | | | | | | | \/ | | | | | ----------------/\---------------- | | | | | нет | Результаты | да | | | | | -----<проверки подтверждают исполнение>----- | | | | | | | предписания | | | | | | | | ----------------\/---------------- | | | | | \/ \/ \/ \/ | | |--------------------------------- --------------------------------- | | || Направление | | Направление | | | -| письма об отрицательном | | письма о положительном | | | |результате рассмотрения вопроса| |результате рассмотрения вопроса| | | | об исполнении предписания | | об исполнении предписания | | | --------------------------------- --------------------------------- | | | | | | ------------------------------------------- | | \/ | | --- | | |В| | | \ / | ------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------- | --- | | |Г| | | \ / | | | | | | | | | | \/ | | (--------------------------) | | (Истечение срока исполнения) | | ( предписания ) | | (--------------------------) | | | | | \/ | | -------------------------------------------------- | | |Рассмотрение вопроса о мерах, которые необходимо| | | | принять в связи с неисполнением предписания | | | |------------------------------------------------| | | | Принятие решения Рособрнадзора о мерах | | | | в связи с неисполнением предписания | | | -------------------------------------------------- | | --- | | | | |Б|------------------------->| | | | \ / ------------------------ | | | \/ \/ \/ | | ------------------------ ----------------- ------------------------ | | | Приостановление | | Лишение | | Направление письма | | | |действия свидетельства| | организации | | о неисполнении | | | | о государственной | |государственной| |предписания учредителю| | | | аккредитации | | аккредитации | | организации | | | ------------------------ ----------------- ------------------------ | | | | | | | \/ \/ \/ | | ----------------------------------------------------------------- --- | | | Внесение информации в базу данных о результатах контроля |<--|В| | | |---------------------------------------------------------------| \ / | | |Формирование отчета о результатах контроля качества образования| | | ----------------------------------------------------------------- | ------------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к Административному регламенту исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации) Образец ------------------------------------- должность руководителя организации ------------------------------------- полное наименование организации, место нахождения организации О проведении мероприятия по контролю в форме выездной проверки В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от "--" ------ 20-- г. N ----- в период с "--" ----- 20-- г. по "--" ----- 20-- г. в -------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- полное наименование организации (филиала организации) будет проведено плановое / внеплановое мероприятие по контролю в форме выездной проверки с целью проверки: ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Прошу Вас предоставить комиссии по проверке необходимые материалы и документы в соответствии с планом-заданием проверки (прилагается). Начальник Управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора -------------- ------------------------- подпись фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) Приложение 3 к Административному регламенту исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации) Образец ------------------------------------- должность руководителя организации ------------------------------------- полное наименование организации, место нахождения организации ЗАПРОС о представлении документов для проведения мероприятия по контролю в форме камеральной проверки В соответствии с распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от "--" ------ 20-- г. N ----- в период с "--" -----20-- г. по "--" ----- 20-- г. в отношении ------------------ ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- полное наименование организации (филиала организации) будет проведено плановое / внеплановое мероприятие по контролю в форме камеральной проверки с целью проверки: ------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Прошу Вас до "--" ------- 20-- г. представить в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки следующие документы по вопросам, подлежащим проверке: --------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Начальник Управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора -------------- ------------------------- подпись фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) Приложение 4 к Административному регламенту исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации) Образец ------------------------------------- должность руководителя организации ------------------------------------- полное наименование организации, место нахождения организации ПРЕДПИСАНИЕ ---------------------------------------------------------- полное наименование организации В результате мероприятия по контролю, проведенного в соответствии с приказом / распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от "--" ------ 20-- г. N --- в отношении --------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------, полное наименование организации (филиала организации) были выявлены несоответствия/нарушения (акт проверки по результатам проведения мероприятия по контролю от "--" ------- 20-- г.). Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки предлагает Вам в срок до "--" ------- 20-- г. устранить следующие несоответствия / нарушения, указанные в акте проверки: --------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------, принять меры по ------------------------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- и представить в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки отчет о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований. Руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора -------------- ------------------------- подпись фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) |