О ПРОВЕРКАХ, ПРОВОДИМЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПИСЬМО АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ 30 сентября 2008 г. N А-01/5-568 (Д) Между Ассоциацией российских банков и Роспотребнадзором 6 сентября 2007 года заключено Соглашение о сотрудничестве (далее - Соглашение), в рамках которого стороны договорились о взаимодействии, в частности с целью выработки согласованной позиции по вопросам предоставления банками финансовых услуг гражданам. В целях реализации положений Соглашения Ассоциация российских банков предлагает провести рабочую встречу для обсуждения проблем, возникающих в последнее время у кредитных организаций - членов АРБ при осуществлении территориальными органами Роспотребнадзора государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают, в частности, проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверка соблюдения исполнителями, к которым согласно преамбуле к Закону N 2300-1 относятся банки, обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам). Исполнитель по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), их должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных Законом N 2300-1 (статья 41 Закона N 2300-1). При этом мероприятия по контролю должны проводиться при строгом соблюдении норм Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ). Органами государственного контроля (надзора) проводятся как плановые, так и внеплановые проверки в порядке, предусмотренном статьей 7 Закона N 134-ФЗ. Абзацем 2 пункта 4 статьи 7 Закона N 134-ФЗ установлено, что в отношении одного юридического лица каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. Внеплановые проверки проводятся исключительно в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 7 Закона N 134-ФЗ, в частности при обращении граждан с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) юридических лиц, связанные с невыполнением ими обязательных требований. Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 134-ФЗ мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются, в частности фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; наименование юридического лица, в отношении которого проводится мероприятие по контролю; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; дата начала и окончания мероприятия по контролю. При этом распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица. Вместе с тем, по сообщениям кредитных организаций, при проведении проверок соблюдения кредитными организациями требований пункта 2 статьи 10 Закона N 2300-1 в части информирования клиентов об условиях кредитования (о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы) территориальные органы Роспотребнадзора без предъявления соответствующих распоряжений (приказов) направляют в банки (их филиалы) запросы о предоставлении сводной информации по кредитным услугам, осуществляемым банками (их филиалами), типовых форм договоров, а также копий договоров, заключенных с конкретными лицами (выборочно). Учитывая рекомендации Банка России, а также сложившуюся практику, филиалы банков осуществляют кредитование на основании рекомендаций и типовых форм договоров, утвержденных соответствующим органом банка. Таким образом, складывается ситуация, при которой фактически в отношении одной кредитной организации, учитывая запросы территориальных органов Роспотребнадзора, направляемые в филиалы этой кредитной организации, проверки проводятся с нарушением срока, установленного пунктом 4 статьи 7 Закона N 134-ФЗ. Кроме того, полагаем, что направление территориальными органами Роспотребнадзора подобных запросов вне рамок проведения проверок в соответствии с требованиями статьи 7 Закона N 134-ФЗ (без предъявления соответствующего распоряжения (приказа)) приводит к нарушению законных прав кредитных организаций, имеющих многофилиальную сеть. Также необходимо отметить, что, учитывая требования статьи 857 ГК РФ, информация, содержащаяся в кредитном договоре с конкретным заемщиком, составляет банковскую тайну. В соответствии с пунктом 2 статьи 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть представлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. Таким образом, предоставление территориальным органам Роспотребнадзора копий кредитных договоров в рамках плановых проверок приводит к нарушению банковской тайны. Полагаем, что такие документы могут быть запрошены исключительно при проведении внеплановых проверок, проводимых в связи с поступившими в органы Роспотребнадзора заявлениями и жалобами граждан о нарушении их прав, в частности при получении кредитов, на основании статей 40 и 41 Закона N 2300-1 в соответствии с разделом IX "Регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 22.12.2005 N 803, и "Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг", утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 N 658. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание необходимость оперативного решения означенных проблем, Ассоциация российских банков просит Вас рассмотреть вопрос о возможности совместного их обсуждения при участии банков - членов АРБ в целях выработки взаимоприемлемых решений, направленных на соблюдение как законных прав и интересов кредитных организаций, так и физических лиц - клиентов банков. При этом Ассоциация российских банков выражает готовность организовать проведение соответствующего мероприятия в здании АРБ в октябре - ноябре т.г. Президент Г.А.ТОСУНЯН 30 сентября 2008 г. N А-01/5-568 |