округах, за исключением Центрального административного округа города Москвы: - строительство подземных объектов при реконструкции и сносе отдельных зданий, а также на свободных участках, подземных сооружений при реорганизации производственных территорий; - способы проходки: "закрытый" и "открытый"; - функциональное назначение: склады, хранилища, гаражи-стоянки, вспомогательные производства. По результатам доработки схемы районирования территорий города по условиям реализации инвестиционных проектов освоения подземного пространства в зависимости от различных природных и техногенных факторов будет произведена детализация базовых перечней с разбивкой по видам размещаемых объектов (с надземной частью, без надземной части) с указанием адресов по всем участкам планируемого размещения объектов и представлением ситуационных планов. 1.3.3. Развитие систем нормативно-правового, инновационного, информационного, научного, кадрового обеспечения. Проблема подземного строительства в городе Москве заключается в отсутствии нормативной правовой и нормативной технической базы, которая посредством технического регулирования отношений в соответствии с Федеральными законами от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" обеспечивала бы безопасность подземной строительной продукции и связанных с нею процессов: градостроительного и технического проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Помимо правовых проблемы освоения подземного пространства в городе Москве включают в себя инновационные, кадровые и методологические проблемы градостроительного и технологического проектирования подземного пространства и подземных объектов капитального строительства, технико-технологического нормирования с учетом мирового уровня развития техники и технологии и безопасной организации строительства и эксплуатации подземных сооружений, их экологической допустимости, целесообразности и безопасности. Важность этих проблем определяется комплексным характером их взаимосвязей и взаимозависимостью, а также большой экологической и социальной значимостью последствий строительства подземных сооружений. Проблемы освоения подземного пространства в городе Москве состоят также в том, что подземное строительство ведется в постоянно изменяющихся нормативных правовых, градостроительных, научно-технических, гидрогеологических, инженерно-геологических и социально-экономических условиях. Кроме того, комплексное градостроительное освоение подземного пространства осложнено следующими факторами: - экологическими; - аварийными ситуациями при производстве подземных работ; - повышенными требованиями к безопасности выполнения работ на стадии возведения сооружения и его надежности на стадии эксплуатации; - возрастающей интенсивностью использования подземного пространства городов; - необходимостью сохранения различных систем жизнеобеспечения города. Инновационные проблемы освоения подземного пространства кроются в недрах слабой защищенности интеллектуальной собственности на результаты разработки новых технических решений конструктивного и технологического исполнения подземных объектов, а также в отсутствии эффективного трансфера знаний и технологий из других отраслей в отрасль подземного строительства. Развитие инновационной деятельности в сфере подземного строительства в городе Москве в современных условиях может быть эффективным лишь при наличии специализированного технопарка, интегрирующего изобретательский и инновационный потенциал вузов, научно-исследовательских и проектно-строительных организаций московского региона. Все вышеперечисленные проблемы не могут быть решены без подготовки квалифицированных кадров в области строительства и эксплуатации подземных сооружений и в первую очередь в области технического регулирования, метрологии, стандартизации и сертификации. В настоящее время количество выпускников вузов города Москвы по специальностям, связанным с подземным строительством, составляет 70% от потребности в данных специалистах. В случае начала реализации Программы при сохранении современного количества выпускников образуется дефицит специалистов более 70% по сравнению с выпуском вузов города Москвы по специальностям, связанным с подземным строительством, инженерными изысканиями и геологическим и геоэкологическим обоснованием проектов. 1.4. Градостроительная и социально-экономическая эффективность комплексного освоения подземного пространства Москвы Реализация Программы и разработка основных направлений комплексного градостроительного освоения подземного пространства города Москвы на последующие годы позволят резко увеличить ввод подземных объектов различного назначения до уровня, соответствующего современным требованиям к городской среде и необходимого для решения следующих приоритетных задач социально-экономического развития города: - размещение на наиболее значимых с точки зрения градостроительства и инвестиционно привлекательных территориях города крупных многофункциональных комплексов, строительство которых в связи со сложившейся застройкой возможно только путем освоения подземного пространства; - повышение уровня комфортности проживания в городе за счет обеспечения комплексности застройки с размещением подземных гаражей-стоянок, объектов социально-культурного, торгового и другого назначения в пределах пешеходной доступности; - обеспечение ввода подземных объектов в объемах, необходимых для реализации городских градостроительных программ; - сокращение площади городских территорий, занятых объектами, размещение которых возможно в подземном пространстве; - снижение избыточной парковочной нагрузки на существующую улично-дорожную сеть города за счет размещения в подземном пространстве гаражей и вспомогательных помещений при строительстве и реконструкции жилых, административных зданий, общественных центров, предприятий торговли; - увеличение пропускной способности улично-дорожной сети; - увеличение доходной части бюджета города Москвы за счет налоговых и неналоговых поступлений от деятельности предприятий и организаций, которые будут размещены на объектах, созданных в подземном пространстве. Градостроительная эффективность комплексного освоения подземного пространства заключается в: 1) использовании принципа глубинно-пространственного формирования застройки; 2) достижении повышенной комфортности проживания и обслуживания населения в жилых районах путем предоставления в его распоряжение расширенной номенклатуры подсобных помещений, размещаемых в подземном пространстве при сооружении нулевого цикла; 3) обеспечении взаимосвязи жилья, предприятий обслуживания, элементов оборудования и благоустройства территории комплексов; 4) сокращении приведенных затрат на инженерную подготовку территории за счет сокращения объемов земляных работ и совмещения инженерных сетей; 5) дополнительном приросте жилищного фонда за счет высвобождения территории от наземного размещения вспомогательных объектов; 6) уменьшении энергопотребления на отопление и вентиляцию подземных сооружений на 30-80% по сравнению с аналогичными наземными объектами; 7) упорядочении инженерных сетей города, сокращении их протяженности, повышении эксплуатационной надежности. Составляющими социально-экономического эффекта при комплексном освоении подземного пространства Москвы являются: - ускоренная доставка перевозимых грузов и пассажиров по назначению; - сокращение уровня дорожно-транспортных происшествий; - обеспечение максимальной сохранности наземных сооружений при строительстве новых транспортных коммуникаций; - сокращение эксплуатационных затрат по городским инженерным сетям, восстановлению элементов благоустройства; - сокращение расходов на обеспечение охраны окружающей среды. 1.5. Приоритеты в деятельности по подготовке к комплексному градостроительному освоению подземного пространства города Москвы 1.5.1. Обеспечить рациональное градостроительное освоение подземного пространства с формированием современной планировочной структуры территории города, а также повысить качество городской среды (комфорт проживания и работы людей, в том числе инвалидов и других маломобильных групп населения), надежность и эффективность подземных сооружений в городе Москве. 1.5.2. Обеспечить безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей среды на всех стадиях жизненного цикла подземных сооружений, включая изыскания, проектирование (в том числе градостроительное), строительство, эксплуатацию, капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию, ликвидацию и утилизацию, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций. 1.5.3. Обеспечить создание инновационной среды для формирования новых направлений комплексного освоения подземного пространства Москвы на основе создания систем технического регулирования, стандартизации, безопасности и качества, а также систем кадрового сопровождения инновационных проектов и систем мониторинга подземных объектов капитального строительства. 2. Основные цели Программы, оценка социальных, экономических и экологических результатов реализации Программы Программа подготовки к комплексному градостроительному освоению подземного пространства города Москвы разработана с целью создания благоприятной среды для жизнедеятельности и обеспечения устойчивого развития города Москвы за счет эффективного использования градостроительного потенциала подземного пространства. Основные показатели Программы определены в соответствии с планируемыми объемами строительства подземных сооружений по годам реализации Программы. Предусмотрено увеличение ввода подземных объектов на 150 тыс. кв. м в год начиная с 2009 года и доведение этого показателя до 1 млн. кв. м в 2011 году. Указанное увеличение будет обеспечено за счет того, что в целях совершенствования планировочной структуры города Программой намечено существенное - до 15% - увеличение доли подземных сооружений в общем объеме ввода объектов жилой и административно-деловой застройки по городу. Обобщенные оценочные показатели Программы подготовки к комплексному градостроительному освоению подземного пространства города Москвы приведены в таблице 1. Таблица 1 --------------------------------------------------------------- | Обобщенный показатель |2008 г. |2009 г.|2010 г.|2011 г.| | |(стартовые| | | | | |условия) | | | | |--------------------------|----------|-------|-------|-------| | Общая площадь объектов | 650| 700| 850| 1000| | подземного строительства,| | | | | | тыс. кв. м | | | | | |--------------------------|----------|-------|-------|-------| | Доля подземных сооружений| 6| 10| 12| 15| | в общем вводе жилищной | | | | | | и административно-деловой| | | | | | застройки (%) | | | | | --------------------------------------------------------------- Сроки реализации Программы - 2009-2011 годы. Начало реализации Программы - 2009 год. Учитывая объем и сложность проблемы комплексного градостроительного освоения подземного пространства, реализация Программы осуществляется в два этапа: I этап (2009-2010 годы) - подготовка к освоению подземного пространства: правовые, научные, технические, организационные и иные мероприятия, увязанные с Генеральным планом города Москвы на период до 2025 года: 1) формирование организационно-управленческих структур; 2) разработка нормативной правовой базы, градостроительных регламентов и нормативных технических документов; 3) создание системы стимулирования комплексного градостроительного освоения подземного пространства и совершенствование системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере подземного градостроительства; 4) создание системы научного обеспечения деятельности в области комплексного градостроительного освоения подземного пространства; 5) разработка соответствующих образовательных программ и обеспечение подготовки и переподготовки кадров; 6) определение специализации объектов с учетом их назначения, а также санитарно-гигиенических, экологических и строительных требований по их размещению; 7) экспериментальное проектирование (в том числе градостроительное); 8) разработка обосновывающих градостроительных материалов в целях размещения подземных сооружений согласно перечням: - базовый (предварительный поадресный) перечень зон планируемого (требуемого) размещения в городе Москве подземных сооружений, в том числе многофункциональных центров в составе транспортно-пересадочных узлов, для разработки документации по планировке территории и обосновывающих градостроительных материалов (приложение 1 к Программе); - базовый (предварительный поадресный) перечень подземных пешеходных тоннелей в городе Москве, планируемых к реконструкции в целях расширения и размещения объектов потребительского рынка и услуг (приложение 2 к Программе); 9) работы по ведению информационного картографического обеспечения по существующим, вводимым в эксплуатацию и проектируемым объектам подземного пространства города Москвы на основе ЕГКО г. Москвы масштаба 1:10000. II этап (начиная с 2011 года) - начало комплексного градостроительного освоения подземного пространства, предусматривающее строительство подземных объектов в соответствии с разработанной документацией по планировке территории и обосновывающими градостроительными материалами по базовым перечням. Реализация мероприятий Программы, предусмотренных первым этапом, позволит достичь следующих результатов: 1. Создать систему государственного управления развитием территорий в части комплексного градостроительного освоения подземного пространства, обеспечивающую эффективное использование потенциала подземного пространства города Москвы с формированием современной планировочной структуры города, включающую: - систему разработки и реализации документации по планировке территории; - систему координации градостроительной деятельности. Это обеспечит повышение эффективности использования градостроительного потенциала подземного пространства города и позволит определить объемы и виды подземного строительства с учетом воздействия негативных природных и техногенных процессов и явлений, а также экономических и иных факторов, влияющих на условия освоения подземного пространства. 2. Развивать основные направления комплексного градостроительного освоения подземного пространства города Москвы с учетом задачи обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения. 3. Создать систему стимулирования комплексного градостроительного освоения подземного пространства города Москвы и совершенствовать систему подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере подземного градостроительства на территории города Москвы. 4. Создать систему эффективного обеспечения комплексного градостроительного освоения подземного пространства, включающую: - систему нормативного правового обеспечения, позволяющую повысить качество и сократить сроки разработки документации по планировке территории и проектной документации по объектам подземного строительства; - систему нормативного и методического обеспечения в сфере инженерных изысканий; - систему градостроительного контроля и мониторинга; - систему информационного обеспечения. Данная система позволит повысить надежность, энергоэффективность и долговечность подземных сооружений, обеспечить безопасность эксплуатации подземных сооружений в расчетных условиях эксплуатации, выполнение требований промышленной безопасности в условиях подземного строительства, а также в условиях чрезвычайных ситуаций - устойчивое развитие природного комплекса города. 4. Создать систему научного и кадрового потенциала. Сформировать инновационную образовательную среду в области освоения подземного пространства: - систему кадрового обеспечения; - систему научного обеспечения деятельности в области комплексного градостроительного освоения подземного пространства. Реализация мероприятий Программы, предусмотренных вторым этапом, позволит достичь следующих результатов: - повышение уровня комфортности проживания в городе за счет обеспечения комплексности застройки с размещением подземных гаражей - стоянок, объектов социально-культурного, торгового и иного назначения в пределах шаговой (пешеходной) доступности; - высвобождение площади городских территорий за счет размещения их в подземном пространстве - дополнительный прирост жилищного фонда; - снижение избыточной парковочной нагрузки на существующую улично-дорожную сеть города за счет размещения в подземном пространстве гаражей и вспомогательных помещений при строительстве и реконструкции жилых, общественных центров, административных зданий, предприятий торговли; - увеличение пропускной способности улично-дорожной сети; - сохранение этажности и масштаба среды, архитектурно-стилевых особенностей окружающей застройки, имеющих архитектурно-художественную либо историческую ценность; - упорядочение инженерных сетей города, сокращение их протяженности, повышение эксплуатационной надежности; - увеличение доходной части бюджета города Москвы за счет налоговых и неналоговых поступлений от деятельности предприятий и организаций, которые будут размещены на объектах, созданных в подземном пространстве; - сокращение приведенных затрат на инженерную подготовку территории за счет сокращения объемов земляных работ и совмещения инженерных сетей; - уменьшение энергопотребления на отопление и вентиляцию подземных сооружений на 30-80% по сравнению с аналогичными наземными объектами; - сокращение эксплуатационных затрат по городским инженерным сетям, восстановлению элементов благоустройства; - сокращение расходов на обеспечение охраны окружающей среды; - уменьшение загазованности и шума; - сохранение и развитие озелененных территорий. 3. Задачи, которые необходимо решить для достижения целей, обозначенных в Программе В соответствии с указанными целями Программы предлагается решить следующие задачи: 1. Создание системы государственного управления развитием территорий в части комплексного градостроительного освоения подземного пространства, обеспечивающей эффективное использование потенциала подземного пространства города Москвы с формированием современной планировочной структуры города. 2. Развитие основных направлений комплексного градостроительного освоения подземного пространства города Москвы с учетом задачи обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения. 3. Создание системы стимулирования комплексного градостроительного освоения подземного пространства города Москвы и совершенствование системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере подземного градостроительства на территории города Москвы. 4. Создание системы эффективного обеспечения комплексного градостроительного освоения подземного пространства. 5. Создание системы научного и кадрового потенциала, формирование инновационной образовательной среды в области освоения подземного пространства. 4. Перечень мероприятий Программы, которые необходимо реализовать для решения каждой из задач, и конкретный результат, который должен быть получен вследствие реализации этих мероприятий 4.1. Мероприятия по созданию системы государственного управления развитием территорий в части комплексного градостроительного освоения подземного пространства, обеспечивающей эффективное использование потенциала подземного пространства города Москвы с формированием современной планировочной структуры города 4.1.1. Сбор и систематизация информации о существующих, вводимых в эксплуатацию и проектируемых подземных сооружениях регионального, городского, межрайонного и районного значения (в частности сведений о доступности объектов) в соответствии с Единой государственной картографической основой города Москвы и в увязке с информационной системой обеспечения градостроительной деятельности, соответствующими государственными реестрами и регистрами и иными государственными информационными системами (указанные мероприятия осуществляются в соответствии с пунктом 2.6 постановления Правительства Москвы от 29 мая 2007 г. N 412-ПП "О Концепции освоения подземного пространства и основных направлениях подземной урбанизации города Москвы"). 4.1.2. Ведение картографического информационного обеспечения (указанные мероприятия осуществляются в соответствии с пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы от 19 января 1999 г. N 24 "О внедрении Единой государственной картографической основы г. Москвы для решения задач управления городским хозяйством с использованием автоматизированных технологий"). 4.1.3. Подготовка предложений по размещению подземных сооружений при выполнении городских градостроительных программ. 4.1.4. Мероприятия по разработке в 2009-2011 годах обосновывающих градостроительных материалов и иной документации в целях размещения подземных сооружений в городе Москве (приложение 3 к Программе), в том числе: 4.1.4.1. Разработка проекта Схемы размещения подземных сооружений общественного назначения, в том числе многофункциональных центров в составе транспортно-пересадочных узлов, в составе транспортно - пересадочных узлов до 2025 года. 4.1.4.2. Разработка обосновывающих градостроительных материалов в целях размещения подземных сооружений общественного назначения в городе Москве с учетом разработанной Схемы (п. 4.1.4.1). 4.1.4.3. Ежегодная актуализация базовых перечней размещения градостроительных объектов с использованием подземного пространства в городе Москве. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 мая 2007 г. N 412-ПП "О Концепции освоения подземного пространства и основных направлениях подземной урбанизации города Москвы" разработаны: - базовый (предварительный поадресный) перечень зон планируемого (требуемого) размещения в городе Москве подземных сооружений, в том числе многофункциональных центров в составе транспортно-пересадочных узлов, для разработки документации по планировке территории и обосновывающих градостроительных материалов (приложение 1 к Программе); - базовый (предварительный поадресный) перечень подземных пешеходных тоннелей в городе Москве, планируемых к реконструкции в целях расширения и размещения объектов потребительского рынка и услуг (приложение 2 к Программе). 4.1.5. Подготовка конкурсной документации, предусматривающей в условиях конкурса возврат в бюджет города Москвы средств на разработку документации по планировке территории и конкурсной документации. 4.1.6. Подготовка предложений по уточнению показателей финансового обеспечения Программы при формировании бюджета города Москвы и адресной инвестиционной программы города Москвы. 4.1.7. Формирование организационно-управленческих структур: уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы по вопросам использования участков недр, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, обеспечение в установленном порядке размещения государственного заказа на выполнение мероприятий Программы, в том числе путем организации проведения в I квартале 2009 г. торгов по выбору заказчиков по реализации мероприятий Программы. Ожидаемый результат выполнения мероприятий по созданию системы государственного управления развитием территорий в части комплексного градостроительного освоения подземного пространства, обеспечивающей эффективное использование потенциала подземного пространства города Москвы с формированием современной планировочной структуры города: - создание единой общегородской системы разработки и реализации документации по планировке территории и обосновывающих градостроительных материалов в сфере освоения подземного пространства; - создание системы управления и координации градостроительной деятельности по освоению подземного пространства. 4.2. Мероприятия по созданию системы стимулирования комплексного градостроительного освоения подземного пространства города Москвы и совершенствованию системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере подземного градостроительства на территории города Москвы 4.2.1. Разработка методики геолого-экономической оценки участков недр города Москвы, предполагаемых к размещению объектов подземного строительства. 4.2.2. Разработка методики экономического стимулирования строительства подземных объектов в городе Москве. Основной смысл градостроительной политики - повышение уровня комфорта и безопасности городской среды, основной ее приоритет - устойчивое развитие городской инфраструктуры. Рыночная экономика рассматривает в качестве системообразующего иной критерий - норму прибыли. Поэтому, очевидно, рыночные методы регулирования, взятые сами по себе, вне стратегического участия государства, не способны обеспечить реализацию обозначенной цели при освоении подземного пространства. Однако совершенная система экономической мотивации способна одновременно предложить выгоду инвестору и эффективно совершенствовать городскую среду. Комплексное градостроительное освоение подземного пространства не должно приводить к возрастанию рисков физического и психического травматизма горожан, порождаемых спецификой подземной городской среды. Выполнение данного базового требования обусловливает необходимость создания нормативных правовых рамок, позволяющих гарантировать социально ответственный характер деятельности всех участников рынка подземного строительства. В частности, существует потребность в разработке системы учета данных травматизма и ущерба от ошибок или недоработок в сфере подземного градостроительства, а также системы санкций и процессуальных норм для взыскания с ответственной стороны материального эквивалента причиненного ущерба. В данном контексте система экономического стимулирования комплексного градостроительного освоения подземного пространства предлагается в дополнение к нормам законодательства по охране среды жизнедеятельности в городе Москве. Меры по экономическому стимулированию комплексного градостроительного освоения подземного пространства должны способствовать нивелированию специфических угроз качеству жизни горожан. 4.2.2.1. Методика экономического стимулирования строительства подземных объектов должна предусматривать следующие основные положения: - обеспечение возможности проведения анализа потенциальных коммерческих (финансовых) результатов строительства подземных объектов, а также подготовки предварительных заключений по возможным поступлениям в бюджет города при реализации проектов подземного строительства за счет средств инвесторов с целью стимулирования инвестиционной активности при освоении подземного пространства города Москвы; - обеспечение возможности расчета максимально допустимого размера обременений при строительстве подземных объектов с учетом приемлемой рентабельности инвестиционного проекта для инвестора; - учет сложившегося уровня рыночных цен и экономической эффективности строительства различных объектов для различных районов Москвы; - учет сложившейся практики инвестиционной деятельности в городе Москве. 4.2.2.2. Методика призвана обеспечить учет влияния следующих природных и техногенных факторов на себестоимость строительства подземных сооружений: - инженерно-геологические и гидрогеологические условия; - археологические данные; - негативные природные и природно-техногенные процессы и явления (суффозия, изменение уровня грунтовых вод, вибрационные воздействия, магнитные поля и др.); - существующие либо планируемые к строительству подземные сооружения, в том числе подземные части или фундаменты наземных сооружений; - наличие объектов природного комплекса; - существующие биоценозы и прогноз их развития. 4.2.2.3. Методика должна предусматривать следующие планировочные и иные ограничения, а также мероприятия, направленные на максимальное использование градостроительного потенциала подземного пространства: - требования по безопасности; - требования по ресурсосбережению и энергосбережению; - функциональное назначение объектов (отдельно для многофункциональных комплексов); - размеры сооружений; - вид сооружения: отдельно стоящее либо в составе объекта, имеющего наземную и подземную часть; - плотность существующей застройки (возможность ведения работ с поверхности либо щитовой проходкой); - требования к подземным сооружениям, определяемые существующей либо планируемой наземной застройкой; - необходимость строительства объектов гражданской обороны; - условия присоединения к наружным сетям; - необходимость строительства автономных источников электроснабжения, теплоснабжения и водоснабжения; - возможность размещения муниципальных объектов; - целесообразность финансирования строительства (в том числе частичного) из средств бюджета города; - форму возврата вложенных средств: продажа, аренда, концессия, прочее; - разработку нормативной правовой документации и документации по планировке территории, обеспечивающей эффективное использование подземного пространства. 4.2.2.4. Методика должна исходить из нормативных требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и, в частности, из статьи 6 "О полномочиях органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности", статьи 48, п. 1 "Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты", статьи 49 "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий". 4.2.3. Совершенствование системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере подземного градостроительства на территории города Москвы. Разработка методик, рекомендаций, подготовка положений о процедуре торгов, форм документов, внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты Правительства Москвы в части подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере подземного градостроительства по следующим видам торгов: 4.2.3.1. Конкурсы на право заключения концессионного соглашения по размещению объектов в подземном пространстве. 4.2.3.2. Аукционы на право реализации инвестиционных проектов строительства и реконструкции подземных объектов. Ожидаемый результат выполнения мероприятий по созданию системы стимулирования комплексного градостроительного освоения подземного пространства города Москвы и совершенствованию системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере подземного градостроительства на территории города Москвы: - ежегодное увеличение объемов строительства подземных сооружений; - увеличение доли строительства подземных сооружений в общем объеме строительства; - повышение инвестиционной привлекательности строительства подземных сооружений в городе Москве; - увеличение поступлений денежных средств в бюджет города Москвы при реализации инвестиционных проектов освоения подземного пространства города; - увеличение объемов внебюджетного финансирования строительства подземных сооружений в городе Москве. Предусмотренные Программой мероприятия по созданию системы стимулирования комплексного градостроительного освоения подземного пространства города Москвы и совершенствованию системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере подземного градостроительства на территории города Москвы приведены приложении 4 к Программе. 4.3. Мероприятия, направленные на создание системы эффективного обеспечения комплексного градостроительного освоения подземного пространства 4.3.1. Создание системы нормативного правового обеспечения государственного управления развитием территорий в части комплексного градостроительного освоения подземного пространства, в том числе: 4.3.1.1. Разработка проектов нормативной правовой и технической документации по освоению подземного пространства. 4.3.1.2. Разработка проектов нормативной правовой и технической документации по эксплуатации и ремонту подземных сооружений. 4.3.1.3. Разработка проектов нормативной правовой документации, обеспечивающей стимулирование внедрения при освоении подземного пространства передовых отечественных и зарубежных проектных, технологических и организационных решений. 4.3.1.4. Разработка проектов нормативной правовой документации в целях повышения безопасности эксплуатации подземных сооружений. 4.3.1.5. Мероприятия, направленные на обеспечение гармонизации нормативной правовой базы в области подземного строительства в городе Москве с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе в сферах технического регулирования, промышленной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды. 4.3.1.6. Мероприятия, направленные на обеспечение гармонизации требований к объектам технического регулирования с признанными международными нормами и правилами: - анализ состояния развития зарубежной нормативной правовой базы технического регулирования в отрасли подземного строительства; - формирование предложений по совершенствованию нормативной правовой и технической документации города Москвы в сфере технического регулирования. К подготовке проектов нормативных правовых и нормативных технических документов целесообразно привлекать представителей заинтересованных органов и организаций, научных учреждений, экспертов. Перечень первоочередных мероприятий по нормативному правовому обеспечению комплексного градостроительного освоения подземного пространства города Москвы приведен в приложении 5 к Программе. Перечень первоочередных мероприятий по подготовке проектов нормативных и методических документов по проектированию, строительству и эксплуатации подземных сооружений в городе Москве приведен в приложении 6 к Программе. 4.3.2. Подготовка проектов нормативных и методических документов в сфере инженерных изысканий и геотехнического мониторинга с учетом необходимости: 4.3.2.1. Изучения инженерно-геологических условий подземного строительства, проведения инженерных изысканий для разработки проектной документации. 4.3.2.2. Изучения требований промышленной безопасности подземных сооружений. 4.3.2.3. Прогнозирования влияния негативных природных и техногенных процессов и явлений на подземные сооружения. 4.3.2.4. Разработки методики мониторинга состояния подземных сооружений и системы оперативного реагирования на обнаруженные в процессе мониторинга опасные ситуации. 4.3.2.5. Разработки методики проведения геотехнического мониторинга при строительстве (в том числе осуществления авторского надзора) и эксплуатации подземных сооружений. Для прогнозного определения последствий можно использовать методы, применяемые при определении социально-экономических последствий и подготовки финансово-экономического обоснования для принятия проектов технических регламентов, которые описаны в Методических рекомендациях по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов (утверждены приказом Министерства промышленности и энергетики России от 12 апреля 2006 г. N 78). С целью защиты подземных сооружений необходима разработка и практическое испытание защиты от взрывов, в том числе вследствие террористических актов, с использованием твердых или пластических взрывчатых веществ. Требуется методика расчета и техническая документация на конструкцию защиты от подрыва несущих колонн подземных сооружений, проверенная экспериментально. Также необходимо: 4.3.2.6. Разработать систему мероприятий по геотехническому сопровождению подземного строительства с целью устранения аварийно-опасного влияния строительства подземных объектов на инженерно-геологическую среду оснований существующей наземной и подземной застройки города Москвы. 4.3.2.7. В рамках мероприятий (п. 4.4.3.5) разработать методику геотехнического мониторинга при подземном строительстве (в том числе осуществления авторского надзора) и последующей эксплуатации сооружений, а также требования к составу проектной документации в части геотехнического мониторинга и содержанию соответствующих разделов проекта. 4.3.2.8. Доработать методику экспертизы проектной и технической документации в части проектирования и строительства подземных сооружений в городе Москве. Мероприятия по подготовке проектов нормативных и методических документов в сфере инженерных изысканий также приведены в приложении 6 к Программе. 4.3.3. Создание системы информационного обеспечения, включающей мероприятия по информационно-аналитическому сопровождению Программы: 4.3.3.1. Создание системы сбора и систематизации информации о существующих, вводимых в эксплуатацию и проектируемых подземных сооружениях регионального и местного (городского) значения в увязке с информационной системой обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и соответствующими государственными реестрами и регистрами. 4.3.3.2. Совершенствование информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в сфере подземного градостроительства. 4.3.3.3. Разработка системы мониторинга результатов градостроительной деятельности в сфере подземного градостроительства. 4.3.3.4. Создание системы государственного мониторинга геоэкологических процессов и ведение указанного мониторинга. 4.3.3.5. Подготовка и проведение ежегодных международных (Moscow Underground Space Development) и российских научно-практических конференций по вопросам освоения подземного пространства, форумов, симпозиумов, "круглых столов" и семинаров, а также обеспечение организации участия предприятий Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы в указанных мероприятиях. 4.3.3.6. Выпуск специализированного профильного издания по вопросам градостроительного освоения подземного пространства в городе Москве "Подземная столица". 4.3.3.7. Организация зарубежных командировок в целях обмена опытом, внедрения передовых зарубежных управленческих, организационных и технологических решений в сфере освоения подземного пространства. Перечень мероприятий по информационному обеспечению (в том числе информационно-аналитическому сопровождению Программы) приведен в приложении 9 к Программе. Ожидаемый результат от выполнения мероприятий, направленных на создание системы эффективного обеспечения комплексного градостроительного освоения подземного пространства: - повышение надежности, энергоэффективности и долговечности подземных сооружений; - улучшение эксплуатационных характеристик подземных сооружений; - повышение качества объемно-планировочных решений подземных объектов; - увеличение сроков эксплуатации подземных сооружений без текущего и капитального ремонта; - снижение затрат на текущий и капитальный ремонт подземных сооружений; - обеспечение проектирования и строительства в городе Москве технической и нормативной правовой документацией, соответствующей современным требованиям, в том числе международным, к надежности, энергоэффективности и долговечности подземных сооружений; - разработка на каждой стадии проектирования соответствующего экологического обоснования с определением последовательно: экологических проблем при реализации проекта, прогноза последствий его реализации, оценки экологического риска; - эффективная система геоэкологического мониторинга, отражающего и контролирующего воздействие сооружения на окружающую среду; - создание единой системы градостроительного контроля и мониторинга осуществления деятельности по освоению подземного пространства. 4.4. Мероприятия, направленные на создание системы научного и кадрового потенциала, формирование инновационной образовательной среды в области освоения подземного пространства 4.4.1. Создание системы научного обеспечения деятельности в области комплексного градостроительного освоения подземного пространства: 4.4.1.1. Разработка комплекса соответствующих научно - исследовательских работ, в том числе по обоснованию механизмов государственного управления и инструментов обеспечения управления деятельностью по освоению подземного пространства. 4.4.1.2. Координация деятельности вузов, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций Московского региона в целях стимулирования инновационного развития в сфере освоения подземного пространства города. 4.4.1.3. Создание Московского городского технопарка "Подземное градостроительство" при Московском центре освоения подземного пространства. Перечень мероприятий по научному обеспечению деятельности в области комплексного градостроительного освоения подземного пространства города Москвы на 2009-2011 годы приведен в приложении 7 к Программе. 4.4.2. Создание системы кадрового обеспечения. Обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специализированного кадрового персонала для сопровождения проектно-строительной деятельности и выполнения всех видов работ по освоению подземного пространства города Москвы: - повышение квалификации и переподготовка специалистов соответствующих департаментов Правительства Москвы, ГУП "ГлавАПУ Москомархитектуры", ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" и так далее; - повышение квалификации и переподготовка инженерно-технических работников проектных и строительных организаций, привлекаемых к возведению конкретных объектов подземного строительства; - подготовка и переподготовка специалистов по эксплуатации подземных сооружений на краткосрочных курсах; - обучение и переподготовка специалистов рабочих профессий, связанных с ведением работ в подземных условиях. Обязанности исполнителя образовательной деятельности целесообразно возложить на специализированное структурное подразделение по выполнению научно-технических работ и инновационных разработок в структуре Московского центра освоения подземного пространства, создание которого планируется при участии Учреждения Российской академии наук Институт геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН и государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, Московского государственного горного университета, Московского государственного строительного университета, Московского городского университета управления Правительства Москвы, которое определит порядок консультирования и содействия трансферу знаний и технологий, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и специалистов по вопросам подземного строительства, содействия защите интеллектуальной собственности и коммерциализации результатов инновационной деятельности всех участников Программы. Проведение повышения квалификации и профессиональной подготовки государственных служащих, специалистов организаций, предприятий и учреждений, а также удовлетворение их потребностей в получении знаний в области новейших достижений в подземном строительстве (с учетом передового отечественного и зарубежного опыта освоения подземного пространства) осуществляется по следующим образовательным программам: - повышение квалификации по основным профессиональным образовательным программам (от 150 до 500 академических часов); - программы краткосрочных курсов повышения квалификации (72 академических часа). В приложении 8 к Программе приведен перечень мероприятий по подготовке кадров для обеспечения комплексного градостроительного освоения подземного пространства. 5. Обоснование источников и объемов финансового обеспечения Программы Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства бюджета города Москвы (в том числе 215,4 млн. руб. на возвратной основе при проведении конкурсов по подбору инвесторов на проектирование и строительство подземных объектов). Объем финансовых средств городского бюджета, необходимых для реализации Программы, представлен в таблице 2. Таблица 2 ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ -------------------------------------------------------------------- | Мероприятия |Объемы финансирования за счет | | |бюджета города Москвы, в том | | |числе по отдельным разделам | | |и статьям расходов (КБК 816 0412 | | |1021013 003 226), млн. руб. | | |---------------------------------| | |2009 г.|2010 г.|2011 г.|Всего | | | | | |2009-2011| | | | | |гг. | |--------------------------------|-------|-------|-------|---------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |--------------------------------|-------|-------|-------|---------| | Мероприятия, направленные | 139,6| 127,4| 123,4| 390,4| | на создание системы | | | | | | государственного управления | | | | | | развитием территорий в части | | | | | | комплексного градостроительного| | | | | | освоения подземного | | | | | | пространства, обеспечивающей | | | | | | эффективное использование | | | | | | потенциала подземного | | | | | | пространства города Москвы | | | | | | с формированием современной | | | | | | планировочной структуры города | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-------|---------| | Мероприятия по созданию системы| 17,0| 0,0| 0,0| 17,0| | стимулирования комплексного | | | | | | градостроительного освоения | | | | | | подземного пространства города | | | | | | Москвы и совершенствованию | | | | | | системы подготовки и проведения| | | | | | торгов при реализации | | | | | | инвестиционных проектов в сфере| | | | | | подземного градостроительства | | | | | | на территории города Москвы | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-------|---------| | Мероприятия, направленные | 169,7| 27,4| 23,2| 220,3| | на создание системы | | | | | | эффективного обеспечения | | | | | | комплексного градостроительного| | | | | | освоения подземного | | | | | | пространства | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-------|---------| | Мероприятия, направленные | 135,1| 22,0| 2,5| 159,6| | на создание системы научного | | | | | | и кадрового потенциала, | | | | | | формирование инновационной | | | | | | образовательной среды в области| | | | | | освоения подземного | | | | | | пространства | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-------|---------| | Итого | 461,4| 176,8| 149,1| 787,3| -------------------------------------------------------------------- Реализация всех мероприятий должна происходить на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Стартовые условия проведения конкурсов должны быть рассчитаны на основании соответствующих расчетов по трудозатратам на реализацию мероприятий и утверждены Департаментом экономической политики и развития города Москвы. Указанные в таблице 2 объемы финансирования мероприятий Программы корректируются и уточняются при формировании бюджета и адресной инвестиционной программы Правительства Москвы на соответствующий год. 6. Оценка внешних факторов и сценарии возможного хода реализации Программы 6.1. Оценка внешних факторов, которые могут влиять на достижение поставленных целей При разработке основных направлений комплексного освоения подземного пространства Москвы учитывались положения проекта актуализированного Генерального плана города Москвы до 2025 года и использовались принципы, определяемые теми преимуществами, которыми обладают подземные сооружения: - возможность размещения в подземном пространстве объектов инфраструктуры, которые нежелательно или нецелесообразно располагать на поверхности; - способность обеспечить естественную защиту находящихся под землей объектов и сооружений одновременно от механических, температурных, акустических и др. воздействий; - необходимость охраны, защиты и реабилитации геологической среды и обеспечения устойчивого развития природного комплекса города; - изолированность подземных сооружений, исключающая непосредственное влияние расположенных в них производственных объектов, характеризуемых вредными технологическими процессами, на наземные сооружения и окружающую их среду. Анализ Генерального плана развития города Москвы до 2025 года показывает основные негативные факторы, сдерживающие развитие подземного градостроительства в городе Москве: - при планировании развития города в недостаточной степени используются в качестве обосновывающих материалов объективные характеристики градостроительного потенциала подземных пространств города; как следствие этого, при планировании наземного строительства возможности размещения объектов в подземном пространстве используются в недостаточной степени; - до настоящего времени в городе не разработана единая методика оценки экономической целесообразности подземного строительства, учитывающая влияние подземных объектов на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. В связи с этим в результате недостаточного стимулирования строительства подземных сооружений значительные городские территории застраиваются объектами, которые могут быть размещены в подземном пространстве; - отсутствует единая общегородская система нормативного правового, нормативного методического и технического регулирования градостроительного освоения подземного пространства. Вместе с тем анализ существующей нормативной базы показывает, что в условиях изменяющегося федерального законодательства и при необходимости значительного увеличения объемов подземного строительства нормативное обеспечение градостроительного освоения подземного пространства города Москвы необходимо осуществлять опережающими темпами; - используется крайне редко одно из основных преимуществ подземного строительства в условиях сложившейся застройки - возможность размещения подземных сооружений под производственными территориями - как правило, при строительстве уникальных объектов транспортной инфраструктуры. Необходима разработка системы требований безопасности, адекватных современной строительной ситуации и по всем этапам жизненного цикла подземных сооружений в условиях города Москвы. Система экологической безопасности должна определяться тем, что при подземном строительстве существенно нарушаются важнейшие гидрогеологические показатели: режим, баланс, качество подземных вод. Особенно тревожное положение сложилось в связи с длительной эксплуатацией подземных вод в Москве и области. Инверсия напоров привела к тому, что загрязненные речные и грунтовые воды могут перетекать в питьевые водоносные горизонты карбона. Строительство и эксплуатация подземных сооружений должны учитывать это обстоятельство, а проекты должны предусматривать меры защиты питьевых вод. Кроме того, строительство подземных сооружений будет сопровождаться мощным водопонижением. Воронка депрессии будет расти вглубь и вширь. Это надо прогнозировать, оценивать и согласовывать с организациями, эксплуатирующими водозаборы Москвы и области. Наряду с понижением напоров в артезианских горизонтах происходит повышение уровней грунтовых вод, ведущее к подтоплению значительных территорий города. Основной причиной подтопления являются массовые утечки из подземных водонесущих коммуникаций (ПВК). Средняя для Москвы величина потерь из ПВК равна 4 л/сек. на каждом кв. км. Эта величина больше модуля естественного подземного питания подземных вод в два раза, т.е. в действительности на зеркало грунтовых вод в Москве поступает в три раза больше воды, чем в естественных (внегородских) условиях. Реакция грунтовых вод - подтопление, захватившее более 50% территории города. Подтоплению подвержены самые различные районы Москвы. 6.2. Сценарии возможного хода реализации Программы 6.2.1. Динамика основных показателей градостроительного освоения подземного пространства на период до 2025 года (оптимистическая оценка). Максимальный вариант реализации Программы предусматривает предельный объем ввода подземных сооружений в 2009-2011 гг. на уровне 3,0 млн. кв. м. В значительной степени возможность реализации этого варианта зависит от темпов строительства и сроков ввода в эксплуатацию крупных многофункциональных комплексов, в составе которых доля подземных сооружений, как правило, не превышает 30%. Опыт реализации таких проектов в городе Москве в последние годы показывает, что одним из важнейших факторов, влияющих на сроки строительства, является обеспеченность инженерной и транспортной инфраструктурой, в первую очередь энергоснабжением. В связи с этим при сравнении максимального и единого оптимистического варианта реализации Программы, предусматривающего ввод подземных объектов в объеме 2,55 млн. кв. м с учетом имеющегося и планируемого уровня развития городской инженерной и транспортной инфраструктуры, в целях безусловного выполнения мероприятий Программы в установленные сроки предлагается оптимистический вариант реализации Программы. Указанный вариант предусматривает ввод объектов Программы, увязанный с развитием инженерной и транспортной инфраструктуры города, и обеспечивает утвержденные градостроительные программы необходимыми объемами подземного строительства. При оптимистическом варианте реализации Программы одновременно с нарастающим вводом подземных сооружений будет обеспечен задел на последующие годы за счет значительного увеличения количества объектов, по которым в период 2009-2011 гг. планируется разработка проектно-сметной документации. 6.2.2. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в Москве по освоению подземного пространства без использования программного метода. В настоящее время из-за отсутствия инновационной инфраструктуры эффективность планирования в экономике Российской Федерации недостаточно высока, и часто оно заменяется текущим администрированием. Программой предусматривается создание инновационной среды в городе Москве для отрасли подземного строительства, однако из-за неэффективности инновационного законодательства и слабой системы защиты авторских прав и прав интеллектуальной и промышленной собственности на федеральном уровне создаваемая локальная инновационная система может оказаться малоэффективной. Для повышения эффективности в Программе предусматривается ряд мероприятий, базирующихся на положительном зарубежном опыте использования инновационных систем. 6.2.3. Пассивная динамика основных показателей освоения подземного пространства на период до 2025 года (пессимистическая оценка). Анализ ранее принятых проектных решений показывает, что в большинстве случаев отказ от освоения подземного пространства негативно влияет на формируемую планировочную структуру города. Сложившаяся в Москве ситуация с градостроительным освоением подземного пространства при строительстве сооружений различного назначения характеризуется следующим образом. Реализованные проекты и экспериментальные предложения в центральной зоне Москвы характеризуются активным использованием подземного пространства с размещением в нем различных предприятий и учреждений, чаще всего не связанных между собой. Периферийная зона характеризуется недостаточным использованием подземного пространства и увеличением количества надземных уровней. При этом сооружения подземной инфраструктуры, как правило, являются монофункциональными. По своему назначению подземные сооружения в черте города распределяются следующим образом. Максимальное распространение получили автомобильные парковки и технические помещения. На втором месте находятся разгрузочные дворы и склады, торговые предприятия (мелкие магазины, реже супермаркеты), предприятия общественного питания. Особое место занимают пешеходные связи с общественным транспортом (в основном метро). Имеются случаи расположения в подземном пространстве зрелищных, социально-бытовых и административных учреждений. В общем случае назначение подземных сооружений определяется их размещением в структуре мегаполиса. В центральной зоне города преобладают многофункциональные подземные комплексы. По мере удаления от центра и в периферийной зоне строятся преимущественно монофункциональные подземные сооружения (парковки, технические помещения). Количество подземных уровней в различных зданиях и сооружениях колеблется в пределах от 3 до 10, при этом наибольшее распространение получили сооружения с 1-3 подземными уровнями. Варианты реализации Программы определены на основании предложений по размещению объектов подземного строительства на 2009-2011 гг., подготовленных ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" при участии Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Москомархитектуры и префектур административных округов, а также с учетом показателей, утвержденных Среднесрочной программой жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 гг. и заданий до 2010 года в целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и Целевой программы строительства гаражей-стоянок в городе Москве на период 2008-2010 гг. Строительство подземных сооружений в объеме 1 млн. 800 тыс. кв. м в период с 2009 по 2011 годы по расчетам, выполненным ГУП "НИиПИ Генплана Москвы", соответствует минимальному варианту реализации Программы и обеспечивает подземными объектами утвержденные городские градостроительные программы. Вместе с тем при выполнении Программы по минимальному варианту такие важнейшие показатели качества городской среды, как обеспеченность местами организованного хранения автотранспорта и пропускная способность улично-дорожной сети, за счет подземного строительства не увеличатся, а, напротив, могут уменьшиться. 7. Механизм управления Программой Городская программа подготовки к комплексному градостроительному освоению подземного пространства города Москвы на период 2009-2011 гг. предусматривает организацию взаимодействия городских структур по выполнению мероприятий Программы. Государственным заказчиком - координатором Программы является Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы. Персональный руководитель Программы - К.Ю. Королевский - первый заместитель руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы. Координация деятельности органов исполнительной власти города Москвы при реализации мероприятий Программы также осуществляется Координационным советом при Правительстве Москвы по вопросам освоения подземного пространства города Москвы, действующим в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9 октября 2007 г. N 875-ПП "О создании Координационного совета по вопросам освоения подземного пространства города Москвы". Контроль за ходом реализации Программы, достижением индикаторов ее выполнения, оценкой выполнения аналитических показателей, предусмотренных Программой, а также расходованием средств бюджета города Москвы осуществляется Правительством Москвы в установленном порядке. Государственный заказчик Программы несет всю полноту ответственности за реализацию Программы, осуществление в установленные сроки мероприятий Программы и расходование выделенных на ее выполнение средств бюджета города Москвы. Состав проектов и мероприятий Программы определяется ежегодно по результатам их отбора, а исполнителей на выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд - по результатам конкурса с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы. Для обеспечения мониторинга хода реализации Программы Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы ежегодно представляет в Департамент экономической политики и развития города Москвы в марте - отчет о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный год и в ноябре - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. Корректировка Программы возможна по поручению Правительства Москвы в случае отклонения фактических показателей (как натуральных, так и стоимостных) реализации Программы от утвержденных, изменения законодательной базы в области градостроительной деятельности, объемов бюджетного финансирования, структурных изменений органов исполнительной власти города Москвы. Приложение 1 к Программе БАЗОВЫЙ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПОАДРЕСНЫЙ) ПЕРЕЧЕНЬ ЗОН ПЛАНИРУЕМОГО (ТРЕБУЕМОГО) РАЗМЕЩЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В СОСТАВЕ ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ, ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПЛАНИРОВКЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБОСНОВЫВАЮЩИХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ <*> -------------------------------- <*> Базовый перечень подлежит уточнению при формировании перечня работ по подготовке документации по планировке территорий и соответствующих обосновывающих градостроительных материалов. ---------------------------------------------------------------------------- |N | Зоны планируемого (требуемого) |Административный |Сроки разработки| |п/п| размещения подземных сооружений|округ, район |документации | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |---|----------------------------------------------------------------------| | | Восточный административный округ города Москвы | |---|----------------------------------------------------------------------| |1 | В районе пересечения |Сокольники |2011 г. | | | ул. Русаковская и ул. Стромынка| | | | | в районе ст. м. "Сокольники" | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |2 | В районе пересечения |Преображенское |2009-2010 гг. | | | ул. Краснопресненская, | | | | | ул. Преображенский Вал, | | | | | ул. Бол. Черкизовская | | | | | и Преображенской ул. в районе | | | | | ст. м. "Преображенская площадь"| | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |3 | В зоне проектируемого |Преображенское |2009-2010 гг. | | | Четвертого транспортного | | | | | кольца, ул. Бол. Черкизовская | | | | | и Московской железной дороги | | | | | Ярославского направления | | | | | в районе ст. м. "Черкизовская" | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |4 | Пересечение ул. Плеханова |Перово |2009-2010 гг. | | | с шоссе Энтузиастов в районе | | | | | ст. м. "Шоссе Энтузиастов" | | | |---|----------------------------------------------------------------------| | | Западный административный округ города Москвы | |---|----------------------------------------------------------------------| |5 | Пересечение Минской улицы, |Раменки |2011 г. | | | Ломоносовского проспекта, | | | | | Мичуринского проспекта, | | | | | пл. Индиры Ганди | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |6 | Пересечение Мичуринского |Раменки, |2011 г. | | | проспекта, Аминьевского шоссе, |Очаково-Матвеевское,| | | | ул. Лобачевского (Олимпийская |проспект Вернадского| | | | деревня) | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |7 | Пересечение окружной железной |Дорогомилово |2011 г. | | | дороги с Кутузовским | | | | | проспектом, Киевским | | | | | направлением железной дороги; | | | | | ст. м. "Кутузовская" | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |8 | Пересечение Рублевского |Кунцево, |2009-2010 гг. | | | и Аминьевского шоссе, |Фили-Давыдково, | | | | Кутузовского проспекта, район |Можайский | | | | ст. м. "Кунцевская", | | | | | ст. ж.д. Кунцево Смоленского | | | | | направления | | | |---|----------------------------------------------------------------------| | | Северный административный округ города Москвы | |---|----------------------------------------------------------------------| |9 | Между Ленинградским шоссе, |Войковский |2011 г. | | | железнодорожной веткой Рижского| | | | | направления | | | | | (ст. ж.д. Ленинградская | | | | | Рижского направления), | | | | | ст. м. "Войковская" | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |10 | Между Дмитровским шоссе, |Тимирязевский |2011 г. | | | железнодорожной станцией | | | | | Окружная Савеловского | | | | | направления Московской окружной| | | | | железной дороги, 3-м | | | | | Нижнелихоборским проездом | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |11 | Между Дмитровским шоссе, |Тимирязевский |2009-2010 гг. | | | железнодорожной станцией | | | | | Петровско-Разумовская | | | | | Ленинградского направления, | | | | | ст. м. "Петровско-Разумовская" | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |12 | Пересечение Ленинградского |Сокол, Аэропорт |2009-2010 гг. | | | шоссе, Волоколамского шоссе, | | | | | Ленинградского проспекта, улицы| | | | | Алабяна, Балтийской ул., | | | | | ст. м. "Сокол" | | | |---|----------------------------------------------------------------------| | | Южный административный округ города Москвы | |---|----------------------------------------------------------------------| |13 | Пересечение Третьего |Даниловский |2011 г. | | | транспортного кольца и Малого | | | | | кольца МЖД в районе | | | | | ст. м. "Автозаводская" | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |14 | Пересечение Каширского шоссе |Нагатино-Садовники |2009-2010 гг. | | | и проспекта Андропова в районе | | | | | ст. м. "Каширская" | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |15 | Пересечение проспекта |Царицыно |2011 г. | | | Пролетарский и Кантемировской | | | | | улицы в районе | | | | | ст. м. "Кантемировская" | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |16 | Пересечение Каширского шоссе |Москворечье-Сабурово|2011 г. | | | и ж/д Курского направления | | | | | в районе ст. ж.д. Москворечье | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |17 | Пересечение ул. Бакинская |Царицыно |2011 г. | | | и ж/д Курского направления | | | | | в районе ст. м. "Царицыно" | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |18 | Пересечение улиц Автозаводская |Даниловский |2011 г. | | | и Большая Тульская | | | | | с ж/д Павелецкого направления | | | | | в районе ст. м. "Тульская" | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |19 | Пересечение Варшавского шоссе |Нагорный |2011 г. | | | и Малого кольца Московской | | | | | железной дороги в районе | | | | | ст. м. "Нагатинская" | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |20 | Пересечение Нахимовского |Нагорный |2011 г. | | | проспекта и Варшавского шоссе | | | | | в районе ст. м. "Нахимовский | | | | | проспект" | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |21 | Между Варшавским шоссе |Нагорный |2011 г. | | | и железной дорогой Павелецкого | | | | | направления в районе | | | | | ст. м. "Варшавская" | | | |---|----------------------------------------------------------------------| | | Северо-Западный административный округ города Москвы | |---|----------------------------------------------------------------------| |22 | Пересечение ул. Народного |Хорошево-Мневники |2009-2010 гг. | | | Ополчения, проспекта Маршала | | | | | Жукова, ул. Мневники | | | |---|----------------------------------------------------------------------| | | Северо-Восточный административный округ города Москвы | |---|----------------------------------------------------------------------| |23 | Пересечение Алтуфьевского шоссе|Марфино |2009-2010 гг. | | | с Московской окружной железной | | | | | дорогой в районе станции | | | | | Владыкино-Московская | | | | | и ст. м. "Владыкино" | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |24 | Пересечение Ярославского шоссе |Ярославский |2009-2010 гг. | | | с железной дорогой Ярославского| | | | | направления в районе станции | | | | | Северянин | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |25 | Пересечение проспекта Мира |Алексеевский |2009-2010 гг. | | | с улицей Космонавтов в районе | | | | | ст. м. "ВДНХ", площадь Шарля де| | | | | Голля | | | |---|--------------------------------|--------------------|----------------| |26 | Пересечение Бутырской ул. |Бутырский |2011 г. | |