ВСЛЕДСТВИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ) ОНО НАДЕЛЕНО СТАТУСОМ ГОРОДСКОГО ОКРУГА. В КАКОМ ПОРЯДКЕ СЛЕДУЕТ ПРИМЕНЯТЬ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ДАННОГО МУ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 10.11.08 03-02-07/1-461

               ВСЛЕДСТВИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
           ОБРАЗОВАНИЯ (ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ) ОНО НАДЕЛЕНО
         СТАТУСОМ ГОРОДСКОГО ОКРУГА. В КАКОМ ПОРЯДКЕ СЛЕДУЕТ
           ПРИМЕНЯТЬ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
          НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
         ДАННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ О ЕНВД И МЕСТНЫХ
            НАЛОГАХ (ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
             ФИЗЛИЦ), ПРИНЯТЫЕ ДО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ? В КАКОМ
             ПОРЯДКЕ ПРИНИМАЮТСЯ И ВСТУПАЮТ В СИЛУ НОВЫЕ
                     МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          10 ноября 2008 г.
                           N 03-02-07/1-461

                                 (Д)


     В    Департаменте   налоговой   и   таможенно-тарифной   политики
рассмотрено  письмо  по  вопросам  о  порядке  применения в переходный
период  преобразования  муниципальных образований нормативных правовых
актов  представительных  органов  муниципальных  образований  о едином
налоге  на  вмененный доход для отдельных видов деятельности и местных
налогах, принятых в установленном порядке до преобразования, а также о
порядке  принятия  и  вступления  в  силу новых муниципальных правовых
актов и сообщается следующее.
     Согласно  п.  5  ст.  1  Налогового  кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) нормативные правовые акты муниципальных образований о
местных   налогах  и  сборах  принимаются  представительными  органами
муниципальных образований в соответствии с Кодексом.
     Полномочия  представительных органов муниципальных образований по
установлению вышеуказанных налогов определены п.  4 ст. 12, гл. 26.3 и
31  Кодекса,  а  также  Законом  Российской  Федерации  от  09.12.1991
N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
     В  соответствии  с п. 4 ст. 12 Кодекса земельный налог и налог на
имущество  физических  лиц  устанавливаются  Кодексом  и  нормативными
правовыми  актами  представительных  органов  поселений (муниципальных
районов),  городских  округов  о  налогах  и  обязательны  к уплате на
территориях   соответствующих   поселений  (межселенных  территориях),
городских  округов,  если  иное  не  предусмотрено п. 7 данной статьи.
Указанные  налоги  вводятся  в  действие  и  прекращают действовать на
территориях  поселений  (межселенных территориях), городских округов в
соответствии    с    Кодексом    и   нормативными   правовыми   актами
представительных  органов поселений (муниципальных районов), городских
округов о налогах.
     Порядок  действия  актов  законодательства  о налогах и сборах во
времени  определяется  ст.  5  Кодекса.  Пунктом  1  указанной  статьи
установлено,  что  акты  законодательства о налогах вступают в силу не
ранее   чем   по  истечении  одного  месяца  со  дня  их  официального
опубликования  и  не ранее 1-го числа очередного налогового периода по
соответствующему   налогу,  за  исключением  случаев,  предусмотренных
данной  статьей.  Нормативные  правовые  акты представительных органов
муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1
января  года,  следующего  за  годом  их  принятия, но не ранее одного
месяца со дня их официального опубликования.
     Пунктами 2 и 3 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О
внесении   изменений  в  части  первую  и  вторую  Налогового  кодекса
Российской   Федерации   и   признании   утратившими   силу  некоторых
законодательных  актов  (положений  законодательных  актов) Российской
Федерации  о  налогах  и  сборах"  определены  переходные  положения о
применении   нормативных   правовых   актов  представительных  органов
муниципальных  образований  о налогах в период с 1 января 2006 г. до 1
января 2009 г.
     Положениями ч. 1.1 - 1.3 ст. 83 Федерального закона от 06.10.2003
N  131-ФЗ  "Об  общих  принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" установлено, что в переходный период до 1 января
2009  г.  законом  субъекта  Российской Федерации определяется порядок
решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с
данным  Федеральным  законом  поселений.  Принятие  указанных  законов
субъектов  Российской Федерации осуществляется до 1 января 2006 г. С 1
января  2006  г.  до  окончания  переходного  периода указанные законы
субъектов  Российской  Федерации  принимаются  не  позднее  чем за три
месяца  до начала очередного финансового года и не могут быть изменены
в  течение  финансового  года. В переходный период указанными законами
субъектов   Российской  Федерации  может  быть  предусмотрено  решение
вопросов   местного  значения  вновь  образованных  в  соответствии  с
Федеральным   законом   поселений   органами  местного  самоуправления
муниципальных районов.
     На основании пп. "б", "л" и "н" п. 1 ст. 5 Федерального закона от
06.10.1999  N  184-ФЗ  "Об общих принципах организации законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов  Российской  Федерации"  законодательный  (представительный)
орган    государственной    власти   субъекта   Российской   Федерации
осуществляет   законодательное   регулирование  по  предметам  ведения
субъекта   Российской   Федерации   и  предметам  совместного  ведения
Российской  Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации  в пределах
полномочий   субъекта   Российской   Федерации.   Законами   субъектов
Российской  Федерации  устанавливается административно-территориальное
устройство  субъекта  Российской  Федерации и порядок его изменения, а
также   регулируются   иные  вопросы,  относящиеся  в  соответствии  с
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией
(уставом)  и  законами  субъекта  Российской  Федерации  к  ведению  и
полномочиям субъекта Российской Федерации.
     К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской
Федерации  в  области  местного самоуправления, в частности, относятся
правовое  регулирование вопросов организации местного самоуправления в
субъектах  Российской  Федерации  в  случаях  и порядке, установленных
Федеральным  законом  от 06.10.2003 N 131-ФЗ, и правовое регулирование
прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов
Российской   Федерации,   а   также   в  пределах  полномочий  органов
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации по предметам
совместного   ведения  Российской  Федерации  и  субъектов  Российской
Федерации (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
     Преобразование  муниципальных образований осуществляется законами
субъектов  Российской  Федерации  в соответствии с Федеральным законом
"Об  общих  принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
     Согласно  ч.  3  ст.  34  указанного  Федерального закона порядок
формирования,  полномочия,  срок  полномочий,  а  также  иные  вопросы
организации  и  деятельности  указанных  органов  определяются уставом
муниципального образования.
     Глава   муниципального   образования   издает  в  пределах  своих
полномочий  правовые  акты. В случае досрочного прекращения полномочий
главы  муниципального  образования  его  полномочия временно исполняет
должностное  лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии
с  уставом  муниципального  образования (ст. 36 Федерального закона от
06.10.2003 N 131-ФЗ).
     Частью 2 ст.  43 и ч.  2 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003
N 131-ФЗ  установлено,  что   устав   муниципального   образования   и
оформленные  в  виде  правовых  актов  решения,  принятые  на  местном
референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в
системе   муниципальных   правовых  актов,  имеют  прямое  действие  и
применяются на всей  территории  муниципального  образования;  уставом
муниципального  образования  регулируются вопросы организации местного
самоуправления в  соответствии  с  федеральными  законами  и  законами
субъектов Российской Федерации.
     На основании ч.  9  ст.  48  Федерального  закона  от  06.10.2003
N 131-ФЗ  до  приведения  нормативных  правовых актов органов местного
самоуправления в  соответствие  с  требованиями  данного  Федерального
закона  указанные  акты  действуют  в  части,  не противоречащей этому
Федеральному закону.
     Частью  10  указанной  статьи  предусмотрено, что органы местного
самоуправления  вновь  образованных муниципальных образований являются
правопреемниками  органов  местного  самоуправления  и должностных лиц
местного    самоуправления,    иных   органов   и   должностных   лиц,
осуществлявших  на  территориях  указанных  муниципальных  образований
полномочия   по   решению  вопросов  местного  значения  на  основании
законодательных  актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой
указанные  органы  местного  самоуправления  приступают  к  исполнению
полномочий  в  соответствии  с  положениями  ч.  5 ст. 84 Федерального
закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
     Учитывая изложенное, Департамент полагает, что при преобразовании
муниципального   образования  законом  субъекта  Российской  Федерации
должны  быть  урегулированы  в  соответствии  с  федеральными законами
вопросы  переходного  периода, связанные с этим преобразованием, в том
числе  вопросы  о  соотношении  муниципальных правовых актов, принятых
представительными  органами  муниципального образования до и после его
преобразования.    На    территории    преобразуемого   муниципального
образования  впредь  до  вступления  в  силу  в  установленном порядке
муниципальных   правовых   актов,   принятых   вновь   сформированными
представительными  органами,  могут применяться муниципальные правовые
акты,  принятые  в  установленном  порядке  представительными органами
муниципального образования до окончания срока их полномочий.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
10 ноября 2008 г.
N 03-02-07/1-461