О ПРИМЕНЕНИИ НДС И НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ У ИНОСТРАННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 13.11.08 03-07-08/254

           О ПРИМЕНЕНИИ НДС И НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
           ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ
         СРЕДСТВ У ИНОСТРАННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА НЕДВИЖИМОГО
               ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          13 ноября 2008 г.
                            N 03-07-08/254

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога
на прибыль организаций в отношении недвижимого имущества, находящегося
на  территории  Российской  Федерации, приобретаемого министерством за
счет бюджетных средств у иностранного лица, и сообщает следующее.
     Согласно  пп.  1  п.  1  ст.  146  Налогового  кодекса Российской
Федерации   (далее  -  Кодекс)  объектом  налогообложения  налогом  на
добавленную   стоимость  признаются  операции  по  реализации  товаров
(работ,  услуг)  на  территории  Российской  Федерации  независимо  от
источника финансирования.
     Порядок  определения  места реализации товаров в целях применения
налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 147 Кодекса, на
основании  которых  местом реализации недвижимого имущества признается
территория  Российской  Федерации,  если  такое имущество находится на
территории Российской Федерации.
     В  соответствии  со  ст.  161  Кодекса при реализации иностранным
лицом,  не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров,
местом  реализации  которых  является территория Российской Федерации,
налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский
бюджет  налоговым  агентом, приобретающим данные товары у иностранного
лица.  При  этом  налоговая  база  определяется  как  сумма  дохода от
реализации этих товаров с учетом налога на добавленную стоимость.
     В  случае  если иностранное лицо в стоимости товаров сумму налога
на  добавленную  стоимость,  подлежащую  уплате  в  бюджет  Российской
Федерации,   не   учитывает,   российская  организация  самостоятельно
определяет  налоговую  базу для целей налога на добавленную стоимость,
то  есть  увеличивает  стоимость  товаров на сумму налога и уплачивает
налог в бюджет за счет средств, имеющихся в ее распоряжении.
     Согласно  п.  5  ст.  45  Кодекса  обязанность  по  уплате налога
исполняется  в валюте Российской Федерации. При этом на основании п. 3
ст.  153  Кодекса  в  случае  расчетов  за товары в иностранной валюте
налоговая  база  пересчитывается  в  рубли по курсу Центрального банка
Российской Федерации на дату фактического осуществления расходов.
     Положениями  ст.  174 Кодекса определено, что налоговый агент (за
исключением  налоговых агентов, приобретающих у иностранных лиц работы
(услуги),  местом  реализации  которых  является территория Российской
Федерации) производит уплату сумм налога по месту своего нахождения не
позднее  20-го  числа  каждого  из трех месяцев, следующих за истекшим
налоговым   периодом,  который  в  соответствии  со  ст.  163  Кодекса
установлен как квартал.
     Кроме  того,  налоговый  агент  в  срок  до  20-го  числа месяца,
следующего  за  истекшим  кварталом,  обязан  представить  в налоговые
органы  по  месту  своего  учета  налоговую  декларацию  по  налогу на
добавленную  стоимость,  форма  которой  утверждена  Приказом  Минфина
России  от  07.11.2006  N  136н,  отразив  в  разд.  2  "Сумма налога,
подлежащая  уплате  в  бюджет,  по  данным  налогового  агента" расчет
соответствующих сумм налога.
     Таким  образом,  министерство,  приобретающее  за  счет бюджетных
средств  у  иностранного  лица  недвижимое  имущество,  находящееся на
территории Российской Федерации, является налоговым агентом, обязанным
исчислить   и   уплатить   в  бюджет  Российской  Федерации  налог  на
добавленную стоимость в вышеуказанном порядке.
     Что  касается  применения  налога  на  прибыль  организаций, то в
соответствии  с  п. 1 ст. 209 Кодекса доходы от реализации недвижимого
имущества,   находящегося   на  территории  Российской  Федерации,  не
связанного   с  деятельностью  иностранной  организации  в  Российской
Федерации  через  постоянное  представительство,  являются доходами из
источников  в  Российской  Федерации  и  подлежат налогообложению этим
налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
     Согласно  п.  4  ст.  209  Кодекса  налоговая  база  при  выплате
указанных  доходов  определяется  налоговым  агентом и исчисляется как
разница  между суммой дохода от реализации недвижимого имущества и его
остаточной  стоимостью  (если  имущество  является амортизируемым) или
ценой  приобретения  этого  имущества  (в  иных  случаях). При этом на
момент  выплаты  дохода у налогового агента должны быть в распоряжении
предоставленные  иностранной организацией документы, подтверждающие ее
расходы.
     Для   определения   расходов  иностранной  организации,  то  есть
стоимости приобретения ею недвижимого имущества, могут использоваться,
например,   договоры   купли-продажи,   счета,  подтверждающие  оплату
приобретенного  имущества  в  соответствии  с договором купли-продажи,
выписки  из  учета  головного офиса иностранной организации, справки о
стоимости имущества, выданные органами технической инвентаризации.
     В   случае  подтверждения  иностранной  организацией  расходов  к
налоговой базе применяется ставка налога в размере 24 процента. В иных
случаях,   то   есть   если   на  момент  выплаты  дохода  иностранной
организацией  не  представлены документы, подтверждающие ее расходы на
приобретение  реализуемого  имущества,  к  общей  сумме выплачиваемого
дохода  применяется ставка налога в размере 20 процентов (п. 1 ст. 310
Кодекса).
     Налоговая база по указанным доходам и сумма налога, удерживаемого
с   таких   доходов,  исчисляется  в  валюте,  в  которой  иностранная
организация  получает такие доходы. Расходы, произведенные иностранной
организацией  в  другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой
получен   доход,   по   официальному   курсу   Банка  России  на  дату
осуществления таких расходов.
     Сумма   налога   уплачивается   в  федеральный  бюджет  в  валюте
Российской  Федерации - рублях на основании вышеуказанного п. 5 ст. 45
Кодекса.
     Согласно  ст.  287  и п. 1 ст. 310 Кодекса налоговый агент обязан
перечислить   сумму   налога,   удержанного   с   доходов  иностранной
организации,  в  доход  федерального бюджета в течение трех дней после
дня  выплаты  (перечисления)  денежных средств иностранной организации
или иного получения доходов иностранной организацией.
     Вместе  с  тем  в  соответствии со ст. 7 Кодекса указанные доходы
могут  облагаться  налогом  в  Российской Федерации с учетом положений
соглашения  об  избежании  двойного  налогообложения  с  государством,
резидентом  которого  является  иностранная  организация  - получатель
дохода (при наличии такого соглашения).
     В  соответствии со ст. ст. 24, 289 и 310 Кодекса налоговые агенты
обязаны  в  сроки,  установленные  законодательством,  представлять  в
налоговый  орган  по  месту  своего  учета  документы, необходимые для
осуществления   контроля  за  правильностью  исчисления,  удержания  и
перечисления налогов.
     Форма   налогового  расчета  (информации)  о  суммах  выплаченных
иностранным  организациям  доходов  и  удержанных  налогов  утверждена
Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@ (КНД 1151056).

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
13 ноября 2008 г.
N 03-07-08/254