ОБ ОТСУТСТВИИ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РФ, СУБЪЕКТОВ РФ ЛИБО МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ДО ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИЛИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЛИБО ПРЕДО. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 17.11.08 03-05-04-02/70

            ОБ ОТСУТСТВИИ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО
            НАЛОГА В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, КОТОРЫЕ
           НАХОДЯТСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РФ, СУБЪЕКТОВ РФ ЛИБО
           МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ДО ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ В
          СОБСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИЛИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
             ЛИБО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИХ НА ПРАВЕ ПОСТОЯННОГО
                (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          17 ноября 2008 г.
                           N 03-05-04-02/70

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее.
     На основании ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее
- Земельный кодекс) участниками земельных отношений являются граждане,
юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,
муниципальные образования.
     Кроме  того, данной статьей Земельного кодекса определены понятия
собственников     земельных     участков,     землепользователей     и
землевладельцев.
     Так,   к   собственникам   земельных   участков  относятся  лица,
являющиеся   собственниками  земельных  участков;  землепользователями
являются  лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве
постоянного  (бессрочного)  пользования  или  на  праве безвозмездного
срочного  пользования;  землевладельцами  являются  лица,  владеющие и
пользующиеся  земельными  участками на праве пожизненного наследуемого
владения.
     При   этом   в  соответствии  со  ст.  131  Гражданского  кодекса
Российской  Федерации  право  собственности  и  другие вещные права на
недвижимые  вещи,  ограничения  этих прав, их возникновение, переход и
прекращение    подлежат    государственной    регистрации   в   едином
государственном   реестре  органами,  осуществляющими  государственную
регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
     Согласно  ст.  2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Налоговый  кодекс)  законодательство  о  налогах  и  сборах регулирует
властные  отношения  по  установлению,  введению  и взиманию налогов и
сборов в Российской Федерации.
     Налогоплательщиками  признаются организации и физические лица, на
которых  в  соответствии  с  Налоговым  кодексом возложена обязанность
уплачивать налоги (ст. 19 Налогового кодекса). Понятия "организации" и
"физические  лица" для целей актов законодательства о налогах и сборах
определены п. 2 ст. 11 Налогового кодекса.
     Так,   организации   -   это  юридические  лица,  образованные  в
соответствии   с   законодательством  Российской  Федерации,  а  также
иностранные   юридические   лица,   компании  и  другие  корпоративные
образования,  обладающие  гражданской  правоспособностью,  созданные в
соответствии с законодательством иностранных государств, международные
организации,  филиалы  и представительства указанных иностранных лиц и
международных   организаций,   созданные   на   территории  Российской
Федерации,  а  физические  лица  -  это граждане Российской Федерации,
иностранные граждане и лица без гражданства.
     С  учетом  положений  земельного, гражданского законодательства и
вышеуказанных  положений Налогового кодекса в гл. 31 "Земельный налог"
Налогового кодекса определены налогоплательщики земельного налога.
     Согласно   ст.   388   Налогового   кодекса   налогоплательщиками
земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие
земельными   участками   на  праве  собственности,  праве  постоянного
(бессрочного)   пользования   или   праве   пожизненного  наследуемого
владения.
     При  этом  отмечаем,  что в силу положений п. 2 ст. 11 Налогового
кодекса   Российская   Федерация,   субъекты  Российской  Федерации  и
муниципальные   образования   не   могут  рассматриваться  в  качестве
организации   или   физического   лица   и,  следовательно,  указанные
публично-правовые     образования     не     могут    быть    признаны
налогоплательщиками земельного налога.
     Таким  образом,  если земельные участки находятся в собственности
Российской  Федерации или собственности субъектов Российской Федерации
либо     собственности     муниципальных    образований    (составляют
соответственно  казну Российской Федерации, казну субъектов Российской
Федерации  и  муниципальную  казну), то до приобретения этих земельных
участков  в  собственность  организациями  или физическими лицами либо
предоставления  их  на  праве  постоянного  (бессрочного)  пользования
организациям   в   отношении   таких  земельных  участков  отсутствует
налогоплательщик земельного налога.
     Учитывая  изложенное,  считаем,  что  положения  законодательства
Российской  Федерации  о налогах и сборах не вступают в противоречие с
земельным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
17 ноября 2008 г.
N 03-05-04-02/70