ОБ ОТСУТСТВИИ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РФ, СУБЪЕКТОВ РФ ЛИБО МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ДО ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИЛИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЛИБО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИХ НА ПРАВЕ ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 17 ноября 2008 г. N 03-05-04-02/70 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее. На основании ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Кроме того, данной статьей Земельного кодекса определены понятия собственников земельных участков, землепользователей и землевладельцев. Так, к собственникам земельных участков относятся лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователями являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. При этом в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 Налогового кодекса). Понятия "организации" и "физические лица" для целей актов законодательства о налогах и сборах определены п. 2 ст. 11 Налогового кодекса. Так, организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, а физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. С учетом положений земельного, гражданского законодательства и вышеуказанных положений Налогового кодекса в гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса определены налогоплательщики земельного налога. Согласно ст. 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом отмечаем, что в силу положений п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, указанные публично-правовые образования не могут быть признаны налогоплательщиками земельного налога. Таким образом, если земельные участки находятся в собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации либо собственности муниципальных образований (составляют соответственно казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации и муниципальную казну), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям в отношении таких земельных участков отсутствует налогоплательщик земельного налога. Учитывая изложенное, считаем, что положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не вступают в противоречие с земельным и гражданским законодательством Российской Федерации. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 17 ноября 2008 г. N 03-05-04-02/70 |