О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В МОСКВЕ. Постановление. Правительство Москвы. 10.10.00 802-ПП

                   О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ
                   ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В МОСКВЕ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          10 октября 2000 г.
                                N 802

                                (ПРМ)


     В целях обеспечения необходимых правовых, социально-экономических
и   организационных  условий  для  дальнейшего  развития  театрального
искусства и в соответствии с постановлением  Правительства  Российской
Федерации  от  25  марта  1999 года N 329 "О государственной поддержке
театрального искусства в Российской  Федерации"  Правительство  Москвы
постановляет:
     1. Определить  следующие  приоритетные  направления   в   области
театрального искусства:
     - сохранение лучших традиций репертуарного театра;
     - реализация   на  конкурсной  основе  инновационных  проектов  и
программ в области театрального искусства;
     - осуществление    систематической    гастрольной   деятельности,
способствующей сохранению  культурного  единого  пространства  России,
стран СНГ, международного сообщества;
     - обеспечение  стабильного   финансово-экономического   положения
государственных   и   муниципальных   театров,  создание  условий  для
необходимого  кадрового  обновления  творческих  коллективов  театров,
создание системы социальной защиты их работников.
     2. Утвердить Положение о государственных и муниципальных  театрах
города  Москвы  (приложение  1) и Положение о принципах финансирования
государственных и муниципальных театров города Москвы (приложение 2).
     3. Комитету по культуре:
     3.1. Ввести практику государственных заказов  на  создание  новых
драматургических  произведений  и театральных постановок,  в том числе
для детей и юношества,  обратив особое внимание на поддержку одаренной
творческой молодежи.
     3.2. Предусматривать   необходимые   средства   на    обеспечение
гастрольной  деятельности государственных и муниципальных театров,  на
организацию театральных  фестивалей,  конкурсов  и  других  творческих
мероприятий.
     3.3. Внести предложения по социальной поддержке артистов,  других
работников театра.
     4. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой  информации
оказывать содействие пропаганде и популяризации театрального искусства
в г.Москве.
     5. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л.И.

Премьер Правительства Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
10 октября 2000 г.
N 802


                                                          Приложение 1

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                               от 10 октября 2000 года
                                                                 N 802

                              ПОЛОЖЕНИЕ

       о государственных и муниципальных театрах города Москвы

     Признавая основополагающую   роль    театра    в    развитии    и
самореализации   личности   в  сценическом  искусстве,  в  гуманизации
общества и сохранении национальной самобытности  российской  культуры,
Положение  о  государственных  и  муниципальных  театрах города Москвы
(далее  -  Положение)  определяет   основные   принципы   деятельности
государственных  и  муниципальных  театров  города  Москвы,  правовые,
экономические и социальные условия их создания  и  функционирования  и
меры государственной поддержки.

     I. Общие положения и основные принципы деятельности театров

     1. Настоящее  Положение  распространяется  на  государственные  и
муниципальные театры города Москвы.
     2. Под  театром  понимается  организация,  основной деятельностью
которой является  подготовка  и  показ  спектаклей,  других  публичных
представлений  и  предоставление  сопутствующих  этому  услуг  в целях
формирования и удовлетворения  потребностей  населения  в  сценическом
искусстве.
     Под государственными театрами города  Москвы  понимаются  театры,
учрежденные органами государственной власти города Москвы,  являющиеся
юридическими лицами и финансируемые из городского бюджета.
     Под муниципальными  театрами  города  Москвы  понимаются  театры,
учрежденные органами местного самоуправления города Москвы, являющиеся
юридическими  лицами  и  финансируемые  за  счет  финансовых  ресурсов
районов города Москвы.
     3. В  своей  деятельности  государственные и муниципальные театры
города Москвы (далее - театры) руководствуются Конституцией Российской
Федерации,  законодательством  Российской Федерации,  правовыми актами
города  Москвы,  иными  нормативными  правовыми  актами  и   настоящим
Положением.
     4. Основными принципами  деятельности  театров  в  городе  Москве
являются:
     4.1. Обеспечение  конституционного   права   граждан   Российской
Федерации,  жителей Москвы на свободу творчества, участие в культурной
жизни и пользование услугами, предоставляемыми театрами, равный доступ
к сценическому искусству.
     4.2. Создание  необходимых  условий  для  гуманизации   личности,
сохранения    самобытности    российской    культуры,    национального
самосознания и языка.
     4.3. Независимость  театра  в  выборе художественных направлений,
репертуара,  в принятии решений  о  публичном  исполнении  спектаклей,
представлений,  публикации  любых  рекламных  и других материалов,  не
противоречащих законодательству Российской Федерации и правовым  актам
города Москвы.
     4.4. Содействие в сохранении  культурного  единого  пространства,
развитие   межнациональных,   межрегиональных   и   межгосударственных
культурных связей.
     4.5. Защита   исключительных   прав   на   результаты  творческой
деятельности театра в соответствии с  законодательством  об  авторском
праве и смежных правах.
     5. Театры являются  юридическими  лицами,  обладают  обособленным
имуществом, имеют свое наименование, самостоятельный баланс или смету,
расчетный и иные счета  в  кредитных  организациях,  печать,  штамп  и
бланки    установленного    образца.    Театры    в   соответствии   с
законодательством  Российской  Федерации   могут   от   своего   имени
приобретать  и  осуществлять  имущественные  и  личные неимущественные
права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном
и третейском судах.

         II. Правовой статус и гарантии деятельности театров

     1. Театры  являются  некоммерческими организациями,  созданными в
форме учреждения.
     2. Театры в городе Москве создаются:
     - государственные театры города Москвы - органами  исполнительной
власти  города  Москвы  в  соответствии с законодательством Российской
Федерации и правовыми актами города Москвы;
     - муниципальные   театры   города   Москвы  -  органами  местного
самоуправления  города  Москвы  в  соответствии  с   законодательством
Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
     3. Учредительными документами театров  являются  уставы  театров,
учредительные договоры.
     Театры как юридические лица считаются  созданными  с  момента  их
государственной регистрации.
     4. Театры имеют право:
     4.1. Использовать   результаты   интеллектуальной   деятельности,
приравненные к ним средства индивидуализации в порядке и на  условиях,
предусмотренных законодательством об авторском праве и смежных правах.
     4.2. Самостоятельно  формировать  свою  экономическую  программу,
определять    порядок   реализации   билетов,   услуг   и   продукции,
устанавливать  на  них  цены  в   соответствии   с   законодательством
Российской  Федерации,  правовыми  актами  города  Москвы  и настоящим
Положением.
     4.3. Нанимать   и   увольнять   работников   в   соответствии   с
законодательством о труде.
     4.4. Участвовать    в    установленном   порядке   в   реализации
федеральных,  межгосударственных и других  целевых  программ  в  сфере
культуры и искусства, в которых участвуют Российская Федерация и город
Москва.
     4.5. Создавать филиалы и открывать представительства.
     5. Театры обязаны:
     5.1. Надлежащим    образом   выполнять   свои   обязательства   в
соответствии с их условиями,  требованиями законов,  иных  нормативных
правовых  актов,  а  при  отсутствии  таких  условий  и требований - в
соответствии  с   обычаями   делового   оборота   или   иными   обычно
предъявляемыми требованиями.
     5.2. Осуществлять в соответствии с  законодательством  Российской
Федерации  и правовыми актами города Москвы социальное,  медицинское и
иные виды обязательного страхования своих работников,  обеспечивать им
условия для трудовой деятельности, своевременно выплачивать заработную
плату.
     5.3. Обеспечивать  гарантированные  законодательством  Российской
Федерации и правовыми актами города Москвы минимальный  размер  оплаты
труда,  условия  труда  и  меры  социальной  защиты работников,  нести
ответственность за ущерб, причиненный их жизни и здоровью.
     6. Театрам  не  может быть отказано в государственной регистрации
по мотивам нецелесообразности.
     7. Театрам   обеспечивается   защита   их   прав  и  интересов  в
соответствии с  законодательством  Российской  Федерации  и  правовыми
актами  города  Москвы,  государственная  поддержка  при  их участии в
реализации  федеральных,  межгосударственных   и   городских   целевых
программ в сфере культуры и искусства.
     8. Органы  власти  не  вмешиваются  в  профессионально-творческую
деятельность    театров,   за   исключением   случаев,   установленных
законодательством Российской Федерации.
     Запрет на  публичное  исполнение  спектаклей  и  другие  виды  их
использования,  а также на публикацию театральных рекламных материалов
не   допускается,  кроме  случаев,  предусмотренных  законодательством
Российской Федерации.

                       III. Управление театрами

     1. Управление театрами осуществляется их органами,  образуемыми в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  и правовыми
актами города Москвы, настоящим Положением и уставами театров.
     2. Учредитель  театра утверждает устав и изменения (дополнения) в
устав театра,  назначает  на  должность  и  освобождает  от  должности
руководителей   театра,   осуществляет   контроль   за   соответствием
деятельности театра законодательству  Российской  Федерации,  правовым
актам города Москвы и учредительным документам театра.
     3. Руководство деятельностью государственного или  муниципального
театра,    имеющего    форму    учреждения,   по   выбору   учредителя
осуществляется:
     - на   основе   единоначалия   -  директором  или  художественным
руководителем,  с  которым  учредитель  заключает   трудовой   договор
(контракт);
     - на основе разделения сфер ведения - директором и художественным
руководителем,  с  каждым  из  которых  учредитель  заключает трудовой
договор (контракт).
     4. Руководители  театра  в  соответствии  с  уставом и в пределах
своей  компетенции  действуют  без  доверенности  от   имени   театра,
представляют   его  интересы  во  взаимоотношениях  с  юридическими  и
физическими  лицами,  распоряжаются   имуществом   театра,   заключают
договоры,  в  том  числе  трудовые,  выдают доверенности,  открывают в
кредитных организациях расчетный и  другие  счета  театра,  пользуются
правом распоряжения средствами,  утверждают штатное расписание, издают
приказы и дают указания,  обязательные для всех работников  театра,  и
несут ответственность за результаты деятельности театра.
     5. В  театрах  в  соответствии  с   уставом   может   создаваться
художественный совет или иной совещательный орган.

                   IV. Основы деятельности театров

                            Уставы театров

     1. В  уставах  театров  определяются их наименования,  содержащие
указание на характер  деятельности  и  организационно-правовую  форму,
местонахождение   театров,  предмет  и  цели  деятельности,  источники
формирования имущества, структура, компетенция, порядок формирования и
срок  полномочий  органов  управления,  порядок принятия ими решений и
контроля их деятельности,  порядок внесения изменений в  учредительные
документы,   порядок   использования  имущества  в  случае  ликвидации
театров, указываются данные об их филиалах и представительствах.
     2. Основными видами деятельности театров являются:
     2.1. Создание  и   показ   спектаклей,   организация   гастролей,
концертов,  проведение  творческих  вечеров,  фестивалей  и конкурсов,
реализация билетов на указанные мероприятия.
     2.2. Подготовка спектаклей, концертов, представлений по договорам
с  другими  юридическими  и  физическими  лицами  для  показа  на   их
собственных  или  арендованных сценических площадках,  по телевидению,
для  трансляции  по  радио,  для  съемок  на  кино-,  видео-  и   иные
материальные носители.
     2.3. Организация  других  мероприятий   художественно-творческого
характера,  проводимых  собственными  силами  или  силами приглашенных
коллективов, приглашенными исполнителями.
     2.4. Проведение стажировок ведущими мастерами и деятелями театра.
     2.5. Предоставление  другим  организациям  по  договорам  с  ними
постановочных услуг,  сценических постановочных средств для проведения
спектаклей и концертов.
     2.6. Изготовление по заказам и договорам с другими юридическими и
физическими лицами предметов  художественного  оформления  спектаклей,
концертов, представлений.
     2.7. Предоставление помещений театра для проведения гастрольных и
выездных  мероприятий  других  театров,  для  осуществления совместных
проектов и программ в соответствии с заключенными договорами.
     2.8. Подготовка,  тиражирование  и  реализация  информационных  и
справочных изданий,  копий видеоматериалов и  фонограмм,  связанных  с
художественно-творческой деятельностью театра.
     2.9. Прокат   и   реализация   костюмов,   обуви,   оборудования,
реквизита, бутафории, гримерных, постижерных и иных принадлежностей.
     2.10. Реализация сопутствующих  услуг,  предоставляемых  зрителям
театра.
     3. Театры в соответствии с законодательством Российской Федерации
вправе  осуществлять  предпринимательскую деятельность лишь постольку,
поскольку это служит достижению целей,  ради которых  они  созданы,  и
соответствующую этим целям.
     4. К предпринимательской деятельности театров относится следующая
деятельность:
     4.1. Реализация и сдача в  аренду  основных  фондов  и  имущества
театра  в  соответствии  с  действующим  законодательством  Российской
Федерации и нормативными актами города Москвы.
     4.2. Оказание посреднических услуг.
     4.3. Долевое участие в деятельности коммерческих организаций.
     4.4. Приобретение   акций,   облигаций  и  иных  ценных  бумаг  и
получение доходов (дивидендов, процентов) по ним.
     4.5. Осуществление  приносящей  доход  не предусмотренной уставом
деятельности (работ, услуг), соответствующей целям создания театра.

                     Имущество и средства театров

     5. В  соответствии  с  законодательством  Российской   Федерации,
правовыми   актами  города  Москвы  и  уставами  театры  наделяются  в
установленном  порядке  имуществом,  необходимым   для   осуществления
сценической  деятельности (зданиями,  сооружениями,  оборудованием,  а
также другим  необходимым  имуществом  потребительского,  социального,
культурного и иного назначения).
     Земельные участки,  занимаемые театрами,  закрепляются за ними  в
безвозмездное  пользование в порядке,  установленном законодательством
Российской Федерации и правовыми актами города Москвы,  на весь период
существования театров.
     6. Театры  используют  имущество   в   порядке,   предусмотренном
законодательством  Российской  Федерации  и  правовыми  актами  города
Москвы.
     7. Театры    несут   ответственность   перед   собственником   за
сохранность  и  эффективное  использование   закрепленного   за   ними
имущества.   Контроль   за   использованием  имущества  осуществляется
Департаментом  государственного  и  муниципального  имущества   города
Москвы,  а  также  соответствующими  органами  власти,  на  которые  в
установленном порядке возложено регулирование деятельности театров.
     Имущество, подаренное,  пожертвованное  или переданное театрам по
завещанию,  приобретенное ими за счет средств, выделенных им по смете,
по договору или на иных основаниях, находится в оперативном управлении
театров.
     8. Государственная или муниципальная собственность,  закрепленная
за театрами,  может отчуждаться собственником в порядке и на условиях,
предусмотренных гражданским законодательством.
     9. Театры   самостоятельно   распоряжаются   продуктами    своего
интеллектуального   и   творческого   труда,   включая  созданные  ими
спектакли.
     10. Отношения между учредителем и театром определяются договором,
заключенным между ними в соответствии с  законодательством  Российской
Федерации.
     11. В договоре могут быть предусмотрены  обязательства  театра  в
отношении объемов основной деятельности, установления льготных цен для
отдельных категорий населения,  гастрольной и  выездной  деятельности,
другие   обязательства,   связанные   с   основной   деятельностью,  и
обязательства  учредителя  по  обеспечению  финансирования  театра   в
объемах,  определенных  бюджетом  или договором,  выделению средств на
техническое переоснащение, капитальный ремонт или реконструкцию.
     В договоре  могут  быть  также  предусмотрены  выполнение театром
отдельных   заказов   учредителя,   предусматривающее   дополнительное
финансирование,   обязательства   учредителя   по   социальной  защите
работников театра и другие,  определены порядок использования  театром
имущества,  переданного ему учредителем,  материальная ответственность
сторон.
     12. Договор на новый срок заключается,  как правило,  не позднее,
чем за месяц до истечения  срока  действующего  договора.  Расторжение
договора   осуществляется   в   порядке,  предусмотренном  гражданским
законодательством.

          Организация и финансирование деятельности театров

     13. Театры   самостоятельно   планируют   свою   деятельность   и
определяют перспективы ее развития,  исходя из целей,  предусмотренных
их уставами, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и
необходимости   творческо-производственного   и  социального  развития
театра.
     14. Театры  самостоятельно  устанавливают  цены  на билеты.  Цены
(тарифы) на другие платные услуги и продукцию,  реализуемые  театрами,
устанавливаются    в    порядке,   предусмотренном   законодательством
Российской Федерации.
     15. Источниками финансирования деятельности театров являются:
     15.1. Бюджетные ассигнования и другие поступления от учредителя.
     15.2. Сборы   от   продажи   билетов   на   спектакли   и  другие
представления, а также от предоставления сопутствующих услуг.
     15.3. Поступления  по  договорам  на  проведение работ и оказание
услуг,  заключенным  с  органами  государственной   власти,   органами
местного  самоуправления,  юридическими и физическими лицами,  включая
учредителя театра.
     15.4. Добровольные   взносы   и  дары,  средства,  полученные  по
завещаниям.
     15.5. Кредиты банков и иных кредитных организаций.
     15.6. Доходы от предпринимательской деятельности.
     16. Право  театров  на  получение  от  российских  и  иностранных
юридических  лиц  и  граждан   безвозмездных   пожертвований   (даров,
субсидий) не ограничивается.
     17. Средства, оставшиеся у театров после выплаты заработной платы
работникам,    осуществления    иных    выплат    по   обязательствам,
распределяются    театрами    самостоятельно    в    соответствии    с
законодательством  Российской  Федерации  и  правовыми  актами  города
Москвы.

                Трудовые отношения и социальная защита

     18. Отношения работника и театра  регулируются  законодательством
Российской Федерации о труде и гражданским законодательством.
     19. В соответствии с  законодательством  Российской  Федерации  и
правовыми  актами  города  Москвы  формы  оплаты труда,  материального
поощрения,  размеры должностных  окладов  работников  театра,  виды  и
размеры  доплат  и  надбавок  и других выплат стимулирующего характера
устанавливаются театрами самостоятельно в пределах  имеющихся  средств
на оплату труда.
     20. Обязательное социальное и медицинское страхование, социальное
обеспечение  работников  театров  и  членов  их семей осуществляются в
соответствии с  законодательством  Российской  Федерации  и  правовыми
актами города Москвы.
     21. Условия труда и отдыха,  дополнительные отпуска,  сокращенный
рабочий день и другие льготы для работников устанавливаются в порядке,
определенном законодательством Российской Федерации и правовыми актами
города Москвы.

                   Внешнеэкономическая деятельность

     22. В   порядке,   установленном   законодательством   Российской
Федерации,  театры вправе устанавливать прямые  связи  с  иностранными
организациями,  осуществлять  внешнеэкономическую деятельность,  иметь
валютные счета в банках и других кредитных организациях.

                     Учет и отчетность в театрах

     23. Театры ведут  бухгалтерскую  и  статистическую  отчетность  в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

                V. Ликвидация и реорганизация театров

     Ликвидация и  реорганизация театров осуществляется в соответствии
с гражданским законодательством.


                                                          Приложение 2

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                               от 10 октября 2000 года
                                                                 N 802

                              ПОЛОЖЕНИЕ

              о принципах финансирования государственных
                и муниципальных театров города Москвы

     1. Финансирование  государственных и муниципальных театров города
Москвы   является   одним   из    важнейших    социально-экономических
обязательств города.
     2. Финансирование должно обеспечить:
     а) создание   необходимых  условий  для  творческой  деятельности
театра и предотвращение его коммерциализации;
     б) комплектование театральных трупп,  способных выполнить высокие
художественные задачи;
     в) создание необходимых условий для работы театра, обеспечивающих
наиболее полную реализацию творческого потенциала;
     г) необходимый   минимум  затрат  на  полноценное  художественное
воплощение творческих замыслов коллектива театра.
     3. Нормативы   финансирования   государственных  и  муниципальных
театров  не  могут  быть  ниже  нормативов  бюджетного  финансирования
государственных   и   муниципальных   учреждений  культуры.  Указанные
нормативы определяются учредителем театра:
     а) по  организации  труда  - на основании нормативной численности
артистического  и   художественного   персонала   по   видам   театров
соответственно:  театр  оперы  и  балета  -  400  и 60 человек;  театр
музыкальной комедии - 180 и 28 человек;  драматический театр  и  театр
юного зрителя - 40 и 15 человек; театр кукол - 20 и 11 человек;
     б) по финансовому обеспечению творческого процесса - на основании
минимальной  суммы  средств,  выделяемой  на  создание нового и прокат
текущего репертуара в следующих  размерах:  театр  оперы  и  балета  -
1200000 рублей;   театр   музыкальной   комедии   -   800000   рублей;
драматический театр и театр юного зрителя - 500000 рублей; театр кукол
- 150000   рублей   в   год.  Указанные  нормативы  корректируются  по
общегосударственной методологии  с  учетом  изменения  оптовых  цен  и
тарифов;
     в) по   организации   творческого   процесса   -   на   основании
минимального  нормативного  количества  спектаклей  - 280 спектаклей в
год.
     Средства, поступившие  из  внебюджетных источников,  не влияют на
нормативы и размеры финансирования театра учредителем.
     4. Нормативы   численности   персонала  и  нормативы  финансового
обеспечения творческого процесса по видам театров,  не предусмотренным
пунктом   3  настоящего  Положения,  устанавливаются  договором  между
театром и его учредителем.
     5. Каждый  государственный или муниципальный театр самостоятельно
устанавливает показатели численности артистического и  художественного
персонала, показатели творческо-производственной деятельности с учетом
особенностей театра и экономических возможностей коллектива.
     6. Учредитель   государственного   или  муниципального  театра  в
зависимости от национальных,  социальных и экономических  условий  при
расчете   нормативного   финансирования  может  увеличивать  нормативы
численности  персонала,  необходимый  минимум  затрат  на  полноценное
художественное  воплощение  творческих замыслов коллектива и сокращать
норматив количества спектаклей.
     7. Нормативы    бюджетного   финансирования   государственных   и
муниципальных театров пересматриваются в текущем году в случае:
     а) существенных  изменений условий деятельности театра (переезд в
другое здание, реконструкция и техническое перевооружение и т.п.);
     б) реализации   мероприятий  по  пересмотру  ставок,  должностных
окладов и т.п.;
     в) существенных  разовых  изменений  цен  на основные материалы и
тарифов на услуги, используемые театром.
     8. Нормативы    бюджетного   финансирования   государственных   и
муниципальных театров определяются на  основе  социально-экономических
нормативов по методике, утверждаемой Министерством культуры Российской
Федерации.