патентным поверенным, представляется в Роспатент по желанию патентного поверенного. В случаях обоснованного сомнения Роспатента в достоверности сведений о наличии у патентного поверенного соответствующих полномочий или их действительности доверенность или ее нотариально заверенная копия представляется в Роспатент по его запросу. В случаях обоснованного сомнения Роспатента в соответствии содержания и оформления доверенности требованиям законодательства страны ее происхождения она должна быть легализована в консульском учреждении Российской Федерации, кроме случаев, когда легализация доверенности не требуется в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Одна доверенность может относиться к нескольким заявкам одного и того же заявителя, ко всем поданным и будущим заявкам этого лица. В таком случае по одной из заявок представляется оригинал доверенности (ее заверенная копия), а по каждой из остальных заявок - копия доверенности и указывается номер заявки, в которой находится ее оригинал (заверенная копия). Если доверенность представлена не на русском языке, к ней прилагается перевод на русский язык. В случае подачи заявки с нарушением указанных требований Роспатентом направляется запрос. Лицу, осуществившему действия с нарушением указанных требований в отношении заявки после ее подачи, направляется уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений в течение двух месяцев со дня получения уведомления. В случае если документы заявки или относящиеся к ней материалы поданы не представившим доверенность представителем, не являющимся патентным поверенным, или если в доверенности отсутствует указание соответствующего полномочия, совершенное представителем действие будет считаться осуществленным на дату подачи им документов или материалов при условии, что в течение двух месяцев со дня получения запроса или уведомления поступит подтверждающая соответствующее полномочие доверенность, совершенная ранее даты подачи представителем документов или материалов, или документ, подтверждающий одобрение этого действия заявителем. Если в установленный срок допущенные нарушения не устранены или не представлены указанные в уведомлении документы, действия этого лица не принимаются во внимание, о чем оно уведомляется. 11.3. Требования указания номера заявки и наличия подписи в документах. Переписка ведется заявителем или его представителем, уполномоченным на это, по каждой заявке в отдельности. При передаче материалов по факсу применяются положения пункта 12.3 настоящего Регламента. Материалы, направляемые после подачи заявки, должны содержать ее номер и подпись заявителя или его представителя, приводимую в порядке, предусмотренном подпунктами (12) и (13) пункта 9.7 настоящего Регламента. Материалы, направляемые заявителем после подачи заявки, как по его инициативе, так и по запросу Роспатента могут быть предоставлены для ознакомления третьим лицам в порядке, предусмотренном пунктом 25 настоящего Регламента. Материалы без указания номера заявки возвращаются их подателю без рассмотрения. Если материалы оформлены с нарушением установленных требований, заявитель уведомляется об этом и о возможности устранения нарушений в течение двух месяцев со дня получения уведомления. Повторно представленные в указанный срок материалы, оформленные в соответствии с установленными требованиями, считаются поступившими на дату поступления первоначальных материалов. В случае непредставления в указанный срок корреспонденции, устраняющей выявленные нарушения установленных требований, материалы, не содержащие ни номера заявки, ни иных сведений, позволяющих ее идентифицировать, возвращаются заявителю, а материалы с нарушением прочих требований не принимаются во внимание при рассмотрении заявки. 11.4. Исчисление сроков. Материалы, направляемые заявителем в процессе производства по заявке, представляются в установленные Кодексом сроки. Если правило исчисления срока включает указание "с даты", его исчисление начинается со дня, следующего за указанной датой. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый, следующий за ним рабочий день. Если окончание срока приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца. Срок для направления материалов в процессе производства по заявке считается соблюденным, если в последний день срока указанные материалы представлены непосредственно через экспедицию Роспатента или сданы в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если переписку по заявке осуществляет представитель заявителя, требования к срокам совершения действий представителем не отличаются от сроков, установленных для заявителя, в частности в тех случаях, когда они исчисляются со дня получения корреспонденции Роспатента, получение ее представителем рассматривается как получение самим заявителем. 11.5. Язык производства. Производство в Роспатенте ведется на русском языке. К материалам, представляемым заявителем на ином языке, должен быть приложен их перевод на русский язык. В случае отсутствия перевода заявитель уведомляется о необходимости его представления в двухмесячный срок со дня получения уведомления, а также о том, что до представления перевода материалы, представленные не на русском языке, считаются не поступившими. 11.6. Требование возможности прочтения документов. Материалы, представленные с недостатками оформления, затрудняющими их прочтение, не рассматриваются, о чем заявитель (его представитель) уведомляется. III. Административные процедуры Административные процедуры исполнения государственной функции включают в себя: прием и регистрацию заявки; внесение изменений в документы заявки; передачу права на получение патента; ознакомление заявителя с материалами заявки; ознакомление с патентными материалами, указываемыми экспертизой в процессе рассмотрения заявки; рассмотрение заявки с участием заявителя (переговоры, экспертные совещания); продление срока представления документов и запрашиваемых материалов; восстановление пропущенного срока рассмотрения заявки; отзыв заявки; формальную экспертизу заявки; экспертизу заявки по существу; проведение информационного поиска; ознакомление с материалами заявки; регистрацию и выдачу патента; ознакомление с материалами заявки третьих лиц. Заявка и входящая корреспонденция, относящаяся к заявке, поступают в подразделения, осуществляющие работы по рассмотрению заявки и корреспонденции. Руководители этих подразделений или лица, ими уполномоченные, из числа работников подразделений, распределяют заявки и корреспонденцию для исполнения ответственным работникам, к должностным обязанностям которых, закрепленным в соответствующих должностных инструкциях, отнесены вопросы рассмотрения заявок и корреспонденций. В Приложении N 1 представлена блок-схема исполнения государственной функции. 12. Прием и регистрация заявки. 12.1. Условие регистрации заявки и присвоение регистрационного номера. Административные действия выполняются работниками, к компетенции которых, в соответствии с должностной инструкцией, отнесена функция по приему и регистрации входящей корреспонденции. (1) Поступившие в Роспатент документы регистрируются как заявка на промышленный образец с простановкой даты их поступления, если эти документы содержат, как минимум, заявление о выдаче патента на русском языке. Заявке в день поступления присваивается десятизначный регистрационный номер Роспатента (первые четыре цифры обозначают год поступления заявки, пятая цифра - код, используемый для обозначения заявок на промышленный образец, пять остальных цифр - порядковый номер заявки в серии данного года). О факте поступления документов заявки заявитель уведомляется с сообщением ему регистрационного номера заявки и даты поступления документов. Уведомление направляется в течение двух недель со дня поступления документов заявки. (2) В случае поступления документов заявки по факсу регистрационный номер присваивается при поступлении оригинала заявления о выдаче патента в соответствии с пунктом 12.3 настоящего Регламента. (3) Зарегистрированная заявка возврату не подлежит. 12.2. Информация о состоянии делопроизводства по заявкам на промышленные образцы размещается на Интернет-сайте Роспатента. Доступ к этой информации предоставляется бесплатно. Административные действия выполняются работниками, к компетенции которых, в соответствии с должностной инструкцией, отнесена функция по обслуживанию Интернет-сайта Роспатента. 12.3. Использование факса. Оригиналы документов заявки, переданных по факсу, должны быть представлены в течение одного месяца с даты поступления их по факсу вместе с сопроводительным письмом, идентифицирующим документы, поступившие ранее по факсу. При соблюдении этого условия датой поступления документа считается дата поступления его по факсу. Если оригинал документа поступил по истечении указанного срока или без сопроводительного письма, или документ, поступивший по факсу, не идентичен представленному оригиналу, документ считается поступившим на дату поступления оригинала, а содержание поступившего по факсу документа в дальнейшем во внимание не принимается. До представления оригинала документ заявки, переданный по факсу, считается непоступившим. Если какой-либо документ заявки, в том числе изображение изделия или их часть, поступившие по факсу, не читаемы либо не получены, соответствующие документ, изображение или их часть считаются поступившими на дату поступления оригинала. Такие документ, изображение или их часть могут считаться поступившими на дату поступления факса при изъятии заявителем содержания нечитаемой части. 12.4. Подача заявки в электронном виде. Заявка, поданная в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи, регистрируется, если при ее подаче соблюдены требования, установленные Роспатентом на дату ее подачи. 13. Внесение изменений в документы заявки. (1) Внесение изменений в документы заявки осуществляется путем представления заменяющих листов. Заменяющие листы представляются для каждого экземпляра соответствующего документа заявки на русском языке или перевода документа на русский язык и должны удовлетворять требованиям пунктов 9.2 - 9.12 настоящего Регламента. Если после внесения изменений текст на заменяющем листе занимает неполную страницу или текст, занимавший прежде одну страницу, выходит за ее пределы, необходимо представить также замену последующих листов. В сопроводительном письме к заменяющим листам или в ходатайстве о внесении изменений приводятся краткие пояснения предлагаемых изменений. К указанным материалам прилагается документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере. За внесение изменений в документы заявки по инициативе заявителя в течение двух месяцев с даты подачи заявки патентная пошлина не взимается. (2) Если исправления касаются опечаток, погрешностей в указании библиографических данных и т.п. и исправление документа не приведет к отрицательным последствиям в отношении четкости при непосредственном репродуцировании, необходимость внесения соответствующих исправлений может быть выражена непосредственно в ходатайстве. Представление заменяющих листов в этом случае не является обязательным. (3) Если изменения касаются имени автора, имени или наименования заявителя, представителя заявителя при том, что он остался прежним лицом, и/или его адреса, и/или адреса для переписки, ходатайство об этом может относиться к нескольким заявкам одного и того же заявителя. В этом случае оригинал ходатайства представляется по одной из заявок, а по каждой из остальных представляется его копия с указанием той заявки, в которой находится оригинал ходатайства. Образец ходатайства приведен в Приложении N 3 к настоящему Регламенту. Ходатайство об изменении имени автора, имени или наименования заявителя, представителя заявителя, адреса должно содержать указание причины внесения изменений. Роспатент вправе затребовать документальное подтверждение наличия указанной причины. (4) Если изменение касается имени или наименования заявителя и является результатом наследования или реорганизации юридического лица, к ходатайству о внесении изменений в заявку прилагается документ, подтверждающий переход права на получение патента к лицу, подающему ходатайство. Образец ходатайства приведен в Приложении N 4 к настоящему Регламенту. Если ходатайство подано через патентного поверенного, представление документа, подтверждающего право на получение патента, не требуется. (5) В соответствии со статьей 1378 Кодекса заявитель вправе внести в документы заявки исправления и уточнения до принятия по заявке решения. Изменения сведений о заявителе, в том числе при передаче права на получение патента другому лицу или вследствие изменения имени или наименования заявителя может быть произведено до регистрации промышленного образца в соответствующем государственном реестре. Исправление очевидных и технических ошибок в документах заявки также может быть произведено до регистрации промышленного образца в Государственном реестре промышленных образцов Российской Федерации. Ошибка считается очевидной, если специалист в области дизайна заявленного изделия понимает, что на дату подачи заявки подразумевалось нечто иное, чем то, что написано в заявке, и никакое иное исправление, кроме предложенного, не может быть произведено. Ошибка считается технической, если она обусловлена неправильным написанием слов, неправильной расстановкой знаков препинания (грамматические ошибки), наличием опечаток и погрешностей в указании библиографических данных источников информации и т.п. Образец ходатайства об исправлении ошибки (ошибок) приведен в Приложении N 5 к настоящему Регламенту. (6) О результатах рассмотрения ходатайств, упомянутых в подпунктах (3), (4), (5), заявитель уведомляется в течение месяца со дня поступления ходатайства. 14. Передача права на получение патента. Если после подачи заявки заявитель передаст свое право на получение патента иному лицу, в Роспатент подается ходатайство, содержащее указание на передачу права иному лицу, согласие лица, указанного в этом ходатайстве, и сведения о нем, предусмотренные подпунктом (5) пункта 9.7 настоящего Регламента. Ходатайство подписывается обоими указанными лицами в порядке, предусмотренном подпунктами (11) и (12) пункта 9.7 настоящего Регламента. Если ходатайство подписано только одним из указанных лиц, к ходатайству прилагается документ, подтверждающий наличие оснований для испрашиваемого изменения заявителя. Образец ходатайства приведен в Приложении N 4 к настоящему Регламенту. О результатах рассмотрения ходатайства об изменении заявителя при передаче права на получение патента уведомляются оба лица в течение месяца со дня поступления ходатайства. 15. Ознакомление заявителя с материалами заявки. Заявитель (его представитель) может знакомиться с поданной им заявкой и материалами переписки по этой заявке как непосредственно в Роспатенте, согласовав предварительно дату и время ознакомления, так и путем выдачи копий заявки, указанных материалов или их частей, при условии соответствующей оплаты. 16. Ознакомление с патентными материалами, указываемыми экспертизой в процессе рассмотрения заявки. В соответствии с пунктом 2 статьи 1391 (в части отсылки на статью 1388) Кодекса заявитель вправе знакомиться со всеми относящимися к патентованию промышленного образца материалами, на которые имеются ссылки в запросах экспертизы, решении экспертизы, уведомлениях или отчете об информационном поиске. Копии запрашиваемых заявителем патентных документов направляются заявителю в течение месяца со дня получения его запроса. С документами противопоставленной заявки, сведения о которой не опубликованы, в той их части, на которую имеется указание в запросе, решении или отчете об информационном поиске по рассматриваемой заявке, заявитель может быть ознакомлен непосредственно в Роспатенте. Копии таких документов ему не высылаются. 17. Рассмотрение заявки с участием заявителя. Рассмотрение заявки с участием заявителя проводится по предложению Роспатента или по просьбе заявителя после того, как обе стороны ознакомлены с вопросами, связанными с заявкой. Вопросы экспертизы могут быть изложены в запросе, в котором дополнительно сообщается о целесообразности встречи, вопросы заявителя - в корреспонденции с просьбой о ее проведении. Если вопросы изложены в запросе с предложением принять участие в совместном рассмотрении, ответ на него представляется заявителем в срок, установленный пунктом 2 статьи 1391 (в части отсылок на пункт 4 статьи 1384 или пункт 5 статьи 1386) Кодекса, независимо от того, намерен ли заявитель принять предложение, касающееся совместного рассмотрения. Дата и время рассмотрения заявки с участием заявителя предварительно согласовываются. В случае изменения обстоятельств сторона, не имеющая возможности участвовать в рассмотрении заявки в назначенное время, немедленно извещает об этом другую сторону. Если Роспатент или заявитель считают совместное рассмотрение заявки преждевременным или нецелесообразным, предложение Роспатента или просьба заявителя могут быть отклонены другой стороной с приведением соответствующих доводов. В случае прибытия заявителя в Роспатент без предварительного согласования в удовлетворении его просьбы о рассмотрении заявки с его участием может быть отказано. В рассмотрении заявки может принять участие представитель заявителя, если это следует из его полномочий, изложенных в доверенности. Лицо, не являющееся единственным заявителем, может участвовать в рассмотрении заявки в отсутствии других заявителей лишь при наличии доверенности на представительство. В рассмотрении заявки совместно с заявителем может принять участие по его просьбе в качестве консультанта также иное лицо. Участие иного лица в рассмотрении заявки возможно также по просьбе представителя заявителя, если соответствующее полномочие следует из выданной ему доверенности. Рассмотрение заявки с участием заявителя осуществляется путем переговоров или на экспертном совещании. Переговоры проводятся в случае, если вопросы могут быть разрешены непосредственно экспертизой и заявителем; экспертное совещание - если для решения вопросов требуется участие со стороны экспертизы ряда специалистов. При проведении переговоров или экспертного совещания составляется протокол в двух экземплярах, содержащий сведения об участниках, рассмотренных вопросах, доводы и предложения сторон. В протоколе могут быть приведены: новая редакция перечня существенных признаков промышленного образца, предложенная заявителем (его представителем); заявление об отзыве заявки; вопросы экспертизы, требующие письменных разъяснений, согласие заявителя с выдачей патента на промышленный образец с перечнем существенных признаков, приведенном в протоколе, особые мнения участников рассмотрения вопросов, вынесенных на обсуждение, в том числе при отсутствии согласия по обсуждаемым вопросам и др. Протокол подписывается всеми участниками переговоров или экспертного совещания. Один экземпляр приобщается к материалам заявки, другой передается заявителю (его представителю). Протокол, содержащий соответствующие обоснования и выводы, может заменить уведомление о том, что заявка отозвана заявителем, запрос экспертизы, что оформляется соответствующей записью о согласии обеих сторон с таким результатом совместного рассмотрения. Протокол может заменить ответ заявителя на запрос экспертизы, если при этом не нарушаются установленные сроки для представления ответа. В этом случае в протокол вносится соответствующая запись. Если в результате совместного рассмотрения установлена необходимость внесения изменений в материалы заявки, это осуществляется заявителем в порядке, предусмотренном пунктом 13 настоящего Регламента. 18. Продление срока представления документов и материалов. (1) В соответствии с пунктом 2 статьи 1391 (в части отсылок на пункт 4 статьи 1384 и пункт 5 статьи 1386) Кодекса срок представления заявителем запрашиваемых документов или дополнительных материалов может быть продлен по ходатайству, оформленному в порядке, установленном пунктом 11.3 настоящего Регламента. Указанный срок может быть продлен Роспатентом не более чем на 10 месяцев (в том числе и в случае, если ходатайство подавалось неоднократно). Ходатайство о продлении срока представления документов или дополнительных материалов по запросу экспертизы представляется заявителем в течение двух месяцев со дня получения им запроса или копий противопоставленных заявке материалов, запрошенных заявителем в соответствии с пунктом 2 статьи 1391 (в части отсылки на пункт 5 статьи 1386) Кодекса в течение одного месяца со дня получения запроса экспертизы. К ходатайству прилагается документ, подтверждающий уплату соответствующей патентной пошлины в установленном размере. (2) В соответствии с пунктом 1 статьи 1383 Кодекса срок представления сообщения о выборе заявителя или о достигнутом соглашении между заявителями, подавшими заявки на идентичные промышленные образцы, может быть продлен в порядке, определенном пунктом 2 статьи 1391 (в части отсылки к пункту 5 статьи 1386) Кодекса. Ходатайство о продлении срока представляется в течение 12 месяцев со дня получения уведомления о подаче указанных заявок. (3) Если ходатайство подано с соблюдением установленных требований, заявитель уведомляется о продлении срока представления документов или дополнительных материалов в месячный срок со дня поступления ходатайства. (4) Если ходатайство оформлено с нарушением установленных требований или документ, подтверждающий уплату соответствующей патентной пошлины в установленном размере, к ходатайству не приложен, заявитель в месячный срок со дня поступления ходатайства уведомляется об этом, а также о том, что указанные нарушения могут быть устранены в течение двух месяцев со дня получения уведомления. (5) Если ходатайство представлено по истечении установленного срока, оно не удовлетворяется, о чем заявитель уведомляется в месячный срок со дня поступления ходатайства. Если заявителем не устранены указанные в уведомлении по подпункту (4) настоящего пункта нарушения в срок, предусмотренный этим подпунктом, ходатайство не удовлетворяется, о чем заявитель уведомляется в месячный срок по истечении предусмотренного срока. (6) Если ходатайство не удовлетворено и соответствующие документы или дополнительные материалы не представлены в установленный Кодексом срок, принимается решение о признании заявки отозванной. 19. Восстановление пропущенного срока рассмотрения заявки. (1) В соответствии с пунктом 2 статьи 1391 (в части отсылки к пункту 1 статьи 1389) Кодекса могут быть восстановлены следующие сроки, пропущенные заявителем: основной или продленный срок представления исправленного или отсутствовавшего документа по запросу на стадии формальной экспертизы; основной или продленный срок представления дополнительных материалов по запросу на стадии экспертизы заявки по существу. (2) Ходатайство о восстановлении пропущенного срока, оформленное в соответствии с пунктом 11.3 настоящего Регламента и содержащее указание уважительных причин несоблюдения указанного срока, подается заявителем одновременно с запрошенными документами или дополнительными материалами, либо ходатайством о продлении срока их представления не позднее 12 месяцев со дня истечения установленного срока. (3) К ходатайству прилагается документ, подтверждающий наличие указанных в ходатайстве уважительных причин, если нет оснований предполагать, что они известны Роспатенту. К ходатайству прилагается документ, подтверждающий уплату соответствующей патентной пошлины в установленном размере. (4) Если ходатайство подано с соблюдением установленных требований, заявитель уведомляется о восстановлении пропущенного срока в месячный срок со дня поступления ходатайства. (5) Если документы или материалы, упомянутые в подпункте (2) настоящего пункта, не представлены одновременно с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, заявитель уведомляется об этом в месячный срок со дня поступления ходатайства. Указанные документы или материалы могут быть представлены не позднее 12 месяцев со дня истечения установленного срока. В противном случае ходатайство о восстановлении пропущенного срока не удовлетворяется, о чем заявитель уведомляется в месячный срок со дня поступления ходатайства. Если документы или материалы, упомянутые в подпункте (2) настоящего пункта, представлены не одновременно с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, датой подачи ходатайства считается дата поступления последнего из них. (6) Если ходатайство о восстановлении пропущенного срока оформлено с нарушением установленных требований, или документы, указанные в подпункте (3) настоящего пункта, не представлены, заявитель уведомляется об этом, а также о том, что эти недостатки могут быть устранены в течение двух месяцев со дня получения уведомления. Если недостатки не устранены заявителем в указанный двухмесячный срок, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не удовлетворяется, о чем заявитель уведомляется в месячный срок по истечении указанного двухмесячного срока. (7) Ходатайство о восстановлении пропущенного срока, поданное по истечении срока, указанного в подпункте (2) настоящего пункта, не удовлетворяется, о чем заявитель уведомляется в месячный срок со дня поступления ходатайства. 20. Отзыв заявки. (1) В соответствии со статьей 1380 Кодекса заявитель вправе отозвать заявку. Заявление об отзыве заявки может быть подано до регистрации промышленного образца в Государственном реестре промышленных образцов Российской Федерации. При поступлении такого заявления в установленный срок заявителю направляется уведомление об отзыве заявки в двухнедельный срок со дня поступления заявления. Статус отозванной заявка приобретает с даты поступления заявления. (2) После направления заявителю уведомления об отзыве заявки делопроизводство в отношении этой заявки прекращается. Права заявителя, предусмотренные Кодексом, в дальнейшем не могут основываться на этой заявке (в частности, не может быть испрошен приоритет в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4 статьи 1381 Кодекса). (3) Просьба заявителя считать недействительным его заявление об отзыве заявки, поступившая после направления заявителю уведомления об отзыве заявки, не может быть удовлетворена, о чем заявитель уведомляется в двухнедельный срок. (4) Положения подпункта (2) настоящего пункта действуют также и в отношении заявок, признанных отозванными. 21. Формальная экспертиза заявки. 21.1. Условия проведения формальной экспертизы. Формальная экспертиза проводится по заявке, прошедшей регистрацию, работниками, к компетенции которых, в соответствии с должностными инструкциями, отнесена функция по проведению формальной экспертизы по заявке на промышленный образец. 21.2. Содержание формальной экспертизы заявки. При проведении формальной экспертизы заявки проверяется: наличие документов, которые должны содержаться в заявке или прилагаться к ней (пункты 9.2 - 9.3 настоящего Регламента), и соблюдение установленных требований к документам заявки (пункты 9.7 - 9.12 настоящего Регламента), выявляемое без анализа существа заявленного промышленного образца; соответствие размера уплаченной патентной пошлины установленному размеру; соблюдение порядка подачи заявки, предусмотренного статьей 1247 Кодекса, наличие в случае необходимости доверенности на представительство и соответствие ее установленным требованиям; соблюдение требования единства промышленного образца (пункт 9.6 настоящего Регламента). Проверка заявки на соответствие указанному требованию проводится без анализа существа промышленного образца; соблюдение установленного порядка представления дополнительных материалов (пункты 11.3, 11.5, 11.6 настоящего Регламента); правильность классифицирования промышленного образца в соответствии с МКПО, осуществленного заявителем (или производится такое классифицирование, если оно не сделано заявителем). 21.3. Запрос исправленных или недостающих документов заявки. (1) Если в процессе формальной экспертизы заявки установлено, что заявка оформлена с нарушением требований к ее документам, заявителю в двухмесячный срок с даты поступления документов заявки направляется запрос с указанием обнаруженных недостатков, приведением необходимых аргументов правового характера и предложением представить исправленные или недостающие документы в течение двух месяцев со дня его получения. Заявителю дополнительно сообщается о том, что в соответствии с пунктом 24 настоящего Регламента информация, представленная в дополнительных материалах, может быть представлена на ознакомление третьим лицам. Основанием для запроса является: (1.1) отсутствие в заявке, по крайней мере, одного из документов, предусмотренных пунктом 9.2 настоящего Регламента, и (или) представление документов заявки в количестве экземпляров меньше установленного; (1.2) отсутствие документа, подтверждающего уплату патентной пошлины в установленном размере, или документа, подтверждающего основания для освобождения от уплаты патентной пошлины, либо уменьшения ее размера, либо отсрочки ее уплаты; (1.3) отсутствие перевода документов заявки на русский язык, если они представлены на другом языке; (1.4) нарушение порядка подачи заявки; (1.5) отсутствие доверенности на представительство, если заявление подписано представителем заявителя, не являющимся патентным поверенным, и (или) нарушение требований к оформлению доверенности; (1.6) отсутствие в заявлении о выдаче патента реквизитов, подписей, оттиска печати (когда он необходим), предусмотренных настоящим Регламентом; (1.7) выявление недостатков в оформлении документов, препятствующих их непосредственному репродуцированию, публикации, хранению и (или) делающих невозможным ознакомление с ними заинтересованных лиц (нарушение требований к формату листов, размерам полей и т.п., качество изображений, чертежей, печати текста, затрудняющее прочтение документов заявки, и т.п.); (1.8) отсутствие в описании промышленного образца структурных разделов, предусмотренных настоящим Регламентом (если сведения, которые должны быть изложены в соответствующем разделе, приведены в другом разделе, запрос не направляется), а также замена в описании или перечне существенных признаков промышленного образца характеристики признака отсылкой к источнику информации, в котором этот признак раскрыт; (1.9) наличие в заявке ссылок на источники, не являющиеся общедоступными, либо указаний на невозможность публикации тех или иных содержащихся в ней сведений (не считая сведений об авторах, пожелавших не быть указанными в качестве таковых при публикации сведений о патенте); (1.10) нарушение требования подпункта (4) пункта 9.10.3.1 настоящего Регламента об изложении пункта перечня существенных признаков промышленного образца в виде одного предложения; (1.11) отсутствие в пункте перечня существенных признаков промышленного образца указания изделия, для которого испрашивается правовая охрана (родового понятия); (1.12) наличие в перечне существенных признаков вместо словесного описания признаков, представленных на изображениях, только указаний на обусловленные ими эстетические и/или эргономические особенности внешнего вида изделия; (1.13) нарушение требования подпункта (1) пункта 9.10.3.1 настоящего Регламента, согласно которым пункт перечня существенных признаков должен относиться только к одному промышленному образцу; (1.14) несоответствие документов заявки друг другу (название промышленного образца, приведенное в заявлении, не соответствует названию, приведенному в описании; в описании промышленного образца отсутствуют признаки, указанные в перечне существенных признаков; изображения, чертежи изделия не соответствуют друг другу или описанию промышленного образца и т.п.); (1.15) нарушение порядка испрашивания приоритета, предусмотренного пунктами 2 - 5 статьи 1381 и статьей 1382 Кодекса; (1.16) наличие других нарушений требований, предъявляемых настоящим Регламентом к документам заявки, устанавливаемое без анализа существа заявленного промышленного образца (группы промышленных образцов); (1.17) наличие сведений и реквизитов, достоверность которых вызывает обоснованные сомнения. (2) В запросе заявителю может быть предложено представить уточненные описание и перечень существенных признаков, относящиеся к одному промышленному образцу либо к группе промышленных образцов, образующих единый творческий замысел, с соответствующей доплатой пошлины, если она окажется необходимой. (3) При уплате патентной пошлины, предусмотренной пунктом 5 статьи 1374 Кодекса, в размере, меньшем установленного, заявитель уведомляется о необходимости осуществления в двухмесячный срок со дня получения запроса доплаты либо внесения изменений в перечень существенных признаков промышленного образца, если указанное несоответствие может быть устранено таким путем. (4) Запрос недостающих и исправленных документов может направляться заявителю столько раз, сколько это необходимо для устранения недостатков заявки и прилагаемых к ней документов. (5) Исправленный заявителем документ, содержащий наряду с исправлениями, внесенными в соответствии с запросом, также исправления по инициативе заявителя, представляется с соблюдением условий пункта 13 настоящего Регламента. (6) Если заявитель в установленный срок не представит запрашиваемые документы или ходатайство о продлении срока их представления с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 18 настоящего Регламента, заявка признается отозванной. Заявителю направляется решение о признании заявки отозванной в месячный срок по истечении установленного срока. Если не устраненные заявителем недостатки заявки не являются препятствием для установления даты подачи заявки в соответствии с пунктом 21.7 настоящего Регламента, в решении о признании заявки отозванной указывается дата подачи заявки. Делопроизводство по заявке может быть продолжено в случае восстановления Роспатентом пропущенного срока в порядке, установленном пунктом 19 настоящего Регламента. 21.4. Классифицирование заявленного промышленного образца. С целью соотнесения предмета заявки с той или иной областью его применения Роспатент классифицирует заявленные промышленные образцы в соответствии с МКПО. При классифицировании основанием для выбора классификационного индекса является изображение изделия и название промышленного образца, отражающее назначение изделия. Для более точного классифицирования привлекаются описание, перечень существенных признаков промышленного образца, а также чертежи, эргономическая схема и конфекционная карта (если последние содержатся в заявке). Если заявленный промышленный образец может быть отнесен к разным рубрикам МКПО, устанавливаются все соответствующие классификационные индексы. При этом выбор первого индекса определяется названием промышленного образца. Классификационные индексы, установленные на стадии формальной экспертизы, могут быть изменены в процессе проведения экспертизы заявки по существу. 21.5. Уведомление о несоответствии заявки и исправленных или уточненных документов заявки установленным требованиям. (1) Если в процессе формальной экспертизы заявки установлено, что заявка подана с явным нарушением требования единства промышленного образца (пункт 9.6 настоящего Регламента), заявителю в двухмесячный срок с даты поступления документов заявки направляется уведомление об этом и предлагается в течение двух месяцев со дня его получения сообщить, какой из промышленных образцов должен рассматриваться, и, при необходимости, внести уточнения в заявку. Если в процессе формальной экспертизы заявитель изменял перечень существенных признаков, проверка проводится по отношению к последнему предложенному заявителем в установленном порядке перечню существенных признаков. Если заявитель не сообщит в установленный срок, какой из промышленных образцов следует рассматривать, и не представит уточненные документы, экспертиза проводится в отношении промышленного образца, указанного в перечне существенных признаков первым, или группы промышленных образцов, отвечающих требованию единства с ним. Заявитель вправе представить ходатайство о пересмотре вывода экспертизы о нарушении требования единства промышленного образца с приведением доводов и разъяснений, подтверждающих, по мнению заявителя, соблюдение требования единства промышленного образца. При поступлении такого ходатайства заявителю сообщается в месячный срок со дня его поступления, что ходатайство будет рассмотрено при проведении экспертизы по существу. (2) Если дополнительные материалы в целом или в части изменяют сущность заявленного промышленного образца, заявитель в месячный срок со дня их поступления уведомляется о том, что они не могут быть в целом или в соответствующей части приняты во внимание при экспертизе. В том случае, когда дополнительные материалы, исправляющие или уточняющие документы заявки, представлены с нарушением требований пункта 13 настоящего Регламента, заявитель уведомляется об этом в месячный срок со дня их поступления. Об указанных нарушениях заявитель может быть уведомлен также в запросе, направляемом при наличии оснований для этого. 21.6. Установление даты подачи заявки. (1) В соответствии с пунктом 3 статьи 1377 Кодекса датой подачи заявки считается дата поступления в Роспатент заявки, содержащей заявление о выдаче патента, комплект изображений изделия, описание промышленного образца и перечень существенных признаков промышленного образца. При неодновременном представлении указанных документов датой подачи заявки считается дата поступления последнего из них. (2) Если заявка не удовлетворяет требованиям подпункта (1) настоящего пункта или в комплекте изображений изделия отсутствует какое-либо изображение изделия, предусмотренное пунктом 9.8 настоящего Регламента, либо в случае группы промышленных образцов отсутствует изображение какого-либо изделия, заявителю в двухмесячный срок с даты поступления документов заявки направляется запрос с предложением устранить эти недостатки в течение двух месяцев со дня получения запроса. (3) При поступлении до истечения двух месяцев со дня получения заявителем запроса, предусмотренного подпунктом (2) настоящего пункта, дополнительных материалов, устраняющих отмеченные недостатки заявки, в качестве даты подачи заявки устанавливается дата поступления изображений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта Регламента, или дата, на которую окажутся выполненными требования подпункта (1) настоящего пункта Регламента, в зависимости от того, какая из них является более поздней. (4) Если в указанный в подпункте (2) настоящего пункта срок заявитель известил Роспатент об изъятии недостающих изображений изделия, если это возможно без ущерба для полноты характеристики оставшегося изображения изделия или группы изделий, скорректировав соответствующим образом перечень существенных признаков, когда это необходимо, дата подачи заявки устанавливается на день поступления документов заявки. (5) Если в срок, указанный в подпункте (2) настоящего пункта, недостатки заявки не устранены, заявка признается отозванной. Заявителю направляется решение о признании заявки отозванной в месячный срок по истечении указанного срока. 21.7. Уведомление о положительном результате формальной экспертизы заявки. Если заявка содержит все необходимые документы и соблюдены требования к ним, установленные настоящим Регламентом, заявитель в двухмесячный срок с даты поступления документов заявки уведомляется о положительном результате формальной экспертизы и о дате подачи заявки, установленной в соответствии с пунктом 21.6 настоящего Регламента. 22. Экспертиза заявки по существу. Экспертиза заявки по существу проводится работниками, к компетенции которых, в соответствии с должностными инструкциями, отнесена функция по проведению экспертизы заявки по существу. По результатам экспертизы заявки по существу должен быть направлен исходящий документ экспертизы (решение, уведомление или запрос) не позднее 12 месяцев со дня направления уведомления о положительном результате формальной экспертизы заявки. Ответ на запрос или уведомление экспертизы, а также дополнительные материалы, представленные заявителем по собственной инициативе, рассматриваются в срок не более 2 месяцев со дня поступления корреспонденции. 22.1. Содержание экспертизы заявки по существу. Содержанием экспертизы заявки по существу является: установление приоритета промышленного образца; проверка представленного заявителем перечня существенных признаков промышленного образца в соответствии с пунктом 22.4 настоящего Регламента; проверка дополнительных материалов в соответствии с пунктом 22.7 настоящего Регламента, если такие материалы представлены заявителем; проверка соответствия заявленного промышленного образца, представленного на изображениях изделия, установленным Кодексом условиям патентоспособности, в том числе, на основании результатов информационного поиска с принятием решения о выдаче патента, об отказе в выдаче патента либо о признании заявки отозванной. 22.2. Условия проведения экспертизы заявки по существу. В соответствии с пунктом 1 статьи 1391 Кодекса экспертиза заявки на промышленный образец по существу проводится при положительном результате формальной экспертизы. 22.3. Установление приоритета промышленного образца. 22.3.1. Установление приоритета по дате подачи заявки. В соответствии с пунктом 1 статьи 1381 Кодекса приоритет промышленного образца устанавливается по дате подачи заявки в Роспатент (порядок установления даты подачи заявки изложен в подпункте (1) пункта 21.6 настоящего Регламента). 22.3.2. Установление приоритета по дате более ранней, чем дата подачи заявки. При испрашивании заявителем приоритета промышленного образца по дате более ранней, чем дата подачи заявки в Роспатент, проверяется соблюдение условий, установленных в пунктах 2 - 4 статьи 1381 и пункте 1 статьи 1382 Кодекса. При этом проводится проверка соблюдения условия раскрытия заявленного промышленного образца в материалах, являющихся основанием для испрашиваемого приоритета. 22.3.2.1. Установление конвенционного приоритета. При испрашивании заявителем конвенционного приоритета (в соответствии с пунктом 1 статьи 1382 Кодекса) проверяется соблюдение следующих условий: подача в Роспатент заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет, заявителем первой заявки в государстве - участнике Парижской конвенции или его правопреемником не позднее шести месяцев с даты подачи первой заявки. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на два месяца, если по не зависящим от заявителя обстоятельствам он не мог быть соблюден. Если заявка подана в течение указанных двух месяцев, проверяется, названы ли заявителем такие обстоятельства и, если они названы, устанавливается необходимость документального подтверждения того, что эти обстоятельства имели место; представление в Роспатент ходатайства об установлении конвенционного приоритета в срок до истечения двух месяцев с даты подачи в него заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет; представление в Роспатент заверенной копии первой заявки до истечения трех месяцев с даты подачи в него заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет (если первых заявок несколько, то заверенная копия каждой из них должна быть представлена до истечения трех месяцев с даты подачи заявки в Роспатент). 22.3.2.2. Установление приоритета по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке. При испрашивании заявителем приоритета промышленного образца по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке (в соответствии с пунктом 2 статьи 1381 Кодекса) проверяется соблюдение следующих условий: подача в Роспатент заявки, по которой испрашивается такой приоритет, заявителем первой заявки или его правопреемником в течение трех месяцев со дня получения заявителем уведомления Роспатента о невозможности принятия во внимание дополнительных материалов в связи с признанием их изменяющими сущность заявленного промышленного образца. В том случае, когда вывод о признании дополнительных материалов изменяющими сущность получен в результате рассмотрения заявки на экспертном совещании и зафиксирован в протоколе, днем получения заявителем указанного уведомления считается день получения заявителем копии протокола; заявка, к которой поданы дополнительные материалы, являющиеся основанием для испрашивания приоритета, не отозвана и не признана отозванной на дату подачи заявки, по которой испрашивается приоритет. 22.3.2.3. Установление приоритета по дате подачи более ранней заявки того же заявителя. При испрашивании заявителем приоритета промышленного образца по дате подачи в Роспатент его более ранней заявки в соответствии с пунктом 3 статьи 1381 Кодекса проверяется соблюдение следующих условий: подача в Роспатент заявки, по которой испрашивается такой приоритет, заявителем более ранней заявки или его правопреемником в течение 6 месяцев с даты подачи более ранней заявки на промышленный образец; по ранее поданной заявке не испрашивался приоритет более ранний, чем дата подачи этой заявки; ранее поданная заявка не отозвана и не признана отозванной на дату подачи заявки, по которой испрашивается приоритет. При испрашивании приоритета на основании нескольких ранее поданных заявок указанные условия должны быть соблюдены в отношении каждой из них. При подаче заявки с испрашиванием указанного приоритета более ранняя заявка признается отозванной, о чем заявитель уведомляется. 22.3.2.4. Установление приоритета промышленного образца по выделенной заявке. Поданная заявка является выделенной, если заявленный в ней промышленный образец раскрыт в первоначальной заявке, а испрашиваемый объем правовой охраны промышленного образца по выделенной заявке отличен от объема, заявленного для рассмотрения в первоначальной заявке. При испрашивании заявителем приоритета промышленного образца по выделенной заявке в соответствии с пунктом 4 статьи 1381 Кодекса проверяется соблюдение следующих условий: подача в Роспатент выделенной заявки заявителем первоначальной заявки или его правопреемником до того, как исчерпана предусмотренная Кодексом возможность подать возражение на решение об отказе в выдаче патента по первоначальной заявке, или до даты регистрации промышленного образца в Государственном реестре промышленных образцов в случае принятия по первоначальной заявке решения о выдаче патента; первоначальная заявка не отозвана и не признана отозванной на дату подачи выделенной заявки. При соблюдении указанных условий приоритет промышленного образца устанавливается по дате подачи первоначальной заявки, а при наличии права приоритета по первоначальной заявке - по дате этого приоритета. Если первоначальная заявка является конвенционной, то датой подачи выделенной заявки считается дата подачи конвенционной заявки в Роспатент. 22.3.2.5. Установление нескольких приоритетов. (1) В том случае, когда заявителем испрашивается несколько приоритетов в соответствии с пунктом 5 статьи 1381 Кодекса, в зависимости от указанных заявителем оснований для испрашивания таких приоритетов устанавливается соблюдение условий, перечисленных в пунктах 22.3.2.1 - 22.3.2.4 настоящего Регламента. В частности, если для промышленного образца, охарактеризованного в одном из пунктов перечня существенных признаков группы промышленных образцов, испрашивается приоритет по дате подачи более ранней заявке того же заявителя (пункт 22.3.2.3 настоящего Регламента), а в отношении промышленного образца, охарактеризованного в другом пункте, - по дате поступления дополнительных материалов к этой заявке (пункт 22.3.2.2 настоящего Регламента), то в отношении каждого из указанных промышленных образцов должны быть соблюдены условия, приведенные в соответствующем пункте. (2) При соблюдении требований, указанных в пунктах 22.3.2.1 - 22.3.2.5 настоящего Регламента, в отношении заявленного промышленного образца устанавливается испрашиваемый приоритет. В случае выявления несоблюдения хотя бы одного из условий, указанных в пунктах 22.3.2.1 - 22.3.2.5 настоящего Регламента, приоритет промышленного образца устанавливается (с предварительным уведомлением об этом заявителя) в соответствии с пунктом 22.3.1 настоящего Регламента по дате подачи заявки в Роспатент. Если указанное условие не соблюдено в отношении какого-либо промышленного образца из группы промышленных образцов, приоритет по дате подачи заявки в Роспатент устанавливается только для этого промышленного образца. 22.3.3. Проверка соблюдения условия, связанного с раскрытием промышленного образца. При проверке соблюдения условия, связанного с раскрытием заявленного промышленного образца в ранее поданных материалах, проводимой в случаях, предусмотренных пунктом 22.3.2 настоящего Регламента, устанавливается, имеются ли изображения внешнего вида изделия, послужившие основанием для испрашивания приоритета по рассматриваемой заявке, в ранее поданных материалах. При проверке соблюдения указанного условия в случае испрашивания приоритета по выделенной заявке устанавливается, раскрыт ли промышленный образец в первоначальной заявке, а если заявка выделена из конвенционной заявки и приоритет испрашивается по дате ее приоритета, то в первой заявке. При проверке выполнения указанных условий в случае испрашивания конвенционного приоритета от заявителя может быть потребовано представление перевода первой заявки, поданной им в государстве - участнике Парижской конвенции. В том случае, когда после установления приоритета заявителем представлен измененный перечень существенных признаков промышленного образца, проводится повторная проверка наличия оснований для установления испрашиваемого приоритета. 22.4. Проверка перечня существенных признаков промышленного образца. (1) Проверка проводится в отношении перечня существенных признаков промышленного образца, принятого к рассмотрению по результатам формальной экспертизы, а если он изменялся заявителем после завершения формальной экспертизы, то в отношении измененного заявителем перечня существенных признаков при условии соблюдения требований, указанных пункте 22.7 настоящего Регламента. Если при этом было установлено нарушение требования единства промышленного образца, заявитель уведомляется о таком нарушении в порядке, установленном подпунктом (1) пункта 21.5 настоящего Регламента. Если нарушение указанного требования было установлено при проведении формальной экспертизы, но заявитель не согласился с выводом, приведенным в уведомлении об этом, и представил соответствующие доводы и разъяснения, при проверке указанного требования проводится рассмотрение доводов заявителя. О результатах рассмотрения заявитель извещается. Дальнейшая проверка проводится с учетом результатов проведенного рассмотрения. Если в установленный срок сообщение от заявителя не поступило, проверка проводится в отношении промышленного образца, указанного в перечне существенных признаков первым. (2) При проверке перечня существенных признаков промышленного образца устанавливается наличие в нем совокупности существенных признаков заявленного промышленного образца, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, нашедшего отражение на его изображениях (пункт 1 статьи 1352 Кодекса, пункт 9.9.4.4.1, подпункт (1) пункта 9.10.2 настоящего Регламента). Если установлено, что в перечне существенных признаков промышленного образца отсутствует нашедший отражение на изображении изделия признак, который, по мнению экспертизы, является существенным, так как без него указанные заявителем эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия не проявляются, заявителю может быть предложено включить этот признак в перечень существенных признаков. При этом приводятся доводы, подтверждающие влияние данного признака на эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, указанные заявителем. Если экспертизой выявлены дополнительные эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, приводятся доводы, подтверждающие влияние на эти особенности признака, нашедшего отражение на изображении изделия, но не указанного заявителем в перечне существенных признаков промышленного образца, и заявителю может быть предложено включить этот признак в перечень существенных признаков. При этом приводимые доводы могут основываться на раскрытой в описании причинно-следственной связи между признаком, отображенным на изображении изделия, и выявленными экспертизой дополнительными эстетическими и (или) эргономическими особенностями внешнего вида изделия. В том случае, когда устанавливается, что представленный заявителем перечень существенных признаков содержит несущественные признаки, заявителю может быть предложено рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения такой редакции перечня существенных признаков промышленного образца. Предложения, касающиеся включения существенных и исключения несущественных признаков из перечня существенных признаков промышленного образца, могут быть направлены заявителю в запросе в дополнение к запрашиваемым сведениям, без которых проведение экспертизы по существу невозможно (пункт 2 статьи 1391 Кодекса). При этом приводятся аргументы правового характера, подтверждающие целесообразность включения существенных и исключения несущественных признаков из перечня существенных признаков промышленного образца. (3) При проверке перечня существенных признаков промышленного образца устанавливается, выражены ли признаки перечня понятиями, смысловое содержание которых понятно дизайнеру, т.е. понятиями, применяемыми в литературе по дизайну, научно-технической литературе, раскрытыми в толковых, энциклопедических и т.п. словарях, соблюдено ли условие возможности идентифицирования на изображениях внешнего вида изделия признаков, включенных в перечень (подпункты (2) и (3) пункта 9.10.2 настоящего Регламента). При возникновении сомнений в соблюдении условия, касающегося используемых понятий, экспертиза вправе запросить у заявителя сведения, подтверждающие то, что в отношении признака, содержащегося в перечне существенных признаков промышленного образца, в том числе признака, отражающего назначение изделия, имеется возможность однозначного понимания пользователем изделия его смысла на основании общедоступных в мире сведений. Если установлено, что признак, выраженный понятиями, смысловое содержание которых понятно пользователю изделия, не представляется возможным идентифицировать на изображении внешнего вида изделия, например, в связи с тем, что он характеризует наличие зрительно неразличимого на изображении элемента внешнего вида изделия, или зрительно неразличимое соотношение размеров элемента, либо раскрывает абсолютные размеры элемента, которые невозможно определить по изображению, либо указывает на отсутствие какого-то элемента внешнего вида изделия, заявителю предлагается в запросе исключить такой признак из перечня существенных признаков промышленного образца. Если заявитель отказывается скорректировать перечень существенных признаков промышленного образца, то дальнейшее производство по заявке проводится в порядке, установленном подпунктом (8) пункта 22.6 настоящего Регламента. (4) Если изображение изделия содержит надпись, то при проверке перечня существенных признаков промышленного образца устанавливается, не включают ли характеристики признаков перечня раскрытие семантики надписи (подпункт (4) пункта 9.10.2 настоящего Регламента). В случае включения признака, раскрывающего семантику надписи, в перечень существенных признаков промышленного образца заявителю предлагается в запросе исключить такой признак из перечня. Если заявитель отказывается скорректировать перечень, экспертиза заявки по существу проводится в порядке, установленном подпунктом (8) пункта 22.6 настоящего Регламента. (5) Если в результате проверки перечня существенных признаков промышленного образца установлено, что он включает признаки, охарактеризованные понятиями, отсутствующими в описании, понятиями, раскрывающими решение внешнего вида изделия в его рабочем (не статическом) состоянии, наличием стандартных графических изображений, имеющих специальное информационное содержание (например, штрих-код, определенные буквы, цифры и т.д.), целесообразно обратить внимание заявителя на рекомендации, содержащиеся в подпункте (5) пункта 9.10.2 настоящего Регламента. Предложения, касающиеся указанных рекомендаций, могут быть направлены заявителю в запросе в дополнение к запрашиваемым сведениям, без которых проведение экспертизы по существу невозможно (пункт 2 статьи 1391 Кодекса). При этом приводятся аргументы правового характера, подтверждающие целесообразность следования указанным рекомендациям. (6) Если в заявке приведен перечень существенных признаков, содержащий один пункт, проверяется, охарактеризован ли в таком перечне один промышленный образец. Такая проверка проводится в соответствии с требованиями пункта 9.10.3.1 настоящего Регламента. В том случае, когда установлено нарушение указанных требований, заявителю в направляемом запросе сообщается об этом и предлагается скорректировать перечень для устранения выявленного нарушения с доплатой, в случае необходимости, патентной пошлины. При этом указывается также на необходимость соблюдения требования единства промышленного образца в скорректированном перечне, а в случае отказа скорректировать перечень - указания промышленного образца, подлежащего дальнейшему рассмотрению. Если заявитель отказывается скорректировать перечень существенных признаков промышленного образца, то экспертиза заявки по существу проводится в порядке, установленном подпунктом (8) пункта 22.6 настоящего Регламента. (7) Если заявителем предложен перечень существенных признаков, содержащий несколько пунктов, каждый из них проверяется на соответствие требованиям, изложенным в пункте 9.10.3.1 настоящего Регламента. Устанавливается также, представляют ли промышленные образцы, включенные в пункты перечня, группу промышленных образцов, связанных между собой настолько, что они образуют единый творческий замысел. Условие единого творческого замысла признается соблюденным, если охарактеризованные в пунктах перечня промышленные образцы соотносятся между собой так, как указано в пункте 9.6 настоящего Регламента. При проверке правильности отнесения промышленных образцов, охарактеризованных в пунктах перечня, к вариантам необходимо убедиться, что указанные заявителем родовые понятия, включенные в перечни существенных признаков промышленных образцов-вариантов, и основные композиционные элементы совпадают. При проверке правильности отнесения промышленных образцов, охарактеризованных в пунктах перечня, к группе промышленных образцов, включающей решение, определяющее внешний вид изделия в целом, и решение, определяющее внешний вид самостоятельной части того же изделия, необходимо убедиться, что промышленные образцы группы относятся к одному классу МКПО. При установлении несоблюдения заявителем требования единства промышленного образца применяются положения, приведенные в подпункте (1) пункта 21.5 настоящего Регламента. (8) Если при проверке представленного заявителем перечня существенных признаков промышленного образца установлено, что он составлен с нарушением требований настоящего Регламента, но эти нарушения не препятствуют проверке патентоспособности заявленного промышленного образца, то все предложения, касающиеся корректировки перечня существенных признаков промышленного образца, направляются заявителю после получения предварительного вывода о патентоспособности промышленного образца, охарактеризованного таким перечнем. (9) В отношении перечня, измененного заявителем по запросу экспертизы или по собственной инициативе, проводится проверка в соответствии с подпунктами (2) - (7) настоящего пункта. (10) Для проверки патентоспособности заявленного промышленного образца принимается перечень существенных признаков, в отношении которого проведена проверка в соответствии с настоящим пунктом и устранены препятствия для проведения экспертизы по существу. 22.5. Проверка патентоспособности промышленного образца. 22.5.1. Проверка соответствия заявленного решения требованиям пунктов 3, 4 статьи 1349 Кодекса. Проверка патентоспособности заявленного решения начинается с установления того, может ли оно быть объектом патентных прав. При проверке соблюдения данного требования принимаются во внимание положения указанной статьи Кодекса и подпунктов (1) и (2) пункта 9.5 настоящего Регламента. Если заявленное решение не может быть признано относящимся к объектам патентных прав, проверка патентоспособности не проводится. Заявителю может быть направлен запрос с изложением соответствующих доводов экспертизы. 22.5.2. Проверка соответствия заявленного решения требованиям пункта 5 статьи 1352 Кодекса. Если установлено, что заявленное решение соответствует требованиям пунктов 3, 4 статьи 1349 Кодекса, проводится проверка его соответствия требованиям пункта 5 статьи 1352 Кодекса. При проверке соблюдения данного требования принимаются во внимание положения подпункта (3) пункта 9.5 настоящего Регламента. Если установлено, что заявленному решению не может быть предоставлена правовая охрана по основаниям, установленным пунктом 5 статьи 1352 Кодекса, дальнейшая проверка его патентоспособности не проводится. Заявителю может быть направлен запрос с изложением соответствующих доводов экспертизы. 22.5.3. Проверка соответствия заявленного решения условиям, установленным частью первой пункта 1 статьи 1352 Кодекса. При проверке соответствия заявленного решения условиям, предусмотренным частью первой пункта 1 статьи 1352 Кодекса, устанавливается, является ли заявленное решение художественно-конструкторским решением, определяющим внешний вид изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Если установлено, что заявленное решение не является художественно-конструкторским решением, определяющим внешний вид изделия, или что решение не относится к внешнему виду изделия либо к изделию промышленного или кустарно-ремесленного производства, то проверка его новизны и оригинальности не проводится. Заявителю направляется запрос с изложением соответствующих доводов экспертизы. Если заявленное решение признано промышленным образцом, осуществляется проверка его соответствия условиям новизны и оригинальности. 22.5.4. Проверка новизны. Проверка новизны проводится при положительном выводе, полученном при проверке по пунктам 22.5.1, 22.5.2, 22.5.3, после установления приоритета и проведения поиска аналогов проверяемого промышленного образца. (1) Промышленный образец является новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца (пункт 2 статьи 1352 Кодекса). Проверка новизны промышленного образца проводится в отношении всей совокупности признаков промышленного образца, нашедших отражение на изображении изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, принятом к рассмотрению по результатам формальной экспертизы, а если он изменялся заявителем после завершения формальной экспертизы, то в отношении измененного заявителем перечня существенных признаков при условии соблюдения требований, указанных в подпунктах (3), (4) (6) пункта 22.4 и пункте 23 настоящего Регламента. (2) Промышленный образец признается несоответствующим условию новизны, если совокупность его признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца. 3) Общедоступными считаются сведения, содержащиеся в источнике информации, с которым любое лицо может ознакомиться само либо о содержании которого ему может быть законным путем сообщено. Общедоступными считаются сведения с даты, регламентированной в зависимости от вида источника информации положениями пункта 23.3 настоящего Регламента. При проверке патентоспособности заявленного промышленного образца не принимаются во внимание источники, содержащие информацию, относящуюся к этому промышленному образцу, раскрытую автором, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, таким образом, что сведения о сущности промышленного образца стали общедоступными, если заявка на промышленный образец подана в Роспатент в течение шести месяцев со дня раскрытия информации. Бремя доказывания того, что имеет место обстоятельство, в силу которого раскрытие информации не препятствует признанию патентоспособности промышленного образца, лежит на заявителе (пункт 4 статьи 1352 Кодекса). (4) При установлении новизны в область общедоступных сведений с даты приоритета включаются в объеме правовой охраны все запатентованные в Российской Федерации (в том числе и тем же лицом) промышленные образцы с более ранней датой приоритета, т.е. промышленные образцы, зарегистрированные в Государственном реестре промышленных образцов Российской Федерации. (5) При установлении новизны в область общедоступных сведений включаются все поданные заявки на промышленные образцы с более ранней датой приоритета, не отозванные и не признанные отозванными, при соблюдении совокупности следующих условий: заявка подана в Российской Федерации; заявка подана другим лицом, т.е. другим заявителем; с материалами заявки вправе ознакомиться любое лицо в соответствии с пунктом 2 статьи 1394 Кодекса. Заявка с более ранней датой приоритета учитывается в отношении изображений, описания и перечня существенных признаков промышленного образца, содержащихся в этой заявке на дату ее подачи. Если эта дата подачи более поздняя, чем дата приоритета рассматриваемой заявки, то заявка с более ранним приоритетом включается в область известных сведений в части ее содержания, совпадающей с содержанием документов, послуживших основанием для установления приоритета. (6) В том случае, когда источником информации является заявка с более ранним приоритетом, с материалами которой еще не вправе ознакомиться любое лицо в соответствии с пунктом 2 статьи 1394 Кодекса, и заявка не отозвана и не признана отозванной, заявителю сообщается о наличии такой заявки (без указания ее библиографических данных, номера заявки, даты ее подачи и без раскрытия содержания). Заявителю сообщается также о том, что в силу указанной причины эта заявка на данный момент не может быть учтена при проверке новизны по рассматриваемой заявке, и выдача патента по рассматриваемой заявке (при условии соответствия заявленного промышленного образца другим условиям патентоспособности) может состояться, но в дальнейшем после выдачи патента по ней появится возможность для любого лица ознакомиться с ее документами, и выданный патент по рассматриваемой заявке может быть признан недействительным в связи с противопоставлением по новизне заявки с более ранним приоритетом в соответствии с пунктом 1(1) статьи 1398 Кодекса. Если совокупности существенных признаков сравниваемых промышленных образцов явно отличаются и имеется возможность скорректировать перечень заявленного промышленного образца, заявителю сообщается, что он может внести изменения в перечень существенных признаков, чтобы наличие заявки с более ранним приоритетом не могло явиться основанием для вывода о несоответствии заявленного промышленного образца требованию новизны. Заявителю сообщается также, что он может выразить согласие с тем, чтобы отложить рассмотрение заявки до наступления определенности по заявке с более ранним приоритетом. При несогласии заявителя с предложениями экспертизы рассмотрение заявки продолжается в установленном настоящим Регламентом порядке. Особенности рассмотрения идентичных заявок на промышленные образцы, имеющие одну и ту же дату приоритета, приведены в пункте 22.10 настоящего Регламента. (7) При установлении отсутствия новизны промышленного образца заявителю может быть направлен запрос с изложением доводов экспертизы. (8) В отношении промышленного образца, для которого установлено несоответствие условию новизны, проверка оригинальности не проводится. 22.5.5. Проверка оригинальности. (1) Согласно пункту 3 статьи 1352 Кодекса промышленный образец является оригинальным, если его существенные признаки обусловлены творческим характером особенностей изделия. При проверке оригинальности промышленного образца принимаются во внимание существенные признаки промышленного образца, соответствующие требованиям пункта 1 статьи 1352 Кодекса, нашедшие отражение на изображениях изделия. (2) Существенные признаки, характеризующие проверяемый промышленный образец, не признаются обусловленными творческими характером особенностей изделия, в частности, в случаях если: (2.1) совокупность существенных признаков проверяемого промышленного образца, нашедшая отражение на изображениях изделия, имеет сходство до степени смешения с совокупностью признаков внешнего вида изделия того же или однородного назначения - ближайшего аналога, соответствующего требованиям пункта 9.9.4.2 настоящего Регламента (эффект имитации внешнего вида известного изделия). При оценке сходства до степени смешения принимается во внимание информация об известных решениях, определяющих внешний вид изделий данного и однородного назначения (об аналоговом ряде) и учитываются ограничения возможностей дизайнеров по разработке решения внешнего вида изделия данного назначения, связанные, в частности, с функциональными особенностями изделия (учет степени свободы дизайнера); (2.2) совокупность существенных признаков проверяемого промышленного образца, нашедшая отражение на изображениях изделия, отличается от известной совокупности существенных признаков внешнего вида изделия того же или однородного назначения (ближайшего аналога - пункт 9.9.4.2 настоящего Регламента) особенностями, которые созданы: за счет изменения только размеров всего изделия (масштаба изделия) с сохранением всех остальных его признаков (сохранения форм, пропорций составляющих частей и (или) элементов, колористического решения и др.); за счет изменения только цвета всего изделия, но не колористического решения; за счет создания формы изделия в виде простой геометрической фигуры или тела, типа круга, кольца, многоугольника, шара, конуса, пирамиды, призмы, параллелепипеда, тора, без внесения каких-либо изменений в эти геометрические фигуры или тела; за счет изменения только количества однотипных элементов, без изменения структуры или системы их расположения в композиции внешнего вида изделия без влияния этого изменения на указанные заявителем особенности решения внешнего вида изделия; за счет только повторения формы, свойственной изделиям определенного назначения, и использования другого материала, в частности, с целью имитации известного внешнего вида (например, изделии из полимерного материала, имитирующем изделие, традиционно выполняемое из дерева); за счет только копирования внешнего вида известных изделий другого назначения (при разработке игрушки "автомобиль" скопировано решение внешнего вида известной модели автомобиля марки БМВ), архитектурных сооружений и т.п. без применения приемов стилизации и переработки; за счет только составления набора (комплекта) из известных порознь изделий, без изменения их внешнего вида; (2.3) совокупность существенных признаков проверяемого промышленного образца, нашедшая отражение на изображениях изделия, отличается от известной совокупности признаков внешнего вида изделия того же или однородного назначения (ближайшего аналога - пункт 9.9.4.2 настоящего Регламента) одним или несколькими существенными признаками, а в общедоступных сведениях выявлены решения, содержащие признаки, совпадающие с вышеупомянутыми существенными отличительными признаками проверяемого промышленного образца и обуславливающие в известном решении наличие таких же эстетических и (или) эргономических особенностей, которые присущи проверяемому промышленному образцу. (3) Проверка оригинальности промышленного образца проводится после установления новизны промышленного образца. Проверка включает следующую последовательность действий. (3.1) Выявление по результатам проведенного поиска наиболее близкого аналога в соответствии с пунктом 9.9.4.2 настоящего Регламента. (3.2) Сравнительный анализ и выявление существенных признаков, которыми заявленный промышленный образец отличается от наиболее близкого аналога. (3.4) Анализ отличительных существенных признаков (отличий) с целью определения соответствия проверяемого промышленного образца требованиям, указанным в пункте 2 настоящего пункта. (3.4.1) Анализ отличий и оценка сходства до степени смешения проверяемого промышленного образца и выявленного ближайшего аналога проводится учетом степени свободы дизайнера (подпункт 2.1 настоящего пункта). Если в результате анализа сделан вывод о не сходстве до степени смешения проверяемого промышленного образца и ближайшего аналога, может быть сделан вывод о соответствии проверяемого промышленного образца требованиям основания, указанного в подпункте 2.1 настоящего пункта. (3.4.2) При выводе о соответствии промышленного образца условию оригинальности по основанию, указанному в подпункте 2.1 настоящего пункта, проводится проверка по основаниям, указанным в подпункте 2.2 настоящего пункта. В частности, проверяется характер отличий в существенных признаках проверяемого промышленного образца от ближайшего аналога и в случае необходимости проводится дополнительный поиск. (3.4.3) При положительном выводе о соответствии промышленного образца условию оригинальности по основанию, указанному в подпункте 2.2 настоящего пункта, проводится проверка по основанию, указанному в подпункте 2.3 настоящего пункта. При проверке по подпункту 2.3 настоящего пункта в дополнение к выявленному ближайшему аналогу проводится поиск сведений о решениях, определяющих внешний вид изделий того же, однородного или иного назначения, имеющих признаки, совпадающие с существенными отличительными признаками проверяемого промышленного образца. В случае обнаружения таких сведений осуществляется сравнение эстетических и (или) эргономических особенностей проверяемого промышленного образца, обусловленных его существенными отличительными признаками, и особенностей выявленных решений, обусловленных признаками, совпадающими с отличительными признаками проверяемого промышленного образца. Если в результате поиска в общедоступных сведениях не обнаружены сведения об отличительных существенных признаках или обнаруженные отличительные признаки не обуславливают совпадение эстетических и (или) эргономических особенностей проверяемого промышленного образца и противопоставленного в дополнению к ближайшему аналогу решения, может быть сделан вывод о соответствии промышленного образца условию оригинальности по основанию, приведенному в подпункте 2.3 настоящего пункта. (4) Если в результате анализа отличий подтверждено, что проверяемый промышленный образец не подпадает ни под одно из указанных в подпунктах 2.1, 2.2, 2.3 настоящего пункта оснований, делается вывод о его оригинальности. (5) Если установлено отсутствие оригинальности заявленного промышленного образца, заявителю может быть направлен запрос с изложением соответствующих доводов. 22.5.6. Особенности проверки патентоспособности промышленного образца, охарактеризованного перечнем, включающим несколько пунктов. (1) Если заявлена группа промышленных образцов, проверка патентоспособности проводится в отношении каждого из входящих в нее промышленных образцов. Патентоспособность группы промышленных образцов может быть признана только тогда, когда патентоспособны все промышленные образцы группы. Если установлено, что патентоспособны не все промышленные образцы группы, то заявителю сообщается об этом в запросе, предлагается представить свое мнение относительно приведенных доводов и, при необходимости, исключить из перечня пункты, в которых охарактеризованы непатентоспособные промышленные образцы, либо представить эти пункты в скорректированном виде. (2) Если заявителем в изложенных выше случаях представляется измененный пункт перечня, дальнейшее рассмотрение заявки проводится в соответствии с пунктами 22.4, 22.5 настоящего Регламента, в отношении промышленного образца, охарактеризованного в этом пункте перечня. В том случае, когда заявитель, не приводя доводов, опровергающих вывод экспертизы, или измененный перечень, настаивает на выдаче патента с ранее изложенным им перечнем, дальнейшее рассмотрение заявки осуществляются в порядке, предусмотренные пунктом 22.9 (2) настоящего Регламента. 22.6. Запрос дополнительных материалов. (1) В соответствии с пунктом 2 статьи 1391 (в части отсылки к пункту 5 статьи 1386 Кодекса) запрос дополнительных материалов, в том числе измененного перечня существенных признаков, направляется заявителю в случае, если без таких материалов невозможно проведение экспертизы заявки по существу. Основанием для запроса могут являться, в частности, следующие обстоятельства при условии соблюдения указанного требования: необходимость выяснения вопросов, связанных с правильностью уплаты патентных пошлин; необходимость уточнения перечня существенных признаков промышленного образца по результатам его проверки в соответствии с пунктом 22.4 настоящего Регламента; необходимость решения вопросов, связанных с проверкой патентоспособности заявленного промышленного образца в соответствии с пунктом 22.5 настоящего Регламента; необходимость уточнения перечня существенных признаков промышленного образца по результатам проверки его патентоспособности; необходимость решения вопросов, связанных с рассмотрением заявок на идентичные промышленные образцы, имеющие одну и ту же дату приоритета, в соответствии с пунктом 22.9 настоящего Регламента. (2) Запрос направляется, в частности, в случае, когда в перечень существенных признаков промышленного образца включены признаки, не отвечающие требованиям, установленным подпунктами (2), (3), (4) пункта 9.10.2, пунктом 9.12.4 настоящего Регламента, когда представленные заявителем дополнительные материалы содержат признак(и), послуживший(е) основанием для признания дополнительных материалов изменяющими сущность заявленного промышленного образца в соответствии с частью третьей пункта 1 статьи 1378 Кодекса. В направляемом запросе заявителю предлагается устранить указанные недостатки, а также сообщается, что, в случае непредставления в установленный срок запрашиваемых материалов или ходатайства о продлении срока их представления, заявка будет признана отозванной в соответствии с пунктом 2 статьи 1391 (в части отсылки к пункту 5 статьи 1386) Кодекса. (3) В направляемом заявителю запросе наряду с изложением обстоятельств, послуживших препятствием для проведения или завершения экспертизы по существу, приводятся все вопросы, замечания и предложения, возникшие при рассмотрении заявки. Приводимое в запросе мнение экспертизы по какому-либо вопросу подкрепляется соответствующими аргументами, в том числе правового характера. При необходимости приводятся ссылки на литературу по вопросам художественного конструирования, научно-техническую литературу, а также на положения Кодекса, настоящего Регламента и других нормативных актов. При направлении заявителю предложений, связанных с корректировкой перечня существенных признаков, таких как уточнение существенного признака, исключение из заявленного перечня несущественного признака и т.п., целесообразно указать на правовые последствия такой корректировки и отказа от нее. (4) В том случае, когда в запросе приводится ссылка на источник информации, должны быть указаны все его библиографические данные, необходимые для обнаружения этого источника, а также подробные данные (страница, абзац, номер фигуры графических изображений и т.п.), необходимые для обнаружения в источнике тех сведений, которые были приняты во внимание при рассмотрении заявки. (5) В том случае, когда основанием для запроса является необходимость уточнения перечня существенных признаков промышленного образца по результатам проверки его патентоспособности и уточнения перечня таковы, что необходима соответствующая корректировка сведений описания и (или) чертежей и (или) эргономической схемы, заявителю может быть предложено представить уточненное описание и (или) чертежи и (или) эргономическую схему или заменяющие листы. Заявителю дополнительно сообщается о том, что в соответствии с пунктом 24 настоящего Регламента информация, представленная в дополнительных материалах, может быть представлена на ознакомление третьим лицам. (6) Основанием для запроса является необходимость представления документа, подтверждающего уплату патентной пошлины в установленном размере, если несоответствие патентной пошлины установленному размеру не было устранено на стадии формальной экспертизы. |