ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ. Приказ. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). 14.11.08 687

                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
             ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
             В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ

                                ПРИКАЗ

      МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ
        СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

                          14 ноября 2008 г.
                                N 687

                                 (Д)


     В  соответствии  с Положением о Министерстве Российской Федерации
по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям и ликвидации
последствий   стихийных   бедствий,   утвержденным  Указом  Президента
Российской  Федерации  от  11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства
Российской   Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным
ситуациям  и  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий"  (Собрание
законодательства   Российской   Федерации,  2004,  N  28,  ст.  2882),
приказываю:
     Утвердить   прилагаемое   Положение   об  организации  и  ведении
гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях.

Министр
                                                             С.К.ШОЙГУ
14 ноября 2008 г.
N 687

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
26 ноября 2008 г.
N 12740

                                                            Приложение

                                                  к Приказу МЧС России
                                                от 14 ноября 2008 года
                                                                 N 687

                              ПОЛОЖЕНИЕ
             ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
             В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ

     1.  Настоящее  Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом  от  12  февраля  1998  г.  N  28-ФЗ  "О  гражданской обороне"
(Собрание  законодательства  Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799;
2002,  N  41,  ст.  3970; 2004, N 25, ст. 2482; 2007, N 26, ст. 3076),
Положением  о  Министерстве  Российской Федерации по делам гражданской
обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных
бедствий,  утвержденным  Указом  Президента Российской Федерации от 11
июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам
гражданской  обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных  бедствий"  (Собрание законодательства Российской Федерации,
2004,  N  28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814), и
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г.
N  804  "Об  утверждении  Положения о гражданской обороне в Российской
Федерации"  (Собрание  законодательства  Российской Федерации, 2007, N
49,   ст.  6165)  и  определяет  организацию  и  основные  направления
подготовки  к  ведению и ведения гражданской обороны, а также основные
мероприятия  по  гражданской  обороне  в  муниципальных образованиях и
организациях.
     2.    Мероприятия   по   гражданской   обороне   организуются   в
муниципальных   образованиях  (организациях)  в  рамках  подготовки  к
ведению  и  ведения  гражданской  обороны в муниципальных образованиях
(организациях).
     3.   Подготовка  к  ведению  гражданской  обороны  заключается  в
заблаговременном   выполнении   мероприятий  по  подготовке  к  защите
населения,   материальных   и   культурных  ценностей  от  опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий,
а   также   при   возникновении  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного   характера  и  осуществляется  на  основании  годовых  и
перспективных   планов,   предусматривающих  основные  мероприятия  по
вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций   (далее   -   план   основных   мероприятий)  муниципального
образования (организации).
     4.  План  основных  мероприятий муниципального образования на год
разрабатывается  органом  местного  самоуправления и согласовывается с
органом,  уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по
предупреждению   и   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций  по  субъекту
Российской  Федерации  -  главным  управлением Министерства Российской
Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
     План  основных  мероприятий  организации  на  год разрабатывается
структурным  подразделением (работниками) организации, уполномоченными
на  решение  задач  в  области гражданской обороны и согласовывается с
органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении
федерального     органа     исполнительной    власти,    дополнительно
согласовывается  с  соответствующим федеральным органом исполнительной
власти.
     Планирование    основных    мероприятий    гражданской    обороны
производится  с  учетом  всесторонней оценки обстановки, которая может
сложиться  на территории муниципального образования и в организациях в
результате   применения  современных  средств  поражения,  а  также  в
результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
     5.  Ведение  гражданской  обороны  на  муниципальном  уровне  и в
организациях  заключается в выполнении мероприятий по защите населения
(работников),   материальных  и  культурных  ценностей  на  территории
муниципального  образования  (организации)  от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при
возникновении   чрезвычайных   ситуаций   природного   и  техногенного
характера  и  осуществляется на основании планов гражданской обороны и
защиты   населения  муниципальных  образований  и  планов  гражданской
обороны организаций.
     6.   Планы   гражданской   обороны   и  защиты  населения  (планы
гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и
сроки  выполнения  мероприятий  по  приведению  гражданской  обороны в
установленные  степени готовности при переводе ее с мирного на военное
время  и  в  ходе  ее  ведения, а также при возникновении чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
     7.  Органы  местного самоуправления и организации в целях решения
задач  в  области  гражданской обороны в соответствии с полномочиями в
области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты
гражданской       обороны,       запасы       материально-технических,
продовольственных,   медицинских   и   иных   средств,   планируют   и
осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
     8. По решению органов местного самоуправления (организаций) могут
создаваться     спасательные    службы    (медицинская,    инженерная,
коммунальная,  противопожарная,  охраны  общественного порядка, защиты
животных  и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей,
автотранспортная,  торговли и питания и другие), организация и порядок
деятельности   которых   определяются   создающими   их   органами   и
организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.
     В  состав  спасательной  службы  органа  местного  самоуправления
(организации)  входят  органы  управления, силы и средства гражданской
обороны,  предназначенные  для  проведения  мероприятий по гражданской
обороне,   всестороннего  обеспечения  действий  аварийно-спасательных
формирований  и выполнения других неотложных работ при ведении военных
действий   или  вследствие  этих  действий,  а  также  при  ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
     Вид   и   количество  спасательных  служб,  создаваемых  органами
местного  самоуправления  и  организациями,  определяются на основании
расчета  объема  и  характера  выполняемых  в  соответствии  с планами
гражданской  обороны  и защиты населения (планами гражданской обороны)
задач.
     Положение   о   спасательной  службе  муниципального  образования
разрабатывается  органом  местного  самоуправления,  согласовывается с
руководителем  соответствующей спасательной службы субъекта Российской
Федерации и утверждается руководителем органа местного самоуправления.
     Положение   о  спасательной  службе  организации  разрабатывается
организацией  и  согласовывается  с  органом  местного самоуправления,
руководителем   соответствующей   спасательной  службы  муниципального
образования и утверждается руководителем организации.
     Методическое  руководство созданием и обеспечением готовности сил
и   средств   гражданской   обороны  в  муниципальных  образованиях  и
организациях,   а   также   контроль  в  этой  области  осуществляется
Министерством  Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий стихийных бедствий
(далее - МЧС России) и его территориальными органами.
     9.   Для  планирования,  подготовки  и  проведения  эвакуационных
мероприятий   органами   местного   самоуправления   и  руководителями
организаций  заблаговременно  в  мирное  время создаются эвакуационные
комиссии.  Эвакуационные  комиссии  возглавляются  руководителями  или
заместителями    руководителей    соответствующих   органов   местного
самоуправления  и  организаций.  Деятельность  эвакуационных  комиссий
регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми
соответствующими руководителями гражданской обороны.
     10.  Силы  гражданской  обороны в мирное время могут привлекаться
для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
     Решение  о  привлечении  в мирное время сил и средств гражданской
обороны  для  ликвидации  последствий  чрезвычайных ситуаций принимают
руководители  гражданской  обороны  органов  местного самоуправления и
организаций в отношении созданных ими сил гражданской обороны.
     11. Руководство гражданской обороной на территориях муниципальных
образований осуществляют руководители органов местного самоуправления,
а в организациях их руководители.
     Руководители  органов местного самоуправления и организаций несут
персональную  ответственность  за организацию и проведение мероприятий
по  гражданской  обороне  и  защите  населения (статья 11 Федерального
закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ).
     12.  Органами,  осуществляющими управление гражданской обороной в
муниципальных   образованиях   (организациях),   являются  структурные
подразделения  (работники),  уполномоченные на решение задач в области
гражданской  обороны (далее - структурные подразделения (работники) по
гражданской обороне).
     Органы   местного   самоуправления   и  организации  осуществляют
комплектование  (назначение) структурных подразделений (работников) по
гражданской  обороне,  разрабатывают  и  утверждают  их функциональные
обязанности и штатное расписание.
     Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской
обороне   подчиняются  непосредственно  руководителю  органа  местного
самоуправления (организации).
     13.   В   целях   обеспечения   организованного   и  планомерного
осуществления   мероприятий   по  гражданской  обороне,  в  том  числе
своевременного  оповещения  населения  о  прогнозируемых  и  возникших
опасностях   в  военное  время,  на  территории  Российской  Федерации
организуется  сбор  информации  в области гражданской обороны (далее -
информация) и обмен ею.
     Сбор   и   обмен  информацией  осуществляются  органами  местного
самоуправления,  а  также организациями, имеющими потенциально опасные
производственные  объекты  и  эксплуатирующими  их,  и  организациями,
имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими
высокую   степень  опасности  возникновения  чрезвычайных  ситуаций  в
военное и мирное время.
     Органы  местного  самоуправления представляют информацию в органы
исполнительной  власти субъектов Российской Федерации, организации - в
орган  местного  самоуправления  и  федеральный  орган  исполнительной
власти,  к  сфере  деятельности  которого  они относятся или в ведении
которых находятся.
     14.  Мероприятия по гражданской обороне на муниципальном уровне и
в организациях осуществляются в соответствии с Конституцией Российской
Федерации,   федеральными   конституционными   законами,  федеральными
законами,   нормативными   правовыми   актами   Президента  Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми
актами МЧС России и настоящим Положением.
     15.  Органы  местного  самоуправления  в  целях  решения  задач в
области   гражданской   обороны  планируют  и  осуществляют  следующие
основные мероприятия:
     15.1. По обучению населения в области гражданской обороны:
     разработка  с  учетом особенностей муниципальных образований и на
основе  примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти
соответствующего  субъекта  Российской  Федерации,  примерных программ
обучения   работающего   населения,   должностных   лиц  и  работников
гражданской    обороны,   личного   состава   формирований   и   служб
муниципальных образований;
     организация   и   обучение  населения  муниципальных  образований
способам   защиты  от  опасностей,  возникающих  при  ведении  военных
действий  или  вследствие  этих  действий,  а  также при возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
     обучение  личного  состава  формирований  и  служб  муниципальных
образований;
     проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
     организационно-методическое  руководство  и контроль за обучением
работников,   личного   состава   формирований  и  служб  организаций,
находящихся на территориях муниципальных образований;
     создание,     оснащение     курсов    гражданской    обороны    и
учебно-консультационных  пунктов  по гражданской обороне и организация
их   деятельности,   а   также   обеспечение   повышения  квалификации
должностных   лиц   и  работников  гражданской  обороны  муниципальных
образований     в    образовательных    учреждениях    дополнительного
профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию;
     пропаганда знаний в области гражданской обороны.
     15.2.  По  оповещению  населения  об  опасностях, возникающих при
ведении  военных  действий  или  вследствие этих действий, а также при
возникновении   чрезвычайных   ситуаций   природного   и  техногенного
характера:
     поддержание    в    состоянии   постоянной   готовности   системы
централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции
и модернизации;
     установка  специализированных  технических  средств  оповещения и
информирования населения в местах массового пребывания людей;
     комплексное   использование   средств  единой  сети  электросвязи
Российской   Федерации,   сетей   и   средств   радио-,  проводного  и
телевизионного   вещания   и   других   технических  средств  передачи
информации;
     сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
     15.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей
в безопасные районы:
     организация  планирования,  подготовки и проведения эвакуационных
мероприятий  в  городах  и населенных пунктах, отнесенных к группам по
гражданской   обороне,  в  населенных  пунктах,  имеющих  организации,
отнесенные  к  категории  особой  важности  по  гражданской обороне, и
железнодорожные   станции  первой  категории,  и  населенных  пунктах,
расположенных   в  зонах  возможного  катастрофического  затопления  в
пределах   4-х   часового   добегания  волны  прорыва  при  разрушении
гидротехнических сооружений;
     подготовка   районов   размещения   населения,   материальных   и
культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
     создание  и  организация  деятельности  эвакуационных  органов, а
также подготовка их личного состава.
     15.4. По предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной
защиты:
     поддержание  в состоянии постоянной готовности к использованию по
предназначению   и   техническое   обслуживание   защитных  сооружений
гражданской обороны и их технических систем;
     разработка   планов  наращивания  инженерной  защиты  территорий,
отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне;
     приспособление  в мирное время и при переводе гражданской обороны
с  мирного  на  военное время заглубленных помещений, метрополитенов и
других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
     планирование  и  организация  строительства  недостающих защитных
сооружений гражданской обороны в военное время;
     обеспечение  укрытия населения в защитных сооружениях гражданской
обороны;
     накопление, хранение, освежение и использование по предназначению
средств индивидуальной защиты населения;
     обеспечение  выдачи  населению  средств  индивидуальной  защиты и
предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
     15.5. По световой и другим видам маскировки:
     определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
     разработка    планов    осуществления    комплексной   маскировки
территорий,   отнесенных   в   установленном   порядке  к  группам  по
гражданской обороне;
     создание  и  поддержание  в  состоянии  постоянной  готовности  к
использованию   по   предназначению   запасов  материально-технических
средств,  необходимых  для проведения мероприятий по световой и других
видов маскировки;
     проведение   инженерно-технических   мероприятий   по  уменьшению
демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке
к группам по гражданской обороне.
     15.6.   По   проведению   аварийно-спасательных  работ  в  случае
возникновения  опасностей  для  населения при ведении военных действий
или  вследствие  этих  действий,  а  также  при чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера:
     создание,  оснащение  и  подготовка в области гражданской обороны
аварийно-спасательных  формирований  и  спасательных  служб,  а  также
планирование их действий;
     создание  и  поддержание  в  состоянии  постоянной  готовности  к
использованию   по   предназначению  запасов  материально-технических,
продовольственных,   медицинских  и  иных  средств  для  всестороннего
обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
     15.7. По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при
ведении  военных действий или вследствие этих действий, в том числе по
медицинскому обслуживанию, включая оказание первой медицинской помощи,
срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер:
     планирование   и   организация  основных  видов  жизнеобеспечения
населения;
     создание  и  поддержание  в  состоянии  постоянной  готовности  к
использованию   по   предназначению  запасов  материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств;
     нормированное    снабжение    населения    продовольственными   и
непродовольственными товарами;
     предоставление населению коммунально-бытовых услуг;
     проведение    санитарно-гигиенических    и   противоэпидемических
мероприятий   среди   населения,  пострадавшего  при  ведении  военных
действий или вследствие этих действий;
     проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;
     развертывание   необходимой  лечебной  базы  в  загородной  зоне,
организация ее энерго- и водоснабжения;
     оказание населению медицинской помощи;
     определение численности населения, оставшегося без жилья;
     инвентаризация  сохранившегося  и  оценка состояния поврежденного
жилого фонда, определения возможности его использования для размещения
пострадавшего населения;
     размещение  пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и
других  оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах,
палатках,  землянках  и  т.п.),  а  также  подселение  его  на площади
сохранившегося жилого фонда;
     предоставление населению информационно-психологической поддержки.
     15.8.  По  борьбе  с  пожарами,  возникшими  при  ведении военных
действий или вследствие этих действий:
     создание   и   организация  деятельности  муниципальной  пожарной
охраны,  организация  ее  подготовки  в  области гражданской обороны и
взаимодействия с другими видами пожарной охраны;
     организация     тушения     пожаров    в    районах    проведения
аварийно-спасательных   и  других  неотложных  работ  и  на  объектах,
отнесенных   в  установленном  порядке  к  категориям  по  гражданской
обороне, в военное время.
     15.9.   По   обнаружению   и  обозначению  районов,  подвергшихся
радиоактивному,   химическому,   биологическому   и   иному  заражению
(загрязнению):
     организация  создания  и обеспечение готовности сети наблюдения и
лабораторного   контроля  гражданской  обороны  на  базе  организаций,
расположенных   на   территории  муниципального  образования,  имеющих
специальное   оборудование   (технические   средства)   и  работников,
подготовленных  для  решения  задач  по  обнаружению  и  идентификации
различных видов заражения (загрязнения);
     введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся
радиоактивному загрязнению;
     совершенствование   методов  и  технических  средств  мониторинга
состояния  радиационной,  химической,  биологической обстановки, в том
числе  оценка  степени  зараженности  и  загрязнения  продовольствия и
объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими
веществами.
     15.10.  По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий
и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
     заблаговременное  создание  запасов дезактивирующих, дегазирующих
веществ и растворов;
     создание  и  оснащение  сил  для  проведения санитарной обработки
населения,  обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки
техники и территорий, подготовка их в области гражданской обороны;
     организация   проведения   мероприятий  по  санитарной  обработке
населения,  обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке
техники и территорий.
     15.11.   По  восстановлению  и  поддержанию  порядка  в  районах,
пострадавших   при   ведении  военных  действий  или  вследствие  этих
действий,  а  также  вследствие  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного характера и террористических акций:
     создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка
их в области гражданской обороны;
     восстановление   и   охрана  общественного  порядка,  обеспечение
безопасности   дорожного   движения   на   маршрутах   выдвижения  сил
гражданской обороны и эвакуации населения;
     обеспечение   беспрепятственного   передвижения  сил  гражданской
обороны  для  проведения  аварийно-спасательных  и  других  неотложных
работ;
     осуществление  пропускного  режима  и  поддержание  общественного
порядка в очагах поражения;
     усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами
внутренних  дел,  имущества юридических и физических лиц по договорам,
принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
     15.12.   По  вопросам  срочного  восстановления  функционирования
необходимых коммунальных служб в военное время:
     обеспечение  готовности  коммунальных  служб  к работе в условиях
военного времени, разработка планов их действий;
     создание  запасов  оборудования  и  запасных  частей  для ремонта
поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
     создание  и  подготовка  резерва  мобильных  средств для очистки,
опреснения и транспортировки воды;
     создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов,
реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
     создание   запасов   резервуаров   и  емкостей,  сборно-разборных
трубопроводов,  мобильных  резервных  и автономных источников энергии,
оборудования  и  технических  средств  для  организации  коммунального
снабжения населения.
     15.13. По срочному захоронению трупов в военное время:
     заблаговременное,  в  мирное  время,  определение  мест возможных
захоронений;
     создание,  подготовка  и  обеспечение  готовности  сил  и средств
гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов,
в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
     оборудование   мест   погребения   (захоронения)  тел  (останков)
погибших;
     организация   работ   по   поиску   тел,   фиксированию  мест  их
обнаружения,  извлечению  и  первичной обработке погибших, опознанию и
документированию, перевозке и захоронению погибших;
     организация санитарно-эпидемиологического надзора.
     15.14.   По  разработке  и  осуществлению  мер,  направленных  на
сохранение  объектов,  необходимых  для  устойчивого  функционирования
экономики и выживания населения в военное время:
     создание  и  организация работы в мирное и военное время комиссий
по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики
территорий,   отнесенных   в   установленном   порядке  к  группам  по
гражданской обороне;
     рациональное  размещение  объектов  экономики и инфраструктуры, а
также  средств производства в соответствии с требованиями строительных
норм   и   правил   осуществления   инженерно-технических  мероприятий
гражданской обороны;
     разработка    и    реализация    в   мирное   и   военное   время
инженерно-технических  мероприятий  гражданской обороны, в том числе в
проектах строительства;
     планирование,  подготовка  и  проведение  аварийно-спасательных и
других  неотложных  работ на объектах экономики, продолжающих работу в
военное время;
     заблаговременное    создание   запасов   материально-технических,
продовольственных,   медицинских   и  иных  средств,  необходимых  для
восстановления производственного процесса;
     создание страхового фонда документации;
     повышение   эффективности   защиты  производственных  фондов  при
воздействии на них современных средств поражения.
     15.15.  По  вопросам  обеспечения  постоянной  готовности  сил  и
средств гражданской обороны:
     создание   и   оснащение  сил  гражданской  обороны  современными
техникой и оборудованием;
     подготовка сил гражданской обороны к действиям, проведение учений
и тренировок по гражданской обороне;
     разработка   и  корректировка  планов  действий  сил  гражданской
обороны;
     определение  порядка  взаимодействия  и привлечения сил и средств
гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.
     16.  Организации  в  целях  решения  задач  в области гражданской
обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:
     16.1. По обучению населения в области гражданской обороны:
     разработка  с  учетом  особенностей деятельности организаций и на
основе   примерных   программ,   утвержденных   МЧС   России,  органом
исполнительной   власти  субъекта  Российской  Федерации  или  органом
местного  самоуправления  соответственно,  рабочих  программ  обучения
личного  состава  формирований  и  служб  организаций, а также рабочих
программ   обучения   работников  организаций  в  области  гражданской
обороны;
     осуществление  обучения  личного  состава  формирований  и  служб
организаций,  а  также  работников  организаций  в области гражданской
обороны;
     создание    и    поддержание    в   рабочем   состоянии   учебной
материально-технической  базы  для подготовки работников организаций в
области гражданской обороны;
     пропаганда знаний в области гражданской обороны.
     16.2.  По  оповещению  населения  об  опасностях, возникающих при
ведении  военных  действий  или  вследствие этих действий, а также при
возникновении   чрезвычайных   ситуаций   природного   и  техногенного
характера:
     создание и совершенствование системы оповещения работников;
     создание   и   поддержание   в  состоянии  постоянной  готовности
локальных  систем  оповещения  на  потенциально  опасных  объектах и в
районах их размещения в установленном порядке;
     установка  специализированных  технических  средств  оповещения и
информирования населения в местах массового пребывания людей;
     комплексное   использование   средств  единой  сети  электросвязи
Российской   Федерации,   сетей   и   средств   радио-,  проводного  и
телевизионного   вещания   и   других   технических  средств  передачи
информации;
     сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
     16.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей
в безопасные районы:
     организация   планирования,  подготовки  и  проведения  эвакуации
работников  и  членов  их семей, материальных и культурных ценностей в
безопасные   районы   организаций,   прекращающих   в   военное  время
производственную   деятельность   в   городах  и  населенных  пунктах,
отнесенных  к  группам  по  гражданской обороне, в населенных пунктах,
имеющих   организации,  отнесенные  к  категории  особой  важности  по
гражданской  обороне,  и  железнодорожные  станции первой категории, и
населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического
затопления  в  пределах  4-х  часового  добегания  волны  прорыва  при
разрушении   гидротехнических   сооружений,  а  также  рассредоточение
работников  организаций, продолжающих в военное время производственную
деятельность в указанных населенных пунктах;
     подготовка  районов  размещения  работников  и  членов  их семей,
материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
     разработка   согласованных  с  органами  местного  самоуправления
планов  размещения  работников  и  членов  их семей в загородной зоне,
получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);
     создание   и   организация   деятельности  эвакуационных  органов
организаций, а также подготовка их личного состава.
     16.4. По предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной
защиты:
     поддержание  в состоянии постоянной готовности к использованию по
предназначению   и   техническое   обслуживание   защитных  сооружений
гражданской обороны, находящихся в ведении организаций;
     разработка  планов  наращивания  инженерной  защиты  организаций,
продолжающих   и   переносящих   в  загородную  зону  производственную
деятельность в военное время;
     строительство  убежищ  гражданской обороны для укрытия наибольшей
работающей    смены    организаций,    продолжающих   производственную
деятельность  в  городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по
гражданской   обороне,  в  населенных  пунктах,  имеющих  организации,
отнесенные  к  категории  особой  важности  по  гражданской обороне, и
железнодорожные   станции  первой  категории,  и  населенных  пунктах,
расположенных   в  зонах  возможного  катастрофического  затопления  в
пределах   4-х   часового   добегания  волны  прорыва  при  разрушении
гидротехнических сооружений;
     накопление, хранение, освежение и использование по предназначению
средств   индивидуальной   защиты   для   обеспечения  ими  работников
организаций;
     разработка  планов  выдачи и распределения средств индивидуальной
защиты работникам организаций в установленные сроки.
     16.5. По световой и другим видам маскировки:
     определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;
     разработка    планов    осуществления    комплексной   маскировки
организаций,    являющихся   вероятными   целями   при   использовании
современных средств поражения;
     создание  и  поддержание  в  состоянии  постоянной  готовности  к
использованию   по   предназначению   запасов  материально-технических
средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;
     проведение   инженерно-технических   мероприятий   по  уменьшению
демаскирующих   признаков   организаций,  отнесенных  в  установленном
порядке к категориям по гражданской обороне.
     16.6.   По   проведению   аварийно-спасательных  работ  в  случае
возникновения  опасностей  для  населения при ведении военных действий
или  вследствие  этих  действий,  а  также  при чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера:
     создание,  оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных
формирований     организациями,    имеющими    потенциально    опасные
производственные  объекты  и  эксплуатирующими  их,  а  также имеющими
важное  оборонное и экономическое значение или представляющими высокую
степень  опасности  возникновения  чрезвычайных  ситуаций  в военное и
мирное время;
     создание,  оснащение  и  подготовка  организациями, отнесенными в
установленном  порядке  к  категориям  по  гражданской обороне и (или)
продолжающими  или  переносящими  в  загородную  зону производственную
деятельность в военное время, спасательных служб;
     создание  и  поддержание  в  состоянии  постоянной  готовности  к
использованию   по   предназначению  запасов  материально-технических,
продовольственных,   медицинских  и  иных  средств  для  всестороннего
обеспечения действий сил гражданской обороны.
     16.7.  По  борьбе  с  пожарами,  возникшими  при  ведении военных
действий или вследствие этих действий:
     создание  организациями,  отнесенными  в  установленном порядке к
категориям   по   гражданской   обороне   и  (или)  продолжающими  или
переносящими в загородную зону производственную деятельность в военное
время в составе сил гражданской обороны, противопожарных формирований,
планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами
пожарной охраны.
     16.8.   По   обнаружению   и  обозначению  районов,  подвергшихся
радиоактивному,   химическому,   биологическому   и   иному  заражению
(загрязнению):
     организация   наблюдения  и  лабораторного  контроля  гражданской
обороны  организациями, имеющими специальное оборудование (технические
средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению
и идентификации различных видов заражения (загрязнения);
     введение режимов радиационной защиты организаций;
     создание  организациями,  отнесенными  в  установленном порядке к
категориям   по   гражданской   обороне   и  (или)  продолжающими  или
переносящими в загородную зону производственную деятельность в военное
время   в  составе  сил  гражданской  обороны,  постов  радиационного,
химического  и биологического наблюдения, команд и групп радиационной,
химической   и  биологической  защиты,  а  также  групп  радиационной,
химической и биологической разведки;
     обеспечение  сил  гражданской  обороны  средствами радиационного,
химического и биологического контроля.
     16.9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и
сооружений, специальной обработке техники и территорий:
     создание   сил  гражданской  обороны  для  проведения  санитарной
обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной
обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном
порядке  к  категориям  по  гражданской  обороне и (или) продолжающими
производственную деятельность в военное время, подготовка их в области
гражданской обороны;
     организация   проведения   мероприятий  по  санитарной  обработке
работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке
техники   и  территорий  организациями,  отнесенными  в  установленном
порядке  к  категориям  по  гражданской  обороне и (или) продолжающими
производственную деятельность в военное время;
     заблаговременное  создание  запасов дезактивирующих, дегазирующих
веществ и растворов.
     16.10.   По  восстановлению  и  поддержанию  порядка  в  районах,
пострадавших   при   ведении  военных  действий  или  вследствие  этих
действий,  а  также  вследствие  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного характера и террористических акций:
     создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка
их в области гражданской обороны;
     осуществление  пропускного  режима  и  поддержание  общественного
порядка в очагах поражения;
     усиление   охраны  организаций,  подлежащих  обязательной  охране
органами  внутренних  дел,  имущества  юридических и физических лиц по
договорам,   принятие   мер   по  охране  имущества,  оставшегося  без
присмотра.
     16.11.   По  вопросам  срочного  восстановления  функционирования
необходимых коммунальных служб в военное время:
     обеспечение    готовности    коммунальных    служб    (аварийных,
ремонтно-восстановительных  формирований) к работе в условиях военного
времени, разработка планов их действий;
     создание  запасов  оборудования  и  запасных  частей  для ремонта
поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
     создание  и  подготовка  резерва  мобильных  средств для очистки,
опреснения и транспортировки воды;
     создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов,
реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
     создание   запасов   резервуаров   и  емкостей,  сборно-разборных
трубопроводов,  мобильных  резервных  и автономных источников энергии,
оборудования  и  технических  средств  в организациях, предоставляющих
населению коммунальные услуги.
     16.12. По срочному захоронению трупов в военное время:
     создание,  подготовка  и  обеспечение  готовности  сил  и средств
гражданской  обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов
специализированными ритуальными организациями.
     16.13.   По  разработке  и  осуществлению  мер,  направленных  на
сохранение  объектов,  необходимых  для  устойчивого  функционирования
экономики и выживания населения в военное время:
     создание  и  организация работы в мирное и военное время комиссий
по  вопросам  повышения  устойчивости  функционирования  организаций в
военное время;
     разработка    и    реализация    в   мирное   и   военное   время
инженерно-технических  мероприятий  гражданской обороны, в том числе в
проектах строительства;
     планирование,  подготовка  и  проведение  аварийно-спасательных и
других  неотложных  работ на объектах экономики, продолжающих работу в
военное время;
     заблаговременное    создание    запасов   материально-технических
средств,  продовольственных,  медицинских  и иных средств, необходимых
для восстановления производственного процесса;
     создание страхового фонда документации;
     повышение   эффективности   защиты  производственных  фондов  при
воздействии на них современных средств поражения.
     16.14.  По  вопросам  обеспечения  постоянной  готовности  сил  и
средств гражданской обороны:
     создание   и   оснащение  сил  гражданской  обороны  современными
техникой и оборудованием;
     проведение   занятий   по   месту   работы   с   личным  составом
аварийно-спасательных  формирований  и  спасательных служб, проведение
учений и тренировок по гражданской обороне;
     определение  порядка  взаимодействия  и привлечения сил и средств
гражданской  обороны  в  составе  группировки сил гражданской обороны,
создаваемой муниципальным образованием.