О ПРАВЕ ГРАЖДАН НА ГЛАСНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ. Заявление. Уполномоченный по правам человека в РФ. 19.11.08

              О ПРАВЕ ГРАЖДАН НА ГЛАСНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
                           СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

                               ЗАЯВЛЕНИЕ

                УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ

                         19 ноября 2008 года


                                (Д)


     Проблема обеспечения  гласности  и  открытости судопроизводства в
условиях утраты доверия населения к справедливости правосудия является
одной из наиболее актуальных в демократическом правовом государстве.
     Важные шаги  для  ее  решения  намечены  в  Федеральной   целевой
программе  "Развитие  судебной  системы  России  на 2007 - 2011 годы",
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации  от  21
сентября 2006 г. N 583.
     В названном  документе   отмечается,   что   повышение   качества
правосудия  и уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан
наряду с гарантиями независимости судей,  созданием надлежащих условий
для  судебной деятельности и повышением роли исполнения судебных актов
невозможно без обеспечения гласности и открытости судопроизводства.
     Доступность для граждан и средств массовой информации в получении
сведений о формах и методах  отправления  правосудия  по  уголовным  и
гражданским   делам,   делам   об   административных   правонарушениях
свидетельствует  не  только  об  информационной   открытости   органов
судебной  власти,  но и обеспечении ими конституционного права каждого
на свободное получение и  распространение  информации  любым  законным
способом.
     Только таким демократическим способом можно восстановить  доверие
общества  к  судебной  системе,  реализуя  при  этом  задачу правового
просвещения и ликвидации правового нигилизма.
     Следует отметить,   что   некоторые   шаги   в  этом  направлении
предпринимаются,  свидетельством чему является, например, разработка и
внесение   Верховным   Судом   Российской  Федерации  на  рассмотрение
Государственной Думы проекта Федерального закона "Об обеспечении  прав
граждан  и  организаций  на  информацию  о судебной деятельности судов
общей юрисдикции в Российской Федерации".
     Однако эти  меры  представляются  недостаточными.  Вряд  ли можно
считать случайным то обстоятельство, что данный законопроект находится
в   нижней  палате  парламента  уже  более  двух  с  половиной  лет  и
неизвестно, когда он наконец будет рассмотрен и принят. Кроме того, он
не   распространяется  на  деятельность  арбитражных  судов,  хотя  их
открытость и прозрачность для граждан не менее важны,  чем судов общей
юрисдикции.
     Нуждаются в конкретизации и некоторые его положения, прежде всего
закрепляющие   открытость   и   гласность  судопроизводства,  а  также
регулирующие право граждан на свободный доступ в судебное заседание.
     Правовая неопределенность      указанных      положений     будет
способствовать  их  декларативности,   что   неизбежно   повлечет   их
произвольное  истолкование  на практике и необоснованное ограничение в
связи с этим конституционных прав граждан.
     В настоящее время,  например,  в ряде арбитражных судов сложилась
практика издания ведомственных подзаконных нормативных правовых  актов
об организации пропускного режима в их помещения, которая не позволяет
желающим беспрепятственно реализовать  свое  право  на  присутствие  в
открытом судебном разбирательстве.
     Требует своего решения и вопрос о четкой конкретизации  оснований
проведения закрытых судебных заседаний в уголовном судопроизводстве. О
произвольных и субъективных решениях на этот счет  все  чаще  сообщают
средства   массовой   информации,   не  имеющие  возможности  освещать
публичную  деятельность  органов  правосудия,   особенно   по   делам,
вызывающим большой общественный резонанс.
     Уголовно-процессуальный закон     устанавливает     исчерпывающий
перечень  исключений  из гласности уголовного судопроизводства в судах
общей  юрисдикции,  не  допуская  его  расширительного  толкования   и
применения.
     В решении органа правосудия о проведении им  закрытого  судебного
разбирательства     должны    указываться    конкретные    фактические
обстоятельства, препятствующие ему в обеспечении гражданам и средствам
массовой информации их права на присутствие в зале судебного заседания
и фиксирование происходящего с помощью письменной или аудиозаписи.
     Важным при  этом  является  то,  что  указанное решение не должно
обязательно касаться всего судебного разбирательства,  как это нередко
практикуется,  а  может  распространяться  лишь на его соответствующую
часть,  в которой  исследуются  обстоятельства,  не  позволяющие  суду
предать их огласке.
     Таким образом,  задача органов судебной власти заключается  не  в
поиске   оснований   для   проведения  полностью  закрытого  судебного
разбирательства,  а  в   обеспечении   сохранения   в   тайне   только
неподлежащей оглашению информации,  при открытом в остальном публичном
рассмотрении уголовного дела.
     Именно гласность  отправления  правосудия  оказывает  необходимое
воспитательное и предупредительное  воздействие  на  присутствующих  в
зале судебного заседания,  способствует укреплению режима законности и
предупреждению правонарушений.
     Гарантом открытости    осуществления    правосудия   в   условиях
независимости судебной власти должна являться сама  судебная  система,
которая  несет  конституционную  ответственность  перед  обществом  за
соблюдение и защиту прав человека,  в связи с чем необходимым условием
ее   деятельности  является  обеспечение  доверия  граждан  к  органам
судебной власти,  что  во  многом  определяется  их  доступностью  для
населения.
     Эффективный надзор за  процессуальной  деятельностью  арбитражных
судов  и  судов  общей  юрисдикции  возложен  Конституцией  Российской
Федерации,  соответственно,  на  Высший  Арбитражный  Суд   Российской
Федерации и Верховный Суд Российской Федерации.
     Они, и только они,  должны обеспечить реализацию прав граждан  на
открытое  для  них  осуществление судебной власти,  не позволяя никому
противодействовать этому базовому правовому принципу.
     Без гласности   немыслимы   справедливость   и  беспристрастность
правосудия.


                                                        ВЛАДИМИР ЛУКИН
19 ноября 2008 года