ОРГАНИЗАЦИЯ (ЗАКАЗЧИК-ЗАСТРОЙЩИК) ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛОГО ДОМА. СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТА ВЕДЕТСЯ С 2006 Г. СРОК ОКОНЧАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И СДАЧА ОБЪЕКТА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПЛАНИРУЕТСЯ НА IV КВАРТАЛ 2008 Г. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЪЕКТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ПО ДОГОВОРУ ДОЛЕВОГО УЧАСТИЯ. ОСТАВШУЮСЯ ЧАСТЬ КВАРТИР ПЛАНИРУЕТСЯ РЕАЛИЗОВАТЬ ПОСЛЕ ВВОДА ОБЪЕКТА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПО ДОГОВОРАМ КУПЛИ-ПРОДАЖИ. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЗДАТЬ РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД НА ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕДСТОЯЩИЕ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО УКАЗАННЫМ ДОГОВОРАМ, В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ДОСТАТОЧНО ЛИ БУДЕТ ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ СУММЫ РЕЗЕРВА В СОСТАВЕ РАСХОДОВ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРОЦЕНТ ОТЧИСЛЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКОЙ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 26 ноября 2008 г. N 03-03-06/1/653 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу формирования резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию и сообщает следующее. Согласно пп. 9 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся затраты на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учетом положений ст. 267 НК РФ). Статьей 267 НК РФ определен порядок признания для целей налогообложения прибыли расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Так, согласно положениям ст. 267 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ), вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, и отчисления на формирование таких резервов принимаются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 267 НК РФ. Пунктом 2 ст. 267 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании такого резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. Вместе с тем п. 4 ст. 267 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, ранее не осуществлявший реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, вправе создавать резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ) в размере, не превышающем ожидаемых расходов на указанные затраты. Под ожидаемыми расходами понимаются расходы, предусмотренные в плане на выполнение гарантийных обязательств, с учетом срока гарантии. При этом по истечении налогового периода налогоплательщик должен скорректировать размер созданного резерва, исходя из доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за истекший период. Таким образом, создание резерва на предстоящие расходы, связанные с исполнением гарантийных обязательств, является правом налогоплательщика, осуществляющего реализацию товаров (работ). В случае если организация приняла решение о формировании такого резерва и зафиксировала в учетной политике для целей налогообложения на предстоящий налоговый период предельный размер отчислений в этот резерв, то на дату реализации товаров (работ) она может производить отчисления в резерв, которые для целей налогообложения прибыли принимаются в качестве расходов. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 26 ноября 2008 г. N 03-03-06/1/653 |