ОРГАНИЗАЦИЯ, ИМЕЮЩАЯ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТАХ РФ, РЕОРГАНИЗОВАНА В ПОРЯДКЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. КАКОВ ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УТОЧНЕННЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ПРАВОПРЕЕМНИКОМ ДАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗА ПЕРИОДЫ ДО РЕОРГАНИЗАЦИИ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 10 сентября 2008 г. N 14-14/085816 (Д) Реорганизация представляет собой прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому. В результате реорганизации деятельность реорганизованного юридического лица продолжают другие юридические лица, а само оно прекращает свое существование. В ГК РФ предусмотрено пять форм реорганизации: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование. В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Согласно пункту 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, при преобразовании права и обязанности преобразуемой организации переходят к вновь созданной организации в день, когда вносится запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности реорганизуемой организации. На основании пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Также налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 289 НК РФ, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном в статье 289 НК РФ. Согласно пункту 2 статьи 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. В соответствии с пунктом 3 статьи 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица. В пункте 9 статьи 50 НК РФ установлено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. В пункте 1 статьи 81 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). Об этом сказано в пункте 1 статьи 54 НК РФ. Следовательно, при обнаружении правопреемником в поданной преобразованной организацией налоговой декларации по налогу на прибыль неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению (завышению) суммы налога, подлежащей уплате, правопреемник обязан (вправе) внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию преобразованной организации за указанный период и произвести перерасчет налоговых обязательств в периоде совершения ошибки. Уточненные налоговые декларации по преобразованной организации представляются организацией-правопреемником от своего имени в налоговый орган по месту учета организации-правопреемника. При этом суммы налога на прибыль, исчисленные по уточненным декларациям за налоговый период, уплачиваются в бюджеты различных уровней по месту нахождения преобразованной организации. Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н утвержден Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. На основании подпункта 2 пункта 3.2 Порядка при пересчете налоговых обязательств в периоде совершения ошибки (искажения) уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган на бланке установленной формы, действующей в том учетном (налоговом) периоде, за который производится перерасчет налоговых обязательств. При распределении прибыли и суммы налога между обособленными подразделениями учитываются и обособленные подразделения, ликвидированные в последующие отчетные периоды. Следовательно, после снятия с учета организации, имеющей обособленные подразделения, в связи с ее преобразованием организация-правопреемник представляет корректирующие налоговые декларации по налогу на прибыль за отчетные периоды (периоды до ликвидации преобразованной организации) в налоговый орган по месту своего учета. При этом налоговые обязательства уточняются по тем бюджетам, в которые производилась уплата налога, в том числе по месту нахождения ликвидированных вследствие реорганизации обособленных подразделений. Кроме того, в корректирующих (уточненных) налоговых декларациях указываются те же КПП, которые были указаны в первичных налоговых декларациях, представленных по месту нахождения обособленных подразделений. При этом Федеральный закон от 30.12.2006 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес изменения в статью 80 НК РФ. Согласно данным изменениям начиная с 1 января 2008 года налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с НК РФ, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ. На основании пункта 2 статьи 289 Налогового кодекса РФ налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. В пункте 5 статьи 289 НК РФ установлено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям. Порядок приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, в территориальных органах ФНС России по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков утвержден приказом ФНС России от 29.12.2007 N ММ-3-13/708@. Таким образом, крупнейший налогоплательщик представляет налоговую декларацию по налогу на прибыль, начиная с декларации за налоговый период 2007 года, только в налоговый орган по месту его учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Основание: письма Минфина России от 15.03.2007 N 03-02-07/1-128 и от 05.02.2008 N 03-02-07/1-46 и ФНС России от 19.09.2005 N 02-4-12/73@. И.о. заместителя руководителя Управления А.Н. Чугунова 10 сентября 2008 г. N 14-14/085816 |