ПРАВОМЕРНО ЛИ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ УЧЕСТЬ РАСХОДЫ НА ЛИКВИДАЦИЮ СКВАЖИН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГЕОЛОГО-РАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ НА НЕФТЬ И ГАЗ (ВКЛЮЧАЯ ПОИСКОВО-ОЦЕНОЧНЫЕ И РАЗВЕДОЧНЫЕ СКВАЖИНЫ), ЛИКВИДИРУЕМЫХ ПО ЛЮБОМУ ОСНОВАНИЮ В СООТВЕТСТВИИ С ИНС. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 12.11.08 03-03-06/1/626

              ПРАВОМЕРНО ЛИ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА
           ПРИБЫЛЬ УЧЕСТЬ РАСХОДЫ НА ЛИКВИДАЦИЮ СКВАЖИН ПРИ
         ПРОВЕДЕНИИ ГЕОЛОГО-РАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ НА НЕФТЬ И ГАЗ
         (ВКЛЮЧАЯ ПОИСКОВО-ОЦЕНОЧНЫЕ И РАЗВЕДОЧНЫЕ СКВАЖИНЫ),
          ЛИКВИДИРУЕМЫХ ПО ЛЮБОМУ ОСНОВАНИЮ В СООТВЕТСТВИИ С
        ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ ЛИКВИДАЦИИ, КОНСЕРВАЦИИ СКВАЖИН
           И ОБОРУДОВАНИЯ ИХ УСТЬЕВ И СТВОЛОВ, УТВЕРЖДЕННОЙ
                ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ
                         ОТ 22.05.2002 N 22?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          12 ноября 2008 г.
                           N 03-03-06/1/626

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  о порядке налогового учета расходов на ликвидацию
геолого-разведочных скважин и сообщает следующее.
     Порядок  признания  в  целях  налогообложения прибыли расходов на
освоение  природных  ресурсов  установлен  ст.  261 Налогового кодекса
Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс).  Пунктом  1  данной  статьи
предусмотрено, что расходами на освоение природных ресурсов признаются
расходы  налогоплательщика  на  геологическое  изучение недр, разведку
полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.
     Порядок   проведения   работ,  связанных  с  поиском,  оценкой  и
разработкой    полезных    ископаемых,    геолого-разведочных    работ
регламентируется    Временным   положением   об   этапах   и   стадиях
геолого-разведочных  работ  на  нефть  и  газ,  утвержденным  Приказом
Минприроды России от 07.02.2001 N 126 (далее - Положение).
     В  соответствии  с  данным Положением все скважины, бурящиеся при
геолого-разведочных   работах   и   разработке   нефтяных   и  газовых
месторождений  или  залежей,  независимо  от источников финансирования
подразделяются   на  следующие  категории:  опорные,  параметрические,
структурные,    поисково-оценочные,   разведочные,   эксплуатационные,
специальные.
     Порядок   ликвидации  скважин  определен  Инструкцией  о  порядке
ликвидации,  консервации  скважин  и оборудования их устьев и стволов,
утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.2002 N 22
(далее - Инструкция).
     Указанная  Инструкция определяет порядок ликвидации и консервации
опорных,  параметрических,  поисковых,  разведочных, эксплуатационных,
нагнетательных,    контрольных   (пьезометрических,   наблюдательных),
специальных       (поглощающих,       водозаборных),      йодобромных,
бальнеологических  и  других  скважин,  которые  закладываются с целью
поисков,  разведки,  эксплуатации месторождений нефти, газа и газового
конденсата,   теплоэнергетических,  промышленных  и  минеральных  вод,
геологических  структур  для создания подземных хранилищ нефти и газа,
захоронения промышленных стоков, вредных отходов производства, а также
скважин,  пробуренных  для  ликвидации  газовых  и нефтяных фонтанов и
грифонов.
     Таким  образом,  по  нашему мнению, из сопоставления норм ст. 261
Кодекса  и указанного Положения следует, что расходы налогоплательщика
на освоение природных ресурсов, учитываемые в соответствии с указанной
статьей   Кодекса,   включают  в  себя  расходы  налогоплательщика  на
строительство  и  ликвидацию  всех  скважин,  связанных  с проведением
геолого-разведочных  работ  на  нефть и газ в соответствии с указанным
Положением   (включая   поисково-оценочные  и  разведочные  скважины),
ликвидируемых в соответствии с Инструкцией.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
12 ноября 2008 г.
N 03-03-06/1/626