О ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СИЛУ СПЕЦИФИКИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИБО ОСОБЕННОСТЕЙ СВОЕГО МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЬ НАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ И (ИЛИ) РАСЧЕТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬН. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 22.09.08 09-14/089061

            О ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
      ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СИЛУ СПЕЦИФИКИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИБО
       ОСОБЕННОСТЕЙ СВОЕГО МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЬ НАЛИЧНЫЕ
          ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ И (ИЛИ) РАСЧЕТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
      ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                         22 сентября 2008 г.
                            N 09-14/089061

                                 (Д)


     Управление  Федеральной  налоговой  службы  по г. Москве сообщает
следующее.
     В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее -
НК  РФ) и статьей 6 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О
налоговых органах Российской Федерации" (с последующими изменениями) к
компетенции   налоговых  органов  относится  контроль  за  соблюдением
законодательства  о  налогах  и  сборах,  за правильностью исчисления,
полнотой  и  своевременностью  внесения в бюджетную систему Российской
Федерации   налогов   и   сборов,   а   в   случаях,   предусмотренных
законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления,
полнотой  и  своевременностью  внесения в бюджетную систему Российской
Федерации      других     обязательных     платежей,     установленных
законодательством   Российской   Федерации,   а   также   контроль  за
производством   и   оборотом   этилового   спирта,   спиртосодержащей,
алкогольной  и табачной продукции, валютный контроль, осуществляемый в
соответствии  с  валютным  законодательством  Российской  Федерации, а
также  принятыми  в  соответствии  с ним нормативными правовыми актами
органов валютного регулирования и настоящим Законом.
     Согласно  подпункту  4  пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы
обязаны   бесплатно   информировать   (в   т.ч.  в  письменной  форме)
налогоплательщиков,   плательщиков   сборов   и  налоговых  агентов  о
действующих  налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о
принятых  в  соответствии  с  ним  нормативных правовых актах, порядке
исчисления   и   уплаты   налогов  и  сборов,  правах  и  обязанностях
налогоплательщиков,   плательщиков   сборов   и   налоговых   агентов,
полномочиях   налоговых   органов   и  их  должностных  лиц,  а  также
представлять   формы  налоговых  деклараций  (расчетов)  и  разъяснять
порядок их заполнения.
     В  соответствии  с  пунктами 1 и 4 Положения о ФНС, утвержденного
постановлением  от  30.09.2004  N 506 (далее - Положение), Федеральная
налоговая   служба   (ФНС   России)   является   федеральным   органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за
соблюдением  законодательства  о  налогах  и  сборах, за правильностью
исчисления,  полнотой  и  своевременностью  внесения в соответствующий
бюджет  налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством
Российской   Федерации,   за   правильностью  исчисления,  полнотой  и
своевременностью  внесения  в соответствующий бюджет иных обязательных
платежей,    за    производством    и   оборотом   этилового   спирта,
спиртосодержащей,  алкогольной  и  табачной продукции, а также функции
агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
     Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти,  осуществляющим  государственную  регистрацию юридических лиц,
физических   лиц   в   качестве   индивидуальных   предпринимателей  и
крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным
органом  исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о
банкротстве   и   в   процедурах   банкротства  требований  об  уплате
обязательных  платежей  и  требований Российской Федерации по денежным
обязательствам.
     Федеральная   налоговая  служба  осуществляет  свою  деятельность
непосредственно  и через свои территориальные органы во взаимодействии
с   другими  федеральными  органами  исполнительной  власти,  органами
исполнительной   власти   субъектов   Российской  Федерации,  органами
местного  самоуправления  и  государственными  внебюджетными  фондами,
общественными объединениями и иными организациями.
     Служба  и  ее  территориальные  органы  -  управления  Службы  по
субъектам  Российской  Федерации,  межрегиональные  инспекции  Службы,
инспекции  Службы по районам, районам в городах, городам без районного
деления,  инспекции  Службы  межрайонного  уровня  (далее  - налоговые
органы)   -   составляют  единую  централизованную  систему  налоговых
органов.
     Пунктом  5.1.6 Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая
служба    осуществляет    контроль   за   соблюдением   требований   к
контрольно-кассовой  технике,  порядком  и  условиями ее регистрации и
применения.
     Согласно  пункту 6 Положения Федеральная налоговая служба с целью
реализации  полномочий  в установленной сфере деятельности имеет право
давать   юридическим  и  физическим  лицам  разъяснения  по  вопросам,
отнесенным к установленной сфере деятельности.
     Разъяснение  вопросов  сдачи в аренду торговых площадей гражданам
Российской  Федерации,  в  том  числе не зарегистрированным в качестве
индивидуальных   предпринимателей,  для  осуществления  ими  розничной
торговли,   в   частности,   торговли   продовольственными   товарами,
выращенными  на  принадлежащих  указанным  лицам земельных участках, к
компетенции налоговых органов не относится.
     Одновременно  Управление  сообщает:  в  соответствии со статьей 2
Федерального    закона   от   22.05.2003   N   54-ФЗ   "О   применении
контрольно-кассовой   техники   при  осуществлении  наличных  денежных
расчетов   и   (или)   расчетов   с   использованием  платежных  карт"
контрольно-кассовая  техника,  включенная  в  Государственный  реестр,
применяется  на территории Российской Федерации в обязательном порядке
всеми    организациями   и   индивидуальными   предпринимателями   при
осуществлении  ими  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов с
использованием  платежных  карт  в случаях продажи товаров, выполнения
работ или оказания услуг.
     Организации  и  индивидуальные  предприниматели  в соответствии с
порядком,  определяемым  Правительством  Российской  Федерации,  могут
осуществлять   наличные   денежные   расчеты   и   (или)   расчеты   с
использованием   платежных  карт  без  применения  контрольно-кассовой
техники  в  случае  оказания  услуг  населению  при условии выдачи ими
соответствующих бланков строгой отчетности.
     Порядок    утверждения    формы   бланков   строгой   отчетности,
приравненных  к  кассовым  чекам, а также порядок их учета, хранения и
уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
     Организации  и  индивидуальные  предприниматели  в силу специфики
своей  деятельности  либо  особенностей  своего  местонахождения могут
производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием
платежных   карт   без   применения  контрольно-кассовой  техники  при
осуществлении следующих видов деятельности:
     продажи  газет  и  журналов,  а  также  сопутствующих  товаров  в
газетно-журнальных  киосках  при  условии,  если  доля продажи газет и
журналов  в  их  товарообороте  составляет  не  менее  50  процентов и
ассортимент  сопутствующих  товаров  утвержден  органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи
газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
     продажи ценных бумаг;
     продажи лотерейных билетов;
     продажи  проездных  билетов  и  талонов  для  проезда в городском
общественном транспорте;
     обеспечения  питанием  учащихся  и работников общеобразовательных
школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
     торговли  на  рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также
на  других  территориях,  отведенных  для  осуществления  торговли, за
исключением  находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов,
киосков,  палаток,  автолавок,  автомагазинов, автофургонов, помещений
контейнерного  типа  и других аналогично обустроенных и обеспечивающих
показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных
средств,  в  том  числе  прицепов  и полуприцепов), открытых прилавков
внутри  крытых  рыночных  помещений  при торговле непродовольственными
товарами;
     разносной    мелкорозничной    торговли    продовольственными   и
непродовольственными   товарами  (за  исключением  технически  сложных
товаров  и  продовольственных  товаров, требующих определенных условий
хранения  и  продажи)  с  ручных  тележек, корзин, лотков (в том числе
защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой
пленкой, парусиной, брезентом);
     продажи   в  пассажирских  вагонах  поездов  чайной  продукции  в
ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в
области железнодорожного транспорта;
     продажи  в  сельской местности (за исключением районных центров и
поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах,
расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
     торговли  в  киосках  мороженым  и  безалкогольными  напитками  в
розлив;
     торговли  из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом,
живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
     приема  от  населения  стеклопосуды  и утильсырья, за исключением
металлолома;
     реализации    предметов   религиозного   культа   и   религиозной
литературы,   оказания  услуг  по  проведению  религиозных  обрядов  и
церемоний  в  культовых  зданиях  и сооружениях и на относящихся к ним
территориях,  в  иных местах, предоставленных религиозным организациям
для   этих   целей,   в  учреждениях  и  на  предприятиях  религиозных
организаций,     зарегистрированных     в    порядке,    установленном
законодательством Российской Федерации;
     продажи  по номинальной стоимости государственных знаков почтовой
оплаты   (почтовых   марок   и  иных  знаков,  наносимых  на  почтовые
отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Заместитель
руководителя Управления
Федеральной налоговой службы
по г. Москве
                                                         Н.В. Прокаева
22 сентября 2008 г.
N 09-14/089061