ОБЯЗАННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА-ФИЗЛИЦА ПО УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО И ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГОВ ВОЗНИКАЕТ НЕ РАНЕЕ ДАТЫ ПОЛУЧЕНИЯ НАЛОГОВОГО УВЕДОМЛЕНИЯ, ВЫСТАВЛЯЕМОГО ЗА 30 ДНЕЙ ДО НАСТУПЛЕНИЯ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГОВ НА ОСНОВАНИИ СВЕДЕНИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ РЕГИСТРИРУЮ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 02.12.08 03-05-04-02/71

               ОБЯЗАННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА-ФИЗЛИЦА ПО
              УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО И ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГОВ
                  ВОЗНИКАЕТ НЕ РАНЕЕ ДАТЫ ПОЛУЧЕНИЯ
                НАЛОГОВОГО УВЕДОМЛЕНИЯ, ВЫСТАВЛЯЕМОГО
                ЗА 30 ДНЕЙ ДО НАСТУПЛЕНИЯ СРОКА УПЛАТЫ
                    НАЛОГОВ НА ОСНОВАНИИ СВЕДЕНИЙ,
               ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ РЕГИСТРИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ
               И ОРГАНАМИ РОСНЕДВИЖИМОСТИ. ПРИ ЭТОМ НЕ
              УСТАНОВЛЕНЫ ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРОКА
                 УПЛАТЫ ДАННЫХ НАЛОГОВ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ
              ИНФОРМАЦИЯ ОТ УКАЗАННЫХ ОРГАНОВ ПОСТУПИЛА
               В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ПОСЛЕ УСТАНОВЛЕННОГО
                 СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГОВ. ПРАВОМЕРНО ЛИ
                  НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ В ДАННОМ СЛУЧАЕ В
                  ВОЗМОЖНО КОРОТКИЕ СРОКИ НАПРАВЛЯЮТ
              НАЛОГОВЫЕ УВЕДОМЛЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ-
                 ФИЗЛИЦАМ С УКАЗАНИЕМ СРОКА ПЛАТЕЖА С
                 УЧЕТОМ ТОГО, ЧТОБЫ НА УПЛАТУ НАЛОГА
                     ОСТАВАЛОСЬ НЕ МЕНЕЕ 30 ДНЕЙ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          2 декабря 2008 г.
                           N 03-05-04-02/71

                                 (Д)


     В Министерстве финансов Российской Федерации  рассмотрено  письмо
по   вопросам  о  порядке  и  сроках  исчисления  налоговыми  органами
транспортного  и  земельного  налогов,   направления   соответствующих
налоговых  уведомлений физическим лицам,  а также о порядке пересмотра
неправильно произведенного налогообложения и сообщается следующее.
     Статьей 52  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее  -
Кодекс) установлено,  что в случае,  если  обязанность  по  исчислению
суммы  налога  возлагается  на налоговый орган,  не позднее 30 дней до
наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику
налоговое  уведомление,  в  котором должны быть указаны размер налога,
подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
     Налоговые органы в случаях,  предусмотренных Кодексом,  исчисляют
налоговую базу на основе имеющихся у  них  данных  по  итогам  каждого
налогового периода (п. 5 ст. 54 Кодекса).
     Сумма транспортного       налога,        подлежащая        уплате
налогоплательщиками,  являющимися  физическими  лицами,  исчисляется в
соответствии с п.  1 ст.  362 Кодекса налоговыми органами на основании
сведений,   которые   представляются   в  налоговые  органы  органами,
осуществляющими государственную регистрацию  транспортных  средств  на
территории  Российской  Федерации.  Пунктами 4 и 5 указанной статьи на
органы,  осуществляющие   государственную   регистрацию   транспортных
средств,  возложены  обязанности  сообщать в налоговые органы по месту
своего нахождения о  транспортных  средствах,  зарегистрированных  или
снятых  с  регистрации  в  этих органах,  а также о лицах,  на которых
зарегистрированы транспортные средства,  в течение 10  дней  после  их
регистрации  или  снятия  с  регистрации,  по  состоянию на 31 декабря
истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а
также  обо всех связанных с этими транспортными средствами изменениях,
произошедших за предыдущий календарный год.
     Сумма земельного  налога,  подлежащая уплате налогоплательщиками,
являющимися  физическими   лицами   (за   исключением   индивидуальных
предпринимателей),  исчисляется  в  установленном  порядке  налоговыми
органами (п.  3  ст.  396  Кодекса)  на  основании  сведений,  которые
представляются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 и п. п.
11  и  12  ст.   396   Кодекса   органами,   осуществляющими   ведение
государственного  земельного  кадастра,  и  органами,  осуществляющими
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество  и  сделок  с
ним, а также органами муниципальных образований.
     Таким образом,   Кодексом   и   другими   федеральными   законами
обеспечено  своевременное  представление  указанными  государственными
органами  в  налоговые  органы   сведений,   необходимых   для   учета
налогоплательщиков, правильного и своевременного исчисления налоговыми
органами  транспортного  и  земельного  налогов,   подлежащих   уплате
физическими  лицами  на  основании налоговых уведомлений,  а также для
своевременного  направления  налоговых   уведомлений   соответствующим
налогоплательщикам,  т.е.  не  позднее  30 рабочих дней до наступления
срока  платежа.   Конкретные   сроки   уплаты   транспортного   налога
устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п.  п.  1 и 3
ст.  363 Кодекса),  сроки  уплаты  земельного  налога  устанавливаются
нормативными  правовыми  актами представительных органов муниципальных
образований,  законами  городов   федерального   значения   Москвы   и
СанктПетербурга (п. п. 1 и 4 ст. 397 Кодекса).
     Согласно п.  п. 1 и 2 ст. 44 Кодекса обязанность по уплате налога
возникает,   изменяется   и   прекращается   при   наличии  оснований,
установленных Кодексом или иным актом  законодательства  о  налогах  и
сборах.  Обязанность  по  уплате  конкретного  налога  возлагается  на
налогоплательщика    с     момента     возникновения     установленных
законодательством о налогах и сборах обстоятельств,  предусматривающих
уплату данного налога.
     Пунктом 4 ст. 57 Кодекса установлено, что в случаях, когда расчет
налоговой базы производится налоговым органом,  обязанность по  уплате
налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
     В силу п.  п.  6 и  8  ст.  58  Кодекса  налогоплательщик  обязан
уплатить  налог  (авансовый  платеж)  в  течение  одного месяца со дня
получения налогового уведомления,  если более  продолжительный  период
времени  для  уплаты  налога  (авансового  платежа)  не  указан в этом
налоговом уведомлении.
     Следовательно, до   дня   получения  указанным  физическим  лицом
налогового уведомления по транспортному налогу (земельному  налогу)  у
него не возникает обязанность по уплате этого налога.
     Конституционный Суд Российской  Федерации  неоднократно  отмечал,
что установление временных пределов осуществления мер государственного
принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей,  как
стабильность  и  определенность публичных правоотношений,  обеспечение
стабильности условий  хозяйствования,  поддержание  баланса  публичных
интересов     государства     и     частных     интересов    субъектов
гражданско-правовых  отношений   (Постановления   и   Определения   от
27.04.2001  N  7-П,  от  10.04.2003  N  5-П,  от 14.07.2005 N 9-П,  от
21.04.2005 N 191-О,  от 08.02.2007 N 381-О-П). Установление в качестве
одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п.  1 ст.  17
Кодекса) предполагает его обязательность для обеих  сторон  налогового
правоотношения  (публично-правового  образования и налогоплательщика),
направлено на обеспечение справедливого баланса  публичных  и  частных
интересов.
     Однако Кодексом не установлены порядок и сроки  перерасчета  сумм
транспортного и земельного налогов, неправильно исчисленных налоговыми
органами  (в  том  числе  на  основе  имеющейся  у  них  неполной  или
недостоверной  информации)  и  подлежащих уплате налогоплательщиками -
физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также порядок
и    сроки    привлечения    к    уплате   указанных   налогов   таких
налогоплательщиков, своевременно не привлеченных к уплате этих налогов
при  наличии  у  налоговых органов сведений о соответствующих объектах
налогообложения.
     Установленный п.  п. 10 и 11 ст. 5 Закона Российской Федерации "О
налогах на имущество физических лиц" срок давности (не  более  чем  за
три  предыдущих  года)  привлечения  к  уплате соответствующего налога
физических лиц,  своевременно не привлеченных к уплате  этого  налога,
либо   пересмотра   неправильно   произведенного   налогообложения  не
распространяется на другие налоги.  Вместе с тем п. 7 указанной статьи
предусмотрен   перерасчет   суммы   соответствующих  налогов,  который
производится не  более  чем  за  три  года  по  письменному  заявлению
налогоплательщика   в   случае   несвоевременного   его  обращения  за
предоставлением льготы по уплате этих налогов.
     Налогоплательщики имеют  право на своевременный зачет или возврат
сумм излишне уплаченных налогов  (пп.  5  п.  1  ст.  21  Кодекса),  а
налоговые    органы    обязаны    принимать    решения    о   возврате
налогоплательщику   сумм   излишне   уплаченных   налогов,   а   также
осуществлять   зачет   сумм  излишне  уплаченных  налогов  в  порядке,
предусмотренном Кодексом (пп.  7 ст.  32 Кодекса).  Заявление о зачете
или  о  возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано на
основании п.  7 ст.  78 Кодекса в  течение  трех  лет  со  дня  уплаты
указанной суммы.
     Следовательно, в случае если  неправильное  исчисление  налоговым
органом  транспортного  налога или земельного налога повлекло излишнюю
уплату налога  налогоплательщиком  -  физическим  лицом  на  основании
налогового  уведомления,  налоговым  органом  должен  быть  произведен
соответствующий  перерасчет,  а  сумма  излишне   уплаченного   налога
подлежит  зачету  (возврату) в порядке и сроки,  установленные ст.  78
Кодекса.
     В числе основных начал законодательства о налогах и сборах (п.  1
ст.  3 Кодекса)  предусмотрена  обязанность  каждого  лица  уплачивать
законно  установленные  налоги  и сборы.  Законодательство о налогах и
сборах   основывается   на   признании   всеобщности    и    равенства
налогообложения.  При  установлении  налогов  учитывается  фактическая
способность налогоплательщика к уплате налога.
     Из вышеуказанных  норм  Кодекса  следует,  что  физические лица -
налогоплательщики   транспортного   и   земельного   налогов    должны
привлекаться  к  уплате этих налогов,  исчисленных по итогам налоговых
периодов в соответствии с законодательством о  налогах  и  сборах,  на
основании налоговых уведомлений, направляемых своевременно.
     В целях   обеспечения   дополнительной   гарантии   защиты   прав
физических    лиц,    своевременно   не   привлеченных   в   нарушение
установленного порядка к уплате транспортного или  земельного  налога,
представляется целесообразным внести в Кодекс изменения,  направленные
на установление временных пределов  привлечения  указанных  физических
лиц   к   уплате  таких  налогов,  а  также  пересмотра  неправильного
исчисления налоговыми органами налогов,  повлекшего  их  доначисление.
Полагаем,    что    установление    временных   пределов   привлечения
налогоплательщиков к уплате налогов на основании налоговых уведомлений
обеспечивает  стабильность  и определенность публичных правоотношений,
является  фактором,  дисциплинирующим  налоговые  органы,  гарантирует
своевременность  исчисления  и  уплаты указанных налогов и направления
налогоплательщикам  соответствующих  налоговых  уведомлений,  а  также
сохранность  необходимой  доказательной  базы  в  случае возникновения
спора по поводу исчисления и уплаты таких налогов.
     Впредь до  установления  Кодексом  указанных  временных  пределов
представляется  возможным  поддержать  изложенную  в   рассматриваемом
письме   позицию   об   обеспечении  направления  в  кратчайшие  сроки
физическим  лицам  налоговых  уведомлений  об   уплате   транспортного
(земельного)    налога    при    наличии    соответствующего   объекта
налогообложения за прошедшие налоговые периоды в случаях представления
регистрирующими  органами  в  налоговые  органы  сведений,  являющихся
основаниями для исчисления этих налогов,  с  нарушением  установленных
сроков. Обязанность налогоплательщика по уплате этого налога возникнет
в силу п.  4  ст.  57  Кодекса  не  ранее  даты  получения  налогового
уведомления. При этом налогоплательщик обязан уплатить налог в течение
одного месяца со дня  получения  налогового  уведомления,  если  более
продолжительный  период  времени  для  уплаты  налога не указан в этом
налоговом уведомлении (п. п. 6 и 8 ст. 58 Кодекса).
     Кроме того, представляется целесообразным рекомендовать налоговым
органам  при  принятии  решений  о  перерасчете  и  доначислении  сумм
транспортного и земельного налогов, неправильно исчисленных налоговыми
органами и подлежащих уплате налогоплательщиками - физическими  лицами
на  основании  налоговых  уведомлений  за прошедшие налоговые периоды,
руководствоваться сложившейся судебной практикой.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
                                                           С.Д.ШАТАЛОВ
2 декабря 2008 г.
N 03-05-04-02/71