О ПРИЗНАНИИ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ОТНОШЕНИИ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ДОЛИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕН МНОГОКВАРТИРНЫЙ ДОМ.. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 04.12.08 03-05-06-02/85

        О ПРИЗНАНИИ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ 
        ДОМЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ОТНОШЕНИИ
             СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ДОЛИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НА
               КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕН МНОГОКВАРТИРНЫЙ ДОМ.

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          4 декабря 2008 г.
                           N 03-05-06-02/85

                                 (Д)


     Департамент налоговой  и  таможенно-тарифной  политики рассмотрел
письмо по вопросу уплаты земельного налога  и  постановки  на  учет  в
налоговом  органе  по  месту  нахождения земельного участка и сообщает
следующее.
     В соответствии  со  ст.  388 гл.  31 "Земельный налог" Налогового
кодекса   Российской   Федерации   (далее    -    Налоговый    кодекс)
налогоплательщиками   земельного   налога   признаются  организации  и
физические   лица,   обладающие   земельными   участками   на    праве
собственности,  праве  постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения.  При этом  налогоплательщиками  не
признаются   организации  и  физические  лица  в  отношении  земельных
участков,  находящихся  у  них  на   праве   безвозмездного   срочного
пользования или переданных им по договору аренды.
     Согласно ст.  16 Федерального закона от 29.12.2004  N  189-ФЗ  "О
введении  в  действие  Жилищного  кодекса Российской Федерации" (далее
-Федеральный закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены
многоквартирный  дом  и  иные  входящие  в  состав такого дома объекты
недвижимого имущества,  который сформирован  до  введения  в  действие
Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен
государственный кадастровый учет,  переходит бесплатно в общую долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
     В случае  если  земельный   участок,   на   котором   расположены
многоквартирный  дом  и  иные  входящие  в  состав такого дома объекты
недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного
кодекса  Российской  Федерации,  на  основании решения общего собрания
собственников помещений в многоквартирном  доме  любое  уполномоченное
указанным  собранием  лицо  вправе обратиться в органы государственной
власти или органы местного самоуправления с заявлением о  формировании
земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
     Формирование земельного   участка,    на    котором    расположен
многоквартирный  дом,  осуществляется  органами государственной власти
или органами местного самоуправления.
     С момента   формирования  земельного  участка  и  проведения  его
государственного кадастрового  учета  земельный  участок,  на  котором
расположены  многоквартирный  дом и иные входящие в состав такого дома
объекты недвижимого имущества,  переходит бесплатно  в  общую  долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
     Вместе с тем необходимо отметить, что основания прекращения права
собственности  на земельные участки предусмотрены в ст.  44 Земельного
кодекса Российской Федерации  (далее  -  Земельный  кодекс),  к  числу
которых  отнесены  отчуждение  собственником своего земельного участка
другим лицам,  отказ собственника от права собственности на  земельный
участок,  принудительное изъятие у собственника его земельного участка
в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
     Таким образом, вышеуказанное положение жилищного законодательства
не  влечет  автоматического  прекращения  права  государственной   или
муниципальной  собственности на земельный участок путем его перехода в
общую долевую собственность собственников помещений в  многоквартирном
доме.
     Кроме того,  положения  ст.  16  Федерального  закона  N   189-ФЗ
содержат   лишь   условия  перехода  земельного  участка,  на  котором
расположен многоквартирный дом,  в общую долевую собственность,  но не
определяют  порядок такого перехода,  в связи с чем полагаем,  что для
перехода   земельного   участка   в   общую   долевую    собственность
собственников  помещений  в многоквартирном доме необходимо соблюдение
общего (заявительного) порядка оформления земельно-правовых отношений.
     На основании  ст.  ст.  28 и 29 Земельного кодекса предоставление
гражданам  и  юридическим  лицам   земельных   участков   из   земель,
находящихся   в   государственной   или  муниципальной  собственности,
осуществляется за плату на основании  решения  исполнительных  органов
государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих
правом предоставления соответствующих земельных участков. Вместе с тем
в случаях,  предусмотренных Земельным кодексом,  федеральными законами
(в частности,  ст.  16 Федерального  закона  N  189-  ФЗ)  и  законами
субъектов  Российской  Федерации,  предоставление земельных участков в
собственность  граждан  и   юридических   лиц   может   осуществляться
бесплатно.
     Учитывая изложенное,  а также принимая  во  внимание  сложившуюся
судебно-арбитражную    практику    (например,    Определение   Высшего
Арбитражного Суда  Российской  Федерации  от  19.10.2007  N  10248/07,
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.07.2007 N А28-8421/2006-
394/30,  Постановление  ФАС  Западно-Сибирского  округа от  22.03.2007
N Ф04-1251/2007),   полагаем,  что  для  оформления  земельно-правовых
отношений   по   передаче   земельного   участка,    находящегося    в
государственной   или   муниципальной   собственности   и  на  котором
расположен  многоквартирный  дом,  в   общую   долевую   собственность
необходимо     издание     соответствующего     ненормативного    акта
уполномоченного органа.
     Таким образом,  если  земельный  участок,  на  котором расположен
многоквартирный  дом,   сформирован   в   соответствии   с   земельным
законодательством     и    законодательством    о    градостроительной
деятельности, указанному земельному участку присвоен кадастровый номер
и  уполномоченным  органом государственной власти или органом местного
самоуправления издано решение о передаче земельного  участка  в  общую
долевую  собственность собственников помещений в многоквартирном доме,
собственники   помещений    в    многоквартирном    доме    признаются
налогоплательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли
земельного участка.
     Также обращаем   внимание,   что   на  основании  п.  1  ст.  131
Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие
вещные   права   на   недвижимые   вещи,  ограничения  этих  прав,  их
возникновение,  переход   и   прекращение   подлежат   государственной
регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими
государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
     Согласно Инструкции  об  особенностях  внесения  записей в Единый
государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при
государственной  регистрации  прав  на  объекты недвижимого имущества,
являющиеся общим имуществом  в  многоквартирном  доме,  предоставлении
информации  о зарегистрированных правах общей долевой собственности на
такие объекты недвижимого  имущества,  утвержденной  Приказом  Минюста
России  от  14.02.2007  N 29,  заявления о государственной регистрации
права общей долевой собственности на объекты недвижимости,  являющиеся
общим  имуществом  в  многоквартирном доме,  ограничения (обременения)
данного  права  могут  представляться:  собственниками   помещений   в
многоквартирном   доме;   представителями  собственников  помещений  в
многоквартирном доме,  если это право предоставлено  им  на  основании
надлежащим образом оформленных доверенностей, решением общего собрания
собственников, на ином соответствующем закону основании.
     Одновременно отмечаем,  что  согласно  п.  4  ст.  85  Налогового
кодекса органы,  осуществляющие государственную  регистрацию  прав  на
недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним  обязаны  сообщать сведения о
расположенном на подведомственной им территории недвижимом  имуществе,
зарегистрированном    в    этих    органах    (правах    и    сделках,
зарегистрированных в этих органах),  и об их  владельцах  в  налоговые
органы   по   месту  своего  нахождения  в  течение  10  дней  со  дня
соответствующей регистрации.
     На основании п.  5 ст.  83 Налогового кодекса постановка на учет,
снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе  по
месту    нахождения    принадлежащего    им    недвижимого   имущества
осуществляются на основании сведений,  сообщаемых органами, указанными
в ст. 85 Налогового кодекса.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
4 декабря 2008 г.
N 03-05-06-02/85