ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕДАННЫХ ИМ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ВОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 6 сентября 2007 г. N 309 (Д) В целях правильного применения законодательства по осуществлению контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Временные методические указания по исполнению Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами государственной функции по осуществлению контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений (далее - Временные методические указания). 2. Территориальным органам Росприроднадзора руководствоваться в своей деятельности Временными методическими указаниями. 3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Росприроднадзора Митволь О.Л. Временно исполняющий обязанности Руководителя С.Р.ЛЕВИ 6 сентября 2007 г. N 309 УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 6 сентября 2007 года N 309 ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕДАННЫХ ИМ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ВОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящие Временные методические указания определяют последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений. 2. Исполнение государственной функции по осуществлению контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений осуществляется в соответствии с: Конституцией Российской Федерации ("Российская газета", 1993, N 237); Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ ("Собрание законодательства Российской Федерации", 05.06.2006, N 23, ст. 2381); Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ ("Российская газета", N 256, 31.12.2001); Федеральным законом "О государственной гражданской службе" от 27.07.2004 N 79-ФЗ ("Российская газета", N 162, 31.07.2004); Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ ("Российская газета", N 95, 05.05.2006); Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" от 11.11.2005 N 679 ("Собрание законодательства Российской Федерации", 21.11.2005, N 47, ст. 4933); Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения об осуществлении контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов" от 25.12.2006 N 801 ("Российская газета", N 297, 31.12.2006); Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" от 30.07.2004 N 400 ("Российская газета", N 170, 11.08.2004). 3. Государственная функция по осуществлению контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений исполняется непосредственно Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и через свои территориальные органы. 4. Адреса и контактные телефоны территориальных органов Росприроднадзора размещены на сайте Росприроднадзора: http://control.mnr.gov.ru и обновляются по мере поступления информации о соответствующих изменениях в указанных адресах и телефонах. 5. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления в соответствии с ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ полномочий Российской Федерации в области водных отношений. 6. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений: а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; б) заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и начальник управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов; в) заместитель начальника управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающий вопросами федерального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов; г) федеральные государственные гражданские служащие ведущей (за исключением должностей, указанных в подпункте "в" настоящего пункта) и старшей группы должностей категории "специалисты" Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и старшей групп должностей Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов; д) руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; е) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов; ж) начальники отделов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов; з) заместители начальников отделов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов; и) федеральные государственные гражданские служащие ведущей (за исключением должностей, указанных в подпунктах "ж" и "з" настоящего пункта) и старшей групп должностей категории "специалисты" отделов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов. 7. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы при осуществлении контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами. II. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ Содержание государственной функции 8. Задачей государственной функции по осуществлению контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений является обеспечение надлежащего исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений, в том числе по: предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ; осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. 9. Контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений осуществляются в форме плановых контрольных проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, а также в форме внеплановых контрольных проверок с соблюдением прав и законных интересов органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 10. Продолжительность контрольной проверки не должна превышать один месяц. 11. Руководителем органа контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений или его заместителем срок проведения контрольной проверки может быть продлен по мотивированному предложению должностного лица, но не более чем на один месяц, при следующих обстоятельствах: необходимости проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю; необходимости дополнительного изучения материалов, связанных с проводимой контрольной проверкой, в том числе выезда на объекты работы; несвоевременного представления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в ходе контрольной проверки требуемых материалов; в случае предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации недостоверной информации, а также в связи с необходимостью уточнения достоверности информации в других государственных органах Российской Федерации и организациях. 12. Участие в контрольной проверке по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений по согласованию с руководителями органов (организаций), представители которых принимают участие в проводимой Росприроднадзором проверке по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений. 13. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны создавать должностным лицам, осуществляющим контрольную проверку необходимые условия для работы, предоставлять запрашиваемые документы, имеющие отношения к предмету проверки, давать объяснения по вопросам, входящим в компетенцию органов, осуществляющих контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений. 14. Орган государственной власти должны направлять в адрес Росприроднадзора информацию о принятых правовых актах, регулирующих вопросы осуществления государственного лесного контроля не позднее: недели с момента опубликования или издания (в случае если опубликование не требуется) - в отношении актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации; пяти рабочих дней со дня принятия - в отношении актов, издаваемых структурным подразделением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, непосредственно осуществляющим государственный лесной контроль и надзор. Проведение плановых контрольных проверок 15. Плановые контрольные проверки по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений осуществляются Росприроднадзором и его территориальными органами. 16. О проведении плановой контрольной проверки по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений орган государственной власти субъекта Российской Федерации уведомляется в письменной форме не менее чем за три дня до начала проведения плановой проверки. 17. Основанием для проведения плановой проверки является план проведения контрольных проверок. Ограничением для включения в план проведения контрольных проверок является проведение плановой контрольной проверки в отношении одного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение последних двух лет. 18. Плановые контрольные проверки по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений проводятся Росприроднадзором и его территориальными органами в соответствии с планом проведения контрольных проверок по контролю и надзору за исполнением органами государственной блести субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений. 19. Ежегодные планы проведения территориальными органами Росприроднадзора контрольных проверок по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений составляются в каждом территориальном органе Росприроднадзора и утверждаются приказами департаментов Росприроднадзора в соответствующем федеральном округе. 20. На основе планов проведения территориальными органами Росприроднадзора контрольных проверок по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений в каждом департаменте Росприроднадзора в соответствующем федеральном округе составляются планы проведения департаментами Росприроднадзора в соответствующем федеральном округе контрольных проверок по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений и утверждаются приказом Росприроднадзора. 21. На основе планов проведения департаментами Росприроднадзора в соответствующем федеральном округе контрольных проверок по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений составляется план проведения Росприроднадзором контрольных проверок по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений, куда дополнительно включаются плановые контрольные проверки, проводимые центральным аппаратом Росприроднадзора, и в течение 10 дней размещается на официальном сайте Росприроднадзора: http://control.mnr.gov.ru. 22. На основании мотивированного обращения территориального органа Росприроднадзора, связанного с невозможностью проведения плановой контрольной проверки в установленные сроки, допускается внесение изменений в установленные сроки проведения контрольных проверок, предусмотренных в годовом плане проведения контрольных проверок по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений Росприроднадзора и его территориальных органов. В планы проведения территориальными органами Росприроднадзора контрольных проверок по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений изменения вносятся приказами департаментов Росприроднадзора в соответствующем федеральном округе. В планы проведения департаментами Росприроднадзора в соответствующем федеральном округе контрольных проверок по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений изменения вносятся приказом Росприроднадзора. В план проведения Росприроднадзором контрольных проверок по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений изменения вносятся приказом Росприроднадзора. 23. В планах проведения контрольных проверок контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений указываются: а) наименование подлежащего проверке органа государственной власти субъекта Российской Федерации; б) наименование территориального органа Росприроднадзора, осуществляющего плановую контрольную проверку по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений; в) структурное подразделение (должностное лицо), ответственное за проведение плановой контрольной проверки по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений; г) срок исполнения плановой контрольной проверки по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений; д) участие в плановой контрольной проверке по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений других государственных органов (организаций), общественных объединений, граждан. Проведение внеплановых контрольных проверок 24. Факты, являющиеся основанием для начала осуществления государственной функции: осуществление контроля за исполнением предписаний (требований, уведомлений) об устранении выявленных в результате плановой контрольной проверки по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений; получение информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в результате ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений; обращения, граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанные с невыполнением ими обязательных требований при исполнении переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений, а также получение иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. В независимости от основания проведения внеплановой проверки порядок осуществления контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений осуществляется в соответствии с установленным настоящими Временными методическими указаниями порядком проведения контрольной проверки. 25. Внеплановые контрольные проверки выполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений предписаний (требований, уведомлений) об устранении выявленных в результате контрольных проверок нарушений проводятся строго по окончании действия предписаний (требований, уведомлений), отсчитывая срок с даты поступления органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписания (требования, уведомления). В обязательном порядке должны фиксироваться вновь выявленные нарушения, а также факты нарушений, носящих систематический характер. 26. Без предварительного уведомления органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений проводятся внеплановые контрольные проверки на основании приказа о проведении внеплановой контрольной проверки и предъявлении служебного удостоверения. 27. Внеплановые контрольные проверки не проводятся в случаях обращений, не позволяющих установить лицо, обратившееся в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или его территориальный орган. Порядок проведения контрольной проверки 28. Контрольные проверки проводятся на основании приказов руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Росприроднадзора. 29. Копия приказа о проведении контрольной проверки, заверенная печатью Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора, издавшего приказ, предъявляется должностным лицом, осуществляющим контрольную проверку, руководителю или иному должностному лицу проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему для осуществления полномочия Российской Федерации в области водных отношений, одновременно с удостоверением государственного инспектора. 30. В приказе о проведении контрольной проверки указываются: для плановых проверок - дата, номер приказа, утверждающего план проверок; для внеплановых проверок - основания, предусмотренные нормативным правовым актом, определяющим порядок осуществления контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений; номер и дата приказа о проведении контрольной проверки; наименование органа Росприроднадзора, осуществляющего контрольную проверку; фамилия, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение контрольной проверки, а в случае проведения контрольной проверки комиссией - должности, фамилии, имена и отчества председателя комиссии и должностных лиц, входящих в состав комиссии; наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится контрольная проверка; цели, задачи и предмет проводимой контрольной проверки; дата начала и окончания контрольной проверки; правовые основания проведения контрольной проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; подпись руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Росприроднадзора, утвердившего приказ, с указанием его фамилии. 31. Обследование водных объектов, полномочия по осуществлению охраны которых и по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении которых переданы органам государственной власти субъекта Российской Федерации, рассмотрение, изучение документов таких органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в присутствии руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его законного представителя. По результатам осмотра составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о руководителе органа государственной власти субъекта Российской Федерации и о его законном представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов. В случае отказа руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его законного представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись, копия протокола об осмотре вручается руководителю органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его законному представителю. 32. В случае выявления в результате контрольной проверки фактов ненадлежащего осуществления органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных им полномочий по осуществлению государственного лесного контроля и надзора должностные лица, осуществляющие контрольную проверку: выдают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, подлежащие выполнению в сроки, установленные в предписаниях; вносят предложения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации о привлечении к ответственности, в том числе дисциплинарной, лиц, виновных в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на них обязанностей, и о возмещении нанесенного Российской Федерации ущерба в полном объеме. 33. По результатам проведенной контрольной проверки должностные лица, осуществляющие контрольную проверку, знакомят руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его законного представителя с результатами контрольной проверки, вручая один экземпляр акта проверки либо направляя его посредством почтовой связи с уведомлением о вручении. 34. К акту проверки могут прилагаться акты об отборе образцов (проб), обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами контрольной проверки. 35. При выявлении невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица Росприроднадзора, осуществляющего контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений, Росприроднадзор возбуждает дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ и направляет для рассмотрения по подведомственности. 36. В случае, когда известно, что деятельность органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия Российской Федерации в области водных отношений, являющаяся объектом проведения контрольной проверки, связана с нарушениями требований законодательства, вопросы выявления, предотвращения и пресечения которых не относятся к компетенции Росприроднадзора, должны быть проинформированы соответствующие уполномоченные органы государственной власти. 37. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений. Порядок оформления результатов контрольных проверок Росприроднадзором и его территориальными органами 38. По результатам контрольных проверок должностными лицами органа контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений, проводившими или руководившими их проведением, составляются акты проверки исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений в двух экземплярах (далее - акт проверки). 39. В акте проверки указываются: дата и место составления акта проверки; наименование органа Росприроднадзора, осуществляющего контрольную проверку; дата и номер приказа, на основании которого проведена контрольная проверка; фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего контрольную проверку; наименование проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации, фамилия, имя, отчество, должность представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, присутствовавших при проведении контрольной проверки; дата, время и место проведения контрольной проверки; сведения о результатах контрольной проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений; сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также лиц, присутствовавших при проведении контрольной проверки, их подписи или отказ от подписи; подпись должностного лица (лиц), осуществившего контрольную проверку. 40. В акте проверки перечисляются все выявленные нарушения требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений. 41. В акте проверке формулируется общий вывод о соблюдении (или несоблюдении) органами государственной власти субъекта Российской Федерации требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений. В случае отсутствия нарушений делается соответствующая запись. 42. К акту проверки прилагаются необходимые для обоснования выводов и рекомендаций (должностного лица органа федерального контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений) материалы: техническое задание на проведение контрольной проверки; заключения по отдельным направлениям проведенной контрольной проверки, а также "особые мнения", при их наличии; копия договора на водопользование и(или) решения о предоставлении водных объектов в пользование со всеми приложениями; справки, объяснения и иные документы, имеющие отношение к контрольной проверке. Наименования указанных материалов перечисляются в разделе "Список приложений, обосновывающих выводы и рекомендации (должностного лица органа контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений)" акта проверки. 43. В случае выявления в результате контрольной проверки нарушений, в акте проверки указываются место, время совершения и событие нарушения, объяснение уполномоченного представителя проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иные необходимые сведения. 44. Акт проверки составляется в 2 экземплярах в день окончания контрольной проверки. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств нарушений, выявленных в результате контрольной проверки, акт проверки составляется в недельный срок со дня окончания контрольной проверки. 45. Акт проверки после его составления подписывается должностным лицом органа контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации б области водных отношений, проводившим или руководившим ее проведением. 46. При проведении контрольной проверки совместно с иными контрольными органами акт проверки подписывается представителями указанных контрольных органов. 47. С актом проверки должностное лицо органа контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений, проводившее или руководившее ее проведением, знакомит под роспись руководителя (уполномоченного представителя) проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае отказа руководителя (уполномоченного представителя) проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации подписать акт проверки, в указанном акте делается соответствующая запись. 48. Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, остающемуся в деле органа федерального контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений. 49. Копия оформленного в установленном порядке акта проверки и прилагающихся к нему документов в течение 10 рабочих дней со дня окончания контрольной проверки представляется на рассмотрение руководителю органа контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений. 50. Должностное лицо органа контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений в случае выявления в ходе контрольной проверки нарушений на основании акта проверки дает уполномоченному представителю проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации предписания по устранению выявленных нарушений и о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий (далее - предписание), в пятидневный срок после подписания акта проверки. 51. Предписание содержит следующие положения: а) дата и место составления предписания; б) дата и номер акта проверки исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на основании которого выдается предписание; г) фамилия, имя, отчество и должность лица, выдавшего предписание, номер его служебного удостоверения; д) наименование проверяемого органа государственной власти субъектов Российской Федерации; фамилия, имя и отчество должностного (физического) лица, которому выдается предписание; е) содержание предписания (конкретное мероприятие, которое должно быть выполнено проверяемым органом государственной власти субъектов Российской Федерации), срок исполнения, основание вынесения предписания; ж) сведения о вручении копии предписания лицу, которому вынесено предписание, его уполномоченному представителю, их подписи, расшифровка подписей, дата вручения, либо отметка об отправлении предписания почтой. 52. В случае, если результаты контрольной проверки содержат сведения, составляющие государственную тайну, они оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны. Порядок обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц, ответственных за выполнение действий по осуществлению контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений 53. Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляемых (принятых) в ходе выполнения настоящих Временных методических указаний, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. 54. Действия (бездействие) и решения должностных лиц Росприроднадзора или его территориальных органов, осуществляемые (принятые) в рамках исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений, могут быть обжалованы в административном, судебном и досудебном порядке. 55. В досудебном порядке: действия (бездействие) и решения руководителя Росприроднадзора могут быть обжалованы Министру природных ресурсов Российской Федерации; действия (бездействие) и решения должностного лица Росприроднадзора могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу Росприроднадзора; действия (бездействие) и решения руководителя территориального органа Росприроднадзора могут быть обжалованы руководителю Росприроднадзора; действия (бездействие) и решения должностного лица территориального органа Росприроднадзора могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу территориального органа Росприроднадзора. 56. Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц Росприроднадзора и его территориальных органов осуществляется путем направления письменной жалобы. 57. Заявитель в своей жалобе в обязательном порядке указывает: а) наименование государственного органа, в который направляется жалоба; б) фамилию, имя, отчество (наименование организации); в) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; г) изложение сути жалобы (в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя и его требования); д) личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменной жалобе документы и материалы либо их копии. 58. Письменная жалоба, поступившая в государственный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации жалобы. 59. В исключительных случаях руководитель государственного органа либо уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя, направившего жалобу. 60. В случае, если в письменной жалобе не указаны фамилия заявителя, направившего жалобу, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается. 61. При получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы имуществу государственного органа, угрозы имуществу, жизни, здоровью должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом. 62. В случае, если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. 63. В случае, если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же государственный орган. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу. 64. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и его территориальные органы: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием заявителя, направившего жалобу, или его законного представителя; при необходимости запрашивает документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; по результатам рассмотрения жалобы принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, дает письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов. 65. Если в результате рассмотрения жалоба признана обоснованной, то соответствующим должностным лицом принимается решение о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации должностного лица, ответственного за действие (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции, и повлекшие за собой жалобу. 66. Заявителю должностным лицом, рассматривавшим жалобу, направляется сообщение о принятом решении и действиях, проведенных в соответствии с принятым решением, в течение 10 дней после принятия решения. 67. Если в ходе рассмотрения жалоба признана необоснованной, заявителю направляется сообщение о результате рассмотрения жалобы с указанием причин необоснованности жалобы. 68. Ответ на жалобу подписывается руководителем Росприроднадзора, его заместителем, руководителями территориальных органов или их заместителями или уполномоченным на то должностным лицом и направляется по почтовому адресу, указанному в обращении. 69. В судебном порядке решения Росприроднадзора или его территориальных органов, принятые в рамках исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений, могут быть обжалованы в суды или арбитражные суды в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. |