ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ АБЗАЦА ЧЕТЫРНАДЦАТОГО СТАТЬИ 3 И ПУНКТА 3 СТАТЬИ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)" В СВЯЗИ С ЖАЛОБ. Постановление. Конституционный Суд РФ. 18.07.08 10-П

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           18 июля 2008 г.

                                N 10-П

                                (КСР)

                 ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
               ПОЛОЖЕНИЙ АБЗАЦА ЧЕТЫРНАДЦАТОГО СТАТЬИ 3
       И ПУНКТА 3 СТАТЬИ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ ПРАВ
          ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
         ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)"
             В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА В.В. МИХАЙЛОВА

                                Именем
                         Российской Федерации

     Конституционный    Суд    Российской    Федерации    в    составе
председательствующего  - судьи Г.А. Гаджиева, судей Н.С. Бондаря, А.Л.
Кононова,  Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы,
О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,
     с  участием  постоянного  представителя  Государственной  Думы  в
Конституционном    Суде    Российской   Федерации   А.Н.   Харитонова,
представителя   Совета  Федерации  -  доктора  юридических  наук  Е.В.
Виноградовой,   полномочного   представителя   Президента   Российской
Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.В. Кротова,
     руководствуясь  статьей  125  (часть  4)  Конституции  Российской
Федерации,  пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи
3,  пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 74, 86, 96, 97 и 99
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации",
     рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
положений  абзаца  четырнадцатого  статьи  3  и  пункта  3  статьи  10
Федерального  закона  "О  защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
     Поводом  к  рассмотрению  дела  явилась  жалоба  гражданина  В.В.
Михайлова.  Основанием  к  рассмотрению  дела  явилась  обнаружившаяся
неопределенность   в  вопросе  о  том,  соответствуют  ли  Конституции
Российской  Федерации  оспариваемые  заявителем положения Федерального
закона    "О    защите   прав   юридических   лиц   и   индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
     Заслушав  сообщение  судьи-докладчика  С.П.  Маврина,  объяснения
представителей   стороны,   принявшей   и   подписавшей   оспариваемый
Федеральный  закон,  выступления приглашенных в заседание полномочного
представителя  Правительства  Российской  Федерации  в Конституционном
Суде   Российской   Федерации  М.Ю.  Барщевского,  представителей:  от
Генерального  прокурора  Российской  Федерации  -  Т.А. Васильевой, от
Министерства   юстиции  Российской  Федерации  -  А.Н.  Савенкова,  от
Федерального  агентства  по  техническому регулированию и метрологии -
В.Р.  Смеречука,  от  Общероссийской общественной организации малого и
среднего предпринимательства "Опора России" - К.Н. Алешина, исследовав
представленные   документы   и  иные  материалы,  Конституционный  Суд
Российской Федерации

                              установил:

     1.   В   ходе   проверки,   проведенной  территориальным  отделом
(инспекцией)   по   Курской   области   Центрального  межрегионального
территориального  управления  Федерального  агентства  по техническому
регулированию    и   метрологии   на   принадлежащей   индивидуальному
предпринимателю  В.В. Михайлову автозаправочной станции, были отобраны
образцы  автомобильного  бензина на стадии реализации. Экспертиза этих
образцов,  проведенная  химико-технической  лабораторией  федерального
государственного  учреждения "Курский центр стандартизации, метрологии
и    сертификации",    выявила   нарушение   обязательных   требований
государственных     стандартов,     предъявляемых     к    реализуемым
горюче-смазочным  материалам, в связи с чем в отношении В.В. Михайлова
был    составлен    протокол   об   административном   правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП Российской Федерации.
     Решением  Арбитражного  суда  Курской  области от 13 декабря 2006
года  В.В.  Михайлов  был  признан  виновным  в  совершении указанного
административного  правонарушения  и  ему  назначено  наказание в виде
административного  штрафа  в  размере 500 рублей. Кроме того, решением
Арбитражного  суда Курской области от 26 апреля 2007 года, оставленным
без     изменения     Постановлением    Девятнадцатого    арбитражного
апелляционного суда от 23 июля 2007 года, с него были взысканы расходы
на  осуществление  исследований и экспертиз в размере 12 138 рублей 66
копеек  на  основании абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи
10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
     Оспаривая     конституционность     указанных    законоположений,
устанавливающих   соответственно   недопустимость   взимания  органами
государственного   контроля   (надзора)  платы  с  юридических  лиц  и
индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю,
за   исключением   случаев   возмещения   расходов   на  осуществление
исследований  (испытаний)  и  экспертиз, в результате которых выявлены
нарушения   обязательных   требований,   и   правомочие  этих  органов
обращаться  в  суд  с требованием о возмещении произведенных расходов,
гражданин  В.В.  Михайлов  утверждает, что взыскание на их основании с
индивидуального предпринимателя денежных средств наряду с привлечением
к  административной  ответственности  означает,  по  существу, двойное
наказание за одно и то же правонарушение и потому носит карательный, а
не  компенсационный характер, и просит признать эти законоположения не
соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 и 50.
     Исходя  из  того, что в силу части третьей статьи 74 Федерального
конституционного  закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Конституционный   Суд  Российской  Федерации  принимает  постановления
только  по  предмету,  указанному  в обращении, и лишь в отношении той
части акта, конституционность которой подвергается сомнению, предметом
рассмотрения  Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему
делу являются взаимосвязанные положения абзаца четырнадцатого статьи 3
и  пункта  3  статьи  10  Федерального закона от 8 августа 2001 года N
134-ФЗ    "О    защите   прав   юридических   лиц   и   индивидуальных
предпринимателей  при проведении государственного контроля (надзора)",
которыми  в исключение из общего правила предусматривается возможность
взимания  в  судебном  порядке  по  требованию органа государственного
контроля   (надзора)   с   индивидуальных  предпринимателей  платы  за
проведение  мероприятий  по  контролю  в  форме  возмещения  расходов,
понесенных  этим  органом при осуществлении исследований (испытаний) и
экспертиз,  выявивших  нарушения обязательных требований к реализуемой
ими продукции.
     2.   Согласно   Конституции  Российской  Федерации  в  Российской
Федерации  как  демократическом  правовом государстве в качестве основ
конституционного  строя  гарантируются  свободное перемещение товаров,
услуг,    финансовых    средств,    поддержка   конкуренции,   свобода
экономической  деятельности  (статья  1,  часть 1; статья 8, часть 1).
Соответственно,  статья  34 (часть 1) Конституции Российской Федерации
закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей
и  имущества  для  предпринимательской  и  иной не запрещенной законом
экономической   деятельности,   а   статья   71  (пункт  "в")  относит
регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина к предметам
ведения Российской Федерации.
     По  смыслу приведенных конституционных положений во взаимосвязи с
положениями  статей  2,  17, 18 и 45 (часть 1), в Российской Федерации
должны    создаваться    максимально    благоприятные    условия   для
функционирования  экономической  системы  в  целом,  что  предполагает
необходимость   стимулирования   свободной,  основанной  на  принципах
самоорганизации   хозяйственной   деятельности   предпринимателей  как
основных  субъектов  рыночной  экономики  и  принятия специальных мер,
направленных на защиту их прав и законных интересов, при осуществлении
государственного  регулирования  экономики и тем самым - на достижение
конституционной   цели   оптимизации   вмешательства   государства   в
регулирование экономических отношений.
     Именно  эту цель преследовал федеральный законодатель, формулируя
основные   принципы  защиты  прав  юридических  лиц  и  индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
органами,   уполномоченными   на   его  проведение  в  соответствии  с
законодательством  Российской  Федерации,  за соблюдением обязательных
требований,  предъявляемых к товарам (работам, услугам), в Федеральном
законе    "О    защите   прав   юридических   лиц   и   индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
     Вместе  с  тем  в  силу конституционного принципа справедливости,
проявляющегося,  в частности, в необходимости обеспечения баланса прав
и  обязанностей  всех  участников  рыночного  взаимодействия, свобода,
признаваемая  за лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную не
запрещенную  законом  экономическую  деятельность,  и гарантируемая им
защита  должны  быть  уравновешены обращенным к этим лицам требованием
ответственного  отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их
хозяйственная  деятельность.  Исходя из этого федеральный законодатель
осуществляет   правовое   регулирование  по  таким  предметам  ведения
Российской Федерации, как установление правовых основ единого рынка, а
также  стандарты  и  эталоны  (статья 71, пункты "ж", "р", Конституции
Российской  Федерации),  в  целях  защиты  жизни  и  здоровья граждан,
имущества   физических   или  юридических  лиц,  государственного  или
муниципального имущества.
     На  достижение тех же целей, определенных в Федеральном законе "О
техническом  регулировании",  направлены предписания Закона Российской
Федерации  "О  защите  прав  потребителей".  Его  статья  4  обязывает
продавца  (исполнителя)  в случае, если законами или в предусмотренном
ими   порядке  вводятся  обязательные  требования  к  товару  (работе,
услуге),  передать  потребителю  (заказчику)  товар (выполнить работу,
оказать услугу), соответствующий таким требованиям (пункт 5). При этом
-   поскольку   предпринимательская  и  иная  не  запрещенная  законом
экономическая   деятельность   осуществляется   на   основе   принципа
презумпции  добросовестности  участников гражданского оборота (пункт 3
статьи  10 ГК Российской Федерации, абзац второй статьи 3 Федерального
закона   "О   защите  прав  юридических  лиц  и  предпринимателей  при
проведении государственного контроля (надзора)") - предполагается, что
сам   предприниматель  (продавец,  исполнитель)  уполномочен  (обязан)
контролировать   соответствие   реализуемой   продукции   обязательным
требованиям, чем не исключается и не может исключаться существование и
иного, в частности государственного, контроля за его деятельностью.
     3.      Контрольная      функция     государства     по     своей
конституционно-правовой  природе  производна  от  его  организующего и
регулирующего  воздействия  на  общественные  отношения, в том числе в
сфере  гражданского оборота. Соответственно, поскольку регулирование и
защита  экономических  прав, установление основ федеральной политики и
правовых   основ   единого  рынка,  федеральные  программы  в  области
экономического  развития,  финансовое, валютное, кредитное, таможенное
регулирование,    федеральные    экономические   службы,   гражданское
законодательство,  стандарты,  эталоны,  бухгалтерский  учет  отнесены
Конституцией  Российской  Федерации  к  ведению  Российской  Федерации
(статья  71,  пункты  "в", "е", "ж", "о", "р"), а защита прав и свобод
человека  и  гражданина,  вопросы владения, пользования и распоряжения
землей,  водными  и  другими природными ресурсами, природопользование,
охрана  окружающей  среды  и  обеспечение  экологической безопасности,
административное,    земельное,   водное,   лесное   законодательство,
законодательство о недрах - к совместному ведению Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б", "в", "д", "к"
части  1),  государство  вправе  и  обязано  осуществлять  контрольную
функцию в сфере экономических отношений.
     Контрольная  функция,  как  указал Конституционный Суд Российской
Федерации  в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, присуща всем
органам   государственной  власти  в  пределах  закрепленной  за  ними
компетенции, что предполагает их самостоятельность при реализации этой
функции и специфические для каждого из них формы осуществления.
     По  смыслу  статей  10  и  114  Конституции Российской Федерации,
государственный  контроль в сфере экономической деятельности относится
к  ведению  исполнительной власти, которая в области административного
контроля   за   соблюдением   обязательных   требований  к  продукции,
реализуемой   индивидуальными   предпринимателями,   представлена,   в
частности,   территориальными   органами   Федерального  агентства  по
техническому  регулированию  и  метрологии.  Возлагая  на  эти  органы
контрольную    функцию   и   наделяя   их   полномочиями   действовать
властно-обязывающим образом, федеральный законодатель должен соблюдать
вытекающие   из   конституционных   принципов  правового  государства,
важнейшими  из которых являются равенство и справедливость, требования
определенности,   ясности,   недвусмысленности   правовых  норм  и  их
согласованности   с   системой  действующего  правового  регулирования
(Постановления  Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля
2004 года N 7-П и от 31 мая 2005 года N 6-П).
     3.1.  Правовое  регулирование государственного контроля (надзора)
как   государственно-властного  института  осуществляется  федеральным
законодателем  в  порядке  реализации положений Конституции Российской
Федерации,  относящих  к  ведению  Российской  Федерации  установление
системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной
власти,   порядка   их   организации   и   деятельности,  формирование
федеральных органов государственной власти (статья 71, пункт "г"), а к
совместному   ведению  Российской  Федерации  и  субъектов  Российской
Федерации  -  установление общих принципов организации системы органов
государственной власти и местного самоуправления (статья 72, пункт "н"
части   1).   Теми  же  конституционными  положениями  охватываются  и
финансово-экономические  основы государственного контроля (надзора): в
соответствии  с  правовой  позицией  Конституционного  Суда Российской
Федерации,  сформулированной в Постановлении от 15 декабря 2006 года N
10-П,  принципы,  касающиеся экономической основы деятельности органов
государственной  власти, относятся к общим началам организации системы
этих органов.
     Федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения
в  определении  конкретных  видов государственного контроля (надзора),
оснований,  форм,  способов, методов, процедур, сроков его проведения,
состава   мер  государственного  принуждения,  применяемых  по  итогам
контрольных  мероприятий,  а  также  конкретного  порядка  финансового
обеспечения,  вместе  с  тем связан общими конституционными принципами
организации  системы  органов государственной власти, а осуществляемое
им   регулирование   должно   соответствовать  юридической  природе  и
характеру    общественных    отношений,    складывающихся    в   сфере
государственного  контроля  (надзора),  вводимые же ограничения прав и
свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть
соразмерными  конституционно  значимым  целям  и  во  всяком случае не
создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
     3.2.   По   смыслу   Конституции   Российской   Федерации   в  ее
нормативно-доктринальном  толковании  Конституционным Судом Российской
Федерации,   государственный  бюджет,  будучи  неотъемлемым  элементом
государственной       власти       и      одновременно      выражением
финансово-экономического   содержания  государственного  суверенитета,
является  основным  инструментом  финансового обеспечения деятельности
государства.   Он   представляет   собой  образуемый  из  налоговых  и
неналоговых доходов публичный фонд финансовых средств, предназначенный
гарантировать    финансовую    самостоятельность    и    независимость
государственной  власти,  а  также  саму  возможность осуществления ею
полномочий  и  публичных  функций,  возложенных  на  нее  Конституцией
Российской Федерации и законами.
     Соответственно,  Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет
бюджет   как   форму  образования  и  расходования  денежных  средств,
предназначенных   для   финансового   обеспечения   задач   и  функций
государства, а также местного самоуправления (статья 6), и закрепляет,
что   формирование  расходов  бюджетов  бюджетной  системы  Российской
Федерации  осуществляется в соответствии с расходными обязательствами,
обусловленными  установленным  законодательством  Российской Федерации
разграничением  полномочий федеральных органов государственной власти,
органов   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и
органов   местного   самоуправления,   исполнение   которых   согласно
законодательству  Российской Федерации, международным и иным договорам
и   соглашениям   должно   происходить  в  очередном  финансовом  году
(очередном  финансовом  году  и  плановом  периоде)  за  счет  средств
соответствующих бюджетов (статья 65).
     Расходы    государственной    власти    на    осуществление    ее
конституционных  функций  покрываются  в  первую очередь за счет такой
необходимой  составной части бюджета, как налоги и сборы, которые, как
неоднократно   указывал   Конституционный  Суд  Российской  Федерации,
являются условием существования государства и представляют собой форму
отчуждения   собственности  в  целях  обеспечения  расходов  публичной
власти, а также за счет внебюджетных средств, имеющих публично-целевое
назначение,  к  каковым  относится  плата  за оказание публичных услуг
физическим или юридическим лицам.
     Конституционные  принципы финансового обеспечения государственной
власти  распространяются  и на государственный контроль, который - как
одна из функций государственной власти, имеющих императивный характер,
- осуществляется в целях обеспечения конституционно значимых ценностей
и   должен   финансироваться   за   счет   публичных   средств   через
государственно-бюджетный  механизм.  Исключение  могут составлять лишь
случаи,   когда  государственный  контроль  проводится  по  инициативе
подконтрольного субъекта либо в связи с необходимостью принудительного
исполнения   подконтрольным  субъектом  возложенной  на  него  законом
обязанности  по самостоятельному контролю за соответствием его товаров
(работ,    услуг)   установленным   требованиям.   В   таких   случаях
государственный  контроль  представляет  собой  своеобразную публичную
услугу,   оказание  которой  соответствующим  государственным  органом
предполагает  в той или иной форме возмещение подконтрольным субъектом
произведенных этим органом затрат.
     Таким  образом,  государственный  контроль  в сфере экономической
деятельности,  в  том  числе  контроль  за  соответствием  реализуемой
индивидуальными  предпринимателями продукции обязательным требованиям,
должен,  по  общему  правилу,  обеспечиваться  бюджетными  средствами,
формируемыми  за  счет  налогов  и  сборов  либо  доходов,  получаемых
посредством оказания публичных услуг подконтрольным лицам.
     3.3.   В   соответствии   с  правовыми  подходами,  выработанными
Конституционным  Судом Российской Федерации на основе положений статей
57,  71  (пункт  "з") и 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации,
вопрос  правовой  природы  обязательных  платежей  как  налоговых  или
неналоговых приобретает характер конституционного, поскольку он связан
с понятием законно установленных налогов и сборов.
     Предусмотренная абзацем четырнадцатым статьи 3 и пунктом 3 статьи
10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей  при  проведении государственного контроля (надзора)"
плата,  взимаемая с индивидуальных предпринимателей в форме возмещения
расходов,  понесенных  органом государственного контроля (надзора) при
осуществлении   исследований   (испытаний)   и   экспертиз,  выявивших
нарушения  обязательных  требований  к  реализуемой  ими продукции, по
буквальному  смыслу данных законоположений, не относится ни к налогам,
ни  к  сборам. Вместе с тем денежные средства в возмещение этих затрат
взыскиваются  с  подконтрольного  субъекта  принудительно,  в судебном
порядке,      что      наделяет     их     признаками     обязательных
индивидуально-возмездных фискальных платежей.
     Давая   конституционно-правовую   оценку  такого  рода  платежей,
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 февраля
2006  года  N  2-П  пришел  к  выводу,  что обязательные в силу закона
публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, не подпадающие под
определение   сборов,  содержащееся  в  Налоговом  кодексе  Российской
Федерации,  и  не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути
представляющие  собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из
сферы   действия   статьи   57   Конституции  Российской  Федерации  и
развивающих  ее  правовых  позиций  Конституционного  Суда  Российской
Федерации  об  условиях  надлежащего  установления  налогов  и сборов,
конкретизированных  законодателем применительно к сборам, в частности,
в  пункте 3 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации, которая
приобретает тем самым универсальный характер.
     Формулируя  критерии  правомерности  взыскания фискальных сборов,
Конституционный    Суд   Российской   Федерации   указал,   что   если
предусмотренные  законом  обязательные  платежи  в  бюджет не обладают
признаками,     присущими     налоговому     обязательству    в    его
конституционно-правовом  смысле,  а относятся к неналоговым фискальным
сборам, то вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны
быть  закреплены  в  законе об этом сборе, решает с учетом его природы
сам  законодатель,  который вправе использовать данный сбор в качестве
публично-правового   способа   финансового  обеспечения  осуществления
какого-либо  вида  деятельности,  но  только  на  условиях всеобщности
обложения им всех субъектов соответствующей деятельности.
     Использование      законодателем      в      тех     же     целях
индивидуально-возмездных  платежей, не являющихся фискальными сборами,
как  правило,  возможно  лишь  при условии совершения государственными
органами  в  отношении  их плательщиков определенных действий (актов),
влекущих  для  последних  предоставление  конкретных  прав  или выдачу
разрешений,  при том что сами эти платежи предназначены для возмещения
расходов   и   дополнительных  затрат,  понесенных  публичной  властью
(Определение  Конституционного  Суда Российской Федерации от 8 февраля
2001   года   N   14-О).  Такие  действия  (акты)  представляют  собой
разновидность  публичных услуг, оказываемых физическим или юридическим
лицам, по общему правилу, на основе добровольного обращения этих лиц в
целях  получения  необходимых  им  благ, обладание которыми зависит от
соответствующей  деятельности  государственных органов, представляющих
публичную  власть  (регистрация  прав, сертификация товаров или услуг,
аккредитация и пр.).
     Возмещение  по  решению  суда  индивидуальными  предпринимателями
затрат   на   проведение   исследований  (испытаний)  и  экспертиз  по
инициативе   территориальных   органов   Федерального   агентства   по
техническому  регулированию  и  метрологии  указанными  признаками  не
обладает  (договор,  на  основании  которого  в  настоящее  время  они
проводятся,  во-первых,  заключается  исследовательской или экспертной
организацией  не с индивидуальным предпринимателем, а с контролирующим
органом,    причем    безотносительно    к    волеизъявлению    самого
индивидуального  предпринимателя,  и, во-вторых, никакого необходимого
ему  блага  не предоставляет) и, следовательно, не может быть признано
обязательным  индивидуально-возмездным  платежом, посредством которого
плательщик возмещает (компенсирует) затраты на оказанные ему публичные
услуги.
     Данный  вывод  подтверждается  и  Бюджетным  кодексом  Российской
Федерации,   согласно  абзацу  пятому  пункта  3  статьи  41  которого
компенсации,   иные   средства,   полученные   в   возмещение   вреда,
причиненного государству, а также другие суммы принудительного изъятия
отнесены  к  категории  неналоговых  доходов  бюджетов,  полученных  в
результате  применения  мер  гражданско-правовой,  административной  и
уголовной ответственности.
     Вместе  с  тем  в  системе  действующего  правового регулирования
возмещение  индивидуальными  предпринимателями  затрат  на  проведение
исследований  (испытаний)  и  экспертиз  по инициативе территориальных
органов   Федерального   агентства  по  техническому  регулированию  и
метрологии  не  может  быть  отнесено  ни  к мерам гражданско-правовой
ответственности, ни к мерам административно-правовой ответственности.
     Функциональное предназначение данного вида платежей - компенсация
затрат  органов публичной власти, понесенных ими в связи с проведением
контрольных  мероприятий  в отношении подконтрольного субъекта. Исходя
из  этого  федеральными  законами  о  федеральном бюджете, в том числе
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год", этим платежам
в качестве доходов бюджетов присваивается код бюджетной классификации,
в соответствии с которым они закрепляются за Федеральным агентством по
техническому    регулированию    и    метрологии    как   за   главным
администратором,   а   Указаниями   о   порядке  применения  бюджетной
классификации  Российской  Федерации (утверждены Приказом Министерства
финансов  Российской  Федерации  от  24  августа  2007 года N 74н) они
отнесены  к  доходам  от  оказания платных услуг и компенсациям затрат
государства.
     Тем   самым   возмещение   по   решению   суда  расходов  органов
государственного   контроля   (надзора),  понесенных  ими  в  связи  с
осуществлением   исследований   (испытаний)   и  экспертиз,  выявивших
нарушения    обязательных    требований   к   продукции,   реализуемой
индивидуальными    предпринимателями,    было    наделено   признаками
компенсационного  платежа.  Однако  поскольку его взимание связывается
законодателем  с  нарушением  подконтрольными  субъектами обязательных
требований   в  сфере  публично-правовых  отношений  и  необходимостью
расходов,  возникающих  в  связи  с реализацией контролирующим органом
государственно-властных  (публично-правовых)  полномочий  и подлежащих
компенсации,  налицо признаки публично-правового изъятия собственности
подконтрольного  субъекта, что исключает возможность признания данного
платежа мерой гражданско-правовой ответственности.
     Компенсационная  в своей основе плата за исследования (испытания)
или  экспертизы,  не  дифференцированная  по  размеру  сумм возмещения
понесенных  государством расходов, не может быть однозначно отнесена и
к   мерам   публично-правовой   ответственности,  карательная  природа
которой,   как   указал   Конституционный  Суд  Российской  Федерации,
предопределяет  зависимость  размера  наказания  от  характера  самого
правонарушения   (его   тяжести,  последствий,  причин,  степени  вины
нарушителя),  а  не  от  суммы  затрат  государства на выявление факта
правонарушения  (Постановления  от  17 декабря 1996 года N 20-П, от 11
марта 1998 года N 8-П, от 15 июля 1999 года N 11-П и от 27 апреля 2001
года  N  7-П,  определения от 14 декабря 2000 года N 244-О и от 5 июля
2001   года   N  130-О).  Вместе  с  тем  принудительное  взыскание  с
индивидуальных  предпринимателей не дифференцированных по размеру сумм
возмещения  государственных  расходов  исходя  лишь  из  наличия факта
нарушения  обязательных  требований к продукции означает, по существу,
объективное  вменение,  поскольку индивидуальный предприниматель, даже
выполнивший   все   предписания  закона  по  контролю  за  соблюдением
требований  к  реализуемой  им  продукции,  обязан  возмещать  расходы
органов  государственного  контроля  (надзора),  проведших собственное
исследование   (испытание)   или   экспертизу,  в  результате  которых
выявилось нарушение соответствующих требований.
     Кроме    того,   основанием   для   взимания   с   индивидуальных
предпринимателей   денежных  средств  в  возмещение  расходов  органов
государственного  контроля (надзора), понесенных в связи с проведением
исследований  (испытаний) и экспертиз, служит факт выявления нарушения
обязательных  требований, предъявляемых к реализуемой ими продукции. В
определенном  смысле  такие  расходы  близки  процессуальным  расходам
(издержкам),   поскольку   предназначаются   для  сбора  доказательств
совершенного  правонарушения.  Однако  -  в  отличие от процессуальных
издержек   -   они   причинно   связаны   не   с   доказыванием  факта
правонарушения,  допущенного конкретным лицом, а с текущей контрольной
деятельностью    органа    публичной    власти,    не    обусловленной
предварительным обнаружением признаков правонарушения, и не поставлены
законом  в  зависимость от наличия у контролирующего органа каких-либо
данных о совершенном правонарушении.
     Таким  образом,  предусмотренное абзацем четырнадцатым статьи 3 и
пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц
и  индивидуальных  предпринимателей  при  проведении  государственного
контроля   (надзора)"   возмещение   расходов,   понесенных   органами
государственного    контроля   (надзора)   в   связи   с   проведением
соответствующих  исследований  (испытаний)  или  экспертиз,  по  сути,
представляет    собой    публично-правовое    изъятие    собственности
правонарушителя,  которое,  следуя за его административным наказанием,
фактически  выступает  аналогом публично-правового наказания. При этом
денежные  средства,  взимаемые  с  индивидуальных  предпринимателей  в
порядке  возмещения  (компенсации)  расходов  органов государственного
контроля  (надзора),  обладающие  одновременно  признаками компенсации
(оплаты) государственных расходов, платежа публично-целевого характера
и  меры  ответственности,  в  формально-правовом смысле не являются ни
налогом или сбором,  ни фискальным платежом,  ни  мерой  гражданско  -
правовой  или  публично-правовой  ответственности,  ни  разновидностью
процессуальных издержек,  что свидетельствует о неопределенности как в
вопросе о  правовой  природе  данного  обязательного  индивидуально  -
возмездного платежа,  так и в вопросе о правомерности (обоснованности)
его  установления  и  использования  в  целях  финансового обеспечения
выполнения органами публичной власти своих функций.
     3.4.  Конституционные  принципы  правового государства требуют от
федерального  законодателя  при  выборе  средств  и способов правового
воздействия на субъектов предпринимательской деятельности основываться
на  сложившейся  в  Российской  Федерации отраслевой системе правового
регулирования  и  общих  принципах  соответствующих  отраслей  права -
публичного  или  частного.  При  этом  он  вправе  и  обязан учитывать
социальные,  экономические  и  иные  факторы, определяющие объективные
пределы его конституционных полномочий.
     Осуществляя   правовое  регулирование  в  сфере  государственного
контроля    (надзора)    за   соблюдением   обязательных   требований,
предъявляемых     к     продукции,     реализуемой     индивидуальными
предпринимателями,   федеральный   законодатель   обладает  достаточно
широкой  дискрецией,  что позволяет ему предусмотреть возмещение в той
или  иной  форме затрат органов государственного контроля (надзора) на
проведение  исследований (испытаний) и экспертиз, возложив в том числе
на  индивидуальных  предпринимателей  соразмерное этим затратам, но не
чрезмерное  денежное  обременение,  с  тем чтобы не ставить под угрозу
саму возможность продолжения ими предпринимательской деятельности.
     Определяя  сферу  применения  Федерального  закона "О защите прав
юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при  проведении
государственного  контроля  (надзора)",  федеральный  законодатель  не
установил  возможность  взыскания  расходов  органов  государственного
контроля (надзора) при проведении всех видов государственного контроля
(надзора),   осуществляемого   в  рамках  широкого  круга  контрольных
взаимоотношений   между   государством  и  хозяйствующими  субъектами,
включая  налоговый  и  таможенный  контроль  (пункт  3 статьи 1), т.е.
допустил  неясность  и  неопределенность  в правовом регулировании при
введении  дифференциации  отношений  по  осуществлению государственной
контрольной деятельности в экономической сфере.
     Не  предусмотрены в Федеральном законе "О защите прав юридических
лиц  и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного
контроля  (надзора)"  и  конкретные  сроки, в течение которых возможно
возбуждение  органом  государственного  контроля  (надзора)  процедуры
изъятия  денежных средств, при том что обращение в суд с требованием о
возмещении  соответствующих  расходов, по буквальному смыслу положений
абзаца   четырнадцатого   статьи  3  и  пункта  3  статьи  10  данного
Федерального  закона,  является  его  правом,  а  не обязанностью. Это
означает,  что  органы  государственного контроля (надзора) наделяются
фактически  неограниченной  свободой усмотрения в отношении как самого
принудительного  изъятия  у  индивидуальных  предпринимателей денежных
средств, так и периода его возможного осуществления, а равно критериев
определения  размеров,  в пределах которых возможно взыскание денежных
средств,    и   учета   особенностей   субъектов   предпринимательской
деятельности - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
     Взаимосвязанные положения абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта
3  статьи  10  Федерального  закона  "О  защите прав юридических лиц и
индивидуальных   предпринимателей   при   проведении  государственного
контроля  (надзора)",  закрепляющие  основание  и  порядок  возмещения
расходов  органов  государственного  контроля  (надзора) на проведение
исследований   (испытаний)  и  экспертиз,  не  отвечающие  требованиям
определенности,   ясности,   недвусмысленности   правовых  норм  и  их
согласованности   с  системой  действующего  правового  регулирования,
порождают    противоречивую    правоприменительную    практику:   суды
квалифицируют  предусмотренное  указанными  законоположениями правовое
средство  и как меру публично-правовой ответственности, карательную по
своему  характеру,  и  как  возмещение  в  гражданско-правовом порядке
расходов, понесенных государством, т.е. и как публично-правовое, и как
частноправовое      средство     воздействия     на     индивидуальных
предпринимателей,  реализующих  продукцию,  не отвечающую обязательным
требованиям.
     Кроме  того,  неопределенность,  возникшая в системе действующего
правового   регулирования   относительно   обязанности  индивидуальных
предпринимателей,  допустивших  нарушение  обязательных  требований  к
реализуемой   ими   продукции,   компенсировать   исследовательские  и
экспертные  затраты органов государственного контроля (надзора), может
приводить на практике к тому, что - в нарушение общеправового принципа
"non  bis  in  idem",  нашедшего  отражение  в  статье  50  (часть  1)
Конституции  Российской  Федерации, - таким публично-правовым изъятием
собственности  дополняется  наказание индивидуального предпринимателя,
наложенное на него в административном порядке.
     3.5.  Таким  образом,  положения абзаца четырнадцатого статьи 3 и
пункта  3 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц
и  индивидуальных  предпринимателей  при  проведении  государственного
контроля  (надзора)",  допуская в силу своей неопределенности принятие
органами     государственного    контроля    (надзора)    произвольных
правоприменительных    решений,    создают   условия   для   нарушения
конституционных  принципов  правового  государства и вытекающих из них
требований  определенности,  непротиворечивости,  недвусмысленности  и
полноты   нормативно-правовой   регламентации  компетенции  и  порядка
деятельности   публично-властных  субъектов,  призванных  обеспечивать
стабильность   хозяйственного   оборота,   и  тем  самым  противоречат
Конституции  Российской  Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 34 (часть
1), 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3).
     Федеральный  законодатель,  осуществляя  -  исходя  из требований
Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления -
правовое  регулирование  в  данной сфере общественных отношений, может
либо  установить  для всех индивидуальных предпринимателей специальный
неналоговый   сбор,   либо  ввести  конкретные  меры  административной
ответственности  (например,  более  высокие, нежели в настоящее время,
штрафные  санкции),  либо предусмотреть иные меры компенсации расходов
органов  государственного  контроля  (надзора)  на  проведение  по  их
инициативе исследований (испытаний) и экспертиз, в том числе в случаях
неисполнения  индивидуальным  предпринимателем  установленной  законом
обязанности  по самостоятельному контролю за соответствием реализуемой
продукции обязательным требованиям.
     Вместе   с   тем   возможность   взыскания   понесенных  органами
государственного    контроля    (надзора)   расходов   на   проведение
исследований  (испытаний)  и  экспертиз,  в  результате  которых  были
выявлены   нарушения   обязательных   требований,  для  индивидуальных
предпринимателей  является  дополнительным  стимулом  к  осуществлению
самостоятельного   контроля  за  соответствием  реализуемой  продукции
обязательным   требованиям   и   в   условиях   существующей   системы
административных   санкций   служит   определенным   препятствием  для
реализации  на  рынке  некачественной продукции. Поскольку немедленная
утрата положениями абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10
Федерального  закона  "О  защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей  при  проведении государственного контроля (надзора)"
юридической  силы  при  отсутствии  других  -  надлежащих  -  правовых
механизмов  может  снизить  степень  государственной гарантированности
защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц -
приобретателей  продукции,  Конституционный  Суд Российской Федерации,
руководствуясь  пунктом  12  части  первой статьи 75, статьями 79 и 80
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской  Федерации",  считает  возможным  установить, что положения
Федерального  закона  "О  защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей  при проведении государственного контроля (надзора)",
признанные  настоящим  Постановлением  не соответствующими Конституции
Российской Федерации, утрачивают силу с 1 января 2009 года.
     Исходя  из  изложенного  и руководствуясь частями первой и второй
статьи 71, статьями 72, 75, 79, 87 и 100 Федерального конституционного
закона  "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный
Суд Российской Федерации

                             постановил:

     1.   Признать  взаимосвязанные  положения  абзаца  четырнадцатого
статьи  3  и  пункта  3  статьи  10 Федерального закона "О защите прав
юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при  проведении
государственного   контроля   (надзора)"   в   части,  устанавливающей
возможность  взыскания с индивидуальных предпринимателей по требованию
органа  государственного  контроля (надзора) расходов, понесенных этим
органом   на   проведение  исследований  (испытаний)  и  экспертиз,  в
результате которых были выявлены нарушения обязательных требований, не
соответствующими  Конституции  Российской  Федерации,  ее  статьям  19
(часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3).
     2.  Положения абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10
Федерального  закона  "О  защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей  при проведении государственного контроля (надзора)",
признанные  настоящим  Постановлением  не соответствующими Конституции
Российской Федерации, утрачивают силу с 1 января 2009 года.
     3.   Дело   гражданина   В.В.  Михайлова  подлежит  пересмотру  в
установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
     4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию,
вступает   в   силу   немедленно   после   провозглашения,   действует
непосредственно   и   не  требует  подтверждения  другими  органами  и
должностными лицами.
     5.  Согласно  статье  78  Федерального конституционного закона "О
Конституционном  Суде  Российской  Федерации"  настоящее Постановление
подлежит  незамедлительному  опубликованию  в  "Российской  газете"  и
"Собрании законодательства Российской Федерации". Постановление должно
быть  опубликовано  также в "Вестнике Конституционного Суда Российской
Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации

N 10-П