РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ 10 апреля 2008 г. N 01-1/5-07 (Д) Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе: председательствующего - председателя Экономического Суда Абдуллоева Ф., судей Экономического Суда: Жолдыбаева С.Ж., Керимбаевой А.Ш., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н., при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е., с участием генерального советника Экономического Суда СНГ Цыкунова И.В., специалиста Тарарышкиной Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании, установил: Исполнительный комитет СНГ обратился в Экономический Суд СНГ с запросом о толковании части второй пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года. Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить, применяется ли режим свободной торговли к товарам, происходящим из государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, поставка которых осуществляется хозяйствующими субъектами государств-участников данного Соглашения авиационным транспортом транзитом через территории третьих стран, при условии, что таможенный контроль перемещаемых товаров в аэропортах третьих стран при технической посадке самолета не осуществлялся. Основанием для запроса послужило письмо частного торгового унитарного предприятия "Деловой мост" (г. Борисов, Республика Беларусь) об отказе таможенных органов Республики Беларусь в предоставлении режима свободной торговли товару, приобретенному по договору поставки с частным предпринимателем и перевозимому из Туркменистана авиационным транспортом транзитом через территорию третьей страны. Заслушав судью-докладчика Абдуллоева Ф., обсудив заключения генерального советника Экономического Суда СНГ Цыкунова И.В., специалиста Тарарышкиной Л.И. и исследовав имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ отмечает следующее. В соответствии со статьей 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года толкование осуществляется добросовестно, исходя из обычного значения терминов договора в их контексте, а также в свете объекта и целей Решения Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года. Правовую базу по вопросу определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств составляют: Решение Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года (далее - Правила от 24 сентября 1993 года); Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года с поправками, внесенными Протоколом от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (далее - Соглашение от 15 апреля 1994 года); Решение Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года (далее - Правила от 30 ноября 2000 года). Характеристика правовой природы Правил от 24 сентября 1993 года и от 30 ноября 2000 года дана в Решении Экономического Суда СНГ от 19 июня 2006 года N 01-1/5-05. Правила от 30 ноября 2000 года вступили в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины. Республика Молдова при подписании сделала оговорку, согласно которой оставляет за собой право не применять частично или полностью Правила от 30 ноября 2000 года, если они противоречат положениям Всемирной торговой организации. Туркменистан и Республика Узбекистан не являются участниками Решения Совета глав правительств СНГ о Правилах от 30 ноября 2000 года и в отношениях друг с другом и с государствами-участниками Правил от 30 ноября 2000 года применяют Правила от 24 сентября 1993 года (с поправками, внесенными Решением Совета глав правительств СНГ о новой редакции пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров от 18 октября 1996 года). Согласно пункту 4 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года Правила от 24 сентября 1993 года являются его неотъемлемой частью. Соглашение от 15 апреля 1994 года и Протокол от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (далее - Протокол от 2 апреля 1999 года) вступили в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины. Российская Федерация подписала Соглашение от 15 апреля 1994 года и Протокол от 2 апреля 1999 года, применяет их временно, до завершения внутригосударственных процедур. Соглашение от 15 апреля 1994 года также подписано и применяется временно Туркменистаном, до передачи уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, на хранение депозитарию. Протокол от 2 апреля 1999 года Туркменистаном не подписан. Правилами от 30 ноября 2000 года предусмотрены требования к условиям транспортировки товара, при выполнении которых товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года. Согласно части первой пункта 9 Правил от 30 ноября 2000 года товар должен соответствовать критериям происхождения, установленным данными Правилами, экспортироваться на основании договора (контракта) между резидентом одного из государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года и резидентом другого государства-участника Соглашения и ввозиться с таможенной территории одного государства-участника на таможенную территорию другого государства-участника Соглашения. В соответствии с частью второй пункта 9 Правил от 30 ноября 2000 года товар не должен покидать территории государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года. В связи с тем, что это требование, по мнению Экономического Суда СНГ, может служить препятствием для развития торговых отношений между государствами-участниками Соглашения от 15 апреля 1994 года, данная норма предусматривает два исключения, когда перевозка товара может осуществляться через территории третьих стран: если транспортировка товара невозможна в силу географического положения государства-участника или отдельной его территории; в случаях, согласованных компетентными органами государств-участников Соглашения, экспортирующих и импортирующих товары. Первое исключение определено объективным фактором - географическим расположением государства или отдельной его территории. Второе - обусловлено волей сторон, поэтому государства-участники Соглашения от 15 апреля 1994 года в лице компетентных органов вправе разрешить перевозку товара через территории третьих стран. Такая договоренность компетентных органов способствует достижению целей развития зоны свободной торговли, вытекающих из Соглашения от 15 апреля 1994 года. Правилами от 30 ноября 2000 года таможенный контроль товаров при технической посадке самолета не рассматривается как условие предоставления преференциального режима при транзите через территории третьих стран. Вместе с тем Экономический Суд СНГ отмечает, что при согласовании компетентными органами транзита товаров через территории третьих стран может быть предусмотрено и условие о таможенном контроле при технической посадке самолета. Таможенный контроль за транзитными товарами предназначен обеспечивать неизменность состояния товаров и неиспользование их для иных, кроме транзита, целей. Положения о таможенном контроле при транзите товаров нашли отражение в законодательстве государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года (статьи 135, 156 Таможенного кодекса Украины, статьи 212 - 217 Таможенного кодекса Республики Казахстан, пункты 31 - 36, 44 - 48 Правил таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов, утвержденные Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 27 декабря 2001 года N 1255). По мнению Экономического Суда СНГ, согласование транзита товаров через территории третьих стран может быть выражено в виде многостороннего и/или двустороннего соглашения компетентных органов государств, а также в форме отдельного одностороннего заявления органа государства-экспортера при встречном письменном согласии органа государства-импортера как до, так и после совершения транзита. При этом компетентный орган государства-импортера имеет возможность предварительно оценить конкретные условия перевозки товара, в том числе маршрут, вероятность подмены товара, размер предоставляемых преференций, и определить условия предоставления тарифных преференций. Учитывая, что в законодательстве ряда государств содержатся только общие положения о компетенции таможенных органов в области международного сотрудничества, представляется целесообразным определить порядок взаимодействия компетентных органов, уполномоченных на согласование транзита товаров через территории третьих стран. Пункт 9 Правил от 24 сентября 1993 года (в редакции от 18 октября 1996 года) в отличие от пункта 9 Правил от 30 ноября 2000 года не содержит требований к маршруту транспортировки товара. Осуществление таможенного контроля при технической посадке самолета не влияет на статус товара и предоставление преференциального режима согласно Правилам от 24 сентября 1993 года (в редакции от 18 октября 1996 года). Таким образом, Экономический Суд СНГ считает, что Правила от 30 ноября 2000 года не предусматривают предоставление преференциального режима товарам, происходящим из государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года, перевозимым авиационным транспортом через таможенные территории третьих стран, за исключением случаев, когда транзит обусловлен географическим положением государств-участников Соглашения (их отдельными территориями) или согласован компетентными органами. Товарам, происходящим из государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года, в отношениях между которыми применяются Правила от 24 сентября 1993 года (с поправками от 18 октября 1996 года), режим свободной торговли предоставляется вне зависимости от маршрута транспортировки при соблюдении прочих условий Правил. Анализ информации о практике применения части второй пункта 9 Правил от 30 ноября 2000 года, поступившей из государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года, показывает, что национальное законодательство содержит различные требования к транспортировке товаров, связанные с предоставлением тарифных преференций. Так, Республика Армения и Республика Молдова применяют преференциальный режим к товарам, которые подпадают под требование положений пункта 9 Правил от 30 ноября 2000 года, вне зависимости от того, транспортировались ли они транзитом через территории третьих стран или нет. При этом согласно пункту 14 Положения о Правилах происхождения товаров, утвержденного Постановлением Правительства Республики Молдова о правилах происхождения товаров от 13 декабря 2002 года N 1599, должны соблюдаться условия о таможенном контроле товаров при транзите. Республикой Беларусь, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Украиной преференциальный режим для товаров, происходящих из государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года и ввозимых транзитом через территории третьих стран, предоставляется при условии согласования такой транспортировки между компетентными органами государств-участников, экспортирующих и импортирующих товары. Так, таможенной службой Российской Федерации после согласования с таможенными службами Республики Армения и Республики Узбекистан условий транспортировки определенных товаров через территории третьих стран было принято решение о применении тарифного преференциального режима. В соответствии с законодательством Республики Казахстан преференциальный режим предоставляется товарам при соблюдении условия о прямой отгрузке. Требованию о прямой отгрузке отвечает также транспортировка через территории одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин (пункт 19 Инструкции по определению страны происхождения товара, вывозимого из Республики Казахстан, утвержденной Приказом Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства экономики и торговли Республики Казахстан от 7 сентября 2001 года N 322-а). Согласно статье 13 Закона Кыргызской Республики "О таможенном тарифе Кыргызской Республики" от 29 марта 2006 года N 81 тарифные преференции в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины предоставляются при условии соблюдения правил определения страны происхождения и "непосредственной закупки и прямой поставки". На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5 и 16 Положения об Экономическом Суде СНГ, пунктами 143, 148 Регламента Экономического Суда СНГ, Экономический Суд Содружества Независимых Государств решил: 1. В соответствии с частью второй пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года товарам, происходящим из государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, поставка которых осуществляется авиационным транспортом транзитом через территории третьих стран, режим свободной торговли не предоставляется, кроме случаев, когда транзит обусловлен географическим положением государств-участников Соглашения (их отдельными территориями) или согласован компетентными органами. Условия транспортировки товаров транзитом через территории третьих стран, в том числе осуществление таможенного контроля (его отсутствие) при технической посадке самолета, не влияют на применение режима свободной торговли. 2. Режим свободной торговли товарам, происходящим из государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, не подписавших Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года, поставка которых осуществляется авиационным транспортом транзитом через территории третьих стран, предоставляется при условии, что товар соответствует требованиям, установленным Правилами определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года (в редакции от 18 октября 1996 года). 3. Рекомендовать таможенным службам государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года определить порядок согласования транзита товаров через территории третьих стран. 4. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит. 5. Копию Решения направить в Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, для сведения - правительствам, таможенным службам государств-участников Содружества Независимых Государств, Экономическому совету Содружества Независимых Государств, Совету руководителей таможенных служб государств-участников Содружества Независимых Государств. 6. Решение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года. Председатель Ф. АБДУЛЛОЕВ 10 апреля 2008 г. N 01-1/5-07 |