БАНК СПИСАЛ С БАЛАНСА БЕЗНАДЕЖНУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ЗА СЧЕТ СФОРМИРОВАННОГО РЕЗЕРВА ПО СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ССУДЕ, ОДНОВРЕМЕННО ПРЕКРАТИВ НАЧИСЛЕНИЕ ПРОЦЕНТОВ. ПРАВОМЕРНО ЛИ ОТНЕСЕНИЕ К УБЫТКАМ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАНЕЕ НАЧИСЛЕННЫХ ПРОЦЕНТОВ ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО РЕЗЕРВ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ НЕ СОЗДАВАЛСЯ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 5 декабря 2008 г. N 03-03-06/2/163 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций нереальной ко взысканию задолженности по списанным с баланса банка потребительским кредитам, предоставленным физическим лицам, и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее. В соответствии с п. 2 ст. 292 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка, используются банком при списании с баланса кредитной организации безнадежной задолженности по ссудам в порядке, установленном Положением Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности". При этом п. 2 ст. 292 Кодекса также определено, что при принятии банком решения о списании с баланса кредитной организации безнадежной задолженности по ссудам прекращается начисление процентов на данную ссудную задолженность, если начисление таких процентов не прекращено ранее в соответствии с договором. В соответствии с п. 2 ст. 266 Кодекса безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. В отношении возможности признания задолженности безнадежной для целей налогообложения прибыли на основании постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с наличием установленных законом обстоятельств сообщаем следующее. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, служба судебных приставов и ее территориальные подразделения являются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) в случае, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными, исполнительный документ возвращается взыскателю, о чем судебным приставом-исполнителем составляется акт, который утверждается старшим судебным приставом. При этом судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа. Таким образом, учитывая основания окончания исполнительного производства, предусмотренные пп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона N 229-ФЗ, свидетельствующие о невозможности исполнения должником обязательства, а также правовую позицию Высшего Арбитражного Суда, изложенную в Определении от 07.03.2008 N 2727/08, дебиторская задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании указанной нормы Федерального закона N 229-ФЗ, признается безнадежной для целей налогообложения прибыли. Если банк не создает резервы по сомнительным долгам, то дебиторская задолженность по процентам, признанная нереальной ко взысканию на основании решения судебных приставов, признается убытком отчетного (налогового) периода и учитывается в составе внереализационных расходов в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 Кодекса. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 5 декабря 2008 г. N 03-03-06/2/163 |