О ПОДПИСАНИИ СОГЛАШЕНИЯ О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ И СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ АКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 26 октября 2000 г. N 815 (НТЦС) Правительство Российской Федерации постановляет: Одобрить представленные Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды согласованные с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проекты Соглашения о межгосударственной гидрометеорологической сети Содружества Независимых Государств и Соглашения о сотрудничестве в области активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы (прилагаются). Считать целесообразным подписать указанные Соглашения на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств. Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 26 октября 2000 г. N 815 Проект СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве в области активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы Правительства государств - участников настоящего Соглашения, далее именуемые Сторонами, учитывая, что активное воздействие на метеорологические и другие геофизические процессы, проводимое на территории государства одной Стороны, может затрагивать интересы других Сторон, исходя из необходимости координации деятельности Сторон по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы и углубления научно-технического сотрудничества в области разработки методов и средств активного воздействия, признавая тот факт, что мировое метеорологическое сообщество располагает технологиями подавления града, искусственного регулирования осадков, рассеивания туманов, борьбы с заморозками, метеозащиты городов, предупредительного спуска снежных лавин и другими технологиями, которые позволяют уменьшить неблагоприятные последствия погодно-климатических изменений, руководствуясь положениями Соглашения о взаимодействии в области гидрометеорологии от 8 февраля 1992 года, согласились о нижеследующем: Статья 1 Для целей настоящего Соглашения приводимые ниже термины имеют следующие значения: "активное воздействие" - целенаправленное физическое и/или химическое воздействие на метеорологические и другие геофизические процессы в целях их регулирования и уменьшения возможного ущерба от этих процессов населению и экономике; "специализированные организации активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы" - юридические лица, осуществляющие работы по регулированию осадков, рассеиванию туманов, предупредительному спуску снежных лавин и защите сельскохозяйственных культур от градобития и заморозков; "технология активного воздействия" - комплекс научно-методических и технических решений в области проведения работ по целенаправленному изменению естественного хода метеорологических и других геофизических процессов для достижения целей активного воздействия, являющихся объектом лицензионного регулирования и государственного надзора. Статья 2 Стороны осуществляют сотрудничество в области активного воздействия по следующим направлениям: а) обмен информацией о новых национальных разработках технологий и технических средств, о планах подготовки и издания нормативных и методических документов в области активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы; б) разработка и реализация совместных научно-технических программ и проектов в области искусственного регулирования осадков, рассеивания туманов, борьбы с градобитием, заморозками и предупредительного спуска снежных лавин; в) лицензирование работ по активному воздействию и государственный надзор за их проведением; г) повышение квалификации специалистов по активному воздействию. Статья 3 Основными задачами сотрудничества Сторон в области активного воздействия являются: а) взаимодействие в области активного воздействия; б) организация производственных работ по активному воздействию в целях регулирования осадков, рассеивания туманов, борьбы с заморозками, предотвращения градобития, предупредительного спуска снежных лавин и проведение других мероприятий по предотвращению опасных явлений погоды, особенно в приграничных районах; в) организация проведения комплекса совместных мероприятий по активному воздействию на окружающую природную среду, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (лесные пожары, кислотные дожди, мощные локальные загрязнения и др.); г) организация системы надзора за проведением работ по активному воздействию организациями и учреждениями различных форм собственности; д) организация совместных научно-исследовательских работ в области разработки и создания методов и средств активного воздействия, контроля за их результатами и внедрения в оперативную практику; е) экспертиза по запросу Сторон материалов национальных гидрометеорологических служб, специализированных организаций активного воздействия по вопросам применения и контроля работ по воздействию, в том числе в приграничных районах; ж) подготовка реестра технологий в области противоградовой защиты, искусственного регулирования осадков (регулирование зимних и летних осадков), улучшения погодных условий, рассеивания туманов, борьбы с заморозками и снежными лавинами и др., поддерживаемых и применяемых национальными гидрометеорологическими службами или другими органами, уполномоченными Сторонами. Статья 4 Координация работ по реализации настоящего Соглашения возлагается на Межгосударственный совет по гидрометеорологии Содружества Независимых Государств. Стороны не позднее чем через месяц с даты вступления в силу настоящего Соглашения проинформируют Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств о национальных органах, ответственных за реализацию достигнутых договоренностей. Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств направит эту информацию всем Сторонам. Вопросы организации и проведения работ по активному воздействию в приграничных районах могут решаться в рамках соглашений между национальными органами, ответственными за проведение таких работ. Статья 5 Стороны самостоятельно организуют работу по привлечению финансовых средств для выполнения своих обязательств по настоящему Соглашению. Статья 6 Положения настоящего Соглашения не затрагивают обязательств, принятых Сторонами в соответствии с другими международными договорами. Статья 7 В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения. Изменения и дополнения оформляются отдельными протоколами, которые вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Соглашения. Статья 8 Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием положений настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров. Статья 9 Настоящее Соглашение вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Для Сторон, выполнивших необходимые процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию соответствующих документов. Статья 10 Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет и по истечении этого срока будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если Стороны не примут иного решения. Статья 11 Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление об этом депозитарию не менее чем за шесть месяцев до выхода, урегулировав финансовые и иные обязательства, возникшие за время действия настоящего Соглашения. Статья 12 Настоящее Соглашение открыто для присоединения других государств, разделяющих его цели и принципы, путем передачи депозитарию документов о таком присоединении. Совершено в г. ----------- "--" ------------ г. в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию. За Правительство Азербайджанской Республики За Правительство Республики Армения За Правительство Грузии За Правительство Республики Молдова За Правительство Российской Федерации За Правительство Республики Белоруссия За Правительство Республики Казахстан За Правительство Киргизской Республики За Правительство Республики Таджикистан За Правительство Туркменистана За Правительство Республики Узбекистан За Правительство Украины Проект СОГЛАШЕНИЕ о межгосударственной гидрометеорологической сети Содружества Независимых Государств Правительства государств - участников настоящего Соглашения, далее именуемые Сторонами, сознавая важность регулярного получения и использования гидрометеорологической информации в обеспечении безопасности государств и принятии решений экономического и природоохранного характера, признавая большое значение межгосударственного согласования деятельности национальных, региональных и глобальной систем наблюдений по оценке гидрометеорологических условий и других характеристик окружающей природной среды, выражая готовность сотрудничать в области организации и развития гидрометеорологических сетей, руководствуясь положениями Соглашения о взаимодействии в области гидрометеорологии от 8 февраля 1992 года, согласились о нижеследующем: Статья 1 Для целей настоящего Соглашения приводимые ниже термины имеют следующие значения: "межгосударственная гидрометеорологическая сеть СНГ" - интегрированная система выборочных пунктов наблюдений национальных сетевых наблюдательных организаций, обеспечивающая потребности Сторон в информации о гидрометеорологических условиях и других характеристиках окружающей природной среды; "национальная гидрометеорологическая сеть" - совокупность государственных сетевых наблюдательных организаций одной из Сторон, производящих наблюдения за гидрометеорологическими условиями и другими характеристиками окружающей природной среды. Статья 2 Сотрудничество Сторон в области обеспечения деятельности межгосударственной гидрометеорологической сети СНГ осуществляется по следующим направлениям: а) формирование и обеспечение функционирования межгосударственной системы наблюдений за гидрометеорологическими условиями и другими характеристиками окружающей природной среды на основе национальных гидрометеорологических сетей, а также имеющихся коммуникационных инфраструктур; б) содействие разработке и реализации стратегии развития компонентов межгосударственной гидрометеорологической сети СНГ, разработке и реализации соответствующих совместных научно-технических программ; в) содействие правовому, нормативно-методическому, метрологическому, технологическому и программно-аппаратному обеспечению деятельности межгосударственной гидрометеорологической сети СНГ. Статья 3 Основными задачами межгосударственной гидрометеорологической сети СНГ являются: а) получение своевременной, достоверной и полной информации о гидрометеорологических условиях и других характеристиках окружающей природной среды, в том числе оперативной информации о возникновении опасных гидрометеорологических условий и высоких уровнях загрязнения в целях принятия мер защиты экономики и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) получение информации об уровнях загрязнения поверхностных вод и о расходах воды на трансграничных водных объектах, обеспечение наблюдений за трансграничным переносом загрязняющих веществ атмосферным воздухом; в) обеспечение единства, требуемой точности измерений и сопоставимости методов наблюдения, достоверности информационной продукции. Статья 4 Межгосударственная гидрометеорологическая сеть СНГ формируется на базе существующих национальных сетей наблюдений за гидрометеорологическими условиями и другими характеристиками окружающей природной среды и действующих структур, обладающих технологиями сбора, обработки и распространения данных. Статья 5 Межгосударственный совет по гидрометеорологии СНГ как координационный институт Содружества Независимых Государств по основным направлениям деятельности национальных гидрометеорологических служб определяет: состав (список наблюдательных станций и постов) межгосударственной гидрометеорологической сети СНГ; механизмы осуществления методического обеспечения различных видов наблюдений; а также обеспечивает взаимодействие национальных гидрометеорологических органов при решении вопросов, связанных с функционированием межгосударственной гидрометеорологической сети СНГ. Статья 6 Стороны содействуют обеспечению межгосударственной гидрометеорологической сети СНГ современными измерительными приборами и оборудованием, аттестованными в установленном порядке методиками выполнения измерений, рабочими эталонами, коммуникациями для передачи данных, а также средствами автоматизации и вычислительной техники для их обработки. Информация, полученная в результате функционирования межгосударственной гидрометеорологической сети СНГ, доступна и свободна для Сторон. Статья 7 Финансирование межгосударственной гидрометеорологической сети СНГ осуществляется за счет средств национальных гидрометеорологических служб, а также за счет средств заинтересованных организаций, включая Всемирную метеорологическую организацию и другие международные фонды. Стороны самостоятельно привлекают финансовые средства для выполнения своих обязательств по настоящему Соглашению. Статья 8 Взаимодействие между национальными гидрометеорологическими органами, ответственными за выполнение настоящего Соглашения, может осуществляться на основе отдельных договоренностей, не противоречащих положениям настоящего Соглашения. Стороны осуществляют свою деятельность в рамках настоящего Соглашения в соответствии с законодательством своих государств. Статья 9 Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств Сторон по международным договорам, относящимся к вопросам, охватываемым настоящим Соглашением, или по международным договорам, которые могут быть заключены в соответствии с предметом и целями настоящего Соглашения, участниками которых являются их государства. Статья 10 Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон. Статья 11 В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения. Изменения и дополнения оформляются отдельными протоколами, которые являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения и вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Соглашения. Статья 12 Настоящее Соглашение вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Для Сторон, выполнивших необходимые процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию соответствующих документов. Статья 13 Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет и по истечении этого срока будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если Стороны не примут иного решения. Статья 14 Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление об этом депозитарию не менее чем за шесть месяцев до выхода, урегулировав финансовые и иные обязательства, возникшие за время действия настоящего Соглашения. Статья 15 Настоящее Соглашение открыто для присоединения других государств, разделяющих его цели и принципы, путем передачи депозитарию документов о таком присоединении. Совершено в г. --------------- г. в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию. За Правительство Азербайджанской Республики За Правительство Республики Армения За Правительство Республики Белоруссия За Правительство Грузии За Правительство Республики Казахстан За Правительство Киргизской Республики За Правительство Республики Молдова За Правительство Российской Федерации За Правительство Республики Таджикистан За Правительство Туркменистана За Правительство Республики Узбекистан За Правительство Украины |