О ВОЗМОЖНОСТИ ЗАЧЕТА СУММ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ, СБОРОВ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ, ПО КОТОРЫМ ИСТЕК СРОК ПОДАЧИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЗАЯВЛЕНИЯ О ЗАЧЕТЕ (ВОЗВРАТЕ) В СЧЕТ ПОГАШЕНИЯ НЕДОИМКИ (ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ), ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫС. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 15.12.08 03-02-07/1-511

        О ВОЗМОЖНОСТИ ЗАЧЕТА СУММ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ, 
        СБОРОВ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ, ПО КОТОРЫМ ИСТЕК СРОК ПОДАЧИ
          НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЗАЯВЛЕНИЯ О ЗАЧЕТЕ (ВОЗВРАТЕ) В
          СЧЕТ ПОГАШЕНИЯ НЕДОИМКИ (ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И
           ШТРАФАМ), ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ
              КОТОРОЙ УТРАЧЕНА В СИЛУ ИСТЕЧЕНИЯ СРОКОВ,
                  А ТАКЖЕ О СПИСАНИИ УКАЗАННЫХ СУММ.

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          15 декабря 2008 г.
                           N 03-02-07/1-511

                                 (Д)


     В Департаменте   налоговой    и    таможенно-тарифной    политики
рассмотрено  письмо  по  вопросам  о  зачете  сумм  излишне уплаченных
налогов,  сборов,  пеней и  штрафов,  по  которым  истек  срок  подачи
налогоплательщиком  заявления  о  зачете  (возврате)  в счет погашения
недоимки   (задолженности   по   пеням   и    штрафам),    возможность
принудительного взыскания которой утрачена в силу истечения сроков,  а
также о списании указанных сумм, и сообщается следующее.
     В соответствии с пп.  7 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы обязаны осуществлять зачет
сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов,  сборов, пеней
и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
     В силу п.  п.  7 и 14 ст. 78 Кодекса, определяющей порядок зачета
(возврата) сумм излишне уплаченных налогов,  сборов,  пеней,  штрафов,
заявление  о  таком  зачете  может  быть  подано  налогоплательщиком в
течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
     Согласно правовой   позиции   Конституционного   Суда  Российской
Федерации, выраженной в Определении от 08.02.2007 N 381-О-П, положение
п.  7  ст.  78  Кодекса  не  предполагает,  что налоговый орган вправе
самостоятельно произвести зачет  излишне  уплаченного  налога  в  счет
погашения    недоимки    и   задолженности   по   пеням,   возможность
принудительного взыскания которых утрачена в  силу  истечения  сроков,
определяемых   на   основе   общих   принципов   взыскания   недоимки,
установленных в иных положениях Кодекса.
     Данная позиция  подтверждается в Определении Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 02.10.2008 N 12563/08,  согласно которому
выводы судов о неправомерности действий налогового органа,  выраженных
в проведении  зачета  излишне  уплаченного  налога  в  счет  недоимок,
возможность   принудительного   взыскания   которых  утрачена  в  силу
истечения сроков,  установленных ст.  ст.  45,  46,  69,  70  Кодекса,
являются правильными и соответствуют Определению Конституционного Суда
Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П.
     Департаментом в    Письме    от   22.02.2006   N   03-02-07/2-10,
адресованном ФНС России,  была выражена позиция по вопросу о  списании
суммы  излишне  уплаченного  налога,  по  которой  истек  срок  подачи
заявления налогоплательщиком в налоговый орган  о  зачете  (возврате).
Согласно  этой  позиции  Кодекс не препятствует списанию суммы излишне
уплаченного  налога,  по  которой  истек  срок  исковой  давности,  на
основании  решения  руководителя (заместителя руководителя) налогового
органа,  если  налоговым  органом   обнаружена   эта   сумма   излишне
уплаченного   налога,   о  которой  в  установленном  порядке  извещен
налогоплательщик, не требуется ее направление на погашение недоимки по
другим налогам,  сборам,  пеням,  штрафам, налогоплательщик не подавал
заявление о возврате  (зачете)  указанной  суммы  излишне  уплаченного
налога,  не  осуществлял  финансово-хозяйственной  деятельности  и  не
представлял в налоговые органы бухгалтерскую и налоговую отчетность, в
соответствии  с  которой  возможно было произвести зачет суммы излишне
уплаченного налога  в  счет  предстоящих  платежей.  Налоговые  органы
вправе  также  произвести списание суммы излишне уплаченного налога на
основании   вступившего   в   силу   судебного   решения   об   отказе
налогоплательщику  в восстановлении срока давности возврата этой суммы
налога.
     Списание безнадежных  долгов по налогам и сборам осуществляется в
соответствии  со  ст.  59  Кодекса  и   Постановлением   Правительства
Российской   Федерации  от  12.02.2001  N  100  "О  порядке  признания
безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по  пеням
и  штрафам  по федеральным налогам и сборам,  а также задолженности по
страховым взносам в  государственные  социальные  внебюджетные  фонды,
начисленным пеням и штрафам".
     Кодексом и указанным  порядком  не  предусмотрено  списание  сумм
недоимки   и   задолженности  по  пеням,  возможность  принудительного
взыскания которых утрачена в силу истечения сроков.
     Вместе с   тем  следует  отметить,  что  Высший  Арбитражный  Суд
Российской Федерации в Постановлении от 11.05.2005 N  16507/04  указал
на  то,  что  должностные лица налоговых органов не могут произвольно,
исходя  из  собственного  усмотрения,  признавать  долги  по   налогам
нереальными  к взысканию и списывать соответствующие суммы.  Поэтому у
налогового  органа,  действующего   в   рамках   предоставленных   ему
полномочий,  нет  оснований  удовлетворять  заявление об исключении из
лицевого счета налогоплательщика  сумм  недоимки  и  задолженности  по
пеням,  а  у  судов  - понуждать налоговый орган принять решение об их
списании,  так как суд по своей инициативе не вправе  списывать  долги
налогоплательщика,  нереальные  для  взыскания.  Судебные акты в части
понуждения инспекции исключить  из  лицевого  счета  налогоплательщика
суммы  недоимки  и  задолженности  по пеням также являются ошибочными.
Наличие в документах внутриведомственного учета сведений  о  налоговых
платежах,  суммах  недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по
себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            Р.А.СААКЯН
15 декабря 2008 г.
N 03-02-07/1-511