ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ 28 марта 2008 г. N 138 (Д) Утвердить и ввести в действие прилагаемый Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах Российской Федерации. Министр обороны Российской Федерации А.СЕРДЮКОВ 28 марта 2008 г. N 138 Приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2008 года N 138 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящий Порядок определяет правила проведения инвентаризации имущества и обязательств главными командованиями видов Вооруженных Сил Российской Федерации <*>, командованиями военных округов (флотов), родов войск Вооруженных Сил, главными и центральными управлениями Министерства обороны, объединениями, соединениями, воинскими частями, военными комиссариатами и организациями Вооруженных Сил, деятельность которых финансируется из федерального бюджета (далее именуются - воинские части). -------------------------------- <*> Далее, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны. 2. Для проведения инвентаризации имущества и обязательств воинской части (далее именуется - инвентаризация) командиром назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В целях единовременного проведения инвентаризации при большом объеме работ для проведения инвентаризации в отдельных подразделениях воинских частей могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии. Рабочие инвентаризационные комиссии подчиняются председателю инвентаризационной комиссии, который осуществляет контроль за их деятельностью. В воинской части, состоящей на финансовом обеспечении в централизованном финансово-экономическом органе (ЦФЭО), создается собственная инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители (представитель) ЦФЭО. 3. Персональный состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии и рабочих инвентаризационных комиссий (далее именуются - инвентаризационные комиссии) утверждается приказом командира воинской части, который в обязательном порядке доводится под расписку до председателя инвентаризационной комиссии и ее членов и регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма по ОКУД 0317019), который ведется председателем инвентаризационной комиссии. Председателями инвентаризационных комиссий назначаются заместители командиров воинских частей, а членами инвентаризационных комиссий - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и лица гражданского персонала различных специальностей, не связанные в служебном отношении с проверяемыми должностными лицами. На время работы инвентаризационных комиссий члены инвентаризационной комиссии освобождаются от исполнения служебных обязанностей по занимаемым ими должностям. Отсутствие хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. 4. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; установление состояния имущества и его оценка; соответствие фактического наличия имущества с данными бюджетного учета; проверка полноты отражения в бюджетном учете обязательств. 5. Инвентаризационные комиссии в ходе работы: проверяют первичные учетные документы, регистры бюджетного учета, установленную отчетность и служебную переписку; требуют от материально ответственных лиц представления необходимых справок (сведений) и объяснений; проверяют в подразделениях воинских частей (у материально ответственных лиц) наличие, качественное состояние, комплектность и условия хранения всех нефинансовых активов. Инвентаризационные комиссии несут ответственность за: своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом командира воинской части; полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) данных о фактическом наличии (остатках) объектов основных средств, непроизведенных и нематериальных активов, материальных запасов и готовой продукции, драгоценных металлов и камней, расчетов и других активов; правильность указания в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) признаков нефинансовых и финансовых активов (наименование, тип, марка и другие признаки); правильность и своевременность оформления результатов инвентаризации. 6. Инвентаризация состоит из следующих этапов: а) первый этап: издание приказа о проведении инвентаризации, в котором указываются состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения и виды инвентаризируемого имущества и обязательств; разработка и утверждение плана проведения инвентаризации; получение расписок от материально ответственных лиц; определение остатков имущества и обязательств по данным бюджетного учета; б) второй этап: выявление, взвешивание, обмеривание, подсчет и проверка фактического наличия имущества и обязательств; оформление (заполнение) инвентаризационных описей (сличительных ведомостей, актов); в) третий этап: сопоставление данных материалов инвентаризации с данными бюджетного учета; выявление расхождений, определение причин отклонений текущих оценок от учетных; оформление ведомости расхождений по результатам инвентаризации; подготовка предложений по отражению в бюджетном учете результатов инвентаризации; составление акта о результатах инвентаризации; издание приказа командира воинской части об утверждении результатов инвентаризации и о привлечении к ответственности виновных должностных лиц; внесение бухгалтерских записей в регистры учета по результатам инвентаризации. 7. До начала инвентаризации финансовый орган воинской части обязан закончить обработку всех первичных учетных документов по движению имущества и обязательств, отразить их в регистрах учета и определить остатки на день инвентаризации. II. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ 8. Перед началом работы инвентаризационной комиссии: доводятся под расписку до членов инвентаризационной комиссии требования законодательства Российской Федерации об ответственности за сокрытие выявленных нарушений; проводится командиром воинской части или назначенным им должностным лицом инструктаж членов инвентаризационной комиссии с доведением до них целей и задач предстоящей инвентаризации, порядка и сроков работы инвентаризационной комиссии; организуется изучение инвентаризационной комиссией законодательства Российской Федерации по вопросам организации и ведения контроля финансово-хозяйственной деятельности, организации и ведения бюджетного учета имущества и обязательств; обеспечивается ознакомление членов инвентаризационной комиссии с материалами предыдущих инвентаризаций имущества и обязательств, материалами ревизий и проверок; разрабатывается план работы инвентаризационной комиссии с указанием мероприятий, сроков начала и окончания работы, времени представления материалов инвентаризации командиру воинской части. План работы инвентаризационной комиссии разрабатывается и подписывается ее председателем и представляется на утверждение командиру воинской части. 9. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия получает последние приходные и расходные первичные учетные документы по движению имущества на момент инвентаризации. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные первичные учетные документы, приложенные к реестрам сдачи документов (форма по ОКУД 0504053), с указанием "до инвентаризации на "__" _____________ 20__ г.". К началу проведения инвентаризации материально ответственные лица дают расписки о сдаче в финансовый орган всех расходных и приходных первичных учетных документов по движению имущества и об отсутствии неоприходованного или списанного в расход имущества. 10. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) данных о фактических остатках нефинансовых и финансовых активов, обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. 11. Фактическое наличие материальных ценностей проверяется определением массы (веса), пересчетом штучных предметов, обмером объема, замером горючего в баках машин, резервуарах и другой таре, измерением материальных ценностей, учитываемых в метрах, и другими способами. Количество материальных ценностей, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании первичных учетных документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. Ракеты и боеприпасы, хранящиеся в стандартной (штатной) таре, если она не нарушена и на ней отчетливо видна заводская маркировка и пломбировка, проверяются по данным, указанным в маркировке с проверкой на выборку 1 - 2 процентов от каждой партии материальных ценностей. В случае выявления расхождения вся партия подлежит проверке, а количество материальных ценностей, подлежащее выборке, удваивается. При выявлении фактов недостачи имущества инвентаризации подвергается 100 процентов имущества, принятого на ответственное хранение материально ответственным лицом. Результаты инвентаризации замера горючего в баках машин (агрегатов), резервуарах и другой таре отражаются в ведомости замера горючего в баках машин (форма по ОКУД 6002601) или в ведомости измерений количества горючего и смазочных материалов при снятии остатков (форма по ОКУД 6002602), данные которых заносятся в инвентаризационные описи (сличительные ведомости). Результаты взвешивания тарных материальных запасов отражаются в ведомости взвешивания тарных материальных запасов (форма по ОКУД 6002603). При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости взвешивания тарных материальных запасов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевзвешивания) данные ведомостей замера горючего в баках машин (агрегатов), резервуарах и другой таре, измерений количества горючего и смазочных материалов при снятии остатков, взвешивания тарных материальных запасов сличаются, а выверенный итог вместе с актами и техническими расчетами прилагается к инвентаризационным описям (сличительным ведомостям). У материальных ценностей, имеющих заводские номера, осуществляется сверка их номеров с данными бюджетного учета. 12. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. 13. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи (сличительные ведомости). 14. Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) могут быть заполнены как с использованием средств автоматизации, так и вручную. Наименования инвентаризуемого имущества, его количество указываются в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в бюджетном учете. На каждой странице инвентаризационной описи (сличительной ведомости) указываются прописью число порядковых номеров имущества и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения это имущество показано. Исправление ошибок производится во всех экземплярах инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах в незаполненных строках проставляется прочерк. На последней странице инвентаризационной описи (сличительной ведомости) должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. 15. Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами, а в случаях если в воинской части созданы рабочие инвентаризационные комиссии, инвентаризационные описи (сличительные ведомости) подписываются членами этой комиссии и материально ответственными лицами. В конце инвентаризационной описи (сличительной ведомости) материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку инвентаризационной комиссией имущества в их присутствии, с записью об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и о принятии перечисленного в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества. 16. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные инвентаризационные описи (сличительные ведомости). 17. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где оно хранится, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны (опломбированы). Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (обеденный перерыв, ночное время, по другим причинам) инвентаризационные описи (сличительные ведомости) должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация. 18. В случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях), они немедленно сообщают об этом председателю инвентаризационной комиссии до вскрытия соответствующих помещений для хранения имущества. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит в установленном порядке исправления выявленных ошибок. 19. По окончании инвентаризации командиром воинской части могут назначаться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Проверки проводятся с участием членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц обязательно до вскрытия соответствующих помещений для хранения имущества, где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей (форма по ОКУД 0317020) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (форма по ОКУД 0317021). 20. В межинвентаризационный период в воинской части с большой номенклатурой имущества могут проводиться выборочные инвентаризации имущества в местах его хранения (переработки). Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению командира воинской части. III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ Общие положения 21. Операции по приему и отпуску материальных ценностей на время проведения инвентаризации приостанавливаются. При длительном проведении инвентаризации (в исключительных случаях и только с письменного разрешения командира воинской части и начальника финансового органа) материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии с занесением в отдельную инвентаризационную опись (сличительную ведомость) и с отметкой в расходных первичных учетных документах за подписью председателя инвентаризационной комиссии. Материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и заносятся в отдельную инвентаризационную опись (сличительную ведомость) и в акт о результатах инвентаризации не включаются. Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) прилагаются к акту о результатах инвентаризации. 22. При невозможности в течение одного дня произвести подсчет материальных ценностей и записать их в инвентаризационную опись (сличительную ведомость) используются инвентаризационные ярлыки (форма по ОКУД 0317003), которые заполняются в одном экземпляре членами инвентаризационной комиссии и хранятся вместе с пересчитанными материальными ценностями, а помещения при уходе инвентаризационной комиссии опечатываются печатями материально ответственного лица и председателя инвентаризационной комиссии. Инвентаризация объектов основных средств, непроизведенных и нематериальных активов 23. До начала инвентаризации объектов основных средств и непроизведенных активов проверяется: наличие и состояние аналитических регистров учета, технических паспортов (формуляров) или другой технической документации; наличие документов на объекты основных средств, учитываемых отдельно на забалансовых счетах (принятых в аренду или на ответственное хранение); наличие документов, удостоверяющих право Министерства обороны на пользование земельными участками и другими непроизведенными активами. При обнаружении неточностей или расхождений в регистрах аналитического учета или технической документации вносятся соответствующими должностными лицами исправления и уточнения. 24. При инвентаризации объектов основных средств инвентаризационная комиссия производит осмотр этих объектов и составляет инвентаризационные описи (сличительные ведомости), где указывает полное наименование, инвентарный номер, год выпуска (постройки, приобретения), заводской номер и другие необходимые сведения. 25. При инвентаризации объектов основных средств, относящихся к недвижимому имуществу, а также непроизведенных активов проверяется, кроме того, наличие документов на право использования воинской частью этих объектов. 26. Если в ходе проверки обнаруживается неучтенный объект или данные по какому-либо объекту в регистрах учета отсутствуют или не соответствуют действительности, инвентаризационная комиссия указывает в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) правильные данные или технические характеристики. Выявленные при инвентаризации неучтенные объекты оцениваются по рыночной стоимости с учетом износа, который определяется по действительному техническому состоянию объекта. Сведения об оценке и износе оформляются соответствующим актом. 27. Если объекты основных средств подвергались работам по достройке, дооборудованию, реконструкции или модернизации и при этом изменилось назначение объекта основных средств, в инвентаризационную опись (сличительную ведомость) вносится новое назначение объекта основных средств. Если комиссия обнаружила, что в результате работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации или частичной ликвидации изменилась балансовая стоимость объектов и эти изменения не отражены в бюджетном учете, в инвентаризационную опись (сличительную ведомость) вносятся произведенные изменения. 28. Машины, оборудование и транспортные средства отражаются в описи пообъектно с указанием заводского номера по техническому паспорту организации-изготовителя и года выпуска. Однотипные объекты основных средств одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из подразделений воинской части и учитываемые в инвентарной карточке группового учета основных средств (форма по ОКУД 0504032), в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) проводятся также группами по наименованиям с указанием количества. 29. Отдельная инвентаризационная опись (сличительная ведомость) составляется на оборудование, не требующее монтажа. По каждому объекту записывается заводской номер, указанный в техническом паспорте завода-изготовителя, и год выпуска. 30. Отдельная инвентаризационная опись (сличительная ведомость) составляется на объекты основных средств, пришедшие в негодность и не подлежащие восстановлению. При этом указывается дата ввода объектов в эксплуатацию и причины, приведшие к непригодности. 31. Производственный и хозяйственный инвентарь, находящийся в эксплуатации, проверяется путем осмотра каждого предмета по месту его нахождения и по каждому материально ответственному лицу, на хранении у которого он числится. Если объекты основных средств выданы в индивидуальное пользование должностным лицам воинской части и на них открыты карточки учета материальных ценностей личного пользования, при инвентаризации допускается составление групповых инвентаризационных описей (сличительных ведомостей), где указываются ответственные за эти предметы должностные лица и стоят их подписи. 32. Предметы хозяйственного инвентаря, пришедшие в негодность и не списанные с бюджетного учета, не включаются в инвентаризационную опись (сличительную ведомость). В этом случае составляется акт на списание с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях. 33. Объекты основных средств, которые в момент инвентаризации находятся временно вне места нахождения воинской части, инвентаризуются до момента их временного выбытия. 34. Отдельно проверяются объекты основных средств, не принадлежащие воинской части: принятые в аренду, находящиеся на ответственном хранении. На эти объекты составляется отдельная инвентаризационная опись (сличительная ведомость) с указанием документов, по которым эти объекты приняты к бюджетному учету. 35. При инвентаризации непроизведенных активов инвентаризационной комиссией проверяется наличие непроизведенных активов и документов, удостоверяющих право воинской части на использование этих активов. При отсутствии указанных документов инвентаризационная комиссия обеспечивает их получение или оформление. 36. При инвентаризации нематериальных активов проверяется: наличие нематериальных активов и документов, подтверждающих права воинской части на их использование; правильность и своевременность отражения нематериальных активов в бюджетном учете. Инвентаризация материальных запасов и готовой продукции 37. Материальные запасы (в том числе готовая продукция) заносятся в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по каждому наименованию с указанием вида, группы, количества и других данных. 38. Инвентаризация материальных запасов производится по каждому материально ответственному лицу и по местам хранения. При хранении материальных запасов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения и после проверки помещение опломбировывается (опечатывается), а инвентаризационная комиссия переходит в новое помещение. 39. Инвентаризационная комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материальных запасов путем их перемеривания, перевешивания, пересчета. Запрещается вносить в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) данные со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия. 40. Если материальные запасы поступили во время проведения инвентаризации, в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование материальных запасов, количество, цена и сумма. На приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена инвентаризационной комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату инвентаризационной описи (сличительной ведомости), в которую записаны эти ценности. 41. Тара заносится в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по видам, целевому назначению и качественному состоянию. На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием причин порчи. 42. Инвентаризация находящихся в пути, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на ответственном хранении на складах других материально ответственных лиц, а также отгруженных материальных запасов заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бюджетного учета. Суммы на счетах бюджетного учета материальных запасов, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц, должны быть подтверждены надлежаще оформленными документами: материальные запасы, находящиеся в пути, - первичными учетными документами поставщиков или другими заменяющими их документами; материальные запасы, находящиеся на складах других учреждений и организаций, - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации; отгруженные материальные запасы - копиями предъявленных покупателями документов. 43. Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) составляются отдельно на материальные запасы, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями, переданные в переработку и находящиеся на складах других учреждений и организаций. При этом в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) указывается: на материальные запасы, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти запасы учтены на счетах бюджетного учета; на материальные запасы, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке: наименование покупателя, наименование материальных запасов, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа; на материальные запасы, переданные в переработку другим организациям: наименование перерабатывающей организации, наименование материальных запасов, количество, фактическая стоимость по данным бюджетного учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов; на материальные запасы, переданные на хранение на склады сторонних организаций: наименование сторонней организации, которой переданы материальные запасы, их наименование, количество и стоимость. 44. Предметы мягкого инвентаря, посуда, находящиеся в эксплуатации, проверяются путем осмотра каждого предмета по местам их нахождения и по каждому материально ответственному лицу, на хранении у которого они числятся. 45. Специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись (сличительную ведомость) на основании первичных учетных документов организаций, осуществляющих эти услуги. 46. Предметы мягкого инвентаря, пришедшие в негодность и не списанные, не включаются в инвентаризационную опись (сличительную ведомость), а составляется акт на списание с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях. 47. Инвентаризация готовой продукции осуществляется в том же порядке, что и инвентаризация материальных запасов. Особенности инвентаризации драгоценных металлов и камней 48. Инвентаризация драгоценных металлов и камней, а также заполнение и оформление инвентаризационных описей (актов) осуществляются в том же порядке, что и инвентаризация имущества, с учетом отдельных особенностей. 49. Инвентаризация проводится: два раза в год (по состоянию на 1 января и на 1 июля) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования при их использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и камней; один раз в год (по состоянию на 1 января) драгоценных металлов и камней, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, вооружении, военной и специальной технике, находящихся в эксплуатации, а также размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации); один раз в год (по состоянию на 1 января) драгоценных металлов в ломе и отходах, предназначенных для аффинажа; ежемесячно с полной зачисткой оборудования в гальванических цехах (участках) и других аналогичных производствах. 50. Инвентаризации подлежат все имеющиеся в наличии драгоценные металлы, камни, изделия из них, а также драгоценные металлы и камни в составе любых материальных ценностей. 51. Наличие изделий и материалов с драгоценными металлами и камнями, находящихся в пути, переданных для переработки другим организациям, но числящихся в бюджетном учете воинской части, проверяют с помощью отгрузочных документов и составляют на них отдельные инвентаризационные описи (акты). В инвентаризационных описях (актах) указывается наименование организации, материальных ценностей, их количество, масса, дата их передачи, номера и даты документов. 52. Фактическое наличие драгоценных металлов и камней в изделиях и материалах при инвентаризации определяется путем обязательной проверки наличия этих изделий и материалов, их состояния и сличения данных бюджетного учета и учета материально ответственного лица, а имеющийся лом и растворы драгоценных металлов подвергаются обязательному взвешиванию. Наличие драгоценных металлов в составе оборудования при невозможности в момент инвентаризации проверить их в натуре устанавливается по учетным, техническим документам либо комиссионно. Наличие драгоценных металлов в сплавах, химических соединениях, находящихся во время инвентаризации в специальной опломбированной таре, также устанавливается и вносится в опись на основании учетной и технической документации, документов поставщика или данных входного контроля. Сведения о драгоценных металлах, камнях и изделиях, их содержащих, а также находящихся в ломе и отходах, переданных в другие организации в переработку или находящихся в пути, но числящихся на бюджетном учете воинской части, заносятся в отдельную инвентаризационную опись (акт), где указывается наименование организации, наименование ценностей, количество, масса (в лигатуре и химически чистых драгоценных металлах), дата передачи ценностей, номера и даты документов. Имеющиеся на момент проведения инвентаризации нераспакованные посылки с ценностями подлежат вскрытию (с оформлением акта вскрытия) в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Данные о наличии ценностей по количеству и массе заносятся в отдельную инвентаризационную опись (акт). Сведения о ценностях, не принадлежащих воинской части, заносятся в отдельную инвентаризационную опись (сличительную ведомость). Инвентаризация финансовых вложений 53. При инвентаризации финансовых вложений (акций, облигаций, векселей (далее именуются - ценные бумаги) проверяются фактические расходы, связанные с приобретением ценных бумаг. 54. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливаются: правильность оформления ценных бумаг; реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг; сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бюджетного учета); своевременность и полнота отражения в бюджетном учете полученного дохода по ценным бумагам. 55. Инвентаризация ценных бумаг проводится одновременно с инвентаризацией наличных денежных средств в кассе. Ценные бумаги проверяются по каждому эмитенту с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков погашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в финансовом органе воинской части. Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специализированные организации, заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бюджетного учета в воинской части, с данными выписок этих специализированных организаций. Инвентаризация наличных денежных средств и денежных документов, бланков строгой отчетности 56. При подсчете фактического наличия наличных денежных средств и денежных документов в кассе воинской части проверяются наличные денежные средства и денежные документы. Проверка фактического наличия денежных знаков в иностранной валюте ведется по видам иностранных валют. 57. Проверка фактического наличия бланков строгой отчетности производится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и по каждому материально ответственному лицу. 58. Инвентаризация денежных средств воинской части, находящихся на лицевых счетах (счетах), открытых в органах казначейства (кредитных организациях), производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бюджетного учета воинской части, с данными выписок органов казначейства (кредитных организаций). Инвентаризация незавершенного строительства 59. При инвентаризации незавершенного строительства проверяется: состояние работ по строительству зданий, сооружений и других объектов капитальных вложений. По каждому объекту путем обмера устанавливаются объемы выполненных строительных работ (включая монтаж отдельных конструкций) и работ по монтажу оборудования; наличие оборудования, предназначенного к установке на строящихся объектах и находящегося в процессе монтажа. Если в составе незавершенного строительства числится оборудование, переданное в монтаж, но фактически монтажом не начатое, в бюджетный учет и отчетность следует внести соответствующие изменения; состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов. При инвентаризации выясняются причины и основания для консервации объектов; незавершенное строительство, не обеспеченное источниками финансирования. В ходе проверки используются техническая документация, акты сдачи выполненных работ (этапов), журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другие документы. 60. По результатам инвентаризации незавершенного капитального строительства составляются инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по каждому объекту с указанием его наименования, объема выполненных работ в целом по объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и другим затратам, их стоимости, которые сравниваются с данными бюджетного учета, отражающими сумму фактических затрат на данный объект, и выявляются причины отклонений. 61. Составляются отдельные инвентаризационные описи (сличительные ведомости): на объекты, введенные в эксплуатацию, но на ввод которых не оформлены соответствующие документы; на объекты, законченные строительством, но не введенные в эксплуатацию. В инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) по таким объектам указываются причины задержки оформления ввода в эксплуатацию указанных объектов. 62. На прекращенные строительством объекты, а также на выполненные проектно-изыскательские работы по прекращенному строительству, подлежащие списанию с баланса, составляются отдельные инвентаризационные описи (сличительные ведомости) с указанием характера выполненных работ, их стоимости, причин прекращения строительства. Инвентаризация незаконченных, прекращенных и законченных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 63. При инвентаризации затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы (НИОКР): а) определяются фактические затраты по каждому этапу работы и работе в целом и сопоставляются с данными аналитического и синтетического бюджетного учета; б) выявляются: фактическое наличие затрат на НИОКР, их технико-экономические характеристики и сопоставление последних с данными бюджетного учета; незавершенные, прекращенные и законченные НИОКР; владельцы и пользователи объектов инвентаризации; степень освоения выданных исполнителю НИОКР авансов; в) проводятся проверки наличия экспериментальных устройств и опытных образцов, узлов, блоков и макетов изделий, специального технологического, испытательного, контрольно-измерительного оборудования, оснастки, математического и программного обеспечения к этому оборудованию, а также других объектов основных средств, использованных при проведении НИОКР и оплаченных за счет средств заказчика, переданных заказчиком нефинансовых активов для выполнения НИОКР; г) подготавливаются рекомендации для принятия решений о возможном использовании объектов инвентаризации. 64. Перед проведением инвентаризации затрат проводится инвентаризация договоров (государственных контрактов) на выполнение НИОКР. При инвентаризации контрактов (государственных договоров) обращается внимание на материальные ценности, которые включены в стоимость НИОКР и в соответствии с контрактами (государственными договорами) и законодательством Российской Федерации являются собственностью заказчика, а также на нефинансовые активы, которые должны быть переданы заказчиком исполнителю для выполнения НИОКР. 65. Фактически произведенные затраты на НИОКР должны быть подтверждены оформленными в установленном порядке первичными учетными документами (актами приемки выполненных работ). 66. Инвентаризация результатов НИОКР заносится в инвентаризационную опись (сличительную ведомость) по этапам, нарастающим итогом. Форма инвентаризационной описи (сличительной ведомости) разрабатывается заказчиком самостоятельно, с отражением в ней следующей обязательной информации: об исполнителе работы, шифр темы работы (этапа), дата и номер государственного контракта, срок начала и окончания работы (этапа), степень готовности работы, стоимостные показатели (фактические затраты и данные бюджетного учета), дальнейшее использование результатов работы, о нефинансовых активах, оставшихся после выполнения работы (этапа). Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) при инвентаризации затрат на НИОКР составляются раздельно: на незавершенные НИОКР на день проведения инвентаризации; на завершенные НИОКР, которые дали положительный результат. При получении результатов, нуждающихся в правовой охране, заказчик обеспечивает получение исключительных прав на них в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В этом случае результаты НИОКР являются объектами интеллектуальной (промышленной) собственности и включаются в состав нематериальных активов; на завершенные НИОКР, по которым получены результаты, подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке; на завершенные НИОКР, результаты которых не подлежат правовой охране в соответствии с законодательством Российской Федерации; на прекращенные НИОКР; на выполненные НИОКР, не давшие положительного результата. 67. При инвентаризации переданных заказчиком нефинансовых активов для выполнения НИОКР, а также оставшихся после выполнения НИОКР (отдельных этапов НИОКР) нефинансовых активов, являющихся собственностью заказчика, проверяется наличие: документов о техническом состоянии нефинансовых активов; решений о дальнейшем использовании нефинансовых активов (передачи, утилизации, уничтожении или реализации); первичных учетных документов для отражения в бюджетном учете нефинансовых активов; правильность и законность оформления первичных учетных документов на передачу нефинансовых активов по принадлежности. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах учета или в технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения. Инвентаризация указанных нефинансовых активов оформляется актом по форме, разрабатываемой заказчиком, с обязательным отражением в нем следующих данных: наименование, количество и стоимость нефинансовых активов, созданных в ходе выполнения работ в соответствии с государственным контрактом и тактико-техническим заданием (экспериментальные устройства, опытные образцы, узлы, блоки и макеты изделий, специальное технологическое, испытательное, контрольно-измерительное оборудование, оснастка, математическое и программное обеспечение); наименование, количество и стоимостная оценка нефинансовых активов, приобретенных в ходе выполнения работ, но не вошедших в созданные материальные ценности (спецоборудование, возвратные отходы); наименование, количество и стоимостная оценка нефинансовых активов, переданных заказчиком исполнителю без оплаты для выполнения работ (в том числе давальческое сырье и материалы); состав и стоимостная оценка отчетной научно-технической документации, предусмотренной соответствующими государственными стандартами; расходы на проведение патентных исследований и другие расходы, связанные с получением заказчиком исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности. Инвентаризация расчетов 68. При инвентаризации расчетов проверяется обоснованность сумм, числящихся на соответствующих счетах бюджетного учета воинской части, и состояние дебиторской и кредиторской задолженности. 69. Инвентаризации подлежат расчеты воинской части с бюджетами Российской Федерации, поставщиками, покупателями, подотчетными лицами, депонентами, другими дебиторами и кредиторами. Проверке подлежат соответствующие счета аналитического учета счетов 020500000 "Расчеты с дебиторами по доходам", 020600000 "Расчеты по выданным авансам", 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами", 020900000 "Расчеты по недостачам", 021000000 "Расчеты с прочими дебиторами", 030200000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты" и 030400000 "Прочие расчеты с кредиторами". 70. Инвентаризационная комиссия производит документальную проверку состояния и обоснованности числящихся на счетах сумм, устанавливает причины возникновения задолженности и определяет возможности ее уменьшения или ликвидации. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки устанавливает сроки возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, реальность задолженности, правильность и обоснованность числящихся в бюджетном учете и отчетности сумм задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание дебиторской задолженности в принудительном порядке. 71. При инвентаризации отдельно проверяются суммы по имуществу оплаченному, но находящемуся в пути, а также по имуществу полученному, но на которое не поступили в срок первичные учетные документы. 72. При проверке задолженности перед личным составом воинской части выявляются суммы кредиторской задолженности по денежному довольствию (заработной плате), подлежащие зачислению на счет депонентов, а также суммы переплат личному составу воинской части с выяснением причин переплаты. 73. При инвентаризации подотчетных сумм: проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи и целевое назначение); правильность расчетов с бюджетами Российской Федерации (в том числе своевременность перечисления) и обоснованность сумм, числящихся на счете 020900000 "Расчеты по недостачам". Результаты инвентаризации расчетов оформляются инвентаризационной описью, в которой перечисляются наименования дебиторов (кредиторов), проинвентаризованных счетов, указываются суммы дебиторской (кредиторской) задолженности - всего, в том числе подтвержденной дебиторами (кредиторами) и не подтвержденной дебиторами (кредиторами), суммы дебиторской (кредиторской) задолженности, по которым истекли сроки исковой давности. В том числе проверяются суммы дебиторской задолженности, списанные вследствие несостоятельности ответчиков и невозможности обращения взыскания на их имущество. При этом проверяется обоснованность списания задолженности, правильность учета списанной задолженности за балансом, наблюдение за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. IV. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ, ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В БЮДЖЕТНОМ УЧЕТЕ 74. Результаты инвентаризации имущества и обязательств воинской части оформляются: инвентаризационной описью остатков на счетах учета денежных средств (форма по ОКУД 0504082) - при инвентаризации остатков денежных средств на счетах, открытых воинской части в кредитных организациях; инвентаризационной описью задолженности по бюджетным ссудам (кредитам) (форма по ОКУД 0504083) - при инвентаризации задолженности по бюджетным ссудам (кредитам); инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) бланков строгой отчетности и денежных документов (форма по ОКУД 0504086) - при инвентаризации бланков строгой отчетности и денежных документов; инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) по объектам нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087) - при инвентаризации объектов нефинансовых активов; актом ревизии наличных денежных средств, ценных бумаг и других ценностей, хранящихся в кассе (форма по ОКУД 6002604), - при инвентаризации наличных денежных средств, ценных бумаг и других ценностей, хранящихся в кассе воинской части; инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма по ОКУД 0504089) - при инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами; инвентаризационной описью расчетов по доходам (форма по ОКУД 0504091) - при инвентаризации воинской частью - администратором доходов расчетов по доходам; актом инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них (форма по ОКУД 0317008) - при инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них во всех местах хранения и непосредственно в производстве; инвентаризационной описью драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (форма по ОКУД 0317009), - при инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах, на вооружении, военной и специальной технике и других объектах нефинансовых активов. В зависимости от объектов инвентаризации могут применяться формы, утвержденные другими федеральными органами исполнительной власти, или разработанные непосредственно воинской частью. 75. Результаты инвентаризации отражаются в бюджетном учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой бюджетной отчетности воинской части. Данные результатов проведенной инвентаризации обобщаются в ведомости расхождений по результатам инвентаризации (форма по ОКУД 0504092). 76. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бюджетного учета отражаются в бюджетном учете в порядке, установленном в Министерстве обороны. 77. По всем фактам недостач, потерь или излишков инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации инвентаризационная комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных бюджетного учета и составляет акт о результатах инвентаризации (форма по ОКУД 0504835) с предложениями по урегулированию отклонений. Акт о результатах инвентаризации имущества и обязательств представляется председателем инвентаризационной комиссии для утверждения командиром воинской части и принятия решения по результатам инвентаризации. Заместитель Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе Л.КУДЕЛИНА |