ФГУП ПРИ СПЕЦСТРОЕ РОССИИ ВЫПОЛНЯЕТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА. ПРИЗНАЮТСЯ ЛИ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ФГУП?. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 16.12.08 03-05-04-02/74

           ФГУП ПРИ СПЕЦСТРОЕ РОССИИ ВЫПОЛНЯЕТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ 
                     РАБОТЫ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА.
                ПРИЗНАЮТСЯ ЛИ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
               ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ,
                        ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ФГУП?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          16 декабря 2008 г.
                           N 03-05-04-02/74

                                 (Д)


     Департамент налоговой и  таможенно-тарифной  политики  рассмотрел
письмо  по  вопросу  уплаты земельного налога воинскими формированиями
при Спецстрое России и сообщает следующее.
     В связи   с  тем  что  в  рассматриваемом  обращении  отсутствует
информация о том,  кому и  на  каких  условиях  принадлежит  земельный
участок,  на котором ведутся строительные работы,  а также отсутствуют
копии  правоустанавливающих  документов  на  земельный  участок,  дать
обоснованный   ответ   на   поставленный   в   обращении   вопрос   не
представляется возможным.
     Одновременно отмечаем,   что  в  соответствии  с  п.  1  ст.  388
Налогового кодекса Российской Федерации  (далее  -  Налоговый  кодекс)
налогоплательщиками   земельного   налога   признаются  организации  и
физические   лица,   обладающие   земельными   участками   на    праве
собственности,  праве  постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения.
     На основании   п.   1   ст.   389   Налогового  кодекса  объектом
налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах
муниципального  образования  (городов  федерального  значения Москвы и
Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
     При этом  п.  2  ст.  389 Налогового кодекса определены земельные
участки,  которые не  признаются  объектом  налогообложения  земельным
налогом.
     Так, согласно пп.  1 и 3 п.  2  ст.  389  Налогового  кодекса  не
признаются  объектом  налогообложения земельным налогом соответственно
земельные   участки,   изъятые   из   оборота   в    соответствии    с
законодательством  Российской  Федерации,  а  также  земельные участки
ограниченные в обороте в соответствии с  законодательством  Российской
Федерации,  предоставленные  для  обеспечения обороны,  безопасности и
таможенных нужд.
     Перечень земельных  участков,  отнесенных  к  землям,  изъятым из
оборота и ограниченным в обороте,  приведен соответственно в п. п. 4 и
5  ст.  27  Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный
кодекс).
     В частности,   из   оборота  изъяты  земельные  участки,  занятые
находящимися  в  федеральной  собственности  зданиями,  строениями   и
сооружениями,   в   которых   размещены  для  постоянной  деятельности
Вооруженные  силы  Российской  Федерации,  войска  Пограничной  службы
Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
     К ограниченным в обороте отнесены земельные участки,  находящиеся
в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для
обеспечения  обороны   и   безопасности,   оборонной   промышленности,
таможенных  нужд и не указанные в перечне земельных участков,  изъятых
из оборота.
     В этой связи отмечаем,  что согласно ст.  93 Земельного кодекса в
целях обеспечения обороны земельные участки могут предоставляться  для
строительства,  подготовки  и  поддержания  в  необходимой  готовности
Вооруженных  Сил  Российской   Федерации,   других   войск,   воинских
формирований  и органов (размещение военных организаций,  учреждений и
других объектов,  дислокация войск и сил флота,  проведение  учений  и
иных  мероприятий);  разработки,  производства  и  ремонта вооружения,
военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных
полигонов,  мест  уничтожения оружия и захоронения отходов),  создания
запасов материальных ценностей  в  государственном  и  мобилизационном
резервах (хранилища, склады и другие).
     Кроме того,  обращаем внимание,  что  в  силу  ст.  7  Земельного
кодекса  в  состав  земель  в  Российской Федерации входят в том числе
земли населенных пунктов и земли  обороны  и  безопасности.  При  этом
правовой  режим  земель определяется исходя из их принадлежности к той
или  иной  категории  земель  и  виду  разрешенного  использования   в
соответствии  с  зонированием  территорий,  общие  принципы  и порядок
проведения   которого   устанавливаются   федеральными   законами    и
требованиями  специальных федеральных законов.  Любой вид разрешенного
использования  из  предусмотренных   зонированием   территорий   видов
выбирается  самостоятельно,  без  дополнительных разрешений и процедур
согласования.
     Землями населенных   пунктов  признаются  земли,  используемые  и
предназначенные для застройки и развития населенных  пунктов  (ст.  83
Земельного кодекса). Согласно ст. 85 Земельного кодекса в состав таких
земель могут входить земельные участки,  отнесенные в  соответствии  с
градостроительными   регламентами   к   территориальной  зоне  военных
объектов.
     Таким образом,  земельные участки,  отнесенные к категории земель
населенных пунктов в соответствии с  градостроительными  регламентами,
могут  иметь вид разрешенного использования "для обеспечения обороны и
безопасности" и должны использоваться  в  соответствии  с  этим  видом
разрешенного использования.
     В  соответствии  с п.  6 ст.  1 Федерального закона от 31.05.1996
N 61-ФЗ  "Об обороне" для выполнения отдельных задач в области обороны
привлекаются  инженерно-технические  и  дорожно-строительные  воинские
формирования при федеральных органах исполнительной власти.
     Указом Президента  Российской  Федерации  от  16.08.2004  N  1084
"Вопросы  Федерального  агентства специального строительства" (далее -
Указ    N    1084)    определено,    что    инженернотехнические     и
дорожно-строительные  воинские  формирования входят в состав Спецстроя
России.
     Согласно Положению    о    Федеральном   агентстве   специального
строительства,  утвержденном  Указом  N  1084,  к   основным   задачам
Спецстроя  России  относится  строительство  объектов  специального  и
производственного назначения,  обеспечивающих оборону  и  безопасность
государства,   правопорядок,  а  также  обустройство  войск,  жилищное
строительство и строительство объектов социальной  инфраструктуры  для
Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   других  войск,  воинских
формирований и органов,  федеральных  органов  исполнительной  власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления,  общественных  объединений  и  организаций  в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     Указом N  1084  утверждено  Положение  об   инженерно-технических
воинских  формированиях  и дорожно-строительных воинских формированиях
при Федеральном агентстве специального строительства.
     В данном Положении установлены органы и организации,  относящиеся
к инженернотехническим воинским формированиям  и  дорожно-строительным
воинским формированиям.
     При этом  определено,  что   данные   воинские   формирования   и
организации,  входящие  в их состав,  по своей организационно-правовой
форме   могут   быть    федеральными    государственными    унитарными
предприятиями    или   федеральными   государственными   учреждениями,
являющимися юридическими лицами,  регистрация которых осуществляется в
порядке, установленном федеральным законодательством.
     Учитывая изложенное,  считаем,  что  в  случае   если   земельный
участок,  предоставленный воинскому формированию при Спецстрое России,
являющемуся  по   свое   организационно-правовой   форме   федеральным
государственным унитарными предприятием,  отвечает требованиям пп. 1 и
3 п.  2 ст.  389 Налогового кодекса,  то данный земельный  участок  не
должен признаваться объектом налогообложения земельным налогом.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
16 декабря 2008 г.
N 03-05-04-02/74