О ЗАЧЕТЕ СУММ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА; О ПЕРЕСМОТРЕ НЕПРАВИЛЬНО ПРОИЗВЕДЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ; О НАЧИСЛЕНИИ ПЕНЕЙ ПРИ ПЕРЕРАСЧЕТЕ СУММЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ЗА ПРОШЕДШИЕ ПЕРИОДЫ В СВЯЗИ С ПОЛУЧЕНИЕМ СВЕДЕНИЙ ОРГАНА КАДАСТРОВОГО УЧЕТА О ТЕХ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 17.12.08 03-05-04-02/75

             О ЗАЧЕТЕ СУММ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО 
           НАЛОГА; О ПЕРЕСМОТРЕ НЕПРАВИЛЬНО ПРОИЗВЕДЕННОГО
               НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ; О НАЧИСЛЕНИИ ПЕНЕЙ ПРИ
           ПЕРЕРАСЧЕТЕ СУММЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ЗА ПРОШЕДШИЕ
             ПЕРИОДЫ В СВЯЗИ С ПОЛУЧЕНИЕМ СВЕДЕНИЙ ОРГАНА
              КАДАСТРОВОГО УЧЕТА О ТЕХНИЧЕСКИХ ОШИБКАХ,
                ДОПУЩЕННЫХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И ВЕДЕНИИ
              ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ, И
              О ПРИВЛЕЧЕНИИ К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          17 декабря 2008 г.
                           N 03-05-04-02/75

                                 (Д)


     В Департаменте   налоговой    и    таможенно-тарифной    политики
рассмотрено  письмо  и  сообщается,  что  позиция  Минфина  России  по
вопросам о  зачете  (возврате)  сумм  излишне  уплаченного  земельного
налога,    а    также    о   пересмотре   неправильно   произведенного
налогообложения изложена в  Письме  от  02.12.2008  N  03-05-04-02/71,
направленном в адрес ФНС России.
     По вопросам о начислении пеней  в  случае  перерасчета  налоговой
базы  и  суммы  земельного  налога  (авансового  платежа) за прошедшие
налоговые (отчетные) периоды и уплаты этой суммы в связи с  получением
сведений  органа кадастрового учета о технических ошибках,  допущенных
при формировании и ведении государственного кадастра  недвижимости,  а
также  о  привлечении  в  связи  с  этим налогоплательщиков земельного
налога  к  ответственности  за  совершение  налогового  правонарушения
необходимо отметить следующее.
     В соответствии с  п.  2  ст.  58  Налогового  кодекса  Российской
Федерации (далее - Кодекс) подлежащая уплате сумма налога уплачивается
налогоплательщиком в установленные сроки.
     При уплате  налога  с  нарушением  срока  уплаты налогоплательщик
уплачивает пени в порядке и на условиях,  предусмотренных Кодексом (п.
2 ст. 57, ст. 75 Кодекса).
     Согласно п. 1 ст. 397 Кодекса земельный налог (авансовые платежи)
подлежит  уплате налогоплательщиками в порядке и сроки,  установленные
нормативными правовыми актами представительных  органов  муниципальных
образований   (законами   городов   федерального   значения  Москвы  и
Санкт-Петербурга).
     Налоговая база  по  земельному  налогу  определяется  в отношении
каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по  состоянию
на  1  января  года,  являющегося  налоговым  периодом (п.  1 ст.  391
Кодекса).
     В соответствии с п.  4 ст. 391 Кодекса налоговая база для каждого
налогоплательщика,   являющегося   физическим   лицом,    определяется
налоговыми  органами  на основании сведений,  которые представляются в
налоговые органы органами,  осуществляющими  ведение  государственного
земельного  кадастра,  органами,  осуществляющими  регистрацию прав на
недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним,  и  органами   муниципальных
образований, если иное не предусмотрено п. 3 указанной статьи.
     Обязанность по  исчислению  земельного   налога   и   направлению
соответствующего    налогового    уведомления    налогоплательщику   -
физическому лицу не позднее  30  дней  до  наступления  срока  платежа
возложена на налоговый орган (ст. 52, п. 3 ст. 396 Кодекса).
     Обязанность налогоплательщика - физического  лица  уплатить  этот
налог  (авансовый платеж) возникает не ранее даты получения налогового
уведомления.  При этом уплата налога осуществляется налогоплательщиком
-физическим  лицом в течение одного месяца со дня получения налогового
уведомления,  если более продолжительный  период  времени  для  уплаты
налога не указан в этом налоговом уведомлении.
     Следовательно, обязанность налогоплательщика -  физического  лица
доплатить  сумму  земельного  налога  за  прошедший налоговый период в
связи с технической ошибкой,  допущенной при  формировании  и  ведении
государственного   кадастра  недвижимости,  возникает  не  ранее  даты
получения налогового уведомления,  в котором указана уточненная  сумма
налога.
     В силу  п.  3  ст.  391   Кодекса   налогоплательщики-организации
определяют   налоговую   базу  самостоятельно  на  основании  сведений
государственного  земельного  кадастра  о  каждом  земельном  участке,
принадлежащем   им   на  праве  собственности  или  праве  постоянного
(бессрочного) пользования.
     В соответствии      с      п.      2      ст.     396     Кодекса
налогоплательщики-организации  исчисляют   сумму   земельного   налога
(авансовых платежей) самостоятельно. При этом уплата налога (авансовых
платежей) производится в сроки,  установленные нормативными  правовыми
актами  представительных  органов  муниципальных образований (законами
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга),  но не ранее
срока   представления  налоговой  декларации  (расчетов  по  авансовым
платежам) по земельному налогу.
     Полагаем, что   суммы  земельного  налога  (авансовых  платежей),
исчисленные  в   установленном   порядке   по   уточненным   налоговым
декларациям  (расчетам)  за  прошедшие  налоговые (отчетные) периоды в
связи с получением налогоплательщиком-организацией в текущем налоговом
(отчетном)  периоде  сведений  органа кадастрового учета о технических
ошибках,  допущенных  при  формировании  и  ведении   государственного
кадастра  недвижимости и повлекших необходимость перерасчета налоговой
базы и  сумм  земельного  налога  (авансовых  платежей),  не  являются
недоимкой в смысле п.  2 ст. 11 Кодекса (недоимкой для целей Кодекса и
иных актов  законодательства  о  налогах  и  сборах  признается  сумма
налога,  не  уплаченная  в установленный законодательством о налогах и
сборах срок).
     Кроме того,  частью  первой  и  гл.  31  Кодекса  не  установлены
специальные  сроки  для  исполнения  налогоплательщиками-организациями
обязанностей   по   уплате   дополнительных   сумм  земельного  налога
(авансовых  платежей),  а  также  представлению  в  налоговые   органы
уточненных  налоговых  деклараций  (расчетов по авансовым платежам) по
земельному налогу в  связи  с  перерасчетом  налоговой  базы  и  суммы
земельного  налога  (авансового платежа) при получении сведений органа
кадастрового учета о технических ошибках,  допущенных при формировании
и ведении государственного кадастра недвижимости. В связи с получением
таких сведений обязанность по уплате указанных сумм земельного  налога
(авансовых        платежей)        должна        быть        исполнена
налогоплательщиком-организацией в ближайший  предстоящий  срок  уплаты
земельного налога (авансового платежа).
     В случае,  когда  налогоплательщиком  исполнена  в  установленном
порядке  обязанность  по  уплате  указанной  суммы  земельного  налога
(авансового  платежа)  или  суммы  земельного  налога   на   основании
полученного   уточненного   налогового   уведомления,   основания  для
начисления   пеней   и   привлечения   такого   налогоплательщика    к
ответственности отсутствуют.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
17 декабря 2008 г.
N 03-05-04-02/75