ОРГАНИЗАЦИЕЙ В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ПРИОБРЕТЕННОГО В МАРТЕ 2007 Г., БЫЛ УСТАНОВЛЕН ВИД РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ "ПОД МАГАЗИН", А В НОЯБРЕ 2008 Г. ДАННОМУ УЧАСТКУ УСТАНОВЛЕН ВИД РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ "ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛОГО ДОМА". КАК ЭТО ИЗМЕНЕНИЕ ВЛИЯЕТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ И НАЛОГОВОЙ СТАВКИ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ В 2008 И 2009 ГГ.? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 18 декабря 2008 г. N 03-05-05-02/91 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу об исчислении земельного налога при изменении вида разрешенного использования земельного участка и сообщает следующее. В соответствии со ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в размерах, определенных данной статьей Кодекса. При этом представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Согласно ст. 390 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка. При этом отмечаем, что на основании п. 1 ст. 391 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (п. 14 ст. 396 Кодекса). Исходя из данных норм Кодекса следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в т.ч. в зависимости от изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату. Как следует из письма в отношении земельного участка, приобретенного в марте 2007 г., был установлен вид разрешенного использования "под магазин", а в ноябре 2008 г. данному земельному участку установлен вид разрешенного использования "под строительство жилого дома". Учитывая положения гл. 31 Кодекса изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющее на величину налоговой базы и размер налоговой ставки и произошедшее в течение налогового периода, учитывается при определении налоговой базы и налоговой ставки, которые будут применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде. Таким образом, налогообложение земельного участка в 2008 г. должно производиться исходя из вида разрешенного использования "под магазин", а в 2009 г. исходя из вида разрешенного использования "под строительство жилого здания". Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 18 декабря 2008 г. N 03-05-05-02/91 |