ОРГАНИЗАЦИЯ-ЛИЗИНГОДАТЕЛЬ УЧИТЫВАЕТ ОБЪЕКТЫ ЛИЗИНГА НА СЧЕТЕ 03 "ДОХОДНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ". ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ВКЛЮЧАТЬ В СОСТАВ РАСХОДОВ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ НА КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В РАЗМЕРЕ НЕ БОЛЕЕ 10 ПРОЦЕНТОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИОБРЕТЕННОГО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ В ЛИЗИНГ, В СООТВЕТСТВИИ С П. 1.1 СТ. 259 НК РФ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 19 декабря 2008 г. N 03-03-06/1/698 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на капитальные вложения и сообщает следующее. Для налогоплательщиков, заключивших договор лизинга, гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрен специальный порядок налогообложения прибыли, полученной при совершении лизинговых операций. В частности, в соответствии со ст. 259 НК РФ налогоплательщик, учитывающий на своем балансе предмет лизинга, при амортизации данного имущества вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше 3. В соответствии с п. 1.1 ст. 259 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ. Пунктом 3 ст. 272 НК РФ предусмотрено, что расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 1.1 ст. 259 НК РФ, признаются в качестве расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с гл. 25 НК РФ приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения. Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется Приказами Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" и от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств". В соответствии с указанными документами для учета движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, предназначен счет 01 "Основные средства". При этом исходя из требований вышеназванных документов Минфина России в случае принятия организацией изначально к бухгалтерскому учету материально-вещественных ценностей, отвечающих требованиям признания их основными средствами (здания, сооружения, иное имущество), но предназначенных не для использования их непосредственно в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, а для предоставления организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, указанные объекты рассматриваются в качестве доходных вложений в материальные ценности и учитываются на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности". В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях гл. 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией. Таким образом, по нашему мнению, оборудование, приобретенное для передачи в лизинг и числящееся на балансе организации-лизингодателя на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", не может рассматриваться для целей НК РФ как капитальные вложения, расходы на которые налогоплательщик вправе учесть в составе расходов в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств согласно п. 1.1 ст. 259 НК РФ. Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации по налогам и сборам и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 19 декабря 2008 г. N 03-03-06/1/698 |